Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 апреля 2022 г. 19:37

Мудрый визирь (Акылман вазир)

Безымянная киргизская сказка

Звери, которые залегают в спячку, прикусив волшебную траву (Мээр чөп тиштеп жаткан жаныбарлар)

Достаток (Дөөлөт)

Рыбак — толкователь снов (Түш жоругуч балыкчы)

Якмас Аким

Добро добром не воздается (Жакшылык жакшылык менен кайтпайт)

Простофиля Акай (Маңыроо Акай)

Мендирман

Бай Чыгай, который и подливки не даст попробовать (Чык татырбас Чыгай бай)

Не ругай ветер (Шамалды сөкпө)

Корона удода (Сасык үпүптүн таажысы)

Не принимаемый землей (Жер албагыр)

Снег (Кар)

Почему вода в озере соленая (Эмнеге көлдүн суусу туздуу)

Чистосердечный Актан (Ак дил Актан)

Улукман

Золотая рыба (Алтын балык)

Золотая рыба (Алтын балык) — второй вариант

Богатырь Карач (Карач баатыр)

Сокурбай

Спор (Мелдеш)

Акыл-аке

Даат

Поручение (Аманат)

Рассказ о волшебном источнике (Сырдуу булак баяны)

Лиса, тигр, медведь, волк (Түлкү, жолборс, аюу, карышкыр)

Мальчик-Правитель (Бала падыша)

Три девушки (Үч кыз)

Мастер Дооту и сокол-балобан (Дөөтү уста менен ителги)

Джамшит (Жамшит)

Три соседа, или Голова-Пузырь, Горло-С-Волосинку и Ляжки-Травинки (Үч келдир, же Каканак Баш, Кыл Кекиртек жана Куурай Сан)

Талкамыш

Рассказ о змее и девушке (Жылан менен кыздын аңгемеси)

Подарок волшебницы трудолюбивой девушке (Эмгекчил кызга сыйкырчы аялдын белеги)

Вздорная жена (Бейжай аял)

Плохая жена (Жаман катын)

Счастье бедняка (Кедей бактысы)

Золотая птица и жадный старик (Алтын куш, ач көз чал)

Ханская дочь (Кандын кызы)

Ханская дочь (Кандын кызы) — второй вариант

Дехканин и кабан (Дыйкан менен доңуз)

Как лиса была свахой (Түлкүнүн жуучу болушу)

Достук (Дружба)

Үч жетим (Три сироты)

Зловещая мельница

Мүрөк суусу (Живая вода)

Чилде

Карышкыр жеген адам (Человек, съеденный волком)

Кандын суроосу (Ханские вопросы)

Кубулма ажыдаар (Дракон-оборотень)

Балкыя

Алтын шакек (Золотое кольцо)

Шаймаран

Этирмат дөө (Дэв Этирмат)

Сулуу издеген жигиттер (Джигиты в поисках красавицы)

Чарабзал

Три жадных путника

Дочь Домо


Статья написана 30 декабря 2021 г. 20:02
Нашел киргизскую сказку на мотив K100E «Опасные сказки»
Источник —
«Эл адабияты» сериясы. 34-том: Чүй облас­тынан чогултулган фольклордук материалдар / Түз. М. Мукасов. – Б.: «Турар», 2018. – 684 б.
(Серия «Народная литература». Том 34. Фольклорные материалы, собранные в Чуйской области / Сост. М. Мукасов. — Бишкек: изд. «Турар», 2018. — 684 с.)
стр. 579-582
Рассказчик — Рыскулбеков Бейшембай, 1905-года рождения, село Кызыл-Дыйкан, Калининский район, Чуйская область, Киргизская Республика.

Мудрый визирь


Давным-давно был один хан. Слава о этом хане далеко разошлась среди людей, слова его имели сильный вес и влияние. Считал этот хан себя мудрецом. Но, как говорится — "Если жена хорошая, то и муж будет хорошим, если визирь хороший, то и хан будет хорошим", и хан достиг своего положения благодаря мудрости своего визиря.
Но хан этого не понимал. В один из дней хан с визирем отправились на охоту. С охоты они повернули назад поздно, не успели добраться до своего села. Решили хан и визирь переночевать в первом же доме, который им попадется на пути. Ехали они и увидели в одной ложбине одну белую и одну черную юрты. Из юрт выбежали с лаем две собаки. А визирь, оказывается, понимал язык и животных, и растений. Собака из белой юрты пролаяла:
— Хан и визирь сегодня переночуют у нас. Хозяин мой зарежет овцу, наемся я крови и кишок, сомлев от сытости, просплю до рассвета!
А собака из черной юрты пролаяла:
— Хан и визирь переночуют в нашей юрте. Хозяин мой зарежет единственную белую ярку, наемся я крови и кишок, буду сторожить коней хана и визиря до самого утра. А ты заснешь, украдут тогда воры коней хана и визиря.
Когда хан и визирь приблизились к белой и черной юртам, хан поехал к белой юрте. Но визирь перехватил его повод и повернул коней к черной юрте. Разозлился хан, решил, ладно, поговорим, когда вернемся домой. Спешились хан и визирь у черной юрты, а бедняк, хозяин юрты, засуетился, захлопотал, чтобы угостить их чаем. Вывел он ягненка своей единственной овцы. Заблеяла овца-мать:
— Вот беда! Родила я одиннадцать ягнят, ни один не дал потомства, хоть бы этого оставили. Говорят же, что начало приплоду в тысячу голов дает одна белая ярка. Лучше пусть меня зарежут.
Понял визирь, что проблеяла овца, усмехнулся в усы и обратился к бедняку, который ждал благословения:
— Не надо резать этого ягненка. Зарежь для нас ту овцу, что блеяла снаружи.
Согласился хозяин, отпустил ягненка, зарезал его мать.
Еще пуще разозлился хан. "Что это он себе позволяет!" — думает он, — "Что ж, поговорим с ним, когда вернемся домой, переполнилось мое терпение. Как он мог! Велел зарезать старую овцу, а не ягненка?"
Затаил хан злобу в душе.
Стали гости и хозяин беседовать о том, о сем. Наевшись мяса, принялись они рассказывать друг другу сказки. Хозяин дома рассказал немало интересных сказок. И визирь не отстает, рассказывает смешные сказки. Смягчился поневоле хан, захотелось ему рассказать три сказки, которые он знал. Но потом передумал, решил, что не пристало рассказывать свои сказки в этой плохой черной юрте.
Стали тогда три ханские сказки советоваться друг с другом. Первая сказка говорит:
— Обидел меня хан, следовало ему рассказать меня в этом доме. Ну, завтра я ему покажу! Обернусь каракуртом, заползу в носок его сапога, ужалю его насмерть.
Тогда вторая сказка говорит:
— Если сумеет он уцелеть после тебя, в дороге, когда хана замучает жажда, обернусь я ядовитым родником на его пути. Сделает хан один глоток и тут же умрет.
А третья сказка говорит:
— Если уцелеет хан после вас, когда он заснет, спущусь я драконом с жердей юрты. Тут он точно погибнет.
Понял визирь, о чем договорились сказки. Утром, когда хан собрался надеть свои сапоги, отрубил визирь носок ханского сапога и дал ему взамен свой. Совсем разъярился хан, решил, как вернутся, вздернуть его на виселице.
Выпили они утренний чай, сели на коней и поехали. Всю дорогу они ни словом не перемолвились. Нахмурил хан брови, не терпится ему добраться домой и дать волю своей злости.
А день был жаркий, и хана, и визиря замучила жажда. Ехали они и вдруг появился перед ними родник. Не успел хан спешиться, заехал визирь на коне прямо в родник, взбаламутил воду, а конь его еще и помочился в нее. Пришел хан в бешенство и в таком состоянии приехал домой. А солнце уже зашло, решил хан, что завтра же утром повесит визиря и лег спать.
Решил визирь всю ночь сторожить белую парадную юрту, в которой спали хан с женой. С мечом в руке, не смыкая глаз, встал визирь на страже у дверей. Как перевалило за полночь, дракон стал сползать с жердей юрты. А визирь был начеку, отрубил дракону голову. При этом одна капля крови дракона попала на грудь ханше, разметавшейся по постели. Испугался визирь, вспомнив рассказы о том, что кровь дракона ядовита, припал губами к груди ханши и убрал драконью кровь. Ровно в это мгновение проснулся хан и увидел это.
"Совсем взбеленился визирь!", — решил хан, — "Что он вчера творил, а теперь еще и на мою жену покусился прямо при мне".
Закричал он:
— Эй, джигиты, хватайте его!
Связали ханские джигиты визиря. Решил хан, утром собрать народ и прилюдно вздернуть визиря на виселице.
Утром собрались люди, и почтенные старики, любившие визиря, обратились к хану:
— Ваше величество, хан, в чем преступление визиря?
Ответил хан:
— Чего только он не натворил. Отрубил он носок моего сапога, испоганил воду, которую я собирался выпить. А в конце залез в постель к моей жене. Что может быть хуже этого?
Спросили старики у визиря, правда ли то, что сказал хан?
Ответил визирь:
— Все, что сказал хан — правда. Но выслушайте, как все было.
Рассказал визирь обо всем: как они с ханом поехали на охоту, как заблудились, как приехали к белой и черной юртам. Рассказал о том, как переговаривались собаки из этих юрт, рассказал, почему он не дал зарезать ягненка, рассказал о беседе трех ханских сказок, как договорились они убить хана, рассказал про каракурта в носке ханского сапога, про ядовитый родник на дороге, показал им зарубленного в юрте дракона. Рассказал, как на грудь жены хана попала капля драконьей крови. Понял хан, что прав был визирь, стало ему стыдно. "Не пристало мне, оказывается, быть ханом", — решил он и отдал престол визирю. Вот так вот визирь благодаря своей мудрости стал ханом.

Статья написана 29 декабря 2021 г. 08:01

Перевел киргизскую сказку на мотивы

L96B. Демона сталкивают в котел.

L94. Обещанный демону

K93b2. Зачатие от съеденного плода

K75. Младшая дочь согласна

K75A. Бросить яблоко в претендента, H316

и возможно

K75B. Три дыни от трех дочерей (в тексте сказки три плова от трех дочерей)

Источник:

«Эл адабияты» сериясы. 39-том: Нарын облас­тынан чогултулган фольклордук материалдар / Түз. Н. Нарынбаева. – Б: «Турар», 2018. – 552 б.

(Серия «Народная литература». Том 39. Фольклорные материалы, собранные в Нарынской облас­ти / Сост. Н. Нарынбаева. – Бишкек: изд. «Турар», 2018. – 552 с.)

стр. 58-60

Безымянная сказка, озаглавлена в рукописи "жөө жомок", это частое обозначение жанра сказки, буквально "пешая (т.е. прозаическая) сказка".

Инв. № 527/306. Этнографические материалы, собранные в Тянь-Шанской области в 1946 году. Рассказал Муктарбек Өмүров, 1911-г рожд., подрод Каба, род Саяк, Правое крыло, Тянь-Шанская область, Тогуз-Торосский район, Көк-Иримский сельсовет, колхоз Арал. Записал: А. Өмүрзаков 16.08.1946.




В древние времена у одного старого хана были три жены, а детей не было. Хан печалился, что у него нет детей, пришла колдунья, спросила, отчего он печалится. Хан разгневался на колдунью, а она все просит, чтобы рассказал он о своей печали. Хан ответил, чтобы она занималась своим ведовством, какое ей дело до его печали. Колдунья не отставала, хан ей признался, что нет у него детей, оттого и печалится. Пообещала колдунья, что у хана будут дети, только при условии, что она заберет их через семь лет. Согласился хан на такое условие. Привели к колдунье жен хана, надкусила она три яблока и дала каждой жене по яблоку. Вскоре жены забеременели.

Когда детям исполнилось семь лет, появилась колдунья, спрятал хан своих детей, колдунье отдал детей бедняков. Колдунья потребовала у хана его детей, делать нечего, пришлось ему отдать ей своего сына. Во второй день отдал он второго сына. На третий день забрала колдунья младшего сына хана. Разговорился мальчик с колдуньей, пошел вслед за ней. Отправила колдунья мальчика за дровами, чтобы изжарить его. Пошел мальчик, видит лежит череп, пнул он его, раздался голос из черепа: "И я был таким же человеком как ты, и ты тоже станешь таким же черепом, как и я". Поднял мальчик череп, принес его одному аксакалу, рассказал ему, что из черепа доносится голос.

Сказал аксакал:

— Это череп одного из тех людей, которых съела старая колдунья. Когда колдунья решит и тебя зажарить и съесть, потребует прочитать заклинание "чилтен". Скажи ей, пусть она сама его прочитает, а когда она будет читать, столкни ее в котел. Забери потом ключи, которые висят у нее на поясе.

Сделал мальчик все, как сказал старик, убил колдунью и завладел ее ключами. Открыл он ключами семь кладовых, освободил множество людей, которые там были заперты, а всякое добро, которое было в кладовых, поделил между ними.

Выбрал он себе и оседлал прекрасного коня-тулпара. Не захотел он поехать к своему отцу, так как решил, что отец отправил его на смерть, поехал к своему нареченному тестю "бел куда" (1).

Ехал он, ехал, спросил у встречного аксакала, тот объяснил ему, что до его нареченного тестя, хана Дарбаза, еще сорок дней пути.

Через три дня повстречался он с дэвом. У дэва в ноге была заноза — выросшее дерево чинары. Попросил дэв излечить его, а также выпросил и съел коня мальчика. Срезал мальчик дерево дэва, вылечил ему ногу. Стал дэв ругать своих товарищей, мол, не смогли вы, как этот мальчик, проявить находчивость. Дал дэв мальчику коня и большое блюдо золота. А еще вырвал он у себя прядь волос и отдал мальчику, стали они друзьями.

Доехал мальчик до города хана. Отдал он одному бедолаге коня, взял взамен козу, зарезал ее, снял с нее шкуру и натянул ее себе на голову. Превратившись в плешивца, отправился он к ханскому двору и улегся там. Увидел его стражник и пригнал к хану. Решил хан, пусть и этот бедолага прокормится, поручил ему пасти коров. Как-то три дочери хана купались в арыке и случайно увидели, что чуб у мальчик золотой. Поняла младшая дочь, что мальчик ханский сын, прибежала к нему, заговорила, но сестры увели ее.

В один день хан велел дочерям каждой приготовить плов. Попробовал хан, у двух старших плов оказался пресным, только у младшей он получился вкусным. Спросил хан у визиря, как так получилось. Объяснил хан, что старшие дочери хана перестарки, а младшая как раз в поре расцвета. Собрал хан свой народ, дал трем своим дочерям по яблоку и велел бросить яблоко в того, кого они выберут. Старшие бросили свои яблоки в двух байских сыновей, выдал хан дочерей за них замуж. Вот уже все люди прошли, а младшая дочь никого не выбрала, остались только сторож и плешивый коровий пастух. Как стали они проходить, бросила младшая ханская дочь яблоко в плешивца. Разгневались тут все люди во главе с ханом, но делать нечего, согласно уговору, отвели девушку и плешивца в отдельную юрту.

В один день напали на хана неисчислимые полчища врагов. Понял хан, что пришел ему конец, отправил двух старших зятьев на войну, оба они погибли вместе с восемью тысячами воинов.

Подпалил плешивый зять прядь волос, которую ему дал дэв. Явился дэв, вместе с мальчиком перебили они всех врагов, а потом мальчик уже в богатой ханской одежде отправился к хану. Понял его тесть, что он и есть тот ханский сын, за которого он когда-то просватал свою младшую дочь, и, благодарный за победу над врагом, сошел с престола, уступив его мальчику. Вот так вот мальчик стал ханом и зажил в свое удовольствие.




1) бел куда — так называли отцов, которые заранее посватали своих детей друг за друга еще в детском возрасте. Дети считались женихом и невестой до поры, когда они достигнув совершеннолетия, смогут заключить настоящий брак.


Статья написана 25 декабря 2021 г. 14:37

Оказывается, я не заметил, что гравюра из предыдущего поста была парной. Исправляюсь, вот полюбуйтесь, это зверь Бигорн. А знаете, почему он такой толстый (и вообще, судя по очереди к нему на съедение, недостатка в еде не испытывает)? Потому что питается он исключительно покорными и доверчивыми мужьями.


Статья написана 25 декабря 2021 г. 08:32

Зверь Шарминкель со старинной голландской аллегорической гравюры. А знаете почему он такой тощий? Потому что питается Шарминкель исключительно добродетельными и благочестивыми женщинами.





  Подписка

Количество подписчиков: 109

⇑ Наверх