Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 69  70  71

Статья написана 12 октября 11:12
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Скрежет храповика


Киберпанк – это жанр о приближении к антиутопии, о нисхождении в ад. Величайшая победа героя – возможность остановиться на лестничной площадке и неторопливо выкурить сигарету. Некоторые площадки просторные и обустроенные, там получается задержаться.

Как сигареты кончатся – пора вниз.

Корни киберпанковской мрачности вполне очевидно растут из нуара, который дополняется фокусами 1980-х.

Это  непременный культурный шок. Вариация футуршока, при которой привычные слова и смыслы должны непременно измениться, и само пониманием новых обстоятельств – должно ссотавлять отдельный пласт романа.

И, разумеется, сращение человека с техникой. «Будни великих строек» или бюрократический ад кафкианского «Замка» — были образами индустриальной эпохи. В цифровом веке общение с приборами настолько интимно и проникновенно – iPhuсk10 — что сложно понять границы своего тела и разума.

Если три составляющих удачно смешать в одном котле – то можно сварить крепкий русский киберпанк.

Не подражание американским интонациям и сюжетам. Не работу с периферийной культурой чужой страны, как в романах Й. Макдональда. А трансформацию  своей – пусть опростившейся и «смотрящей на мир как бы из угла». Но это будет свой, автохтонный угол зрения.

Тут автор буквально «отрывается»:  фейерверк шуточек, в которых мехом внутрь вывернуты современные образы и модные лозунги.

Хотите монархию? К вашим услугам клоны Никиты Михалкова, причем генетически доработанные, чтобы у негров и китайцев не возникало претензий. Пятеро клонов уже мертвы, потому царствует Аркадий Шестой.

Россия стала самым главным государством в ЕС, который теперь мало отличается от СНГ.  В западной Европе сейчас Халифат. Исламисты перестреливаются с китайцами через европейскую территорию –  плата за пролет ракет существенно пополняет бюджет.

И уж если героиня искусствовед, то по живописи и скульптуре, по хепенингу с инсталляцией – можно пройтись в кованых сапогах завода им. Шемякина.  

На этом фоне является очередной нечеловеческий персонаж, коих так много уже создал буддист Пелевин.

Порфирий Петрович – это «китайская комната». Набор программ, что дает сравнительно очевидные ответы, пишет штамповано-детективные тексты.

Ужас в том, что ему не требуется быть гениальным сыщиком – надо просто находиться достаточно близко к человеку, рано или поздно тот совершит ошибку. Очевидную и понятную, но мы же люди и нам свойственно ошибаться. Тогда Порфирий Петрович аккуратно напишет «в управление», и за растяпой придут.

Умная героиня, как Маруха Чо, ошибается не сразу, а мелкий уголовник еле-еле  один день на свободе прожить может.

Раболепная техника всегда предаст тебя, читатель. Ведь не ты её программируешь?

Но роман – тот редкий случай, когда при виде бесконечной лестницы вниз и скрежета решетки лифта (да, «Сердце ангела») можно точно сказать, что в бездне.

Там – мир из романа «S.N.U.F.F.».  Отлично показано, как уличные беспорядки поначалу дают возможность всяческим нацменьшинствам вымогать у государства пособия. Тогда можно жить в общинах, петь по воскресеньям рэп и заниматься «духовными практиками».  Как деньги кончаются – на улицу, в строй, на баррикады. Пока государство богатое. Скоро обеднеет – и очередные беспорядки назовут «Священнейшей войной», спустят на людей кукол-роботов, приспособленных для убийства.

Видно, как утрачивает силу закон Мура – и тормозится гонка мощностей компьютеров.

Как людям продают механическую любовь, отбирая настоящий интим (а что получится из этого безобразия – можно прочесть в «Любви к трём цукербринам»).

Метафизику и религиозную проповедь на этот раз автор спрятал поглубже, слое в третьем-четвертом своих отсылок и аллюзий.

На первом – твердая детективная линия. Сработано хорошо, ружья развешены строго по заветам классиков. Намеки разной толщины и прозрачности проскальзывают тут и там. Промежуточная кульминация обеспечивает их сборку в цельный механизм интриги.

На втором — романтическая линия. Тоже вполне пелевинская — тени старых любовей героини играют с ней в прятки.  Китайская комната по имени «Порфирий Петрович» отражает чувства Марухи Чо. Героиня переживает роман с собственными воспоминаниями, вполне понимая механизм самообмана, как понимает механику работы своего iPhuсkа.

В итоге Порфирий Петрович может спокойно покурить на кладбище...

Не скажу, что роман стал новым этапом, опорой или волшебным пинком для современной литературы. Но вещь куда сильнее, чем холостые «t», «5П» или ананасно-жиденькая вода для прекрасной дамы…


Статья написана 18 сентября 12:14

Картинки под катом

Кому что понравилось, не понравилось, ужаснуло — милости прошу в комментарии




Статья написана 16 сентября 10:15

Лишь всем миром, будто репку

Можно наши индустрию,

Что кино для всех клепает

Быстро выдернуть из жопы.

Надо чтобы все приперлись

Да билетики купили

Чтобы деньги стали смазкой,

Дело сдвинется тогда уж

А без этого застынет

индустрия в мрачной точке

Да навек закаменеет.

Только денег — тоже мало.

Надо чтобы на плохие

Фильмы мы не шли ни разу

Чтобы в рожу наплевали

Всем халтуршикам-уродам

И тогда святая репка

Выйдет прямо на свет божий

Воссияет сердцем Данко

Путь к бессмертию проложит....


Статья написана 11 сентября 19:06

Когда видишь на ю-тьюбе несколько довольно серьезных по уровню записи (костюмы, планы, монтаж) рецензий — а здесь несколько меньше :-))) — понимаешь, что маститые граждане, они хотят взять аудиторию ну самого большого ресурса.

А "Фантлаб" — пока ещё уютненький  дворик с чисто соседскими разговорами 8-)


Статья написана 5 сентября 20:39
Размещена также в рубриках «Хоррор, мистика и саспенс», «КИНОрецензии»

Я так понял, хотят выпустить четыре фильма (с небольшим, буквально месячным, интервалом), а потом из материала сделать сезон на восемь серий.

"Это многое объясняет".


Фильм — типичная попытка российского кино сдать экзамен в каком-то жанре или традиции.

Скажем, "Непобедимый" был ответом на экзаменационный билет "Джеймс Бонд". Фильм получился (сериал на его основе — хуже).

"Хардкор" стал недурственной вариацией киберпанковского боевика.

С "Гоголем", кмк, генезис более сложный:

— есть традиция накручивать на фрагменты произведений известного автора пару-тройку более сложных сюжетов, рассказывая, "как всё было на самом деле". Мэшап. "Шерлок Холмс" (2013) с А. Паниным в роли Ватсона — пример из удавшихся картин. Из западных тут круче всех "Влюблённый Шекспир". С Гоголем российское кино уже пыталось работать, и родился недоделок, с кривоватыми метафорами, которого попытались выдать за философскую комедию — "Дело о мёртвых душах";

— Гоголь — это про ужастики. Был совместный проект со сложной судьбой — "Вий" (2014). Деньги в прокате собрал;

— наконец, есть явно видимые исходники, как части сюжетной канвы, так и отдельных фрагментов. Тут и "Сонная лощина", и "Ван Хельсинг", и "Дикая охота короля Стаха", и вообще из ужастиков понадёргано.

Что получилось? В смысле, что за тушка виднеется на столе д-ра Франкенштейна?

Да, это ужастик. Есть как рациональная опасность, так и вполне иррациональные страхи, когда герой не понимает себя, не верит себе, или ему не верят другие. Часть спецэффектов работает "в тему", да и вообще, "иллюзорная часть" сделана на уровне.

Историчность? Японский городовой... Даже я, который в Российской империи никогда не жил, и если машину времени не найду, жить не буду, сильно подозреваю липу в три слоя :) Это мягко, корректно выражаясь. Я бы посоветовал не напрягаться. Вот если смотреть "Гензель и Гретель", то там напрягает лишь отсутствие стационарной ПВО вокруг населенных пунктов. К остальной механике и магии — в декорациях вроде как начала 19-го века! — быстро привыкаешь. Тут пулемётов в России гоголевских времён пока нет, но шансы на их появление остаются :)

Актёры? Вот тут — хорошо. С типажами работали, очень много подали на высоком уровне. Люди стараются. Первую половину фильме Меньшиков тащит на себе, как Терминатор, но с ним этот же гроб (я не совсем про фильм) тащат и Стычкин (начальник местной полиции, косплеит Павла I), и Петров (сам Гоголь). Часть барышень тоже играет, а не только фигуру демонстрирует (хотя маммологическая демонстрация — присутствует).

Сюжет? Увы, местами рваный. Часть сцен великолепна по динамике, по иронии, столкновению персонажей. Но вот лакуна, рывок, ни черта непонятно и т.п. В каком статусе там остался Гоголь после смерти "чиновника из столицы"? Писарчук без начальства? Его должны спросить, ласково так придерживая за пуговицу — кто он вообще в табеле о рангах (за окнами сословная монархия), и какого рожна ему тут надо? Мотивы части персонажей, мягко говоря, туманны. То есть молодой талантливый автор найдёт 100-500 оправданий, но нет охоты их слушать. Требования голливудского ужастика, гоголевских образов и хоть какого-то соответствия реальности — делают из сюжета как бы мозаику-витраж-мостовую. Вот тут целое, после разлома снова будет целое, а узор вроде идёт. Или не идёт...

Иногда — очень хороший юмор, в котором не последнее место отведено самоиронии. Иногда треш-постмодерн (Акакий Акакиевич в образе Потрошителя, "Вы мне все за шинель ответите!")

Есть нотка политизации — я понимаю механизмы её работы, но назвать удачной на 100% — не могу.

Ощущения, как от хорошего полуфабриката. Вот если бы Франкенштейн сшивал на своём столе тушку свиньи, я бы на неё посмотрел и сказал, что отбивные, котлеты и даже копчёный окорок — из неё будут высший класс. Но там же ж не свинья была? Нет?

Собственно, у фильма еще остаются шансы стать отличным началом истории — если в следующих частях возникнет какое-то развитие, качественный рост.

Только они могут устранить еще одну, чрезвычайно серьезную, проблему — вторичность.

Да, я понимаю, что и "Братство волка", и "Сонная лощина" — много чего взяли в других картинах. Но они подняли планку, закрепились на своём уровне, потому именно их будет помнить зритель. Так надо делать своё, тем более, что это ж Гоголь, и сатира в фильме изрядно выручает. Здесь решили клепать материал строго по канону удачных фильмов. Поэтому когда Гоголя барышня приподнимает за шею, движением типичного голливудского злодея — хочется сделать фейспалм. Блин, ну в том же "Непобедимом" был великолепный финал. Панин в роли Ватсона — это же здорово было! И там он сквозной персонаж! А тут полицейский-косплейщик-императора-Павла, который так понравился Лимонову, не может всё вытянуть.

Кроме того, для превращения "половинки фильма" (первый фильм состоит из двух связанных сюжетов, но полным единством не пахнет) в нормальную серию — требуется подкинуть ей еще 10-15 минут экранного времени. Чтобы разобраться с самыми жуткими ляпами, улучшить динамику.

"Зачёт" сдан, но на экзамене оценку "отлично" я бы не поставил. Если у создателей не припасено в рукавах по несколько тузов, то фильм останется упражнением для операторов, актеров и гримёров.

Такие фильмы должны появляться в любом живом кинематографе, но хорошая киноиндустрия — должна выдавать картины и посильнее.


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 69  70  71




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 87