fantlab ru

Все отзывы посетителя LAS

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Иэн Макьюэн «Закон о детях»

LAS, 26 ноября 2016 г. 11:23

Чопорный британский роман на тему семейного права с подробным описанием бытовых деталей и неурядиц в личной жизни героини, судьи Высокого суда. На мой взгляд, история получилась мелковатой и сводится к двум вполне очевидным выводам: 1) правовая система Великобритании безусловно выдающаяся; 2) дети, которых воспитывают в среде религиозных сект, вырастают эмоционально ущербными. Писать Макьюэн, конечно, умеет, но этому роману очень не хватает сатирических ноток и сюжетной остроты. Понравилось описание дел из судебной практики, которые интересны сами по себе, но почти не влияют на основной сюжет. В остальном же роман получился слишком серьезным, предсказуемым и скучноватым, со статичными малоинтересными персонажами, тонкого психологического препарирования, которым славится Макьюэн, здесь почти нет. Средний роман, не из лучших у автора.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Кейтлин Р. Кирнан «The Dry Salvages»

LAS, 3 июня 2015 г. 20:38

Земля, XXIII век. В результате череды разрушительных войн и экологических катастроф на планете нарастает глобальный кризис. В то же время правительства уделяют все больше внимания космическим исследованиям.

В какой-то момент исследования, проводимые под эгидой Объединенного национального космического агентства, дают ошеломляющий результат. На Пиросе, одной из лун газового гиганта в созвездии Водолея, обнаружены неопровержимые свидетельства развитой внеземной жизни. После тщательного отбора претендентов, сформированы две исследовательские группы, которые друг за другом отправляются на Пирос…

Много лет спустя Одри Кэтер, палеонтолог из второй группы и последний оставшийся в живых участник экспедиции на Пирос, пытается сложить воедино осколки своих воспоминаний и рассказать о том, что же произошло на Пиросе и привело к гибели и безумию всех остальных членов экспедиции…

Мрачная насыщенная повесть, удачно сочетающая в себе черты космического хоррора и серьезной философской фантастики. Непознаваемость, чуждость космоса, его огромные давящие пространства... Нас там ничего не ждет, только одиночество, безумие и смерть.

Одна из лучших работ Кирнан.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Томас Пинчон «Радуга тяготения»

LAS, 1 ноября 2014 г. 16:00

«…и где же в этом анекдоте соль? да вот нету в нем соли».

Бессмысленно пытаться анализировать этот роман с точки зрения сюжета или идейной нагрузки, вопрос «о чем книга?» применительно к «Радуге» просто неуместен. Пинчона можно читать ради изощренного языка (здесь он неподражаем), остроумных вставных новелл (история башковитой лампочки особенно забавна), ярких неожиданных образов (их есть в количестве), скабрезных шуток (а этого еще больше) или ради лирических сцен, которые как ни странно тоже присутствуют. Но его точно не стоит читать, чтобы узнать, чем все закончится, или чтобы понять, кто, как, где, зачем и почему. Создается впечатление, что чуть ли не сама ткань текста противится расшифровке.

«Приключения» Ленитропа и многочисленных других персонажей подчиняются логике разве что рассудка, находящегося под длительным воздействием наркотических веществ. Собственно, после выхода романа одна из версий его толкования состояла в том, что все происходящее является галлюцинациями группы людей, подвергнутых эксперименту по испытанию психотропных препаратов. Вряд ли замысел был в этом, но, когда текст периодически сбивается на невнятное бормотание, такие версии неизбежны.

Сложный витиеватый язык, в жертву которому принесены сюжет, композиция и характеры; ассоциативные цепочки, психоделика, порнография, патологии, ускользающий смысл, очень большой объем… Временами создается впечатление, что над читателем просто издеваются. Вероятно, чтобы честно прочесть эту книгу от начала до конца нужно быть немножко мазохистом (кстати, садо-мазохизм не последняя тема романа).

И все же от книги не получается отмахнуться, пожать плечами и просто забыть. Да, чтение «Радуги» требует серьезных усилий, но техника письма, которую демонстрирует автор, настолько изощренная, что обладает самостоятельной ценностью. И параноидальная тематика романа созвучна стилистике автора. Мы живем в мире, который представляет из себя (не?)управляемый хаос, цивилизация – обман, Они плетут сети грандиозного заговора, а мы всего лишь марионетки в театре абсурда, вся наша жизнь – просто идиотский фарс.

Знакомые с оригиналом поругивали перевод, сетуя на то, что переводчики добавили неуместного тумана во вполне внятные стилистические конструкции автора, сделав и без того непростой текст Пинчона практически герметичным.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Брайан Эвенсон «Последние дни»

LAS, 13 декабря 2013 г. 00:56

Жизнь частного детектива Клайна дала трещину. В ходе последнего расследования ему зверски отрубили руку, и теперь впереди у него маячит тоскливая и мрачная жизнь инвалида. В какой-то момент его начинают донимать звонками неизвестные люди, обещающие дать ему шанс вернуться к жизни. Погруженный в депрессию, Клайн отказывается от их предложения, и тогда два странных незнакомца похищают его и привозят в охраняемый комплекс, где обитает религиозное братство, адепты которого подвергают себя череде ампутаций. Клайна привезли сюда не просто так, в секте произошло убийство, и именно Клайну предстоит найти виновного.

Очень любопытный роман, этакий нуар в стиле weird. Составлен из двух повестей, написанных в разное время, и не сказать, чтобы сочетание получилось бесшовным. Наиболее интересна первая повесть, «Братство увечья». Хотя детективная интрига в ней и не поражает воображение, Эвенсону здорово удалось это ощущение спуска вниз по кроличьей норе, где чем дальше, тем страньше и страньше. Открытый финал тоже хорош, даже жалко, что автор не удержался от продолжения. Вторая повесть динамична, увлекательна, но уж очень много автор в ней навертел, получилось избыточно, кроваво, излишне боевито и не слишком убедительно.

Оценивать роман как единое произведение сложно, уж очень неравнозначны его составляющие. Первая повесть значительно сильнее второй, очень оригинальна и безусловно заслуживает прочтения, но заканчивается она на полуслове, поэтому от чтения продолжения все равно мало кто удержится... В целом же роман оставляет ощущение коктейля из загадок, интриг, стрельбы и ампутированных конечностей.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Клайв Баркер «Hermione and the Moon»

LAS, 31 октября 2013 г. 23:11

Грустный рассказ о женщине, которая, став после смерти призраком, захотела в последний раз встретиться со своим сыном. Коротенькая и очень простая вещица, скорей зарисовка, чем полноценный рассказ, но есть в ней нотки мечтательности и искреннего сочувствия, которые оживляют эту вроде бы совершенно непритязательную историю. Не совсем характерное для Баркера произведение, но поклонникам автора думаю будет интересно.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Томас Тессье «Фантом»

LAS, 27 октября 2013 г. 23:32

Девятилетний Нед переезжает с родителями из Вашингтона в крохотный городок Линхэвен. На окраине городка находится некогда популярный, а теперь заброшенный санаторий минеральных вод. Исследуя руины санатория, Нед сталкивается с пугающими вещами, а после этой экспедиции все больше убеждается, что его преследует обитающий в развалинах злобный призрак.

Описание сюжета не дает представления об этом неординарном мистическом романе. Несмотря на простоту фабулы, воображение у Томаса Тессье работает отлично, и на протяжении практически всего повествования Тессье успешно удается избегать банальностей и типичных жанровых клише.

События в романе показаны с точки зрения нескольких персонажей: самого Неда, его родителей и двух немолодых рыбаков, с которыми подружился Нед. Все персонажи выписаны точно, выпукло и, читая некоторые главы, ловишь себя на мысли, что книгу было бы интересно читать даже если бы в ней вообще не было мистической составляющей.

Тем не менее, мистическая часть романа также крайне интересна. Для придания тексту плотности и убедительности Тессье сделал удачный ход. Никто из окружающих Неда людей не сталкивается с проявлениями сверхъестественного, даже самому мальчику иногда кажется, что у него просто разыгралось воображение. Более того, переживания Неда подчас удивительно схожи с симптомами детской шизофрении, и происходящее в романе может рассматриваться как проекция нездорового сознания.

И вместе с тем роман Тессье вовсе не просто психологический мейнстрим, это настоящий роман ужасов с тонко прочувствованной атмосферой страха и рядом виртуозно выписанных, просто завораживающих эпизодов (незабываемы блуждания Неда в заброшенном здании санатория). Разве что кульминационная сцена несколько провисает и смазывает общее впечатление. В остальном же написанный в начале 80-х роман по-прежнему выглядит свежим и оригинальным. Элегантная проза, рельефные характеры, неожиданные яркие образы… Просто классика жанра.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Рэмси Кэмпбелл «Усмешка тьмы»

LAS, 5 апреля 2013 г. 15:26

Очередной роман Кэмпбелла снова оставляет ощущение неуместности крупной формы; то, что отлично работает в рассказе, здесь теряет значительную часть своей выразительности. Текст безбожно затянут, сюжет топчется на месте, похожие ситуации повторяются снова и снова, а когда понимаешь, что вся эта история неудачливого кинокритика, медленно погружающегося в шизофренический кошмар, так и закончится ничем, становится совсем скучно…

И тем не менее, нельзя не признать, что Кэмпбеллу отлично удается описание «ужаса повседневности», изображение окружающей действительности будто бы через призму нарастающего безумия. Эффект в «Ухмылке тьмы» достигается не столько за счет того, что именно происходит, сколько благодаря слегка смещенному восприятию происходящего, когда вроде бы обычные повседневные неприятности воспринимаются как кошмар наяву. Даже самоповторы и затянутость служат здесь определенной цели, создавая в какой-то момент ощущение едва ли не кафкианского абсурда.

В итоге у Кэмпбелла в очередной раз получился крайне специфический продукт, роман жуткий, но очень утомительный, ни внятного сюжета, ни какого-либо развития характеров, только длинная вереница параноидальных кошмаров…

Оценка: 7
– [  7  ] +

Рэмси Кэмпбелл «Чёрным по белому»

LAS, 24 сентября 2012 г. 03:10

Что удалось автору в этом рассказе, так это атмосфера унылых, грязных улочек английского города, через которые пробирается главный герой в поисках специфической литературы. Безрадостное Рождество, снег, грязные стены, облезлые ели в окнах, мрак, тоска, запустение... А вот сцена встречи с демоном разочаровывает: многословно, банально и неубедительно. Недосказанность более поздних рассказов Кэмпбелла производит значительно более сильное впечатление, нежели подобная прямолинейность.

Оценка: 6
– [  19  ] +

Стивен Кинг «На выгодных условиях»

LAS, 1 апреля 2012 г. 23:36

«Справедливое продление» (такое название все же более точно отражает замысел автора, чем использованное в русском издании «На выгодных условиях») – рассказ о сделке с дьяволом. Неожиданный рассказ. Тем, кто читал «Нажмите кнопку» Матесона или «Нужные вещи» того же Кинга, развитие сюжета с самого начала должно казаться очевидным. Однако в финале ожидаемой морали не обнаруживается, из-за чего первым впечатлением от рассказа становится: отлично написано, но ни о чем. И только потом приходит понимание авторского замысла...

На самом деле «Справедливое продление» — тонкий социально-психологический этюд, мрачный и горький взгляд на самые нелицеприятные стороны человеческой природы. Кинг мастерски изобразил портрет обывателя, среднего человека, обычного, как принято говорить в аннотациях, нашего современника. Устроенность и благополучие собственного мирка – вот высшая справедливость. Собственный успех может приносить радость, но полное удовлетворение достигается только если этому успеху сопутствуют неудачи окружающих. Эгоизм, равнодушие, лицемерие – мелкие пороки, ставшие нормой современного общества. Банально? Возможно, но Кинг не опускается до прямолинейных нравоучений, он оставляет финал открытым и предлагает читателю заглянуть в себя и сделать собственные выводы.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Йен Уотсон «Глаз аятоллы»

LAS, 9 апреля 2011 г. 15:15

Посредственное ксенофобское произведение, которое выражает видимо традиционную для того времени позицию европейского интеллигента о том, что Хомейни — аццкий сатана, а у Рушди над головой висит нимб. Понятно, что у образованного человека одиозная фигура Хомейни большой симпатии вызывать не может, но гипертрофированное изображение этих двух личностей представляется довольно примитивным средством художественного выражения.

Правда проблема рассказа даже не в этом, а в том, что автор не хочет (или не может) разобраться в сути проблемы, его рассказ не более чем политический памфлет, анекдот на злобу дня. Банально, однобоко, поверхностно... В 90 году, когда история с «Сатанинскими стихами» была на слуху, рассказ действительно мог вызвать резонанс, но по прошествии времени его литературная беспомощность чувствуется только острее.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Рэй Брэдбери «Погожий день»

LAS, 11 марта 2011 г. 22:47

Сюжет о встрече поклонника с его кумиром почти архетипичен, его мог бы любопытно развить какой-нибудь талантливый циник (например, Роальд Даль). Встреча обернулась бы насмешками, а рассказ закончился бы неожиданным черноюморным финалом. Но в рассказах Брэдбери цинизму, разумеется, не место. Брэдбери не всегда удается выдержать нужный тон, иногда его рассказы выглядят наивными и даже слащавыми, но на этот раз обошлось без фальшивых нот. «Погожий день» красив, трогателен и искренен; произведение, написанное безнадежным романтиком.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Клайв Баркер «Восставший из ада»

LAS, 10 декабря 2010 г. 00:43

Достаточно несбалансированная повесть. Ее первая глава очень органично смотрелась бы в качестве самостоятельного рассказа в «Книгах Крови». Идейное наполнение произведения сконцентрировано именно на этих начальных двадцати страницах книги.

…Врата в иное измерение (ад? или рай?), которые открыл главный герой, оборачиваются «дверями восприятия», безграничным расширением сознания и обостренной чувствительностью. А заканчивается все адом боли, из которого нет выхода, который не простит и не отпустит, практически полным разрушением личности. Несложно провести аналогию с разноцветными таблетками, с помощью которых некоторые молодые и не очень люди надеются открыть новый мир, обрести свободу, стать кем-то другим…

Впрочем, на мой взгляд, несмотря на удачную метафору, положенную в основу сюжета, колоритный садо-мазо антураж и причудливые баркеровские фантасмагории, «Hellbound Heart» нельзя отнести к лучшим произведениям Баркера. За мощным началом следует достаточно прямолинейный сюжет, интересные характеры только намечены автором, но так и не получают впоследствии должного развития, вторая половина книги откровенно скомкана...

Тем не менее, тех, кому близки идеи и образы этого автора, данная повесть скорей всего тоже не оставит равнодушными.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Томас Пинчон «V.»

LAS, 27 ноября 2010 г. 17:20

Томас Пинчон — человек во всех отношениях уникальный. Блестящий стилист и виртуозный мистификатор, затворник, никогда не дававший ни одного интервью, не явившийся даже на вручение Национальной книжной премии (одной из наиболее престижных в американской литературе), а приславший на церемонию награждения под видом себя какого-то комика… Личность этого писателя вызывает не меньше интереса, чем написанные им монументальные романы.

«V.» — дебютный роман Пинчона. Роман, опубликованный, когда его автору было всего 25 лет. Романные дебюты, написанные в таком возрасте, зачастую представляют собой жалкое зрелище. Исключения, конечно, имеются, но мне сложно сходу вспомнить автора, чей юношеский дебют не просто вызвал бурю восторгов у критиков, но поставил автора в ряды крупнейших писателей своего времени.

В изломанном пространстве прозы Пинчона нет ничего однозначного, все зыбко, таинственно и неопределенно.

В лабиринтах канализации Нью-Йорка обитают аллигаторы, а муниципальная служба занимается их планомерным отстрелом… Сумасшедший священник спускается в канализацию, чтобы обратить обитающих там крыс в католицизм… В осажденной усадьбе немецкого плантатора в Юго-Западной Африке в атмосфере сюрреалистического декаданса разлагается миниатюрная модель европейского общества…

…И над всем витает призрак загадочной V. Она и английская туристка, она и канализационная крыса, и загадочная полумифическая страна, и Венера с картины Боттичелли, и целая череда других образов и сущностей… Из Америки 50-х ее следы ведут в Каир и Флоренцию конца 19в., в Антарктику, в Париж накануне Первой мировой, в Африку 20-х и на Мальту времен Второй мировой.

Смелые стилистические эксперименты делают роман похожим на приключение, никогда не знаешь, что скрывается на следующей странице: мозаичная любовно-шпионская история, напоминающая причудливый коллаж, составленный из кусочков жизней сочно выписанных персонажей-статистов; псевдодетективная история о похищении знаменитой картины; философская изысканно-утонченная медитация на тему одиночества, любви и зеркал…

Пинчон жонглирует стилями, его проза то грубовата, то мучительно поэтична. Галлюциногенные видения сменяются то лиричными сценами, то грубоватыми байками, то откровенным фарсом.

В статьях и аннотациях об этой книге часто пишут, что роман посвящен исследованию смысла истории. Но не стоит искать в этой книге исследования в привычном понимании этого слова. Конечно, магистральное направление авторской мысли проследить можно: история движется кругами, а люди неспособны извлекать уроки из ошибок прошлого; и если в мире что-то и меняется, то не в лучшую сторону. Точно нет. Однако, будучи писателем принципиально чуждым любой прямолинейности, Пинчон намеренно отказывается от каких-либо авторских рассуждений на темы, которые обыгрывает. По большей части роман читается как череда виртуозно выписанных, но слабо связанных друг с другом сцен. В результате книга получилась в высшей степени загадочной и многозначительной, а о заложенных в романе идеях читателю остается только гадать. Тем не менее, изощренная стилистически совершенная проза Пинчона делает эту изысканную головоломку настоящим сокровищем для ценителей интеллектуальной литературы.

Есть, правда, в этой очевидно сильной книге и «ложка дегтя» (во всяком случае, для меня). Несмотря на утверждение переводчиков в предисловии о том, что в романе нет ни одного лишнего предложения, мне вторая половина романа показалась несколько затянутой. Концентрация текста падает, отдельные главы по сравнению с другими выглядят откровенно жидковато. Это все же слегка смазывает впечатление от романа. Однако, оглядываясь на общий уровень текста, на некоторые шероховатости можно и закрыть глаза.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Майкл Маршалл Смит «Позже»

LAS, 18 июля 2010 г. 13:32

Простоватый, предсказуемый, но при этом красивый и хорошо написанный рассказ. Историй о любви и потере написано множество и Смит, разумеется, ничего нового на эту тему не говорит. Из-за этого, читая его рассказ, постоянно ловишь себя на мысли, что все это уже было-было-было. Но все же этого автора не зря считают талантливым рассказчиком, стиль и нотка меланхолии в его исполнении делают даже такую проходную историю приятным чтением.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Айра Левин «Степфордские жёны»

LAS, 23 ноября 2009 г. 22:28

В Соединенных Штатах в эпоху набирающего обороты движения феминисток роман Айры Левина пришелся как нельзя более ко двору, так как очень точно отражал назревшие к тому времени проблемы в отношениях полов. Действительно, «Степфордские жены» это остросоциальная сатира, пытающаяся маскироваться под триллер, ехидная шпилька в адрес особо консервативно настроенных мужчин и их реакции на «женское движение» конца 60-х.

К сожалению (или к счастью, зависит от точки зрения), сегодня эта книга выглядит скорей достоянием эпохи, нежели актуальным отражением нынешних проблем общества. С колокольни читателя начала XXI века социальные метафоры Левина кажутся простоватыми и излишне прямолинейными, а триллера и вовсе не получается: сюжет просчитывается на несколько ходов вперед, о каком-либо саспенсе и речи нет... Но это сейчас, а во времена своего выхода, когда о Кинге (который, к слову, немало почерпнул у своего коллеги в плане построения сюжета) никто еще и слыхом не слыхивал, эта вещь похоже была способна держать читателей в напряжении.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Томас Лиготти «Медуза»

LAS, 5 сентября 2009 г. 19:58

«What a surprise!

A look of terminal shock in your eyes.

Now things are really what they seem.

No, this is not a bad dream»

Вырванные из социального контекста известной песни Pink Floyd эти слова как нельзя более точно передают один из главных мотивов творчества Томаса Лиготти и основную, на мой взгляд, тему рассказа «Медуза». Лиготти пишет о причудливых философских теориях и визионерских откровениях, которые приоткрывают завесу над некими злыми и чуждыми человеку силами, которые скрываются за привычными вещами, или даже над истинной природой реальности, которая сама по себе глубоко враждебна человеку и попросту опасна для его разума.

Лавкрафт в свое время описывал силы настолько недоступные человеческому восприятию, что один их вид мог бы свести человека с ума. Но для Лавкрафта эти силы всегда были неким внешним злом, олицетворением безжалостных к человеку сил природы или космического холода. У Лиготти ужас исходит из привычных, обыденных вещей, в том числе и из самого человека, и это всегда вопрос личного восприятия, а не внешнего воздействия.

Метафизическая одиссея героя «Медузы» философа Люциана Дреглера в поисках истинной природы повседневности приходит к финалу, который оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Разобраться в происшедшем в финале «Медузы» (точнее в значении происшедшего) не намного легче, чем в хитросплетениях «Внутренней империи» Линча. Что представляет из себя тот образ реальности, который доступен человеческому восприятию? Иллюзию? Кривое отражение? Какова реальность на самом деле? и стоит ли вообще человеку об этом знать? И может ли человек в принципе увидеть и осознать эту истинную реальность или за собственные рамки не выйти, и Медуза пресечет все попытки это сделать?.. Но, как известно, правильно поставленный вопрос уже своего рода ответ...

P.S. Обратил внимание, что из прочитанных мной рассказов этого автора, можно сделать определенный вывод. Поздние рассказы («Эта тень, эта тьма» и «Чистота») просто жутко не понравились, скучно, нудно, довольно неприятно и совсем неоригинально, а вот ранние вещи, написанные в 80-х и первой половине 90-х, произвели сильное впечатление (лаконично, поэтично, оригинально и действительно страшно).

Оценка: 10
– [  12  ] +

Роберт Эйкман «Мёртвые идут!»

LAS, 1 июня 2009 г. 23:00

Супружеская пара, мужчина средних лет и его молодая жена, приезжает провести медовый месяц в глухой провинциальный городок у побережья моря. Городок оказывается не столь тихим и спокойным как они рассчитывали. Начать с того, что в нем, похоже, все церквушки не прекращая бьют в колокола... Выйдя на пляж, им так и не удается отыскать море... Да и неадекватное поведение хозяев гостиницы тоже не добавляет комфорта...

Этот рассказ, пожалуй, единственная действительно стОящая вещь в составленном Роальдом Далем сборнике «Рассказы о привидениях». Конечно, сегодня при его чтении может возникать чувство дежа вю. Причем ассоциации здесь могут быть самые разнообразные: Матесон, Кэмпбэлл, Кинг... Собственно, ничего странного в этом нет, на Западе Эйкман давно (хотя и в довольно узких кругах) считается признанным мастером «литературного хоррора», чье влияние признает абсолютное большинство ведущих создателей рассказов о сверхъестественном. Даже по этому небольшому рассказу отчетливо видно влияние Эйкмана на жанр. Неторопливый тон повествования, умелое нагнетание атмосферы, немного сюра, вводимого как бы исподволь (как в некоторых рассказах Р. Кэмпбэлла, хотя и в меньших количествах), и неординарный небанальный финал, оставляющий место для догадок и собственных выводов.

Не то чтобы этот рассказ можно было назвать шедевром, но все же это крайне любопытный образец прозы очень интересного, но, к сожалению, совершенно неизвестного у нас писателя.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Грэм Джойс «Правда жизни»

LAS, 23 февраля 2009 г. 21:34

Грэм Джойс в этой книге пишет об очень простых, даже банальных вещах. Провозглашает традиционные семейные ценности, утверждает, что в преодолении неприятностей и трудностей, которые связаны с человеческими взаимоотношениями, содержится главное, что есть в жизни. Не могу сказать, что мне близок такой взгляд на мир, но на страницах этой книги столько теплоты и мягкой иронии, что над рассуждениями автора совершенно не хочется иронизировать. От чтения «Правды жизни» остается ощущение тепла, покоя и душевного равновесия.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Элисон Смит «Специалист»

LAS, 22 февраля 2009 г. 03:56

Нудновато и претенциозно. Ничего непонятного в рассказе не заметил. На мой взгляд, метафора, положенная в основу сюжета, довольно прозрачна: пустота внутри тела героини олицетворяет одиночество и пустоту в ее душе. Стилистически рассказ написан неплохо, но мне эта вещица с сомнительной «философией» совершенно не понравилась.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Джонатан Кэрролл «По ту сторону безмолвия»

LAS, 4 февраля 2009 г. 16:52

Взять обычный триллер Дина Кунца, добавить туда порцию многозначительности и убрать хэппи-энд — вот рецепт романа «По ту сторону безмолвия». Картонные персонажи, надуманный сюжет, безыскусный стиль. Зато претенциозности этой книги хватило бы еще на несколько таких же.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Клайв Баркер «Явление тайны»

LAS, 7 января 2009 г. 00:29

Среди поклонников Баркера этот роман обычно котируется довольно высоко и считается одной из лучших его вещей в жанре «темной фэнтези». Поэтому я давно ждал нормального издания этой книги и много от нее ожидал.

К сожалению, «Явление тайны» оказалась одной из самых неровных и неоднозначных книг, которые мне доводилось читать, хотя у нее есть несоменнные достоинства и начало настраивало на более чем оптимистичный лад. С одной стороны в книге присутствуют очень впечатляющие идеи и полет фантазии, с другой — жуткий картон в отношении всех персонажей и масса необязательных, а потому утомляющих сюжетных ответвлений. В итоге одни страницы хочется неоднократно перечитывать, другие — пролистать.

Отправная идея о том, что через мечты и сны (точнее через их постижение) человек может стать чем-то иным, чем он есть, безусловно интересна (во всяком случае для тех, кого вообще интересуют подобные вопросы). Собственно, мотивы трансформации человеческого сознания проходят через все творчество Баркера. Но, если к примеру в «Имаджике» теология и философия соседствовали со стилистическим мастерством и интереснейшими тщательно проработанными характерами, то в случае с «Явлением тайны» Баркера похоже настолько захватила сама идея Субстанции и Искусства, что все остальные составляющие отошли на второй, если не на третий, план. В итоге изначальная идея так и не получила внятного развития, а литературную составляющую Баркер здесь оставил практически без внимания.

Так что я совершенно не согласен с теми, кто ставит эту вещь на одну доску с «Имаджикой» и «Сотканным миром». Тем кто хочет познакомиться с «темной фэнтези» Клайва Баркера лучше обратиться к этим двум вещам и обойти «Явление тайны» стороной.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Антология «Лучшее за год 2007. Мистика, фэнтези, магический реализм»

LAS, 6 января 2009 г. 19:17

К сожалению, этот том Лучшего за год откровенно разочаровывает. Если в 16 выпуске соотношение удачных вещей с проходными и слабыми было примерно 50/50, в 17 томе — около 2/3 сборника я бы отнес в плюс, то здесь действительно достойные вещи можно буквально пересчитать по пальцам одной руки.

Единственный по настоящему зацепивший рассказ — «Пневматическое ружье мистера Эйкмана» Страуба. Вот это блеск, напомнило по ощущению сюра фильмы Дэвида Линча.

Кроме него с удовольствием прочитал «Стену чудес» Элизабет Хэнд, «Сову» Уильямса и «Колдовской узел» М. Фаци. Ну и пара миниатюрок из «Сказок города швов» хороши.

На четверку пожалуй потянет «Мера пресечения» Галлахера. «Вечер в «Тропиках» Форда хорошо написан, но банальный финал смазывает впечатление от расказа.

«Смутная тень зимы» испорчена глупым и навязчивым морализаторством. Потенциально интересная тема в рассказе Дункана «Зора и зомби» реализована невнятно и неубедительно. Ироничное, с отсылками к классике зомби-фильмов, повествование в вещице Дж. Фэрриса получает продолжение, которое вызывает только недоумение. «Реванш ситцевой кошки» неровен и затянут. «Небесная дева» Танит Ли красиво написана, но чего-то ей не хватает; не цепляет рассказ, забывается через 10 минут после прочтения. «Специалист» Э. Смит — приличная проза, которая вряд ли понравится кому-то, кроме особо продвинутых критиков.

Убогие ужастики Литтла и Доулинга навевают тоску. И полный финиш — «Дети воды» Брауна. Прямолинейная, простая как пять копек, с жалкими потугами на некую «психологичность» и «драматичность» ерунда. Дин Кунц в своем самом худшем проявлении. Вот уж чего я не ожидал увидеть в антологиях этой серии так это подобный низкопробный отстой, в предыдущих антологиях составители до такого не опускались.

Об остальных рассказах и сказать особо нечего, до того они тусклы и невзрачны.

Короче, я разочарован, Лушее за год-18 на порядок слабее предыдущих томов этой серии.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Стивен Р. Дональдсон «Проклятие лорда Фаула»

LAS, 6 января 2009 г. 18:28

Книг с подобными сюжетами я обычно не читаю, но этот цикл в «Пляске смерти» горячо рекомендовал Стивен Кинг, поэтому решил попробовать. О потраченном времени не пожалел, но впечатление сложилось неоднозначное.

Достоинства:

1. Очень интересный одиозный главный герой.

2. Приличный стиль.

Недостатки:

1. Невыразительность мира, который описывает автор, и высокопарность второстепенных персонажей (видимо это часть авторского замысла, но все равно раздражало).

2. Чрезмерная многословность. Сократить бы роман страниц на 200, он бы от этого только выиграл.

Итог: неплохое и достаточно небанальное фэнтэзи. В своем жанре — событие, но на шедевр, на мой взгляд, не тянет, и продолжения я читать уже не буду.

Оценка: 7
⇑ Наверх