Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 31 октября 2022 г. 17:00

Очередной Хэллоуин уже стучится к нам в двери, а значит пора гасить свет, зажигать свечи и садиться за просмотр какого-нибудь пугающего фильма. И если вы вдруг не знаете на чем оставить свой взор этим вечером, то у меня для вас есть подходящий вариант.

Обычно я стараюсь рекомендовать старенькие картины, о которых многие давно забыли. Но сегодня мне хочется нарушить эту традицию и посоветовать фильм этого года, который определенно будет интересен всем поклонникам темного жанра. Речь идет о триллере "Наблюдающий" (Watcher), где центральную роль исполнила прекрасная актриса Майка Монро, известная по таким отличным лентам как "Гость" (The Guest, 2013) и "Оно следует за тобой" (It Follows, 2014).

В фокусе сюжета находятся молодые супруги (Френсис и Джулия), которые перебираются из Нью-Йорка в Бухарест, поскольку глава семьи получил повышение на работе. Пока муж целыми днями трудится в поте лица, девушка занимается домашними делами, гуляет по городу и пытается учить румынский язык.

Так как Джулия пребывает в непривычной для себя среде, то она обращает повышенное внимание на все, что ее окружает. И вот однажды она замечает, что некто в доме напротив наблюдает за ней. Поначалу девушка не придает этому большего значения. Но чем чаще она видит смутный силуэт в окне, тем сильнее ее охватывает тревога. Ей кажется, что незнакомец круглосуточно следит за ней и что такое поведение может привести к очень печальному итогу.

Усугубляет психическое состояние Джулии и тот факт, что собственный муж не верит ее опасениям и списывает их на последствия переезда в чужую страну. Однако это не отменяет того, что в доме напротив действительно происходит что-то нехорошее и ведомая страхом и любопытством девушка решает любыми путями докопаться до правды.

Вот такую историю сочинили для нас сценаристы Зак Форд и Хлоя Окуно и я могу с чистой совестью заявить, что остался в полном восторге от результата их совместного творчества. Прежде всего в фильме подкупает выверенное до мелочей повествование, где просто не нашлось места для лишних разговоров или подробностей, а им на замену завезли настолько мощный саспенс, что во время просмотра картины ты весьма живо ощущаешь как мрак и тревога прямо-таки сочатся с экрана.

Причем, столь будоражащий эффект достигается на удивление обыденными вещами — размытая фигура за оконным стеклом; шорох одежды человека, сидящего позади тебя в кинозале; пристальный взгляд прохожего на улице — и ты уже вместе с главной героиней начинаешь ощущать себя крайне неуютно.

Однако "Наблюдающий" хорош не только своей гнетущей атмосферой, но и добротными актерскими перформансами. По-моему, все лицедеи прекрасно справились со своими ролями, но конечно же я не могу не отметить отдельно старания Майки Монро и Берна Гормана. Правда, если честно, последнему и не приходилось особо играть, поскольку уже один его внешний вид способен вызвать у окружающих тревогу и стойкое подозрение, что у этого мужика явно не все в порядке с головой (хотя допускаю, что в реальности Горман вполне приятный парень).

Также к плюсам фильма следует добавить качественную операторскую работу, благодаря которой Бухарест воспринимается как по-настоящему мрачный и тоскливый город (что вторит сумятице в душе Джулии, выбитой из колеи сменой места жительства) и уверенную руку режиссера, ведущую зрителя через созданный им лабиринт, сотканный из ужаса и паранойи.

Естественно, есть у "Наблюдающего" и пара недостатков, к которым относятся довольно неспешный темп событий и несколько предсказуемый сюжет, но я бы не стал утверждать, что они как-то критично портят картину. Тут главное настроиться перед просмотром на правильную волну и не ожидать излишней движухи и постоянного потока скримеров. За подобными хоррор-аттракционами лучше обратиться к "Вселенной "Заклятия" Джеймса Вана.

На этом я, пожалуй, буду закругляться. Желаю всем провести нынешний Хэллоуин как можно увлекательнее и не забыть заценить "Наблюдающего". Уверен, данный триллер не отпустит вас без мурашек на коже.


Статья написана 14 октября 2022 г. 10:45

Глядя на многочисленные переиздания работ Чака Паланика, заполонившие книжные магазины, я решил, что было бы не лишне попробовать приобщиться к творчеству этого писателя. Тем более, что на русском языке вышли все его произведения крупной формы.

И хотя некоторые романы Паланика были номинированы на "Премию Брэма Стокера", мой выбор пал на книгу, обделенную вниманием "Ассоциации авторов романов ужасов", а именно на "Уцелевшего".

Это произошло по двум причинам. Во-первых, меня заинтриговал синопсис книги, поскольку мне нравятся сюжеты, в центре которых находятся тоталитарные секты. А во-вторых, оценка произведения на ФантЛабе оказалась довольно высокой, что давало надежду на как минимум адекватный текст, который не захочется бросить сразу же после вступления.

И прежде чем я коснусь своих впечатлений от романа, кратко расскажу о чем он. "Уцелевший" — это история жизни человека по имени Тендер Бренсон, который рос и воспитывался среди последователей Церкви Истинной Веры, обосновавшейся в сельской местности штата Небраска. По достижении восемнадцатилетнего возраста он, как и многие другие "зомбированные" юноши и девушки, отправился в качестве миссионера труда в "большой мир", дабы прислуживать в доме богатой семейной пары и часть заработанных денег перечислять на нужды Церкви.

После одного неприятного инцидента (во избежание спойлера не буду говорить какого), старейшины секты решают, что настал момент всем верующим вознестись на небеса (иными словами, покончить с собой). Что, собственно, они и делают. А вслед за ними и миссионеры труда, разбросанные по всей Америке. Постепенно из адептов Истинной Веры в живых остается только наш герой, после чего к делу подключаются эффективные менеджеры, превращающие Тендера в своего рода религиозного гуру. Однако за быстрым взлетом на вершину всеобщего обожания Бренсона будет ждать не менее стремительное падение. И как раз о нюансах последнего нам поведает "Уцелевший".

Что же хорошего можно сказать о творении Паланика? Да по сути не очень много. Мне понравилась идея произведения и отдельные сцены, весьма оригинальным способом показывающие безумие протагониста (о том, что у него не все в порядке с головой, я думаю, вы уже и сами догадались). Но все прочее лично меня не тронуло. Если брать конкретнее, то из минусов я бы выделил:

1) Язык книги. Понимаю, что это такая авторская фишка Чака — часто повторять одни и те же мысли и щедро сдабривать предложения синонимами (словно у него под рукой оказался их словарь и он посчитал, что добро не должно пропадать впустую). Но у меня такой стиль повествования вызвал лишь недоумение, граничащее с раздражением.

2) Постоянное перескакивание с одного на другое. Когда подобное происходит изредка, то этот художественный прием еще можно простить. Но когда встречаешь его в каждой главе — это уже перебор. Все-таки я хочу читать связный текст, а не какую-то кашу из рассуждений и событий.

3) Жанровая неопределенность. Честно, я так и не понял, к чему относится "Уцелевший". То ли это реалистичное произведение, стремящееся затронуть серьезные проблемы современного общества; то ли фантастика, где возможно практически все что угодно; то ли памфлет о нашем больном мире. Да-да-да, Паланик — контркультурная звезда, настоящий мастер своего дела и т.д. и т.п. Но, блин... Неужели нельзя было заранее решить, что конкретно ты пишешь? Просто чтобы было ясно с каких позиций оценивать твой труд. А то выходит, что перед тобой не роман, а какая-то муть: для обычной прозы — слишком странная, для полета фантазии — слишком приземленная, а для сатиры — слишком пресная и предсказуемая.

Пока не знаю, буду ли я читать другие работы Чака, но точно уверен, что если такое и случится, то еще очень не скоро.

Оценка: 5/10.


Статья написана 30 сентября 2022 г. 11:22

Лично для меня название романа Стивена Кинга "Позже" стало определяющим при выборе очередного произведения для чтения. Каждый раз, когда данная книга попадала ко мне в руки, я решал отложить знакомство с ней до лучших времен. А причина этого весьма прозаична: меня просто не тянуло погружаться в повествование о еще одном подростке, обладающем сверхъестественной способностью.

Но в какой-то момент я осознал, что дальше так продолжаться не может и решил все-таки осилить роман, благо его объем составил чуть больше трехсот страниц.

Итак, "Позже" представляет собой историю Джейми Конклина, которому в детстве пришлось столкнуться сразу с двумя серьезными проблемами. Одной из них был призрак преступника-подрывника, одержимый демоном. А второй — нечистая на руку полицейская — бывшая подруга матери паренька. Собственно, текст является исповедью Джейми, из которой мы узнаем как он справился с вышеуказанными напастями, задействовав свой врожденный дар, позволяющий ему видеть и общаться с неприкаянными душами мертвецов.

И хотя роман читался без каких-либо затруднений, я все же не могу сказать, что остался от него в восторге. Да, Кингу удалось придумать достаточно любопытный сюжет, населить его небезынтересными персонажами и круто закрутить интригу, но... Честно говоря, результат его стараний вышел до ужаса предсказуемым.

Стивен тупо взял привычные для себя художественные элементы, слегка подретушировал их и перетасовал между собой в надежде выдать что-то оригинальное. Но в итоге явил на свет абсолютно проходную книгу, которая, на мой взгляд, может по-настоящему порадовать лишь далеких от его творчества людей, ибо фанаты автора со стажем вряд ли найдут в "Позже" что-то новое и необычное.

Они опять столкнутся с "не таким как все" мальчиком (привет, "Сияние"), которого воспитывает мать-одиночка и чей единственный взрослый друг — это приятный мудрый старикан, живущий по соседству (добрый день, "Низкие люди в желтых плащах"). А чтобы победить зло, юноше придется провести ритуал "Чудь" (здорово, "Оно", давно не виделись).

Причем, самое забавное, что как и в романе про инопланетное существо, терроризирующее городок Дерри каждые 27 лет, Кинг не стал утруждать себя раскрытием механизма этого ритуала. Это ведь битва разумов, в конце концов. А больше пояснять и нечего... Иными словами, вот вам отсылка к классике хоррора и хватит на этом. Скажите спасибо, что я вообще что-то написал. Вы же хотели ужасы? Вот и кушайте на здоровье.

Короче, думаю, вы поняли к чему я клоню. "Позже" — это некий поверхностный оммаж литературному наследию Мастера, который несмотря на все усилия последнего, оказался до неприличия пресным и скучным. Хорошо хоть Стивен не догадался растянуть свое детище на многие сотни страниц. В противном случае, мы могли бы получить монстра, ни в чем не уступающего "Спящим красавицам" и "Институту".

Оценка: 6/10.


Статья написана 16 сентября 2022 г. 13:40

Мое первое знакомство с "Сердцами в Атлантиде" Стивена Кинга состоялось через одноименную экранизацию Скотта Хикса. Фильм произвел на меня весьма благостное впечатление, поэтому пересматривал я его не единожды, каждый раз отодвигая чтение первоисточника на потом.

Собственно, это "потом" наконец-таки наступило и теперь я могу в полной мере оценить текст Короля Ужасов и его киноадаптацию.

Книга состоит из пяти повестей, объединенных общими героями, и охватывает приличный временной отрезок длиной в тридцать девять лет.

Начинается вся эта эпопея в 1960-м с истории мальчика Бобби, который всей душой мечтает о новеньком велосипеде. О чем он недвусмысленно намекает матери, воспитывающей его в одиночку. Однако у Лиз Гарфилд нет лишних денег на дорогостоящую покупку и она советует сыну самому заработать на двухколесного коня.

Бобби понимает, что данный процесс будет долгим (на сдаче пустых бутылок и стрижке газонов состояние не сколотишь), но тем не менее сразу же берется за дело. А когда в соседнюю квартиру заселяется новый арендатор — пожилой мужчина по имени Тэд Бротиган, предлагающий выгодную подработку, паренек с радостью на нее соглашается, не подозревая, что на Тэда идет настоящая охота. Охота, чей исход способен изменить не только жизнь старика Бротигана, но и жизнь самого юного Гарфилда.

Итак, что же есть в активе у повести, озаглавленной "Низкие люди в желтых плащах"? Да много чего: во-первых, цепляющий (вполне реалистичный) сюжет с примесью мистики; во-вторых, симпатичные персонажи, за взаимоотношениями которых любопытно следить; и в-третьих, прекрасно переданная атмосфера безвозвратно ушедшей эпохи. Благодаря всему вышеперечисленному текст читается без особых проблем и оставляет после себя приятное послевкусие. Которое, к сожалению, почти полностью нивелируют прочие части книги.

Честно говоря, у меня нет желания подробно останавливаться на них, поэтому я пройдусь по ним очень кратко.

"Сердца в Атлантиде" представляют собой рассказ о студенческом быте в Университете Штата Мэн, куда поступает учиться подружка Бобби Гарфилда — Кэрол Гербер.

"Слепой Уилли" — это один день из жизни Уилли Ширмена — повзрослевшего врага детства Бобби и Кэрол — просящего милостыню в Нью-Йорке и считающего данное занятие своего рода покаянием за совершенные им злодеяния.

"Ради чего мы во Вьетнаме" повествует о приятеле Гарфилда — Джоне Салливане, добровольно отправившемся во Вьетнам для защиты демократии и обнаружившем, что за красивыми патриотичными лозунгами скрывается только горе, боль и смерть.

"Тени ночи спускаются с неба" — финальный аккорд, ставящий жирную точку в судьбах основных героев.

В общем, вот такой получился замес. На первый взгляд, все эти части должны вызывать неподдельный интерес, тем более, что Кинг — специалист не только по описанию сверхъестественных явлений, но и обычной с виду "бытовухи". Но на деле это не так.

Если не учитывать "Низких людей в желтых плащах", то все последующие главы — это вымученная, неубедительная и жутко скучная графомания. Складывается такое ощущение, что у Стивена была готова отличная повесть о нелегком взрослении мальчика из провинциального городка, но его литературный агент настоял на том, что произведение нужно дополнить до объемов полноценного романа и Кинг по неведомой мне причине не стал сопротивляться.

В результате на свет появилась нечто, которое никак кроме как "высосанным из пальца словоблудием" я назвать не могу, ибо там нет ни стоящих внимания событий, ни колоритных персонажей, ни хоть какой-нибудь атмосферы. Ну и самое главное — там нет даже маломальской интриги!

Лично я придерживаюсь мнения, что художественная книга, где ее нет, просто не имеет право на существование. Вот и Стивену стоило успокоиться и отложить перо в сторону, закончив с "Низкими людьми". Но, имеем то, что имеем.

Кстати, меня совсем не удивляет тот факт, что создатели экранизации взяли за основу только первую повесть. Больше в многостраничном томе и правда ловить нечего. А сам фильм вышел шикарным: Антон Ельчин, Энтони Хопкинс, 1960-е... Прям загляденье!

И одна из лучших киноадаптаций наследия Мастера — это уж точно!

Оценка: 6/10.


Статья написана 12 сентября 2022 г. 23:05

ВСЕМ ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК! :-)

   

Обычно я не публикую подобные посты, но в этот раз просто не мог обойти вниманием по-настоящему любопытное событие для поклонников темной литературы вообще и фанатов писателя Бентли Литтла в частности.

Суть в том, что создатель и админ сообщества "ЛитСкит" Константин Хотимченко не пожалел времени и сил и перевел на русский язык последний на сегодняшний момент роман Литтла под названием "Глория".

Работа была проведена действительно большая, а посему все желающие прочитать книгу и отблагодарить Константина за его труд могут сделать это посредством посильного взноса.

Вот ссылка на соответствующий пост в ВК.

По словам самого Константина роман вышел весьма интересным и необычным, что подтверждают отзывы других читателей. Поэтому, на мой взгляд, пропускать данное произведение точно не стоит 8-)





  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх