fantlab ru

Все отзывы посетителя tenna

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  -1  ] +

Анна Чайка «Абрис»

tenna, 30 апреля 2023 г. 13:12

«Насмотрятся телевизора, а потом спать не могут.»

Или ужастиков начитаются... Конкретно в этой книге нет того, за что обычно 16+ ставят — ни насилия, ни постельных сцен и тому подобного... Только мистика и кошмары из других реальностей, в ассортименте и изобилии.

Ещё в подростковом возрасте, Кинг казался мне скучным. Я всё удивлялась, какой же он король ужаса — такая скукота и бытовуха. А вот эта книжка на меня бы тогда произвела впечатление. И теперь, когда я уже давно взрослая тётя, было интересно и захватывающе.

Кратко о сюжете. Главная героиня, шестнадцатилетняя девушка, обманом оказалась связана с таинственной жутью потустороннего мира. Девушка унывать не стала, а сразу приступила к своим новым потусторонним обязанностям.

Лиза... ну вот такая у главной героини мамочка, хотя она любит и как умеет обеспечивает своего ребёнка.

Книга ярко и кинематографично написана, по ней мог бы быть классный фильм ужасов. И похоже, что должно быть продолжение — ведь она так и не выполнила данное Гвидо обещание.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Антон Чехов «Письмо к учёному соседу»

tenna, 30 апреля 2023 г. 13:00

Дебютный рассказ, будущего образа в иконостасе русских классиков, написан от лица простого деревенского помещика, отставного урядника из дворян, которого почему-то угораздило страстно увлечься не какой-нибудь там рыбалкой или ещё какой деревенской забавой, а ... наукой. И вот подарок судьбы — в соседнее имение приехал из самого Санкт-Петербурга настоящий учёный, который не просто кучу заграничных книг прочитал, но и сам кучу написал.

Чтобы заинтересовать соседа своей персоной, деревенский жрец науки в письме-приглашении в гости старается показать свою большую учёность и так и сыплет научными словечками. А самоуничижительная лексика при этом должна лишь подчёркивать его незаурядные умственные способности. Он ведь считает, что тоже занимается наукой, то есть наблюдает, размышляет, делает открытия, но не понимает насколько наивен и до смешного недообразован.

Письмо получилось странное. С одной стороны — напоминает лепет малолетнего ребёнка, объясняющего непонятливому взрослому, как устроен мир, с другой — здравые умозаключения о вреде кофе и пагубном влиянии роскоши и удивительные по мудрости рассуждения о науке:

»...которую Провидение дало роду человеческому для вырытия из недр мира видимого и невидимого драгоценных металов, металоидов и бриллиантов...»

«Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть.»

»...наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя...»

«из недр мира видимого и невидимого» — вообще восхитительно! И это в то время, когда его учёный сосед считает, что на луне «живут и обитают люди и племена». (Кстати, то, что на луне нет атмосферы известно было тогдашней науке уже добрую сотню лет.) Браво, отставной урядник войска донского!

Поэтому надо признать, что у него были основания воображать себя знающим и мудрым. Отсюда такая убеждённость в своей правоте, позволяющая «обоснованно» опровергать научные взгляды своего соседа, пересказанные местным батюшкой. Он ждёт от научного мира признания его заслуг и восхищение его умом.

Как думаете, приедет учёный сосед в гости к провинциалу вести научные дискуссии? Приедет, потому как судя по всему до сих пор не женат.

«Дочь моя Наташенька просила Вас, чтоб Вы с собой какие нибудь умные книги привезли. Она у меня эманципе, все у ней дураки, только она одна умная. Молодеж теперь я Вам скажу дает себя знать. Дай им бог!»

Оценка: 9
– [  4  ] +

Александр Дихнов «Записки Чёрного Властелина»

tenna, 21 февраля 2019 г. 22:14

Крутой стеб над фэнтезийными стереотипами.

Высшие силы (законы жанра), которые двигают сюжет героического фэнтези, таковы, что финал в нём всегда одинаков: появляется Герой с небольшой группой поддержки и без малейших угрызений совести бьёт мечом по башке Чёрного Властелина, ибо Добро обязано побеждать Зло.

В таком вот фэнтезийном мирке жил один Чёрный Властелин. Как и положено, он осуществлял коварнейший план по захвату мира, до тех пор, конечно, пока к нему не являлся Герой... И каждый раз для Чёрного Властелина всё повторялось: он возрождался, после долгого пребывания в пространстве, где нет ничего, составлял план по захвату мира, который всегда заканчивался провалом. Потом — по башке, и по новой...

И вот, возродившись в очередной раз, Чёрный Властелин понял, что как бы он не рассчитывал, как бы не изворачивался, такое развитие событий предопределено не зависящими от него высшими силами и он в итоге всегда будет получать по башке. Как разорвать такую неумолимую предопределённость раз и навсегда? Как добиться принципиально иной ситуации, проще говоря уцелеть? Он даже дошёл до того, что хотел завязать, перестать быть Чёрным Властелином, пожить где-нибудь отшельником в своё удовольствие, поскольку злодейство для него не потребность души, а работа такая, но ведь в покое его не оставят, разнюхают со временем и придут по его душу: «Извините, ...но избавить мир от вашего присутствия совершенно необходимо – очень уж Добру мешаете…»

Принципиально иная ситуация должна получиться в том случае, если Чёрный Властелин на сей раз останется жив, не уклонившись от сражения. Чтобы такое провернуть, Чёрный Властелин решил основательно заделаться под Героя: перенести себя в новорождённого младенца, будущего героя, лишив себя памяти и могущества и тогда никакой светлый маг не сможет его обнаружить. По кодовому слову, всё должно вернуться. Но если он в таком беспомощном состоянии погибнет, то ему реально кранты.

Временно исполнять обязанности Чёрного Властелина изъявил желание его старый знакомый — дракон, который из чисто спортивного и/или научного интереса захотел проверить, так ли уж предопределён финал для сил Зла и поэтому игра должна пойти всерьёз, на победу.

Восемнадцать лет спустя, самый знаменитый маг светлых сил, Бьорн Скиталец, отправился в местечко Сонная Хмарь, где согласно вычислениям по звёздам, должен жить очередной Герой. Но там оказалось три молодых человека подходящего возраста. И светлый маг решает теперь, кто же из них Герой, а читатель — кто из них Чёрный Властелин...

Книга заканчивается на опасном драматическом моменте, грозящем перейти в трагический, и по идее должно быть продолжение. Но ждать продолжения наверно уже не стоит, поскольку от автора уже с десяток лет нет новых произведений. Несмотря на это, ничуть не жалею, что прочитала. И не стоит переживать за концовку, из названия книги ясно, что Чёрный Властелин останется жив, записки вот впоследствии настрочил, где бодренько так рассказывает, с хорошим настроением...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Артём Каменистый «Демоны Юга»

tenna, 6 октября 2018 г. 10:42

Это продолжение книги «Демон-самозванец» серии «Маги и моторы». Сильно уступает первой книге. Нет живости, огонька, мало динамики. Новые персонажи, маги, какие-то схематичные, даже девушка-магичка, которая понравилась главному герою, Леону. Да и сам главный герой выглядит здесь более блеклым. Сюжет предсказуемый с самого начала, простой и прямой. В общем, скучно. Добавила бал за эпилог.

Итак, книга начинается тем, что летающее существо, похожее на дракона, привезло Леона к магам, оказавшимся без еды и тепла в заснеженном горном хребте, разделяющим два мира: север и юг. Их объявили врагами в своей южной половине мира, на них охотились как на лютых зверей, поэтому они пошли искать спасение на севере, не зная, что на севере нет магии и общая политика тамошних правителей — не допускать появления пришельцев с юга и если кто и перебирался через хребет, то их убивали и зачищали о них всю информацию, чтобы население думало, что на юге нет жизни. Мятежный генерал Грул со своим отрядом никому не подчиняется и Леон предложил магам служить генералу, который хватался за любую помощь. А сейчас будет спойлер: маги с Леоном стали служить генералу Грулу. И начали успешно колошматить его врагов. Всё, на этом книга заканчивается. Я уже упоминала про простой и прямой сюжет.

Конец вроде хороший. Но сотрудничество с генералом ненадёжно, опасно и скорее всего плохо кончится. Тот ещё тип, чаще бывает не дальновидным и вздорным солдафоном, не ценящим знания и умения, чем выдержанным и разумным командиром. Рраз... И пулю в голову магу, который вместе со своими друзьями-магами могли бы всех его врагов в лапшу покрошить. Позднее, именно это, покрошить врагов с помощью магов и предложит ему Леон. Два... И расстрелял вместе со всеми команду специалистов, обслуживающих дирижабль. А ведь на нём лететь придётся и теперь без специалистов. Три... Повесил единственного выжившего механика из команды дирижабля, который ещё и пулемёты чинил.

Генералу нужна красивая идея, которая бы сильно добавила ему сторонников и популярности, поскольку запрос на подобное в обществе есть. Типа: Долой сословия. Всеобщее равенство. Не только народ должен уважать власть, но и власть должна уважать народ и т.п.. Да не поймёт он этого, не такой человек. Кто бы подсказывал, да только умников простая солдатская душа не любит.

В этой книге пока так и не прояснилась главная загадка, связанная с попаданием в наш мир магического артефакта, украденного Леоном. А так бы хотелось узнать.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Артём Каменистый «Демон-самозванец»

tenna, 30 сентября 2018 г. 11:55

То, что круто охраняется с использованием навороченной сигнализации и вооружённой до зубов службы безопасности, украсть под силу лишь организации, использующей самые передовые достижения науки и высокопрофессиональных специалистов по изъятию чужой собственности. Главный герой, Леон, как раз из таких профессионалов.

В этот раз нужный объект находился на 22 этаже высотного здания. При входе Леон, выглядевший из-за силиконовой маски, как работающий здесь уборщик, прошёл проверку охраны. Вот тут у меня вопрос появился. Леон входил в здание вместе с тележкой уборщика. Почему охрана довольно основательно проверив личность уборщика, не проверила его тележку, где были спрятаны воровские спецсредства? С точки зрения безопасности, о которой там так пекутся, это необходимо было сделать. Ведь в тележке и бомбу можно пронести.

Ну да ладно, что там дальше. А дальше случился облом, после того как он всё же добыл требуемый объект. И конец бы главному герою пришёл, но украденный объект оказался инопланетным магическим артефактом, который почему-то его спас, перенеся в свой мир (и дальше спасал и защищал).

В стимпанковском мире, куда попал Леон, с дирижаблями и зачатками электричества, шла гражданская война. Так получилось, что Леон попал к одному из главных лиц в этой войне — генералу Грулу — упёртому атеисту и типичному солдафону, который сначала стреляет, потом думает. И хотя Леон появился в тюремной камере у отчаявшегося мага в результате многодневных попыток проведения ритуала по вызову демона, генерала это нисколько не впечатлило: «Ни на миг не поверю ни в богов, ни в демонов, но ничего не имею против твоей забавной сказочки. Для глупцов она звучит достаточно правдоподобно, значит, меньше нежелательных вопросов... У меня есть свое мнение. Думаю, ты просто человек, но человек необычный. Не знаю точно, откуда появился в этой тюрьме, но поведение и, главное, предметы, которые при тебе нашли, подсказывают, что можешь знать многое. Очень многое. В том числе и никому здесь не известное.» Генерал не убил Леона только потому, что рассчитывал, что он может быть ему очень полезен. Теперь главному герою придётся служить такому солдафону и выживать в неизвестном воюющем мире.

На войне, как на войне и в книге много внимания уделяется боевым действиям и тому, что с ними связано. Персонажи колоритные, тот же генерал Грул. Интересный мир с намёками на древние тайны. Загадочная вторая половина мира, где есть магия. Сюжетные действия обоснованные и проработанные. Очень даже уместный юмор. В общем, на мой взгляд, заслуженный высший балл.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Александр Пушкин «Жених»

tenna, 19 сентября 2018 г. 03:45

По сватался к купеческой дочке, Наташе, жених: богатый, умный, живёт как барин и ни перед кем не кланяется. Так его сваха расписала. Завалил невесту подарками: жемчуг, перстни золотые, платья парчовые. С отцом невесты договорился, несмотря на то, что видел девушку всего один раз, когда проезжал мимо. Невеста, как послушная дочь, согласилась. И сразу свадьба. В то время такой порядок был. Ну а любовь? Это кому как повезёт, потом. Вот так быстро и просто и ведь не известно за какого человека выдают замуж родную, любимую дочку. А вдруг он злодеем каким окажется и попадёт к нему, как рыбка на крючок, очередная беспомощная жертва. Но самоуверенный жених не предполагает, что его жертва сама может закинуть удочку...

Злодею Пушкин не стал уделять внимание и мотивы его злодейские так и не раскрыл.

Оценка: 10
– [  4  ] +

О. Генри «Комната на чердаке»

tenna, 12 сентября 2018 г. 09:26

Мизерная комната на чердаке. Четыре голые стены — как ствол угольной шахты. Из мебели — железная кровать, стул и полка, служившая столом и шкафом. Из удобств — умывальник. Только такие вот «апартаменты» были по карману молодой девушке — машинистке. Через маленькое окошко в потолке луч света всё же проникал в эту конуру. А каждую ночь в него светила одна и та же звезда.

Через какое-то время и так далеко не светлая полоса в её жизни сменилась чёрной. Она потеряла работу, ходила из одной конторы в другую, получая отказы. Так продолжалось долго. Однажды она пришла домой, обессиленная упала на кровать, исхудалой рукой послала своей звезде в окошке прощальный воздушный поцелуй. Рука бессильно упала...

Конец этой истории оптимистичный и очень романтичный.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Михаил Тырин «Заговор обречённых»

tenna, 10 сентября 2018 г. 00:53

Попаданцы всегда куда-то попадают. В этой истории главный герой, Сергей, после автомобильной аварии, где он должен был погибнуть, попал казалось бы к спасителям, которые вытаскивают людей в свой мир перед тем, как на земле они должны погибнуть в катастрофе. Дальше есть выбор — или воевать с непонятным противником за интересы своих спасителей, контролёров, как их называют, продлевая в этом мире своё бессмысленное существование в качестве пушечного мяса, или они всегда могут отправить обратно, в тот момент, из которого вытащили.

Но как потом выяснил Сергей, контролёры, проникая в нашу реальность, сами устраивают катастрофы, сбивают самолёты, топят корабли, чтобы забрать побольше сильных, обученных бойцов, затем подло объявляют себя их спасителями. Бойцов они забирают только из одной страны — России, поскольку не хотят заморачиваться с разными языками. При этом контролёры легкомысленные, недалёкие, трусливые, можно сказать комичные персонажи, хотя конечно же они тут главные гады. Развлечения и отдых для своих бойцов контролёры создали исходя из собственных представлений о привычном для них досуге: кабак, ресторан, библиотека. И откуда у таких типов такая, способная проникать в другие миры, техника, которую мог создать только высокий интеллект? А высокий интеллект в лице инопланетного учёного её и создал. Но он ничего бы не смог добиться один, поэтому нашёл себе помощников и обучил их пользоваться этой техникой. После этого контролёры его выгнали и завладели техникой. Учёные такие наивные.

А всё из-за того, что этот учёный, с помощью созданного им устройства, хотел спасти свою дочь, которая была в числе пассажиров взорвавшегося мегалайна. Остальных пассажиров он спасать не собирался. Потому что всех не спасёшь и есть такой закон природы — естественная убыль особей.

Главный герой считает иначе и решает спасти людей на земле, уничтожив это устройство, с помощью которого контролёры, проникая в наш мир, устраивают там аварии, ну и самому при этом не погибнуть и вернуться домой.

В общем неплохое, немного гротескное, проработанное, с юмором, чтиво про попаданцев.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»

tenna, 2 сентября 2018 г. 19:15

С последствиями пикника инопланетян на обочине космической дороги сравнил физик Валентин Пильман появление аномальных зон с непонятными и зачастую крайне опасными явлениями и артефактами. Как по мне, так это больше похоже на последствия боевой спецоперации против себе подобных. Уж очень много смертоносного «мусора» после себя «гости» пренебрежительно оставили туземцам. К тому же пострадали все люди, которых накрыло посещение. Кто заболел и с него слезла кожа, кто почти полностью ослеп.

Для изучения и контроля зон посещения человечество создало международные научные и военные организации. Но каких-то единых стандартов охраны опасных объектов не существует. В городишке Хармонт, в части которого образовалась одна из таких зон, вовсю резвятся сталкеры, проникая в зону через кордоны с пулемётами и патрулями, вытаскивая оттуда все артефакты, хабар на языке сталкеров, которые можно продать. А вот в России о сталкерах и не слышали. Там вокруг зон действительно стальной барьер, никого лишнего, пояс пустоты шириной 100 км. Везде бы так, как в России.

Главный герой, Рэдрик Шухарт, сталкер, живущий в Хармонте, жёсткий индивидуалист по жизни, презирающий стадо работяг. Ради личных интересов продал тёмным личностям крайне опасный артефакт, хотя даже боялся представить для чего это может понадобится. Совесть у него есть, он считал, что плохо поступает, когда таскает из зоны артефакты и даже хотел завязать с этим делом, но поступки по совести шли бы в разрез с его индивидуалистическими стремлениями. Несмотря на то, что главный герой думал только о личных интересах, он уважал и восхищался своим другом Кириллом, научным сотрудником, который желал всеобщего мира, блага и процветания и работал для этого.

Постепенно главный герой докатился до того, что стал почти таким же, как сталкер Стервятник, которого он презирал. Но в конце книги он должен сделать выбор, окончательно стать таким как Стервятник (и даже хуже) или впервые в жизни быть таким как Кирилл и Арчи, которые желали лучшего для всех.

PS: На мой взгляд с ожившими покойниками авторы переборщили, они тут кажутся лишними.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Олег Шовкуненко «И настанет день третий»

tenna, 26 августа 2018 г. 22:45

По жанру это какое-то современное мрачное фэнтези. Главный герой, Алексей Глебов, в прошлом командир военного корабля бывшего Советского союза, работает старпомом на коммерческом иностранном судне, перевозящем зерно. Но в этот рейс судовладельцы решили перевезти другой груз, на который не было рассчитано судно. Попав в шторм, судно перевернулось и затонуло. Главный герой, оказавшись в ледяной воде, от переохлаждения умер и попал в ад, надо думать за то, что был атеистом.

Дьявол встретил его лично и предложил стать бесом-искусителем. Алексей естественно решил, что всё, что с ним происходит это бред умирающего мозга. «Ну, что ж, бредить так бредить – широко, весело, с истинно русской удалью. Отдышавшись от смеха, я послал Дьявола на три веселых буквы. А чтобы рогатый поскорее отправился в указанном направлении, пришлось его поторопить. Не долго думая, я схватил со стола увесистый письменный прибор и запустил им в надменно ухмыляющуюся физиономию.» За это Алексей поплатился тем, что был отправлен на восьмой круг, где люди теряют человеческие качества и сходят с ума.

Как выяснил позже Алексей, ад это гигантская фабрика по производству золота из свинца с помощью философского камня, который алхимическим способом производят здесь же. Весь технологический процесс состоит из девяти уровней, то есть девяти кругов. Дьявол придумал золото, как источник искушения, наделил его магической силой, вызывающей алчность и сумасшествие, и стал подсовывать его людям в виде самородков.

На том свете свои правила и в аду все говорят на одном языке, даже крупные животные, попавшие туда за убийство людей из мести. Тамошний закон и порядок — каждый за себя и для себя. Всё держится на страхе.

Сюжет захватывает. Особенно впечатлила концовка в пандемониуме. Книга эмоционально тяжёлая, всякой адской жути в изобилии. Смягчается это тем, что в начале книги главного героя просит рассказать о кораблекрушении молодая журналистка. Ясно, что он останется жив. И можно было бы считать всё бредом, если бы не след, оставшийся у него от адского клейма.

Главные идеи книги очень правильные: никогда не сдавайся, даже в самом безнадёжном положении; дружба и взаимопомощь помогает противостоять врагам.

»- Ну а деньги? — спросил Портос.

- Деньги есть, 300 пистолей, — ответил дАртаньян.

- Это только на дорогу туда. А обратно? — не унимался Портос.

- Могу вас успокоить, обратно мы вернёмся не все.»

Оценка: 10
– [  8  ] +

Дем Михайлов «Изгой»

tenna, 19 августа 2018 г. 20:14

Не ожидала, что так захватит. Прочитала на данное время 8 книг и очень надеюсь на продолжение, поскольку остались важные вопросы без ответа, да и Тёмный повелитель со своим первожрецом не должны сидеть сложа руки. Не хочется верить, что вот так всё и закончится.

Главному герою вместе со своими людьми, которые считают его своим господином, придётся делать казалось бы невозможное — выживать в Диких землях, основав там небольшое, хорошо укреплённое поселение. Ведь Дикие земли — это, отгороженная Пограничной стеной, половина континента, населённая чудовищными существами и нежитью. И кроме всего этого их хотят уничтожить могущественные некроманты. После Тёмного повелителя враги круче некуда.

Главный герой попаданец, но не типичный. Он ничего не помнит о «прошлой» жизни, кроме редких непонятных проблесков.

Эта серия — фэнтези с тёмным оттенком. Вещь, надо сказать, не детская. Кровь, кишки, мозги и тому подобное в изобилии. Иногда кажется, тёмным оттенком автор перебарщивает.

Мир «Изгоя» — жёсткий, суровый мир, со множеством тайн и загадок. Персонажи живые, каждый со своим характером. Сюжет динамичный, приключения одно круче другого и так на протяжении всей серии, не сбавляя темпа. Уж казалось бы столько всякого фэнтези начиталась, а «Изгой» захватил больше других. За это ставлю 10 баллов каждой книге.

Оценка: 10
– [  30  ] +

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

tenna, 18 июля 2018 г. 22:53

В Москве (думаю где-то конец 20-х — начало 30-х годов) появился сатана, здесь его зовут Воланд, со своей свитой. Бал провести, прямо в «нехорошей», выходящей в пятое измерение, квартире, где на свою беду проживали в это время Берлиоз и Лиходеев и на москвичей посмотреть, про которых он позже скажет: «обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их». Квартирный вопрос стал самой важной проблемой? И это после мировой, гражданской войн, разрухи, голода, эпидемий? Что называется — зажрались, товарищи благополучные обыватели.

Глумливо, жестоко, даже по-садистки Воланд с компанией поступали с теми, кто на пути подвернулись. И мне жаль жертв их дьявольских выходок:

1) Изрезанную осколками стекла работягу вагоновожатую (водителя), чей трамвай проехался по Берлиозу. Булгаков пишет, что она была красавицей. После этого, возможно, уже не будет такой красавицей. И с таким кошмаром ей жить дальше.

2) Берлиоза, который мало того, что пострадал по полной, но и после смерти Воланд над ним поиздевался.

3) Администратора варьете Варенуху, который не поддался угрозам и хотел изобличить злодеев. За что был банально избит и отдан на съедение вампирше. И сам стал вампиром. Правда потом, подобревшие после бала, Воланд с компанией выполнили его просьбу отпустить, потому что он не кровожадный и не может быть вампиром.

4) Конферансье Бенгальского, от пережитого потрясения попавшего в психушку. «...утратил конферансье значительную дозу своей веселости, которая столь необходима при его профессии. Осталась у него неприятная, тягостная привычка каждую весну в полнолуние впадать в тревожное состояние, внезапно хвататься за шею, испуганно оглядываться и плакать.»

5) Превратившегося в старика финдиректора варьете Римского. «...старенький-престаренький, с трясущейся головой, финдиректор подал заявление об уходе из Варьете.»

6) Честного и порядочного бухгалтера варьете Ласточкина, которому компания Воланда подсунула валюту и за это его арестовали.

7) Даже мелкого взяточника, Никанора Ивановича, которого дьявольский сон не смог заставить оболгать себя.

И ещё, жаль растоптанный талант Ивана Бездомного, но это уже мастер постарался.

Вот кого действительно нужно было не слабо наказать, так это Алоизия Могарыча, написавшего донос на мастера, чтобы занять его квартиру. Но Воланд с компанией наказали его чисто символически, забросив в поезд где-то под Вяткой. А поскольку он был человеком чрезвычайно предприимчивым, то уже через несколько месяцев занял должность ушедшего Римского. И как шепчет иногда Варенуха, что «такой сволочи, как этот Алоизий, он будто бы никогда не встречал в жизни и что будто бы от этого Алоизия он ждёт всего, чего угодно».

Мастер у меня сочувствия не вызывает. Жил себе благополучно, работал историком в музее, подрабатывая переводами с пяти языков, выиграл, по его словам, громадную сумму денег (сто тысяч рублей). Что позволило ему уйти с работы и заниматься тем, чем он хотел — писать книгу. Как в сказке появилась идеальная подруга для творческой личности.

Но когда литераторы отвергли его роман о Понтии Пилате (неправильный персонаж для победившего атеизма) для него наступил «конец света». И хотя мастер переживал критику, переходящую в травлю, до умопомрачения, по отношению к Ивану Бездомному он поступает точно также, как поступили с ним ненавистные ему критики, то есть полностью отвергает его творчество. Даже не читая.

«– А как ваша фамилия?

– Бездомный.

– Эх, эх... – сказал гость, морщась.

– А вам, что же, мои стихи не нравятся? – с любопытством спросил Иван.

– Ужасно не нравятся.

– А вы какие читали?

– Никаких я ваших стихов не читал! – нервно воскликнул посетитель.

– А как же вы говорите?

– Ну, что ж тут такого, – ответил гость, – как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.

– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.

– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван.»

Зря Иван Бездомный так самокритичен, наверное из-за молодости (ему 23 года). Он несомненно талантлив, ведь «Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж.»

Вызывает восхищение то, что Иван пытался остановить крайне опасного типа (это был Воланд), который по его словам «обладает какою-то необыкновенной силой», «иначе он натворит неописуемых бед». Но его посадили в психушку и, возможно, благодаря этому с ним не случилось что похуже. «Иван только горько усмехался про себя и размышлял о том, как все это глупо и странно получилось. Подумать только! Хотел предупредить всех об опасности, грозящей от неизвестного консультанта, собирался его изловить, а добился только того, что попал в какой-то таинственный кабинет затем, чтобы рассказывать всякую чушь про дядю Федора, пившего в Вологде запоем. Нестерпимо глупо!»

И даже когда он узнал от мастера, что это был сам сатана, то и тогда бы не остановился. «– Да ведь он тут черт знает чего натворит! Как-нибудь его надо изловить? – не совсем уверенно, но все же поднял голову в новом Иване прежний, еще не окончательно добитый Иван.»

Персонажи Иешуа и Воланда совсем не впечатлили: Иешуа получился блёклым, не верится, что он способен притягивать к себе народ. Воланд с компанией и вся их бурная деятельность — слишком однотипно гротескными.

«Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену.» Она не нуждалась в деньгах и могла купить всё, что ей понравиться. Работой по дому и приготовлением еды занималась домработница. Надо полагать, её муж был поглощён работой, из-за чего мало времени и внимания уделяя жене. Короче, Маргарита была скучающей домохозяйкой.

И вот пустоту её жизни заполнило что-то необыкновенное и значительное — процесс создания книги. «...нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь.» Мастер ей наверное казался чудотворцем, волшебником. Она его обожала, им восхищалась. Но к несчастью Маргариты мастер больше не захотел быть мастером, больше не захотел ничего создавать.

«– У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, – ответил мастер, – ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, – он опять положил руку на голову Маргариты, – меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.

– А ваш роман, Пилат?

– Он мне ненавистен, этот роман, – ответил мастер, – я слишком много испытал из-за него.

– Я умоляю тебя, – жалобно попросила Маргарита, – не говори так. За что же ты меня терзаешь? Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в эту твою работу.»

Маргарита не раз повторяла, что в романе вся её жизнь. Вся жизнь в романе, а для любимого человека и места не осталось? Кажется, что если не будет в жизни Маргариты творчества, то снова вернётся прежняя пустота, бессмысленность и скука от которых она убежала к мастеру. Но автор объявил их отношения настоящей, верной, вечной любовью и отправил её вместе с мастером на вечный покой. Бессмысленность и скука для Маргариты теперь будут длится вечно. «Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.» (Воланд).

Роман представляет собой черновой вариант, в нём много неувязок, противоречий. Не понятны основные идеи произведения. Допустим, одна из таких идей — противопоставление творческой личности обывательской массе, в том числе и сообществу литераторов. Но мастер это какая-то пародия на творческую личность. В общем, непонятные идеи и непонятная концовка. Кроме того есть пошлость и жестокость. Считаю, что нечего пудрить мозги школьникам этим произведением и у романа должно стоять возрастное ограничение 18+.

Оценка: 1
– [  5  ] +

Ярослав Веров, Игорь Минаков «Cygnus Dei»

tenna, 27 июня 2018 г. 00:02

Жанр научная фантастика. Приключения и экшен, но повесть неординарная и для любителей лёгкого чтива, думаю, не подойдёт.

Люди, умершие в разных эпохах, воскресают в непонятном, жутком, опасном и безлюдном мире будущего где-то две тысячи лет тому вперёд. «В мире, где на берегу Чёрного моря обитают птицы с человеческими лицами, деревья охотятся на людей, рыщут в поисках добычи гигантские кошки, а эсэсовский офицер, вооружённый чудо-оружием будущего, ведёт русского астронома с половинкой еврейской крови к странному зданию, именуемому энергостанцией.»

Поначалу их было четверо. Монах и чистокровный шваб барон Дитмар фон Вернер, гауптштурмфюрер отдельного горнострелкового батальона, каждый по своему объясняют происходящее. Для монаха это чистилище с бесовскими наваждениями, для шваб барона — выполнение некой миссии согласно теории Горбигера, учения, принятого нацистской наукой и основанного на идее вечной борьбы льда и пламени.

Для астронома Олега Сахновского, умершего в 2009 году в Крыму от укуса каракурта, попытаться разобраться в происходящем стало целью и смыслом жизни здесь. И он во многом разобрался. В сохранившейся обсерватории должны быть ответы на оставшиеся вопросы. Но до неё ещё нужно добраться через крайне опасную местность. Иначе не найти ответы. Поэтому он должен пойти туда даже не смотря на то, что может погибнуть по дороге.

Но открывшееся ему в обсерватории знание походило на бред, воплощённый в реальность. Как жить в таком бредовом человеческом обществе? Наверное для того чтобы поискать шансы на нормальное будущее. Может они всё таки есть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь ради того чтобы он добрался до обсерватории и получил свои ответы погибли, присоединившиеся к нему, монах и немецкий барон.

Хочется, чтобы было продолжение.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться»

tenna, 15 июня 2018 г. 00:52

Ближайшее будущее, середина XXI века. Кончаются запасы ископаемого топлива (нефти, газа, каменного угля и т.д.), наступил глобальный энергетический кризис. Оказалось, что высокий уровень цивилизации обеспечивался неуёмным потребительством. Сжигая ископаемое топливо люди загадили атмосферу, тем самым испортили климат, получили парниковый эффект и из-за всего этого цивилизации наступает хана. «...ты, чувак, оказался в мире боли, нищеты и хаоса как раз вовремя, чтобы полюбоваться, как всё будет разваливаться на куски.» В будущем вообще полная безнадёга. Как-то улучшить такое положение, попробовать вытащить мир из глобального кризиса, похоже особо и не пытаются.

При всём при этом однако существуют доступные всем технологии виртуальной реальности. Люди спасаются в ней от реальной жизни.

По завещанию умершего чудаковатого мультимиллиардера, создателя глобального виртуального мира OASIS, всё его состояние достанется тому, кто найдёт спрятанное им в этом виртуальном мире пасхальное яйцо...

Смыслом жизни главного героя, восемнадцатилетнего задрота с трудным детством, стало найти это яйцо... То есть эта книга про банальный поиск клада главным героем для себя любимого. Только не в реальном мире где-то на острове сокровищ, а в виртуальном. Причём ищет он клад в одиночку и всё состояние мультимиллиардера должно достаться ему одному.

Описанные в книге технологии виртуальной реальности не намного превосходят современные. В них нет полного взаимодействия человека с виртуальным миром. Только посредством визора и тактильных перчаток.

Читается, как современная сказка с простым сюжетом, написана довольно живо и увлекательно. Больше подходит лет до 20.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Стивен Кинг «Извлечение троих»

tenna, 4 марта 2018 г. 01:28

В первой книге главный герой, стрелок Роланд, удивил своей неадекватностью и я надеялась, что вторая книга будет получше, но сразу наткнулась на анекдотическое поведение главного героя, совсем несоответствующее образу крутого профи (каким описывается стрелок), который забыл о подползающей близко к нему неизвестной, почти полутораметровой, твари с «зазубренным, как пила клювом» и клешнями. А тварь подползала не из любопытства, а просто хотела кушать...

Дальше, непонятно, что происходит с дверью между мирами. То она невидима для других (кроме стрелка и извлекаемых), то — видима (например, для бандитов Балазара). То дверь не пропускает предметы из мира стрелка в современный мир (эксперимент с патроном), то спокойно пропускает стрелка и Эдди с оружием.

Восторженный столбняк у стрелка от вкуса пепси-колы это вообще детский сад и явная реклама.

Из всей компании Эдди Дин выглядит самым адекватным и привлекательным персонажем особенно по сравнению с одержимым башней стрелком Роландом, шизофреничкой с глюками Одеттой-Деттой, не говоря об маньяке с большим стажем — Джеке Морте.

Пошлятина это кинговская фишка и здесь её тоже много. И много мата. Бандитские персонажи всё таки. Но у того же Чейза гадостей куда меньше.

Продолжать читать серию больше нет желания.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Стивен Кинг «Стрелок»

tenna, 28 февраля 2018 г. 06:19

На протяжении всей книги главный герой, стрелок Роланд, по сдвинувшемуся миру преследует некоего мутного типа с колдовскими способностями, человека в чёрном, чтобы узнать у него где находится Тёмная башня, которая типа опоры мироздания.

Все события в процессе этой догонялки описываются с примесью жестокости, обычной для Кинга пошлятины и маразма главного героя. Рассмотрю только два случая, которые удивили своей неадекватностью и тупостью.

1) Схватка стрелка в Талле с толпой религиозных фанатиков, вооружённых только палками и ножами.

Револьверы стрелка, конечно, победили палки и ножи.

«Он застрелил тридцать девять мужчин, четырнадцать женщин и пятерых детей. Всех, кто был в Талле.»

Непонятно, что ему мешало убежать от толпы, патроны сэкономить. Должно быть толпа бегает быстрее него:)

2) Когда Роланд вместе с Джейком, мальчиком, к которому он привязался и полюбил, почти догоняют человека в чёрном.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Между жизнью Джейка и Тёмной башней стрелок выбрал башню. Он бросил мальчика, висящего над пропастью, чтобы догнать человека в чёрном. Главный герой почему-то решил что это Ка такое (Ка — сила судьбы и предназначения по Кингу), что он должен пожертвовать ребёнком чтобы догнать человека в чёрном. Хотя мог бы на десяток секунд остановиться и помочь ребёнку забраться обратно.

В общем впечатление такое, что самый поехавший тип в этом сдвинувшемся мире это главный герой.

Книга совсем не понравилась. Детям читать не советую, да и взрослым тоже.

Оценка: 1
⇑ Наверх