Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 22 декабря 2023 г. 10:00

Хотя я остался не в восторге от томика Тома Пиккирилли, выпущенного в "Легендах хоррора", мне все же захотелось ознакомиться с его другой работой — романом "Академия мрака". Данное желание возникло сразу по нескольким причинам. Во-первых, меня привлек достаточно любопытный синопсис книги, о котором пойдет речь ниже. Во-вторых, я обратил внимание на наличие у произведения "Премии Брэма Стокера" (да, сейчас эта награда мало что значит, но полагаю, что в начале 2000-х она еще не являлась пустым звуком). Ну и в-третьих, мне было сложно пройти мимо столь красивого издания с иллюстрациями, открывающего новую серию "Короли ночи". Да и в принципе я вполне мог ошибиться насчет таланта автора, сделав поспешные выводы на основе всего лишь двух его романов.

В общем, пазл сложился и я принялся за чтение "Академии мрака", в центре внимания которой находится студент Калеб Прентисс, учащийся на последнем курсе некоего высшего учебного заведения. Вернувшись после зимних каникул в родное общежитие, он обнаруживает в своей комнате плохо закрашенные следы крови. Заинтересованный необычной находкой, парень узнает, что пока он отсутствовал, к нему в берлогу временно подселили девушку Сильвию Кэмпбелл, которую впоследствии жестоко убили. Поскольку это происшествие перекликается с детской травмой нашего героя, то он решает выяснить кем была жертва и кто мог отправить ее на тот свет. Но, естественно, Калебу пока не ведомо, какой жирный пласт из местных университетских кошмаров ему предстоит раскопать. Пласт настолько глубокий и зыбкий, что в нем можно с легкостью сгинуть навсегда...

Все-таки не зря я ругал Пиккирилли за "Хор больных детей" и "Скорбь ноября", ибо все ранее обозначенные мной минусы этих книг присутствуют и в "Академии мрака". Начну, пожалуй, с того как выстроена история невезучего студента. И здесь я, как ни странно, готов похвалить автора за более чем интригующую завязку, в которой мы знакомимся с главным героем и его безрадостным прошлым, встречаем колоритных друзей Калеба и его эксцентричных преподавателей, а также постепенно узнаем обстоятельства смерти Сильвии, покинувшей этот мир в возрасте восемнадцати лет.

Однако после вышеуказанных моментов текст стремительно сдувается и деградирует до какой-то нелепой писанины, в которой не нашлось места ни для полноценного расследования гибели девушки, ни для погружения в адскую подноготную сотрудников ВУЗа, причастных к ее безвременной кончине. Вместо этого Пиккирилли заставил Прентисса бесполезно слоняться по кампусу и его окрестностям и периодически вступать в не несущие большого смысла разговоры с другими персонажами. Когда же автор по всей видимости вспомнил, что он пишет не просто роман о рефлексирующем неудачнике, а хоррор, то ближе к финалу попытался исправить ситуацию, вывалив на страницы книги ворох страшных подробностей. Вот только сделал это настолько криво, что все его усилия по запугиванию читателя так и не достигли цели.

Похоже Том забыл (или вовсе был не в курсе), что ужасы не работают, если предварительно ты не подготовишь для них основу: не разбросаешь по тексту намеков на скорое появление чего-то кошмарного, не сгустишь атмосферу вокруг героев, не повысишь в нужный момент градус напряженности между ними. Вот как это должно быть. А взять и тупо добавить невнятного хоррора лишь в развязку книги — это совсем уж ленивый поступок и неуважение к тем, кто возьмет твое детище в руки в надежде на мрачное и пугающее повествование.

Короче говоря, итог получился не утешительный. "Академия мрака" — это посредственный роман, который может похвастаться только добротной завязкой сюжета. В остальном же — полный разброд мыслей и бесконечные шатания центрального персонажа, ведущие в никуда. Так что лучше подумайте дважды, нужно ли вам тратить силы на знакомство с такими ужасами, пусть даже они отмечены известной литературной наградой и упакованы в красивую обертку.

Оценка: 5/10.


Статья написана 15 декабря 2023 г. 14:08

Казалось бы, сколько уже прочитано хорроров про маленькие городки, а руки все равно так и тянутся к очередному томику про зло, разбушевавшееся в американской глубинке. И совсем недавно на мои глаза попалась как раз такая книга Тодда Кейслинга под названием "Девилз-Крик".

Сюжет романа стартует в 1983-м году с эпизода уничтожения Церкви Святых Голосов — деструктивной секты, обосновавшейся в лесу недалеко от городка Стауфорд в штате Кентукки — в ходе которого должно было состояться жертвоприношение шести юных мальчиков и девочек во славу безымянного бога.

К счастью, бабушки и дедушки вышеуказанных детей смогли дать отпор обезумевшему проповеднику Джейкобу Мастерсу, после чего сожгли место поклонения жуткому подземному существу и вернулись в Стауфорд, дабы воспитывать племянников и племянниц в здоровой цивилизованной атмосфере. В последствии каждый из "Стауфордской шестерки" выбрал свой жизненный путь, отягощенный травмами общего прошлого.

А повествование тем временем переносится на тридцать лет вперед и сосредотачивается на одном из спасшихся — художнике Джеке Тремли, который возвращается на малую родину, дабы решить вопросы, связанные с наследством своей бабушки, чья смерть послужила сигналом для пробуждения темных сил. И теперь Джеку и его братьям и сестрам придется объединиться, чтобы окончательно уничтожить Мастерса и закрыть дорогу в наш мир для мерзкого создания, которому тот преданно поклонялся все эти годы.

Не хотелось бы опять упоминать роман "Оно" Стивена Кинга, но произведение Кейслинга действительно похоже на него. Автору отлично удалось передать атмосферу провинциального городка, населив его разнообразными персонажами с легко узнаваемыми типажами. Также Тодд не поленился детально описать угрозу, нависшую по сути не только над Стауфордом, но и всей планетой, и напоминающую отчасти зомби-апокалипсис, с поправкой на то, что живые мертвецы вместе со скверной стремятся распространять семена своей ужасной и чуждой всему светлому веры. Ну и конечно стоит отметить неплохо продуманный и эффектный экшен, коего в книге хватает.

Роман вообще получился весьма кинематографичным. Иными словами, в ходе чтения у тебя не возникает проблем с мысленной визуализацией текста, а некоторые сцены так и кричат о том, что им самое место на экране. Только вот при всей красочности и динамичности книги, я бы сказал, что ей скорее подходит малый экран, чем большой. Почему так? А потому что Кейслинг настолько увлекся придуманной им вселенной, что не смог в нужный момент остановиться и раздул историю до чересчур уж огромных размеров. В результате роман стал страдать от множества эпизодов, в которых автор по десятому разу мусолит либо одни и те же переживания героев, либо аспекты религиозного учения Джейкоба Мастерса (уверен, что у тех, кто уже ознакомился с книгой, ближе к ее финалу прямо-таки сводило скулы от фраз типа "Его воля и Старые Обычаи неразделимы" и "Мои милые агнцы").

Однако если воспринимать роман как сценарий для многосерийного телевизионного проекта, то детище Тодда Кейслинга прекрасно "ложится" в рамки данного формата. В нем полно клиффхэнгеров, подходящих для завершения того или иного эпизода, а упомянутые самоповторы будут приятным подспорьем для зрителей, пропустивших первые серии. Иными словами, если человек включит "Девилз-Крик" в середине сезона, то он без труда вникнет в происходящее и почти наверняка захочет посмотреть с чего начался весь этот пугающий замес.

Но всё это работает только в рамках экранизации книги. Тогда как в печатном виде роман очень быстро утомляет и приходится прилагать определенные усилия, чтобы добраться до его развязки, которая, кстати говоря, вышла на удивление логичной и лаконичной.

Подводя итог скажу, что "Девилз-Крик" — это в целом годный классический хоррор, не отягощенный примесью посторонних жанров. В нем есть все то, за что мы любим сюжеты про Дерри, Касл-Рок и прочие тихие городки-омуты, где водятся кровожадные черти. Единственная его проблема — это раздутый хронометраж. Правда, если читать книгу дозированно, с продолжительными перерывами, то вполне возможно, что этот аспект не будет для вас в тягость.

Оценка: 8/10.


Статья написана 31 октября 2023 г. 15:05

Занимаясь поисками отличного фильма ужасов, подходящего для того, чтобы скоротать Хэллоуин, я внезапно вспомнил про одну шикарную картину, которая незаслуженно игнорировалась мной все это время. Речь о "Ночи страха" (Fright Night, 1985) Тома Холланда, известной также под названием "Ночная жуть".

Фабула фильма проста и незатейлива. В центре сюжета находится старшеклассник Чарли Брюстер, чья жизнь представляет собой повседневную рутину многих подростков: учеба в школе, тусовки с друзьями, встречи с девушкой и домашние заботы, которые приятно разбавляет просмотр ТВ-шоу про современного Ван Хельсинга — безжалостного истребителя всякой нечисти.

И вот однажды Чарли замечает, что в пустовавшем здании по соседству, появился новый хозяин — загадочный статный мужчина Джерри Дендридж — который принялся активно совмещать хлопоты по обустройству нового жилища с плотскими утехами с симпатичными молодыми женщинами. Казалось бы, что в этом плохого? А плохое, как говорится, не заставило себя ждать, ибо пассий Дендриджа стали обнаруживать мертвыми на следующий день после их визита в его холостяцкую берлогу. И поскольку только Чарли был свидетелем необычного досуга своего соседа, то он решает обратиться за помощью в полицию, не подозревая, что делает шаг на весьма опасную тропу.

Короче говоря, "Ночь страха" — это такая хоррор-вариация на тему "Окна во двор" (Rear Window, 1954) Альфреда Хичкока. Подобных картин было снято не мало, но дьявол, как водится, в деталях. А их в ленте Холланда хватает с лихвой и все они вышли просто на загляденье.

Пожалуй, стоит начать с крайне удачного кастинга. Не часто сталкиваешься с ситуацией, когда буквально все актеры в фильме оказались на своих местах и идеально вписались в вверенные им образы. Безусловно, можно было бы долго обсуждать пугающее очарование Джерри Дендриджа или комичную двуликость Питера Винсента (телевизионного Ван Хельсинга), но, на мой взгляд, самым крутым персонажем получился странноватый приятель Чарли по имени Эд, носящий прозвище "Evil" (то есть, "злой" или "зловещий"). Серьезно, в картине не так уж много сцен с участием парня, но каждое его появление на экране вызывает бурю эмоций. Плюс с его, скажем так, преображением связан один из крутейших эпизодов всего фильма.

Крутость последнего в первую очередь обусловлена тем, что в нем нам показывают не компьютерные спецэффекты, а практические, которые выглядят впечатляюще даже в наш искушенный век. И это еще одна сильная сторона ленты: качественные грим и аниматроника, благодаря которым ты ни на минуту не сомневаешься в подлинности кошмара, поглотившего героев.

Ну и конечно нельзя не отметить великолепный саундтрек Брэда Фиделя, поработавшего над рядом известных фильмов 1980-х и 1990-х. Музыка в "Ночи страха" не просто фон для событий, но важный элемент, придающий им жуткий мистический окрас. Иными словами, мелодии Фиделя не столько сопровождают повествование, сколько являются его неотъемлемой частью. Убери саундтрек — и ты обескровишь всю историю подобно тому как особенно голодный вампир способен обескровить свою жертву.

В общем, буду заканчивать с похвалой и напоследок лишь посоветую в обязательном порядке ознакомиться с картиной, если вы по какой-то причине ее пропустили. "Ночь страха" — это по-настоящему выдающийся хоррор, который пугает, развлекает и интригует на протяжении всего хронометража. К слову, в 1986-м году творение Тома Холланда удостоилось трех Премий Сатурн, в том числе как "Лучший фильм ужасов".


Статья написана 20 октября 2023 г. 13:55

Я не часто читаю малую прозу, но иногда меня посещает соответствующее настроение и я начинаю искать какой-нибудь небольшой текст, с которым можно было бы приятно провести пару-тройку вечеров.

Совсем недавно сложилась как раз такая ситуация и мой выбор пал на роман Стивена Кинга "Парень из Колорадо", который по всем признакам скорее тянет на повесть, нежели на произведение крупной формы.

Книга представляет собой один длинный диалог между сотрудниками редакции газеты, печатающейся на Лосином острове, расположенном у побережья штата Мэн. Суть его в том, что два бывалых журналиста рассказывают молодой практикантке об одной загадочной смерти, имевшей место в апреле 1980-го года. На первый взгляд данное происшествие выглядело как неудачное стечение обстоятельств (неизвестный мужчина, сидя на берегу океана, подавился куском мяса, что привело его к летальному исходу), но в процессе установления личности жертвы выяснилось много необычных подробностей, которые дали повод предположить, что гибель того самого Парня из Колорадо была не случайной.

Но если вы думаете, что Кинг приготовил для читателей какую-то крутую развязку, в которой будут даны ответы если не на все, то хотя бы на основные вопросы головоломки, то вы сильно ошибаетесь. У этого прекрасного (в кавычках) детектива нет четкого финала. Нам просто сообщают детали расследования, которое провели два любопытных газетчика, и на этом текст обрывается.

Конечно, автор разбросал на страницах книги несколько намеков на то, что в итоге произошло на Лосином острове более тридцати лет назад, но лично я так и не сложил их в ясную картину. Да и если ознакомиться с многочисленными рецензиями на "Парня из Колорадо", то можно заметить, что не только меня он оставил в замешательстве.

Правда, одно соображение все-таки родилось в моей голове и касается оно скорее не сюжета, а процесса его появления. Изначально роман увидел свет в издательстве "Hard Case Crime", которое специализируется на печати произведений, похожих по форме и содержанию на криминальные опусы 1940-х и 1950-х годов. Не буду врать насчет того, как его редакторы вышли на Кинга, но, судя по всему, они сделали Стивену весьма выгодное предложение, после чего он с большим энтузиазмом сел писать свой старомодный детективный роман. А поскольку нужного опыта в создании подобной литературы у Мастера не было, то он, попросту говоря, справился как сумел, явив миру маловразумительное нечто с легким налетом шпионской истории (упоминание фильма "Из России с любовью" и десятирублевая монета, найденная в кармане умершего мужчины, как бы намекают на то, что к трагедии могла быть причастна "Империя зла").

Но не подумайте, что я кого-то осуждаю. Ребята из "Hard Case Crime" хотели получить в список авторов громкое имя, а Кинг был не против отметиться в ламповой книжной серии, параллельно заработав денежку на покупку подарка для своей обожаемой жены Табиты (как вариант). В итоге все остались довольны сотрудничеством (которое впоследствии привело к публикации "Страны радости" и "Позже" в том же издательстве). Вот только мне, как читателю, данное сотрудничество не принесло ничего стоящего. Лишь отняло у меня время, которое я мог бы потратить на другие, более интересные, романы (в том числе того же Стивена Кинга).

Оценка: 5/10.


Статья написана 13 октября 2023 г. 10:25

Хотя мне довелось подержать в руках довольно много книг, выпущенных в "Шедеврах мистики", я все равно каждый раз восхищаюсь тем насколько качественно были сделаны те старенькие издания. Особенно прикольно выглядит фишка серии в виде краткой характеристики произведения, помещенной на корешке суперобложки (видимо для дополнительного привлечения внимания покупателей).

Вот и книга Питера Страуба "Парящий дракон" удостоилась подобного краткого резюме, сообщающего о том, что перед нами "Роман в духе Стивена Кинга". И самое интересное, что в кои-то веки реклама оказалась права (правда, с некоторыми оговорками).

Итак, в центре внимания книги находится маленький провинциальный городок Хэмпстед в штате Коннектикут (то есть, на северо-востоке США). Когда-то давно он был центром сельского хозяйства и рыболовства, но к концу двадцатого века постепенно утратил свой "производственный" статус и превратился в морской курорт, куда наравне с обычными людьми стали стекаться богачи со всей страны, дабы днем приятно проводить время на пляже или за игрой в гольф, а вечером коротать часы, сидя перед камином в своих роскошных древних особняках.

Иными словами, Хэмпстед — это такой уютный и в чем-то даже идиллический край. Однако если покопаться в истории здешних мест, то можно легко заметить, что каждые тридцать лет на жителей обрушивались различные смертельные напасти, после которых городу приходилось весьма долго восстанавливаться. Причем, как выяснится впоследствии, причиной всех бед являлись не какие-то природные силы, а злая воля конкретного человека по имени Гидеон Винтер, которого первые землевладельцы Хэмпстеда прозвали "Драконом" и убили 1645-м году, дабы он перестал отравлять их быт.

Собственно, роман Страуба начинается с очередного перерождения антагониста, в планах которого не только наконец-таки разрушить курорт, утопив его в реках крови, но и попутно уничтожить последних потомков своих палачей, так удачно вернувшихся в город после продолжительной отлучки. А тут еще как нарочно вблизи Хэмпстеда случилась утечка особо опасного экспериментального газа "ДРК-16", несущего смерть одним и безумие — другим. Короче говоря, положительным героям придется очень не сладко, прежде чем им удастся найти Дракона и разобраться с ним раз и навсегда.

Хотя то, чем страдали персонажи на протяжении второй половины романа, лишь с натяжкой тянет на "поиски". И в этом заключается один из жирных минусов произведения. Казалось бы, все главные действующие лица познакомились друг с другом; обнаружили, что судьба не просто так свела их вместе; и даже выяснили, с какой именно сущностью им предстоит бороться. Было бы логично, если бы далее герои провели мозговой штурм, дабы понять, в кого из горожан вселился деструктивный дух Гидеона Винтера и каким образом можно отправить его обратно в небытие. Но Питер почему-то решил, что данные моменты не слишком важны для сюжета. Поэтому его персонажи будут заниматься чем угодно, но только не делом, а когда Дракон сам практически свалится им на головы, абсолютно нелепо поквитаются с ним буквально за пять минут (ну честно, взявшийся из ниоткуда волшебный меч в хорроре смотрится реально глупо).

Я, конечно, понимаю, что и в романе "Оно" Кинга (у которого с "Парящим" есть общие мотивы) финал также был не самый выдающийся. Однако при этом "Клуб Неудачников" не сидел сложа руки, а все-таки думал над тем как избавить (или не избавить) родной Дерри от поселившейся в нем чертовщины. Тогда как у Страуба герои только слоняются из угла в угол, печалясь из-за приходящего в упадок Хэмпстеда. Ей-богу, не серьезно все это.

Причем, писатель посчитал, что читателям будет мало подобного топтания на месте и обильно сдобрил повествование побочными эпизодами, которые в итоге никак значимо не повлияли на развитие истории. И не просто сдобрил, а изложил во всех мельчайших подробностях, из-за чего нагнал дополнительной усыпляющей тоски. В общем, опять Питеру не повезло с редактором, способным направить его фантазию в более емкое русло.

А ведь из "Парящего дракона" действительно могла бы получиться конфетка, если бы автор убрал из него все лишнее (в том числе, и невнятную тему с "ДРК-16") и сделал бы своих протагонистов более инициативными. Сами-то персонажи вышли любопытные и замес с их участием вызывал неподдельный интерес и интриговал на протяжении всей книги, но вот исполнение текста, увы, подкачало.

Оценка: 7/10.





  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх