Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «georgkorg» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2 [3] 4  5

Статья написана 24 января 14:33
Размещена:

Мадам Бовари. 1934. Франция

Режиссёр: Жан Ренуар

Жан Ренуар — один из величайших и самых культовых режиссёров XX века. Без преувеличений. На его картинах выросли такие классики как Орсон Уэллс и Франсуа Трюффо. Он повлиял как на французскую новую волну, так и на весь мировой кинематограф. При жизни и посмертно получил множество премий, но не в премиях дело. А в том, что несмотря на прошедшие десятиления его фильмы смотрятся до сих пор живо и актуально.

"Мадам Бовари" — экранизация одноимённого романа Гюстава Флобера — поставлена в 1934 году.

Фильм сделан насколько можно минималистично. Действие, как и в книге практически ограничивается одним городком, но здесь действие большей части сцен происходят внутри помещения. Лишь пару раз мы выглядываем на улицу. Камера постоянно сосредоточена на игре актёров. Постановка чрезвычайно театральная. Диалоги, жесты, мимика... И из всего этого воссоздаётся эта великая драма.

И обратите внимание — Ренуар отнюдь не стремиться привлечь зрителя красотой актёров — по нынешним меркам главные роли исполняют совершенно неказистые люди. Увалень Шарль — ведь таким увальнем и должен быть. Безжизненная Эмма, изо всех сил пытающаяся вдохнуть в себя жизнь бесконечными шмотками и любовными историями — это именно та Эмма Бовари, которую описывал Флобер. Или же это трактовка Ренуара?


Статья написана 24 января 14:24
Размещена:

Мольер. Комедии

М.: Художественная литература, 1972 г. 664 страницы

Серия: Библиотека всемирной литературы. Серия первая

"Мещанин во дворянстве", "Скупой", "Мнимый больной" — эти пьесы нам всем знакомы с детства в той или иной форме. Кто-то их прочитал в школе, кто-то смотрел в театре... Иногда еще всплывает в памяти "Дон Жуан или Каменный гость" — Мольер здесь опередил Пушкина почти на двести лет, хотя и сам при этом не был первым, а лишь использовал модный в его время сюжет из испанских пьес.

Как сказал однажды Михаил Булгаков про Мольера "Был только один, кто поднялся еще выше. Тот назывался... Шекспир". Булгакову Мольер полюбился еще в детстве, и он неоднократно возвращался к нему. Перечитывал и переосмысливал.

Попробуем и мы.

Сейчас конечно читать подобные произведения без биографии автора, а также изучения культурно-исторического контекста — дело практически бесполезное.

Возьмём хотя бы самую первую пьесу в книге — "Смешные жеманницы" — в ней изображаются две кузины Като и Мадлон, находящиеся под влиянием современной моды на всё модное — уж простите за каламбур. Но только модное и даже новомодное имеет право на существование. Одежда — только последний писк. Стихи и проза — только придворных литераторов. И даже словарный запас — исключительно актуальный и опять же модный.

Конечно же, нужно прочесть массу комментариев, чтобы оценить все шутки. Но когда вы продираетесь через всё это — вы вдруг понимаете, что суть-то осталась актуальной и сейчас — почти четыреста лет спустя. Меняется антураж, меняются термины, имена и фамилии. Но суть? Суть та же. "Смешные жеманницы" — это две современные нам модницы с губами уточкой, с кучей Прада и Гуччи, еще вчера они были в клубе у Тимати, а сегодня... В общем, это те самые Като и Мадлон...

Наверно это и есть признак настоящей литературы — автор, даже описывая что-то совершенно злободневные для него вещи, всё равно пишет о чём-то вечном...

Книга вышла в серии "Библиотека всемирной литературы". Разумеется, богато прокомментирована и проиллюстрирована.


Статья написана 21 января 11:28
Размещена:

Ты не обетам богов, а ширяющим в воздухе птицам

Верить велишь? Презираю я птиц и о том не забочусь,

Вправо ли птицы несутся, к востоку денницы и солнца,

Или налево пернатые к мрачному западу мчатся.

Верить должны мы единому, Зевса великого воле,

Зевса, который и смертных и вечных богов повелитель!

Знаменье лучшее всех — за отечество храбро сражаться!

Что ты страшишься войны и опасностей ратного боя?

Ежели Трои сыны при ахейских судах мореходных

Все мы падем умерщвлённые, ты умереть не страшися!


Статья написана 21 января 11:25
Размещена:

Бекет. 1964. Великобритания, США

Режиссёр: Питер Гленвилл

"Бекет" — один из лучших исторических фильмов, повествующих об Английской истории XII века. В момент выхода он был замечен и обласкан, как зрителями, так и критиками. Получил Оскара за лучший сценарий, номинировался еще в одиннадцами позициях. Также получил Золотой глобус за лучший фильм и за лучшую мужскую роль — Генриха II.

И это неспроста. Фильм действительно стоящий. И основная его сила в выборе двух актёров, всё строится именно на них. Ричард Бёртон — в роли Томаса Бекета и Питер О’Тул — в роли Генриха II. Оба не раз снимались в исторических фильмах, так что к антуражу и атмосфере им не привыкать. Да и сам фильм целиком построен на взаимодействии и затем противостоянии этих персонажей.

С исторической точки зрения у фильма есть одно но: образ Генриха II показан несколько странно. Нет, это не плохая игра актёра. А именно странный образ. Король предстаёт перед нами каким-то истеричным и боящимся крови — и это король, который всю свою сознательную жизнь провёл в сражениях. Можно допустить истеричность — многочисленные убийства никого не сделают спокойным, но боязнь крови?.. Но ладно, на это можно закрыть глаза...

Фильм ставит очень серьёзные вопросы: выбор между долгом и моральными и религиозными ценностями с одной стороны и с другой — верностью монарху, политическими интересами и в конце концов собственной жизнью...

Далее идёт исторический спойлер.

Томас Бекет — одна из ключевых фигур в истории Англии XII века. В молодости он заслужил дружбу короля Генриха II, в результате чего тот назначил его канцелером. Так карьера Бекета вильнула от церкви к управлению государством. Но убедившись в верности Бекета, король назначил его архиепископом Кентерберийским. И он, даже не будучи рукоположенным в сан священника, вдруг становится архиепископом. Тут-то и начинается основная драма — Бекета разрывает между верностью и дружбой королю и служением Богу. В итоге он выбирает второе, ему приходится во многих вопросах пойти против своего покровителя, чтобы защитить интересы церкви, да и в целом вопросы истины. Такой путь ведёт, будучи сопряжённым с политикой и ущемлением интересов некоторых сторон, только к одному — к смерти. И Томас Бекет идёт по этому пути до конца.

Через три года после трагического убийства Томаса Бекета его смерть признали мученической — он был заколот прямо в храме во время службы — и его самого причислили к лику святых.


Статья написана 21 января 11:21
Размещена:

Вильям Шекспир. Полное собрание сочинений в четырнадцати томах. Том 1: Король Иоанн. Ричард II. Генрих IV (Часть первая)

М.: Терра, 1992 г. 608 страниц

Как известно, Джордж Мартин, автор эпического цикла фэнтези "Песнь Льда и Огня", вдохновлялся английской историей, а именно — историей войны Алой и Белой роз — противостояния двух родов — Ланкастеров и Йорков. На основе реальных исторических событий XV века он и создал свой цикл, а также прописал своих героев. В этом и заключается весьма серьёзная составляющая его успеха — реалистичность и достоверность... И к ним конечно же были добавлены авторские находки и фантазия, воссоздавшая на основе реального мира — мир свой собственный.

Именно так же сделал и Уильям Шекспир в конце XVI века, когда писал свои исторические хроники о тех же событиях. Нет, конечно, он не создавал своего вымышленного мира, но своей фантазией заполнил многие пробелы в исторических событиях, обогатил их метафорами и образами.

Вообще исторические хроники Шекспира можно выделить в отдельный жанр. И даже цикл. Ведь если расположить их хронологически — они охватывают период с конца XII века по середину XVI века. Шекспир конечно не ограничивался одной лишь войной Алой и Белой роз, хотя она и занимает в этом цикле особое место — именно здесь разворачиваются одни из самых драматических событий.

Шекспир имел и свои источники для вдохновения — в первую очередь это исторические хроники Холиншеда, опубликованные в 1577 году. Полное название этого исторического труда — "Хроники Англии, Шотландии и Ирландии". Известно, что Шекспир использовал второе переработанное издание 1587 года.

Другим источником для Шекспира стали пьесы его предшественников на те же исторические темы. Например, первая пьеса в книге — "Король Иоанн" основана на пьесе его неизвестного предшественника "Беспокойное царствование короля Иоанна". Данная пьеса поначалу так же и приписывалась Шекспиру. И еще при его жизни пиратским образом была опубликована с его инициалами. Пьеса состояла из двух частей — уже тогда были сиквелы...

Шекспир же переработал пьесу из двух частей в одну, сократил, полностью переписал стихотворный текст. В общем вдохнул в неё жизнь.

Собственно весь первый том исторических хроник Шекспира — это всё еще только приквелы к тому, что развернётся в следующих пьесах.

Если вы хотите получить более чёткое сюжетное соответсвие — читать надо именно в такой последовательности, а не в той последовательности, как создавал свои пьесы Шекспир. И те, кто будет читать хроники именно так, будут вознаграждены впоследствии, так как следующие одна за другой хроники всё больше и больше захватывают...

"Король Иоанн" — повествует о совсем далёком прошлом. О печальном Иоанне Безземельном — младшем брате известного Ричарда Львиное Сердце.

"Ричард II" даёт уже много сюжетных завязок для последующей серии хроник. Здесь Шекспир явно представлял себе, что напишет в ближайшее время.

А о "Генрихе IV" поговорим в следующий раз, чтобы не комкать...


Страницы:  1  2 [3] 4  5




  Подписка

Количество подписчиков: 16

⇑ Наверх