fantlab ru

Все отзывы посетителя tick

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Сергей Лукьяненко «Порог»

tick, 7 января 2020 г. 20:14

Это не книга.

Книга — это завязка, кульминация, развязка. Обсуждаемый текст состоит из трех новелл, каждая из которых не является законченным художественным произведением. Одна доведена до кульминации, ещё одна только подступается к ней, и третья обрывается после экспозиции.

Оценка: 1, плюс еще 1 за текст без ошибок.

Оценка: 2
– [  1  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Естествознание в мире духов»

tick, 2 ноября 2016 г. 01:19

Ув. [b]viv[/b] и [b]Johnny_Z[/b] !

В рассказе упоминается

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вальтер Саронян, тот самый, с которым «расправилась» Аньюдинская четверка. И как нам сказали, он стал настоящим героем.
Разумеется, это незначительная сюжетная деталь и она не является целью рассказа, но она придает ему дополнительный смысл.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ольга Чигиринская «Мятежный дом»

tick, 2 августа 2014 г. 05:21

Непосредственное продолжение романа «Сердце меча». Ситуация развивается, страсти накаляются. Герою приходится пройти множество испытаний, физического и морального свойства. Возможно, даже слишком много — читатель может устать и запутаться в переплетении имен, судеб и сюжета. Несмотря на значительный объем текста, психологию второстепенных героев удаётся показать лишь в начале знакомства с ними. Ближе к финалу, когда экспозиция уже развернута, автору пришлось перейти на более функциональный стиль, когда внимание сосредоточено на том, что происходит с героями, а не на том, что они испытывают. Отсюда ощущение суховатости изложения, особенно по сравнению с предыдущей частью дилогии.

В целом, новый роман слегка проигрывает первой части цикла именно за счет отсутствия новизны. Он все так же уснащён японским колоритом, но это уже не так очаровывает. Детали космического быта и инопланетных реалий уже не впечатляют. Погружение в предысторию вымышленного будущего — не даёт ощущения глубины, ведь всё основное уже было сказано в предыдущей части. По сути, роман является очень-очень длинным завершением. К сожалению, лично я ожидал иной развязки главного конфликта. После этого разочарования, оставшаяся часть романа показалась наивной и даже вымученной.

С точки зрения языка, тут всё хорошо, на уровне предыдущего романа, который я оценил на 8 баллов. Но минус один балл за сюжет, итого 7.

Оценка: 7
– [  22  ] +

Сергей Лукьяненко «Мальчик и тьма»

tick, 4 мая 2014 г. 13:04

Внешне очень наивная детская вещь, но на деле она оказывается с двойным посылом.

Мальчику одиноко, и к нему приходит веселый друг, увлекающий в приключение. Однако приключения оказываются опасными, взрослыми.

Друг оказывается притворщиком. Если внимательно проанализировать речевые характеристики Солнечного Котенка, то становится понятно, что он притворяется даже в речи. Так говорят не дети, а взрослые, притворяющиеся детьми. Это потом подтверждается в тексте. Солнечный Котенок оказывается посланцем «взрослой» силы, его сознание обременено взрослыми проблемами, но он использует Даньку для своих целей.

Детские страхи — тьма, одиночество — побеждаются с помощью взрослого, притворяющегося другом ребенка. Сам герой тоже использует другого ребенка, ещё младше, чтобы достичь своих целей. Героя использует взрослая женщина, чтобы достичь своих целей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И для секса.
Всё это описано намеренно упрощённым «детским» языком. Снабжено двусмысленной моралью, когда нет ни истинного добра, ни подлинного зла. И приправлено открытым как бы счастливым финалом.

Оценка: 1
– [  4  ] +

Сергей Лукьяненко «Холодные берега»

tick, 3 мая 2014 г. 16:38

Несмотря на оригинальное фант.допущение, книга вторична в характерах персонажей, полна псевдо-философских размышлений, которые чередуются невнятными описаниями поединков и передвижений.

Количество героев не оставляет им шанса проявить индивидуальность, кроме навешивания штампованных характеристик. Герои фактически не меняются, несмотря на быстро меняющиеся обстоятельства. Выглядит это недостоверно, почему тот или иной герой совершает свои поступки, остаётся неясным.

Книга обрывается на середине повествования, продолжение ждёт читателя во втором томе.

Оценка: 1
– [  2  ] +

Сергей Лукьяненко «Близится утро»

tick, 3 мая 2014 г. 13:11

Продолжение первой части, фактически одна книга разделенная на две, из-за коммерческих соображений.

Финал скомкан, видимо планировалось ещё продолжение, но не случилось.

И хорошо, читать это было утомительно уже в первой книге.

Оценка: 1
– [  7  ] +

Сергей Лукьяненко «Звёздная тень»

tick, 3 мая 2014 г. 13:04

Вторая часть дилогии, а на самом деле — прямое продолжение первой части.

Герои всё те же, сюжет по прежнему то несётся вскачь, то замирает, буйная фантазия сменяется провалами и длинными периодам ни о чем.

Кое-как подобравшись к финалу, читателю предлагается идеологическая пустышка мещанства как ключевой фактор для решения проблем вселенского масштаба.

Отдельно хочется отметить антропоцентризм, переходящий в латентную ксенофобию, которым пронизана заключительная часть книги.

Оценка: 1
– [  7  ] +

Александр Громов, Сергей Лукьяненко «Реверс»

tick, 3 мая 2014 г. 12:56

Сюжет — полная белиберда, невнятица. Герои неразличимы, чисто функциональны. Язык скуден, много ляпов, безграмотности.

Нечитабельно.

Оценка: 1
– [  6  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»

tick, 18 ноября 2013 г. 14:40

Гениальное произведение.

Это «гоголевская шинель» отечественной фантастики. Здесь есть все жанры — фантастический боевик, попаданчество, социальная и философская фантастика, юмористическая. Про фэнтези я уж и не говорю, есть все её аттрибуты — условное Средневековье, короли, мечи, колдуны. Даже любовная линия есть, и ещё какая! Нет разве что киберпанка и танчиков. Но тут уж извиняйте, вместо танка — вертолёт.

Поэтому каждый должен прочитать «Трудно быть богом», чтобы затем было с чем сравнивать шедевры отечественной фантастики.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Сергей Лукьяненко «Застава»

tick, 2 ноября 2013 г. 03:47

Новый сеттинг, старые подходы.

Мир Центрума служит перевалочной базой между мирами.

Главный герой — пограничник на заставе. Вокруг — мир пара и железных дорог.

Внезапно появляется угроза от таинственной цивилизации из параллельного мира.

Всё это очень напоминает дилогию Черновик-Чистовик, только разыграно в чуточку иных декорациях.

Но главный герой по-прежнему слегка отважно спасает друзей и сотрудничает со спецслужбами ради высшего блага.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В финале, как в упомянутых романах, герой отказывается от обладания Большой Тайной ради традиционного и устоявшегося быта.

Язык обычный лукьяненковский. Не обошлось без героя-подростка, легкого намёка на эротику и парочки смертей. Однако, начиная новую серию, читатель может быть уверен, что главный герой устремится в сиквел.

Оценка: 1
– [  4  ] +

Наталья Жукова, Борис Жуков «Экскурсия»

tick, 20 марта 2013 г. 22:15

Фанфик. Но милый. И юмор не глупый.

Особенно хороши образы хоббитов.

Ещё приятно, что нет «еськовского» «нэ так всо было, савсэм не так».

Не люблю, когда переиначивают.

Хороший фанфик.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Раду Нор, И. М. Штефан «Путь к звёздам»

tick, 10 января 2013 г. 10:37

Молодой румынский астроном Матей Бутару предлагает высадиться на астероид, чтобы организовать с него исследования планет Солнечной Системы. Социалистическая Румыния с помощью «страны победившего коммунизма — Советского Союза» строит космический корабль для этой экспедиции. После несложной подготовки, команда румынских учёных отправляется в космос. Традиционное для фантастики 50х изумление перед невесомостью, лёгкая экскурсия по гигантскому советскому искусственному спутнику Земли, и вот — ракета на астероиде.

Высадившись на астероид, учёные строят базу, разводят цыплят и оранжерею. Затем отправляются на Венеру, покрытую оранжевой растительностью и населённую всяческими динозаврами. (Не забываем, что это 1957й год). Возвратившись на астероид, им предстоит пережить приближение к Солнцу. Страшная жара чуть не погубила экспедицию.

Прилетев на Марс, герои обнаружили остатки древней цивилизации. Сначала их захватили дикари, чтобы принести в жертву, но потом они познакомились с высокоразвитыми марсианами из подземного города. К сожалению, астероид не ждёт и пора улетать. Впереди — опасности пояса астероидов. Но ученые живут ради науки, и Земля ждёт результаты открытий. Однако, столкновение с кометой уничтожает их ракету и они не могут вернуться! Наступает последний час. Но что это? Приближается ракета, мы спасены! Ура, советские друзья прилетели на помощь!

«Ракета молнией пронеслась по свинцовому небу. В диффузоре слышались песни, посвященные великой победе, одержанной астронавтами, передаваемые всеми станциями Земли.»

Finis coronat opus.

Удивительные приключения описаны удивительно суконным языком. Лекции о природе невесомости, рассуждения о героизме и научном долге, влечение между главным героем и главной героиней, не заходящее дальше нежной руки, положенной на мужественное плечо. Масса любопытных деталей — например, движущиеся тротуары и автомобили с атомными двигателями. Знакомо, не правда ли?

Роман представляет собой несомненный образец жанра «космическая фантастика золотого века социалистической НФ».

Оценка: 5
– [  2  ] +

Михаил Ахманов «Ливиец»

tick, 17 февраля 2012 г. 10:34

Роман «Ливиец» является парным к «Среде Обитания» (http://www.fantlab.ru/work29196), вместе они составляют тандем утопия+антиутопия. Об этом Ахманов пишет в послесловии, проводя аналогию с «Туманностью Андромеды» и «Часом Быка» Ефремова.

Также Ахманов признаётся, что толчком к сюжетной интриге стал цикл Филипа Фармера «Мир реки» (http://www.fantlab.ru/work8155) и его ключевая интрига. Однако решение Ахманов предлагает другое, точнее — никакого, оставляя читателя самостоятельно раздумывать над проблемой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
воскрешения предков

Описания будущего и прошлого достаточно убедительны, развитие сюжета перебивается размышлениями героя, что позволяет ввести читателя в круг проблематики, ради которой написан роман. Главный герой Андрей «Ливиец» не выглядит ни этаким Дар Ветром, ни нашим современником — соблюдён баланс между отстранённостью и прибли́женностью. Другой герой — наш современник из романа «Среда Обитания» — показан со стороны, зачастую излишне утрировано. Вообще точка зрения, с которой написан текст, находится вне личности Андрея, хотя формально повествование почти всегда идёт от его лица. Это напоминает сновидение, когда спящий видит самого себя как бы сверху, наблюдая и иногда даже влияя на происходящее. Так концепция мниможизни из романа проникает в его повествовательную ткань.

Самыми интересными кусками являются две древнеегипетских зарисовки. Трактовки Ахманова могут быть спорны, однако безусловно привлекают внимание живым ви́дением ушедшей цивилизации. На их фоне рассуждения о будущем слегка блекнут. А уж персонаж Принц, формально претендующий на роль Главного Злодея, вообще оказывается

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не опаснее царапающегося котёнка

Однако безусловно роман является событием в отечественной фантастике. Это полноценный утопический роман, я бы поставил его чуть ниже ефремовской «Туманности Андромеды», «За Перевалом» Савченко или «Галактического Консула» Филенко.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Владимир Савченко «За перевалом»

tick, 11 февраля 2011 г. 14:25

Роман — один из редких образцов настоящей советской утопии. На моей личной воображаемой книжной полочке стоит рядом с «Туманностью Андромеды» И.Ефремова и «Каллисто» Г.Мартынова.

Одно несомненное достоинство романа — главный герой не является хорошим, или тем более идеальным. Профессор Берн — типичный представитель своего (и нашего) времени, оказывается в мире иных этических установок. И проигрывает, не сумев адаптироваться к коммунистическим реалиям XXII века.

То, что роман написан в 1984г, наполняет его скептицизмом в отношении нашего современника, которое в полной мере нашло отражение в романе Савченко «Должность во Вселенной». И этот же скептицизм — основа еще одной несомненной удачи автора. Савченко удалось показать не просто гармоничное общество будущего, но и описать то, как случился такой переход от нашего мира. Это большая редкость в жанре утопии, и на мой взгляд, это второе достоинство романа.

Более того, философски выстроена концепция цивилизации, которая способна обеспечить такой переход. Это как руководство к действию, план для тех, кто собирается построить свою жизнь. В подростковом возрасте, когда есть стремление занять своё место в жизни, этот роман помогает правильно расставить приоритеты.

Конечно, это больше роман об идеях и путях цивилизации, чем о конкретных людях. Но жанр утопии предполагает именно такой взгляд. Главное в романе — это взаимодействие Человека и Общества, а не человека и человека.

Стоит отметить, что Савченко, как представитель старой школы, не позволяет себе и малейшего отступления от научной достоверности. Для современной фантастики это большая редкость, поэтому роман и здесь служит образцом.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ольга Чигиринская «Сердце меча»

tick, 24 мая 2009 г. 02:20

Ольга Чигиринская, известная как автор «По ту сторону рассвета», написала роман в жанре космооперы. Традиционные элементы этого жанра — космические корабли, рубки-переборки, бластеры, принцессы и любовь — причудливо сочетаются с японским колоритом и католическим прозелитизмом (проповедью). Все это выстраивается в картину необычного мира, где земное человечество, расселившись в космосе, породило две цивилизации. Одна основана на католической вере, другая похожа на средневековую Японию. Между ними война — не только война в космосе, но и война идеологий. И молодой герой, чья вера крепка, а чувство долга превыше жизни, попадает в самое сердце врага. В обоих смыслах. В какой-то момент автор излишне увлекается страданиями своих героев, так что сюжет практически останавливается. Затем действие обретает новые движущие силы, но тут... роман заканчивается. Остаётся ждать выхода второй части.

Стиль Чигиринской, известный по ПТСР, тут вполне сохранён. Читателю в равной мере предъявлена как внешная канва событий, так и внутренние переживания героев. Исторический фон и прошлое героев вводится постепенно и естественно, сохраняя интригу, однако внимание читателя может быть утомлено многочисленными подробностями придуманной вселенной. Но легкий юмор и в целом любопытные социологические концепции автора удерживают читателя до финала. Для любителей анимэ и японской культуры в тесто романа подсыпаны вкусные печеньки.

Интересная деталь: мир романа — это будущее нашей Земли, но инопланетяне шедайины напоминают эльфов Толкина — у них долгая жизнь, их эстетика возведена в жизненный принцип, мораль причудлива и отношения с людьми загадочны. И, как узнает внимательный читатель, в этой же вселенной где-то существует Берен Белгарион из пролога к ПТСРу. Таким образом, у Чигиринской выстраивается метамир, включающий Арду и Землю. В определенном смысле, эти два долгих романа — ПТСР и Сердце Меча (с продолжением) — являют собой дилогию, раскрывающую нерелигиозному читателю внутреннюю сторону человека, пришедшего к вере.

Те, кому понравился ПТСР, в положительных рекомендациях не нуждаются — они с удовольствием прочитают «еще что-то в таком же духе». Тем же, кто впервые познакомится с творчеством Ольги Чигиринской, остаётся только позавидовать. Однако роман нельзя порекомендовать любителям легкого чтения и фантастических боевиков, а также поклонникам православного империализма.

Оценка: 8
⇑ Наверх