Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «cat_ruadh» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 8 апреля 2012 г. 05:34

Традиционно в февральском номере Локуса подводятся итоги предыдущего года и составляется список рекомендаций журнала, который одновременно является лонглистом премии Локуса. Список является плодом консенсуса редакторов и рецензентов журнала, среди которых Liza Groen Trombi, Gary K. Wolfe, Jonathan Strahan, Faren C. Miller, Russell Letson, Paul Witcover, Graham Sleight, Carolyn Cushman, Adrienne Martini, Tim Pratt, и Karen Haber, а по малым формам – Jonathan Strahan, Ellen Datlow, Gardner Dozois, David G. Hartwell, Rich Horton, Lois Tilton и другие. Многие из них написали обзоры для февральского Локуса, в которых рассматриваются лучшие по их мнению произведения.

Романы – Научная фантастика / Novels – Science Fiction

Daybreak Zero, John Barnes (Ace)

Grail, Elizabeth Bear (Ballantine Spectra)

Leviathan Wakes, James S. A. Corey (Orbit US; Orbit UK)

The Clockwork Rocket, Greg Egan (Night Shade Books)

This Shared Dream, Kathleen Ann Goonan (Tor)

7th Sigma, Steven Gould (Tor)

Deadline, Mira Grant (Orbit US; Orbit UK)

Earthbound, Joe Haldeman (Ace)

11/22/63, Stephen King (Scribner; Hodder & Stoughton as 11.22.63)

Wake Up and Dream, Ian R. MacLeod (PS Publishing)

Firebird, Jack McDevitt (Ace)

Embassytown, China Miéville (Ballantine Del Rey; Macmillan)

All the Lives He Led, Frederik Pohl (Tor)

The Islanders, Christopher Priest (Gollancz)

Enigmatic Pilot: A Tall Tale Too True, Kris Saknussemm (Del Rey)

Heart of Iron, Ekaterina Sedia (Prime Books)

Rule 34, Charles Stross (Ace; Orbit UK)

Dancing With Bears, Michael Swanwick (Night Shade Books)

The Children of the Sky, Vernor Vinge (Tor)

The Courier’s New Bicycle, Kim Westwood (Voyager Australia)

Zone One, Colson Whitehead (Doubleday; Harvill Secker)

Vortex, Robert Charles Wilson (Tor)

Home Fires, Gene Wolfe (Tor; PS)

Романы – фэнтези / Novels – Fantasy

The Heroes, Joe Abercrombie (Gollancz; Orbit US)

The Dragon’s Path, Daniel Abraham (Orbit US; Orbit UK)

Heartless, Gail Carriger (Orbit US; Orbit UK)

The Fallen Blade, Jon Courtenay Grimwood (Orbit US; Orbit UK)

The Alchemists of Kush, Minister Faust (Narmer’s Palette)

Hidden Cities, Daniel Fox (Del Rey)

The Uncertain Places, Lisa Goldstein (Tachyon Publications)

Raising Stony Mayhall, Daryl Gregory (Del Rey)

The Magician King, Lev Grossman (Viking)

Redwood and Wildfire, Andrea Hairston (Aqueduct Press)

The Kingdom of Gods, N. K. Jemisin (Orbit US; Orbit UK)

A Dance with Dragons, George R. R. Martin (Bantam; Harper Voyager UK)

The Cold Commands, Richard K. Morgan (Ballantine Del Rey; Gollancz)

Professor Moriarty: The Hound of the D’Urbervilles, Kim Newman (Titan Books)

The Book of Transformations, Mark Charan Newton (Tor UK)

Mr. Fox, Helen Oyeyemi (Picador UK; Riverhead)

The Hammer, K. J. Parker (Orbit US; Orbit UK)

Snuff, Terry Pratchett (Harper; Doubleday UK)

Briarpatch, Tim Pratt (ChiZine Publications)

The River of Shadows, Robert V. S. Redick (Del Rey; Gollancz)

The Wise Man’s Fear, Patrick Rothfuss (DAW; Gollancz)

Deathless, Catherynne M. Valente (Tor)

The Folded World, Catherynne M. Valente (Night Shade Books)

Among Others, Jo Walton (Tor)

Mistification, Kaaron Warren (Angry Robot UK; Angry Robot US)

Детско-юношеские книги / Young Adult Books

Abarat: Absolute Midnight, Clive Barker (Harper; HarperCollins UK)

The Mostly True Story of Jack, Kelly Barnhill (Little, Brown)

Chime, Franny Billingsley (Dial)

Red Glove, Holly Black (McElderry)

Beauty Queens, Libba Bray (Scholastic)

Eona, Alison Goodman (Viking; Angus & Roberson)

Twilight Robbery, Frances Hardinge (Macmillan; Harper as Fly Trap)

The Shattering, Karen Healey (Allen & Unwin; Little, Brown)

Huntress, Malinda Lo (Little, Brown)

Planesrunner, Ian McDonald (Pyr)

A Monster Calls, Patrick Ness (Walker UK; Candlewick)

The Akata Witch, Nnedi Okorafor (Viking)

Mastiff, Tamora Pierce (Random House)

Scrivener’s Moon, Philip Reeve (Marion Lloyd)

Across the Universe, Beth Revis (Razorbill)

Miss Peregrine’s Home for Peculiar Children, Ransom Riggs (Quirk)

The Freedom Maze, Delia Sherman (Small Beer Press/Big Mouth House)

The Highest Frontier, Joan Slonczewski (Tor)

Daughter of Smoke and Bone, Laini Taylor (Little, Brown; Hodder & Stoughton)

The Girl Who Circumnavigated Fairyland in a Ship of Her Own Making, Catherynne M. Valente (Feiwel and Friends)

The Boy at the End of the World, Greg van Eekhout (Bloomsbury USA)

Goliath, Scott Westerfeld (Simon Pulse; Simon & Schuster UK)

Across the Great Barrier, Patricia C. Wrede (Scholastic)

The Space Between, Brenna Yovanoff (Razorbill)

Дебютные романы / First Novels

Debris, Jo Anderton (Angry Robot US; Angry Robot UK)

The Girl of Fire and Thorns, Rae Carson (Greenwillow; Gollancz as Fire and Thorns)

Ready Player One, Ernest Cline (Crown; Century)

God’s War, Kameron Hurley (Night Shade Books)

The Desert of Souls, Howard Andrew Jones (St. Martin’s)

Of Blood and Honey, Stina Leicht (Night Shade)

Soft Apocalypse, Will McIntosh (Night Shade Books)

The Night Circus, Erin Morgenstern (Doubleday)

The Tiger’s Wife, Téa Obreht (Random House; Weidenfeld & Nicholson)

Low Town, Daniel Polansky (Doubleday; Hodder & Stoughton as Low Town: The Straight Razor Cure)

Mechanique: A Tale of the Circus Tresaulti, Genevieve Valentine (Prime Books)

Blood Red Road, Moira Young (McElderry; Marion Lloyd)

Seed, Rob Ziegler (Night Shade Books)

Авторские сборники / Collections

The Monkey’s Wedding and Other Stories, Joan Aiken (Small Beer Press)

The Collected Short Works of Poul Anderson, Volume 4: Admiralty, Poul Anderson (NESFA Press)

Sleight of Hand, Peter S. Beagle (Tachyon Publications)

TVA Baby and Other Stories, Terry Bisson (PM Press)

When the Great Days Come, Gardner Dozois (Prime Books)

The Collected Stories of Carol Emshwiller, Volume One, Carol Emshwiller (NonStop Press)

Unpossible and Other Stories, Daryl Gregory (Fairwood Press)

The Inheritance and Other Stories, Robin Hobb & Megan Lindholm (Harper Voyager UK; Harper Voyager US)

The Universe of Things, Gwyneth Jones (Aqueduct Press)

Wind Angels, Leigh Kennedy (PS Publishing)

Two Worlds and In Between: The Best of Caitlín R. Kiernan (Volume One), Caitlín R. Kiernan (Subterranean Press)

Yellowcake, Margo Lanagan (Allen & Unwin)

After the Apocalypse, Maureen F. McHugh (Small Beer Press)

Somewhere Beneath Those Waves, Sarah Monette (Prime Books)

The Bible Repairman and Other Stories, Tim Powers (Tachyon Publications)

Love and Romanpunk, Tansy Rayner Roberts (Twelfth Planet)

Paradise Tales, Geoff Ryman (Small Beer Press)

Gothic High-Tech, Bruce Sterling (Subterranean Press)

Matilda Told Such Dreadful Lies: The Essential Lucy Sussex, Lucy Sussex (Ticonderoga)

Kurt Vonnegut: Novels & Stories 1963-1973, Kurt Vonnegut, edited by Sidney Offit (Library of America)

Антологии – оригинальные / Anthologies – Original

Welcome to Bordertown, Holly Black & Ellen Kushner, eds. (Random House)

Technology Review: Science Fiction, Stephen Cass, ed. (MIT Technology Review)

Ghosts by Gaslight, Jack Dann & Nick Gevers, eds. (Harper Voyager US)

Blood and Other Cravings, Ellen Datlow, ed. (Tor)

Naked City: Tales of Urban Fantasy, Ellen Datlow, ed. (St. Martin’s)

Teeth: Vampire Tales, Ellen Datlow & Terri Windling, eds. (Harper)

A Book of Horrors, Stephen Jones, ed. (Jo Fletcher)

Steampunk!: An Anthology of Fantastically Rich and Strange Stories, Kelly Link & Gavin J. Grant, eds. (Candlewick Press; Walker UK)

Subterranean: Tales of Dark Fantasy 2, William Schafer, ed. (Subterranean)

Eclipse Four, Jonathan Strahan, ed. (Night Shade Books)

Engineering Infinity, Jonathan Strahan, ed. (Solaris; Solaris UK)

Life on Mars: Tales of the New Frontier, Jonathan Strahan, ed. (Viking)

The Thackery T. Lambshead Cabinet of Curiosities, Ann VanderMeer & Jeff VanderMeer, eds. (Harper Voyager US)

Антологии – репринтные / Anthologies – Reprint

Best Horror of the Year: Volume Three, Ellen Datlow, ed. (Night Shade Books)

The Year’s Best Science Fiction: Twenty-eighth Annual Collection, Gardner Dozois, ed. (St. Martin’s Griffin)

The Year’s Best Dark Fantasy & Horror: 2011 Edition, Paula Guran, ed. (Prime Books)

Year’s Best SF 16, David G. Hartwell & Kathryn Cramer, eds. (Harper Voyager)

The Year’s Best Science Fiction & Fantasy: 2011 Edition, Rich Horton, ed. (Prime Books)

The Mammoth Book of Best New Horror: 22, Stephen Jones, ed. (Running Press; Robinson)

Happily Ever After, John Klima, ed. (Night Shade)

The Book of Cthulhu, Ross E. Lockhart, ed. (Night Shade Books)

The Best Science Fiction and Fantasy of the Year Volume Five, Jonathan Strahan, ed. (Night Shade Books)

The Weird: A Compendium of Strange and Dark Stories, Ann VanderMeer & Jeff VanderMeer, eds. (Corvus; Tor 2012)

Нехудожественные книги / Non-Fiction

In Other Worlds: SF and the Human Imagination, Margaret Atwood (Doubleday/Talese; Virago; Signal (Canada))

Pardon This Intrusion: Fantastika in the World Storm, John Clute (Beccon Press)

Becoming Ray Bradbury, Jonathan R. Eller (University Of Illinois Press)

Denying Science, John Grant (Prometheus)

Nested Scrolls: The Autobiography of Rudolf von Bitter Rucker, Rudy Rucker (PS; Tor)

Musings and Meditations, Robert Silverberg (NonStop Press)

Evaporating Genres: Essays on Fantastic Literature, Gary K. Wolfe (Wesleyan University Press)

Sightings: Reviews 2002-2006, Gary K. Wolfe (Beccon Publications)

Альбомы по искусству / Art Books

The Art of Sketch Theatre: Volume 1, Liliana Feliciano, ed. (Baby Tattoo Books)

Out of This World: Science Fiction But Not As You Know It, Mike Ashley, ed. (British Library)

• Cor Blok, A Tolkien Tapestry: Pictures to accompany The Lord of the Rings (HarperCollins UK)

Spectrum 18: The Best in Contemporary Fantastic Art, Cathy Fenner & Arnie Fenner, eds. (Underwood Books)

Flesk Prime, John Fleskes, ed. (Flesk Publications)

• Chris Foss, Hardware: The Definitive SF Works of Chris Foss (Titan Books)

Masters of Science Fiction and Fantasy Art, Karen Haber, ed. (Rockport)

• Jeffrey Jones, Jeffrey Jones: A Life in Art (IDW)

• Mark Schultz, Mark Schultz: Various Drawings: Volume 5 (Flesk Publications)

Exposé 9: Finest Digital Art in the Known Universe, Daniel Wade (Ballistic Publishing)

Fantasy+ 3: Best Hand-painted Illustrations, Vincent Zhao, ed. (Gingko Press)

Повести / Novellas

• ‘‘The Men from Porlock’’, Laird Barron (The Book of Cthulhu)

Gravity Dreams, Stephen Baxter (PS)

The Affair of the Chalk Cliffs, James P. Blaylock (Subterranean)

• ‘‘The Adakian Eagle’’, Bradley Denton (Down These Strange Streets)

• ‘‘Rampion’’, Alexandra Duncan (F&SF 5-6/11)

• ‘‘The Ice Owl’’, Carolyn Ives Gilman (F&SF 10-11/11)

• ‘‘Near Zennor’’, Elizabeth Hand (A Book of Horrors)

• ‘‘The Man Who Bridged the Mist’’, Kij Johnson (Asimov’s 10-11/11)

• ‘‘Kiss Me Twice’’, Mary Robinette Kowal (Asimov’s 6/11)

• ‘‘The Man Who Ended History: A Documentary’’, Ken Liu (Panverse Three)

A Brood of Foxes, Kristin Livdahl (Aqueduct)

• ‘‘Dust to Dust’’, Tochi Onyebuchi (Panverse Three)

Blue and Gold, K.J. Parker (Subterranean)

• ‘‘The Ants of Flanders’’, Robert Reed (F&SF 7-8/11)

• ‘‘The Ballad of Ballard and Sandrine’’, Peter Straub (Conjunctions 56: Terra Incognita)

Silently and Very Fast, Catherynne M. Valente (WSFA)

Новеллы / Novelettes

• ‘‘The Silver Wind’’, Nina Allan (Interzone 3-4/11)

• ‘‘Six Months, Three Days’’, Charlie Jane Anders (Tor.com 6/8/11)

• ‘‘My Husband Steinn’’, Eleanor Arnason (Asimov’s 10-11/11)

• ‘‘Dying Young’’, Peter M. Ball (Eclipse Four)

• ‘‘Blackwood’s Baby’’, Laird Barron (Ghosts by Gaslight)

• ‘‘Underbridge’’, Peter S. Beagle (Naked City)

• ‘‘The Last Ride of the Glory Girls’’, Libba Bray (Steampunk!)

• ‘‘Queen of Atlantis’’, Sarah Rees Brennan (Subterranean Summer ’11)

• ‘‘Object Three’’, James L. Cambias (F&SF 11-12/11)

• ‘‘Moth’s Tale’’, Isobelle Carmody (Tales from the Tower: Volume 1: The Wilful Eye)

• ‘‘Late Bloomer’’, Suzy McKee Charnas (Teeth)

• ‘‘The Copenhagen Interpretation’’, Paul Cornell (Asimov’s 7/11)

• ‘‘Bronsky’s Dates with Death’’, Peter David (F&SF 7-8/11)

• ‘‘The Iron Shirts’’, Michael F. Flynn (Tor.com 5/4/11)

• ‘‘Digital Rites’’, Jim Hawkins (Interzone 11-12/11)

• ‘‘Steam Girl’’, Dylan Horrocks (Steampunk!)

• ‘‘The Ki-Anna’’, Gwyneth Jones (Engineering Infinity)

• ‘‘The Vicar of Mars’’, Gwyneth Jones (Eclipse Four)

• ‘‘Clean’’, John Kessel (Asimov’s 3/11)

• ‘‘The Maltese Unicorn’’, Caitlín R. Kiernan (Supernatural Noir)

• ‘‘The Little Green God of Agony’’, Stephen King (A Book of Horrors)

• ‘‘A Long Walk Home’’, Jay Lake (Subterranean Winter ’11)

• ‘‘Catastrophic Disruption of the Head’’, Margo Lanagan (Tales from the Tower: Volume 1: The Wilful Eye)

• ‘‘Ghostweight’’, Yoon Ha Lee (Clarkesworld 1/11)

• ‘‘The Summer People’’, Kelly Link (Tin House: The Ecstatic/Steampunk!)

• ‘‘The Cold Step Beyond’’, Ian R. MacLeod (Asimov’s 6/11)

• ‘‘The Choice’’, Paul McAuley (Asimov’s 2/11)

• ‘‘The Boneless One’’, Alec Nevala-Lee (Analog 11/11)

• ‘‘The Book of Phoenix (Excerpted from The Great Book)’’, Nnedi Okorafor (Clarkesworld 3/11)

• ‘‘Hand to Mouth’’, Reggie Oliver (Haunts: Reliquaries of the Dead)

• ‘‘Mysteries of the Old Quarter’’, Paul Park (Ghosts by Gaslight)

• ‘‘A Small Price to Pay for Birdsong’’, K.J. Parker (Subterranean Winter ’11)

• ‘‘Vampire Lake’’, Norman Partridge (Subterranean: Dark Tales 2)

• ‘‘A Response from EST17’’, Tom Purdom (Asimov’s 4-5/11)

• ‘‘Purple’’, Robert Reed (Asimov’s 3/11)

• ‘‘The Old Man and the Martian Sea’’, Alastair Reynolds (Life on Mars)

• ‘‘What We Found’’, Geoff Ryman (F&SF 9-10/11)

• ‘‘Laika’s Ghost’’, Karl Schroeder (Engineering Infinity)

• ‘‘Restoration’’, Robert Shearman (Everyone’s Just So So Special)

• ‘‘The Dala Horse’’, Michael Swanwick (Tor.com 7/13/11)

• ‘‘Fields of Gold’’, Rachel Swirsky (Eclipse Four)

• ‘‘The Projected Girl’’, Lavie Tidhar (Naked City)

• ‘‘White Lines on a Green Field’’, Catherynne M. Valente (Subterranean Fall ’11)

Рассказы / Short Stories

• ‘‘Attlee and the Long Walk’’, Kage Baker (Life on Mars)

• ‘‘Memories of Chalice’’, Peter M. Ball (Electric Velocipede Fall ’10)

• ‘‘The Birds and the Bees and the Gasoline Trees’’, John Barnes (Engineering Infinity)

• ‘‘Martian Heart’’, John Barnes (Life on Mars)

• ‘‘Smoke City’’, Christopher Barzak (Asimov’s 4-5/11)

• ‘‘The Invasion of Venus’’, Stephen Baxter (Engineering Infinity)

• ‘‘The Way It Works Out and All’’, Peter S. Beagle (F&SF 7-8/11)

• ‘‘Dolly’’, Elizabeth Bear (Asimov’s 1/11)

• ‘‘Absinthe Fish’’, M. David Blake (Bull Spec Spring ’11)

• ‘‘∞’’, Darin Bradley (Electric Velocipede Fall ’10)

• ‘‘The Beancounter’s Cat’’, Damien Broderick (Eclipse Four)

• ‘‘Walls of Paper, Soft as Skin’’, Adam Calloway (Beneath Ceaseless Skies 7/14/11)

• ‘‘East of Furious’’, Jonathan Carroll (Conjunctions 56: Terra Incognita)

• ‘‘And Go Like This’’, John Crowley (Naked City)

• ‘‘The Brave Little Toaster’’, Cory Doctorow (TRSF)

• ‘‘The Shaddowwes Box’’, Terry Dowling (Ghosts by Gaslight)

• ‘‘Slow as a Bullet’’, Andy Duncan (Eclipse Four)

• ‘‘Breaking the Ice’’, Thoraiya Dyer (Cosmos 2-3/11)

• ‘‘Daddy Long Legs of the Evening’’, Jeffrey Ford (Naked City)

• ‘‘Younger Women’’, Karen Joy Fowler (Subterranean Summer ’11)

• ‘‘Movement’’, Nancy Fulda (Asimov’s 3/11)

• ‘‘And Weep Like Alexander’’, Neil Gaiman (Fables from the Fountain)

• “The Case of Death and Honey”, Neil Gaiman (A Study in Sherlock)

• ‘‘Pug’’, Theodora Goss (Asimov’s 7/11)

• ‘‘Tidal Forces’’, Caitlín R. Kiernan (Eclipse Four)

• ‘‘Goodnight Moons’’, Ellen Klages (Life on Mars)

• ‘‘Mulberry Boys’’, Margo Lanagan (Blood and Other Cravings)

• ‘‘Canterbury Hollow’’, Chris Lawson (F&SF 1-2/11)

• ‘‘Durgen’s Party’’, Tim Lees (Black Static 4-5/11)

• ‘‘Valley of the Girls’’, Kelly Link (Subterranean Summer ’11)

• ‘‘Black Feathers’’, Alison J. Littlewood (Black Static 4-5/11)

• ‘‘The Paper Menagerie’’, Ken Liu (F&SF 3-4/11)

• ‘‘Tying Knots’’, Ken Liu (Clarkesworld 1/11)

• ‘‘The Hanged Poet’’, Jeffrey Lyman (Intergalactic Medicine Show 6/11)

• ‘‘The Surface of Last Scattering’’, Ken MacLeod (TRSF)

• ‘‘The Best Science Fiction of the Year Three’’, Ken MacLeod (Solaris Rising)

• ‘‘Digging’’, Ian McDonald (Life on Mars)

• ‘‘Boumee and the Apes’’, Ian McHugh (Analog 5/11)

• ‘‘After the Apocalypse’’, Maureen F. McHugh (After the Apocalypse)

• ‘‘A Soldier of the City’’, David Moles (Engineering Infinity)

• ‘‘All That Touches the Air’’, An Owomoyela (Lightspeed 4/11)

• ‘‘Ragnarok’’, Paul Park (Tor.com 4/17/11)

• ‘‘The Server and the Dragon’’, Hannu Rajaniemi (Engineering Infinity)

• ‘‘The Immortality Game’’, Cat Rambo (Fantasy 6/11)

• ‘‘Woman Leaves Room’’, Robert Reed (Lightspeed 3/11)

• ‘‘Ascension Day’’, Alastair Reynolds (Voices from the Past)

• ‘‘The Corpse Painter’s Masterpiece’’, M. Rickert (F&SF 9-10/11)

• ‘‘The Patrician’’, Tansy Rayner Roberts (Love and Romanpunk)

• ‘‘My Chivalric Fiasco’’, George Saunders (Harpers 9/11)

• ‘‘The Onset of a Paranormal Romance’’, Bruce Sterling (Flurb Fall/Winter ’11)

• ‘‘For I Have Lain Me Down on the Stone of Loneliness and I’ll Not Be Back Again’’, Michael Swanwick (Asimov’s 8/11)

• ‘‘Red Dawn: A Chow Mein Western’’, Lavie Tidhar (Fantasy 11/11)

• ‘‘The Smell of Orange Groves’’, Lavie Tidhar (Clarkesworld 11/11)

• ‘‘The Bread We Eat in Dreams’’, Catherynne M. Valente (Apex 11/11)

• ‘‘The Sandal-Bride’’, Genevieve Valentine (Fantasy 3/11)

• ‘‘Botanical Exercises for Curious Girls’’, Kali Wallace (F&SF 3-4/11)

• ‘‘The Panda Coin’’, Jo Walton (Eclipse Four)

• ‘‘All You Can Do Is Breathe’’, Kaaron Warren (Blood and Other Cravings)

• ‘‘Malak’’, Peter Watts (Engineering Infinity)

• ‘‘Final Girl Theory’’, A.C. Wise (ChiZine Spring/Summer ’11)

• ‘‘The Cartographer Wasps and the Anarchist Bees’’, E. Lily Yu (Clarkesworld 4/11)

Давайте взглянем на рекомендации попристальнее. В каждой категории я привёл по три обложки, а в двух самых главных – НФ роман и Фэнтези роман – по шесть, и то долго думал, кого не показывать. Редакторы и рецензенты Локуса остались верны себе и на этот раз, как и всегда, преподнесли несколько сюрпризов.

В категории НФ романов сразу бросается в глаза отсутствие двух известных авторов и одной восходящей звезды, у которых вышли книги в прошлом году. И хотя некоторые считают, что Флэшбэк Симмонса не так плох, как его ругают, я не удивлён тому, что в список рекомендованных НФ книг он не попал. А вот отсутствие в списке REAMDE Нила Стивенсона – сюрприз немалый! Думаю, что фэны всё-таки считают иначе, и в номинацию на Хьюго Стивенсон попадёт. А возможно, и на Кэмпбелла. Под «восходящей звездой» я имел виду Тидхара, выпустившего Осаму – «самый диковский роман за последнее время» (см. мой предыдущий пост).

Среди шести показанных мною обложек – трое британцев, двое американцев и один канадец. Мьевиль уже выдвинут на три крупнейшие премии: BSFA, Кларка и Небьюлу, причём везде числится фаворитом. Получить премию Локуса он также вполне способен – неравнодушны к нему читатели журнала, если даже не самая сильная его книга Кракен в прошлом году получила премию в категории фэнтези романов. Вполне предсказуемы его номинации на две остальные крупнейшие премии – Кэмпбелла и Хьюго, которые ему вполне по силе получить, но а) непредсказуемое Кэмпбелловское жюри может решить как угодно; б) на Хьюго при непременном наличии Мартина (см. ниже) с ним тягаться будет сложно. Прист, при высочайшем литературном качестве его книги, имеет два недостатка: а) книга ещё не вышла в Штатах, а это значит, что даже в нашем глобализованом мире не все потенциальные сторонники проголосуют за Приста; б) скандал с премией Кларка (см. мой предыдущий пост), который поди-знай-как повлияет на голосование. И третий британец, которого я хотел бы здесь выделить, – Стросс. Он достаточно популярен в Штатах, как среди фэнов, так и среди коллег-писателей, а тема киберпреступности живо интересует многих. Премию Локуса на этот раз ему не выиграть, но в пятерку финалистов он попасть может. А также побороться за Хьюго и Кэмпбелла. Оба представленных мной американца давно считаются живыми классиками фантастики. Вернор Виндж в прошлом году выступил с долгожданной новой книгой из цикла «Фам Нювен», о которой с большой теплотой уже писали на Фантлабе. Я уверен, что место среди финалистов Локуса, Хьюго и Кэмпбелла ему обеспечено. Джин Вулф в прошлом году неожиданно выступил с социальной НФ, которая в известной степени перекликается с Бесконечной войной Холдемана. Он вполне способен войти в число финалистов Локуса и Кэмпбелла, но премии получит вряд ли. Отмеченный мною канадец – популярный и у нас Роберт Чарльз Уилсон. В прошлом году он с честью завершил трилогию, начатую Спином, поэтому способен попасть в число финалистов Локуса, Кэмпбелла и Хьюго, но достанутся ли ему премии? Кто знает, кто знает…

Среди остальных НФ романов также очень много интересных. Адепт твёрдой НФ Иган на этот раз превзошёл самого себя. Теперь это «сверхтвёрдая НФ», которая приводит в восторг поклонников, но в силу особой специфичности вряд ли принесёт ему премии за пределами родной Австралии. Старейшим автором во всём списке рекомендаций является живая легенда Фредерик Пол (92 года). Похоже, он не прочь потягаться в творческом долголетии с Джеком Уильямсоном, удостоенным Хьюго и Небьюлы в возрасте за 90. Думаю, что прошлогодний роман Пола способен стать финалистом Кэмпбелла, а там чем ч*рт не шутит, ведь ему уже удавалось оставить без этой премии Нейроманта, когда тот получил все остальные! Роман 11/22/63 Стивена нашего Кинга заслуженно получил вал читательского интереса, но шансы его на премиях, на мой взгляд, призрачны. И ещё – непривычно видеть Кинга среди НФ. Британец Иэн Р. МакЛауд получил прекрасные отзывы и личную похвалу от Приста за Wake Up and Dream, но в номинации не попал даже дома. Абрахам в соавторстве (Джеймс Кори) выпустил крепкую толковую детективную космооперу, и я не удивлюсь, если он попадёт в число финалистов каких-нибудь премий, даже Хьюго. Ветеран (во всех смыслах) Холдеман завершил трилогию романом Earthbound, который вполне способен побороться за Кэмпбелла. Многоопытный Джек МакДевитт уже получил номинацию на Небьюлу за весьма неплохой новый роман из цикла об Алексе Бенедикте, возможно и за Кэмпбелла поборется, но большего ему не видать. Ну и last but not least – любимец публики и почётный гость Аэлиты Майкл Суэнвик. Похождения Дарджера и Сюрпляса читателям нравятся, но в силу особой специфичности книга даже в финалисты премий вряд ли попадёт. (На Фантлабе её кто-нибудь рецензировал?)

При составлении шестёрки обложек из рекомендаций фэнтези я сразу взял the usual suspects – Пратчетта, Мартина и Ротфусса. А насчёт остальных пришлось крепко подумать. Итак, трое британцев, трое американцев. Две суперзвезды фэнтези: Пратчетт и Мартин; и если Мартин достиг этого статуса лишь в прошлом году, с выходом первого сезона телесериала по ПЛиО, то слава Пратчетта чисто литературная, он стал суперзвездой без костылей телевидения. Феномен Ротфусса – отдельная песня. Редкое дело: ожидания второй книги медленно пишущего автора через 3 года после первой лишь немногим уступали ожиданию долгожданных книг Мартина или Джордана. У Мартина и Ротфусса это промежуточные тома сериалов, у Пратчетта – подведение итогов. Похоже это последний том цикла о Городской страже, по крайней мере на ближайшее время. Эти три книги будут основными претендентами на премию Локуса и World Fantasy Award и, боюсь, Ротфуссу суждено быть третьим. Кроме того, я вижу Мартина основным претендентом на Хьюго, а Мартина и Ротфусса – основными претендентами на премию Легенда им. Дэвида Геммела. Я буду болеть за Пратчетта – заслужил все премии, на которые его выдвигают! Прочное четвёртое место я отдал бы Аберкромби. Так сказать, британский ответ Мартину. После долгих раздумий в свою шестёрку я бесхитростно включил небьюловских номинантов Джемисин и Уолтон. О первой из них я уже писал в предыдущем посте, она непременно войдёт в число финалистов Геммела, а, возможно, и Хьюго. Уолтон удалось подняться так высоко в силу ностальгических реминисценций читающей публики, но рецензенты и на Фантлабе, и в других местах отмечали много разных недостатков книги. Так что, кроме номинации на WFA, похоже, больше ничего ей не светит.

Также среди рекомендаций немало и других хороших книг, которые в отсутствии редких гостей Мартина и Ротфусса способны были бы претендовать на большее. Во первых, это давно зарекомендовавшие себя британцы Морган и Ньюман и недавно пробившийся Ньютон. Ким Ньюман меня особо порадовал новой книгой своей Шерлокианы, простите, Мориартианы, завязанной на всю викторианскую литературу и культуру вместе взятые. Во-вторых, это американцы, формирующие новый облик фэнтези в своей стране: первый роман нового цикла Абрахама, восходящая звезда Гроссман, и разносторонне одарённая Валенте, за прошедший год выпустившая четыре книги (2 взрослых фэнтези, 1 детская, и 1 НФ повесть).

Итого, вот мой прогноз:

Хьюго: точно – Мартин, Мьевиль, Виндж, Уилсон; возможно – Стросс, Кори, Джемисин, Стивенсон.

Кэмпбелл: точно – Пол, Мьевиль, Виндж, Уилсон; возможно – Вулф, Прист, Стросс, Стивенсон, Холдеман.

WFA: точно – Мартин, Ротфусс, Пратчетт; возможно – Джемисин, Аберкромби, Гроссман, Валенте, Уолтон.

Геммел: точно – Мартин, Ротфусс, Аберкромби; возможно – Абрахам, Джемисин, Морган, Ньютон.

Насколько мой прогноз оправдался, мы начнём узнавать уже скоро.

Многие из рекомендованных детско-юношеских книг я рассматривал в обзоре премии Нортон. Кроме этого, мне хотелось бы отметить первый опыт Иэна Макдональда на поприще д/ю литературы, третий Абарат Баркера (пожалуй, самый мрачный из трёх), и завершение стимпанковой трилогии Вестерфельда, начатой Левиафаном. На мой взгляд, в число д/ю финалистов премии Локуса попадут Несс, Баркер, Окорафор, Шерман, а также, возможно, МакДональд, или Вестерфельд, или Валенте.

Прошедший год был урожайным на дебютные романы, среди которых я бы выделил Женевьеву Валентайн, Стину Лайт и Эрин Моргенштерн. Вместе с Хёрли и Обрехт эти дамы уже выдвигались на две премии для дебютантов. Ещё хотелось бы отметить Уилла МакИнтоша, которого рекомендовали на Фантлабе. Я полагаю, что финалистами и на Локус (дебютный роман), и на Комптон Крук станут 5 из этих 6. Кто получит премию – непредсказуемо. Жаль, что среди них нет британцев.

В категории авторских сборников доминируют очередные авторские сборники множества хороших авторов, хотя пятёрка явных финалистов сразу и не набирается. В первую очередь я бы выделил Гарднера Дозуа, который, на мой взгляд, – самый вероятный кандидат на премию. Выдающаяся редакторская деятельность как (в прошлом) главреда Азимовского журнала и (всегда) антологиста затмила Дозуа-писателя, а ведь он заслуживает гораздо большего. Надеюсь, этот сборник позволит восстановить справедливость. Кроме него я особо отмечаю сборники двух выдающихся авторов, дебютировавших в конце 70х, но просиявших уже в 80е: Тима Пауэрса и Брюса Стерлинга. И они, и Джефф Райман, в число финалистов скорее всего попадут. А вот кто станет пятым финалистом – вопрос открытый. Или это будет сборник с двойным авторством Робин Хобб и Меган Линдхольм, или новый сборник Питера Бигла, или очередная книга Марго Ланаган.

2011 год был неплохим годом для антологий, хотя среди номинаций на Небьюлу они едва просматриваются (одна премия – ещё не статистика). В отсутствие Дозуа и Мартина, занятых собственными книгами, множество оригинальных антологий (с произведениями, написанными специально для них) выпустили Джонатан Стрейхан и Эллен Дэтлоу, причём по количеству рекомендаций Локуса абсолютным рекордсменом является Стрейхан – все три его антологии занимают первые места, а суммарное число рекомендаций из трёх антологий Дэтлоу равно числу рекомендаций из одной антологии Стрейхана. Среди репринтных антологий доминируют Лучшие за год в разных жанрах и поджанрах, среди которых традиционно лучшей является книга Дозуа, а за второе место борются Хартвелл и тот же Стрейхан. Вот, какие-то 5 из этих 6 станут финалистами, а премию неизменно получит Дозуа.

В нехудожественном разделе меня ждал ещё один сюрприз: отсутствие Энциклопедии НФ Клюта с соавторами. То ли коллектив Локуса решил дождаться финальной версии (ведь в прошлом году заработала лишь бета-версия), то ли решил не засчитывать онлайновую публикацию; факт остаётся фактом – в номинации её нет! Прочих же рекомендаций в этом разделе неожиданно мало, всего 8, но все они – достойные работы известных критиков, литературоведов и писателей. На мой взгляд, самой примечательной нонфикшен прошедшего года стала автобиография Руди Рюкера, одного из олдовых киберпанков, который по-прежнему активно пишет. На мой взгляд, она поборется не только за премию Локуса, но и за Хьюго. Также порадовала Маргарет Этвуд, прежде не раз отрицавшая свою причастность к НФ. На этот раз она выпустила книгу о роли НФ в развитии человеческого воображения. Сборники эссе о фантастике вышли у выдающихся критиков Джона Клюта и Гэри К. Вулфа. А Джонатан Эллер выпустил монографию о Брэдбери.

Однако на премию в нехудожественном разделе могут претендовать и альбомы по искусству. Прошлый год здесь не был особо урожайным. Самое видное место среди них занимает Крис Фосс – лучший художник 70х, повлиявший на всех, кто работал после него. Кто не видел разноцветные звездолёты Фосса на обложках пиратских книг в начале 90х! Этот альбом представляет лучшие работы художника за всю карьеру. С удовольствием приобрету! Другим примечательным альбомом является каталог выставки Out of This World, также выдвинутый на премию BSFA. А третий – традиционный ежегодник современного фантастического искусства Spectrum 18. На мой взгляд, за премию в нехудожественном разделе поборются критики, а возьмёт Рюкер. Художникам на этот раз не светит.

А теперь мы вышли на берег разливанного моря малой и средней формы, в котором ориентироваться ох как непросто! Я показал три обложки повестей, изданных отдельными книгами, хотя хорошие повести публикуются не только так, а ещё в антологиях и журналах, бумажных и онлайновых. Из шести повестей, номинированных на Небьюлу, пять есть в рекомендациях Локуса (Гилман, Джонсон, Коваль, Лю, Валенте). Из них самой привлекательной, на мой взгляд, является последняя. Первая проба фэнтезистки Валенте на поприще НФ вышла необычайно удачной. Фактически, это “fantasy by, for and about AIs” (фэнтези от, для и об искусственных интеллектах). Эта повесть достойна не только премии Локуса, но и гораздо большего. Я также показал обложки повестей Бакстера и Блейлока, которые входят соответственно в циклы «Ксили» и «Сент-Ив». Не думаю, что они достигнут успехов на премиях, но своих преданных читателей эти авторы имеют; надеюсь, есть они и среди фантлабовцев. Хоррор в крупной форме был представлен совсем слабо, однако, в малой и средней форме есть немало достойных хоррорушных вещей. Вот и здесь имеется повесть Страуба, которая уже успела получить Стокера (об этом – в моём следующем посте). Думаю, что пятёрка финалистов будет в основном похожа на соответствующую категорию Небьюлы, возможно с добавлением Страуба.

Чем меньше форма, тем больше произведений, и тем труднее сориентироваться. В прошлые годы мои догадки на эту тему были сродни пальцу в небо. Так что, буду ориентироваться на рекомендации рецензентов, вкусы у которых разные, но сверяться можно по совпадениям выбора. Британцы особо советуют три новеллы своих авторов: “The Silver Wind” by Nina Allan, “The Copenhagen Interpretation” by Paul Cornell и “What We Found” by Geoff Ryman. Первые две выдвинуты на премию BSFA, но все они могут претендовать и на большее. Американцы среди прочего рекомендуют “Six Months, Three Days” by Charlie Jane Anders и “Fields of Gold” by Rachel Swirsky. Будем считать, что это – мой вариант пятёрки финалистов.

Что же касается рассказов, то здесь давление новых имён как всегда наибольшее. Из рекомендаций всем нравятся рассказы “Movement” by Nancy Fulda, “The Paper Menagerie” by Ken Liu, “The Cartographer Wasps and the Anarchist Bees” by E. Lily Yu, “The Brave Little Toaster” by Cory Doctorow. А ещё хотелось бы выделить интересную Шерлокиану Геймана, новый марсианский рассказ МакДональда, паранормальную романтику Стерлинга и многое другое. На всех места в финале точно не хватит…

Голосование открыто до конца дня 15 апреля, то есть неделя осталась. Все желающие могут участвовать бесплатно. Как и прежде, я не откажусь от удовольствия поддержать европейских авторов, то есть, в данном случае, британцев. Примерно через две недели, перед майскими праздниками, будут объявлены финалисты, по пять позиций в каждой категории (в алфавитном порядке). Лауреатов огласят на специальной церемонии в рамках Science Fiction Awards Weekend, 15-17 июня 2012 года в Сиэтле, штат Вашингтон, США.


Статья написана 1 апреля 2012 г. 01:09

Выполняя давнюю задолженность перед читателями моей колонки, предлагаю вашему вниманию обзор премий и номинаций последнего времени. Некоторые из этих новостей не слишком новы, но, хотя кое-какие из них исподволь обсуждаются на Фантлабе, в явном виде никто о них не писал. Поэтому я всё-таки восполню этот пробел. Начну, пожалуй, с премии Британской Ассоциации НФ (British Science Fiction Association Award), поскольку нам скоро за неё голосовать.

Номинации на премию Британской Ассоциации НФ (BSFA Award) за 2011 год

Списки появились ещё в конце января. Удивило отсутствие в номинации прошлогодних романов Чарли Стросса и Аластера Рейнольдса. Итак, на премию выдвигаются:

Best Novel / Лучший роман:

Cyber Circus, Kim Lakin-Smith (Newcon Press)

Embassytown, China Miéville (Macmillan)

The Islanders, Christopher Priest (Gollancz)

By Light Alone, Adam Roberts (Gollancz)

Osama, Lavie Tidhar (PS Publishing)

Best Short Fiction / Лучший рассказ:

• “The Silver Wind”, Nina Allan (Interzone #233)

• “The Copenhagen Interpretation”, Paul Cornell (Asimov’s, July 2011)

• “Afterbirth”, Kameron Hurley (www.kameronhurley.com)

• “Covehithe”, China Miéville (The Guardian)

• “Of Dawn”, Al Robertson (Interzone #235)

Best Non-Fiction / Лучшее нехудожественное произведение:

Out of This World: Science Fiction But Not as We Know It, Mike Ashley (British Library)

The SF Encyclopedia, 3rd Edition, John Clute, Peter Nicholls, & David Langford, eds. (SF Gateway)

• Review of Arslan, M.J. Engh & Abigail Nussbaum (Asking the Wrong Questions blog)

SF Mistressworks, Ian Sales, ed. (SF Mistressworks)

Pornokitsch, Jared Shurin & Anne Perry, eds. (Pornokitsch)

The Unsilent Library: Essays on the Russell T. Davies Era of the New Doctor Who, Graham Sleight, Tony Keen, & Simon Bradshaw (Science Fiction Foundation)

Best Art / Лучшая обложка:

• Cover of Ian Whates’s The Noise Revealed, Dominic Harman (Solaris)

• Cover and illustrations of Patrick Ness’s A Monster Calls, Jim Kay (Walker)

• Cover of Lavie Tidhar’s Osama, Pedro Marques (PS Publishing)

• Cover of Liz Williams’s A Glass of Shadow, Anne Sudworth (Newcon Press)

По словам Администратора премии BSFA Донны Скотт, в этом году «номинации необычайно разнообразны, от заснятых инсталляций и выставок до подкастов и покетбуков. К сожалению, в шортлист не попала организованная Библиотекой Британского Музея выставка «Out of This World» (в нехудожественном разделе), но в знак признания её заслуги в продвижении фантастики среди читающей публики, BSFA наградит её почётной грамотой.» Однако, каталог этой выставки номинацию в нехудожественном разделе всё-таки заслужил.

Голосование открыто для всех членов BSFA и участников Истеркона. Лауреаты будут оглашены на церемонии в рамках Истеркона, который пройдёт 6-9 апреля в Лондоне.

Прежде всего, в глаза бросается новый роман Кристофера Приста, вышедший после 9-летнего перерыва. Прежний его роман, The Separation, получил уйму номинаций, премию BSFA, премию Артура Кларка и французскую премию Imaginaire. Новый роман, The Islanders, взаимосвязан с его классическим романом The Affirmation, известным у нас как Лотерея. После тектонических изменений издательского рынка, найдётся ли у нас теперь издатель на Приста? Чайна Мевиль в прошлом году выступил мощно, его прошлогодний роман – впервые НФ в чистом виде – уже значится фаворитом на многих премиях. На Фантлабе уже о нём писали – это редкая разновидность твёрдой НФ: лингвистическая фантастика. У разных разумных видов с разной биологией языки и знаковые системы будут различаться настолько, что для адекватного перевода потребуются немыслимые нынче ухищрения. Авторы трёх остальных романов тоже не пасут задних. Адам Робертс известен у нас в основном своими пародийными книгами, но то было лишь начало. Сейчас его называют его «одним из лучших голосов своего поколения», а в своём блоге он также выступает как вдумчивый критик. Его новый роман – социально-биологическая НФ, стиль которой вызывает в памяти Фитцджеральда; под стать ему и обложка в стиле арт-деко. Израильский писатель Лави Тидхар, который в последние годы стал писать по-английски, стремительно завоевал популярность среди англоязычной публики. Его новый роман Осама – политическая фэнтези о мире без проблемы глобального терроризма, о силе воображения, о взаимодействии миров мнимых и настоящих. Ещё её называют самой диковской книгой за последнее время. Она собрала внушительный урожай положительных рецензий от мейнстримовых критиков по обе стороны Атлантики. И только Ким Лакин-Смит остаётся для меня загадкой. О её новом романе написано много хорошего. Сеттинг – постапокалиптический: Земля после биологической катастрофы. Фантастика в книге – биокибернетического свойства, а сама книга – мрачная, лирическая и галлюциногенная. Который же из романов получит премию? Я не берусь судить. Фавориты очевидны, но натиск новых имён держит интригу! (В скобках отмечу интересную тенденцию: три романа из пяти в той или иной степени используют биологические разработки, а два других завязаны на альтернативные/умозрительные реальности.)

В категории рассказов фаворитов тоже двое: снова Мьевиль, чей рассказ был опубликован в очень неожиданном месте – газете The Guardian – и Пол Корнелл, один из почётных гостей нынешнего Истеркона. Остальные имена для меня загадка. В последнее время в этой категории преобладают интересные молодые авторы.

Нехудожественная номинация в этом году могла бы состоять только из одной позиции – третьего издания Энциклопедии НФ Джона Клюта сотоварищи. Всё равно всем остальным премия не достанется. На этот раз энциклопедия онлайновая, любой может зайти и бесплатно ею воспользоваться. За последние годы я с интересом наблюдал за эволюцией проекта. Когда речь зашла о новом издании, довольно быстро пришло осознание того, что такую энциклопедию издавать на бумаге уже бессмысленно. Второе издание содержало 1400 страниц большого формата, а объём нового издания в 2,5…3 раза больше. Много ли читателей позволит себе бумажный трёхтомник, стоимость каждого тома в котором стремится к 50 фунтам? К тому же, работать с таким изданием в электронном виде куда удобнее. В прошлом году была запущена бета-версия, содержащая ¾ запланированных статей. До конца 2012 года энциклопедия должна приобрести законченный вид. С тех пор предполагаются ежемесячные обновления и дополнения. Остальные номинации в этой категории наглядно демонстрируют тенденцию последнего времени: только ведущие критики/литературоведы могут надеяться на бумажные книги. Вся остальная критика/публицистика живёт и процветает в блогах.

Обложки в целом порадовали по сравнению с предыдущим годом. Неужели минималистская/примитивистская тенденция сошла на нет? Я был бы только рад. Работы Доминика Хармана и Энн Садуорт радуют больше всего. Старые мастера (Джим Бёрнс, Джефф Тейлор, Марк Харрисон и другие) по-прежнему рисуют прекрасные обложки, но почему их нет в номинациях? (Ответ на этот вопрос появился позже; см. в конце.)

Финалисты премии Артура Кларка за 2012 год

В начале этой недели был объявлен шортлист премии Артура Кларка из книг, опубликованных в Британии в 2011 году:

Hull Zero Three, Greg Bear (Gollancz)

The End Specialist, Drew Magary (Harper Voyager)

Embassytown, China Miéville (Macmillan/Tor UK)

The Testament of Jessie Lamb, Jane Rogers (Sandstone Press)

Rule 34, Charles Stross (Orbit)

The Waters Rising, Sheri S. Tepper (Gollancz)

Лауреат получит денежный приз в размере £2012 и памятный книгодержатель. Награждение состоится на специальной церемонии в рамках кинофестиваля SCI-FI-LONDON, 2 мая 2012 в Лондоне.

Что ж, интересный шортлист. Трое британцев, трое американцев. Книги Бира и Теппер в Штатах вышли в 2010 году, а в 2011 выдвигались на Кэмпбелловскую премию. У Магари эта же книга выдвинута на премию Филипа Дика под другим названием.

Мьевиль предсказуемо фигурирует и здесь, видимо, снова в качестве фаворита. Чарли Стросс выдвинут на премию Кларка лишь во второй раз в жизни! (Из тех шести романов, что выдвигались на Хьюго шесть лет подряд, лишь Акселерандо номинировался на Кларка.) Его прошлогодний роман взаимосвязан с Halting State; это зажигательная книга о странных новых возможностях преступлений в эпоху Интернета. Джейн Роджерс представляет в номинации мейнстримовую часть литературы – эта книга выдвигалась на Букера, но представляет собой антиутопию, потому и попала в орбиту этой премии.

В этом году премия Артура Кларка привлекает пристальное внимание прессы и публики, далёкой от фантастики, с (не)лёгкой руки Кристофера Приста. Не успело жюри разослать шортлист, он выступил с резкой критикой работы жюри и книг, включённых в шортлист. Благосклонен он был лишь к Джейн Роджерс и к нескольким книгам, в шортлист не попавшим. Каждому из авторов и/или их книг он дал весьма нелестные характеристики: Мьевиль, дескать, вечно недотягивает до своего потенциала, у Бира – язык и стиль примитивен, а Стросс пишет как «интернетский щенок» (internet puppy). Блогосфера всего мира тут же отозвалась на троллинг мэтра шквалом возмущённых постов за и против тех или иных персоналий… А в результате, как справедливо заметил мудрый Джефф ВандерМеер, выиграла литература – множество людей обратили внимание на упомянутые книги, даже те, что не вошли в шортлист, но получили похвалу от Приста.

Из всех затронутых авторов наиболее адекватно отреагировал Стросс – он обратил всё в шутку: повесил на своей странице изображение «интернетского щенка», а его супруга наладила выпуск кружек и маек с этим щенком. Для тех, кто хочет познакомится подробнее, привожу статью из The Guardian, которая первой поведала широкой общественности о демарше Приста, а также пост ВандерМеера в его блоге, который подводит итог скандала. Чем всё закончится, мы узнаем 2го мая.

«Йо-хо-хо и бутылка рома»: Лауреаты премии Китчис за 2011 год

В последние годы в Британии набрала обороты новая премия Китчис (Kitschies), присуждаемая «за наиболее прогрессивные, умные и занимательные произведения жанровой литературы, опубликованные в Британии за прошедший год». Её лауреатами прежде становились Чайна Мьевиль и Лорен Бьюкес. Лауреаты премии за 2011 год были объявлены 3 февраля на церемонии в рамках SFX Weekender 3 в Престатин Сэндс, Уэльс.

Красное щупальце (роман) / Red Tentacle (Novel)

A Monster Calls, Patrick Ness & Siobhan Dowd (Walker)

Их соперниками были:

The Enterprise of Death, Jesse Bullington (Orbit)

Embassytown, China Miéville (Del Rey; Tor UK)

The Testament of Jesse Lamb, Jane Rogers (Sandstone)

Osama, Lavie Tidhar (PS)

Золотое щупальце (дебютный роман) / Golden Tentacle (Debut Novel)

God’s War, Kameron Hurley (Night Shade)

Её соперниками были:

Among Thieves, Douglas Hulick (Tor)

The Night Circus, Erin Morgenstern (Doubleday; Harvill Secker)

Miss Peregrine’s Home for Peculiar Children, Ransom Riggs (Quirk)

The Samaritan, Fred Venturini (Blank Slate)

Чернильное щупальце (обложка) / Inky Tentacle (Cover Art)

The Last Werewolf, Glen Duncan, design by Peter Mendelsund (Canongate)

Его соперниками были:

Rivers of London, Ben Aaronovitch, illustration by Stephen Walter, design by Patrick Knowles/TAG Fine Arts (Gollancz)

The Prague Cemetery, Umberto Eco, illustration by John Spencer, design by Suzanne Dean (Harvill Secker)

Equations of Life, Simon Morden, design by Lauren Panepinto (Orbit)

A Monster Calls, Patrick Ness & Siobhan Dowd, illustration by Jim Kay (Walker)

Премию в категории «Чёрное щупальце» (“Black Tentacle”), присуждаемую на усмотрение жюри, получило издательство SelfMadeHero.

Обладатель Красного щупальца получил £750, а обладатели Золотого и Чернильного щупалец – по £250 каждый. Все финалисты получили по бутылке рома от спонсора премии, производителя рома The Kraken Rum.

Вкратце о лауреатах. Патрик Несс реализовал последнюю задумку безвременно ушедшей англо-ирландской писательницы Шевоин Дауд. Оба автора славятся детско-юношескими книгами и получали за них разные престижные премии. Мрачно озорной и мучительно смешной, Зов монстра – необычайно трогательный роман о примирении с потерей. Героиня дебютного роана Камерон Хёрли – наёмная убийца на службе своего правительства в мире, где смешались магия и технология, и где идёт война всех со всеми. Что бы вы сделали, получив заказ, позволяющий разом покончить с многовековой войной? Книга шла к читателям долгим, извилистым путём, но была принята очень хорошо (4.5 звезды на Амазоне). В том же году вышла и вторая книга цикла. Обложка Последнего оборотня говорит сама за себя: атмосферная, готишная – как раз то, что надо для такой книги!

Это были британские первые ласточки, первые лауреаты жанровых премий года. А теперь речь пойдёт об американской первой ласточке.

Лауреат премии Кроуфорда за 2012 год

Вручение фэнтезийной премии Уильяма Л. Кроуфорда состоялось в прошедший уикэнд на Международной конференции по фантастике в искусстве (International Conference on the Fantastic in the Arts) в Орландо, Флорида. Лауреатом премии за 2012 год стала Женевьева Валентайн (Genevieve Valentine) за роман Mechanique: A Tale of the Circus Tresaulti (Prime). Роман в высшей степени необычный: стимпанк-фэнтези о цирке в постапокалиптическом мире. (На Фантлабе уже отрецензирован.)

Премия, включающая не только диплом, но и денежный приз, ежегодно вручается на ICFA выдающемуся дебютному роману в жанре фэнтези, опубликованному в предшествующий год. Среди прежних лауреатов много известных имён: Jonathan Lethem, Charles de Lint, Greer Gilman, Judith Tarr, Kij Johnson, Joe Hill, M. Rickert, Daryl Gregory, Christopher Barzak, Jedediah Berry и, в прошлом году, Karen Lord.

В этом году на премию номинировались также Erin Morgenstern за роман The Night Circus, Téa Obreht за роман The Tiger’s Wife, Stina Leicht за роман Of Blood and Honey, и Ransom Riggs за роман Miss Peregrine’s Home for Peculiar Children. Некоторые из них также удостоились рецензий на Фантлабе.

Номинации на премию Небьюла за 2011 год

И под занавес – одна из наиболее ожидаемых новостей года. Организация писателей фантастов США (Science Fiction and Fantasy Writers of America) огласила номинации на премию Небьюла за 2011 год, которая вручается в 2012 году, а также сопутствующих премий Рэя Брэдбери за лучшую драматическую постановку и Андре Нортон за фантастическую книгу для детей и юношества.

Роман / Novel

God’s War, Kameron Hurley (Night Shade)

The Kingdom of Gods, N.K. Jemisin (Orbit US; Orbit UK)

Firebird, Jack McDevitt (Ace)

Embassytown, China Miéville (Del Rey)

Mechanique: A Tale of the Circus Tresaulti, Genevieve Valentine (Prime)

Among Others, Jo Walton (Tor)

Повесть / Novella

• ‘‘With Unclean Hands’’, Adam-Troy Castro (Analog 11/11)

• ‘‘The Ice Owl’’, Carolyn Ives Gilman (F&SF 11-12/11)

• ‘‘The Man Who Bridged the Mist’’, Kij Johnson (Asimov’s 10-11/11)

• ‘‘Kiss Me Twice’’, Mary Robinette Kowal (Asimov’s 6/11)

• ‘‘The Man Who Ended History: A Documentary’’, Ken Liu (Panverse Three)

Silently and Very Fast, Catherynne M. Valente (WSFA)

Новелла / Novelette

• ‘‘Six Months, Three Days’’, Charlie Jane Anders (Tor.com 6/8/11)

• ‘‘The Old Equations’’, Jake Kerr (Lightspeed 7/11)

• ‘‘What We Found’’, Geoff Ryman (F&SF 9-10/11)

• ‘‘The Migratory Pattern of Dancers’’, Katherine Sparrow (GigaNotoSaurus 7/11)

• ‘‘Sauerkraut Station’’, Ferrett Steinmetz (GigaNotoSaurus 11/11)

• ‘‘Fields of Gold’’, Rachel Swirsky (Eclipse 4)

• ‘‘Ray of Light’’, Brad R. Torgersen (Analog 12/11)

Short Story

• ‘‘Her Husband’s Hands’’, Adam-Troy Castro (Lightspeed 10/11)

• ‘‘Mama, We Are Zhenya, Your Son’’, Tom Crosshill (Lightspeed 4/11)

• ‘‘Shipbirth’’, Aliette de Bodard (Asimov’s 2/11)

• ‘‘Movement’’, Nancy Fulda (Asimov’s 3/11)

• ‘‘The Axiom of Choice’’, David W. Goldman (New Haven Review Winter ’11)

• ‘‘The Paper Menagerie’’, Ken Liu (F&SF 3-4/11)

• ‘‘The Cartographer Wasps and the Anarchist Bees’’, E. Lily Yu (Clarkesworld 4/11)

Ray Bradbury Award for Outstanding Dramatic Presentation

• The Adjustment Bureau

• Attack the Block

• Captain America: The First Avenger

• Doctor Who: ‘‘The Doctor’s Wife’’

• Hugo

• Midnight in Paris

• Source Code

Andre Norton Award for Young Adult Science Fiction and Fantasy Book

Ultraviolet, R.J. Anderson (Orchard UK; Carolrhoda)

Chime, Franny Billingsley (Dial)

The Girl of Fire and Thorns, Rae Carson (Greenwillow; Gollancz as Fire and Thorns)

The Boy at the End of the World, Greg van Eekhout (Bloomsbury USA)

Everybody Sees the Ants, A.S. King (Little, Brown)

Akata Witch, Nnedi Okorafor (Viking)

The Freedom Maze, Delia Sherman (Big Mouth House)

Daughter of Smoke & Bone, Laini Taylor (Little, Brown)

Лауреатов огласят на церемонии в рамках 47го Небьюловского уикэнда SFWA, который пройдёт с 17 по 20 мая в отеле Hyatt Regency Crystal City в Арлингтоне, Вирджиния (пригород Вашингтона). Как сообщалось ранее, Кони Уиллис будет удостоена титула Гранд Мастер им. Деймона Найта за многолетний достойный вклад в развитие фантастики. Уолтер Джон Уильямс выступит в качестве церемониймейстера, а астронавт Майкл Финке – «основным докладчиком», что бы это ни значило на таком мероприятии.

Самым большим сюрпризом оказалось отсутствие в номинации догожданного пятого Мартина. Стало быть, для коллег-писателей он не так хорош, как считает массовая публика! ;-) Также и с Кингом -- все взахлёб читают, но на премии не выдвигают.

Среди номинированных романов -- много книг, уже упоминавшихся в этом обзоре. Европейцев аж двое – Мьевиль и Уолтон, – что для Небьюлы является редкостью. Оба их романа уже отрецензированы на Фантлабе, поэтому я подробно на них останавливаться не буду. Отмечу только, что Мьевиль на этот раз числится явным фаворитом. Другим фаворитом считается новый роман МакДевитта из цикла про Алекса Бенедикта (на Фантлабе также отрецензирован). За последние 10 лет книги МакДевитта неоднократно выдвигались на Небьюлу, а одна из них её получила. Дебютных романов на этот раз два (в прошлом году было три), и оба они уже получили по одной премии для дебютантов (см. выше). После триумфального шествия дебютного романа Джемисин по номинациям на все жанровые премии вплоть до Небьюлы и Хьюго, а также шёпота вдогонку «а второй роман ещё лучше…», завершающий роман её трилогии «Унаследование» также выдвинут на Небьюлу. У критиков вся трилогия оставила самое благоприятное впечатление. Например, Труди Канаван отмечает, что «в ней есть всё, чего вы желаете от эпической фэнтези: яркие миры, не слишком похожие на творения предшественников, сложные персонажи с достоинствами и недостатками, могущественная магия, которая не выглядит как замена технологии, но охватывает все стороны жизни от властных структур до повседневных отношений и привычек; и, конечно же, захватывающий сюжет». Болеть, пожалуй, стану за Мьевиля. Из номинированных книг эта, пожалуй, раньше всех доберётся до нас (уже в этом году) – тогда и разберёмся, прав ли я.

С обзором произведений малой и средней формы одновременно и проще, и сложнее. Проще, в том смысле, что все такие номинанты представлены на сайте SFWA, где любой может с ними ознакомиться. Сложнее, в том смысле, что где же взять на это время? Европейцы представлены здесь довольно скупо: новелла Джеффа Раймана и рассказ француженки Альет де Бодар, оба опубликованные в американских журналах. Много незнакомых и малознакомых имён. Онлайновые и электронные журналы уже отвоевали свою нишу рынка – примерно половина произведений малой формы опубликована в них (другая половина – в традиционных бумажных журналах). Средняя форма, то есть повесть, превалирует в бумажных журналах (2/3 номинаций) плюс по чуть-чуть в антологиях и отдельными книгами. Традиционно буду болеть за европейцев, но пусть победит сильнейший.

Все наперебой отмечают, что прошлый год не был урожайным для кинофантастики, хотя кое-какие достойные фильмы всё же вышли. Впервые получается так, что ко времени появления номинации я не видел не только половины, но даже трети номинированных лент. Поэтому и комментировать мне здесь особо нечего. Экранизация Дика (The Adjustment Bureau) неплоха, но чересчур далека от оригинала. Hugo я так до сих пор и не видел, но, судя по рецензиям, он должен мне понравиться. Прошу читателей моей колонки присоединиться со своими комментариями.

Шортлист д/ю книг на премию Нортон чересчур обширен, что затрудняет обзор, особенно, при отсутствии таких больших имён, как Пратчетт, Роулинг, Гейман или Джонс. Мои ожидания не оправдались: третий Абарат Баркера, Голиаф (третий Левиафан) Вестерфельда и первое выступление Иэна МакДональда на поприще д/ю литературы в номинацию не попали. Зато в номинации есть много другого интересного.

У Ребекки Андерсон это роман о тинейджерах с настолько необычными способностями, что они сами их пугаются. Книга Фрэнни Биллингсли повествует о юной ведьмочке, вынужденной жить с чувством вины за психическую болезнь своей сестры, и о том, что бывает, когда в вотчину болотных фейри вторгается «технический прогресс». У Рэй Карсон это роман взросления, книга о том, как девчонка с заниженной самооценкой превращается во властную, уверенную в себе принцессу. Непонятно только, в чём здесь фантастический/фэнтезийный элемент. Следом за Бачигалупи постапокалиптику для тинейджеров пишут и другие. «Книга Грега Ван Еэкхоута одновременно трогательна и полна приключений. Эта замечательная история выживания изменит представление читателей о себе и о мире, в котором они живут.» (Это такой блёрб.) А.С.Кинг в своей книге учит юных читателей справляться с жизненными невзгодами – нужное дело, но опять неясно, в чём здесь фантастический элемент. Ннеди Окорафор для юных читателей пишет много. Двенадцатилетняя героиня её новой книги страдает от того, что в жизни для неё нигде нет места; и когда в ней проявляются способности к магии это место сразу находится. Но хватит ли у неё сил и умения, чтобы остановить рецидивиста, который тоже пользуется магией? В романе Делии Шерман фантастичен разве что способ, которым героиня, казалось бы белая девочка-подросток, отправляется в прошлое своих предков (чёрных и белых, рабов и рабовладельцев), на заре Гражданской войны в Америке. Все отмечают потрясающую проработку бытовых подробностей 19 века и такт, с которым автор обращается к расовым и классовым вопросам. Героиня книги Лаини Тейлор в высшей степени необычна: в своих альбомах она рисует поразительно настоящих монстров; она внезапно исчезает, чтобы выполнить загадочные «поручения»; она говорит на многих языках, не все из которых человеческие; а волосы у неё по жизни голубые. Кто она? Это она и сама пытается понять. А когда поймёт – не пожалеет ли? Вот из такого разностороннего набора книг писатели и будут выбирать лауреата. Совершенно непредсказуемый исход. Лишь только прежние заслуги Шерман и Окорафор позволяют считать их в некоторой степени фаворитами.

Навстречу Истеркону

Свой обзор я начал с премии BSFA, которая будет вручаться на Истерконе (британском национальном коне) в Лондоне в следующие выходные. Завершу я обзор тоже Истерконом. Я приложил все усилия для того, чтобы фэны и писатели из Украины и России туда поехали. И лишь вчера стало известно, что сам я туда не еду. Из всех, кто подавал документы на визы в обеих странах, не дали её лишь одному мне. (После семи поездок в прошлом это уже третий отказ.)

Я не держу зла на Британию. Я люблю эту страну, язык и культуру и желаю им всяческого добра. Не она поимела меня, а Британская Империя – тупая бюрократическая машина, безразличная ко всему живому. Я с теплотой вспоминаю прежние порядки в визовом отделе Британского Посольства. И я всё больше ненавижу тефлонового придурка, который завёл новые бесчеловечные порядки, густо замешенные на паранойе американского разлива. Времена железного занавеса прошли. Теперь имеем бумажный занавес.

Но я пишу это совсем не для того, чтобы пожаловаться на жизнь. Это лишь прискорбные обстоятельства. А жизнь идёт вперед, хотя и без меня. Истеркон вызвал такой небывалый интерес, что неделю назад оргкомитет прекратил предварительную регистрацию – количество участников уже превысило возможности арендованного помещения. Уж не знаю, что вызвало такой ажиотаж: Джордж Р.Р. Мартин среди почётных гостей, или что-то ещё. Этот оргкомитет славится своей интересной и необычайно разнообразной программой. Ни один из конов в постсоветских странах и близко не сравнится с нею. Это не в упрёк, это как образец для нашего дальнейшего развития.

Одним из чудесных моментов Истеркона станет первый и последний показ для публики новой картины Джима Бёрнса «Портрет Изабеллы Скжишевской». Эта картина была написана художником на заказ для своего друга, а тот заказал портрет своей жены (в присущей Джиму манере) ей в подарок на день рождения. После демонстрации на арт-шоу Истеркона картина будет передана заказчику и останется в частной коллекции. Несколько дней назад в качестве тизера Джим выложил на Фейсбуке несколько сканов.

Поскольку на небольшом формате хорошего качества не добьёшься, центральный фрагмент выделен крупнее. Обратите внимание: тату на руке – польский орёл.

На самом увеличенном фрагменте видна структура холста. Джим говорит, что давненько не писал на холсте, поначалу даже опасался, как пойдёт работа. Но руки сами вспомнили, как надо!

А ещё он говорит, что у него в работе несколько картин для разных заказчиков, которые он предъявит миру на Иллаксконе в Штатах – специализированном коне, посвящённом фантастической живописи. И то правда: обложки преходящи. Пока есть творческие силы нужно ваять нетленку. Чего и вам всем желаю.


Статья написана 21 марта 2012 г. 04:49

«Красная звезда» (The Red Star), придуманная художником Кристианом Госсеттом (Christian Gossett) cерия комиксов про мистическое будущее СССР, превратится на студии Warner Bros в полнометражный фильм. Об этом сообщает Deadline.com .

Режиссером картины станет Джош Трэнк (Josh Trank), чья вышедшая в феврале малобюджетная «Хроника» (Chronicle), в псевдо-документальном стиле рассказывающая о злоключениях подростков, нашедших в лесу метеорит и получивших сверхъестественные способности, собрала 116 миллионов долларов и множество одобрительных отзывов в сети и в прессе.

В сценаристы взяли Джейсона Ротенберга (Jason Rothenberg), его «Сумеречная зона» (The Twilight Zone) сейчас экранизируется на той же студии Warner Bros.

В основе сюжета «Красной звезды» – история солдата Красного флота из Союза Республик Красной Звезды (United Republics of the Red Star, URRS, он же просто «Союз»), где футуристическая технология сочетается с магией, а заклинания применяются в промышленности и быту не менее широко, чем электричество. Среди персонажей – маг и тиран Имбол, который вместе со своим помощником Тройкой пытается поработить всю страну, чтобы добиться бессмертия, красная богиня Правда, чьим символом как раз и является звезда, девочка по имени Макита, которая защищается от врагов серпом и молотком, мертвецы из Гулага покойников (Death Gulag) и прочие пародии на советскую историю и стилистику.

Эх, если бы это была не экранизация, а оригинальный сценарий, в дело можно было бы пустить и «Мумию» Лазарчука, и «Кто звал меня?» Щёголева, и ещё много всякого…

Как будет называться будущий фильм и когда он должен выйти в прокат, пока не известно.

А что, как выйдет, будет на Фантлабе участвовать в конкурсе «СССР-2061»!


Статья написана 11 марта 2012 г. 03:30

Не успели читатели моей колонки прочитать мой предыдущий пост, подоспела другая грустная новость: скончался ещё один известный художник, работавший в кино.

Мировая пресса наперебой сообщает: французский художник Жан Жиро (Jean Giraud), известный также под псевдонимом "Мёбиус", скончался в субботу, 10 марта после продолжительной болезни.

Сколько бы он ни нарисовал комиксов и обложек, наибольшую известность Жиро принесла работа в качестве художника-постановщика в фильме Джеймса Кэмерона Бездна, а также в картинах Чужой Ридли Скотта и Пятый элемент Люка Бессона. Я особенно люблю последний! Прекрасно, что именно он стал достойным отражением французской школы комикса в игровом кино.

Всё же, в творчестве Мёбиуса бОльшую часть занимают комиксы, анимация, а также иллюстрации к книгам Сэмюэля Дилэни, Филипа Дика, Роджера Желязны и множества французских фантастов.

Жиро получил известность после того, как в 1963 году опубликовал комикс о приключениях лейтенанта Черники (Lieutenant Blueberry) на Диком Западе. Позднее Жиро взял псевдоним Мёбиус и стал работать иллюстратором фантастических романов и журналов. Он также работал с японскими художниками и страшно известным американцем Стэном Ли, приложил руку к созданию таких персонажей комиксов, как Человек-паук, Железный человек и Халк.

Здесь своими воспоминаниями и размышлениями о Мёбиусе делится Нил Гейман. А здесь -- просто некролог, но с хорошими фотками.

К сожалению, подборки его концепт-арта в сети я не нашёл, но там есть много его комиксов, например, вот Баллата:


Статья написана 6 марта 2012 г. 04:37

Широкая публика редко запоминает имена художников-постановщиков. Это, скорее, удел специалистов и киноманов. (Алан Ли и Джон Хау, которых Джексон пригласил в этом качестве в ВК, уже были очень известными иллюстраторами Толкина, потому они являются исключением.)

Ральф МакКуорри (Ralph McQuarrie) был тем художником, кто визуализировал для нас мир "Звёздных войн". Прежде, чем Лукас взялся за съёмки, Ральф МакКуорри нарисовал персонажей, пейзажи, боевые сцены... А потом по его рисункам были построены декорации, пошиты костюмы, а гримёры и парикмахеры превратили актёров в персонажей, нарисованных художником.

Ральф МакКуорри прожил долгую и насыщенную жизнь. Ему посчастливилось работать с Джорджем Лукасом и Стивеном Спилбергом, для чьих фильмов он создал свои лучшие работы. З марта он покинул этот мир в возрасте 82 лет. Вечная ему память! И лучшим памятником ему будут фильмы, которые смотрит не одно поколение, и ещё посмотрят много новых поколений...

Предлагаю вам подборку его концепт-арта к фильмам, которые в представлениях не нуждаются.





  Подписка

Количество подписчиков: 154

⇑ Наверх