Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Сноу» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 марта 2019 г. 17:24

Роман Кабира "Скелеты" я ругал, ругал обильно и, как мне кажется, за дело. Видный и увлекательный, тот вместе с тем раздражал своей сыростью, вторичностью, какой-то общей незрелостью что ли... Вдобавок ко всему, роман мною весьма ожидался и, видимо, эффект завышенных ожиданий наложился на общее, не самое благостное восприятие.

Так или иначе, промежуточный вывод был сделан: как рассказчик Кабир всяко сильнее. А авторский сборник "Призраки" меня в этом только убедил. Причем с обоих полюсов вопроса (проблемы?), т.к. в сборнике есть повесть и она, на мой вкус, весьма демонстративно контрастирует с рассказами. Впрочем, обо всем по порядку.

Сборник толстенный, 576 страниц, внутри 24 рассказа + повесть "Морок". Надо сказать, что значительная часть тутошней короткой прозы ранее уже публиковалась в различных ССК-сборниках, в Даркере и пр., но это как раз тот случай, когда их не лишне будет перечитать, потом еще разок, и еще... Черви, Черная Церковь, Африкан, Слухи, Грех, — особенно Грех!, — высочайший же пилотаж.

Ревертериански-букинистический макабр, нуарный ретро-триллер, геймановская светло-грустная новелла с кошками, пальповый плащ и кинжал, лиричный кайдан, плохие места, плохие люди, плохие боги, черные сердца и черная же бездна сознания, оборотни, безымянные культы, море, пещеры, обшарпанные больнички, кладбища, болота, — всего и не перечислишь. Полноценный хроматоскоп ужаса, собрание самого разномастного хоррора, на любой, что называется, вкус.

Все емко, очень образно, легко — в том смысле, что перо у Кабира легкое, — не путать с легковесным!, — впитываешь все оттенки, детали, как губка. Причем антураж, стилизация, декорации порой настолько хороши, что их порой не портит даже внезапно слабый финал самой истории, в этих прекрасных стенах обитающей.

По итогу "Призраки" получают от меня лавры одной из лучших жанровых книг с российской пропиской ever. Девять из десяти.

Другое дело замыкающая книгу повесть. Стилистически, композиционно и даже сюжетно она похожа на "Скелеты", даже болячки те же. По ее прочтении сложилось (и закрепилось) впечатление, что если в короткой и емкой форме рассказа Кабир, как рыба в воде, то стоит ему замахнуться на нечто большее, как автор теряется в ненужных деталях, самоповторениях, беспомощном финале. Так бывает.

Вообще без "Морока" сборник смотрелся бы просто до неприличия мощным, так что будем считать, что эта неудача в нем исключительно баланса ради. :-)))

9/10


Статья написана 20 февраля 2019 г. 13:39

Мертвое озеро by Рейчел Кейн. Ну порожняк же. Это даже не чикнойр, а околоромантический полуостросюжетный дамский роман. В котором маньяки лишь для антуражу (весьма лубочному) и ради унылого движителя сюжета. Вот замени их на мужа, что распускает кулаки, и ничегошеньки не изменится. Вдобавок ко всему, все это цикл, а значит достоверность и сопереживательность чтиву где-то в районе нуля. Если коротко, то речь в романе идет о женщине, экс-жене серийного убийцы (я ничего на знала, ойвей), которая пытается начать новую жизнь, но ни муженек, ни общество, ей такой возможности не оставляют. Впрочем, лайвлибу, кажется, зашло. Ба дум тсс. :-)))

Культ by Константин Образцов. Уже лучше, но слабая композиция, слабая же мотивация героев и общая сумбурность здесь по-прежнему во главе угла.

1793. История одного убийства by Никлас Натт-о-Даг. В девичестве "Волк и Хранитель". Весь роман скандинавская брутальность отчаянно боролась с мексиканским мелодраматизмом, но так и не шмогла. В целом, потенциал и некоторые отрезки романа ну очень хороши, однако, по итогу все похерено. Обычное дело. Средне.

Кто не спрятался by Яна Вагнер. После дилогии о Вонгозере как-то совсем не пошло. Написано блестяще, спору нет, но конфликты... характеры... ну, НЕ ВЕРЮ я. Не понял я этих героев. Ни мужчин, ни тем более женщин. Потому и все остальное за этой бесконечной рефлексией потерялось. Ну и не стоило роману оборачиваться детективом, пусть даже формальным. Граждане могли просто застрять на горе. Без трупа. И не было бы жанрового разочарования от надуманного финала.

Bad Man by Dathan Auerbach. Сказать, что роман неидеальный — ничего не сказать. Затянуто, малооригинально, где-то даже предсказуемо (ShutterIsland превед!), но, блин, к финалу я просто молился, чтобы автор выдумал ну хоть какую-нибудь светлую концовку — так было тяжело, угнетающе все это наблюдать, пропускать через себя... просто сплошная чернота и безнадега. Поменьше бы таких книг!

Это история о Бене, молодом человеке, который в детстве потерял своего младшего брата. Вдвоем они зашли в супермаркет и, казалось, Бен отвернулся лишь на секунду, но Эрика и след простыл. Пять лет спустя он все еще продолжает поиски брата и в этих попытках устраивается работать в тот самый супермаркет. Кажется, что разгадка похищения кроется где-то здесь: хозяин магазина скрывает пленки с камер наблюдения, в подсобках намалеваны какие-то странные знаки, одна из бывших работниц постоянно на что-то Бену намекает... Но все куда как сложнее и страшнее.

Дэтан Орбах написал всего две книги, но какие это книги! Penpal, изначально создававшаяся, как банальная сетевая крипипаста, во многом уже культовая вещь. А "Плохой Человек" по-настоящему сводит с ума, хоть и на свой особый лад. Словом, .

Rogue by Грег Гифьюн. О, я знал, чем эта повесть закончится. Вот честно знал. Прочитав почти всего Гифьюна угадать очередной его сюжетный твист не трудно. А все потому, что есть у автора один пунктик, который отчего-то распространился на большинство его жанровых работ. В целом, его условно можно назвать "прозрение", момент, который переворачивает все с ног на голову. Финал "Сезона Крови" тому пример, хотя не столь еще очевидный и предсказуемый. А вот дальше... повести, романы, в которых все происходящее по итогу является всего лишь результатом каких-то психических отклонений, амнезии, эффекта особых наркотиков, детских психотравм, правительственных экспериментов, — все это набралось уже в таких не оригинальных и утомительных количествах, что не знаешь куда деваться. И тут все тоже самое. Ну да, ГГ просто шизик. Чего он пыхтел столько времени, расследовал что-то, наводил тень... Да, ясно, что Гифьюн пытается изобразить падение человеческого сознания в пасть безумия и неадекватности. Но не в каждой же книге, Грег! Потому лучшее у него — это "Сезон Крови", "Дикари", "Еретики". Где этого пунктика считай что нет. А "Рога" можно смело пропустить.

Говорят серийные убийцы by Джоэл Норрис. Регулярно почитывая англоязычные трукрайм-книги по серийным убийцам, то и дело задавался вопросом почему такое не издают у нас. Не то, чтобы я желал подобным вещам массового читателя, но отрицать некоторый имеющийся интерес к теме тоже вроде как бессмысленно. У того же графомана Ракитина есть целая армия поклонников, которые раскручивают его недешевые подделки, а натолкнувшись на критику оных, жалуются и жалуются администрации тех или иных сайтов. Их реально много и это, кажется, действительно секта. :-)))

Впрочем, в последнее время кое-какие подвижки вроде случились. Переиздают древние книги Джона (ЙА-ЙА, ЭТО ЙА ВСЕХ ПОЙМАЛ, ЛЮБИТЕ МЕНЯ, ЦЕЛУЙТЕ МЕНЯ В ЗАД, ЙА ЛУЧШИЙ ПРОФАЙЛЕР МИРА И ГОЛАГТЕГИ!!) Дугласа (на мой вкус, хлестаковщина чистой воды), древнючую желтизну Модестова, разные энциклопедии и дайджесты (макулатура, на мой вкус), в общем, дюжины две книг наберется, и самые ценные из них это переизданный "Зодиак" и старенький "Хелтер Скелтер". Отдельно здесь стоят околонаучные книги посвященные изучению самого явления серийных убийц. Данная книга (несмотря на название) как раз из их числа. Большую часть текста здесь занимает описание психических, неврологических и физических недугов серийных убийц, которые — с точки зрения автора, — и послужили причиной их преступлений. Самих убийц практически не слышно. Их интервью коротки, малоинформативны и пресны. Примерно такова и сама книга в целом.

Рассвет by Олег Кожин. Добротный роман по мотивам русского кинохоррора. Претензий к новеллизации особых нет. В конце концов, это же новеллизация! Сам фильм, я так понял, звезд с неба не хватает — добротный середняк. Роман такой же. Завязка, развитие, кульминация — все есть. Равно как есть и сумбур, и скомканность, и ненужная беготня, и шаблоны с роялями. В идеале, конечно, могло быть лучше, интереснее, глубже. Но в тоже время могло быть и много хуже, примеров тому легион. Словом, сенсаций, конечно, не будет, но своего читателя роман найдет.


Статья написана 28 декабря 2018 г. 13:38

Прочитано 60 + 1 книга дочитывается вот прямо сейчас.

Свой читательский марафон Гудридз обогнал на шесть книг, что удивительно. Из-за летних велосезонов читать в этот период почти не получается.

Открытие года: Яна Вагнер и Рональд Мальфи. Распробовал, понравилось, слежу (хотя третий роман Вагнер не понравился).

Разочарование года: Кинг (опять), "Скелеты" Кабира.

Что понравилось: "Гангут" Шигина (вот так и должен выглядеть нашенский образцовый научпоп), "Девять" Сенникова, "Живые люди" Вагнер, Bad Man Аурбаха (очень плохая-хорошая книга, но о ней, пожалуй, в следующем году), "1977" Д. Писа.

Что совсем вот не понравилось: "Хижина краю мира" Тремблэя (ой, какой отстой), Fever of the Bone Макдермид (несусветный бред и тягомотина), "Пультяш Гвенди" Стивена нашего Кинга, "Глоток крепкого" Л. Блока (производственный роман от алкашей).

Все остальное читать можно, а иногда даже нужно, но сильных читательских впечатлений у меня лично не оставило. Симонова перечитывал, спустя 18-20 лет понравилось меньше, чем в школе. Много лишнего и неискреннего, как мне почудилось. Но все равно хорошо.

Вот как-то так. Всех с Наступающими! :beer:


Тэги: книги
Статья написана 28 ноября 2018 г. 12:03

Начну с мертвых стриптизерш Брайана Смита, тем более, что это свежачок-с. На сайте у нас Dead Stripper Storage помечен, как роман, но по сути это небольшая повесть объемом менее 200 страниц. Вообще Смит писатель весьма неровный: может выдать что-нибудь мощное вроде "Перерождения" (The Reborn; парнишка с маникальными наклонностями все же решается и убивает давно примеченную им жертву, а на следующее утро она стоит у него на пороге, живая и невредимая, и что еще интереснее, — полностью ему лояльная, выполняющая любые его приказы и прихоти; понятное дело, убивать они продолжают уже на пару), романа по-настоящему мерзкого, капитально пропитанного лихорадочным маньячным душком, но в то же время автор может настругать с полдюжины беспонтовых болванчиков вроде цикла о Кайле или сиквелов Depraved, — ну их всех нафиг.

"Склад мертвых стриптизерш" скорее второй случай. Очень все незамысловато, блекло, и разве что радует легкая и не совсем серьезная атмосфера. Сюжет по-лаймонски авантюрный: вернувшись домой, молодой и затюканный окружающим миром парнишка Пит вдруг обнаруживает на диване полураздетую мертвую стриптизершу. Только он собирается сделать что-нибудь законопослушное, как в дверь стучится его бывшая подружка, — ну и наш герой с круглыми глазами тащит труп к себе на кровать, укрывает простыней, мол, у нас вчера была горячая ночка, говори тише. После этого дороги назад ему уже нет (ДНК, перемещения и пр.), вдобавок вскоре в его доме появляется и вторая мертвая танцовщица. Кто затеял с ним эту дьявольскую игру Питу становится понятно очень быстро, но как в нее выиграть — вот это уже задачка!..

В целом, все плохо. Сюжет не оформлен, не развернут, конфликт неубедителен, да и заканчивается пшиком. Без русских тоже не обошлось. 1/5.

Кажется, я видел анонс то ли грядущего, то ли уже готового перевода на русский от "сплаттерхауса" Локтионова (или BAR EXTREME HORROR, не помню).


Little Girls Мальфи на этом фоне смотрятся просто большой литературой. Хотя роман вполне себе стандартный хоррор без изысков, еще и о привидениях, которых я, надо признаться, не люблю.

Вот не самый оригинальный его зачин: главная героиня по имени Лори с семьей (муж, дочь) возвращается в отцовский дом. Тот достался ей, как единственной наследнице, сам же отец, страдавший деменцией, выпрыгнул в окно и погиб. Лори отца почти не помнит — после развода мать увезла её на другой конец страны и они почти не контактировали. В общем, типический хоумкаминг. Ну и, понятное дело, вскоре начинается всякая хрень, например, оказывается, что соседская девочка ну очень похожа на соседку Лори, что в детстве изощренно над ней издевалась. Или вот её отец. Да, страдал деменцией, но почему мансарда дома закрыта, а в подвале яма-колодец? И как все это связано с серией похищений маленьких девочек, случившихся во времена детства Лори? Вопросы, вопросы.

Основываясь на синопсисе опытный читатель вполне себе успешно может набросать общую композицию романа и вряд ли ошибется. Здесь без откровений. Однако, тут я снова вынужден повториться, автор берет другим. А именно: приятной размеренностью, приятными персонажами, обстоятельной последовательностью, ни разу не сбиваясь, не уставая от собственной — не самой замысловатой — истории. Не всем авторам такое под силу. И оттого следить за мытарствами Лори и окружающими её темными тайнами по-настоящему интересно. Поклонникам "Мешка с костями" Кинга или "Истории с привидениями" Страуба я бы настоятельно рекомендовал ознакомиться. 4/5.


А вот о The Shuddering Ании Альборн особо сказать нечего. Абсолютно проходной роман (не без светлых пятен, но проходной). Вполне себе шаблонный рассказ о группе молодых людей, что угодили в водоворот ужаса и смертей на горнолыжном курорте, атакованном стаей голодных гуманоидов-каннибалов. Личные проблемы, сурвайвал, экшн и немного крови. Лайтовая версия какого-нибудь OffSeason Кетчама или, скажем, Castaways Б. Кина, разве что в снежном антураже. В общем, не то. 2/5.


Тэги: книги
Статья написана 23 октября 2018 г. 16:54

Я тут на финишную прямую в челлендже гудридз вышел — 48 книг из заявленных 55 остались за спиной (почти без дропов, никаких комиксов, все серьезно:), и посему ниже марафон микроотзывов о недавно прочитанном.

Алатристе трогать не буду (хотя — ура, я дочитал весь цикл, и он хорош) — только об околохоррорной и триллерной литературе.

The Devil Crept In by Ania Ahlborn.

То ли я давно не читал мальчишечьих ужасов, то ли просто попалась хорошая книга, но по итогам чтения остался очень доволен. Сюжет прямой, как палка: потерялся мальчик (Джуд), предположительно в лесу; в том самом лесу, где уже было жестокое убийство подростка, и в котором постоянно пропадают домашние животные. Друг потерявшегося пацана — Стив, начинает свои поиски. И когда всем уже кажется, что надежды нет, Джуд неожиданно возвращается домой. Но тот ли этот мальчишка, которого все знали?! Ноуп, совсем уже не тот.

Особого экшна или жути в романе нет, но читается он очень хорошо. Пацаны — оба они, что называется, "проблемные", — вполне удались. Мистерия и финал, конечно, и слабоваты, и незамысловаты, но общей картины не портят. Традиционный роман взросления, ближайшие аналогии — "Гуль" Б. Кина, "Славная темная линия" Дж. Лансдэйла. Сама же автор — Ания Альборн?, — весьма плодовитый и достаточно заметный на Западе автор хоррора. Буду продолжать знакомство с ее творчеством. 4/5.


Kill Creek by Scott Thomas.

Эту книгу я читать не планировал, но пришлось: слишком уж часто она попадалась мне в рекомендациях, ну и в ленте иностранных авторов хоррора тоже с завидной постоянностью мелькала. Это дебют автора. В центре истории особняк с плохим прошлым, куда заезжают четверо писателей ужасов для этакого антуражного интервью. Ну и понеслась... Хотя, вру, не понеслась ибо хоррор тут хоть и имеется, в достатке, но он настолько традиционный (haunted house) и предсказуемый, что даже не стоит упоминания. А вот что действительно хочется отметить, так это внутрихудожественную дискуссию, которую автор ведет от лица этих самых четверых писателей ужасов. Она действительно получилась отличная и интересная, причем многие затронутые вопросы активно обсуждались и внутри российского хоррор-коммьюнити, в т.ч. и на фантлабе.

В общем, заходят как-то в бар типа молодой Стивен Кинг, типа пока еще женщина Поппи Брайт, типа пишущий христианский хоррор Ричард Мэтисон и типа же Ричард Лаймон, ну и давай обсуждать чей метод письма и понимание жанра лучше и достовернее...

В целом, небезынтересно, но с движителем у романа есть явные проблемы. 2/5.


Outsider by наше все.

Стыдоба! 2/5.


Скелеты by Максим Кабир.

3/5. Отзыв.


The Narrows by Ronald Malfi.

Если вы соскучились по Стивену Кингу 80х, то Рональд Мальфи ваш выбор. Например, "Теснины" — отличнейший оммаж кинговскому же Salem`s Lot. Некая НЕХ поселилась на заброшенной фабрике провинциального городка и оттуда кошмарит горожан. Местный шериф и сестра пропавшего подростка начинают собственное расследование и вскоре выясняют, что...

Очень традиционно, увлекательно, да и изложено все обстоятельно и приятно. 4/5.

Живые люди by Яна Вагнер.

Кто сказал, что у апокалипсиса не женское лицо? Ну очень мне понравилась эта дилогия, и как, и про что она написана.

Да, роман до корней волос женский, но при этом я бы не сказал, что он про женщин. 5/5.

Все бы так писали.

A drop of the hard stuff by Lawrence Block.

Не помню точно какой это уже по счету роман о Мэттью Скаддэре, но явно не лучший. Вообще в цикле хватает и плохих, и просто невыразительных романов, но этот пока самый непримечательный. Впрочем, если хотите не PI-романа, а описания посиделок анонимных жопоголиков — лучшего образчика не найти. 2/5.

Clandestine by James Ellroy.

Отличная работа Эллроя, удачная предтеча шедеврального ЛА-Квартета (даже Дадли Смит есть). ;-) Намного лучше цикла о Хопкинсе, и намного лучше Подпольной Америки. Красотки, убийства, паккарды, комми, охотники на них, продажные копы — даже Черный Георгин, — все, что я люблю в нуаре есть и в этом романе. И главное, что никакого стаккато. :-))) 4/5.

Девять by Андрей Сенников.

Хороший сборник. Написано — пальчики оближешь. Иногда становится ну очень жутко — так все мастерски выписано, подмечено и подано. Есть, правда, некоторые проблемы с недокрученностью сюжетов, как мне кажется. Чего-то иногда не хватало. В той же «Яме», например, все начиналось ну... вообще, блин, в лучших традициях мастеров инохоррора — Страуба, Лангана, Хиршберга, — но в финале и подача, и саспенс, и внутренняя сила истории куда-то рассосались. Сбросил с девятки до семи оценку. В целом, Сенников на мой взгляд большой мастер, этот его сборник — даже без убойных недавних рассказов, — смотрится ну очень хорошо, важно, солидно. И пишет, повторюсь, автор просто мастерски. Роман бы еще! 4/5.





  Подписка

Количество подписчиков: 66

⇑ Наверх