fantlab ru

Все отзывы посетителя Andalon

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  39  ] +

Питер Уоттс «Ложная слепота»

Andalon, 25 марта 2020 г. 09:16

Нет, Питер Уоттс, определенно, не мой писатель… Мое несчастливое знакомство с этим модным (особенно среди местной публики) автором началось пару лет назад с первой части «Рифтеров», которую я не смог осилить – плюнул и бросил буквально в самом начале. Однако «миллионы людей не могут ошибаться», «обзоры на фантлабе не врут», поэтому несколько дней назад я начал жевать кактус под названием «Ложная слепота» – распиаренный и расхваленный многими образчик современной ТНФ. Причем, эта так называемая «твердость» отдельными ценителями превозносится словно какой-то фетиш и гарантия качества. Будто речь идет вовсе и не о читателях художественных произведений, а о неких ворчливых и недолюбленных издателями особах, которым главное, не чтоб красиво и приятно, а чтоб подольше, потолще и потверже. Ну, я сейчас об объемах произведений и их научной трушности, разумеется!

Главная моя претензия к Уоттсу заключается в том, что он – плохой рассказчик. Да, талантливый социопат и вероятно подающий надежды ученый (я в этом плохо разбираюсь), но рассказчик, на мой вкус, никудышный. Я понимаю, насколько сладка и приятна для любого читательского эго позиция элитарности и сопричастности: мол, «я совершил героическое усилие, «изнасиловал» свой мозг и гугл чтобы въехать в это произведение – значит, тоже приобщился к сонму великих». Конечно, не все ставят роману «десятки» именно с этих позиций, но таких тоже немало, я уверен. Типа, стыдно признаться, что читал-читал, а в итоге почувствовал себя непонимающим ослом.

А мне вот не стыдно. Я честно дожевал этот кактус и теперь искренне не понимаю, за что его так превозносят? За идеи? Размышления о природе человеческого разума? Но, пардон, Уоттсу на его канадщине разве ни разу не попадались на глаза какие-нибудь трактаты по даосизму, буддизму или, прости господи, хотя бы «наркоманские» трипы Кастанеды? Все эти его «свежие научные мысли» о природе сознания и человеческого ума уже несколько тысяч лет на том свете ищут с фонарями (давайте, кстати, и «Тибетскую книгу мертвых» сюда приплетем). Что касается художественной литературы, то, на мой вкус, гораздо интереснее и всесторонне эти вопросы в своих произведениях исследует Виктор Пелевин (и про вампиров тоже у него есть, ага). Впрочем, канадские ученые-социопаты Виктора Олеговича наверняка не читают. Не достаточно тверд он для них, видимо.

Что еще может зацепить читателя в этом романе? Я так понимаю, пресловутая тема контакта. Но, пардон еще раз, а в этом вопросе что нового сказал Уоттс? Или Станислава Лема тоже в Канаде не переводят? Не знаю кому как, а лично мне, после «Соляриса», «Непобедимого», «Фиаско» читать «Ложную слепоту» было совсем неинтересно. А ведь есть еще «Лунная радуга» Павлова – этот роман ведь достаточно тверд, не правда ли? Так вот – он запал в душу с первого раза, а впоследствии я еще не раз его перечитывал. Просто чтобы получить удовольствие от чтения, не подумайте ничего плохого. Также перечитывал и все вышеперечисленные произведения Лема – очень ценю этого классика НФ и за глубину, и за мысли, и за «твердость», и за юмор. Опусу Питера Уоттса эта судьба точно не грозит – да, я допускаю, что многое в нем упустил, недопонял и не заметил, но мне совершенно не хочется повторно копаться в этом компосте ради нескольких пропущенных (якобы) жемчужин.

Потому как если вытрясти из «Ложной слепоты» все научные термины, всю муть и недосказанности, то в сухом остатке обнаружится крайне слабое с литературной точки зрения произведение. Нет в нем ни души, ни атмосферы, ни мало-мальского юмора. Персонажи мертвые, сопереживать не хочется никому. Разве что шифровикам, которых мучают злобные пришельцы из Солнечной системы. Голливуд если и снимет что-то по этому произведению, то, ИМХО, это будет «фильм по мотивам». Ибо двухчасовое кино, наполненное бесконечной научной болтовней, доведет до цугундера кого угодно. Хочешь, не хочешь, а продюсерам придется «Ложную слепоту» адаптировать, делать более доступной для «средних умов». В лучшем случае склепают боевичок с геями и перестрелками, в духе какого-нибудь «Прометея».

Стоит честно признать – ландшафт «Ложной слепоты» мертв и безжизненен. Стараниями автора внутреннее пространство его «толстой и твердой» научной фантастики представляет собой мутную, туманную кашу, сквозь комья которой то там, то сям проступают какие-то закрученные шипы, острые металлические углы, наросты, мембраны, сфинктеры-коридоры, прыщи-палатки, костлявые ноги вампиров и бесконечные роботы-роботы-роботы – в человеческом обличии или без оного. Время от времени сквозь удушливые облака этого серого и невразумительного тумана, где-то на грани периферического зрения проплывают неясные тени с щупальцами – даже дальний космос Уоттс населил милыми его сердцу обитателями морских глубин.

Вообще, знаете, что мне напомнил этот роман? Анекдот про поручика Ржевского, где гусары вместо неприличных шуток называют друг другу номера. «45» – и все хохочут! «38» – вообще писаются от смеха. Вот в этом вся «Ложная слепота» – здоровенный такой талмуд из мертвых каталожных номеров. Анекдотов же, увы, в этот раз вообще не завезли…

Ежам, таким как я, ни в коем случае не читать, а вот бухгалтерам, статистикам и вдумчивым ценителям внутряково-сисадминского юмора с башорга – однозначно must read.

Оценка: 5
– [  30  ] +

Энди Вейер «Марсианин»

Andalon, 18 марта 2020 г. 07:14

«Марсианин» Энди Вейера – чистейшая и незамутненная голливудщина. Забористая и беспощадная, как галлон самогона, настоянного на гумусе производства самого Марка Уотни (Чонкину – привет). Совершенно не удивительно, что эту книгу моментально экранизировали, и не только потому, что она написана с оглядкой на киноадаптацию и по уже готовым сценарным лекалам. Есть такое ощущение, что это именно Энди Вейер (а не его alter ego Марк) провел пару лет в одиночном заточении н̶а̶ ̶М̶а̶р̶с̶е в пампасах Аризоны, где ежедневно гнал первокачественный pervatsch, сам же, в одно лицо, его употреблял, бегал до ветру в кукурузу, а в качестве интеллектуального развлечения прилежно изучал сериалы и прочие голливудские нетленки за последние лет пятьдесят.

Энди оказался киноманом старательным и почтительным, не то, что какой-то там Квентин – революции в литературе и кинематографе ему были совершенно ни к чему. В самом деле, зачем изобретать м̶а̶р̶с̶о̶х̶о̶д велосипед и ломать то, что прекрасно работает и приносит неплохой cash?! Поэтому наш ковбой-программист с большой любовью вычленил из кучи шедевров мирового кинематографа наиболее махровые и древние, как помет бизона, штампы, тщательно их перемешал (не взбалтывая!), щедро снабдил близкими каждому правоверному реднеку научными терминами (fuck, shit, boobs, motherfucker etc.) и выдал на гора идеально просчитанный БЕСТСЕЛЛЕР.

То есть буквально при помощи и̶з̶о̶л̶е̶н̶т̶ы̶,̶ ̶б̶р̶е̶з̶е̶н̶т̶а̶ ̶и̶ ̶т̶а̶к̶о̶й̶-̶т̶о̶ ̶м̶а̶т̶е̶р̶и бережно отобранного драматургического материала Вейер состряпал «реалистическую» историю про среднестатистического американского парня, который походя вычленяет из гидразина водород прямо в своей палатке, одной рукой чинит все, что движется (а что не движется – переворачивает и тоже чинит), выращивает картошку на собственном навозе и при этом сыплет отборнейшими перлами чистейшего юмора (ну, вы поняли: fuck, shit, boobs, motherfucker etc.)

Читатели-реднеки умиляются, преисполняются гордости за NASA, американскую космическую программу, мир во всем мире, freedom & democracy. А затем со вздохом извлекают из продавленного кресла собственную двухсоткилограммовую тушу, протискиваются в старый ржавый пикап и едут в соседний мегамолл за чипсами с пивом (кстати, вполне возможно вторично синтезированным из мочи какого-нибудь местного Марка Уотни) – реальные американские пацаны знают, что по-настоящему необходимо для их выживания, что им дневники каких-то марсианских хроников!

Внимательный потребитель голливудской кинопродукции знает, что любая американская домохозяйка при необходимости способна управлять не только тостером, но и вертолетом, а каждый первый морской пехотинец США или астронавт NASA (ну, если ему срочно нужно спасать мир и собственную задницу) в любую секунду готов взять в мозолистые руки штурвал авианосца / космического корабля и показать всем, где колорадские жуки зимуют. Главное, случайно не перерезать красный проводок. И тогда где-то в Главном Командном Центре (Главный Командный Центр должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО – прим. Энди Вейера) разноцветные дяди и тети (нужен индус в NASA! – прим. Энди Вейера) с облегчением выдохнут, прослезятся, примутся поздравлять друг друга и осторожно хлопать по плечам. Осторожно – чтобы потом ненароком не привлекли за sexual harassment.

Конечно, наш «Марсианин» – это, как бы, научная фантастика. Ну, типа. По крайней мере, здесь много роверов, взлетных модулей, СО2, водорода и остальных элементов таблицы Менделеева. Где-то на отшибе вроде бы даже Марс виднеется… сквозь пылевые бури. А еще, как оказалось, на Красной планете полно роялей – с легкой руки Энди Вейера Марс оказался буквально заваленным этими чудесными лакированными инструментами, на которых агроном-ботаник-инженер Марк Уотни наяривает так, как и Денису Мацуеву не снилось. Правда, на обложку книги почему-то забыли прилепить предостережение «не пытайтесь повторить у себя дома». Потому как есть большие сомнения, что хоть один из множества физико-химических экспериментов Марка Уотни увенчался бы успехом в заданных обстоятельствах. По сути, вся наука «Марсианина» – это такой сферический конь в вакууме – сплошная теория и допущения, оторванные от реальных условий. Опять же, чистейший Голливуд, в котором, как мы знаем, всегда действуют свои законы физики, баллистики и здравого смысла, ибо ради хорошего сюжетного «твиста» тамошние сценаристы готовы мать родную продать.

Особенно доставляет рояль под названием «система жизнеобеспечения Дома» – эдакий плохо замаскированный вечный двигатель. Ведь по задумке Энди Вейера, эта штука при минимальном энергопотреблении способна синтезировать все из всего: воду из мочи, азот из поноса, водород из картошки, снова мочу из марсианского грунта и т.д. Главное, как следует настроить аппаратуру и ввести нужную программу. А еще, оказывается, эта система очень мобильная – при желании ее можно легко разобрать и перенести куда угодно. Остается только удивляться, как при наличии такого волшебного perpetuum mobile (а еще не будем забывать про скотч, замазку и революционный многофункциональный тент) NASA до сих пор не колонизировала Солнечную систему и не отправилась покорять далекую-далекую галактику?! Ну что же вы, в самом-то деле, guys!

Фильм по «Марсианину» я еще не смотрел. Но больше чем уверен, что там обязательно будут умопомрачительные подвиги, негры (командор Льюис, да?), геи, лесбиянки, командные центры, fucking shit-ы, индусы, китайцы и тонны американского пафоса. Кого там точно не будет, так это русских. Ведь Энди Вейер «увлекается историей космонавтики» и наверняка знает, что «русские» (читай – советские) ученые и инженеры не оказали никакого существенного влияния на исследования космоса. Наш автор – настоящий гуру и эксперт в этой области: он пересмотрел кучу голливудских фильмов, его лично консультировал старший помощник младшего клерка NASA и теперь ему точно можно доверять! Ведь, правда же, парни?

Оценка: 6
– [  11  ] +

Макс Фрай «Мёртвый ноль»

Andalon, 13 сентября 2019 г. 12:34

«Мёртвый ноль». Совершенно неожиданно он стал точкой кипения для возмущенного разума одного отдельно взятого читателя. То есть – меня. Сразу оговорюсь: Макса Фрая (Светлану Мартынчик) очень уважаю как автора, а персонажей цикла про обитателей Ехо давно привык считать своими близкими, дорогими приятелями, живущими чуть ли не по соседству. Да и другие произведения Макса нашего Фрая тоже люблю трепетной любовью (скажем, тот же «Ключ из желтого металла») за уникальную и ненавязчивую атмосферу уютного волшебства, скрытого за подкладкой нашего скучного (якобы) мира. Еще недавно с выходом каждой новой книги Светлана Юрьевна восхищала меня своей фантазией и умением рассказывать отличные истории, практически без потери качества. В них было много мысли, приключений и отличных идей, которые всегда находили живой отклик в читательском сердце.

Однако о цикле «Сновидения» я такого сказать не могу. В принципе, свои мысли по поводу деградации отличной серии я очень кратко изложил в отзыве на весь цикл, но по прочтении «Мёртвого ноля» зачесались руки и захотелось набросить еще одну-две критические лопаты на вентилятор. Причина очень веская — мир Ехо сильно измельчал. Положа руку на самое сердце максфраевского мира, следует признать: в отличие от «Лабиринтов» и «Хроник», на протяжении «Сновидений» главный герой совершенно не развивается, а все остальные персонажи, как личности, пожалуй, только «коллапсируют» (если, конечно, местный демиург Светлана Мартынчик вообще о них вспоминает).

То, что раньше в ее книгах умещалось в одну повесть страниц на сто, теперь размазывается чуть ли не на несколько томов. Рецепт простой: берется какая-нибудь внезапно свалившаяся на Ехо и тайный сыск страшная напасть, пишется увлекательная затравка (иногда даже с кровищей и черепами), а потом… на протяжении нескольких сотен страниц не происходит ровным счетом ничего: сэр Макс ест, спит, раз за разом лазает на крышу, пьет кофе, принимает ванну, учит колдовать принцессу, пьет кофе, снова спит, встречает сэра Шурфа, пьет камру, спит, опять встречает Шурфа, лезет с ним на крышу, пьет в его компании кофе с чаем, спит, еще раз учит принцессу колдовать и сам учится у нее страшным ругательствам, ходит темным путем (слава богу, не по большому) и т.д. и т.п.

Все это перемежается многостраничной пустой болтовней на самые отвлеченные темы. При этом где-то на периферии остаются интриги с̶к̶о̶т̶н̶о̶г̶о̶ ̶д̶в̶о̶р̶а новой начальницы полиции и очередная угроза миру на сей раз со стороны ужасных драконовидных облаков небытия. Оные облака, впервые появившись ближе ко второй трети повествования и до колик убоявшись грозного сэра Макса, тут же поспешно исчезают и больше никак себя не проявляют, однако наш герой сотоварищи все равно исполняются решимости изничтожить супостатов под корень. Что они для этого делают? То же, что и раньше — много и пространно болтают: в гостиной Мохнатого дома, на его крыше, в Управлении полного порядка, во снах, в садах Иафаха, снова в гостиной и далее по кругу.

В таком расслабленном темпе проходят дни и даже недели, пока ближе к концу немаленького по объему романа действие снова не приобретает некоторую динамику: наш герой откушивает еще с десяток чашек кофе (обязательно без молока, да-да, гастрономические вкусы автора мы уже выучили наизусть), вспоминает, что он умеет ходить на Темную сторону, быстренько там решает все мировые проблемы, снова пьет кофе, после чего следует финальная болтовня страниц на дцать и все – КОНЕЦ. Авторский ход с Темной стороной, честно говоря, вообще задолбал! И даже не в том смысле, что такое место существует и сэр Макс там практически всемогущ, а то, что вначале каждой новой книги он НАЧИСТО ОБ ЭТОМ ЗАБЫВАЕТ.

До скрежета зубовного стали бесить диалоги. Главным образом потому, что именно им теперь отводится роль основного филлера повествования – действия-то никакого нет, а до нужного количества авторских листов книгу догнать нужно. По сути, вся эта болтовня стала уже даже и не диалогами вовсе, а бездумным и неестественным проговариванием всего и вся.

Совершенно лишним, натужным и просто раздражающим «белым шумом» в на скорую руку сляпанном сюжете. Такие диалоги – типичный прием «серийного» автора, который старательно рубит бабло. Потому что продуцировать никчемную болтовню можно бесконечно.

Особенно тяжело читать все это словоблудие тем, кто хорошо и давно знаком с циклом произведений об Ехо. На протяжении десятка с лишним предыдущих романов сэр Макс и его друзья уже по миллиону раз обсудили все свои «трещинки», особенности психики, характеров и проч. В «Хрониках» же нас вообще познакомили с основными персонажами настолько близко, что, кажется, ничего больше объяснять про них уже и не нужно. Однако нет: буквально каждая случайная реплика героев превращается в огромный лавинообразный ком ненужной болтовни. В принципе, пространных разговоров в произведениях Макса Фрая всегда было много, но именно сейчас, на фоне отсутствия какой бы то ни было динамики, они стали жутко раздражать.

В общем, есть такое ощущение, что волшебная фабрика под вывеской «Макс Фрай» была выкуплена к̶и̶т̶а̶й̶ц̶а̶м̶и данайцами и начала штамповать фальшивые елочные игрушки. «Мёртвый ноль» — вот прям замечательное название для произведения из этой серии. Лучше и не придумаешь!

P.S. Напоследок одна примечательная цитата из романа:

«Я посмотрел на нее с интересом.

– Правда, что ли, из книги может исчезнуть смысл, если ее прочитает слишком много дураков? Ничего себе! Ну и дела».

Очень сильно сказано, очень! Прямо не в бровь, а в… пах. Но есть одно «но»: а Вершитель реальностей Светлана Юрьевна имеет представление, что обычно происходит с книгами и их авторами, если они сами начинают считать своих читателей дураками?

Оценка: 5
– [  6  ] +

Нил Эшер «Скиннер»

Andalon, 11 сентября 2019 г. 11:24

Пожалуй, это одно из самых странных произведений из тех, что я читал в своей жизни. Многие сравнивают роман «Скиннер» с Гарри Гаррисоном, мол, на «Мир смерти» похоже… Не знаю, где тут можно было разглядеть Гаррисона, в чем? Злобная инопланетная фауна? Так у Гаррисона животные были телепатами и действовали заодно, единым фронтом, когда вся планета решила бороться против людей, а здесь этого нет и в помине: описанная Эшером флора и фауна (преимущественно, морская) ни с кем специально не борется и мыслями не обменивается, а только старательно жрет друг друга. Эдакий естественней отбор, закольцованный в герметичную фигуру Мёбиуса.

Космоопера? Возможно, но только очень своеобразная, словно написанная под влиянием каких-то тяжелых наркотиков. По крайней мере, лично я бы эту книжку в один ряд с произведениями того же Гамильтона точно не поставил. Зато бытописания планеты Спаттерджей местами сильно напоминают работы одного из представителей киберпанка Руди Рюкера – разнообразной «кислоты» и всевозможных кибернетических организмов, действительно, в «Скиннере» хоть залейся. Правда, есть одна загвоздка — это никакой не киберпанк. И не космоопера. И, что самое интересное, не научная фантастика, несмотря на огромное количество псевдонаучных технических описаний и туевой хучи роботов из «вспененной металлокерамики». Про фэнтези вообще молчу, нервно посмеиваясь, хотя даже эльфы верхом на драконах в сумасбродный сюжет «Скиннера» могли бы вписаться, как родные.

Вообще, Нил Эшер – удивительный автор! В один свой роман он напихал столько парадоксальных идей и персонажей, что иным писателям хватило бы до конца жизни. Крепких таких, нетривиальных идей, надо отдать ему должное. Однако наплодив в своей голове столько неограненного богатства, Эшер, как тот сумасшедший повар, решил сварганить единственное в своем роде, ни на что не похожее блюдо и свалил в одну кастрюлю все, что нашлось в холодильнике. Самое интересное, что в итоге у него получилось очень даже неплохо, вполне себе вкусно и читабельно. И это очень странно, если учесть, какие были использованы ингредиенты.

Далее будет спойлер, в котором я постараюсь перечислить основные из них. Список, конечно же, будет неполный, только самое любопытное. Итак, в романе «Скиннер» фигурируют следующие вводные:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Непосредственно сама планета с какой-то извращенно-чужеродной флорой и фауной. Главные действующие лица – гигантские пиявки, от укуса которых все живые организмы (в том числе, люди) становятся бессмертными. Поэтому даже вывалившиеся из брюха кишки и отрубленные головы теперь не являются уважительной причиной для смерти. Укушенные пиявкой люди спокойно могут жить сотни и даже тысячи лет, при условии, что время от времени едят о̶в̶с̶я̶н̶у̶ю̶ ̶к̶а̶ш̶у хоть какую-то земную еду. В противном случае довольно быстро превращаются в гигантских синекожих монстров с пиявочным сознанием и такими же нетривиальными духовными ценностями.

2. Банда отмороженных на всю голову и спинной мозг космических пиратов во главе с Джеем Хупом (он же – Спаттерджей, он же – четырехметровый монстр Скиннер). В незапамятные времена пираты были любовно расцелованы пиявками, после чего тут же решили наладить на вновь открытой планете доходный бизнес: выращивание на продажу бессмертных людей.

3. Прадоры. Отвратительные снаружи и внутри враги прогрессивного человечества, огромные крабы, для которых первейший деликатес – хорошо подгнившая человеческая нога. Главные заказчики и деловые партнеры отмороженных пиратов – за несколько столетий взаимовыгодного бизнеса вывезли с планеты-фермы несколько миллионов человеческих особей, часть которых пустили на гнилое мясо, а еще часть – в дело, изъяв из их тел мозг, волю к сопротивлению и превратив в пустых болванов – аналог роботов на дистанционном управлении. Куда не долетит и не доползет краб, обязательно доберется его болван и постреляет всех из антифотонной пушки.

4. Не в меру прыткий труп сотрудника земных спецслужб Сайбела Кича, которого 700 лет назад вернули к частичной жизни кудесники из культа Анубиса. Сначала пребывал в каноническом для всех адептов кибенематики образе «смесь китайца с мотоциклом», потом был укушен пиявкой, подстрелен, чуть не помер, каким-то загадочным образом обрел живое тело (с начинкой из «вспененных мозгов») и тоже стал бессмертным хупером.

5. Хуперы (подвид – Старые капитаны). Ужаленные пиявками бессмертные моряки без страха и упрека — веками занимаются морским промыслом, добывают из моря червей-носорогов, огромных карасей, все тех же пиявок и прочих местных сволочей. Если во время рыбалки хупер нечаянно сломает шею или потеряет пару километров собственных кишок, то никто особо не переживает – уже на следующее утро пострадавший выглядит как огурчик, и лишь его суровое обветренное лицо выражает легкую досаду от однообразия развлечений. Старые капитаны любят курить трубки, стрелять из мушкетов и размышлять о вечном. Многие из них – освобожденные рабы с фермы Джея Хупа, а у одного из самых уважаемых морских волков в каюте хранится голова бывшего босса. Голова категорически отказывается помирать, терпеливо отращивает крылья, ноги и замышляет злобные планы.

6. Ловцы ветра — разумные бессмертные паруса. Столетиями работали на кораблях хуперов за еду, пока один самый умный и продвинутый из них не догадался установить себе в мозг электронный стимулятор. После этого стал быстро эволюционировать, освоил интернет, завел счет в банке и начал л̶а̶з̶а̶т̶ь̶ ̶п̶о̶ ̶п̶о̶р̶н̶о̶с̶а̶й̶т̶а̶м задумываться о мировом господстве для всей расы парусов. Промышлял продажей контрабандного антиквариата... отставному боевому зонду по кличке Снайпер. Да-да, больше на этой планете боевым роботам-шпионам заняться нечем — они скупают старые чайники и мушкеты у разумных парусов.

7. Блюститель – Искусственный разум человеческой цивилизации, на совести которого забота о безопасности и здоровье людей, да и вообще всей Вселенной. С помощью огромного количества подразумов, разнообразных зондов и такой-то матери в затяжной войне одолел цивилизацию прадоров и теперь занимается лоббированием среди них интересов транскосмических корпораций по производству киборгов. На планете Спаттерджей присутствует в виде всевидящего мудрого ока и множества кибенематических организмов со склочными характерами. В их числе – контрабандист Снайпер, ИР-13 в виде морского конька и прочие искусственно-разумные деятели.

8. Цивилизация разумных шершней с Земли, Разум которой организован по принципу роя (улья), то есть не имеет конкретного физического воплощения, а состоит из мириадов извилин-шершней. Пребывает на какой-то далекой планете, также вынашивает планы мирового господства, а на Спаттерджей прибыл в телах двух насекомых, оседлавших плечо человека по имени Джанер – авантюриста, путешественника, прожигателя жизни и синекожих монстров.

9. Батианцы — наемники-убийцы со специальной планеты наемников-убийц. Любимые «клиенты» Сайбела Кича, на которого батианцы по заказу любовницы Джея Хупа охотились на протяжении нескольких столетий. За свою карьеру ходячий труп Кича настрелял несколько десятков батианцев, а на планете Спаттерджей данные «профессионалы» были окончательно деклассированы хуперами, прадорами, пиявками и прочими милыми созданиями.

10. Ученая-негритянка с голубыми глазами и страшно вонючие растения под названием гнилофаллос. Черт знает, почему я их поставил в один ряд, просто для антуража, наверное.

В общем, если вы еще не знакомы с романом «Скиннер» и все-таки рискнули прочитать то, что под катом, то наверняка подумали: «Ну, такую ересь точно читать не стоит». А вот и нет! Ибо весь этот бред воспаленного сознания читается очень даже весело. Повествование довольно бодрое, с большим количеством стрельбы и оторванных человеческих конечностей. Причем, подано все очень так отстраненно, без смакования подробностей и нагнетания ужасной атмосферы. Обычные такие, рутинные будни обитателей далекого будущего. Оторвали руку? Ну, и что – новая отрастет. Убьют? Ну, переселю свой мозг в тело андроида или мумифицируюсь, как Сайбел Кич. Делов-то!

Возможности у этого романа настолько «резиновые», что я удивлен, почему в нем так и не появились Чужой с Хищником, Годзилла, а также какие-нибудь мыслящие дрожжи с планеты унитазов. Вообще, если эту книжку экранизировать с любовью и почтением к первоисточнику, то мог бы получиться просто уникальный, эталонный трэш! Ведь «Скиннер» — это такая штука, где шаг влево или вправо – и уже пародия. Однако Нил Эшер как-то умудрился таких ошибочных шагов не совершить и изложил свою историю максимально серьезно.

Конечно, как к автору научно-фантастического произведения к нему возникает множество вопросов, а вот как к создателю без пяти минут трэша – никаких. Оценку в итоге тоже поставлю высокую, ибо чтиво, все-таки, было крайне занимательное и забудется теперь не скоро. Рекомендую!

Оценка: 8
– [  6  ] +

Вадим Картушов «Стазис»

Andalon, 5 сентября 2019 г. 07:45

Ух, отличная вещь! Вадим Картушов большой молодец. Смыслов навертел столько, что роман уже хочется перечитать – это серьезный показатель, говорящий о высоком потенциале произведения. Перечитать, сверяясь с соответствующей литературой (ну не силен я в христианском богословии, что поделать) и словарем специфических терминов. Стилистически, конечно, в тексте есть определенные огрехи (строчки можно было вычистить посерьезнее от необязательных повторов, да и слова в предложениях чуть «эргономичнее» расставлять), но к этому совершенно не хочется придираться. В принципе, это больше работа редакторов и вообще как бы не очень существенно, но за один ляп Вадим (если он читает отзывы на Фантлабе), мне кажется, своему выпускающему (да и самому себе) должен слегка «напихать»:

«Тот парень, чья рука упала на крышку зиндана, с татуировкой, лежал и смотрел в небо. В остекленевших глазах застыл ужас. Рот был разорван, будто кто-то ухватил его за подбородок и лоб и потянул в разные стороны. Глаза отсутствовали».

Однако, это даже не ложка дегтя в бочке меда, совсем нет. Просто один из немногих чисто технических моментов, которые можно легко поправить и больше к ним не возвращаться.

Потому что в остальном «Стазис» хочется только хвалить: за нетривиальный взгляд на зомибиапокалипсис, осязаемую атмосферу описываемого мира, великолепных, живых (и не очень живых) героев, филигранные диалоги и уместный юмор. Еще понравилось, что в романе нет «говорящих голов», а грани этого загадочного мира раскрываются постепенно, преимущественно в диалогах и очень удачно вписанных в контекст фразах.

Правда, многие смыслы лично для меня, увы, так до самой финальной точки и не открылись, поэтому книгу и хочется перечитать. Чтобы понять, так сказать: то ли это у меня, как у той куклы, с глазами что-то не в порядке, то ли просто автор схалтурил — насочинял всякого, а достоверное объяснение так и не придумал; решил, что и так сойдет. Но вообще, понравилось, что Вадим держит своих читателей за умных людей и лишний раз не разжевывает то, что разжевывать не стоит. Вот это вот вообще классный момент:

– Что мне нужно сделать? – спросил Крувим.

– Убить свою мать, – сказал Дмитрий.

– Что?

– Убить свою мать, – сказал Дмитрий.

В этом месте, каждый, кто знаком с даосскими притчами, сразу чувствует себя прям таким без пяти минут просветленным, а ЧСВ его повышается на несколько градусов. Спасибо за это автору! Еще понравился вот этот эпизод с участием тех же персонажей:

«Крувим взял банку консервов. Это оказалась сайра, которую он ненавидел. На самом деле наплевать. Но как ее открыть? Дмитрий, заметив затруднение, протянул Крувиму нож. Тот вздрогнул, отшатнулся и выронил банку. Дмитрий не сразу понял, в чем дело. Но потом догадался, спрятал нож».

Опять автор никак не объясняет свою фразу и опять он большой молодец – снова укрепил ЧСВ проницательных читателей. Правда, далеко не каждому дано считать абсолютно все авторские коды, поэтому нет никакой гарантии, что к концу романа индикатор вашего чувства собственной важности не сползет ниже абсолютно нуля. А никто и не обещал, что будет легко!

Конечно, можно читать «Стазис» и как простой боевичок, но Вадим Картушов не для этого старался, не для того, как говорится, его роза мира цвела. Явно с совершенно другими целями он продумывал фабулу романа и проводил своих героев через все круги персонального ада. Похож ли «Стазис» на произведения Стругацких? На мой взгляд, не особо, хотя к жанру «интеллектуальной фантастики» роман вполне можно отнести. По крайней мере, лично на меня книга произвела впечатление. Еще раз браво, автор! Правда, концовку, действительно, стоило бы сделать не столь скоропостижной, это да…

Оценка: 9
– [  10  ] +

Макс Фрай «Сновидения Ехо»

Andalon, 4 сентября 2019 г. 06:45

Как однажды кем-то умным было сказано (цитата не дословная): «В каждой книге содержится гораздо больше, чем кажется на первый взгляд, однако читатель всегда видит только то, что уже есть в нем самом…» То есть, большая часть информации во многих произведениях иных писателей может пролетать мимо сознания, нужно принять это как данность. В циклах Макса Фрая (Светланы Мартынчик) про мир Ехо многое написано «симпатическими чернилами», этого автора нужно уметь читать между строк. Это не просто сказочки о похождениях плюшевого героя в плюшевом мире, отнюдь. При желании там можно накопать огромные золотые прииски разнообразных смыслов. Поэтому читателей, которые при чтении рассказов о сэре Максе порвали челюсти от скуки и не смогли продвинуться дальше одной-двух-трех книг, мне даже искренне жаль (уж простите за невольный снобизм).

Самый первый цикл «Лабиринты Ехо», ИМХО, вообще превосходная вещь, эти книги нашпигованы разными аллюзиями-отсылками по самую макушку: тут вам и Кастанеда, и дзен-буддизм, и наваристый бульон из «Трансерфинга реальности». Честно говоря, долгое время я вообще подозревал, что Мартынчик и Вадим Зеланд – одно лицо. Ведь в книгах у Макса Фрая местами такой махровый трансерфинг с пелевингом в обнимку проскакивает, что закачаешься. Даром, что по форме все это великолепие выглядит эдакой фантазийной сказочкой, но сказочка эта точно не детская, а для людей с соответствующим бэкграундом из прочитанных книг и богатого жизненного опыта.

Не так давно загадочный Зеланд вроде бы совершил «камингаут» (в смысле, открыл личико и явил миру свою физиономию), но подозрения на 100% так и не развеялись… Ведь личность самого Макса Фрая тоже долгое время оставалась загадкой, пока под угрозой потери раскрученного литературного бренда Светлану Мартынчик не вынудили обнародовать паспортные данные со всей сопутствующей биографией. С Зеландом сложнее, о нем по-прежнему известно мало, только на книгах фото какого-то задумчивого брюнета начали печатать, но методы конспирации у этих товарищей подозрительно идентичные. Да и идейками Светлана и Вадим очень схожими пользуются, только под разными углами их проворачивают и немного разными словами подают…

Как бы то ни было, финальная книга «Лабиринты Мёнина» основной серии, на мой вкус, вышла очень крепкой, на «десятку» по десятибалльной шкале — уж очень красиво там все закольцовано и объяснено. А вот стоило ли Светлане Мартынчик писать продолжение полюбившегося цикла – вопрос дискуссионный. В принципе, лично мне «Хроники», пожалуй, понравились ничуть не меньше «Лабиринтов» (тем более что автор нашел изящный и непротиворечивый способ вернуть читателей в мир полюбившихся героев), однако со «Сновидениями» все не так однозначно. На мой взгляд (который я, впрочем, никому не навязываю), появление этих самых «Сновидений» и возвращение сэра Макса в Ехо полностью дискредитирует концовку «Лабиринтов», да и читаются новые книги (лично мне оттуда понравилась только «Вся правда о нас») довольно натужно. Как будто оживили кучу трупов, ей богу. Стало очень много воды, довольно бессмысленных, необязательных разговоров, а действия как такового почти не осталось. Да и, откровенно говоря, после финала «Лабиринтов» и «Хроник» жизнь эволюционировавшего Вершителя сэра Макса представлялась как-то по-другому, не настолько бессмысленно-банальной.

Чувствуется, что новые романы создаются на потребу дня, а не из самой глубины души, как это было раньше. Авторский стиль местами захромал на обе ноги, а при чтении некоторых глав вообще возникает ощущение, что все это писалось какими-то другими людьми. Да-да, крамольные мысли о появлении в подчинении Светланы Юрьевны бригады литературных негров как-то сами собой полезли в голову… Хотя, скорее всего, все гораздо прозаичнее, в полном соответствии с «бритвой Оккама»: проживание в Вильнюсе и посещение тамошних кафешек – удовольствие недешевое, а Ехо – серия раскрученная, народ покупает книги пачками, почему бы этим не воспользоваться, в самом деле? Словом, Светлана Мартынчик зарабатывает, как умеет, и в этом ее упрекнуть невозможно, хотя самой серии книг о приключениях сэра Макса это, увы, на пользу точно не идет. Как известно, настоящий художник должен уметь вовремя остановиться, чтобы собственными руками не похоронить симпатичное изначально произведение под слоем необязательных мазков. Тут стоит вспомнить сладкую парочку американских родственников «все братья – сестры» Вачовски, которые захотели заработать все деньги мира и превратили свою без пяти минут гениальную «Матрицу» в невразумительную разлюли-малину…

Впрочем, наш многоуважаемый Макс Фрай до такого творческого днища, слава богу, пока не докатился, в «Сновидениях» встречаются весьма годные кусочки, а за «Лабиринты» и «Хроники Ехо» ему (ей) вообще хочется отвесить низкий поклон – это действительно отличные книжки! Так что, если вдруг у вас с первого раза чтение почему-то не пошло, дайте Ехо еще один шанс – в принципе, там многое написано открытым текстом, только читать нужно чуть-чуть внимательнее, не обманываясь сказочным антуражем.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться»

Andalon, 14 декабря 2018 г. 09:03

Книжка, конечно, довольно занимательная. Прочитал залпом, не отрываясь, что уже говорит о многом — несмотря на сюжетную простоту и несусветное обилие штампов, произведение получилось увлекательное — этого у него не отнять. Чувствуется, что при его создании автор старательно целился во все самые толстые эмоциональные кнопки своих будущих читателей, и в первую очередь — в «точку G» с надписью НОСТАЛЬГИЯ. Дело в том, что схема основных эрогенных зон человеческого мозга давно известна даже самым заштатным голливудским сценаристам, поэтому не удивительно, что подобные произведения «искусства» обычно заходят очень легко, как по маслу.

Если же говорить конкретно об этом романе, то самое клевое в нем — это, конечно же, самостоятельный поиск и идентификация «пасхалок», щедрой рукой напиханных между строк: рыбка по имени Зафод, планета имени Алекса Сколника, Кори Доктороу, Blade Runner, Def Leppard, Rush — при желании здесь можно обнаружить множество «теплых и ламповых» культурных кодов родом из 1980-х. Многие из них (преимущественно из области литературы, кинематографа и музыки), чего уж тут греха таить, весьма близки и мне — человеку, «рожденному в СССР».

И в этом, на мой взгляд, главная проблема этого произведения — роман, который по форме и содержанию выглядит типично подростковым, на самом деле написан 40-летним инфантильным задротом для таких же, как он, инфантильных задротов. Преимущественно американских, потому что многие упомянутые в книге аллюзии со свистом пролетают мимо сознания большинства людей, воспитанных в другой культуре. Не поймут эту книгу до конца и подростки, ибо реалии 1980-х если отдаленно им и знакомы, то, опять же, только по голливудским фильмам. И кто же, интересно, эти фильмы снимает? Правильно — все те же задроты, ностальгирующие по своему счастливому детству в мамкином подвале. Скоро им на смену придут другие, родом из 2000-х, и наводнят Ноосферу уже своими ностальгическими поделками.

В остальном же я полностью согласен с лаборантом mikereader — главные герои рецензируемого романа вместо того, чтобы жить реальной жизнью и реализовывать себя в окружающем мире, занимаются какой-то лютой, буквально эталонной, хренью: целыми днями и ночами играют в отстойнейшие восьмибитные игрушки (о которых, по-хорошему в 2040-х годах должны все благополучно забыть), в «стопитсотый» раз пересматривают тупейшие сериалы, заучивают оттуда фразы, задумчиво ковыряют в носу и ищут во всем этом глубочайшие смыслы. На самом деле, роман этот написан тем самым толстым Крисом с волосатым пузом — сорокалетним чудаком на букву «м», который, словно сказочный Емеля, просидел всю жизнь в мамкином домике с белой оградкой где-то в штате Юта, а потом, наконец, вылез на свет божий и выплеснул свои восьмибитные эротические фантазии на благодарную американскую публику.

Причем, что характерно, как истинный задрот, автор даже под мастурбацию подвел идеологическую основу. Мол, не парьтесь, дорогие ботаны: жить так, как вы живете — это нормально. Дрочите, играйте в игрушки, снова дрочите — ни в чем себе не отказывайте, многоуважаемые гики. Потому что, полюбасу, именно вам в будущем обломится бонус — вы окажетесь тем самым Нео, который спасет этот гребаный мир! Ведь по-другому просто быть не может, посоны. Главное, верить в себя и неустанно работать — левой, правой, левой, правой. И тогда однажды обязательно наступит момент истины, когда вам, сто пудов, пригодится весь багаж бережливо накопленных бесполезных знаний: в каком году появился дисковод в компьютере Atari, как сыграть в Pac Man без единой ошибки, кто из состава дуэта Wham первым совершил камингаут. Все это очень ценно и полезно, бакланы! Не теряйте времени на реальную жизнь, а срочно штудируйте «Монти Пайтон и Святой Грааль» — мир в опасности, в то время как вы переводите бабушек через дорогу, изобретаете лекарство от рака и занимаетесь прочей фигней.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну, и отточенная техника мастурбации, само собой, тоже окажется нелишней, потому как в финале в качестве главного приза вам достанется толстая прыщавая тетка из Канады с родимым пятном в пол лица. И да, забыл предупредить, камрады — ваш лучший бледнолицый друг ВНЕЗАПНО окажется чернокожей лесбиянкой. Что вы говорите, без одной ноги? Нет, с ногами у нее все в порядке, но мысль очень хорошая. Пожалуй, запишу себе в идею для нового романа...

P.S. В общем, всем рекомендую почитать эту занимательную книжку талантливого американского автора Эрнеста ~Хемингуэя~ Клая. Чтоб чисто поржать, еще раз вспомнить хиты восьмидесятых, ощутить себя всемогущим Мегагодзилой. Ну и это, хоть немного от танчиков отвлечься, а то жена уже совсем запилила, зануда скучная...

Оценка: 6
– [  11  ] +

Михаил Успенский «Райская машина»

Andalon, 30 ноября 2018 г. 10:12

Великолепный роман! Просто блестящий! Уже который год мечтаю встретить и прочитать произведение, которое бы доставило удовольствие от самого процесса чтения, не скукожилось к финалу (чем, увы, грешат многие современные романы) и оставило после себя яркое послевкусие. Свершилось, наконец-то, алала!

Книгу едва дочитал, но уже хочется снова перечитывать... Это же «12 стульев» от фантастики! Роман, который можно растаскивать на цитаты буквально постранично — что ни абзац, то перл высочайшего уровня! Ибо написана «Райская машина», надо отдать ей должное, просто филигранным языком. Чувство юмора и эрудиция Михаила Глебовича вызывают неподдельное уважение и очень жаль, что этот талантливейший отечественный ПИСАТЕЛЬ, увы, ушел от нас, так и не заслужив положенной ему доли внимания и почета...

Тем более, что после похождений Жихаря и иже с ним ему удалась очень крутая и забористая вещь... Ибо насколько эта книга гомерически-смешная, настолько же и страшная. Буквально — до жути! Сибирский писатель Успенский как-то сумел эти два полюса непротиворечиво сочетать — впрячь, как говорится, коня и трепетную лань в одну литературную телегу. Причем, его роман даже пророческим назвать нельзя — вся описанная в нем невероятная хрень происходит с нами ПРЯМО СЕЙЧАС! Кафку не только сделали былью, но пошли еще дальше — теперь усиленно лепят из него МИФ.

Вот как вам, например, такая цитата? Ничего не напоминает?

«Какая система, помилуйте! У нас все основано как раз на хаосе. Нужно только уметь плавать в этом море… Главное – смутить умы, а уж со смущенным умом мы как-нибудь управимся. Намеки, детали, проговорки – это страшная сила…»

В общем, грядет что-то очень нехорошее... Похоже, самое время закупать тушенку, копать землянку и заводить дружбу с чукчами. Господа единомышленники — встречаемся на сто первом километре. Условный пароль — чвель из березы на шее и томик Успенского подмышкой. Алала, родимые!

P.S. Перечитал комментарии ниже и ужаснулся — сколько же здесь самоуглубленных ценителей антиутопий, которые, между тем, так и не развили в себе способности за тремя соснами замечать дремучий лес... Мне кажется, что если Химэй и будет придуман, то как раз для тех, кому расово-правильный КОФЭ важнее всяческого смысла.

Оценка: 10
– [  34  ] +

Иэн Бэнкс «Вспомни о Флебе»

Andalon, 1 августа 2018 г. 09:15

Когда вспоминаю о Флебе, меня всегда охватывает нервная дрожь, а руки так и чешутся написать что-нибудь эдакое, разгромное... Искренне хотел бы, чтобы люди, которые поставили данному произведению «десятку», объяснили, что они в нем такого нашли?! Ибо лично у меня накопилась масса риторических вопросов к автору, на которые он, конечно же, уже никогда не ответит... Видимо, вопросы эти теперь так и будут метаться окаянной, недоумевающей тучей по бескрайней Ноосфере.

Далее, кому интересно — довольно пространный спойлер, потому как без углубления в детали тут никак не обойтись.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Итак, ГГ. Это некое бесхребетное, аморфное существо, довольно плохо прописанное. Хотя вроде бы мутатор — потенциально супермачо с резиновой внешностью и гуттаперчевыми суставами: в говне не тонет, в огне не горит, спокойно дает откусывать себе пальцы, практикует медитацию и может по желанию отключать боль в любом месте своего тела. У него ядовитые зубы и убойная слюна (прям как у сэра Макса). Однако крутизна его какая-то избирательная, только до того момента, пока об этом помнит сам Бэнкс. На всем протяжении книги этого непобедимого мутатора регулярно бьют, подстреливают, берут в плен, палят из лазера по многострадальному кумполу, а сам мутатор ближе к финалу только морщится и страдает от боли в шее. Бедняга просто забыл, что ее (боль, а не шею) можно отключить! В общем, персонаж вышел настолько беспомощный, что сопереживать ему вообще никак не хочется. Особенно ближе к концу романа. И вообще, решительно непонятно, почему именно ему идиране решили доверить операцию по захвату сбежавшего Разума? Потому что он уже был на этой планете и знает, где там включается электричество? Как показало развитие сюжета, знания эти не помогли ему совершенно, а наш бравый мутатор накосячил везде, где только мог. Те же идиране в этих подземельях были впервые, но справились не хуже своего «союзника».

2. Внутренний мир героя и мотивация его поступков не выдерживают никакой критики. Кто он, откуда, почему такой? Какие-то обрывки невнятных воспоминаний. Тем не менее, чувак явно идейный — в Галактической войне встал на сторону трехметровых трехногих тараканов, которые считают человечество вонючими червями. И убежденно противостоит гуманоидной Культуре — страшно злобной силе, которую надо непременно остановить, пока она не окультурила весь космос. При этом Культура стараниями Бэнкса описана так, что немедленно хочется встать «на тёмную сторону» (если это именно она) и безжалостно замочить всех тараканов межпространственным дихлофосом. Ведь со стороны «добра» (по Бэнксу) у нас находятся идиране — тупорылые вояки с какой-то там своей особенной религией. Суть этой загадочной религии не раскрыта совершенно, зато эти громоподобные тараканы, по мнению ГГ, по-настоящему на стороне жЫзни, Вселенной и всего остального! Даром, что они перемочили кучу народа, да и самого нашего разлюбезного мутатора отправили к праотцам. Предварительно удавив во сне его первую мутаторскую любовь. И размазав по стенкам тоннеля другую его любовь, с будущим наследником внутри. И сломав руку третьей близкой мутатору дамочке из вражеского культурного клана — Бальведе, с которой у нашего ГГ всю книгу протекают какие-то скрытые отношения. В общем всё, как завещал великий Зигмунд!

3. Страшно профессиональный секретный агент Культуры не совершает ровным счетом НИКАКИХ полезных действий! На протяжении всей книги та самая Бальведа тоже регулярно попадает в плен, как и ее духовный собрат-мутатор, но даже не пытается сбежать или как-то напакостить своим оппонентам. Да, постфактум мы узнаем о каких-то ее героических подвигах, но перед нашим читательским взором она только многозначительно скрещивает руки на груди, задает дурацкие вопросы и саркастически усмехается. Внутренний мир агентши, ее мысли и планы объясняются чуть менее, чем загадка бермудского треугольника. И лишь в самом конце, когда уже все погибли, а искомый бесценный Разум чуть не отправили в металлолом, она соизволила выковырять из своего красивого рта типично джеймсбондовский аксессуар — убойнейший бластер, замаскированный под зуб — и, наконец, превратила в фарш порядком уже всем надоевшего лопатоголового идиранина. Что мешало это сделать раньше? Секретный Культурный кодекс бусидо? Незыблемые завоевания демократии? Нет ответа!

4. На первый взгляд можно подумать, что Бэнкс создал довольно интересный, захватывающий мир... Если бы не эти его «фирменные» описания локаций — какая-то неудобоваримая каша из слов и образов! Возможно, лично мне недостает пространственного мышления (хотя на недостаток воображения никогда раньше не жаловался), но, пардон, картина того же орбиталища Вавач ну никак не желает складываться в голове — все это нагромождение облаков, льдов, океанов, островов, огромных кораблей, барьеров, пандусов, судов на воздушной подушке, балконов, лифтов, снова пандусов, труб, парапетов, коридоров, шезлонгов и т.д. Что куда переходит и как между собой стыкуется — хрен пойми! Причем, создается впечатление, что сам-то Бэнкс во всей этой мешанине чувствует себя как дома и прекрасно ориентируется в пространстве. Но адекватно донести эти картины до читателя не смог или не захотел. В результате сильно пострадала атмосферность — та самая неуловимая душа любого произведения, за которую лично я готов простить многое, даже дуболомный сюжет.

5. Мы знаем, как спасся с поверхности Вавача наш мутатор, но полнейшей загадкой остается то, как спаслись с мегакорабля остальные — без шаттла и других средств передвижения. «А неважно это всё», — решил Бэнкс и просто тупо ничего не объяснил.

6. Последняя треть романа, которая протекает в подземельях Командной системы — это вообще Epic Fail! Какая там динамика и саспенс, Боже упаси?! Редко мне попадались в жизни более унылые и вызывающие раздражение описания действий героев. Настолько они нелогичны, непродуманны и просто непрофессиональны. А ведь в этих тоннелях, на минуточку, собралась сплошь галактическая боевая Илита: бывалые наемники, вояки-идиране, секретные супер-бупер агенты с бластерами наперевес. При этом ведут себя все, как младенцы в песочнице! В общем, уровень «адекватности» просто зашкаливает. Признаюсь, я, скрепя зубами, почти на каждой странице этого «Grand Finale» боролся с искушением побыстрее пролистать к концу, закончить чтение и позабыть об этом Флебе на веки вечные, как о страшном сне! Ибо кульминация романа прописана исключительно в стиле «то, да потому». И так — еще раз пять подряд, пока читатель не сдохнет от злости и разочарования.

7. У героев никогда не заканчиваются патроны и заряды в их энергетических пукалках. Зато внезапно может разорвать ствол (чуть не написал «дупло»)... «Ну, это нормально», — сказал бы один известный персонаж.

8. Йелсон — боевая подруга и половой партнер нашего мутатора, крепко сжимая верный бластер в полумраке тоннелей Командной системы, в лучших традициях мексиканских сериалов сообщает ГГ, что она беременна. Все мы знаем, чем такие известия оборачиваются в реальной жизни: для кого-то это потенциальный геморрой и сплошные проблемы, для кого-то — радость грядущего отцовства. В пространстве же сюжета обычно — это такой тонкий намек на вполне себе толстые обстоятельства, которые нас ждут в «следующих сериях». Однако Бэнкс не так прост! Сообщив нам столь важное известие, он просто берет и художественно размазывает бедную беременную женщину по стенкам тоннеля. Видите, какой я вам тут поворотец намутил, а? Не ожидали, уважаемые читатели?! Как говорится, «ваши ожидания — ваши проблемы». Тем более, что пару страниц спустя своему неведомому богу отдаст душу и несостоявшийся папаша — наш бравый главный герой, мутатор по имени Бора Хорза Гобучул.

9. В финале умирают вообще все! Коллега Мартин, наверняка, даже верную фуражку бы съел от зависти, узнав о такой сюжетной «находке». А разве так можно, спросите вы? «Можно», — отвечает Йэн М. Бэнкс, а чтоб читателям стало совсем хорошо, пишет эпилог, где в числе прочего любезно сообщает, что всех мутаторов вместе с их родным астероидом в итоге распылили на атомы. А, например, Фал 'Нгистре — дамочке-аналитику Культуры, которая любила без сопровождения лазать по горам, Бэнкс уготовил удивительную судьбу: она несколько раз рожала детей, перемежая акты деторождения процедурами смены пола (не того, по которому ходят), а в конце... ну, короче, ОНО тоже умерло. Вот, скажите, зачем нам об этом было знать?! К чему были все эти идиотские подробности: как она родила, стала мужиком, снова обернулась тёткой, еще раз родила, опять стала мужиком?! Это дает какую-то глубину сюжету? Или это просто выписки из диагноза самого автора?

10. Сверхидея романа, его глубокая философия и сермяжная правда — в чём она? Граждане, которые постигли его глубины, просветите, пожалуйста, а?

РЕЗЮМЕ: Если вам жалко вашего личного времени и дороги собственные нервные клетки — лучше не читайте этот роман. Конечно, в нем тоже есть свои любопытные находки (не без этого), но, поверьте, на свете существует немало других, гораздо более достойных произведений. Стройных, продуманных, динамичных и талантливо написанных. Лично я продолжения серии про Культуру после такого «феерического начала» читать не буду — уж увольте! Даже несмотря на то, что с творчеством Бэнкса уже был знаком, читал его «Осиную фабрику», «Мост» и «Шаги по стеклу» и считал довольно неплохим автором. Однако даже не предполагал, что он выдаст такую халтуру.

Этому роману я первоначально намеревался влепить двойку, но передумал и слегка повысил оценку — исключительно из-за сцены на острове умирающего Вавача, где главного героя чуть заживо не сожрал какой-то местный «нехочуха». Вот где был драйв, экшен, динамика, реальное безумие и неожиданный поворот сюжета. Это было по-настоящему круто, чего уж там! Жалко, что в рамках этого романа Бэнкс больше не сподобился на подобные сцены.

Оценка: 4
– [  10  ] +

Андрей Лазарчук, Михаил Успенский «Посмотри в глаза чудовищ»

Andalon, 15 мая 2018 г. 09:09

Сюжет романа — типичная котлета в мухах. Посмертные встречи великого поэта — отдельно, порталы, рептилоиды и всяческие бароны Субботы — отдельно. Сначала было очень занимательно читать, даже казалось, что это шедевр... Но, чем дальше в лес — тем толще динозавры. Концовка же настолько никакущая, что аж до слез. Многие сцены кажутся вообще лишними — скажем, шашни с Марлен Дитрих во время трансатлантических плаваний, линия с Лавкрафтом etc. Читать забавно, но сюжет они не двигают от слова «никак» и, такое ощущение, были вставлены просто для «объему». Из всей книги больше всего запомнились почему-то две сцены (хотя по логике повествования они тоже не обязательны): встречи Гумилева с Булгаковым и Маяковским. Вот здесь пробрало до мурашек! Однако, как говорил фон Штирлиц — «запоминается всегда последнее слово», а вот с этим-то словом у авторов как раз и не сложилось. Очень жаль, что роман, который начинался настолько за здравие, завершился тотальной скукой. Задумка с Гумилевым сильная, язык отличный, юмор, динамика — все есть, а послевкусие вышло пресным и разочаровывающим. Как говорили в далекую пору детства: «разбег — лошадиный, удар — комариный». Увы!

Оценка: 5
– [  3  ] +

Евгений Гуляковский «Чужая планета»

Andalon, 15 мая 2018 г. 07:58

Книга неплохая, даже захватила поначалу... Довольно много динамики и интересных сюжетных поворотов, однако ближе к концу оказалось, что большинство этих поворотов ведет в глухие тупики... Возникло ощущение, что сначала у Гуляковского разгулялась фантазия, а потом он уже сам не знал, как эту свою фантазию аккуратно и непротиворечиво закруглить. Увы, не получилось — финал откровенно разочаровал и испортил все впечатление от книги.

Оценка: 6
⇑ Наверх