Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 68  69  70

Статья написана сегодня в 08:49
Размещена также в рубрике «Рецензии»

РЕФЛЕКСИИ АМЕРИКАНСКОГО ИНТЕЛЛИГЕНТА...

Бывают фантастические романы, которые в принципе невозможно отделить от политики. Разве что совсем наивный человек, для которого история последнего полувека совершенно неинтересна – может смотреть на текст, как на чисто шпионский триллер с элементами мистики.

И поначалу его всё устроит.

.

Завязка романа откровенно хороша. Есть неизвестный мир, ощутимо рельефный, живой. Есть героиня – умная, решительная, мотивированная. И есть большая тайна земель, где теперь не живут боги. Всё очень динамично – хотя царит атмосфера стимпанка, автор умеет вовремя дать картинку из прошлого, сменить рассказчика или ввести новую фигуру. Мир постоянно усложняется…

Но даже наивный читатель, прояви он чуточку внимания, к середине романа начнёт задавать вопросы.

Почему боги взялись будто ниоткуда, не имели своих прародителей, пращуров –  хотя бы вымышленных?

Когда фантасты используют реальную мифологию и добротные теоретические работы – Олди "Герой должен быть один" – в их текстах читаются системы и классификации. Между богами разных поколений тлеют разногласия, новичкам приходиться пробиваться наверх. А что делать с героями-людьми? Да и старые чудовища не дают покоя...

В «Городе лестниц» мы видим шестерку богов, а уровнем ниже — никого. Есть потомки богов, которые, однако же, никак не похожи на героев. Отчего они так легко проигрывают главную войну своей жизни? Почему совершенно не стремятся занять место отцов? И если старые боги истреблены – отчего не родились новые?

Внятных ответов не будет.

Несколько лучше обустроен низший уровень мистического: сохранились редкие фамильяры – монстры и оборотни. Довольно много волшебных предметов — проклятых или благословенных подарков людям. Но и с ними вопрос – отчего так мало используются они местными ворами и проходимцами?

Персонажи приходят к банальному выводу о происхождении богов из человеческой веры. Это «замечательно» – в мире, где боги зримо присутствовали, менялись сами и меняли жизнь целых стран, подобные гипотезы будут сродни изобретению велосипеда.

Героиню-оперативницу должен заботить целый букет проблем, которые давным-давно стали следствием фразы «боги питаются верой». Стихийные культы новых божков. Самозванцы и еретики всех оттенков, причем не всегда осознающих свои «заблуждения». Сверхъестественные делишки очередных «пророков», с паствой в несколько сотен душ.

Это провалы в логике построения мира. О них можно рассуждать ещё долго, но куда интереснее рассматривать причины нестыковок.

.

Легко читается комплекс вины, который для себя сконструировал социум американских университетов.

Если вы гуманный человек, представляете себе масштаб военных предприятий своего государства, но не считаете оправданной бомбежку очередной страны — у вас проблема. Когда-то всё можно было затушевать великим созиданием: на смену солдатне приходили чиновники, начинали Реконструкцию или составляли Маршалла. Но в последние десятилетия проигравшие страны отчего-то перестали становиться своими, их больше не превращают в цивилизованные области "первого мира".

Интеллигенция государства-гегемона ощущает покалывание совести...

Автор мастерски играет на этом чувстве:

— победа Сайпура в войне над бывшей метрополией обеспечена подлостью и матереубийством. Малопонятным фокусом, каким-то ружьем удалось буквально перебить старых богов. Столица противника не взята штурмом – она провалилась сама в себя. Жители наполовину вымерли от эпидемий, которые раньше сдерживали боги. Цивилизация верующих буквально схлопнулась, утратила смысл существования.

Получается метафора победы в Холодной войне – неожиданной, потрясающе легкой и густо замешанной на предательстве. Ради сходства с реальностью автор жертвует «полубогами»: стоило переломить не злую, но созидающую волю бога-строителя – рухнуло всё;

— как теперь живут побежденные? Когда-то это были «Святые земли», а теперь просто «материк». С тонким намёком на Евразию, которой противостоит торгово-промышленная «цивилизация моря». У жителей материка славянские имена. Один из падших богов требует носить паранджу. Победители заставляют забывать прошлое,  и любые знания о богах – преступны. На экономической доске с местными жителями тоже играют нечестно. Колония лишена новой цели развития. Есть остатки прошлых идей и пустота в сердцах;

— автор, не жалея светлых красок, рисует образ исследователя, который придавлен комплексом вины уж совершенно неприличных размеров. Ефрем Панъюй жаждет понять культуру побежденной  территории, буквально заболевает ею. Правдоискательство на фоне тотальной разрухи континента постепенно приводит к самоотрицанию. И вот его убивают;

— тяжелейший комплекс слабости имперско-прогрессисткой идентичности перед идентичностью этническо-религиозной.  Люди на побежденных территориях остро ощущают себя «не такими», у них своя правда, своя вера, пусть и растоптанная. У победителей — прогресс, расцвет изобретательства, позитивизм во всех его проявлениях. Сайпурцы снова и снова ищут моральных оправданий в своём прошлом, когда сами были периферией и вели «войну за независимость». Но она давно кончилась, а прогресс воспринимается жителями Сайпура как что-то само-собой разумеющееся. Ну, изобретаем, ну и что с того? Даже когда цивилизация делает свою работу, силою вещей меняя вкусы побежденных – представители «страны-гегемона» не понимают до конца, как же это происходит. Эти сомнения кристаллизуются в отношениях героини и её давешнего любовника. Встретились они ещё студентами, а теперь Воханнес Вотров богач, он практически олигарх на побежденной территории. Хотя принимает технику и желает стать магнатом в новой империи, но у героини полное ощущение, что на него невозможно повлиять доводами, манипуляциями – они равно умны, равно циничны, и взаимная страсть у них тоже вполне равновесная.

«Политической корректности – недостаточно». Вот та главная мысль, которую несёт роман.

.

Но что дальше? Как перейти от сожалений к действиям? Тут автор отступает на второй план, а проблемы за него начинает решать героиня.

Её образ – заточенный маркетинговый стилет, который должен поразить читателя в сердце:

– привычка к подобию кофе. Одна из мелких страстей, через которые можно отождествить себя с персонажем;

– она «синий чулок», зубрила, каких поискать. Патриотка, которая имеет всё меньше оснований для патриотизма – старые лозунги попросту опротивели ей. Но Шара готова стоически нести добро миру.  Без развития континента дела не сдвинутся, а на родине должен идти прогресс. В результате она становится представительницей как бы двух сторон;

– низкий поклон в сторону феминизма. Мало того, что протагонистка – личность незаурядная, её окружают не менее выдающиеся женщины. Начальница  по разведывательной линии, влиятельнейший политический деятель – тётушка Винья. Командир гарнизона, она же губернатор Мулагеш – опытнейший офицер и просто отличный боец. Героиня местного сопротивления Ирина Торская. Неграмотная уборщица, однако же искренняя в своих порывах и сомнениях. На фоне этого неявного матриархата мужчины могут быть или наивными ассистентами, вроде Питри, или молчаливыми вассалами-убийцами как Сигурд, или фанатичными врагами. Единственное живое исключение, её старый любовник  – он бисексуал;

– в бою торжествует если не философия, то уж точно – полевое религиоведение. Внимательность и контроль, помноженные на работу Шары в архивах и толику её сочувствия к местному населению.

Образ-мечта для барышень с высшим образованием и политическими амбициями. Икона для совестливых интеллигентов.

Потому чем ближе  к финалу, тем грубее выступают разнообразные нестыковки и штампы. Всё больше анахронизмов и не реализованных намёков.

.

Развязка — торжество морали над интригой. Буквально фейерверк правильных решений, которые помогают очистить душу и принести благо людям.

Если автор хотел написать книгу, соразмерную его таланту — надо было заранее выбрать жанр: политическая проповедь или мистический детектив. В итоге второй оказался лишним.


Статья написана вчера в 08:04

Номинация «Литературно-критическая статья»

I место. №05. Цветы для Лемэди. 47 баллов. Автор — Александра Подопригора (Уфа)

№11. Искушение «мы». Коллективный разум в научной фантастике. 46 баллов. Автор —Валерий Шлыков (Санкт-Петербург)

№08. Красная утопия — проблемы начала следующего витка. 44 балла. Автор — Станислав Бескаравайный (Днепропетровск).

№30. Журавленок и молния. Непридуманные проблемы детской фантастики. 40 баллов. Автор — Ника Батхен (Феодосия)

№01. Люди на разной скорости. 30 баллов. Автор — Ася Михеева (Москва)

П.С. Еще не научился побеждать на этом конкурсе, зато отгадываю победителей: о том, что выиграют "Цветы для Лемэди" — сказал на заседании "Демосферы", как только выложили текст.




Статья написана позавчера в 08:48
Размещена также в рубрике «Рецензии»

ЛУННЫЙ ФРОНТИР И НЕМАЯ ЗЕМЛЯ

сопроводительный текст

Когда сильный автор раз за разом описывает периферийные культуры, то ему наверняка захочется создать свою — уникальную, яркую, какой еще не было на свете.

Когда написаны десятки романов о Луне — суровой хозяйке — где колонисты строят новый мир,  то можно ждать появления очередных текстов о лунниках.

На пересечении этих двух путей Йен Макдональд и начал строительство своего нового масштабного цикла.

У него многое получилось.

Показано своенравное лунное общество, рассказана история его становления. Буквально в половину века уместились страсти первопроходцев и возникновение первых династий, постройка городов и появление своих кумиров. Всё ново, ярко, быстро — будто хай-тек Возрождение, с бешеной верой в себя и отсутствием моральных ограничений.

Обычаи новой Луны очень хорошо увязаны с прогрессом в медицине — теперь можно и голышом по лунной пыли пробежаться, потом тебя спасут и отрастят новые пальцы. В лунных нравах очень много от «сексуальной революции» — ни пол партнёра, ни его родство уже не важны, генетика всё равно повинуется медикам. Суррогатные матери — мадриньи — становятся второсортными членами могучих семей, но обязуются не рожать собственных детей. Новая тактильность, новые ощущения лунников, которые отвыкли касаться любых нечеловеческих организмов. Говядину можно напечатать, но корову выращивать не станут. И уж конечно проще напечатать новое платье для вечеринки, чем отстирывать то, что надевали вчера.

Й. Макдональд  вырастил субкультуру, где есть в меру разумные, в меру эмоциональные правила.  Контракт там важнее закона — законов как таковых почти нет, а ИИ за плечом у каждого человека позволяет просчитывать выгодные варианты и не подписывать совсем уж кабальных обязательств. Потому судебные поединки и кровная месть — необходимые вещи. Деньги еще неотделимы от способности поставить жизнь на кон, рискнуть всем.

Пожалуй, самый впечатляющий момент в конструировании лунных колоний это уровень связи новых династий с их промышленными источниками богатства. Автор в деталях показал, как проходит сколько-то лет, и можно поменять технологическую основу бизнеса.  Перевернуть всю энергетическую отрасль Луны — и всё её политическое устройство заодно.

История эта подана не через скучные параграфы исследования, а через самые динамичные и яркие сюжеты, которые только можно придумать — начало войны, распад клана, взросление юноши. Еще есть смерть патриарха, экстремальный развод, расследование, дуэль, исповедь, предательство и гонка.

Герои живые и яркие, причем героев много, каждый играет свою роль и поначалу совершенно невозможно угадать, какой она станет в финале.  Характеры их раскрываются через поступки, а биографии куда интереснее футбольных матчей.

Роман похож и на «Крёстного отца» М. Пьюзо, и на «Проклятых королей» М. Дрюона, и на «Крипотономикон» Н. Стивенсона, и на «Дюну» Ф. Херберта. Хотя, разумеется, камертоном и образчиком интриги тут работает «Песнь льда и огня» Р.Р. Мартина. Политика и личная жизнь ещё не разделены — страсть к власти надо воплощать, угождая низким страстям других людей, иначе ничего не получится.

В литературном смысле — сложно упрекнуть автора. Эпический размах и скрупулёзное внимание к мелочам. Всё здесь добротно написано и нет скучных эпизодов. Даже болтливая мстительница в  одной из финальных сцен — не вызывает отторжения.

Но если смотреть на текст, как на отражение политических интриг, на связку «знание-власть» — видны прорехи.




Статья написана 17 августа 12:31
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Нереализованная трагедия задавленной мечты.

Если приглядываться к авторскому замыслу — то видна большая проблема целого пласта людей на постСоюзном пространстве.

Влияние на политику, на власть, на принятие решений о векторе развития, на детали завтрашнего дня.

Сказать, что люди вообще не влияют на власть — значит ошибиться.

Те или иные формы воздействия выбирают очень многие.

Кто-то тащит взрывчатку — террорист.

Кто-то делает реальную карьеру — чиновник.

Кто-то получает большие деньги (зарабатывает или ворует это отдельный вопрос) — олигарх.

Кто-то бьется в истерических припадках на площадях и в режиме 24/7 пытается пристроиться к механизмам власти — активист.

"Расцветают сто цветов"

Но есть старая традиция, которая сейчас в явном упадке — советы власти.

Сейчас её основная проблема — это специализация любой (!) мало-мальски прибыльной и публичной деятельности.

Политику не нужен просто совет от избирателя — пусть и умного человека — "наказы" давно стали элементом предвыборного шоу.

Чиновнику еще меньше требуется терять время в разговорах с "полоумным бабками" — пусть лучше футуролог-аналитик сделает доклад. Кстати, футурологи тоже влияют на будущее, вернее, начинают влиять на него сербезно, по мере увеличения горизонта планирования. Или детскую площадку можно покрасить.

На этом фоне "просто гражданин", которому мало поставить крестик в бюллетене  — есть свои идеи, свои образы будущего — оказывается как бы в пустоте. Новый Циолковский, смешной провинциальный чудак, в словах которого намешаны гениальные пророчества и наивные заблуждения. Кто его оценит? Прочтёт?

Особенно, если он не имеет привычки сидеть на профильных сайтах.

Эта гулкая тишина, в которой оказались миллионы людей.  

Дальше, думаю, часть вполне благополучно освоит сеть (уже осваивает), часть останется со своими заметками "Как нам обустроить...", а часть просто умрёт.

Но, увы, этот образ безответного крика — автор не раскрыл. Есть ремесленник, есть его обида большую часть мира и заметки, как этот мир улучшить. Всё.

Материала на рассказ. Рассказ — на "Грелку".

Путешествие же по Таджикистану — для меня осталось глубоко вторичным просто потому, что я просматриваю посты блогера varandej Среди прочем, там есть архиподробный репортаж  (на десяток постов) о путешествии как раз по тем местам. С большими историческими справками и свежайшими жизненными наблюдениями. По уровню погружения в местный колорит книга даже проигрывает.

Да, читается образ брата-путешественника.  

Финальная сцена, где описано попадание книжечки с советами на стол Путина  (книжечка уже "волшебная", чем надо пропитанная, потому все её читатели мгновенно "обращаются в истинное мировоззрение") — просто сцена. Серенькая, увы. Должна работать сборочной точкой, но нет ощущения, что сейчас переменится весь мир.

Текст, объемом с повесть, который выпущен отдельной книгой. Сюжет, персонажи и декорации — как осколки разбитого зеркала, которые могут стать целым лишь в напряженном читательском воображении. Слишком много невыстреливших ружей. Язык гладкий.


Статья написана 14 августа 12:14
Размещена также в рубрике «КИНОрецензии»

Четыре среза.

.

Самое забавное в фильме — напластование времен.

К 2010-м европейский кинематограф в очередной раз дозрел до "своего ответа Звездным Войнам".

Взяли комиксы 70-х — с тогдашней политкорретностью. Которая получена пережевыванием политического контекста 50-60-х.

Взорванная планета  — с ракушками в стиле Дали(?) на горизонте — это же атолл Бикини, и прочие острова, с которых выселяли туземцев во время испытания бомб. Туземцы — малость переделанные негры-масаи (хотя при желании можно найти еще сколько-то иных автохтонных черт).

Отношение агентов к "масаям" находится во временной вилке — уже после того, как их стало убыточно вешать на плантациях, но до того, как миллионы мигрантов стали намекать на мечеть парижской богоматери. То есть: "мы вас немножечко стреляли и немножечко вешали, но вы ведь нас простите? Правда-правда?" Ну и "космические масаи", натурально, в ответ не кричат "Ворга!", а делают вид, что всё в порядке.

Антивоенный накал того времени, когда люди реально боялись атомной войны и считали, что перегородив какую-то дорогу живой цепью — эту войну можно остановить.

.

Эта весела беготня — которая остается веселой, потому что агенты никогда не оглядываются.

Клещ величиной с легковушку порвал всю группу прикрытия? "Мы немного задержались".

Агент в скафандре, как плевок чужого, проходит сквозь уровни станции? Нарушает герметизацию? Плевать — чинить будут другие.

Они вечно молоды, и любые переживания — как легкое похмелье.

Пара в стилистике семьи "Крысы из нержавеющей стали" — там все должны быть такими, чтобы пули от зрачков рикошетили.  

/Даже во "Вспомнить всё" — был показан момент, когда на эскалаторе топтались по трупу бедняги, что попал под перекрестный огонь. Но не тут./

Количество сравнительно удачных шуток — вроде попытки правителя закусить мозгами Лорелин, или намёков на шнобели — минимально.

Я бы сказал, что попытка подражать американскому юмору.  

.

Политкорректный сюжет и облегченные приключения — они работают каркасом для истинного содержания фильма.

Дизайн. Графика. Светотень. Движение.

А они впечатляют.

Я не знаю точного количества костюмов — но лишь некоторые их них выглядели недоделками и халтурой.

Кич? Да, тысячу раз да. Там, где он нужен. Но не халтура.

Заимствование образов у того же Дали? Хорошо сделано. И он точно не обидится.

Существа? Да их десятки видов — с относительно вменяемой анатомией (то есть понятно, что это анатомия, а не жестянки и подушки, которыми обклеили статиста).

Выстроен практически каждый кадр — хоть распечатывай и на стенку вешай.  

Буйство образов имеет место быть — и вот оно-то и выглядит на все деньги, на все 160 млн.  И это большой успех фильма.

.

Техника — тут напластование времен, как с политикой.

Мы имеем будущее — в котором правят бал до-Интернетовские технологии. Разве что экраны в центре управления похожи на что-то серьезное, да корабельный компьютер ведет себя куда полезнее, чем "мама" в фильмах о чужом.

Но единого центра управления станцией — просто нет. Есть остатки аппаратов 20-го века, которые пошли на балласт и крепь, и до которых уже никому нет дела.

Чтобы прийти на виртуальный рынок — надо оторваться от любимого дивана? Ну, это уже не сетевой шопинг, а черти что.

Нет, я понимаю, что художник берет образы, где хочет. Изоляторы с высоковольтной ЛЭП, который пристроены к затылку очередного умника, или выжигание микросхем в стиле "советский Челябинск 60-х" — ну да, это тоже возможно.

Только вот постоянно натыкаешь на образы технических изделий, который вот тут  — совершенно лишние.

Когнитивный диссонанс в инженерном ракурсе.

.

Итого: фильм опоздал на двадцать лет. Это несколько ухудшенная копия "Пятого элемента", которую надо было показывать через год после него. Сейчас не только приподняли рейтинг, но стали приправлять фильмы хотя бы щепоткой неоднозначности, а вопрос о счастливом финале — снова вопрос, на который не всегда можно дать ответ в первые минуты фильма.

Это хорошее подростковое зрелище и материал для дизайнера.


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 68  69  70




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 86