Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 сентября 2015 г. 18:30

Несмотря на то, что большинство книг Бентли Литтла имеют одинаковые предпосылки для развития их сюжетов (герои либо приезжают куда-то, где происходит какая-то чертовщина, либо она сама приходит к ним домой), нельзя не признать, что их автор является прирожденным рассказчиком.

Ведь только такой писатель мог взять давно заезженную тему и на ее основе создать столь яркое и атмосферное произведение, каким является роман "Призыв" 1993-го года, рассказывающий о том как в маленький аризонский городок Рио-Верди приходит большое зло в обличье древнего отвратительного вампира.

Но приходит не открыто, сразу же сея ужас и панику, а скрытно и осторожно, являясь местному пастору Уиллеру в образе Иисуса Христа с просьбой построить для него церковь, в которой Он будет жить после своего второго пришествия на Землю.

А поскольку осуществить подобный грандиозный проект в одиночку невозможно, Уиллер начинает привлекать к нему все новых и новых горожан, обещая им, что те из них, кто помогут Христу на земле (читай: построят дом для вампира и будут кормить его, принося в жертву "грешников") обязательно попадут в его царство небесное и обретут там жизнь вечную.

Думаю, и так понятно, что после этих слов паства Уиллера выросла в разы, а возведение новой церкви началось незамедлительно.

Однако никто не удосужился связать это событие со случаями пропажи местных жителей, чьи тела потом находили обескровленными. Никто, кроме нескольких человек, среди которых был и шериф Рио-Верди. Но плохо то, что сделали они это, когда было уже слишком поздно…

В предисловии к рассказу "Святилище" (The Sanctuary, 1989) Бентли Литтл признался, что его всегда пугали религиозные фанатики и те безумные теории, которые они проповедовали.

И судя по всему неприязнь писателя к подобным людям нашла свое отражение в образе пастора Уиллера, который получился крайне отталкивающим.

Хуже него, собственно, был только сам вампир, выглядевший по-настоящему мерзко и жутко.

Положительные герои романа также удостоились пристального авторского внимания и к раскрытию их характеров практически невозможно предъявить каких-либо претензий.

Помимо персонажей интерес вызвали и отличающиеся от привычных способы борьбы горожан с порождением ночи.

Многие читатели с легкой руки приписали вампиру китайское происхождение, что не является верным, так как в романе четко говорится, что кровососы везде одинаковые, а вот легенды, рассказывающие о том, как их можно убить, у разных народов — разные и, как видно из книги, не всегда правдивые.

Помимо этого некоторые рецензенты сетовали на слабый финал произведения Литтла, с чем я также не могу согласиться, так как на мой взгляд он получился мрачным, динамичным и на редкость логичным.

Таким образом, "Призыв" — это оригинальный и в меру пугающий роман, который, не кривя душой, можно отнести к творческим удачам его автора (ведь не зря же он был номинирован в свое время на престижную Премию Брэма Стокера).

Оценка: 9/10.


Статья написана 20 сентября 2015 г. 09:30

Through the darkness of future past,

The magician longs to see.

One chants out between two worlds

Fire walk with me!

***

Читая статьи и рецензии, посвященные различным мистическим или детективным фильмам или сериалам, я довольно часто встречал в них упоминание такого культового телевизионного произведения как "Твин Пикс", которое, к своему стыду, я посмотрел только сейчас.

Честно сказать, мне трудно найти причину, объясняющую, почему я так долго игнорировал данное творение Марка Фроста и Дэвида Линча, кроме одной: в свое время оно просто не попалось мне на глаза, которые были заняты созерцанием других сериалов 1990-х, таких как "Рыцарь дорог" (Knight Rider, 1982-1986), "Квантовый скачок" (Quantum Leap, 1989-1993), "Параллельные миры" (Sliders, 1995-2000) и "Секретные материалы" (The X Files, 1993-2002).

И теперь я очень жалею, что не познакомился с "Твин Пиксом" в то время, потому как если сейчас он мне просто понравился, то двадцать (или около того) лет назад, я уверен, он привел бы меня в дикий восторг.

Ведь все что нужно для этого у него есть: загадочное убийство, выполняющее роль нити, на которую словно бусины, нанизаны тайны поменьше, связанные со спрятанными в шкафах горожан "скелетами"; харизматичные главные и второстепенные герои, которые не просто присутствуют, но живут на экране; и ни с чем не сравнимая атмосфера происходящего, постоянно меняющая свою тональность от комедии — к драме, от драмы — к детективу, от детектива — к триллеру, от триллера — опять к комедии.

Не стану скрывать, что поначалу последнее обстоятельство меня немало раздражало, ведь я никак не мог понять, в каком жанре я смотрю сериал.

Но постепенно осознал, что это неважно, потому что "Твин Пикс" существует вне любых жанровых условностей и воспринимать его нужно как единое целое, как некий чувственный опыт.

И если человек не имеет ничего против веселья и мрачности, сдобренных толикой безумия, то тогда этот сериал способен доставить ему удовольствие.

Лично мне больше всего понравилась душевность героев "Твин Пикса", как положительных, так и отрицательных. Ведь каждый из них оказался личностью, со своими такими разными тараканами в головах.

И даже после того как убийца Лоры Палмер был найден, мне все равно было интересно наблюдать за взаимодействием персонажей друг с другом, несмотря даже на то, что градус моего интереса к самой истории несколько снизился.

Однако ближе к финалу, получившемуся достаточно напряженным, он снова вырос, и просмотр сериала я закончил будучи не на шутку заинтригованным дальнейшей судьбой жителей и гостей "Твин Пикса" (не в последнюю очередь потому, что многие сюжетные линии остались незавершенными).

Как же все-таки печально, что в то время не стали снимать продолжение приключений агента Купера, ведь даже если в 2017-м году и выйдет обещанный третий сезон за авторством Фроста и Линча, это уже будет несколько не то, ведь мир и люди давно изменились и воссоздать необычную атмосферу оригинального сериала наверняка уже не получится (кстати, логичнее было бы выпустить новый сезон в 2016-м году, ведь в финале призрак Лоры обещал Дейлу, что они встретятся снова спустя 25 лет).

Но хорошо уже и то, что в 1992-м году увидела свет предыстория событий, происходивших в городке после смерти девушки, получившая название "Твин Пикс: Сквозь огонь" (Twin Peaks: Fire Walk with Me, 1992), позволившая вновь встретиться с несколькими полюбившимися героями (жалко что роль Донны досталась другой актрисе), однако практически ничего не добавившая к истории трагической гибели Лоры, потому как всю существенную информацию о ней нам уже так или иначе сообщили в сериале.

В целом фильм мне понравился, но воспринимать его как самостоятельное произведение у меня не получается. "Сквозь огонь" — не более чем приятное дополнение к "Твин Пиксу" (почти начисто лишенное его провинциального обаяния), которое достаточно сложно воспринимать в отрыве от него.

Оценки:

"Твин Пикс" — 8/10.

"Твин Пикс: Сквозь огонь" — 6/10.

P.S. Являясь давним поклонником фантастического боевика Пола Верховена "Робокоп" (RoboCop, 1987), я был приятно удивлен тем фактом, что в "Твин Пиксе" поучаствовали сразу несколько актеров из этой картины. Речь идет о Рэе Уайзе (отец Лоры — Лиланд Палмер), Мигеле Феррере (агент ФБР Альберт Розенфилд) и Дэне О'Хёрлихи (владелец лесопилки Эндрю Пэккард). А актриса Гэйлин Джордж, которую можно увидеть в фильме "Робокоп 2" (RoboCop 2, 1990), исполнила роль Нэнси — сестры управляющей казино "Одноглазые валеты".

Никогда бы не подумал, что увижу их всех в одном сериале! :-)

Также как и Эверета МакГилла (владелец автозаправки Эд Хёрли) и Уэнди Роби (одноглазая жена Эда — Надин Хёрли), чей экранный дуэт можно увидеть в хорроре "Люди под лестницей" (The People Under the Stairs, 1991), поставленном совсем недавно покинувшим этот мир классиком темного жанра Уэсом Крэйвеном.


Статья написана 5 сентября 2015 г. 09:30

Всем доброго времени суток! :-)

Прошло почти три года с того момента когда я последний раз публиковал подборку мелодий из различных киносаундтреков.

Сегодня я решил вернуться к подобной практике и собрал в одном месте пять завораживающих композиций последних лет, которые, не скрою, уже упоминались мной в других статьях.

Просто я решил сделать это для удобства их прослушивания, оставив на закуску трек "Night" из нового альбома культового режиссера, сценариста и композитора Джона Карпентера, выпущенного вначале этого года и получившего название "Lost Themes".

Ведь именно Джон, как никто другой, знает толк в сочинении по-настоящему тревожных и атмосферных саундтреков.

Приятного прослушивания! ;-)




1. Kavinsky (feat. Lovefoxxx) "Nightcall".

"Драйв" (Drive, 2011)




2. Rob "Doll".

"Маньяк" (Maniac, 2012)




3. Dynatron "Cosmo Black".

"Холод в июле" (Cold in July, 2014)




4. Disasterpeace "Title".

"Оно" (It Follows, 2014)




5. Chromatics "Yes".

"Как поймать монстра" (Lost River, 2014)




Bonus track:

John Carpenter "Night".


Статья написана 29 августа 2015 г. 10:30

Возможно не все со мной согласятся, но я убежден, что в конце 1990-х и начале 2000-х годов отечественное (российское) телевидение было намного лучше, чем сейчас.

Тогда многие современные каналы только появлялись на свет и искали подходящий для себя формат и своего зрителя.

А так как передач и телесериалов собственного производства было крайне мало, то большая часть эфирного времени отдавалась, в основном, под зарубежное кино.

Именно в то время мне, да и многим другим подросткам, впервые удалось посмотреть такие классические хоррор-картины и триллеры как "Нечто" (The Thing, 1982), "Ночь страха" (Fright Night, 1985; тогда фильм еще назывался "Ночная жуть"), "Змей и радуга" (The Serpent and the Rainbow, 1988), "Кладбище домашних животных" (Pet Sematary, 1989), "Дрожь земли" (Tremors, 1989), "Люди под лестницей" (The People Under the Stairs, 1991), "Мыс страха" (Cape Fear, 1991), "Байки из склепа: Демон ночи" (Tales from the Crypt: Demon Knight, 1995) и многие другие...

Не в последнюю очередь благодаря "Уикендам ужасов" (точного названия, к сожалению, не помню) на канале СТС, проводившихся каждую неделю с пятницы по воскресенье, когда по вечерам показывали какой-нибудь один из культовых страшных фильмов.

Кроме того, был (и есть) такой канал как ТВ-3, транслировавший не меньше интересных картин, чем СТС, а затем дискредитировавший себя показами откровенно слабых и дешевых лент.

Но если опять-таки вернуться в прошлое, то больше всего из старого репертуара "Настоящего мистического" мне запомнился фильм "Сканирование мозга" (Brainscan, 1994), снятый на так популярную в кинематографе последнего десятилетия XX века тему виртуальной реальности.

А созданных про нее картин, и правда, было не мало: "Газонокосильщик" (The Lawnmower Man, 1992), "Призрак в машине" (Ghost in the Machine, 1993), "Беглецы компьютерных сетей" (Virtual Combat, 1995), "Виртуозность" (Virtuosity, 1995), "Газонокосильщик 2: За пределами киберпространства" (Lawnmower Man 2: Beyond Cyberspace, 1996), "Нирвана" (Nirvana, 1997), "Экзистенция" (eXistenZ, 1999) и "Тринадцатый этаж" (The Thirteenth Floor, 1999).

Ну а апофеозом всего явилась, конечно же, культовая "Матрица" (The Matrix, 1999), пусть даже после нее вышла еще и не одна картина про вымышленные виртуальные миры и то, как они иной раз просачиваются в нашу реальность.

Совсем как в фильме "Сканирование мозга", чей главный герой, школьник по имени Майкл, становится в прямом смысле слова заложником новой одноименной компьютерной игры, позволяющей своим игрокам буквально вжиться в тело маньяка и испытать доселе невиданные ужас и адреналин.

Быстро поняв, что совершенное им насилие произошло на самом деле, Майкл отказывается продолжать игру. Однако материализовавшийся из виртуальной реальности помощник парня по преступлению по прозвищу Ловкач (или Трикстер) переубеждает его этого не делать. Ведь не смотря на то, что жертва не выжила, остался еще свидетель убийства, который очень скоро может начать давать показания против Майкла, если он оставит его в живых.

По признанию режиссера картины Джона Флинна главной причиной, по которой он взялся за ее создание, была возможность воплотить на экране понравившийся ему образ Ловкача, похожего своим экстраординарным видом на рок-певца Элиса Купера, прославившегося среди прочего своими театрализованными концертами (кстати, постер Купера красуется сбоку на холодильнике главного героя).

Роль Ловкача исполнил актер Т. Райдер Смит и справился с ней на отлично, воплотив на экране по-настоящему злобное и безумное существо.

А вот Эдвард Ферлонг в образе Майкла особых высот не показал.

По словам того же Флинна, звезду второго "Терминатора" (Terminator 2: Judgment Day, 1991) приходилось постоянно "будить" на съемках и просить настроиться на рабочий лад.

Помимо непосредственно сюжета и главного злодея, фильм хорош своей темной давящей атмосферой, которая создается, как это часто бывает, отличным саундтреком (пусть в случае "Сканирования мозга" и слегка однообразным).

Вообще, по своему тревожному настроению картина похожа на классический хоррор "Кошмар на улице Вязов" (A Nightmare on Elm Street,1984).

Забавно, что упомянутый выше Элис Купер сыграл отца Фредди Крюгера в сиквеле этой культовой картины, а именно в "Кошмаре на улице Вязов 6: Фредди мертв" (Freddy's Dead: The Final Nightmare, 1991).

Но несмотря на то, что дух музыканта незримо присутствует в "Сканировании мозга", в фильме можно встретить очень много упоминаний альбома рок-группы Aerosmith "Get a Grip" (1993), чье название переводится на русский язык как призыв "взять себя в руки".

Возможно это было сделано для того, чтобы заставить главного героя наконец-таки задуматься о своем все ухудшающемся положении и выйти из опасной игры, в которую его втянул Ловкач, а возможно это просто желание Ферлонга, ранее засветившегося в клипе на песню "Livin' on the Edge"...

Подводя итог, стоит сказать, что "Сканирование мозга" — это добротный остросюжетный триллер, у которого практически нет слабых сторон.

И я надеюсь, что мой скромный отзыв подвигнет вас на просмотр этой качественной и незаслуженно забытой ленты 1990-х.

Оценка: 8/10.


Статья написана 23 августа 2015 г. 11:00

Sometimes I feel

Like I don't have a partner

Sometimes I feel

Like my only friend

Is the city I live in

The city of angels

Lonely as I am

Together we cry...

Red Hot Chili Peppers "Under The Bridge" (1991)

***

На мой взгляд, Дин Кунц – весьма неоднозначный писатель, а его творчество – весьма неоднородное.

Среди его произведений встречаются и увлекательные романы ("Краем глаза"), и откровенно скучные ("Фантомы"), и откровенно неудачные ("Улица Теней, 77").

При этом многие из них можно было бы назвать просто "проходными". В том смысле, что прочитав их, вы не потеряете ничего кроме своего времени, но также ничего и не приобретете (в плане эмоций и пищи для ума), потому как все они написаны на примерно одном среднем уровне, с кочующими из книги в книгу одними и теми же достоинствами и недостатками.

К подобным произведениям как раз таки относится роман "Город", рассказывающий историю маленького мальчика по имени Иона Керк (Jonah Kirk), живущего вместе с матерью в квартире "на четвертом этаже дома без лифта" в некоем американском мегаполисе середины XX века, который, сидя в солнечный летний день на ступенях парадного крыльца, встречает загадочную молодую женщину, меняющую всю его дальнейшую жизнь.

Побудительным моментом для их встречи служит тот факт, что отец Ионы, Тилтон Керк, не самый заботливый в мире папаша, запретил ему обучаться игре на рояле, к которой у паренька были определенные задатки, у своего тестя, Теодора Бледсоу, очень хорошо владеющего этим инструментом.

Запретил потому, что считал, что последний во время занятий будет настраивать мальчика против него, потому как он и Теодор недолюбливали друг друга.

Вообще Тилтон не только плохо относился к отцу своей молодой жены, но и к ней самой и их сыну, ведь недаром он назвал его "Иона" ("Jonah" с английского языка можно перевести как "человек, приносящий несчастье").

И вот тут мы подходим к одному из главных недостатков творчества Кунца, который заключается в том, что все положительные персонажи у него настолько добрые, честные и мудрые, что выглядят чуть ли не святыми, а все отрицательные – настолько злые, подлые и недалекие, что выглядят чуть ли не демонами воплоти.

К тому же, в данном случае имеет место быть заимствование писателем для сюжета факта своей биографии, согласно которому отец будущего автора бестселлеров был неоднократно судимым алкоголиком и часто вымещал злость на членах своей семьи.

Конечно, можно понять, что разменяв восьмой десяток, Кунц так или иначе стал больше "смотреть" в прошлое, но, как мне кажется, все-таки не стоило переносить свое детское видение мира в книгу.

Ведь абсолютно хороших, также как и абсолютно плохих людей, в жизни не бывает. И даже если в воспоминаниях твоей юности все обстояло именно так, то не нужно красить своих персонажей только в черно-белые краски, так как это убивает в них всю реалистичность. И следить за героями-функциями (идеальная мать, одаренный сын, ужасный отец) становится попросту скучно, ведь читатель уже заранее знает, что положительные персонажи обязательно одержат победу над отрицательными, потому что они во всем лучше их.

Хотя если воспринимать роман как городскую легенду или, проще говоря, сказку, то тогда вопрос об одномерности персонажей снимается.

Правда, в самом мегаполисе, в котором происходят события книги, нет ничего сказочного или волшебного, за исключением необычной молодой женщины, повстречавшейся Ионе.

Он вобрал в себя все основные признаки крупных американских городов и оттого получился до боли безликим (его все так просто и называют — "Город").

Это еще один момент, который мне не очень понравился.

Было бы здорово, если бы Кунц поместил повествование в существующий населенный пункт и рассказал о нем в описываемое в романе время.

Но приятно хотя бы и то, что автор не забыл упомянуть о важных событиях мировой истории, касающихся в первую очередь, конечно же, США (лагеря для интернированных японцев во время Второй мировой войны; расовые бунты; движения против войны во Вьетнаме).

Также Кунц не забыл и о характерных приметах времени, довольно много места в тексте отведя под описания одежды людей, внутренних интерьеров зданий и рассказы о сферах музыки и кино.

В общем, атмосфера жизни людей в Америке конца 1960-х годов определенно удалась.

А вот финал романа — определенно нет.

Казалось бы, автор сделал все необходимое, чтобы подвести сюжет к кровавой трагедии, но в последний момент, словно туз из рукава, вытащил на свет такого нелепого "бога из машины", что сразу же понизил высокий градус напряжения кульминации практически до нуля (благо она длилась совсем недолго).

Таким образом, "Город" получился очень неоднозначным романом. Встречаются в нем и увлекательные эпизоды (рассказывающие о жизни Ионы), и откровенно скучные (двигающие основной сюжет), и откровенно неудачные (завершающие его).

Вот чего в нем точно нет, так это хоть сколько-нибудь серьезных хоррора и мистики, так что рекомендовать его поклонникам этих литературных направлений я бы не стал.

Впрочем как и поклонникам творчества писателя.

Даже самым преданным.

Оценка: 6/10.





  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх