fantlab ru

Все отзывы посетителя Evgenii2019

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Барбара Морриган «Чудовище и чудовища»

Evgenii2019, 17 марта 2023 г. 22:06

У книги хорошая задумка, но не самое сильное исполнение. Созданную в начале атмосферу сказочности и загадочности почти полностью рушит используемая героями абсолютно современная лексика, абсолютно современное поведение, устройство быта, принципы взаимоотношений между собой, с руководством, властями и т.д., что совершенно не соответствует тому, где и когда разворачивается действие.

Однако сами персонажи интересны, за основных главных героев можно переживать, их мысли и проблемы понятны и могут быть вполне интересны читателю. И, конечно, очень хороши ключевые задумки автора, как относительно главного героя, так и загадочного монстра, вокруг которых и строится основной сюжет. Второстепенные персонажи также играют достаточно важную роль, и общее переплетение всех судеб и взаимоотношений на фоне тайны чудовища позволяет поддерживать интерес к истории до самого конца.

В целом, книга интригующе начинается, достаточно интересна в целом, но очень слаба со стилистической точки зрения, плюс лично меня разочаровал эпилог. Возможно, было бы лучше закончить так, как и закончилась последняя глава, а основные мысли эпилога проговорить (если это вообще нужно) где-то в последних главах, не вынося это в отдельную пафосную сцену.

Не стану однозначно советовать к прочтению, но в дорогу и для чтения в транспорте вполне подойдёт.

Моя оценка: 3/5 (или 5/10)

Оценка: 5
– [  5  ] +

Стив Миллер, Шарон Ли «Путь разведчика»

Evgenii2019, 6 сентября 2022 г. 15:05

«Путь разведчика» — роман в том же жанре и стиле, что и «Местный обычай» и является вторым по внутренней хронологии романом цикла «Агент перемен». Здесь простота, условности, допущения и наивность сюжета уже становятся более заметными и портят впечатления от хорошего слога, динамики и приятного стиля повествования. Иными словами, читается роман легко и приятно, но уже в процессе и особенно после прочтения возникает много вопросов и претензий к логике, поступкам персонажей и к согласованности в целом. Уж очень много тут допущений и противоречий, которые сконцентрированы вокруг невероятного главного персонажа.

Именно главная героиня здесь такова, что книгу уже сложно воспринимать как хорошую фантастику, и даже как сказку. Судите сами: главная героиня молода и очень красива, добра и скромна, она невероятно умна и уже в юности (!) является признанным и лучшим математиком планеты – это сочетание исключительных положительных качеств уже выглядит неправдоподобно, но… Она не только талантливый преподаватель в университете, но и к тому же оказывается еще и невероятно способным пилотом! А если и этого мало, то добавьте сюда то, что при всей своей известности, интеллектуальности и т.д., она находится в покорном подчинении воле членов своей семьи, где все ее таланты и заслуги не только не ценятся, но и похоже, что они о них вообще не в курсе!

У самой же героини фактически нет никаких недостатков. Все ее проблемы – исключительно внешние, семейные. Т.е. в очень своеобразной и даже жестокой семье вырос почти что «ангел небесный» с невероятным математическим интеллектом и способностями к пилотированию, но при этом все эти возможности семья игнорирует, никак толком на пользу себе не использует, а девушку сурово притесняют и унижают. И это при том, что в семье только и говорят о том, как бы добыть больше власти и богатства, а сами члены семья явно не являются совсем уж дураками, а, напротив, – интересуются политикой, бизнесом, социальными связями и т.д. Но, повторюсь, никак не используют талантливого самородка, за исключением желания выдать ее замуж за какого-то явно не самого подходящего кандидата. А ведь ее красоту, ум и способности можно было бы «продать» (раз уж вы такие циничные и властолюбивые) гораздо дороже!

Более того, в книге показано, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
при случае главная героиня применяет свои математические умения в инвестировании успешнее всей остальной семьи вместе взятой, а еще она способна выигрывать в казино, рассчитывать траектории полета лучше бортовых компьютеров звездолетов, да и вообще делать любые необходимые расчеты.
Так что мешает хотя бы дать ей семейные капиталы в управление!? Или сделать ее пилотом, который сможет зарабатывать для семьи миллионы на межзвенной торговле и игре на бирже одновременно? Да хотя бы в казино ее отправлять за «добычей»… Но нет, ей создают максимально некомфортные условия и никак не используют в интересах клана, чем, разумеется, роют себе же яму. Конечно, в книге пытаются дать объяснения такому поведению семьи (зависть, зашоренность, следование неким традициям и т.п.), но на фоне их желания стать богаче и продвинуться в социуме такие объяснения выглядят крайне слабо. Тем более что семьей правит женщина – мать главной героини, т.е. говорить о том, что женщина не может чем либо в семье управлять (тем более неофициально, под патронажем главы клана) вовсе не приходится.

В итоге и получается, что в книге одна глупость накладывается на другую, а абсолютная положительность и невероятный набор качеств и умений главной героини в сочетании со скромностью и послушностью делают ее слишком неестественной и мешают сопереживать ей. Скорее удивляешься глупости поведения членов ее семьи, которое, как показано выше, прямо противоречит целям клана и внутренней логике мироустройства, предложенного авторами.

Таким образом, получилась малоправдоподобная сказка, которую можно прочесть для развлечения, но уже сложно воспринимать серьезно. Ну а читать следующие книги цикла после данного романа желания уже не так много. К сожалению, «Путь разведчика» сюжетно и логически оказался заметно слабее, чем «Местный обычай».

P.S.: начинал читать третий по внутренней хронологии роман – «Конфликт чести» – там ситуация с сюжетом столь же плачевна, читать уже совсем не интересно, забросил после прочтения примерно четверти объема или даже меньше.

Моя оценка: 3/5 (или 5/10)

Оценка: 5
– [  2  ] +

Стив Миллер, Шарон Ли «Местный обычай»

Evgenii2019, 6 сентября 2022 г. 15:01

«Местный обычай» — хорошая романтическая мелодрама в научно-фанатастической обертке. Интересный мир и персонажи, очень хороший язык и легкий слог авторов. Сюжет простой, местами наивный, но написано все так, что читать приятно и интересно, даже затягивает. Ну а после прочтения остаются приятные ощущения и не жалко потраченного времени, появляется желание ознакомиться и с другими романами цикла. Данную книгу вполне можно рекомендовать всем любителям легкой, романтической фантастики.

Моя оценка: 3+/5 (или 6/10)

Оценка: 6
– [  4  ] +

Сергей Григорьевич Иванов «Железный зверь»

Evgenii2019, 7 февраля 2022 г. 12:32

Очень сумбурное и сложное для вдумчивого восприятия произведение. Другое дело, что вдумчивого восприятия эта книга явно не предполагает, так как писалась явно не для этого.

Произведение представляет собой калейдоскоп экшн-сцен, перегруженных огромным количеством терминов (названия групп, фракций, сословий, сущностей, рас, описаний специфических обстоятельств и иерархий и т.д. и т.п.), значение которых вообще никак не объясняется читателю. Такое ощущение, что книга – далеко не первая в каком-то большом цикле.

Добавьте к этому то, что число упоминаемых и появляющихся персонажей тоже растет быстрее, чем успеваешь запоминать, кто есть кто и в каких они между собой взаимосвязях.

Главный герой – некий «супер-мен», который, однако, сначала таковым себя не считает и не воспринимается так большинством окружающих, но который обладает каким-то невероятным набором способностей. Причем эти способности просто «обнаруживаются» походу повествования, но до момента необходимости их применения вообще не упоминаются. Но герой об их наличии у себя знает и даже вроде бы не считает их выдающимися. Да и окружающие часто не воспринимают это все как что-то удивительное. Способности главного героя описываются как нечто само собой разумеющееся, читателю о них сообщается по факту: то он вдруг, оказывается, может видеть в темноте, то прыгает на огромную высоту, то чуть ли не летает, то начинает стрелять лучами из глаз (!) то… продолжить можете сами. Разумеется, он не только невероятно силён и лучше всех дерется на мечах, но и умён, хитёр, красив… И конечно же он способен к постоянной самопроизвольной и почти бесконечной эрекции вне зависимости от того, что он делает и что происходит вокруг. В книге неоднократны сцены занятия сексом прямо на бегу, во время боя, при перепрыгивании пропасти на канате и т.д.

Не удивительно, что влияние и репутация главного героя постоянно возрастают (кто бы сомневался!). Точнее не так – он почти мгновенно делает головокружительную карьеру. Если в начала книги над ним смеются на выпускном испытании, то уже через несколько десятков (!) страниц у него уже высокий пост, а примерно через 150 страниц от начала текста он уже легко добивается встреч с самыми высшими чинами местного мира (империи). Но если хорошие авторы проводят своих героев к славе и высотам через испытания, потери, сложные ситуации и т.д., то здесь за героя всё делают его сверх-способности и наличие всех возможных положительных качеств и навыков с самого начала без какого-либо пути их развития или приобретения.

Итого, возвращаясь к общему впечатлению – сумбуру: главный супер-мега-герой постоянно оказывается в самых невероятных местах (часто вообще без каких-то объяснений и плавных сюжетных переходов) и перемещается из локации в локацию с такой скоростью, что не успеваешь понять, что вообще происходит, почему и как. Добавьте к этому всё то, что уже сказано выше: поток терминов и названий без объяснений, калейдоскоп событий и персонажей, постоянные новые способности и невероятные по идиотичности сексуальные сцены. И так из локации в локацию, из сцены в сцену.

В общем, становится понятно, что книга писалась не ради сюжета и раскрытия персонажей, не ради истории взросления и становления героя, не ради красивых описаний или размышлений, не ради передачи некой общей важной мысли или идеи, нет. Книга написана ради сексуально-ориентированного действа, где даже сам «экшн» (что уж говорить о сюжете, мироустройстве и персонажах!) является лишь фоном для выплеска эротических фантазий автора самым прямым, неприкрытым образом. Т.е. попросту говоря – это порно-роман в декорациях фэнтези.

Самое интересное, что мир автор придумал довольно глубокий, хотя и странный – фэнтезийный, но с лазерами, мониторами, кабелями и другими технологиями, происхождение которых, кстати, тоже не объясняется, равно как и не понятно как это функционирует и кем поддерживается, если происходит это всё в замках в антураже мечей и магии. Есть большое количество персонажей, группировок и фракций, есть различная магия и способности, тайны прошлого и необычные персонажи. Более того, всё это увязано в некий общий сюжет, хотя и простой, линейный и клишированный.

Но достоинства книги безнадёжно меркнут на фоне невероятного сумбура и «гиперсексуальности» происходящего. Читать и понимать происходящее очень сложно. Хотя, если «отключить голову», то вполне можно получать удовольствие именно от постоянного потока «адреналиновых» и сексуальных сцен самого разного вида и свойства. Повторюсь, для этого книга и написана. Если хочется отдохнуть и развлечься, читая именно нечто «героическо-эротическое», то данная книга – хороший выбор, в остальных случаях смело проходите мимо.

PS: если это важно для читающих отзыв, то я прочел почти ровно 2/3 книги, но даже понимая общий сюжет и видя интересные задумки в плане мироустройства всё же решил, что не хочу продираться через такой текст, и прекратил чтение, что для меня нетипично на такой «дистанции» (я легко бросаю книги, если вижу, что они плохи в начале, но вот чтобы прочесть 2/3 и все же отложить – это впервые, если не ошибаюсь).

Оценка: 4
– [  8  ] +

Томаш Колодзейчак «Солярная Доминия»

Evgenii2019, 24 октября 2021 г. 20:25

Цикл «Солярный доминион» состоит из двух основных книг: «Цвета штандартов» и «Последнее решение». Есть ещё несколько рассказов, но они не связаны с основным сюжетом и издавались отдельно.

Сами же романы (основа цикла) являются примером хорошей «твёрдой» приключенческой научной фантастики, в которой много внимания уделено военным технологиям будущего, различным боям, спецоперациям, погоням и т.д. Здесь сразу хочется отметить сильные и однозначно удавшиеся автору описания стимулирующих и улучшающих функции людей средств, применения боевых компьютеров и прочих доступных людям технологий. Такой комплекс проработанных и взаимосвязанных решений не часто встречается даже в лучших образцах научной фантастики.

Что касается сюжета, то все приключения главного героя, все боевые столкновения проистекают из наличия сразу нескольких разнонаправленных линий конфликтов:

Во-первых, появление высокоразвитой внеземной цивилизации, многократно превосходящей людей в технологическом плане, действия против которой составляют первую масштабную основу сюжета.

Во-вторых, имеют место интриги на фоне политического конфликта между удалённой независимой людской системой (из нескольких планет и их спутников), где разворачивается действие, и метрополией, включающей Землю, и желающей поглотить независимых под предлогом защиты от вторжения внеземной цивилизации – это вторая масштабная основа сюжета цикла.

В-третьих, есть ещё и различные локальные конфликты между людьми, организациями, колониями внутри описываемой системы и т.п.

Но самое интересное заключается в том, что главный герой умудряется оказаться задействованным во всех этих конфликтах, причем в качестве антагониста почти для каждой из сторон! Тем не менее, сюжет и описания происходящего выстроены так, что происходит это всё довольно логично и обоснованно в рамках авторской вселенной.

Наконец, ко всему вышеперечисленному нужно добавить и то, что автор придумал действительно интересные внеземные цивилизации. И вторгшиеся неизвестные пришельцы со сверх-технологиями и с абсолютно непонятными целями и тактикой, и относительно известная и мирно сосуществующая с людьми разумная раса под поверхностью океана одного из уголков описываемой системы – все прописаны действительно интересно и с фантазией.

Замечу, кстати, что намеренно пишу максимально без подробностей и не перечисляю всех авторских задумок и поворотов сюжета.

Что касается недостатков, то субъективно можно отметить следующие моменты:

- Со второй книги начинают приедаться повторяющиеся (хоть и не одинаковые) описания применений стимулирующих технологий. Однако это можно отметить и как последовательность автора, его внимание к деталям.

- Почти непрекращающийся бег куда-то или от кого-то главного героя при регулярном ухудшении тех условий, в которых он оказывается. Да, по динамике книги не провисают (отвлечения на политические интриги без перестрелок «провисаниями» мне не показались), но постепенно начинает формироваться чувство некой безысходности его положения, чего обычно не ожидаешь от книг такого жанра. С другой стороны – это можно зачесть в плюс как отсутствие банального «супер-героя», который всех побеждает, даже не смотря его на выучку, удачу и вспомогательные технологии.

- Спорная концовка, отмечаемая, в том числе, и как слабая или невнятная другими рецензентами. Здесь также найдется, что возразить или просто указать на логичность финала в парадигме авторского замысла.

Иными словами, в книгах нет элемента, который существенным образом испортил бы впечатление от цикла, а итоговое мнение каждый может составить самостоятельно.

Как итог, два романа цикла «Солярный доминион» — это очень хорошая, динамичная и, главное, интересная и даже местами необычная приключенческая научная фантастика, которую вполне хочется рекомендовать всем поклонникам жанра!

Моя оценка: 4/5 (или 7/10)

Оценка: 7
– [  10  ] +

Дэн Симмонс «Террор»

Evgenii2019, 16 сентября 2021 г. 23:07

Книга, от которой многие ожидают одно, а получают несколько другое… и это другое для них оказывается даже лучше!

Очевидно, что и по названию, и по формальной жанровой принадлежности от «Террора» ожидают мистических приключений, триллера и даже ужасов. Всё это в книге, конечно, есть, но этим она далеко не исчерпывается. Ведь «Террор» во многом – произведение историческое (точнее, из-за привнесенных авторов элементов мистики и ужаса – псевдоисторическое), отчасти почти документальное. В его основе – почти детальное, очень подробное описание подготовки и хода реально имевшей место английской арктической экспедиции, членов её экипажа, элементов кораблей, использовавшегося оборудования, припасов и т.д. и т.п. Из-за этого, с одной стороны, повествование развивается неспешно, а с другой стороны, для читателей создается эффект глубокого погружения в происходящее, в обстановку, в климатические и погодные условия. Возникает сопереживание невзгодам и испытаниям, с которыми сталкивались люди. Книга по-настоящему погружает в ощущение всех тягот северной морской экспедиции на кораблях середины XIX века. Т.е. пред нами образец высококачественной приключенческой, исторической литературы, с пристальным вниманием к деталям и отлично прописанной атмосферой!

Отдельно стоит отметить большое число персонажей, со своим характерами и особенностями; кратко и поименно обозначены почти все члены арктической экспедиции с обоих кораблей. Ну и конечно линия главного героя – капитана Крозье – разворачивается в увлекательную, насыщенную событиями историю жизни неординарного человека.

Из вышеперечисленного вытекает и немалый объём романа, который, кстати, поначалу может читаться не очень легко. Но по завершении возникает желание, чтобы текст был ещё больше, чтобы была возможность узнать больше подробностей о судьбах некоторых членов экипажа, и чтобы продолжалась история Крозье… Этого говорит о том, что произведение получилось очень сильным и захватывающим.

Тем не менее, у «Террора» есть, конечно, и недостатки. Для кого-то – это излишняя детализация, большое число специальных терминов, «недостаточно быстрое» развитие сюжета и т.п. Т.е. всё то, что связано с объемом произведения. Но есть и немалая группа читателей, которые полюбили «Террор» во многом именно за эту документальность, за возможность надолго и всерьёз окунуться с головой в историю с большой буквы. И также немало и тех, кому почти категорически не понравилась идея подать всё это как роман ужасов! Тех, кто предпочёл бы, чтобы элемента в виде существа «из древних преданий» (придуманного автором) вообще в книге бы не было, и все происшествия объяснялись бы вполне естественными причинами, как то и происходило, или могло происходить в реальности.

Подводя итог, «Террор» — это очень сильное, захватывающее и глубоко проработанное приключение, которое, пожалуй, было бы ещё лучше, если бы автор решился выйти за пределы фантастического жанра и написал именно роман-реконструкцию реальных исторических событий.

За рамками оценок самого произведения нужно также отметить довольно многочисленные «технические» ошибки русского перевода (в указаниях направлений движения или сторон света, например), которые путают при прочтении и попытках свериться с прилагаемой картой экспедиции.

Книгу, разумеется, можно рекомендовать всем любителям приключенческой литературы (в том числе, но не обязательно, – с элементами мистики и ужасов).

Моя оценка: 4+/5 (или 8/10)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Сергей Харлов «Обречённый рай»

Evgenii2019, 28 сентября 2020 г. 19:37

Достаточно необычное и небанальное произведение, состоящее из четырех разноплановых историй, связанных сквозной темой и персонажами, но… очень специфический жанр (магия и мистика в мире России 90-х) и слабая стилистика, а точнее – много стилистических ошибок. Видно, что автор местами пытался «сделать красиво», но не всегда получалось. И в целом написано все довольно простым языком, что соответствует духу 90-х, в которые происходит действие, и героям, но не соответствует уровню драматизма, поднимаемых проблем, масштабности и задействованных могучих магических сущностей. Т.е. возникает диссонанс между поставленными проблемами и нагнетаемой атмосферой и описанием всего это на уровне общения дворовой гопоты с соответствующими диалогами, сленговыми словечками и распитием водки по поводу и без. Кстати, при чтении первой истории складывается стойкое впечатление, что на водке у автора явно какой-то пунктик; хорошо, что это не пошло в последующие три части.

К объективным недостаткам можно также отнести недочеты в логике сюжетов (есть и отдельные нестыковки, и глобальные логические вопросы к ряду сюжетов, хотя и не ко всем), и странные (м.б. наивные?) авторские представления о власти, политике и общественном устройстве.

К субъективным недостаткам я отношу «пропаганду» деструктивного поведения и своеобразного нео-язычества, излишнюю депрессивность. Но это, однако, является одними из «фишек» романа, за которые, в том числе, его и любят те, кому он понравился.

К плюсам стоит отнести то, что в одной книге автор изложил четыре действительно разные истории, с разными персонажами и даже разным настроением каждой из них! И в каждой из них есть интересные и даже необычные авторские идеи и находки (сюжеты и концепции).

В целом, получилось действительно оригинальное и местами весьма интересное, но испорченное слабой стилистикой и (местами) логикой произведение. Понятно, почему книга появилась в конце 90-х и стала, как пишут в рецензиях, «бомбой для того времени». Но вот актуальность и ценность «Обреченного рая» в настоящее время уже под серьезным вопросом. Если вам хочется чего-то мрачного и мистического, местами депрессивного, оккультного и жестокого, а также не отпугивает или даже привлекает рефлексия по 90-м, то эту книгу стоит прочесть, в остальных случаях – смело проходите мимо.

Моя оценка: 3/5 (или 5/10)

Оценка: 5
– [  8  ] +

Роберт Хайнлайн «Дверь в лето»

Evgenii2019, 3 сентября 2020 г. 13:14

«Дверь лето» — именно та вещь, из-за которой и была куплена вся книга [издание «Кукловоды. Дверь в лето»]. Это уже более глубокая и проработанная история [по сравнению с «Кукловодами»] с гораздо лучше прописанными персонажами, включая кота Петрония. Здесь есть и интересный сюжет, включающий несколько различных временных периодов, и проработанные описания мира и событий, и характеры героев. И, конечно, написано все это «фирменным» легким «хайнлайновским» стилем, а потому читается легко, а оторваться порой довольно сложно!

Роман претендует даже на некий философский подтекст о поиске себя и своего места в жизни, но подано это так, чтобы не сделать повествование скучным или занудным, а показано и вовсе очень оригинально – через описания наблюдения героя за действиями своего кота. При этом сам главный герой к философствованиям и размышлениям о смысле жизни не склонен – он действует, адаптируется к меняющимся обстоятельствам, работает, не опуская рук, и тем подает нам наилучший пример поведения (пусть даже мы можем поспорить или даже полностью не согласиться непосредственно с его действиями, отдельными принятыми им решениями).

Насколько можно понять замысел автора, главная идея книги – поиск счастья (двери в лето) путем активной жизненной позиции, путем упорной работы и поиска вариантов, когда ответом на жизненные трудности и даже трагедии должен быть не уход в себя (и в запой или подобное), а начало новой продуктивной, созидательной деятельно. И это в итоге даст результат – дверь в лето будет найдена, пусть даже, скорее всего, еще не скоро и не просто, но будет…

Конечно, у данного произведения есть и недостатки: небольшой объем и «легкость» текста позволили лишь поверхностно и довольно просто раскрыть тему поиска счастья и своего места в жизни. Второй недостаток – многочисленные удачные стечения обстоятельств и встречи нужных людей в описываемых приключениях главного героя (после первоначальных трагических событий). Хотя тут, конечно, можно возразить, что удача улыбается тому, кто сам ищет, работает и проявляет смелость. Да и в целом недостатки не столь уж критичны и во многом носят субъективных характер, т.е. зависят от мнения читателя о тех или иных действиях, успехах и неудачах героя.

В целом же, «Дверь в лето» — это умная и интересная вещь, прочитать которую можно советовать любому, кто вообще любит книги (независимо от жанра), а особенно тем, кто ищет книгу не занудную, позитивную, развлекающую в лучшем смысле этого слова и при этом неглупую, в некотором роде даже мотивирующую. Очень приятное и затягивающее чтение, содержащее достаточно полезных мыслей и идей, как позволяющее отдохнуть, так и дающее повод к конструктивным размышлениям.

Моя оценка: 3+/5 (или 6/10)

PS: в издании, которое читал я («Азбука», 2018 г.), помимо собственно двух романов есть еще вступительная и весьма большая заключительная статьи С.В. Голда – одного из переводчиков – о самом Хайнлайне и его времени, о том, как он работал над этими произведениями и какие идеи в них вкладывал. Это все тоже очень интересно!

Оценка: 6
– [  3  ] +

Роберт Хайнлайн «Кукловоды»

Evgenii2019, 3 сентября 2020 г. 13:10

Довольно банальный в целом сюжет, если не считать отдельных интересных и необычных ходов, про спасения мира от инопланетян группой супер-спецагентов. Я прочел полностью только из-за того, что Хайнлайн хорошо пишет, текст читается легко и быстро, плюс и само произведение относительно невелико по объему. Вообще по ощущениям от самого сюжета – как будто прочел комикс или посмотрел простенький супер-геройский фильм (не из лучших), где и мир и персонажи обрисованы очень поверхностно. Однако, повторюсь, несколько сюжетных поворотов и отдельные элементы показались действительно более или менее неожиданными и интересными. В целом, один раз прочитать вполне можно, но когда либо перечитывать это вряд ли есть смыл.

Моя оценка: 3/5 (или 5/10)

Оценка: 5
– [  2  ] +

Феликс Крес «Сердце гор»

Evgenii2019, 4 августа 2020 г. 12:11

«Сердце гор» — это дебютный сборник рассказов и повестей поляка Феликса Креса, написанных в жанре «тёмного» фэнтези. Все рассказы, будучи сами по себе самостоятельными историями, связаны при этом единым персонажем – лучницей, а далее – охотницей-одиночкой Каренирой, и единым местом действия – дождливым горным регионом с относительно сложно произносимым названием (Громбелард) на окраине большой империи. Громбелард – не самое приятное место для жизни: малонаселенная, труднопроходимая гористая местность, контролируемая не столько солдатами и чиновниками империи, сколько разбойничьими бандами. Кроме того, толи в силу случившегося в прошлом магического катаклизма, толи по приходи богов, здесь почти постоянно идут дожди, а горы населены опасными для людей разумными летающими созданиями, способными полностью подавить волю и подчинить себе сознание человека. Не обошлось и без зачарованных районов с жилищами колдунов, куда вообще лучше не соваться.

Впрочем, есть в Громбеларде и обычные люди – пастухи, ремесленники, торговцы, солдаты, чиновники и т.д., живущие в нескольких городах-гарнизонах или рядом с ними. Есть и добрый волшебник-мудрец, хранитель знаний и истории этого региона и всего мира в целом. А еще есть разумные, говорящие и даже носящие кольчугу и использующие магические артефакты коты, размером примерно с тигра. Это вообще очень интересная авторская идея, которую отмечают, пожалуй, все читатели и поклонники его творчества. Большие разумные коты не просто упоминаются в рассказах (что тоже есть); один из них – Рбит – появляется в большинстве историй, являясь важным действующим лицом с хорошо прописанными характером и особенностями – очень запоминающийся образ, особенно для второстепенного персонажа.

Что же касается собственно сборника, то его составляющие вышли разными и по объему, и по качеству сюжета, и по интересности в целом.

Первый рассказ быстро и кратко вводит в курс дела и несколько сумбурно знакомит с рядом ключевых персонажей; имеет довольно необычную, даже странную концовку, оставляя ряд вопросов (как к самой развязке, так и к рассказу в целом). Именно здесь формируется важная особенность главной героини, обосновывая специфику ее последующей жизни, поведения и приключений.

Второй – заметно более длинный и, видимо как следствие, лучше написанный рассказ (точнее – он уже считается повестью). Речь идет о поисках ранее брошенных магических артефактов. Офицер с группой солдат отправляется через горы и, разумеется, не избегают встречи с бандами разбойников, что в итоге кардинально меняет расклад. Не раскрывая подробности, отмечу, что это действительно хороший, интересный рассказ с неожиданными поворотами сюжета.

Третий – снова короткий рассказ, пожалуй, наиболее слабый и необязательный из всех. Однако и он вносит свою лепту в раскрытие мира и главной героини, поэтому пропускать его все же не стоит.

Четвертая повесть – самое длинное произведение сборника и, на мой взгляд, самая лучшая его часть. Здесь уже несколько параллельных сюжетных веток и довольно много персонажей. Но главное – интересный, необычный сюжет с интригами, заговорами, любовными линиями, магическими ритуалами и, конечно, «фирменными» резкими поворотами и во многом неожиданными развязками. Естественно, мы также больше узнаем и об основном месте действия, и о соседних регионах империи.

Пятая, заключительная повесть также довольно интересна, имеет несколько интересных авторских сюжетных находок и описаний, однако не отличается такой сильной концовкой, как предыдущая. Сюжет, а особенно – развязка и общий итог, вновь вызывают вопросы и по стилю выбиваются из ряда и атмосферы, заложенных предыдущими рассказами и повестями. Можно согласиться с теми, кто считает, что автор не удержал высокую планку, заданную предыдущей повестью.

Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что в данном сборнике Ф. Крес представил нам интересный, проработанный мир, в котором позже будет разворачиваться действие целого цикла книг, объединенных под общим названием «Книга Всего». Более того, сами рассказы и повести этого первого сборника будут в дальнейшем переработаны и дополнены, составив будущую новую книгу цикла – «Королева войны».

Помимо вымышленного мира – сурового, а местами жестокого, но не лишенного красоты и таинственности, в «Сердце гор» автор сформировал и свой стиль: уже не раз упоминавшиеся резкие и неожиданные повороты сюжета, а также довольно жесткое обращение с персонажами, как с главными, так и с второстепенными. При этом Ф. Крес показал, что умеет сочинять небанальные, интересные истории, написанные хорошим языком.

Таким образом, перед нами образец достойного прочтения «тёмного» фэнтези, именно хорошего, но пока еще не отличного.

Моя оценка: 4/5 (или 7/10)

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ричард Мид «Серые земли»

Evgenii2019, 28 января 2020 г. 14:44

Цикл «Серые Земли» состоит из двух отдельных романов, каждый из которых является законченным и самостоятельным произведением. Их связывает относительно общее место действия и фигуры некоторых второстепенных персонажей. Что интересно, хронологически действие первой книги происходят заметно позже, чем события, описанные во второй. Точный временной разрыв определить сложно, так как автор на это указаний не дает; по косвенным признакам, разница составляет 5-10 лет, хотя, возможно, и больше. Впрочем, это не является существенным.

Итак, обо всем по порядку:

«Меч Утренней Звезды» — первая и лучшая из двух книг цикла. Она посвящена младшему сыну короля, который после смерти отца был покалечен и изгнан из родного дома властолюбивым лордом, дорвавшимся до власти и узурпировавшем трон после смерти законного короля. Сюжет, безусловно, банальный: законный наследник в изгнании не без помощи мага преодолевает случившиеся с ним несчастья, обретает новые силы, оружие, союзников и, в конечном итоге, возвращается, чтобы свести счеты с узурпатором и восстановить свои права на престол. Однако в романе с самого начала и на всем его протяжении далее есть необычные элементы и сюжетные решения, которые удачно переплетены со «стандартными» ходами и ситуациями. А в совокупности с хорошим, красивым языком все это делает книгу действительно увлекательной и заслуживающей прочтения!

Кроме того, в романе есть и логика, и интересные персонажи второго плана, действия и мотивация которых также объяснены в достаточной степени. Даже помощь мага и его привязанность к главному герою находят четкое обоснование.

Из недостатков я бы отметил, что, в противовес персонажам второго плана, недостаточно глубоко проработан главный герой: не хватает изложения его мыслей, рассуждений, планов и т.п. Также в книге говорится и подчеркивается, что он приобрел значительный военный опыт перед началом кампании по возвращению трона, но в описаниях подготовки и проведения битв это почти не находит фактического отражения в виде изложения хода его мыслей или внятного обсуждения тактики с союзниками. Иными словами, мы читаем о действиях героя, но только в общих чертах знаем о том, как он планирует их, о чем думает, на что обращает внимание и как принимает решения.

С другой стороны, это идет и на пользу повествованию – события развиваются быстро, нет затянутых эпизодов и лишних подробностей, описаний малозначительных деталей и прочего, чем порой грешат некоторые более именитые авторы. Кроме того, общая мотивация и цель главного героя прекрасно известны; его средства достижения цели и источники поддержки тоже описаны достаточно подробно и логично.

В целом, первый роман производит очень хорошее впечатление и однозначно рекомендован к прочтению поклонникам героического, приключенческого фэнтези!

«Поход изгоев» — заметно уступает в качестве первой книге цикла. Да, здесь интересная завязка, неплохой приключенческий сюжет и хорошая в целом история; даже по-прежнему есть отдельные интересные авторские придумки, хотя они уже и не столь необычны, как в первой книге. Но в целом данный роман, в отличие от первого, увы, совсем уже не удивляет…

Точнее даже так: он удивляет, но в отрицательную сторону, а именно – бросающейся в глаза нелогичностью, недоработанностью во многих ключевых для повествования эпизодах! И самое странное в этом то, что большинство или даже все эти логические «дыры» можно было бы легко устранить, добавив в текст весьма небольшие по объему пояснения, дополнительные условия, или немного скорректировав детали. Т.е. даже по мере чтения несложно увидеть способы обоснования, объяснения спорных моментов, в рамках данного мира, не нарушая ни смысла, ни духа повествования. Остается загадкой, что помешало автору сделать это? Напротив, местами он даже усугубляет нелогичность, подчеркивая некоторые детали, которые как раз можно было бы изменить вовсе без ущерба для драматургии, а даже и в плюс ей!

В результате хорошая история с интересными героями начинает рассыпаться, стоит лишь немного задуматься о логике происходящего и о том, что при заданных автором условиях произошло бы с действующими лицами на самом деле.

Подведем общие итоги: «Серые Земли» представлены двумя неравнозначными романами, первый из которых настолько же хорош, насколько плох второй. Поясню, что первый – образец хорошей, но не отличной героической фэнтези, а, следовательно, второй – далеко не лучший, но и не плохой представитель жанра. У обоих из них есть как достоинства, так и недостатки, которые перевешивают первые лишь во втором романе. А имеющиеся условности сюжета и его линейность стоит принять здесь как нормальные для книги, не претендующей на эпичность и замысловатость. Цикл читается легко и достаточно быстро, в том числе и в силу совсем небольшого объема – оба произведения в одном томе занимают всего около 420 стр. Первую книгу я, безусловно, рекомендую поклонникам жанра, а вторую можно прочесть «за компанию», благо много времени это не займет.

Мои оценки:

«Меч Утренней Звезды» – 4/5 (или 7/10);

«Поход изгоев» – 2+/5 (или 4/10);

Цикл в целом (среднее) – 3+/5 (или 6/10)

Оценка: 6
– [  5  ] +

Дэвид Геммел «Нездешний»

Evgenii2019, 26 декабря 2019 г. 22:52

Трилогия «Нездешний» — признанная классика героического фэнтези. И это вполне заслужено – книги действительно хорошие! Основные преимущества – динамичный сюжет без «провисаний» и достаточно интересный и продуманный мир, в котором разворачиваются действия. Кроме того в книгах немало интересных второстепенных персонажей.

А вот главный герой – Нездешний – вызывает много вопросов. С одной стороны, он хорошо прописан, автор продумал его историю и мотивации. Но с другой стороны, он получился не только невероятно умелым и практически неуязвимым, но и ещё и более невероятно везучим!

Первые две книги вообще страдают от так называемых «роялей в кустах» и содержат регулярные невероятные спасения главного героя. Особенно удивляют его враги, резко меняющие свои решения и помогающие главному герою, хотя ещё несколько страниц или даже абзацев назад собирались его убить! Да, в каждом отдельном случае этому при желании можно найти какое-то «объяснение», но вот в совокупности все эти случаи выглядят откровенно притянутыми за уши.

Третий том уже избавлен от таких проблем – явно сказалось то, что автор со временем стал более опытен. Да и в целом сюжеты книг, что важно отметить, становятся всё интересней от тома к тому. На мой взгляд, особенно удалась последняя треть последнего тома и эпилог.

Кстати, интересно наблюдать, как от книги к книге с годами росло мастерство писателя!

Возвращаясь к персонажам, повторю, что среди них много интересных героев второго и даже третьего плана – они хорошо удаются автору! Например, в первом томе очень запоминающимся получился эпизодический персонаж циклопа-отшельника… А интересные персонажи второго плана есть в каждом томе и даже не по одному. В третьем томе и вовсе уже не совсем очевидно, кто главный герой, а кто – второстепенный; сам Нездешний, согласно названию книги, постепенно по ходу развития сюжета отходит в тень, уступая место другим. Вполне удачное решение! И в результате – достойное и сильное завершение всей трилогии.

Среди недостатков первого тома можно отметить также пафосные и оттого порой забавные диалоги, которые задумывались автором как волне серьезные и «брутальные». Но во второй и третьей книгах этого уже нет (или настолько мало, что это не бросается в глаза). Да и в целом, первый том – наиболее слабый во всей трилогии. Однако и он – образец хорошей фэнтези! Так что стоит прочесть и его, и последующие два.

Сюжет цикла почти линеен и в целом нередко предсказуем в основных итогах, но при этом в нём есть своя притягательность и даже необычные повороты. Проще говоря – читать интересно!

В целом же, трилогию, безусловно, есть за что критиковать, но при всём при этом в ней чувствуется авторская стилистика и, если угодно, «душа», т.е. труд, вложенный в неё автором – книги читаются легко и с удовольствием. Ведь также безусловно и то, что у Геммела неплохой слог, хорошая фантазия, проработанный мир, интересные персонажи и т.д. «Нездешний» однозначно стоит затраченного времени и рекомендуется к прочтению всем поклонникам жанра фэнтези.

Моя оценка: 4/5 (или 7/10)

Оценка: 7
– [  5  ] +

Генрих Альтов «Порт Каменных Бурь»

Evgenii2019, 14 ноября 2019 г. 18:45

Мне кажется, что большинство предыдущих комментаторов (кроме «Стронций 88») не оценили в полной мере глубины мысли автора, тот набор соображений о возможностях и перспективах контакта с внеземным разумом, которые есть в этом рассказе. Придрались к очевидному... И из-за этого, кстати, не увидели и очевидной проблемы предложенного решения,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а именно: никто не сказал о том, что идея сближения галактик тоже не идеальна — вот они сближаются-сближаются, а значит, что со временем и вовсе столкнутся... и что с этим делать?... заранее обращать процесс и раскидывать обратно до наступления массовых столкновений???....

Действительно, планета Каменных Бурь выглядит странной, невероятной и нелогичной... Но более ли она странна, невероятна и нелогична, чем многое из того, чем любители фантастики восхищаются, например (если брать «массовую» фантастику), в Звёздных Войнах, Интерстелларе, Марсианине, Прибытии и многих других произведениях, включая книги?...

Увы, за формой не все видят идеи автора и его достаточно проработанные размышления. Этот рассказ стоит читать и перечитывать, как и многие другие у Альтова — у них есть второй слой — слой размышлений о науке, о развитии науки, о том, как делать открытия, о том, как и чем должен жить исследователь, и многое другое. Это относится ко всем его рассказам в совокупности, почитайте разные! А данный («Порт Каменных Бурь»)... что ж он гораздо глубже и продуманней подавляющего большинства современной научной фантастики.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Генрих Альтов «Генеральный Конструктор»

Evgenii2019, 14 ноября 2019 г. 18:36

Этот рассказ, как другие у Альтова, есть гимн торжества разума над ограниченностью возможностей человеческого тела. А прибавим сюда нетривиальную идею + хороший слог и получится небольшой шедевр :-)

Оценка: 9
– [  5  ] +

Генрих Альтов «Создан для бури»

Evgenii2019, 14 ноября 2019 г. 15:20

Сборник из 15-ти «философских» научно-фантастических рассказов советского писателя Г.С. Альтова. Все они написаны хорошим, легким языком и рассчитаны как на подростков, так и на взрослую аудиторию.

Рассказы в книге сгруппированы по разделам (небольшие сборники), объединенные некоторой общей темой: технические и биологические эксперименты, эксперименты по увеличению возможностей человека, исследование дальнего космоса, сказания о капитанах космических кораблей, размышления об «искусственном интеллекте».

Герои (действующие лица) во всех рассказах вроде бы и разные, но всех их объединяют стремление к познанию нового, работа на передовом крае науки (а иногда и за ним!), полная самоотдача Делу (науке) и, конечно, гуманизм! Именно гуманизм и вера в возможности человека, человеческого разума и воли – то, что привлекает в рассказах Альтова в первую очередь. Но кроме того, в своих рассказах автор размышляет о том, как должна быть организована научная (исследовательская, творческая) деятельность, о принципах научного мышления и нахождении новых решений, о том, на что можно и нужно идти во имя науки и интересов всего человечества, а через какую черту переступить не стоит и т.д. Многое можно почерпнуть из этого небольшого по объему сборника! Больше, чем из многих фантастических романов или эпопей…

Лично на меня наибольшее впечатление произвел рассказ «Порт Каменных Бурь», в котором история разведки глубоко космоса переплетена с неординарными размышлениями на тему возможности встречи с другими разумными цивилизациями.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Антон Медведев «Метаморф»

Evgenii2019, 10 ноября 2019 г. 22:03

Достаточно интересная развлекательная научная фантастика с динамичным сюжетом. Главная (и единственная) особенность книги заключается в ее герое – уникальном, бессмертном (!) и прожорливом монстре, который становится всё человечнее и человечнее по ходу развития истории. Конечно, и ранее в фантастике встречались практически неуничтожимые монстры или существа, умеющие принимать любой необходимый облик или форму. Но мы смотрели на них со стороны людей (ученых, исследователей, военных или простых граждан). Здесь же – принимающий любые биологические формы монстр и есть главный герой, а потому мы наблюдаем значительную часть повествования его глазами, знаем его мысли, чувства, желания и планы. В книге есть и другие важные действующие персонажи – люди – от лица которых ведется часть повествования, но они – герои второстепенные.

Несмотря на подобную концепцию, сама книга довольно легкая, читается быстро и относится к развлекательному чтиву. Эти именно книга на пару вечеров. Сюжет довольно незатейлив, хотя и с несколькими интересными поворотами, язык – простой, даже можно сказать, что бедный. А уж к логике происходящего, мотивации и поступкам главного героя и вовсе можно предъявить множество вопросов и даже претензий. Также из серьезных минусов стоит отметить и то, что хотя действие и происходит в «далеком будущем», автор не потрудился описать хоть какие-то интересные технологии. Т.е. сам «мир» – абсолютно условный; более того, помести автор действие в наше время (с заменой разных планет на разные страны или города) – ничего бы не поменялось!

В целом, книгу можно долго и нудно критиковать по самым различным пунктам… Но вот делать этого не хочется! Ведь сама идея и ее легкая реализация, в сочетании с хорошей динамичностью сюжета и его поворотами, делают книгу не просто сносной, но даже запоминающейся! Да, это не «высокая» фантастика и не литературный шедевр, но с ролью развлекательной литературы роман «Метаморф» вполне справляется, тем более что и юмор местами присутствует и вполне удачный (хотя его и немного).

Книгу можно рекомендовать тем, кто хочет прочесть что-то фантастическое, достаточно необычное (а не про очередных «супер-» или «просто» героев), но при этом и не напрягающее. Будет занятно, необычно, быстро и даже весело!

PS: и не смущайтесь видом безвкусной обложки, книга – гораздо лучше, чем можно подумать, увидев это «иллюстративное» убожество :-) !

Оценка: 5
– [  6  ] +

Николас Имс «Короли Жути»

Evgenii2019, 30 октября 2019 г. 10:23

«Короли Жути»(«Kings of the Wyld») — дебютная и весьма удачная книга канадского писателя Николаса Имса. В ней ему успешно удалось реализовать необычный замысел: соединить любовь к рок-музыке и жанру фэнтези, или, скорее, – выразить эту любовь именно в такой художественной форме, перенести на вымышленных героев вымышленного мира образы и аналогии настоящих рок-групп (если точнее, то не только рок-, но и металл-групп). И действительно, как и хотел автор, у него получилось написать именно такую книгу, где отряды наёмников «во всём схожи с рок-группами», а к самим наёмникам окружающие относятся «как к рок-звёздам».

Сам сюжет книги повествует об истории воссоединения «Саги» — легендарной «банды» наёмников, участники которой воссоединяются после долгого перерыва ради последнего турне – т.е. героического приключения во имя благородной цели, конечно же! Как уже видно из описания, всё в книге создано для передачи атмосферы рок-музыки. На это работают все элементы книги: сюжет, имена и прозвища героев, названия мест, определенные события, динамика повествования. Все эти элементы подобраны и продуманы так, чтобы чтение книги вызывало эмоции в чём-то схожие с тем, что мы (любители рока и металла) испытываем от прослушивания рок-музыки, от посещения концертов и от отслеживания истории любимых групп. И все эти элементы, так или иначе, отсылают нас к названиям реальных команд, к именам реальных исполнителей, к историям реальных рок-групп и отдельных рок-звёзд.

Однако книгу можно и нужно читать не только ценителям тяжелой музыки, но и всем любителям юмора и жанра фэнтези, безотносительно музыкальных вкусов.

В «Королях Жути» помимо собственно музыкальных отсылок и аналогий присутствуют действительно неплохой сюжет и добротный юмор и даже сатира, абсолютно уместные и соответствующие стилю и динамике повествования. При этом юмор и сатира достаточно успешно соседствуют с лирическими и даже драматическими сценами, хотя иногда переходы очень уж резкие. Однако в целом всё это работает на раскрытие мира и персонажей, вовлекает в историю и вызывает сопереживание героям.

Я уже несколько раз употребил слово «динамика» относительно характеристики сюжета и это не случайно! Он действительно очень динамичный, без провисаний, без долгих размышлений автора или длительных бесед персонажей. Герои почти безостановочно что-то делают: идут или сражаются, преследуют кого-то или сами прячутся. Череда приключений, событий и монстров сменяют друг друга, складываясь при этом в единую, последовательную историю. Отдельно стоит отметить огромное разнообразие встречающих монстров, да и второстепенных персонажей для одного романа более чем достаточно. И всё это, повторюсь, прописано с хорошим юмором и в неснижающемся темпе!

Не обошлось и без недостатков, но они обусловлены выбранным жанром и стилистикой.

Во-первых, как уж сказано выше, в ряде мест юмор / сатира слишком контрастируют с драматическими элементами находящимися буквально на той же или на соседней странице. Но это – очень субъективно, вполне возможно, что многим такие эмоциональные перепады напротив понравятся. И похоже, что это действительно работает в пользу вовлечения читателя в судьбы героев.

Во-вторых, герои облают полубожественной неуязвимостью и почти божественной везучестью! Фактически, на них влияет только естественная старость, да и та сказывается меньше, чем на обычных людях. А так, членам «банды» не страшны ни монстры, ни болезни, ни армии, ни «сильные мира сего»… Конечно, перед нами представитель героического фэнтези, но неуязвимость героев + регулярные удачные стечения обстоятельств – всё это в книге как-то уж слишком напоказ. Автор, похоже, сам над этим иронизирует (есть даже глава под названием «Случайное везение», хотя так можно было бы назвать каждую вторую…), но впечатление остаётся неоднозначное – то ли так и надо, то ли автор переборщил с крутизной главных героев?

Тем не менее, «Короли Жути» — действительно успешный фентези-дебют, реализовавший оригинальную авторскую задумку. Имеющиеся условности и вышеописанные (субъективные!) недостатки почти не мешают получению удовольствия от прочтения, а для кого-то и вовсе будут достоинствами книги!

В конце российского издания (кстати, отлично выполненного!) также приведено небольшое интервью с автором, которое можно прочесть сразу – никаких сюжетных особенностей там не раскрыто, а читать сам роман будет даже интереснее (по крайне мере, у меня так получилось).

Безусловно рекомендую книгу и всем любителям юмористического и героического / приключенческого фэнтези, а также всем ценителям рок-музыки!

PS: Николас Имс уже написал вторую книгу и пишет третью в этом мире, в этом теперь уже цикле «Сага» («The Band»). Вторая книга – «Кровавая Роза» – также уже переведена на русский и доступна для покупки.

Моя оценка: 3+/5 (или 6/10)

Оценка: 6
– [  8  ] +

Лю Цысинь «В память о прошлом Земли»

Evgenii2019, 31 июля 2019 г. 14:20

Отзыв на всю трилогию в целом:

Положительные стороны:

- Интересный, затягивающий сюжет с часто непредсказуемыми поворотами. На протяжении всех книг повествование по нескольку раз резко меняет всю «расстановку сил» и «расклады». Благодаря этому книги действительно удивляют, возникает желание прочесть до конца не только, чтобы узнать, чем все кончится, но и чтобы посмотреть сколько раз автор еще сможет удивить!

- Широко используются идеи, теории и гипотезы современной науки. Кроме того, автор смело рассуждает о возможных путях развития науки и прикладных технологий в будущем.

- Книги в целом читаются легко (хороший перевод), создают нужный эмоциональный настрой в зависимости от происходящего.

Особенности книг:

- Специфика развития сюжета заключается в том, что в нем присутствуют довольно большие куски плавно текущего повествования, которые затем в переломных точках сменяются быстрым темпом, происходит резкий поворот сюжета. Затем повествование вновь «успокаивается» и развития происходит уже в новых реалиях до следующего перелома.

- Несколько основных персонажей, истории которых проходят через одну-две книги, связывая воедино разные элементы, события и эпохи.

- Действия книг последовательно разворачиваются в разных временных эпохах: середина XX века, современное время, отдаленное будущее, далекое и очень далекое будущее.

- Книги трилогии различаются по стилю и, оставаясь современной научной фантастикой, воспринимаются на уроне ощущений так: первая – драма с атмосферой мистического триллера в «декорациях» научной фантастики; вторая – детективная и шпионская научная фантастика; третья – космическая научная фантастика.

- Книги поднимают проблемы целый комплекс проблем: исследование космоса с целью установления контактов с другими цивилизациями и возможные последствия; использование новых подходов к тактике и стратегии в вопросах войны и мира, разведки, шпионажа, общения с внеземным разумом; поиск путей развития человечества; роль личности в истории; вопросы индивидуализма и сплочения в решении глобальных проблем и т.д.

Недостатки:

- Неравномерность динамики развития сюжета и описания событий. Некоторые сюжетные лини и события рассказаны излишне подробно, местами создается ощущение затянутости.

- Мне встретилось несколько сцен, отсутствие которых, если даже их просто «вырезать» без «склейки» сюжета текста до и после, было бы вообще незаметно. Проще говоря – лишние сцены. Возникает желание, чтобы автор взамен них больше бы рассказал о других моментах.

- Довольно много событий и действий (некоторые действия или отсутствие действий инопланетян; некоторые действия людей или правительства в целом; способы развития технологий в ряде ситуаций и т.д. и т.п.) остаются без внятного объяснения – остается лишь догадываться, строить предположения. Учитывая, что большинство происходящего автор пытается скрупулезно объяснить логически, психологически и в соответствии с законами физики, недосказанность в ряде других важных вопросов наводит на мысль, что сам автор это не продумал, не смог придумать, как объяснить, излишне положившись на вольность границ «художественного допущения».

- Использование спорных физических теорий и пока еще неподтвержденных гипотез. Особенно много вопросов вызывают «софоны» и различные приемы работы с измерениями.

- Есть и просто фактические ошибки:

1) Например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда в капсулу по сюжету был положен мозг человека для транспортировки, то было сказано, что мозг положен ВЕСЬ, и что масса капсулы с мозгом в сумме – всего 510 грамм (по сюжету бились за минимизацию массы, за каждый грамм веса буквально! Т.е. вес там подчеркивался!). При этом известно, что средняя масса мозга человека – около 1,3 кг., т.е. – 1300 грамм весил бы только сам мозг.

2) Сами переводчики в сносках несколько раз указывали на ошибки автора в собственной хронологии романов.

Думаю, в книгах можно найти и другие ошибки.

- Наконец, самые последние главы последнего тома вызывают неоднозначную реакцию. Кажется, автор слишком уж перемудрил с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«играми» со временем и измерениями
, и что можно было бы остановиться раньше, сочинив на базе первой половины первой главы VI части (последняя часть третьей книги) концовку в стиле «вперед к новым мирам (планетам)!» и «человечество не сломить!». А то, что получилось в последних главах (т.е. – со второй половины первой главы VI части) больше походит на «фэнтези», чем на твердую научную фантастику.

Общий итог:

Несмотря на приличный список недостатков, последние совершенно не перекрывают достоинств трилогии Лю Цысиня. «Воспоминания о прошлом Земли» — отличные, потрясающие книги в жанре научной фантастики, полные напряжения, интриг и открытий! Книги дарят различные эмоции и предлагают о многом подумать. Смело рекомендую к прочтению!

Моя оценка: 4+/5 (или 8/10)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Джулия Джонс «Книга слов»

Evgenii2019, 31 июля 2019 г. 14:01

Отзыв на всю трилогию в целом:

Положительные стороны:

— Книги легко читаются, так как написаны хорошим, образным языком. Переводчику успешно удалось передать и язык, и атмосферу, и юмор книг. Чувствуется, что книги писала женщина – много мелких, проработанных делателей, несколько любовных линий, каждая из которых довольно интересна.

- При этом сам сюжет весьма динамичен, в отличие от, например, книг за авторством Урсулы Ле Гуин и Робин Хобб (одни из наиболее известных писательниц в жанре фэнтези). Нашлось место и для интригующих поворотов сюжета, и для нестандартных ходов как в развитии любовных линий, так и повествования в целом. Книги, попросту говоря, захватывают!

Конечно. Не обошлось и без недостатков:

- Прежде всего, бросается в глаза несоответствие опыта персонажей и их способности выживать в сложившихся обстоятельствах. Много вопросов к действиям или бездействию персонажей, наделенных большой властью, ресурсами, опытом, знаниями – в угоду сюжету они то отпускают своих врагов, когда могли бы их уничтожить, то действуют друг против друга каким-то странными, неэффективными методами, когда могли бы вполне задействовать все доступные им ресурсы для устранения принципиальной угрозы (это касается как положительных, так и отрицательных персонажей – и тут, надо отдать должное автору, есть баланс нерациональности).

— В результате вышесказанных условностей и клише, главным героям постоянно везет, они не пропадают и не погибают там, где бы это явно должно было бы случиться. Увы, но, повторюсь, условности жанра и клише тут работают на полную мощь. При этом в ряде ситуаций, успех героев, на мо взгляд, можно было бы объяснить и описать более логично, не прибегая к факторам «бог из машины» или «так надо», «так должно быть». В других рецензиях на книги отмечалось, что герои часто находятся в плену, но в итоге всегда спасаются самыми невероятными, иной раз, способами, или благодаря «чудодейственному вмешательству». Справедливая критика! И, повторюсь, многие «спасения» можно было бы сделать более логичными даже и именно в рамках созданной автором вселенной.

- Отдельно стоит упомянуть такой небольшой недостаток, как русский перевод названия второй и третьей книги. Судите сами: вторая книга в оригинале называется «A Man Betrayed» (т.е. «Человек, которого предали»), а в нашем переводе – «Измена». Согласитесь, смысл несколько искажен, причем не в пользу содержания и мысли книги. С третьей книгой чуть лучше – оригинальное название «Master and Fool» (т.е. «Господин» или «Хозяин и дурак») переведено как «Чародей и дурак». Вроде бы тут смысл передан почти верно, но все же главный герой настоящим «Чародеем» (обученным как следует) так и не стал, а вот «Господином», «Мастером» Судьбы, исполнившем пророчества – вполне. В оригинальном названии можно увидеть и эволюцию главного героя – от «Ученика» до «Мастера» или, точнее, «Хозяина» своей судьбы и судеб окружающий, так как он принял свой путь и пошел на жертвы, ради блага многих.

Общий итог:

Отдельные недочеты, условности и клише не сильно портят общего впечатления от данной трилогии. Проработанность характеров, детализация, красивый язык и интересный сюжет с неожиданными (местами) поворотами позволяют присвоить книгам высокую, хотя и не высшую оценку. Рекомендую к прочтению всем ценителям фэнтези!

Моя оценка: 4/5 (или 7/10)

Оценка: 7
– [  3  ] +

Джек Чалкер «Кинтарский Марафон»

Evgenii2019, 31 июля 2019 г. 13:57

Джек Чалкер написал очень необычную, выделяющуюся и запоминающуюся трилогию, о приключениях нескольких «исследовательских» групп, состоящих не только из людей, но и из представителей самых разнообразных рас и форм жизни (в том числе – неуглеродных).

Интересный мир (состоящий из трех уникальных центральных миров и множества других), разнообразие придуманных и логично описанных рас, впечатляющий размах и значимость казалось бы локальных действий, общая неординарность происходящего – это все есть в трилогии «Кинтарский марафон».

Видно, что автор глубоко проработал свою вселенную далекого будущего, где человечество, в отличие от многих фантастических произведений, далеко не на первых ролях по технологиям, хотя и обладает преимуществами даже не столько по численности, сколько по плодовитости и по умению встраиваться в другие цивилизации. Захватывающе и достоверно описаны цивилизации, построенные на иных законах, на иных принципах функционирования и развития их создателей. У миров Чалкера – проработанная и сложная предыстория. В ней есть место и высочайшим технологиям, и мистическим культам, и религиозно-философским вопросам, позволяющим взглянуть и на наше современное общество, на пути его возможного дальнейшего развития под новым углом.

Важное отличие и в том, что в романах есть не один или несколько отдельных героев, но целые группы персонажей, с различной мотивацией, представляющие различные мировоззренческие, культурные и моральные взгляды, которых Судьба сводит вместе для участия в «Марафоне». Это можно сравнить с современными (а романы написаны в 1987-1988 гг.!!!) онлайн играми, где отдельные пользователи объединяются в группы по интересам, фракциям и т.д.) и противостоят, соревнуются, конфликтуют с другими группами в бесконечной погоне за славой и успехом.

На самом деле, довольно сложно описать всю полноту, глубину и «буйность» фантазии автора – лучше просто это прочитать! Поэтому я даже не хочу подробно останавливаться на имеющихся недостатках и неясностях – они неизбежны в столь масштабном творческом замысле – просто прочтите эти книги и составьте собственное мнение!

Да, к исходу событий и действиям «Врага» есть вопросы и замечания, итоговое окончание оставляет почву для критических вопросов, не объясняющихся логикой созданной вселенной. Есть промежуточные сюжетные линии, которые затем обрываются без дальнейшего развития и связи с последующими событиями, введенные, получается, лишь для того, чтобы подвести группы персонажей к участию в основной линии сюжета. Можно даже немного придраться к имеющимся местами затянутостям развития сюжета и к обилию персонажей, рас, локаций, внутренних и внешних конфликтов, размышлений и т.д. … Но все это, на самом деле, работает на раскрытие авторского замысла, являясь элементами созданной им фантастической реальности.

Именно поэтому, в конечном итоге, трилогия «Кинтарский марафон» является прекрасным образцом нестандартной (что важно!), философской и одновременно динамичной приключенческой научной фантастики!

Моя оценка: 4+/5 (или 8/10).

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дэйв Дункан «Меченые Проклятием»

Evgenii2019, 31 июля 2019 г. 13:51

Положительные стороны:

— Хороший язык (перевод); особенно хорошо и с подходящим героям юмором прописаны диалоги и их собственные мысли. Интересно и захватывающе описано то, как в первой части книги сходятся судьбы основных и второстепенных персонажей.

- Интересная и продуманная концепция семи Проклятий / Благословений (местная система магии) – они довольно оригинальны и имеют понятный баланс преимуществ и угроз владения ими.

- Для романа из всего одной книги неплохо проработан мир в целом. В сочетании с концепцией семи Проклятий вполне можно было бы написать цикл книг с продолжением и / или с предысторией (например – возникновение Проклятий, история государств, народов и т.д.).

Недостатки:

- Малый объем не позволил глубже раскрыть мир и полнее использовать его потенциал.

- Главным героям уж слишком часто везет в потенциально опасных ситуациях, их буквально «преследует удача», в том числе – им часто помогают те, кто мог бы, напротив, помешать (и не всегда внятно объясняется почему). Более того – даже изначально трагические события затем нивелируются последующим развитием истории.

- Непонятно, почему именно главная героиня становится той самой главной героиней, т.е. чем именно обусловлено не только появление у нее самого редкого и ценного из магических талантов данного мира, но и, самое главное, ее способность его использовать для достижения глобальных целей? С какой, собственно, стати владелица гостиницы (причем, в книге явно показано, что – не слишком успешная) с легкостью становится успешным политиком глобального масштаба? Выбор главной данной героини книги обусловлен, фактически, чистой случайностью, а ее политические и моральные качества не объяснены ни происхождением, ни особым воспитанием.

Общий итог:

Несмотря на отдельные имеющиеся недостатки и условности сюжета, книга написана хорошим языком с добротным юмором, там, где уместно, читается с интересом от начала и до самого конца – а это и есть самое главное. Это – действительно неплохая книга, которую можно прочесть, хотя и вряд ли захочется перечитывать. Моя оценка: 3+/5 (или 6/10).

Оценка: 6
⇑ Наверх