fantlab ru

Все отзывы посетителя Dimas_86

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Томас Оуэн «Дагиды»

Dimas_86, 3 января 2010 г. 16:58

Из предисловия к одной из книг Эдгара По я узнал об одном пояснении к его творчеству. Как-то у По спросили, почему он работает только в жанре рассказа, обходя стороной крупную форму? Литературное произведение должно быть прочитано за один раз, без каких-либо перерывов. Иначе воздействие на читателя будет искажено, смысл может ускользнуть. Ответ не дословный, но смысл передан верно.

Наиболее полно ознакомится с творчеством Оуэна позволяет издание в коллекции «Гарфанг». Его я и прочёл. Этот сборник, если воспользоваться пояснением По, необходимо читать без отрыва. Каждый из рассказов в отдельности не передает всей задумки автора. Они кажутся пресными и неинтересными.

Я прочёл несколько первых рассказов и отложил книгу. Сюжет банален, многие эпизоды прерваны без видимой причины. Кажется, что автор просто не знал как закончить рассказ и просто обрывал его.

Но спустя некоторое время я повторил попытку и вчитался. В сборнике действительно не классические рассказы, а скорее эпизоды. И недосказанность даёт им свою прелесть. Очарование тайны пронизывает сборник и придаёт ему особый шарм. Но по отдельности, повторюсь, рассказы могут и не зацепить. Идея будет видна позднее.

В заключении хотелось бы привести строку из рассказа «Путешественник»,как мне кажется она очень точно передает идею, передаваемую автором в своих работах:

«В сердце живого существа гнездится столько мрака!»

Оценка: 8
– [  5  ] +

Вашингтон Ирвинг «Альгамбра»

Dimas_86, 9 февраля 2009 г. 14:18

В представленном произведении В. Ирвинг рассказывает о своем путешествии в Испанию, в древнюю арабскую крепость Альгамбру. Очерки автора представляют собой смесь трех линий повествования – современная автору, историческая и легендарная. Далее я более подробно остановлюсь на каждой из них.

Альгамбра современная (18 век). Автор несколько глав уделяет описанию жизни крепости. Данные очерки служат введением к основному повествованию, знакомят нас с нынешними обитателями крепости (которые знакомят Ирвинга с легендами Альгамбры). Далее эти главы служат своеобразными преамбулами к рассказам по истории крепости и страны, а также к легендам Альгамбры. Также эта часть истории показывает некую “связь времен” между бурным прошлым и спокойным настоящим. Путь от крепости к королевской резиденции, и дальше, к памятнику былых времен.

Альгамбра историческая. В нескольких главах автор совершает экскурс в эпоху мавританского владычества на Пиренеях. Рассказывается о строительстве Альгамбры, покорении большей части Испании, об отношениях между мусульманскими и христианскими королевствами. Многие главы производят несколько наивное впечатление, правители во многом идеализированы, взгляд на рыцарство довольно романтичен. Но все перечисленное очень органично вписывается в антураж созданный автором. Даже исторически верные событие не портят сказочную атмосферу книги, а скорее удачно её дополняют. Некоторые из этих глав предвосхищают рассказы о тайнах крепости.

Альгамбра легендарная. Основная доля романа посвящена именно легендарному и сказочному прошлому, корни которого уходят во времена правления мавров. Арабский антураж присутствует во всех сказках. Альгамбра является памятником прошедшей эпохи, но в ней время останавливается, и фантазия местных жителей вкупе с воображением Ирвинга рождает причудливые новеллы, погружающие нас в мир Востока.

В заключении хотелось бы отметить, несмотря на время, прошедшее с написания “Альгамбры” она и сейчас может поразить фантазией и причудливым колоритом Востока. Роман может показаться несколько наивной сейчас, в ответ на это можно привести следующую цитату из данного произведения:

“В наши дни, когда народная литература занялась низменной жизнью и смакует человеческие пороки и безрассудства, когда владычица Корысть вытаптывает нежные ростки поэтических чувств и опустошает души; в наши дни, говорю я, читателю, пожалуй, стоило бы иной раз заглянуть в эти повести о более достойных временах и более возвышенных устремлениях и как следует глотнуть старинной испанской патетики”.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Хорхе Луис Борхес «Вымышленные истории»

Dimas_86, 28 января 2009 г. 16:00

Борхес объединил два предыдущих сборника в один. Очень хорошие рассказы собраны вместе, да и автор любил составлять всяческие антологии и всё систематизировать. Вот и здесь видимо не удержался.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Хуан Хосе Арреола «Песни злой боли»

Dimas_86, 25 января 2009 г. 19:40

Рассказы состовляющие данный сборник невелики по объёму, но тем не менее мастерство Арреолы как автора малой прозы здесь проявилось во всей своей силе. Умения автора стремительно раскрыть свою идею, смоделировать забавную ситуацию, да и просто удивить читателя состовляют основу представленного собрания.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Хорхе Луис Борхес «La muerte y la brújula»

Dimas_86, 25 января 2009 г. 19:35

Многие рассказы сборника были представлены в более ранних собраниях автора. Мне кажется, что в данном случае Борхес стремится подчеркнуть многоплановость созданных им новелл, указать на иное их прочтение, на особую проблематику.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Хулио Кортасар «Тайное оружие»

Dimas_86, 25 января 2009 г. 19:32

Именно в этом сборнике, из всех прочитанных мной у автора, Кортасар предстает как очень тонкий психолог. Создавая казалось бы очень маловероятные ситуации он легко действут на эмоциональное восприятие читателя, манипулирует его вниманием, и в самый последний момент ускальзает не оставив однозначного ответа. Мастерство создателя занимательных миниатюр очень велико.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Хуан Хосе Арреола «Былые начала»

Dimas_86, 25 января 2009 г. 19:21

Небольшой сборник стихотворений Арреолы. Не являясь большим знатоком (да и небольшим тоже) поэзии, скажу лишь что стихи очень приятные, атмосферные и не вызывают какого-либо не понимания.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Амброз Бирс «Can Such Things Be?: Tales of Horror and the Supernatural»

Dimas_86, 25 января 2009 г. 19:16

Сборник очень неровный, как по качеству написанных рассказов, так и по их жанровой направленности.

Относительно первого замечания хотелось бы отметить, что наряду с очень качественно написанными рассказами («Смерть Альпина Фрейзера», «Хозяин Моксона»), встречаются новеллы не вызывающие какого либо отклика и забывающиеся сразу после прочтения. Отличительная черта последних — очень малый объем, это скорее микрорассказы. Возможно Бирс просто не успевал «разогнаться». К сожалению они разбавляют сборник, снижая его атмосферу и эмоциональное воздействие.

По поводу второго — в собрании присутствует и мистика, и несколько примеров черного юмора, даже есть один рассказ про любовь. Кроме вышеперечисленных — большую долю занимают рассказы-заметки (они как раз в большинстве своем не порадовали).

Со сборником можно ознакомится для понимания истории мистики (некоторые идеи Бирса с успехом развивали другие писатели). Ну и любителям жанра, конечно стоит прочитать.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Хорхе Луис Борхес «Создатель»

Dimas_86, 25 января 2009 г. 19:00

Как и в некоторых других сборниках Борхеса, в «Создатель» входят и проза и поэзия. Данный факт лишний раз подчеркивает потрясающий талант и многообразие интересов автора. Как не большой знаток стихосложения я не берусь судить здесь об этом аспекте собрания (хотя на эмоцианальном уровне — понравилось). Что же касается прозы — то она, как и всегда, на очень хорошем уровне. Ни одна из миниатюр Борхеса не заставляет скучать, хотя некоторые из них оставляют в легком недоумении (задумку автора я понимал не всегда).

Оценка: 8
– [  3  ] +

Хорхе Луис Борхес «Новые расследования»

Dimas_86, 25 января 2009 г. 18:53

Размах сборника просто поразителен, а фантастическая начитанность Борхеса не перестает удивлять. Богатство идей рассказов поразительно даже для данного автора. Игра слова, интереснейшие параллели проводимые во многих миниатюрах, разброс тем и идей бесспорно делают этот сборник одним из лучших прочитанных мной у Борхеса. И что немаловажно — его просто приятно читать.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Амброз Бирс «В области нереального»

Dimas_86, 23 января 2009 г. 15:01

Где-то я читал, что индусы считают окружающий нас мир иллюзорным (покров Майи). Мне кажется в данном рассказе используется именно эта идея (Дорримор всё же не случайно показан именно факиром, из Индии). Реализация очень не дурна, правда в индуизме эту идею использовали более глубоко что ли (было развито множество техник, позволяющих преодолеть обманы этого мира), но Бирс сделал из неё основу для не плохого рассказа (конец 19 века — думаю идеи Индия еще не были широко известны его соотечественникам и новелла была «в тему»).

Оценка: 8
– [  5  ] +

Амброз Бирс «Похороны Джона Мортонсона»

Dimas_86, 23 января 2009 г. 13:44

Видимо черный юмор выглядит именно так. Мне кажется, что задумка рассказа следующая — показать контраст серьёзности нашего отношения к смерти и отношения к ней природы (за неё кот). И то что людям кажется неизменно важным и заслуживающим внимания, весь пафос смерти, ниспровергается Бирсом до самого заурядного события (идея может и не нова, но реализация очень оригинальна).

Оценка: 9
– [  18  ] +

Олаф Стэплдон «Последние и первые люди: история близлежащего и далёкого будущего»

Dimas_86, 22 января 2009 г. 21:31

Очень сложное и многоплановое произведение. После прочтения романа именно со Стэплдоном у меня ассоциируется настоящая интеллектуальная фантастика. Не хочу ставить спойлеров, поэтому скажу только что основное направления сюжета заложено уже в названии. В «Последних и первых людях» автором использовано множество интереснейших ходов и развито множество занимательных идей. Стэплдон не ограничивает свою фантазию, не бережет идеи для следующих произведений. В книге находит отражение множество проблем, актуальных как при написании романа, так и в наши дни. В заключении хотелось бы заметить, что несмотря на некоторую сложность, с произведением следовало бы ознакомится для того чтобы составить представление об истоках жанра фантастики и о том как фантасты ранее акцентировали внимание читателя на многих важных аспектах нашей жизни (да и просто чтобы мозг не ржавел).

Оценка: 9
– [  0  ] +

Хорхе Луис Борхес «Выдумки»

Dimas_86, 22 января 2009 г. 19:40

Сборник, как и все прочие у Борхеса, без слабых мест. Каждый из рассказов несет свою идею и прекрасно её раскрывает, а все вместе они составляют чудесное полотно человеческой мысли. Многие из них имеют не одно прочтение, в особенности хочется отметить «Тайное чудо». Идея жизни как одного мнгновения конечно не нова, но облачение преданное ей Борхесом не может не восхищать.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Рэй Брэдбери «Р — значит ракета»

Dimas_86, 22 января 2009 г. 19:33

Именно в этот сборник входит рассказ с которым я хотел познакомится у Брэдбери больше прочих — «И грянул гром». Мне казалось очень интересным узнать как автор покажет непрочность и хрупкость нашего мира на примере одной бабочки. Благодаря своему любопытству я открыл еще один очень хороший рассказ — «Изгнанники». Мне кажется что идея этой миниатюры (конечно переработанная и более широко раскрытая) была в дальнейшем использована при написании «451 по Фаренгейту», что конечно же нисколько не обесценивает сам рассказ (идея которого блестяща).

Оценка: 9
– [  2  ] +

Рэй Брэдбери «Человек в картинках»

Dimas_86, 22 января 2009 г. 19:20

Интересный сборник, я прочитал не очень много собраний рассказов Брэдбери, но все они достаточно ровные. И в каждом из них можно выделить несколько очень хороших миниатюр. В данном сборнике мне приглянулись «Вельд», «Детская площадка» и «Урочный час». Никогда не считал Брэдбери автором мистики (до этого сборника), но в «Вельде» проявилось мастерство автора и в этом жанре. Площадка и Час — прекрасные рассказы с замечательно созданной гнетущей атмосферой.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Хорхе Луис Борхес «Алеф»

Dimas_86, 22 января 2009 г. 11:40

Один из первых прочитанных мною сборников Борхеса. Среди очень ровных рассказов мне хотелось бы выделить три наиболее запомнившихся. «Дом Астретия» — прекрасно продемонстрирована способность Борхеса рассказать изветную сказку как абсолютно новую, «взгляд с другой стороны» показывает что фантазия границ не знает (ну или что любую историю можно перевернуть сног на голову). «Два царя и два их лабиринта» — притча маленькая и что-то писать явно лишнее, но хотелось бы отметить оригинальную развязку автора. «Deutsches Requiem» — очень красивый рассказ, трагедия нации через отдельного её представителя.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Роджер Желязны, Роберт Шекли «Принесите мне голову прекрасного принца»

Dimas_86, 21 января 2009 г. 20:08

Я все же редко читаю юмористическую литературу, а уж фентези юмористическую то подавно. Но этот роман мне очень понравился, с него началось мое знакомство и с Желязны и с Шекли. Я не искал в нем какой-то глубины, а некоторые находки меня очень порадовали. Может мне повезло — ничего особенного я не ждал а вышло очень хорошо. И Желязны читать продолжил.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Хуан Хосе Арреола «Punta de plata»

Dimas_86, 21 января 2009 г. 14:25

Интересные и оригинальные миниатюрыо животных, а за каждым из них стоит какая-нибудь черта человеческого характера (соответствующая по мнению Арреолы данному животному). Наблюдения иногда очень забавны, но всегда точны (некоторые правда не всегда понятны). Позже этот сборник соединили еще с двумя в большой сборник, и именно эти зарисовки характеров дали ему название «Бестиарий» (ну мне так кажется).

Оценка: 8
– [  3  ] +

Хулио Кортасар «Бестиарий»

Dimas_86, 21 января 2009 г. 14:11

Заметил как-то, что многие латиноамериканские писатели (из прочитанных мной) любят создавать сборник «Бестиарий». У каждого свой зверинец, вот и Кортасар создал свой. Люди как звери и звери как люди, а в рассказе «Бестиарий» и вовсе тигр есть. Можно и не искать ни какого подтекста в рассказах, а просто прочитать оригинальные (очень оригмнальные) рассказы сборника.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Хулио Кортасар «Все огни - огонь»

Dimas_86, 21 января 2009 г. 13:56

Сборник без слабых рассказов. Каждый из них очень и очень хорош, а объединенные в сборник они просто великолепны. Для меня это обстоятельство особенно важно, так как я очень ценю атмосферу создаваемую при чтении, и в случае с отдельным рассказом (даже очень хорошем) это не всегда возможно. Здесь же удовольствие от чтения получено.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Хорхе Луис Борхес «Сад расходящихся тропок»

Dimas_86, 21 января 2009 г. 13:40

Очень оригинальный сборник. Для меня бывает сложно выделить в сборнике лучшие рассказы, здесь именно такая ситуация. Рассказы хотя и разные, но очень органично сочетаются и незаметно в них втягиваешься и создается превосходная атмосфера. Также хочется добавить что читать лучше весь сборник, а не отдельные рассказы-«эффект накапливается».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Рэй Брэдбери «К — значит космос»

Dimas_86, 21 января 2009 г. 13:26

Несмотря на то, что рассказы «Космоса» в большинстве своем были представлены в более ранних сборниках я ознакомился с ними именно здесь. В целом уровень сборника довольно высок, каких-то провальных или просто слабых рассказов в нем я не заметил. Из рассказов представленных впервые хотелось бы отметить «Столп Огненный», мне кажется рассказы подобного стиля характерны для раннего Брэдбери, позже он подобные не писал (или я их просто не встречал). Из рассказов опубликованных раннее мне больше других понравился «Пешеход». Зарисовка короткая, но очень яркая.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Уильям Гибсон «Сожжение Хром»

Dimas_86, 20 января 2009 г. 22:42

Прочитал данный сборник сражу же после «Нейроманта» и с него началось моё знакомство с киберпанком, чему я несказанно рад. Так уж случилось что я могу причислить себя к почитателям малой прозы. И «Сожжение хром» стал прекрасной находкой, несколько рассказов очень хороши, а «Захолустье» и «Зимний рынок» просто замечательны. Как-то грустно после них стало.

Оценка: 10
⇑ Наверх