Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 ноября 2017 г. 16:00

Думаю, многие со мной согласятся, что хоррор — это весьма многогранный жанр.

Кого-то пугают натуралистично описанное насилие и реки крови, льющиеся со страниц книг. А кто-то чувствует себя неуютно при чтении вязких мистических или иррациональных историй и после вздрагивает от любого шороха или косого взгляда прохожего на улице.

Лично я не имею ничего против обоих сюжетных направлений. Главное, чтобы произведение было написано с душой и фантазией.

Сразу скажу, что приступая к знакомству с романом Рэмси Кэмпбелла "Усмешка тьмы" я не испытывал в отношении него каких-либо завышенных ожиданий.

Просто надеялся, что книга будет как минимум неплоха, раз так многие поклонники ужасов остались от нее в восторге.

И начало романа, относящегося как раз к категории неспешных произведений, пугающих не за счет внешних эффектов, а за счет напряженной атмосферы кошмара наяву, вышло интригующим.

В нем нам представили главного героя — кинокритика Саймона Ли Шевица, в одночасье оставшегося без заработка из-за закрытия скандально известного журнала, в котором он трудился.

Устроившись работать на бензоколонку, Саймон влачит скучное существование, пока к нему не обращается его бывший университетский преподаватель Кирк Питчек с предложением написать книгу о звездах немого кино, отдельное внимание уделив в ней актеру Табби Теккерею.

Впечатленный размером обещанного гонорара, молодой человек с воодушевлением берется за поиски информации о позабытом ныне комике, даже не замечая как постепенно все глубже и глубже погружается в омут самого настоящего безумия.

Увлекая туда же и читателя.




Статья написана 31 октября 2017 г. 13:00

Похоже, что это уже становится традицией, поскольку сегодня, в канун Дня всех святых, я хотел бы порекомендовать к просмотру еще один отличный фильм.

При этом никак не относящийся к творчеству прославленного Джона Карпентера.

Речь пойдет о картине "Ночь страшного суда" (Judgment Night, 1993), поставленной режиссером Стивеном Хопкинсом, приложившем руку к таким франшизам как "Кошмар на улице Вязов", "Хищник", "Байки из склепа" и "24 часа".

Фильм рассказывает о компании друзей, однажды вечером отправившихся на боксерский поединок, но угодивших в автомобильную пробку.

Устав ждать пока затор рассосется, парни решают объехать его и найти другой путь к стадиону.

Казалось бы, ничего сложного!

Но одна незнакомая дорога сменяется другой и вот уже друзья оказываются в центре самой настоящей паутины из неблагополучных кварталов, где им предстоит столкнуться с местным пауком по имени Фэллон и его безбашенными убийцами.

Суть в том, что герои становятся свидетелями хладнокровной расправы над провинившемся членом банды, тем самым подписывая себе смертный приговор.

И теперь главный вопрос заключается не в том, сумеет ли Фэллон со своими головорезами поймать парней, а в том, когда у него получится это сделать...

Над скриптом картины работали сразу два человека: Льюис Колик и Джир Каннингэм.

Прямо скажем, не самые талантливые сценаристы в мире.

Однако текст "Ночи" получился у них просто отменный: интригующий, динамичный и напряженный!

Причем, за практически нон-стоп экшеном совсем не потерялись образы главных героев.

А всё благодаря ярким отличительным чертам, которыми их наделили Колик с Каннингэмом, и прекрасной игре актеров, среди которых Эмилио Эстевес, Кьюба Гудинг мл., Дэнис Лири, Стивен Дорфф и Джереми Пивен.

Наблюдая за друзьями ты действительно видишь "химию" между ними и веришь в их преданность друг к другу.

Когда же внимание переключается на Фэллона и его приспешников, ты отчетливо понимаешь, что человеческая жизнь для них ничего не значит и они способны убить любого, кто посмеет сунуть нос в их дела.

Отдельно хочется отметить декорации, в которых разворачивается история.

На первый взгляд ничего особенного: пустынные улицы ночного города, вдоль которых стоят темные дома (некоторые с заколоченными окнами); железнодорожные пути с застывшими на них ржавыми вагонами; районы пятиэтажек, превращенные в гетто; похожие на лабиринт канализационные коллекторы...

Но всё это складывается в свой особенный узор, подобно раковой опухоли цветущий на теле современного сверкающего огнями Чикаго.

"Ночь страшного суда" — это очень драйвовый и атмосферный триллер, который, я уверен, никого не оставит равнодушным.

И он как нельзя лучше подходит для встречи Хэллоуина в этом году.


Статья написана 27 октября 2017 г. 14:30

Всё-таки здорово, когда писатель не идет проторенным путем и даже из откровенно заезженной истории умудряется сделать нечто свежее и самобытное.

Совсем как Грэм Мастертон, который в основу своего романа "Жертвоприношение" положил сотни раз использованный другими авторами сюжет о нехорошем доме.

Фортифут-хаус — как раз из таких: старый викторианский особняк, чьи стены были свидетелями многочисленных трагедий и загадочных происшествий.

Он словно червоточина высится посреди английской деревушки Бончерч, вызывая страх у местных жителей.

Не в последнюю очередь благодаря якобы обитающему в нем мерзкому крысоподобному существу по прозвищу Бурый Дженкин, похищающему детей.

Именно в Фортифут-хаус и приезжает главный герой романа по имени Дэвид вместе со своим семилетним сыном Дэнни с целью полностью отремонтировать дом для последующей продажи.

И буквально в первый же день пребывания в особняке начинает сталкиваться с его темным прошлым, даже не догадываясь что оно также есть и его настоящее.

Собственно, этим "Жертвоприношение" и цепляет: Мастертон взял классическую сюжетную завязку для хоррора и добавил в нее элементы хронофантастики, преобразив тем самым давно избитую историю.

Причем, сделал это очень ярко (и герои, и ужасы творящиеся с ними, вышли на редкость сочными) и драйвово (действие в книге стартует с первых же страниц и не останавливается вплоть до кровавого финала).

Тем не менее, есть в бочке меда и несколько ложек дегтя.

Автор настолько увлекся экшеном, что забыл придумать для главного героя железобетонную мотивацию, объясняющую почему тот продолжал оставаться в доме, несмотря на весь творящийся вокруг него кошмар.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Конечно, у Дэвида было плачевное финансовое положение и поэтому он не хотел уезжать из особняка, чтобы не возвращать выплаченный ему ранее аванс за ремонтные работы.

Правда, странно, что проигнорировав все угрозы, исходящие от Фортифут-хауса, главный герой не подумал о безопасности собственного сына.

Не иначе как на Дэвида опустился морок, из-за которого он перестал здраво мыслить.

Другая проблема книги, на мой взгляд, заключается в невнятной хронологии.

Иными словами, иногда при чтении романа было не понятно, что было причиной, а что следствием тех или иных описываемых событий.

Даже сложилось впечатление, что сам Мастертон слегка запутался в перипетиях своего повествования.

Ну а главным разочарованием для меня стал Бурый Дженкин, хотя внешне этот персонаж получился на отлично.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Однако меня просто "убивала" его клиническая неспособность причинить реальный вред главному герою.

Подводя итог, замечу, что "Жертвоприношение" — это весьма качественное произведение, созданное на стыке хоррора и фантастики.

Поэтому я более чем уверен, что оно придется по душе поклонникам обоих жанров.

Оценка: 7/10.


Статья написана 6 октября 2017 г. 10:30

В декабре 1997-го года был опубликован роман Бентли Литтла "Окраина", который писатель посвятил "всем своим родственникам-молоканам".

В начале 20-го столетия, молокане, являвшиеся представителями одной из ветвей духовного христианства, устав от притеснений правительства, перебрались из Российской Империи на Западное побережье Соединенных Штатов.

Несмотря на то, что данное переселение могло бы послужить основой для множества мистических историй, Бентли в своей книге поведал лишь о верованиях и традициях современных молокан.

Видимо на тот момент Литтл не горел желанием углубляться в прошлое своей страны, которое напрямую касалось бы его семьи.

Однако спустя девять лет ситуация изменилась и свет увидел роман под названием "Кочегарка".

Правда, в нем Бентли не стал возвращаться к собственным корням, а обратился к корням своей супруги Вай Сау, решив рассказать о нелегкой доле китайских мигрантов в США в 19-м веке, основная масса которых с 1863-го по 1869-й год была занята на строительстве Первой трансконтинентальной железной дороги.

Как не трудно догадаться, не все белое население терпимо относилось к гостям из Поднебесной, поэтому конфликты, нередко заканчивавшиеся смертью китайцев, случались довольно часто.

Собственно, "Кочегарка" повествует о мести неупокоившихся душ нынешним американцам, многие из которых даже и не подозревали о запредельной жестокости своих предков.

Читая роман, понимаешь, что в первую очередь Бентли стремился создать масштабное произведение, чьи пугающие события затрагивали бы всю территорию Соединенных Штатов.

Об этом говорит и большое количество героев и богатое разнообразие локаций.

А вот с ужасами у автора не заладилось.

Нельзя сказать, что их было мало, но назвать их очень уж интересными тоже нельзя.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Какой смысл было придумывать жуткие призрачные поезда, если ты не собирался использовать их на полную катушку?

Ну атаковали они пару раз Белый Дом. И что? Где остальные разрушения, хаос и насилие?

Призраки уничтожили Арлингтонское национальное кладбище и осквернили гробницу генерала Гранта.

Да, это проблема.

Но вряд ли она способна заставить по-настоящему страдать потомков убийц китайцев.

Даже финал, хотя и эффектный местами, получился не особо впечатляющим.

Возможно потому что длился он слишком уж долго и попросту успел надоесть.

Ну а последовавший после кульминации эпилог вымотал окончательно, при том что был далеко небезынтересным.

В общем, "Кочегарка" — довольно средний по качеству роман Литтла, который, пожалуй, можно порекомендовать только преданным поклонникам писателя.

И кстати, если вы горели желанием узнать о новых приключениях агента ФБР Грега Росситера, известного по книге "Призыв", то можете расслабиться.

Сюжетная линия с этим героем вышла настолько серой и ненужной основной истории, что ее вполне можно было бы вырезать из произведения без каких-либо потерь.

Оценка: 6/10.


Статья написана 22 сентября 2017 г. 10:30

Представление о том, как протекала жизнь в США в 1958-м году, многие поклонники хоррора получили благодаря роману "Оно" Стивена Кинга.

В данном произведении Король Ужасов очень точно передал дух того времени, смешав реальность с фантастикой.

В свою очередь, писатель Джек Кетчам пошел по иному пути, отбросив все откровенно сверхъестественное и нарисовав собственную пугающую картину 1958-го под названием "Девушка напротив".

В основу книги легла история шестнадцатилетней Сильвии Лайкенс, которая была замучена до смерти обычной с виду домохозяйкой Гертрудой Банишевски, ее детьми и их друзьями.

Этот шокирующий случай произошел в Индианаполисе в 1965-м году и был назван "самым страшным преступлением, когда-либо совершенным в штате Индиана".

У меня нет желания пересказывать подробности гибели девушки (если вам все же любопытно, можете заглянуть в статью на Википедии, озаглавленную "Убийство Сильвии Лайкенс"), потому что они действительно потрясают.

Очередной раз убеждаешься, что человеческая жестокость не имеет границ.

Особенно к себе подобным.

И Джек Кетчам отлично показал это в своем романе.

Изменив многие детали той давней трагедии, писатель создал крайне тяжелую, но очень важную, книгу.

Тяжелую, потому что в ней полно насилия, которое просто невозможно безболезненно пропустить через себя.

А важную, потому что она заставляет задуматься о природе зла.

О том, что непротивление ему делает тебя его соучастником.

И только спасая другого, ты сможешь спасти и себя.

"Девушка напротив" — очень сильный роман, который воспринимается скорее как документальный, нежели художественный, несмотря на то, что все его герои и события были вымышлены.

Именно поэтому мне трудно объективно оценить творение Джека Кетчама.

Книга уделяет слишком много внимания тем ужасам, которые обрушились на главную героиню, забывая при этом делать паузы, во время которых читатели могли бы отдышаться и прийти в себя.

Иными словами, "Девушка напротив" показалась мне слегка однобокой, хотя я и понимаю, что без концентрации на пытках роман возможно не произвел бы своего ошеломляющего эффекта.

Эффекта, который был почти полностью потерян в экранизации романа, выпущенной в 2007-м году.

И если на скомканный сюжет, убивший всю психологическую достоверность произведения Кетчама, еще можно закрыть глаза, то измененный финал книги попросту испортил всю историю.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Умышленное убийство Рут Чандлер главным героем (в романе) выглядело намного интереснее, чем ее случайная гибель (в фильме).

В первую очередь потому, что убийство — это осознанное желание паренька наказать зло.

Это окончательный выбор молодого человека, который всю книгу метался между светом и тьмой.

К сожалению, в фильме для этого символизма места не нашлось.

Хотя картина у Грегори Уилсона вышла не такая уж и плохая.

Она вполне может служить хорошей альтернативой для тех, кто боится брать в руки оригинальную книгу, но все же хочет узнать о непростой судьбе девушки напротив.




Как гласит английская пословица, праздный мозг — мастерская дьявола.

Данное выражение вполне подошло бы в качестве эпиграфа к роману Джека Кетчама "Прятки".

Повествование в нем ведется от лица парня по имени Дэн Томас, проживающего в маленьком городке Мертвая речка в штате Мэн скучную однообразную жизнь.

Но однажды провинциальному спокойствию приходит конец с появлением троицы студентов, приехавших на летние каникулы.

У Кейси, Кимберли и Стивена обеспеченные родители, поэтому они привыкли веселиться на полную катушку.

Свобода и безбашенность ребят привлекают Дэна и очень скоро он становится их другом.

Молодые люди начинают проводить время вместе, но поскольку Мертвая речка не может похвастаться большим разнообразием развлечений, довольно быстро впадают в уныние.

До тех пор пока Дэн не рассказывает им о Бене и Мэри Крауч, загадочно исчезнувших из своего ветхого двухэтажного дома, расположенного на городской окраине.

Впечатленные историей сумасшедших брата и сестры, оставивших после себя лишь гору консервных банок и свору голодных собак, ребята решают пощекотать себе нервы и под покровом ночи отправиться в опустевшее жилище Краучей, дабы поиграть там в прятки, даже не догадываясь о том, к каким ужасным последствиям это приведет.

Правда, хоррор в романе появится ближе к финалу, а до этого нас будут долго знакомить с действующими лицами и показывать их взаимоотношения друг с другом.

И это правильно, ведь чтобы сопереживать персонажам, попавшим в неприятности, читатели перед этим должны поближе с ними познакомиться.

Однако продолжительный "аперитив" перед "основном блюдом" никак не помогает проникнуться симпатией к героям, а только утомляет.

Характеры парней и девушек вышли у автора не слишком-то приятными, поэтому их злоключения в доме Краучей лично меня оставили равнодушным.

Но это еще полбеды.

Больше всего меня расстроило, что сами прятки получились на редкость пресными (без ожидаемых рек крови и разудалого насилия) и скоротечными (развязка в книге наступает преступно быстро).

Я уверен, что если бы на месте Джека Кетчама был тот же Ричард Лаймон, то сюжет о юнцах, нашедших приключения на свою голову, заиграл бы совсем по-другому.

Более ярко и драйвово.

И без скучных прелюдий на десятки страниц.




Оценки:

"Девушка напротив" — 8/10.

"Прятки" — 6/10.





  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх