Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Grark» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1 [2]

Статья написана 28 сентября 2016 г. 17:06

      23 августа 2011 г. я обратил внимание на появившуюся социальную сеть для зрелых людей "Макспарк". Поинтересовался, кто в ней участвует и нашёл много интересных, известных в стране людей. Зарегистрировался с желанием пообщаться с теми, кто ближе к моим интересам. Конечно, сразу обратил внимание на Бориса Натановича Стругацкого, в "Макспарке" он много помещал статей, в основном — в виде ответов на вопросы, которые ему постоянно задавали. Читать было интересно, у Б.Н. всё всегда разложено по полочкам, он делал прогнозы и всегда ощущалась его сила воли. Подумал и попросился к нему в друзья. Всего тогда у него было где-то менее четырёх сотен друзей, не ожидал, что он меня примет. Но Б.Н. спокойно на следующий день это сделал. Не успел я с ним много пообщаться в переписке, потому что спорить было не о чем ( а поспорить со Стругацким хотели многие!), потом он перестал посещать сеть. Уже в ноябре 2012 года его не стало. И тихо скончался организованный им журнал "Полдень. X|век" с фантастическими рассказами и повестями , в основном, молодых авторов. Теперь, благодаря инициативе его учеников, последователей, особенно Романецкому Н.М., журнал возродился.


Статья написана 24 сентября 2016 г. 09:15

     В давние времена (шутка — я имею в виду всего лишь 60-70-80-е годы прошлого столетия) появилось много молодых людей, увлёкшихся той фантастикой, которую выпускали — и достаточно много — писатели, прошедшие большую жизненную школу, принимавшие участие в ВОВ, оставшиеся когда-то без родителей, а также сменившие профессию ради полюбившегося мастерства писателя. Мы запоем читали отрывки из новых романов и повестей в таких журналах, как "Техника — молодёжи", "Знание — сила", "Наука и жизнь", "Уральский следопыт", "Искатель" и др., даже в газете "Пионерская правда". После выходили небольшими тиражами (100 тыс. экз.) книги этих авторов, мы гонялись за ними, но купить было тогда трудно — слишком много любителей. Около книжных магазинов в столице у незнакомых людей приходилось покупать втридорого. В 1988 году, будучи в Ялте, купил на книжном рынке за последний перед отъездом стольник "Наследник из Калькутты" ( пусть не фантастика, но такие книги также ценились). Сейчас стольник это не менее 10 000 рублей! Так о чём я хотел рассказать? О том, что сейчас пишут фантастику молодые люди, родившиеся после 70-80-х. Пишут много, лучшие произведения издают на пробу тиражом до 3 000 тыс. экз. и не расходится тираж. Почему? Моё мнение такое: в основном они занялись сочинительством произведений, раздробивших добротную научную фантастику всякими дополнительными поджанрами: антиутопия, хоррор, фанфики, постапокалипсис, стимпанк, социальная фантастика, космоопера, философская опера, попаданцы и т.д. У меня создалось впечатление, что многие из них — особенно многочисленные женщины, слепившие любовные похождения с космическими — не читали ни Ивана Антоновича Ефремова, ни братьев Стругацких, ни Громову, ни Альтова, ни Мартынова, ни Росоховатского, ни Днепрова, ни Гуревича, ни Ларионову, ни Томана, ни Ларина (если только "Старика Хоттабыча"), ни Снегова, ни Колпакова и других, в том числе иностранных авторов. Даже А.Толстого "Гиперболоид инженера Гарина" не смотрели на экране, а чтобы читать...Тех, у кого можно было бы чему-то поучиться, они не читали и ничего почерпнуть не могли. Раньше учились в Литературном институте им.Горького, а сейчас этого не требуется.

      Конечно, я понимаю, что вкусы меняются, даже одного возраста люди предпочитают разной направленности произведения. И это правильно: люди не могут быть одинаковыми, иначе будет слишком скучно в нашей жизни. Сам я с удовольствием перечитываю у Стругацких "Трудно быть богом", "Далёкую Радугу", трилогию про Каммерера, кончая повестью "Волны гасят ветер"(лучшая, на мой взгляд, вещь у братьев), очень люблю "Стажеров", "Возвращение". И есть вещи, которые принимаю с трудом, хотя, естественно, читал (та же "Улитка на склоне", "Второе нашествие марсиан", "Град обреченный", Гадкие лебеди" и др.). Не буду врать, но приключенческие повести Ефремова в "Великой Дуге" прочитал с трудом, а его документальную повесть "Дорога ветров" меня вообще не заинтересовала, хотя все фантастические вещи Ефремова меня заворожили, несмотря на сложность изложения. О "Таис Афинской" нужно говорить отдельно, это впечатляющий шедевр, историческая поэзия с главной героиней — женщиной! У Ефремова во всех произведениях женщина — олицетворение возвышенного. И что очень важно: в текстах его романов есть много фраз, которые так и просятся в эпиграфы современных фантастических работ. Он был провидец и философ с большой буквы!

      Советую молодым писателям заглядывать в книги наших "корифеев" фантастики прошлых лет, они сразу найдут своё для чтения и это сослужит хорошую службу в дальнейшем. Недаром Стивен Кинг давал аналогичный совет авторам(примерно): работая над своими произведениями обязательно отрывайтесь на чтение книг!


Статья написана 20 сентября 2016 г. 12:06

  

      Прочитал на днях (в который раз за свою 70-летнюю жизнь) "Туманность Андромеды" Ивана Ефремова. У меня — её первое издание 1957 года. Когда-то книгу мне отдал (?) мой друг, он их не собирал, обладал прекрасной памятью, никогда не перечитывал. А я читаю и смакую. И захотелось поделиться с любителями фантастики одной интересной особенностью. Не знаю про всех писателей, их очень много. Но два наших "корифея", несмотря на значительную разницу по времени в появлении на свет, имеют кое-что общее в судьбе и оставили одинаково значимый след в отечественной фантастике — и не только в литературе.

      Иван Антонович Ефремов родился в год падения Тунгусского метеорита (1908 г.), прожил 64 года. Доктор наук, один из величайших палеонтологов мира своего времени, создатель тафономии, философ. Написал до "Туманности Андромеды" циклы рассказов "Эллинский секрет" и "Звездные корабли", а затем приключенческую повесть-дилогию "Великая Дуга", документальную повесть "Дорога ветров", ряд рассказов, не попавших в сборники, после "Туманности Андромеды" (этот роман ознаменовал собой некий рубеж в его литературном творчестве) — повесть "Сердце Змеи" ( очень неожиданную для того времени ), роман-приключение "Лезвие бритвы" (его главный герой остался в моей памяти на всю жизнь!), роман-предупреждение "Час быка" и прекрасную, больше философскую вещь, чем просто исторический роман "Таис Афинская". У меня тетради были исписаны извлечениями из неё, которыми можно было начинать в виде эпиграфов любые будущие повести и романы. Но держал их в столе и туда же собирал свои наброски и темы, к которым вернулся после работы на большом предприятии ( куда поступил после получения специального образования). В своих главных произведения Ефремов воспевал красоту и чистоту женщины, находил огромное количество возможностей для этого из русского языка. Я не знаю других авторов, так здорово отразивших в своём творчество именно женщину.

      Кир Булычев ( Игорь Можейко) родился в 1934 году, прожил 68 лет, доктор наук, историк, востоковед, сценарист, литературовед, переводчик. Писал фантастику исключительно под псевдонимом — боялся проблем на работе. Издано 18 томов его произведений, разделённых на циклы героями (Алиса Селезнёва, Павлыш и др.). Думаю, что никто Булычева по работоспособности при написании книг не обойдёт в ближайшее время.

      У меня спросят, а почему я связал этих авторов вместе в короткой заметке? Они были необыкновенно работоспособны, за свою короткую жизнь создали много в науке и в литературе. Произведения у них отличаются, другого быть не может. Каждый человек имеет своё видение мира, по своему его воспринимает и по своему отражает в литературе.


Страницы:  1 [2]




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 3

⇑ Наверх