fantlab ru

Все отзывы посетителя nostradamvs

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  10  ] +

Робер Мерль «Смерть - моё ремесло»

nostradamvs, 15 сентября 2014 г. 22:45

Хороший роман. Написан — тут проявляется искусство Мерля — сухим, немного штабным языком, точно отражающим линейное, правильное мышление Рудольфа Хёсса, выведенного под именем Рудольф Ланг. Читая о том, как честно, выспренне, без сомнений, Хёсс решает поставленные ему задачи и выполняет приказы, начинаешь его понимать — не прощать, нет, потому что миллионы сожжённых людей останутся на нём мёртвым грузом, — а понимать, почему он поступал именно так; почему нельзя нарушить приказ. Почему самоубийство Гиммлера было предательством их общей веры, и почему Хёсс был честнее всех прочих, вместе взятых. Страшной честью, конечно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Робер Мерль «Разумное животное»

nostradamvs, 15 сентября 2014 г. 22:44

Первый неудачный с моей точки зрения роман Мерля. Совершенно коммунистический, наивный, в стиле классической «научной фантастики ближнего прицела», столь популярной в СССР — поэтому роман перевели ещё тогда и более не переиздавали. Гениальные учёные контактируют с дельфинами, обучают их речи, налаживают общение со второй разумной расой Земли — а нехорошие американские военные пытаются с помощью дельфинов-смертников спровоцировать Третью Мировую войну. В конце герои бегут, конечно, на свободную Кубу. Зачем Мерль это писал? Возможно, это отражало его восприятие мира в разгар холодной войны. Сейчас читается комично. Хотя о дельфинах я теперь знаю всё :)

Оценка: 4
– [  1  ] +

Луи де Берньер «Бескрылые птицы»

nostradamvs, 15 сентября 2014 г. 22:42

Гораздо слабее, чем «Мандолина капитана Корелли» — сразу видно, что Берньер пытался (спустя 11 лет) повторить успех своей лучшей книги, написав её приквел, но – не вышло. Объединяет романы только одна героиня – Дросула, мать Мандраса, в «Бескрылых птицах» она ещё молода, в «Мандолине» — старуха. События тут происходят во время Первой Мировой в Турции, в книге показана трагедия одного конкретного городка, но… как-то нет самой трагедии, что ли. Ни одного эмоционального момента, кроме, разве что, письма Лейлы к Рустему, всё читаешь как какой-то энциклопедический текст. Всё-таки продолжения – зло.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Робер Мерль «За стеклом»

nostradamvs, 15 сентября 2014 г. 22:41

Скучноватый социальный роман о студенческих волнениях во Франции в 1960-е годы. Я думал, что роман идёт к «Красному маю», к тем самым массовым студенческим беспорядкам, к миллионным забастовкам, к выступлениям и смещению правительства... А роман оказался странным. Он описывает жизнь нескольких человек — студентов, преподавателей, рабочих-иммигрантов — которые позже, уже за гранью романа, выйдут на площади. Это просто то, как живёт университет Западный Париж — Нантер-ля-Дефанс до начала забастовок. Как он бурлит и успокаивается. И как ждёт взрыва, которого нет.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Р. Скотт Бэккер «Нейропат»

nostradamvs, 15 сентября 2014 г. 22:40

Книгу мне порекомендовал прочесть Питер Уоттс, я с его лёгкой руки и взялся. Я не знаю, почему западные критики сравнивают её с «Ложной слепотой». «ЛС» — это многослойный шедевр, а «Нейропат» — это в основном розовые сопли и малоосмысленная кровища. Очень Плохой Маньяк, Очень Мерзкие Сцены, Очень Неожиданная Концовка... даже на знаю, это штамп на штампе в жанре фантастического детектива. Хотя идея — управление людьми посредством психохирургии — интересная. Просто Бэккер слил тему.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Альберто Васкес-Фигероа «Игуана»

nostradamvs, 15 сентября 2014 г. 22:39

Неплохой роман. Наглядно демонстрирует, как уродливый и грубый социопат строит свой собственный, основанный на ненависти и страхе мир на изолированном острове. Главное — целеустремлённость, отсутствие жалости и острый ум. Читать интересно, потому что роман динамичный, практически без лишних отступлений и философствования, обычно присущего «литературе побега». Другое дело, что некая безликость и самой манеры повествования, и героя, который отдаёт определённой «квазимодной» вторичностью, вряд ли заставить меня долго помнить эту книгу.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Дэвид Митчелл «Лужок Чёрного Лебедя»

nostradamvs, 15 сентября 2014 г. 22:37

История одного обычного 13-летнего мальчика в одном обычном британском городке под названием Лужок Чёрного Лебедя. В этой книге собраны все страхи и радости, все желания и нежелания, стеснение и влюблённость, надежды и метания ребёнка, который становится мужчиной, ну, подростком. Собраны с любовью, тщательно, мило, местами смешно, местами грустно, отчасти фантастично, отчасти реалистично. Всё-таки Митчелл – прекрасный писатель, каких мало нынче в мировой литературе (и почти нет в нашей). И да, да, давайте уже, переводите быстрее его последний роман, The Bone Clocks, а то я всё остальное уже прочёл.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Артур Филлипс «Египтолог»

nostradamvs, 17 июля 2014 г. 12:09

После прочтения «Египтолога» я почитал ещё и рецензии на Livelib. И я поразился тому, сколько же людей вообще не поняли концовки. Нет, ну правда.

Вот нам пишут: «Концовка книги разочаровала [...] последние, да еще и угаданные читателем последние минуты жизни Атум-хаду — это уже совсем перебор даже для неразборчивого или невежественного читателя». Или ещё: «абсолютная нелогичность и бессмысленная концовка ставят в тупик и вызывают желание забыть поскорее эту книгу». «...до конца книги автор никак не мог остановиться и все жевал и жевал очевидное». И так далее. Подобных отзывов много.

Тем временем концовка «Египтолога» действительно поражает. О том, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Т. и К. — один человек
, догадываешься сразу, это ещё сыщик в первой трети книги говорил прямым текстом, а в конце только поясняется, как так вышло (хотя многие не поняли и этого, как ни странно). Но вот
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
финальный поступок Трилипуша
— это что-то нечеловеческое. Что-то выше возможного.

Представь, дружок, что у тебя есть мечта. Одна-единственная мечта, которой ты одержим. Которая создаёт тебя от макушки до кончиков пальцев. Ты находишь путь к этой мечте, ты рвёшься к ней, ты стремишься к ней — и вдруг обнаруживаешь, что это пустышка, просто пустой склеп, в котором нет ничего, кроме дохлой кошки, видимо, случайно попавшей сюда во время строительства. Твоя жизнь закончена. Нет ничего, к чему стоило бы стремиться.

И тогда ты создаёшь свою мечту сам. Полностью и целиком, от первого штриха до последнего мазка. В этом и заключается весь ужас, дружок.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Бренна Йованофф «Подмена»

nostradamvs, 17 июля 2014 г. 12:06

Если вам понравилось жевание соплей в «Сумерках», то «Подмена» — книга для вас. Алогичная, набор рваных кадров и бессмысленных происшествий, сопливые подростки, первая любовь, хорошие вампиры, боже мой, кто мне вообще это посоветовал? Особенно бесит, что в конце главного страшного персонажа, которого адски пугались все всю книгу, девочка-подросток монтировкой перехреначила как нефиг делать, а потом главную плохую колдунью так же порезали обычным ножом. А что мешало это сделать на первой же странице? А, конечно, книги бы не было.

Оценка: 1
– [  2  ] +

Трейси Шевалье «Дама и единорог»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:21

Хорошая книга, которая после «Девушки с жемчужной серёжкой» читается как продолжение, потому что написана ровно в том же стиле, ровно тем же языком, и, в принципе, описывает схожие события. В романе подробно и занимательно описана одна из версий создания знаменитых шпалер конца XV века, ныне хранящихся в музее Клюни в Париже. Вообще, я никогда не задумывался о процесс создания гобеленов — а Шевалье описывает его от начала до конца, сколько людей задействовано в производстве, чем изготовитель картонов отличается от художника, как работают мастерские. В общем, приятно и познавательно.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Чайна Мьевиль «Посольский город»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:21

Простой по языку — для Мьевиля — роман с несколько смятой концовкой. Очень крутая концепция языка, которые ариекаи произносят двумя ртами, и поэтому переводчики-люди должны работать парами, одновременно и одинаково мыслящими. Вообще, хорошо видно, как Мьевиль придумал этот сюжет. Сперва он задумал язык, а затем вокруг этого артефакта-языка навинтил планету, посольский город и так далее; помимо языка ариекаев, остальные элементы романа достаточно стандартны и не раз встречались в других НФ-романах.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Донна Тартт «Тайная история»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:20

Донна Тартт удивительным образом пишет роман об Америке, с американскими реалиями, городками, университетами, повальным автомобилизмом — но при это роман получается идеально английским по всем возможным настроениям. Объяснить это у меня не получается. Ты как-то просто впитываешь в себя, что за этими скучными бетонными улицами, из которых состоит вся Америка, прячется изучение античных языков, тёмные страсти, лирические отношения. Главный герой — намеренно безлик, скучен, через стекло (даже не призму) его восприятия мы смотрим на прочих — и воспринимаем их без искажения. Хорошо.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Лаура Эскивель «Шоколад на крутом кипятке»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:20

«Ста годами одиночества» Маркес задал не просто тренд магического реализма, но даже язык, стиль, элементы сюжета, породивший несметное количество идентичных клонов. Один из этих клонов — перед нами. Более простой, более слабый, чрезмерно замешанный на кулинарной книге, женский маркес-плагиат такой. События проносятся в бешеном темпе («по дороге домой её изнасиловали, она поднялась и пошла дальше»), следить за ними из-за этого скучновато, а заканчивается всё какой-то пустотой.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Эмма Донохью «Комната»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:20

Сильная книга. Страшная и добрая одновременно. История изнутри — то ли Йозефа Фритцля, то ли Виктора Мохова, то ли Вольфганга Приклопила, то ли кого-то ещё, сколько этих безумцев. Мальчик, пять лет своей жизни проведший в одной комнате на заднем дворе, и его Ма, сильная до безумия, страшная история любви к сыну и ненависти к не-человеку снаружи, удивительные сказки о космосе и побег, побег, побег. Кажется, это Эмма Донохью провела в звукоизолированном сарае свои семь лет молодости, кажется, это она глотала таблетки и жила, чтобы выйти наружу с ребёнком, точнее, вырастить из ребёнка орудие спасения. Выйти из комнаты, выйти из комнаты, выйти.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Владимир Набоков «Дар»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:19

Набоков сложен, сложен невероятно, чудовищно, он метароманен — ибо цель его лишь текст, и внутри текста ещё один гипертекст, который, не уверен, но всё же имеет своим назначением затмить содержание — есть ли оно? — а если и есть, то какой в нём смысл, если всё в этой книге облекается в буквы, буквы складываются в слова, слова в безумной, нечеловеческой красоты предложения, и всё это вместе — в дар, дар, дар человека, создавшего это, даже Это, с большой буквы, ибо маленькой явно недостаточно.

Если же объективно, это переломный роман. В нём Набоков достигает совершенной и абсолютной сложности метатекста, идеального русского языка — и это последний роман на русском. Прочие произведения он пишет по-английски, и они — не умаляя набоковского изящества — много проще с точки зрения прочтения, в том числе даже «Лолита», которую Набоков перевёл на русский сам.

«Дар» — это такая же квинтэссенция Набокова, как «Трудно быть богом» — квинтэссенция Германа.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Эрин Моргенштерн «Ночной цирк»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:19

Вроде как и тема интересная, и борьба магов на фоне вечного цирка красивая, но как-то всё это крайне вторично, натянуто и откровенно чрезмерно. Искусственная совершенно книга, тянущаяся к Чайне Мьёвилю и Рэю Брэдбери, но далеко отстающая от обоих — на целую бесконечность. Ну да, есть мальчик и девочка, должные сразиться друг с другом на поле магии, и вот они строят этот цирк, и строят его, и цирк такой волшебный, и вот они любят друг друга (это было понятно с первой страницы, хотя Эрин подаёт это как удивительный поворот сюжета), ну и всё, слава богу, финита ля комедия, всем хорошо, цирк бессмертен. Сухо, скучно, картонно.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Кадзуо Исигуро «Когда мы были сиротами»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:18

Очень слабая для Исигуро книга, откровенный фарс, поверхностно пробегающийся по внешнему лоску героя — и не более того. Великий сыщик, о котором примерно 10-20 раз за страницу говорится, какой он великий, какой он талантливый, прямо помесь Пуаро и Холмса, ведётся себя всю книгу исключительно глупо, как мальчишка, алогично, слепо, а все его «шаги в расследовании» заключаются в том, что первый же случайный человек рассказывает ему всё от и до. Понятно, что Исигуро писал не детектив, но хотя бы внешняя логика в поведении героя должна быть! Абсурдное стремление добраться до абы какого дома посреди войны и бомбёжки, случайный солдат, которого он уверенно принимает за друга детства, вся линия с матерью и полководцем — всё какой-то бред, если честно. После «Остатка дня» и гениального «Не отпускай меня» кажется — ниже плинтуса.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Евгений Водолазкин «Лавр»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:16

Удивительно хорошая книга, и — для претендента на большие литпремии — замечательно интересная. Жизненный путь средневекового русского лекаря — от травника до костоправа, от юродивого до отшельника, — с элементами странного, неизведанного, с путешествием в Иерусалим, с предвидением будущего, с теми самыми элементами магического реализма, которые так хорошо смотрятся в «Парфюмере» или «Анатоме». Только здесь всё иначе, здесь всё очень по-русски.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Питер Дж. Гринуэй «Золото»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:15

Очень необычный подход к жанру «роман в новеллах». 100 слитков с золотом, оставшиеся в багажнике разбитого автомобиля, и судьба каждого из них — в 100 историях, плюс одна объединяющая история. Хотя у каждого слитка своя судьба, в сумме новеллы формируют вполне складный сюжет, пусть и очень неприятные эстетически, страшный; поскольку это золото нацистов, слитки получаются из обручальных колец, зубов, личных вещей, хозяева которых чаще всего исчезают в печах Бухенвальда. Гринуэй рассказывает истории сухо, журналистским языком с элементами чёрного юмора (особенно издеваясь над итальянским городом Больцано, где его, похоже, однажды невкусно накормили), но это хорошо — без эмоций роман читается легче.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Анна Старобинец «Икарова железа. Книга метаморфоз»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:14

Сильная книга. Мне показалось, что малая форма у Старобинец получается лучше крупной — она не так затянута, и двойственные, открытые концовки не мешают (открытая концовка у длинной вещи обычно граничит с разочарованием), а наоборот, дают читателю выбор. Если же говорить о конкретике, то «Паразит» — потрясающий рассказ, пусть и на известную тему («слабость оборачивается силой»), и «Граница» хороша, но в целом Старобинец умеет оставить после себя страх — такой психологический, не «у-у-у-у, сейчас придёт Зло», а просто: «боже, как хорошо, что это не обо мне», и потом тебе снится, как тебя снимают с поезда, или как у тебя удаляют икарову железу, и ты просыпаешься, и тебе так неприятно, что хочется читать ещё.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роберт Маккаммон «Голос ночной птицы»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:12

Хороший роман. Я думал, что в добром старом стиле Майна Рида уже никто не пишет — а вот и нет, перед нами Роберт Маккаммон, и его «Голос ночной птицы», что-то около «Всадника без головы», хотя немного попроще — но всё же почти, почти. Будто возвращаешься в детство — таинственный детектив с кажущейся примесью мистики, объясняемой в конце, XVII век, английская Америка, бесконечная охота на ведьм, молодой человек, сражающийся за жизнь женщины, благородство и так далее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Минус — чрезмерный уж, простите, и предсказуемый хэппи-энд (можно было много круче сделать, я даже знаю, как).
Но всё равно это было приятно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Робер Мерль «Мадрапур»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:09

Хорошо. Даже очень. Мы все летим в Мадрапур, не так ли? Нам не нужен наш багаж, мы сдаём наши кошельки и деньги, мы летим в несуществующую страну, в её четырёхзвёздочные отели, к её пляжам, к её древесине и наркотикам, мы стремимся туда, в загадочную местность, существование которой не признано даже властями Индии, и зачем мы туда летим, толком-то и не ответишь, и в самолёте есть только стюардесса, только она, потому что в пилотской кабине пустота, лишь красная лампочка, а мы летим в Мадрапур, и нам становится всё хуже и хуже, а на борту лишь одно лекарство, и мы принимаем его, и мы всё летим и летим в Мадрапур, мы летим и летим, мы летим и летим, и загорается надпись ««Пристегните ремни», и мы прибываем, и выходим из самолёта в ледяную тьму Мадрапура.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Робер Мерль «Мальвиль»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:08

Отличный роман. Второе в моей жизни доказательство — после «Дороги» Маккарти — того, что постапокалиптика может быть Литературой. Не «Сталкеры», «Метро» и прочие порождения российской книжной блевосферы, а — книгой. Просто когда ты поднимаешься из подвала своего замка, а наверху только что пронёсся огненный смерч, ты начинаешь выживать. Ты спасаешь едва живой скот, ты пытаешься возродить обожжённую землю, ты пашешь и пашешь, и твоя задача — не стрелять, а строить. И ты строишь, строишь, строишь свой замок, свой Мальвиль. Да.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Робер Мерль «Уик-энд на берегу океана»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:07

Советская школа перевода чувствуется — и не очень в данном случае мне нравится. Впрочем, что тут, всё равно продирает до мурашек — та самая жуткая сцена, когда Жюльен хватает Жанну и тащит её к кровати, это изнасилование через любовь, это страсть на фоне взрывающихся бомб, это пустота, свинья на бойне, планктон, попавший в алчный китовый рот. Это история двух дней одного человека, пустого внутри и безликого снаружи, человека, через призму восприятия которого Мерль показывает всю бессмысленность и глупость любой войны, в особенности — той войны, которую он видел своими глазами. Два дня из жизни. Два самых пустых её дня.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Уинстон Грум «Гамп и компания»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:06

Совершенно искусственная книга, вымученная Грумом на фоне успеха фильма, поставленного по первой книге. Если в первой книге я искренне ржал в нескольких местах, то тут ни разу не улыбнулся. Спасибо, эти шуточки мы уже видели. Спасибо, не вижу смысла читать одно и тоже все эти бесчисленные страницы. Ноль эмоций.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Уинстон Грум «Форрест Гамп»

nostradamvs, 11 июля 2014 г. 12:04

Книга милая и местами очень смешная — но нельзя сказать, что она хуже или лучше фильма; она другая. Грум писал откровенно сатирический роман, местами — с перегибами вроде полёта Гампа в космос или четырёхлетней жизни с дикарями-людоедами, Земекис же снял остроумный, но вполне реалистичный фильм с меньшим давлением на острую социальность происходящего. В книге у Гампа многое не получается; безногий Дэн так тольком и не находит своего счастья, бомжуя весь роман; роман с Дженни продолжается на протяжении всей истории, а не в конце её — и потому смотрится бледнее и естественнее. Но в целом, посмотрев фильм, стоит прочесть и первоисточник (не уверен, что наоборот).

Оценка: 7
– [  1  ] +

Анна Старобинец «Паразит»

nostradamvs, 22 июня 2014 г. 15:36

Я люблю сюжеты, в которых слабость оборачивается силой, как в блестящей «Двенадцатой балладе» Дмитрия Быкова.

К чему это я. К тому, что рассказ Анны Старобинец «Паразит» — потрясающий. Одновременно сатирический, противопоставляющий тьме церкви свет науки, приоткрывающий завесу мракобесия, и при это невыносимо страшный — в тот момент, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это хрупкое существо, этот неимоверный мальчик расправляет свои осыпающиеся крылья
.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Роальд Даль «Мой дядюшка Освальд»

nostradamvs, 28 апреля 2014 г. 00:10

Даль, конечно, гений. Какие у него прекрасные сказки вроде «Чарли и шоколадной фабрики». Какие у него блестящие военные рассказы вроде «Прекрасен был вчерашний день». И невоенные тоже неимоверные — вроде «Пари». Страшные и смешные — как пожелаете. И вот перед нами — порнография в исполнении Даля. В прямом смысле слова. Комически-приключенческий роман о том, как юный Освальд сперва изобрёл мощнейший афродизиак, которым накормил пол-Англии, а потом поехал собирать и замораживать сперму знаменитостей, причём со всеми подробностями процессов. Местами смешно. На удивление не пошло. Но всё-таки такой Даль мне не совсем привычен :)

Оценка: 5
– [  1  ] +

Кормак Маккарти «За чертой»

nostradamvs, 28 апреля 2014 г. 00:07

В принципе, прочитав «Кони, кони», второй роман «Пограничной трилогии» можно не читать. Маккарти повторяет сам себя практически слово в слово, героя в героя (тем более в третьей части герои вообще сойдутся и познакомятся). Снова два мальчика, снова идут через границу, снова в поисках себя, снова пыль и смерть, доброта и злоба, легенды и правда. У меня было какое-то неимоверное дежавю, чувство того, что я это уже читал, уже видел, уже вдыхал. Ощущение вестерна в 1940 году, когда лошадь на переднем плане выглядит странно относительно автомобиля на заднем. Это красиво. Но мы это уже видели.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Дмитрий Быков, Валерия Жарова «Сигналы»

nostradamvs, 28 апреля 2014 г. 00:05

Ну так, прикольненько. Всё время вспоминается быковское же «Оправдание» — это сейчас удобно, повторять самого себя, многие так делают, и слава богу, что Быков иногда умеет и по-другому. «Сигналы» — это история о том, как пять трагикомических персонажей идут незнамо куда через трагикомическую русскую глушь к трагикомическому русскому городу, которого нет, зато есть мамонты и йети. Всё это очень легко читается — от секты, повторяющей такую же, бывшую в «Оправдании» (но та была сильнее), до нехорошего машиниста с пистолетом. Всё это такая вот русская неизбывная тоска, очень приятная, но ведущая в пустоту. И так после этого хочется в прекрасную Европу, так хочется.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Дмитрий Быков «Квартал»

nostradamvs, 28 апреля 2014 г. 00:03

Ну, Быков, конечно, крут. Игрок, нечего сказать, и сыграл он отлично. Давно я не читал у Быкова ничего принципиально нового – последние его вещи отдавали самоповторами, приятными, но не заставляющими запомнить их больше чем на час после прочтения. «Квартал» — это очень круто. Это огромная инструкция, что и как нужно делать. Вот реально. Инструкция. Возьмите то, сделайте это. И самое странное заключается в том, что ты действительно хочешь попробовать это делать. Все эти глупости, странности, «пойди и попроси монетку у прохожего», «выброси в помойку самую нужную тебе вещь», «езжай на окраину и там заблудись» — целая книга бессмысленных действий, которые столь же осмысленны, сколь ежедневная наша жизнь. Если задуматься, конечно.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Дэвид Митчелл «Тысяча осеней Якоба де Зута»

nostradamvs, 28 апреля 2014 г. 00:01

Очень хорошая книга. Вообще, меня радует, что там, в англоязычной литературе, есть Писатели. Которые пишут то, что они хотят, а не то, что требует рынок, и которых любят, потому что они прекрасны, потому что они сильны в каждом своём слове. Это история любви и самопожертвования, странная сказка о рубежах XVIII и XIX веков, последние годы голландской торговой организации на японской земле, точнее, на сваях, потому что голландец не мог ступить на японскую землю. Это история о людях, готовых на всё за идею, за правду и за чувство. Как не делают больше таких людей, так и писателей уровня Митчелла практически не осталось. Даже там, а у нас и подавно.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Стивен Кинг «Дьюма-Ки»

nostradamvs, 27 апреля 2014 г. 23:59

Длинновато. Главное, что изначально кажется, что – вау! – как Стивен Кинг изменился, либо изменился перевод, но это действительно значительно более глубокая книга, нежели многие из его более известных работ, но потом всё падает куда-то, падает и превращается в итоге в обычный кинговский сюжет «маленький город, в который пришло зло». Есть определённые сюжетные пересечения с паланиковским «Дневником», хотя вообще тема художника, претворяющего картины в жизнь, хорошо известна ещё со времён Уайльда. В целом поклонникам Кинга прочесть стоит, тем же, кто относится к нему спокойно, книга покажется рядовым, несколько затянутым романом с быстрой, смятой концовкой и чрезмерно большим количеством необъяснимого.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Стивен Кинг «Долгий джонт»

nostradamvs, 15 марта 2014 г. 00:17

...просто когда ты заканчиваешь читать, ты задаёшь себе один-единственный вопрос: что бы сделал ты? Ты задержал бы дыхание, чтобы увидеть то, что там, внутри, в джонте? Ты бы решился? Ты бы шагнул в пропасть, которая смотрит в тебя?

И ты говоришь себе: да. Я бы сделал это. Я бы шагнул в джонт. Конечно. Я бы выдержал. Я бы шагнул именно для того, чтобы выдержать.

Но ты бы не решился. Потому что ты трус. И я трус. Вечность — это очень долго.

Как страшно. Страшно.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Zотов «Москау»

nostradamvs, 24 января 2014 г. 00:01

Пожалуй, уникальный случай. В первый раз в моей читательской карьере я встречаю книгу, в которой концовка в стиле «и тут герой проснулся» является единственно правильной и делает из абсурдно-комичной книги серьёзную. Я, ей-богу, до самого конца хотел поставить что-то такое низкое, списать всё на то, что это ранняя книга Зотова, напечатаная только сейчас, ну, как же мне надоели эти лекции, эти подробности, этот стёб (хотя российская действительность представлена просто блестяще — да, у нас такая жопа тут и есть) — и вдруг герой просыпается. И хочешь уже обругать автора, но как-то не поднимается язык. Так и надо, думаешь ты. Так и должно быть. Это сон, мой мальчик, страшный сон. Это просто пуля в твоей голове звенит соль-диезом.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Анна Старобинец «Живущий»

nostradamvs, 24 января 2014 г. 00:01

Хороший роман с логичной, но чудовищно смятой концовкой — создаётся ощущение, что Анну торопил редактор, требуя максимально быстрой сдачи романа. Две блестящие первые части — я уже поверил в то, что в русскоязычном пространстве понятия «фантастика» и «литература» порой пересекаются — тягучие, странные, загадочные, требующие от читателя напряжения. Герой — кто же ты такой? Как же ты? Почему же ты такой? — вопросы, вопросы, обрывки ответов.

А потом внезапно целая часть, где члены совета практически прямым языком всё объясняют, проговаривают, целый раздел пелевинских лекций в стиле «Бэтмана Аполло», и внезапно талант Старобинец сминается в гармошку, и уже понятно, чем кончится, потому что всё разжевали, и становится скучно.

Хотя очень оригинальная антиутопия, конечно.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Анна Старобинец «Убежище 3/9»

nostradamvs, 24 января 2014 г. 00:00

А хороша, хороша игра слов в названии. И роман сам хорош. Вовсе не так страшен, как говорилось. Просто его намеренная абсурдность, его изящный сюрреализм стирает страх, в сюрреализме так и должно быть. Это Сальвадор Дали, будем знакомы. Мама, папа, мальчик с травмой головы, интернат — и его вторая реальность, диковинная диковинка, тридевятое царство, сиамские близнецы — они же Змей Горыныч, и девочка с водичкой в голове. Только... Только опять, как и в «Живущем», хочется точки. Не точки в духе «все умерли, а мы тут пока посидим», а точки «все умерли, и всё». Или «никто не умер, но мы тут пока посидим». Не понравилась мне концовка. Её сюрреализм зашкалил за рамки картины.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Джордж Оруэлл «Да здравствует фикус!»

nostradamvs, 24 января 2014 г. 00:00

Внезапно мне стало стыдно, что с Оруэллом я знаком только по гениальному роману «1984» и повести «Скотный двор». И я взялся за дело.

«Да здравствует фикус!» мне, как ни странно, понравился, хотя роман ровно в том же жанре — «Голод» Гамсуна — я считаю омерзительным, а к «Преступлению и наказанию» (близко по теме) отношусь спокойно. Фишка в том, что Оруэлл над своим героем — тридцатилетним долбонавтом, принципиально спускающим жизнь в унитаз, «объявив войну деньгам» — откровенно смеётся. Как ни странно, прелестная девушка вытаскивает его в итоге из ямы, и фикус побеждает социализм. Всё это наивно, смешно и как-то по-доброму, без жестокости. И на удивление интересно.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Джордж Оруэлл «Дочь священника»

nostradamvs, 23 января 2014 г. 23:59

Приятная книга с элементами сатиры, элементами реализма, элементами социальной критики... стоп, да это сплошная социальная критика. Тонкий английский стёб над устаревшими нравами, над убогими частными школами, над тем, как легко человеку свалиться в самые низы общества. Читать интересно и на удивление приятно, какие бы мрачные события не происходили по сюжету. Не понравилось мне лишь то, что героиня вообще не меняется. Казалось бы, странный жизненный опыт должен был сподвигнуть её на что-то, но она опускается в ту же уже насиженную нишу, какую и занимала с самого начала. Плывущая по течению — так можно было был назвать роман.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Джонатан Кэрролл «Страна смеха»

nostradamvs, 23 января 2014 г. 23:59

Роман начинается за здравие, продолжается за упокой, заканчивается за здравие. Сын известного актёра становится одержим мыслью написать биографию детского писателя и едет в городок, где тот жил и работал — пока интересно. Оказывается, что писатель не просто писатель, а прямо-таки локальный бог, способный воплощать свои фантазии в жизнь, и сын актёра становится частью сложного плана-постановки. Другое дело, что читать вот эту середину довольно скучно — герой живёт, ест, пьёт, спит с разными женщинами и медитирует. Но заканчивается, в общем, мощно и трагично, чего от лёгкой с виду книжки не ждёшь. Впечателения двоякие.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Нил Гейман «Океан в конце дороги»

nostradamvs, 23 января 2014 г. 23:57

Не знаю, возможно, от Геймана я давно жду новой взрослой сказки. Чтобы в ней снова был маркиз, подземелья Лондона, злобные графья или чёрные коты, сражающиеся с тьмой. «Океан» получился каким-то однобоким — всю книгу три ведьмы могли легко справиться со всеми проблемами, но почему-то тормозили и ошибались, и эти ошибки выглядят искусственными, потому что иначе книги бы не было. Ну, прочёл. Ну, да.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Мария Галина «Куриный Бог»

nostradamvs, 23 января 2014 г. 23:56

Почему-то этот сборник Марии Галиной похож на Сенчина. Особенно «Ригель» и «Подземное море». Но это не плохо. Насколько мне тяжёл и неудобен Сенчин, настолько мне интересно и приятно читать Галину. Это такой абсолютно совершенный синтез фантастики и литературы, редкое явление, уникальное в своём роде, я жалею, что так не умею. О каждом рассказе можно сказать: «это не о чём» и так же — «это о том-то», и так же — «это обо всё». И что правда — не знаю. Совсем не знаю.

Оценка: 7
– [  20  ] +

Джеймс Джойс «Улисс»

nostradamvs, 23 января 2014 г. 23:53

«Тебе не понравится!» — сказали мне про эту книгу. Под этим подразумевалось, что я слишком быстро читаю, что читаю преимущественно в метро, что не задумываюсь над смыслом каждого слова, а воспринимаю только цельный текст – так сказать, страницами и главами, а не фразами.

А мне понравилось, простите меня. Наверное, у меня странное мышление.

Про «Улисса» я не могу написать просто краткую рецензию. Поскольку это вообще невозможно – писать на него какую бы то ни было рецензию. Джойсоведение превратилось в науку, а «Улисса» проходят отдельным курсом на огромном количестве факультетов в различных университетах мира. Потому что Джойс написал Текст, в котором не один слой, не два, и даже на 20. В нём совершенно бесконечное количество слоёв.

Я почти уверен, что Джойс в какой-то мере был проще, чем его подают сейчас. Взять, например, эпизод 11, «Сирены». На самом-то деле каждый может найти в нём то, что захочет. Каждый человек – без исключения. Проблему пингвинов в Антарктиде? Без проблем. Историю жизни Мартина Лютера Кинга? Не вопрос. Инструкцию по изготовлению бомбы из кокосовой стружки? Конечно.

Это не мои мысли. Именно так охарактеризовал «Улисса» его переводчик и самый известный комментатор Сергей Хоружий. Да, сам Хоружий максимально разобрал все эпизоды, всё разложил по полочкам – как мог. Но при этом он признаёт, что существует ещё 100 000 интерпретаций, и роман может иметь совершенно другой смысл. Я бы сказал точнее: он имеет и тот смысл, который придаёт ему Хоружий, и смысл, который видит в нём любой джойсовед в любом университете, и даже тот смысл, который вижу в нём я.

Труднее всего даётся эпизод 14. Слава Богу, я довольно свободно понимаю старославянский, только порой приходится задумываться о смысле слов. И то пришлось непросто. Но как же мучились переводчики, перекладывая с английского XI века на аналогичный русский, которого тогда, как такового, не было (точнее был, но заметно отличающийся от современного). А потом XIV век, и XV, и XVI.

Дети растут, и усложняются их игрушки. Мальчик, клеящий в детстве бумажные машинки, в зрелом возрасте становится инженером, а потом своими руками собирает двигатель внутреннего сгорания. Имеется в виду талантливый мальчик, конечно.

Игрушка Джойса необыкновенно сложна, но это именно игрушка. Роман, написанный не для того, чтобы его читать, а именно для того, чтобы изучать. Наука ради науки, любовь ради любви, текст ради текста. Характерно, что «Улисс» — это далеко не квинтэссенция понятия «текст ради текста», нет. Квинтэссенция – это третий, последний роман Джойса – «Поминки по Финнегану». «Улисса» он писал 7 лет, а «Поминки» — 16. В «Поминках» 49200 только тех слов, которые автор выдумал или заимствовал из других языков. «Поминки» непереводимы – по крайней мере, пока ни одна попытка не завершилась успехом.

В «Улиссе» всё-таки есть действие, линейный сюжет, и это делает его доступным не только узкому кругу литературоведов, но и широкому читателю. Такому, как я, читающему книги в метро.

Да, к слову о филологах. Я спросил четырёх (!!!) своих знакомых филологов, которые по профессиональной обязанности должны были читать «Улисса», у которых, чёрт побери, курс по нему, читали ли они этот роман? И ни один не читал. Более того, одна дама мне рассказала, что её преподаватель, читавший лекции по «Улиссу» целому курсу, тоже признался тихонечко, что не читал этого романа. Филологи такие филологи, иначе и не скажешь.

А «Поминки по Финнегану» я бы прочёл. Может, когда-нибудь, лет через 20, когда у меня будет меньше работы и больше денег, я в свободное время засяду за их перевод.

…и сердце у него колотилось безумно и да я сказала да я хочу Да.

P.S. Несколько утверждений, не связанных с вышенаписанным текстом:

1. Я искренне считаю, что я вообще не вправе говорить об «Улиссе», поскольку это настолько необъятный и великий роман, что я просто никто и звать меня никак по отношению к нему.

2. «Улисс» очень сильно напомнил мне другой великолепный роман — «Моби Дика» Мелвилла. Я несколько раз перечитывал последний, и там очень много пересечений. Полагаю, Джойс тоже читал Мелвилла до того, как приступил к «Улиссу». Ведь «Моби Дик» — это тоже текст-эксперимент.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Грэм Джойс «Зубная Фея»

nostradamvs, 23 января 2014 г. 23:51

Ну и чего эта книга такая знаменитая? Да, идея более или менее интересна: мальчик случайно увидел зубную фею, и она оказалась довольно мерзостным существом. А потом... длинный роман без сюжета. Появляется один персонаж, другой, третий, потом кто-то пропадает, кто-то снова появляется, на заднем плане всё время маячит зубная фея, маячит и пропадает, потом секс, потом ещё секс, потом снова кто-то появляется, кто-то пропадает, и заканчивается тоже какой-то мутью. Скука-с.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Кормак Маккарти «Кони, кони...»

nostradamvs, 23 января 2014 г. 23:51

Долго не мог вчитаться в эту книгу. Всё никак не получалось. Начинал, бросал, путался. И вдруг — осенило. Пробилось через защиту. И проглотилось одним глотком. Сильная вещь, очень сильная. Про людей, которые отправляются на поиски себя — и, как ни странно, себя находят. Причём в романе ищут себя не только главные герои, но и второстепенные, даже жители мексиканского ранчо и заключённые. Подо мной — седло, передо мной — равнина, и я медленно, не торопясь еду вперёд, и покачивается ружьё на луке седла. И впереди неизвестность, и это прекрасно. Как-то так.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роальд Даль «Матильда»

nostradamvs, 23 января 2014 г. 23:49

Да, книга детская, но... всё равно. Сюжет интересный: умная-умная девочка, глупые-глупые родители, плохая директриса и хорошая учительница — и кажется, что всё должно быть канонично, девочка побеждает глупость и злобу, всех перевоспитывая (как перевоспитали Фрекен Бок в Карлсоне, например). Но вот до конца книги уже всего 10 страниц, а перевоспитания ещё даже не видно, только ползёт и развивается сюжет. Что же будет? Как же Даль выкрутится? Никак: просто все плохие и глупые уедут куда-то далеко и навсегда, причём в основном по собственной инициативе, а хорошие и умные останутся. И это выглядит слабо даже в детской книге.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Владимир Сорокин «Моноклон»

nostradamvs, 23 января 2014 г. 23:46

Сорокин занялся откровенными самоповторами — или в этом сборнике 2010 года просто старые рассказы? Всё это я уже читал. Ну да — сперва какое-то развитие событий, потом приступ, пена изо рта, кровища и сюр.

Но есть один способ гораздо точнее охарактеризовать этот сборник. В начале этого сборника пожилому читателю в анальное отверстие засовывают кайло. Так читатель и продирается через книгу — с кайлом в анальном отверстии. И с наслаждением его достаёт, перевернув последнюю страницу.

Оценка: 1
– [  6  ] +

Владимир Сорокин «Теллурия»

nostradamvs, 23 января 2014 г. 23:44

Сорокин в который раз продемонстрировал блестящее умение жонглировать словами. Роман в новеллах — это хороший жанр, я его люблю, но в данном случае новеллы не складываются в роман, они какие-то все отдельные совсем, они не создают общей картины, а производят впечатление лоскутного одеяла. Поэтому к концу читать было ужасно скучно, едва дожал.

Оценка: 2
– [  11  ] +

Дуглас Адамс «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом»

nostradamvs, 23 ноября 2013 г. 13:24

Даже странно. Классика вроде, а у меня руки только сейчас дошли. Точнее, глаза. И зря.

Потому что лет в 8-12 я был бы в полном восторге, как восторгался тогда, скажем, «Биллом — героем галактики» в исполнении Гаррисона. Но у Гаррисона есть и серьёзные вещи, а Адамс прославился вот этой малоосмысленной, бурной и весёлой космической приключалкой. Логики в ней нет, просто появляются новые герои и локации — детская такая книжонка. Поэтому я её, конечно, осилил, но мнения остался крайне низкого. Пойду-как книги почитаю, чем на это время тратить.

Оценка: 2
– [  2  ] +

Ник Кейв «И узре ослица Ангела Божия»

nostradamvs, 23 ноября 2013 г. 13:22

Нет, простите, пусть Ник Кейв в моём внутреннем воззрении продолжает оставаться музыкантом. Потому что как писатель он вызвал у меня скорее неприязнь и отвращение. Герой романа вызывает омерзение — грязный, противный, убогий, такие же его родители, такие же жители города такая же повсюду обстановка, вечный дождь, слякоть — и бесконечные страницы малоосмысленных духовных переживаний недоразвитого подростка, страница за страницей, гадость за гадостью, и был бы сюжет — его нет, одни переживания, переживания, переживания. И глупая смерть. Скука.

Оценка: 2
⇑ Наверх