Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 65  66  67

Статья написана 15 мая 08:44
Размещена также в рубрике «КИНОрецензии»

Торт, спасённый заварным кремом.

сопроводительный текст

Был в кинотеатре. Зрелище стоит своих денег. Пафос и действие, действие и пафос.

Чтобы придать величия Лондиниуму — туда стащили все постройки Римской империи. Цирки, бани, колоннады, акведуки... Это вызывает устойчивое ощущение посткатастрофы: была война, и бани уже не строят... В локации добавили обрывов и водопадов.

Количество металла на воинах и покрой платьев на знатных дамах — позднее Средневековье (кто попытается судить фильм путем сравнения с реальной историей Англии, будет слишком наивен :) ).

Чары и перемена локаций — в очередной раз напоминают об экранизации "Амбера": быстро, масштабно, эффектно. Собственно графика местами заставляет смотреть только на неё.

Фирменные режиссерские конспекты ситуаций, игра флешбэками — удались.

Но когда доходит дело до Артура...

"Все дети как дети живут без забот, а Боб на диете — не ест и не пьет. В копилку кладет..."

Спринт от сутенёра до короля Англии — он пробежал безо всяких изменений в характере. Как был "сын анархии", так и остался. Причем лучше не задавать образу лишних вопросов ("Как у человека в его положении нет целого выводка бастардов?", "Сохранит ли он свою бережливость на новом месте?"). Идея показать Артура, который решает проблемы чисто бандитскими приёмами — заявлена, но не реализована (Робин из Локсли посмотрит на такого человека... пренебрежительно).

Антагонист — изображен на порядок реалистичнее. Перед нами то молодой интриган, то властолюбец, то полный отчаяния человек, который вынужден делать ещё один шаг на пути в пропасть.

Персонажи второго плана — показаны либо крупными мазками, либо акварельными портретами, где краски разведены слезами и мылом.

Где кончается заимствование из Шекспира, и начинается заимствование из комиксов — каждый сам сможет решить по образу трёх ведьм в бассейне.

Штампы из фэнтезийных сюжетов — тоже дают о себе знать в полный рост. Хотя линия мистического противостояния упрощена до фактически поединка "добро-зло". От сложных и неоднозначных раскладов толкования легенды — не остается и следа. Человека "назначили", сам бы он не потянул, очень сильно помогли. Так и хочется сказать "на новом месте не жилец — траванут этого рубаку бледной поганкой..."

В сухом остатке: ваши глаза истосковались по зрелищу? Они насытятся. Вам нужна актерская игра? Джуд Лоу покажет. Но логикой в сюжете почти не пахнет. Интрига рваная, сражения прямолинейные — цельного орнамента, как в "Картах, деньгах, двух стволах" — не вышло. А легенда затерялась под пластами постмодернистских изысков. Так что еще вы сможете насладиться головоломкой — откуда взят этот конкретный элемент :)


Статья написана 5 мая 07:02
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Вот чего решительно недоставало "Бразильи" Йена Макдональда — так это постепенного перехода от самой идеи параллельных миров, от единичного прецедента — к "географии" и эпическим проблемам мультиверсума.

Здесь — проблема решена "на отлично".

Первая треть книги — это медленное вползание на территорию квантовых эффектов, такое же медленное пробуждение героя от алкогольного дурмана и смертной тоски.

Исходник — вполне классический эксперимент с прохождением элементарных частиц сквозь две параллельные щели.

Есть наблюдение над единичным фотоном — один результат.

Нет наблюдения, поток фотонов — другой результат.

Возникает "принцип дополнительности", бодания Эйнштейна с Бором по поводу влияния наблюдателя — и много чего еще.

Но автор не забирается в самые дебри квантовой механики.

Малыми добавками субъективного идеализма от открывает путь к новым поворотам сюжета.

А если земноводные будут наблюдать за корпускулярно-волновым дуализмом — что-то изменится? Ничего. Вот у человека меняется результат на пластинке — от волны к частице — а у земноводного, у собаки, у кошки, у бонобо — не меняется. И, да, меняется не у всех людей... Эти описания экспериментов напоминают "Танатанавтов" Вербера, попахивает "Институтом чудаком" и много чем ещё.

И выход на проблему параллельных миров — получается тоже весьма изящно. Пусть читали убедятся сами :)

Увы, хорошо подведя ситуацию к теории всемирного заговора, поддерживая нужный уровень градуса — дальше автор ведёт сюжет куда хуже.

Исчезает то восхищение ловкостью рук, с какой смотришь за подводкой, начинает исчезать доверие и сопереживание главному герою.

Вот тут ящеры-демоны. Вот у героя прорезаются боевые скиллы. А вот есть друзья-враги, что погибнут на пути к цели. А вот изменническое лицо, которое нам показали на предыдущих этапах — совсем в другом качестве.

Стандарт. Схема. Отчасти штамп.

Такое впечатление, что читаешь ладно сбитый, сколоченный детектив, где есть стандартные маски "инспектора", "сыщика" и "убийцы". Вроде пальцем не укажешь заранее на убийцу, но уж больно идёт всё по накатанной колее.

Спасение мира прилагается.

По трансформации героя — это скорее повесть. Алкоголь и отцовский пистолет. Отчаяние и одиночество. Но когда туман отступает, не видно полета мысли настоящего ученого (который так хорошо удалось показать Нилу Стивенсону в "Барочной трилогии"). Слишком узколобый получается герой. А еще квантовой механикой занимается...

По научным рассуждениям — очень хороший рассказ, на полтора авторских.

По сюжету — мини-сериал, от четырех до шести эпизодов. Несколько батальных сцен, без больших взрывов, один пожар, одна перестрелка на заброшенном заводе.  Подозреваю, что в голове автора изначально был рассказ, который он "раскачал" до размеров книги элементарными заимствованиями.

Язык легкий. Автор не стесняется давать иллюстрации. Терминов — немного.

Итого: если вы начинающий читатель — смело берите книгу, это пример добротной ремесленной работы в НФ-направлении. Если опытный — будьте готовы к разочарованию от второй половины текста. Скука не наступает, но оригинальность рассеивается.

За рассказ я бы поставил "9". Много воды — потому "7".

П.С. Да, у меня приступ доброты. Денег за книгу я бы не дал.


Статья написана 29 марта 09:12
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Берем фильм "Китайский квартал", посыпаем мелко нарубленным вестерном и натягиваем на него латексный киберпанковский костюм.

Получаем тот самый "углерод". Видоизмененный....

Основная — острейшая — проблема текста, это противоречивый, совершенно идиотский мир.

Земля 27-го столетия, где искины давно стали нормой. Где человеческая психика записывается на машинные носители. И перезаписывается на новые мозги. Люди живут по пять сотен лет и меняют тела, как штаны.

А действуют там вполне нуарные персонажи.

Заказчик. Человек, которому несколько сотен лет, который за свою жизнь не терял власти и денег, не смотря на несколько страшных экономических кризисов. У которого суточная запись психики всегда хранится на жестком диске, и потому бесполезно сносить ему голову. Десятки детей, и каждого он может обеспечит клонированным телом...

Что должно быть у такого человека?

Двор.

Теснейшая команда приближенных лиц, самого разного возраста, которые пришлись ему по душе и нашли свои роли в ансамбле.

Причем речь не идет только о деловых связях. Такой человек прикрыт отовсюду. Ему нет нужды бегать по дешевым проституткам, чтобы "выпустить пар" брутальными и грязными способами, к которым он не желает принуждать свою жену. Это делает его уязвимым. Ему бы давно подобрали в штат виллы специально обученную прачку (мг, "Проклятые короли" М. Дрюона) или собачку, или кого-там еще.

Вместо этого автор выписывает портрет состоятельного человека, который ещё себе двор не создал, а только подобрал штат прислуги и нескольких доверенных лиц. Кинопродюсера Джека Вольца из "Крестного отца" — того, которому подкинули в кровать отрубленную лошадиную голову.

Будь там реальный двор — мы бы увидели не шашни главного героя с женой заказчика (стандартный визит в отель к частному детективу) — а длительные разборки с родственниками второй-третьей-четвертой линии. За героем ходила бы внучка заказчика, мать которой вышла замуж за перспективного адвоката из команды своего отца, но тот напортачил полтораста лет назад, давно списан в утиль — а вот внучка осталась и теперь старается подняться в семейном рейтинге. Уолдер Фрей и его выводок — вот и узнавайте там, кто пытался грохнуть дедулю. Любимого дедулю, черт бы его побрал...

Поэтому тридцатилетняя полицейская, которая вдруг получает возможности отказывать в расследовании дела такому могущественному человеку — это нонсен. У него куча знакомых в полиции — которым стольник уже стукнул.

Автор пытается защититься, и настаивает, что с Земли улетели миллионы и миллионы энергичных людей. К другим планетам. Оскудела Земля талантами.

Мг.

И тут второй вопрос — отчего такие проблемы, если есть возможность копировать сознание?

"Вот вы улетите к звездам, все такие креативные, и не заплатите за наше лучшее в галактике высшее образование".

Копии талантов оставались бы на Земле. Может быть, немного подредактированные.

И уж полным бредом выглядят виртуальные пытки, которым подвергали сознание героя, чтобы выдавить из него информацию.

Имея такой уровень медицины — нет нужды в давлению на сознание. Можно спокойно подключаться к памяти, и брать из черепного архива любую инфу (причем похожие технологии описываются в тексте).

Наконец, автор пытается показать мир (Землю!), где практически остановилось развитие культуры. Вы представляете себе Видока (французского сыщика 19-го века), которого вытащили, скажем, в 1970-е, в Сан-Франциско, и попросили распутать преступление?

— Парле ву франсе, гнида?

— А ты чё за мазафака такая?

Подонки общества, конечно, душою будут заодно, почти близнецы, то есть братва. Но представление о местных понятиях иметь надо, причем в мельчайших деталях. И описанная автором подготовка "специальных посланников" тут не поможет. Махай руками, не махай, стреляй, не стреляй — пока в эпохе слишком много белых пятен, расследование невозможно.

Почти все элементы будущего работают на то, чтобы обслуживать картинку из прошлого. Единственное, что автор пытается создать: это новые детективно-моральные ситуации с "обменами" тел.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Герой сидит в теле полицейского, личность которого недавно положили на хранение — слишком был жестким. И напарница этого полицейского, любовница и во многом ученица — принимает деятельное участие в сюжете. Соответственно, автор пытается разыгрывать тему противопоставления тела и духа, когда гражданка видит привычные черты лица, но разум там от совсем другого человека.  
Только вот фокус в том, что подобные сюжеты уже отыгрывались — с близнецами, двойниками и даже богами, которые принимали человеческий облик.  

Поэтому с точки зрения фантастики-футурологии — книга посредственная.

А вот детективно-батальная линия — выписана куда как лучше.

Персонаж придёт из тюрьмы и уйдет в закат. Он практически не знает промаха, чертовски удачлив, очень умен. Памятлив и злопамятен.

Он много раз настаивает на том, что жалость ему выжгли во время спецподготовки — но за плачущие глаза диковинной собачки вынесет мозги кому угодно.

Его обманывают и подставляют, он платит тем же.

Его убивают — но он убивает быстрее.

Вокруг очень мало хороших людей, и жалость в книге вполне нуарная, горькая — приправлена отвращением, цинизмом и разочарованием.

Автор хорошо взвинчивает напряжение, выкладывает новые карты на стол. Подсказки заботливо рассыпаны, но не складываются в голове раньше времени. Кульминация и развязка — сработаны по всем правилам триллера.

Сведения об экранизации романа выглядят вполне обоснованными: текст кинематографичен, множество сцен написаны будто специально под грядущую постановку.

Итого: если вам требуется фантастический боевик — вот он. Стрельба с интригой.


Статья написана 10 марта 17:24
Размещена также в рубрике «КИНОрецензии»

Это гидравлическая слезодавилка с остаточными следами логических решений.


История о том, как заканчивается то, первое поколение мутантов. И четверть века не рождаются новые, потому старикам приходится умирать в одиночку. Фильм отчаянно выжимает слезу, показывая бегущих детишек и дряхлых бойцов, которые отчаянно пытаются вспомнить минувшие дни. Идёт выбор между спокойной старостью (яхта, океан, безлюдье) и смертью в бою, причем бою ведь не за спасение мира, а так — в стычке на границе.

Создатели попытались показать сложность передачи эстафеты между поколениями мутантов, привязываясь к извечным проблемам "отцов и детей". Предыдущему поколению сказать надо слишком много, а времени уже не осталось, потому из всего воспитания — только совместный просмотр старенького вестерна, который профессор-телепат видел еще в детстве.

Как завершение серии — фильм гармоничен. Нельзя сказать, что совсем хорош, но оправдан. Актеры стареют, нужен новый состав. И одновременно легенда истощается до полного неправдоподобия, возвращается к своим корням — в комикс. Детишки-мутанты подхватят упавшее знамя.

Когда смотришь на него, как на "фильм, где сюжет логичен условно" — просто не хочется предъявлять претензий.

Смотришь длинную-длинную, завязку, где почти ничего не происходит, схватки, где заведомо не могут убить нужных для сюжета персонажей, слушаешь стариковское брюзжание и поучения... Это еще одна притча о старости.

Но чего недостает фильму?

Должны ведь стареть не только отдельные мутанты — должен выходить на периферию развития сам проект людей-Х.

Идеи ведь старые, затасканные. И деньги туда должны вкладываться не самые серьезные. Вроде как в химическое оружие 1970-х.

Люди-Х это ядерная бомба для бедных. Смертники для Халифата...

На это намекнули переносом части действия в Мексику. Но мы должны видеть даже не второсортную корпорацию, а убыточный мексиканский наркокартель, который в 2029-м году может существовать только на попил грантов от мексиканского правительства. Сбоку тусуется трахнутая молью якудза.

Задача — создать якобы сверхоружие, чтобы пугать сальвадорские наркокартели. Ну и показать янки, что в Мексике тоже чему-то научились...

Тогда найдет объяснение та комедия ошибок, которую продемонстрировали в фильме.

Тупой недоучка, который мечтает повторить результаты работы своего отца — в Штатах на такое деньги уже не дают.

Нанятые по случаю врачи и сиделки, причем первые воруют, что только можно, а вторые слишком много времени проводят с детьми. Потому что всем плевать на тюремный режим, все расслабились, учреждение работает "на отвяжись".

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Когда с грантом от правительства не выгорает (эксперименты нарушают права человека, могут быть осложнения с правозащитниками), и детишек приказывают пустить в расход — делается это без особой жестокости, просто для того, чтобы закрыть строчку в бюджете. За беглецами посылают две команды разжиревших мексиканских киллеров.

А рядом — вот руку протяни — идет компьютерная революция. Боевые киборги (а не тупые качки с протезами), искусственные интеллекты, базы на Луне и практически вечная жизнь для людей с нормальной биологией. да и существ и предметов с ненормальной биологией хватает: свойства мутантов давно отчуждены от них, превращены в служебные функции.

Так что девочка — она не просто так людей убивает. Ей на операцию копить, чтобы нормальный скелет поставить — адамантиевый не вырастет вместе с ней, а карлицей по жизни становиться неохота...

Но этого показать не могли.

Такой финт означал бы не просто уход поколения — но тупиковость и второсортность мечты. Полубоги прошлого века обернулись бы неудачниками...


Статья написана 6 марта 07:17

Три большие темы со множеством сюжетных отнорочков-аппендиксов и комментариев.

1. Завершение шведских дел в Семилетнюю войну.

Автор во весь рост показывает проблему, о которой мало что говорил в предыдущих томах: шведы продолжали готовиться в реваншу. Своему главному, заветному — за 1700-1721-й... На улучшение флота и постройку крепостей круглосуточно выделялись деньги. На восточное направление уходили лучшие кадры. А то, что прям щас Швеция в союзе с Россией пытается что-то там учудить в северной Германии — так пропади пропадом эта Германия...

Конспиролог бы развил тему на четырех страницах, сравнив тогдашнюю шведскую модель поведения с нынешними рассуждениями о "глубинном государстве", противоречиях между истеблишментом и элитой. Я скажу проще: другого шанса вернуться в клуб великих держав, кроме как сесть на потоки российского экспорта — у Швеции не было. Проект "прибалтийский пылесос" пытались реализовать вплоть до 1790-го, когда стало ясно, что всё — весовые категории уже несоизмеримы... Ну а после 1809-го, оставалось только расслабиться.

Но в 1760-62 уже ненужная война (французы проиграли свою борьбу за мировое господство и никакими колониями в южных морях больше не пахло) в северной Германии достигла какого-то нового уровня ожесточения. И в качестве командующих туда были командированы не престарелые маразматики, а довольно дельные люди. От самого моря военные дела сдвинулись чуть южнее и видится вполне себе жесткая война на батальонно-полковом уровне соединений.

/дальше следует штамп "поживи Елизавета ещё год"/ мы бы увидели, как война "логикой вещей" затягивает в себя государство — и от стиля "как бы чего не вышло" политики переходят к фразам "достаньте нам хоть что-то и поближе к сердцу".

2. Макленбург-Шверин в Семилетнюю войну — весьма поучительная история.

Правитель этой территории решил провести мошенничество со страховкой: стать союзником Франции в борьбе с Пруссией, но объявить режим "ни мира, ни войны". Чтобы претендовать на свой кусочек прусского пирога в день победы, но самому ничем не рисковать.

Проблема в том, что при введении этого режима стороны из "пра-а-ативных" становятся "активно-пассивными", а вазелин расходуется ну прямо баррелями.

Пруссаки начали ежегодные зимние грабежи территории — с тотальным изъятием денег, лошадей, рекрутов. Корпус в пять тысяч человек отлично кормился и брал все, что только мог. Режим террора имел место быть.

Местные военные, сидя в крепостях и получив жесточайший приказ "не поддаваться на провокации" — могли или отмалчиваться при закрытых воротах, или просто сдаваться, если пруссаки каким-то образом ворота открывали. В таком случае офицеров отпускали, а солдат насильно зачисляли в прусскую армию (откуда они бежали при первой возможности). Доходило до того, что комендант крепости, таки оказавшей сопротивление, потом писал объяснительные, что палил из пушек по неизвестным людям, строем выходившим из леса. Правитель зимой сваливал на остров Рюген, под крылышко к шведам, а летом возвращался и делал вид, что все ж хорошо, пруссаки ушли. Следующей зимой грабиловка повторялась...

Франция-Австрия-Россия требовали простого и понятного: объявить Пруссии войну, выставить в поле корпус в 5-8 тысяч человек. Эти полки идеально дополняли шведские части, открывали полноценный северный фронт.

Не-а.

Ни войны, ни мира.

Эта история — одна из предпосылок максимального ожесточения и тотальности войн следующих эпох.

Если одна сторона воюет "по крысятнически-феодальному" принципу, а вторая "по индустриально-грабительскому" — то у населения нет никаких шансов противостоять грабежам.

— вступить в армию, которая точно ничего делать не будет?

— прятаться по лесам, где всё равно найдут? (и это ж не Белоруссия с её болотами, это маленький Макленбург-Шверин)

— бежать? (крестьяне все равно не смогли бы взять с собой землю. Горожан на чужбине тоже особо не ждали. Потому бежали только получив конкретную претензию от оккупационных войск, то есть, простите, от гостивших военных)

— организовать ополчение и "победить вопреки"? (мг... С одним черенком лопаты на пятерых)

В результате из полноценного противника Пруссии, территория стала её невольным союзником. А на мирных переговорах, поскольку пруссаки заявили, что там не воевали, союзники не настаивали на компенсациях. Других вопросов хватало.

3. Воспоминания капитана Пикардийского полка.

Реалии времен Фанфана-Тюльпана. Тот случай, когда сложно что-то пересказывать — надо читать. Могу только заметит, что все вранье очевидца про количество погибших — автор немедленно изобличает в сносках.

Итого: альманах сохраняет стиль и уровень подачи материала. Чем дальше, тем обоснованнее будут выглядеть заимствования как формы изложения (кроме редких матюгов и упорного именования гравюр — фотографиями :) ), так и качества работы с источниками.

Иметь на кафедре истории подобный семитомник (да, хотелось бы прочитать и следующий выпуск...) для демонстрации студентам — это правильно.


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 65  66  67




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 85