Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Г. Л. Олди» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8  9 ... 139  140  141

Статья написана 2 января 09:46

Очень любопытные размышления Ольги Введенской о романе Г. Л. Олди «Сильные»:

Недавно прочла «Сильных». Благодарю авторов за прекрасную книгу!

Одно из ее достоинств – она набита загадками, которые интересно разгадывать.

Когда-то уважаемые авторы написали, что автор может позвать читателя в путешествие.

Так что перед вами своего рода путевые заметки. Извиняюсь перед авторами, если мои домыслы идут вразрез с авторским замыслом.

Приглашаю читателей к обсуждению.

1. Почему боги в «Сильных» такие странные, сонные? Почему их нужно будить, чтобы в них включалась человеческая личность?

Тот, кого в Осьмикрайней называли Сиэр-тойоном, нервно поправляет галстук и снимает с лацкана несуществующую соринку.

-- А вам нравятся греческие отморозки? Нет? Вот первое, что мы сделали – застраховали себя от злоупотреблений служебным положением. Ненавижу самовлюбленных ничтожеств, упивающихся властью! А перерождение в таких было бы, увы, неизбежно.

Поэтому я голосовал за реттийскую метафизику души. Слышали о такой? Имя Клофелинга вам о чем-нибудь говорит? Вот и хорошо, тогда поймете. Тень, сияние, имя – три проекции души на мир. Имя у бога гипертрофировано, расширено до пределов небес и краев земли. Тень получает дополнительные возможности, наподобие визга, слышного свозь слои мира. А вот сияние от всего этого рассеивается, распыляется.

-- У нас самые дисциплинированные боги, у них просто не возникает желания чудить! -- восклицает Сиэр голосом рекламного диктора. И продолжает нормальным тоном:

-- К сожалению, это имеет свои минусы. Вы думали, богом быть легко? Да, на мускулы нагрузки нет. А на душу? Чувствуешь себя каким-то гребцом на галере – ничего, кроме работы, в голову не вмещается. Не потому, что сил нет – души не хватает! Превращаешься в функцию. Какие там друзья-знакомые – себя с трудом вспоминаешь. Родных еле узнаешь: живые? Ну и славно.

[Так вот что происходит с рабами помпилианцев в «Ойкумене», -- подсказывает кто-то во мне, -- У них страдает сияние! Богам Осьмикрайней хорошо, у них есть подпитка энергией от Нюргуна. А бедняги-рабы все тянут из себя -- и утрачивают салгын-кут... то есть, сияние, то есть эмоции и самосознание, и превращаются в роботов.]

Сиэр меж тем продолжает:

-- К сожалению, этот процесс еще и автокаталитический. Сам себя усиливает. Чем больше бог пребывает богом, тем меньше он хочет «просыпаться». В нем остается все меньше личности, он превращается в стихию. Хочешь помнить себя – изволь время от времени бывать человеком. Слабым и убогим. Жадным до наслаждений. Любящим и семейным. Заносчивым. Любым, только бы человеком! Ар-дьялай! Я начал понимать олимпийцев. Презираю! Но понимаю.

Сиэр переводит дыхание. Делает глоток кофе из пластикового стаканчика, морщится и продолжает:

-- Совсем лишаться себя мы тоже не хотели. Поэтому богов и стихий много. Каждый взял себе небольшой кусок мира. Если бы какой-нибудь идиот попытался из человека стать богом всего сразу – его личность просто размазало бы по вселенной, как кота, попавшего под грузовик!

[Привет Кришне, -- шепчет внутренний голос.]

2. Что происходит с боотурами при перековке?

Мастер Кытай грустно вздыхает и поправляет белый халат.

-- Работа с тенью. Вернее, с тенями. Вы думаете, бедняга Эсех был исключением? Только в том смысле, что все его тени были видны стороннему глазу. А так, у каждого боотура в каком-то смысле три тени, три возможных конфигурации тела: человеческий облик, расширенный ... и адьярай Нижнего мира. Да, мы дали нашим детям и такой «скафандр».

Странные существа люди: все удивляются, как в семье адьяраев родился Эсех, которого «заклинило» в человеческом облике. И при этом никого не поражает, что боотуров Нижний мир «переплавляет» в чудовищ. Что их буор-кут, она же умбра, она же тень это позволяет.

К сожалению, дополнительные возможности дались за счет уменьшения салгын-кут.

Никто не придал этому значения. «Временно! – говорили мне. – Это все временно!» Никто не понял, что Нижний мир может стать ловушкой для боотуров. И уж точно никто не предполагал, что после окончания эксперимента умбра мальчишек, прошедших Кузню, останется «перекованной»! Или предполагал? Или это и было целью эксперимента? Я уже всякое подозреваю. Когда засыпаешь в одном мире, а просыпаешься в другом – разное думается.

3. Нюргун сидит на скамейке в больничном саду. Вокруг зеленеет лето. Цветет карагач, который я привыкла называть греческим словом «акация». Нюргун задумчиво отрывает желтый цветок, кладет на ладонь и внимательно разглядывает. Я разглядываю его. Красивый парень в белой больничной пижаме и кожаной меховой безрукавке – для тепла. Умыт, подстрижен – хоть в ЗАГС веди! Осторожно подхожу поближе.

-- Нюргун, ты очень загадочный.

Он не глядит на меня. Как ни странно, это придает мне смелости, и я продолжаю:

-- Ты говоришь, словно расширенный боотур. Словно ума у тебя с хлебную крошку. И своей воли у тебя, считай, вовсе нет. Но при этом ты знаешь что-то, чего не знают твои родные. Чего вообще никто в этом мире не знает. Например, ты знал, что за «черная дыра» была в твоем сердце. Ты очень ждал рождения сына, держался изо всех сил, а когда он родился – спокойно позволил дыре втянуть всех и вся. Почему?

Нюргун молчит. Он оторвал взгляд от цветка, и глядит, вроде бы, в мою сторону, но застывшие глаза смотрят сквозь, на что-то, для меня непостижимое. Ладно, зайдем с другой стороны.

-- Нюргун, я тебе книжку принесла. Почитать. Вот, послушай:

«Только что окончательно затянулась невидимая рана в твоем сердце – то самое отверстие, из которого хлестала сияющая пустота Хумгата.»

[-- Откуда ему знать, что такое Хумгат?! – орет внутренний голос. Торопливо исправляю оплошность.]

-- Хумгат – это такая дырка, через которую можно попасть из мира в мир, понимаешь?

И, не дождавшись ответа, продолжаю читать:

"Дверь, которой ты был, снова надежно заперта. Поэтому, собственно, тебе сейчас так плохо – все твое существо страдает в разлуке с непостижимым, которое еще недавно заполняло тебя целиком. Но такая тоска, поверь мне, целительна. Считай ее чем-то вроде посвящения. Именно с тоски по непостижимому начинается настоящая жизнь."

Нюргун не реагирует. Добавляю:

"Жизни твоей больше ничего не угрожает. Сердце, сперва разорванное, а потом заштопанное самой вечностью – куда более надежная гарантия неуязвимости, чем, скажем, отравленная кровь..."

Нюргун по-прежнему смотрит в пространство. Потом произносит, словно вынося приговор:

-- Фрай. Не люблю.

Ну да, он ведь тоже сын Закона-владыки.

Может ли сын быть сильнее отца?

У богов – запросто.


Статья написана 31 декабря 2017 г. 09:38


Статья написана 29 декабря 2017 г. 09:28

Г. Л. Олди, «Побег на рывок», рецензия jacob_burns (оригинал по ссылке: https://jacob-burns.livejournal.com/130778.html):

Трилогия, четвертая по счету в цикле про Ойкумену. Сбылись мои мечты про фантастику, посвященную одновременно космосу и телепатии (и другим сверхспособностям человеческого разума). В далеком будущем люди заселили всю галактику, при этом многие из них мутировали до такой степени, что образовали новые расы с уникальными способностями. Некоторые же наоборот — деградировали. Так главные герои "Побега" — беглецы из мира технически и социально напоминающего средневековую Испанию.

У Олди всегда очень сложный, многосторонний контекст, но в Ойкумене и конкретно в Побеге они довели эту черту до предела. Здесь и социальная адаптация испанского дворянина в современное (даже футуристическое) общество, и развитие сложных сформировавшихся рас — а данном случае в центре внимания гематры — человеки дождя Ойкумены, живые компьютеры, для которых эмоциональная сфера — темный лес. Шанс стать людьми есть и для этих шелдонов куперов, так же как в прошлой трилогии нашелся шанс для расы рабовладельцев, использующих рабов как батарейки. Тут надо отметить, что Олди не используют концепцию зла в своих построениях. По крайней мере зла абсолютного. Так рабовладельцы, которые не могут не вызывать отвращение самим фактом своего существования, с одной стороны показаны как заложники своей сущности, с другой получают шанс превратить минус в плюс. Убийца девушки, наглый самовлюбленный испанский гранд, неожиданно оказывается ключом к очень важному прорыву в реальности Ойкумены, а личная месть героя убийце очень быстро уходит на задний план. У героев находятся несравнимо более важные задачи.

Другая линия — эволюционный скачок всего человечества. Уже не только космические корабли бороздят просторы большого театра, но и человек может стать таким кораблем. Не любой, конечно. Экзистенциальное мышление Олди таково, что такие полеты сродни измененному состоянию сознания, что намекает в свою очередь, что наш мир и космос — иллюзия. Собственно, все суперспособности развитых рас — в той или иной степени — измененное состояние сознания.

Следующий шаг в развитии — обычные люди могут объединяться в команды и становиться такими живыми звездолетами, подменяя космос коллективной галлюцинацией. И да, им не обойтись без отвратительных рабовладельцев-помпилианцев, и их способ обращать в рабство может быть трансформирован в нечто полезное, например в космические полеты.

В четвертой же части получает развитие еще одна линия. до сих пор копившая критическую массу — тема контакта. Во вселенной живут существа, вообще ничего общего с людьми не имеющие. Абсолютные негуманоиды, не киноиды, не котоиды, нечто вообще человеческому разуму не знакомое. Но даже с этими существами можно наладить контакт, именно это в Побеге на Рывок и происходит, это — глобальная цель сложнейшей многоходовки трилогии, да и всего цикла.

Резюмирую: Олди написали идеальную космооперу, какой вы никогда не увидите по телевизору. Количество и уровень поднимаемых тем зашкаливает. Тонкое сложное произведение о вселенной и человеческом разуме, которые не так уж и далеко друг от друга ушли.


Статья написана 25 декабря 2017 г. 08:57

Нашим читателям в Украине: книги Г. Л. Олди «Бык из машины» и «Бездна голодных глаз» в интернет-магазине «Одиссей». Цены более-менее вменяемые, доставка есть, а главное, название магазина символичное! :-)

http://odissey.kiev.ua/product_1238983.html

http://odissey.kiev.ua/product_1239215.html


Статья написана 20 декабря 2017 г. 09:56

Топ-10 лучших фантастических книг 2017 года по версии Яна Бадевского (полностью по ссылке):

3. «Бык из машины» Г. Л. Олди

Мне понравилось в Кекрополе. Дождливый и сумрачный мегаполис, нуарная атмосфера, цифровые боги… Олди умеют поднять важные философские проблемы, нарисовать яркий антураж и заворожить силой слова. «Бык из машины» — одна из тех книг, которые нужно читать неспешно, смакуя каждую страницу. Мифологические аллюзии вплетаются в текстовую ткань, формируя новые литературные пласты. Великолепно.

https://golos.io/vox-populi/@poesie/rubrika-postgum...


Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8  9 ... 139  140  141




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 210

⇑ Наверх