Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 83  84  85

Статья написана сегодня в 10:17
Размещена:

Выдумка без фантазии

Текст обладает не самым плохим стилем, сюжет выстроен, есть даже протагонистка.

Книга явно подгонялась под возможную экранизацию — побольше замкнутых локаций, плюс перебивки из воспоминаний персонажей, чтобы зрителям не было скучно наблюдать лишь внутренности звездолёта.

Вот и весь перечень достоинств текста. И среди них нет почти ничего, что можно было бы отнести к фантастике.

Основная проблема — несоответствие фантастического и детективного начала.

Для создания зрелищных образов или чего-то вроде интриги — автор отказывается представлять, что происходит не первая ситуация подобного рода.

Текст начинается с краткого кодекса, дающего правила обращения с клонами. Всё мило — но слишком однозначно, или слишком просто. Можно тут же представить себе десяток ситуаций, когда подобные правила работать не смогут (например, человек в ранее клонированном теле обладает государственно значимой информацией/навыком/социальными связями, а уже создан его более свежий двойник — убивать "старика", как требует закон, в таком случае не станут).

Несколько строчек кодекса написаны, чтобы эффектно промотать их в начале фильма. И для задания интриги на борту звездолёта. Но не для большого мира Земли, где могут быть самые разные ситуации.

Когда же идут ссылки на прецеденты, получается все так же плохо:

"Ей никогда не приходилось пользоваться клапаном аварийного сброса, встроенным в бак для клонирования. Ученые внедрили в практику эти клапаны после того, как один из техников решил подшутить над клоном и оставил женщину после пробуждения на несколько часов в баке. Клонированная женщина наконец выбралась оттуда, говорят легенды, и устроила кровавую баню, в результате пришлось клонировать самого техника. После этого инженеры добавили клапан, чтобы клон мог сам выбраться из бака, если по какой-то причине застрянет в нем."

Ну вот, представьте, у вас делаются модели баков для клонирования.

И такой клапан — не добавляют??? Бак принимается в производство без предварительных испытаний и оценки аварийных ситуаций?

Чтобы каждый потенциально мог поиграть в рассказ Э.А. По?

Аналогичная ситуация:

"– Ведь такое, конечно же, случалось и раньше? Много одинаковых клонов, некоторые из них совершают преступления, и каковы права каждого? Не может быть, что я первый.

– Возможно, вы первый в наших данных, кто не знал, что его продублировали вопреки его воле, – сказала Ло."

Ага, после чего в прошедшем времени упоминается второе восстание клонов. То есть события, которые поломали судьбы сотен тысяч людей. Очевидная для террористов техника. И этот, вдруг, первый. И у полиции колебания, по результатам которых получается композитная личность (хороший человек с мрачными снами). И как эта композитная личность сочетается с простыми строчками кодекса?

Дальше все еще стандартнее:

- экипаж звездолета состоит из преступников (мотивация подобного — задана на отвратительном уровне. Если у вас есть технология переноса сознания, то проще поставить лояльных людей на всю вахту, и потом "разбудить" их в новых телах с накопленными воспоминаниями. Или экипаж, который будет меняться раз в несколько месяцев)

- ИИ корабля — результат кодирования одного из членов экипажа. Причем от него можно получить фразу "Я вернулся в строй на пятьдесят три процента и чувствую себя гораздо лучше." Ну блин, это фраза из докомпьютерной эпохи, сейчас даже школьник вам объяснит, что у компьютера разные функции, и на 53% можно проверить память, или восстановить емкость аккумуляторов или еще что... То есть даже с визуализацией у автора проблемы, потому что компьютер выдал бы картинку-схему-диаграмму-образ — что у него теперь работает.

- после пробуждения — то есть воскрешения в новых телах — у всех участников отсутствует память о полёте, компьютер подвис... Ой, какая неожиданная ситуация. Как свежо и оригинально.

- противоречия настоящих людей и клонов. При том, что клонирование фактически дает бессмертие, когда люди снова и снова просыпаются в новом теле. Вообще от серьезного восстания клонов до старта корабля прошло полтора столетия. Как быстро поменяется ситуация, когда люди увидят, что в после переноса сознания они сохраняют когнитивные способности и память? Автор смотрит на ситуацию глазами христианского религиозного моралиста середины 20-го века (среди прочего есть и пытаемый священник, которого клонируют и заставляют отказаться от веры). А как насчет буддийских моралистов? Что скажут индуисты?

- технология редактирования личности. Она есть. Её применяют неоднократно. Можно сделать закладку в собственную личность. Но автор не хочет осмысливать ту бездну линий развития, что получаются у человечества после создания такой технологии.

- мне сложно назвать текст романом в полном смысле этого слова — арки героев не кажутся полноценными. Да, мы узнаем много из событий их прошлого, и каждый меняется. Только вот все они меняются в прошлом. А в настоящем — автор просто вытаскивает из шкафов все новые скелеты и новые слои личности. Получается громадный склад роялей.

И эта книга номинируется на "Небьюлу-2017" да еще и "Хьюго-2018"? Надеюсь не только потому, что в тексте упоминается университет Обамы?

В моих глазах — это версия "Видоизмененного углерода", только не с боевиком в качестве сюжетного основания, но с "Десятью негритятами". Весь громадный пласт социо-технологических проблем автор сводит к обстановке звездолета и старым счетам между членами экипажа. Редукция всего капитализма до мотива убийства за невыплату зарплаты.

Смотрится Читается так себе.


Статья написана 11 февраля 23:00
Размещена:

Биметаллический фильм...

Если соединить две пластины — стальную и медную — то можно на этом деле получить сколько-то интересных эффектов. Но чтобы понять, как действует терморегулятор, надо эти пластинки раздельно исследовать.

Так и в фильме.

Есть подростковая история про девочку, которая мало похожа на человека, про мальчика, который становится не совсем человеком, и про условных родителей девочки (вроде как людей). Там прямолинейная мораль (не предавать и не гнаться за деньгами), простенькое срывание покровов (злобная элита всех нагибает) и толстый-толстый слой умиления с гламуром.

К этой истории не может быть серьезных претензий — она стандартная, как фордовский автомобиль марки "Т" черного цвета.

Девочка учится любить, вспоминает прошлое, находит полезные артефакты.

С нехорошими киборгами она поступает как жигулёнок с этой картинки

Только изящнее... С пируэтами, задорным блеском больших глаз и подростковым радикализмом.

Понятно, что она всех ловчее, сильнее и вообще — продолжение снимать будут, где эта девочка всем верхним покажет.

И научится любви, понятное дело.

Но есть вторая составляющая фильма — посткатастрофический мир, в котором сохранилось довольно много техники, ещё есть люди, как таковые, и даже какие-то товарно-денежные отношения.

Обертка совсем не главное, потому как упрощена до полной примитивности.

Важно, что этот мир на 99% победившего трансгуманизма.

Оторвало руку и нужен протез? Не проблема. Идём к доктору, ставим, работаем.

У вас начальник, который периодически вселяется в ваше тело и отдает ценные указания? Ну, такая работа.

Больная дочь? Готовим для неё тело-носитель.

Вообще, отношения к апргрейду собственной тушки скорее напоминают свежую игру "Кенши" — там персонажи постоянно докупают себе новые доспехи и протезы. "Продвинутая рука вора +5 к скрытности". Не сразу поймешь, где заканчивается покупка штанов и начинается приобретение собственно ног. С противников снимают не только традиционный вещевой "лут", не только части тел в пищу, но и подставки с хваталками.

Биотех — генетика, работа с тканями, 3Д-принтеры для костей — в упадке.

Полный перенос сознания в компьютер — не показан. Даже у героини биологический мозг, которому нужны витамины.

И вот тут перед нами открывается дерево технологий:

- часть киборгов тупо становится больше, приваривает себе клещи и сельскохозяйственные косы. Только башка торчит (без шлема, что характерно). Сразу видно — это тупиковый путь, потому как пользоваться новой тушкой — учиться надо. И авторы, не произнося слова "энерговооруженность" прямо показывают, что барышня с зарядом антиматерии в груди может вынести здоровенного металлического жлобину просто потому, что дает большее ускорение частям своего тела;

- есть работа с ассоциированными механизмами (робо-собаки). Но тут слабость в координации и черт знает где будут эти ассистенты в трудную минуту...

- лицо это просто интерфейс для общения с другими личностями, подвижная маска, снабженная большим количеством культурных кодов. Если бы не тупейший ляп с отсутствием шлема, хорошо было бы показано, что тело, в принципе, можно сделать любое, но удобнее оставаться антропоморфом, т.к. не только лицо приспособлено для общения с людьми, но и всё вокруг приспособлено под размеры человека.

Разумеется, в сюжете громадные ляпы, заданные романтической составляющей: огнестрел сведен к минимуму, нет ответа на вопросы о пищеварении в киборгизированных телах, какая-то совершенно детская система охраны верхнего города и т.п.

Но интереснее другое.

Калечащая травма — воспринимается лишь как временная проблема. Да, драться одной рукой без второй и обоих ног, которые вот сейчас оторвали — героине сложновато. Но нет отчаяния и шока, которые будут у обычного человека. Надо победить текущего противника и добраться до ремонтных мощностей.

Чуете, чем пахнет? Старым терминатором. То самое ощущение потери, но не увечья.

А героиня — положительная. Человечная :) Теперь и правильным персонажам так можно. Даже подростковым. Представляете себе такого Джона Коннора в 14 лет?

"Тук-тук-тук — коперниканский переворот заказывали? Нет!!! А нам пофиг, принимайте..."

И, конечно, это демонстрация обнаженного тела героини — механического — равно как и других киборгов. Механистичность как бы скрывает телесность, и чем дальше существо от антропного стандарта, тем меньше ему нужны штаны.

Я не читал первоисточник, потому легко могу надеяться на более сложные конфликты в продолжении фильма. Когда не только подростковый сюжет будет воздействовать на фантастический мир, но мир сделает сюжет взросления глубже.

Но не уверен, что мои надежды оправданы :)


Статья написана 10 февраля 19:01
Размещена:

Онтологическая недостаточность

Успех "Дня сурка" постоянно ходит между сценаристами и продюсерами как призрак с пудовой кувалдой. Раз — и по голове! Снимай!!!

Попробовали.

Основная проблема мини-сериала — восемь "эпизодов" — некоторая затянутость. Откуда взялась?

Тут нужны спойлеры.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Фон.

Авторы ухватились за современный американский мегаполис, и решили дать образ Вавилона. Политкорректности столько, что всё это явная насмешка над политкорретностью, но при том строго в её же рамках — просто взят перебор. Получается гомеопатическая доза гречки в бочке масла. Все меньшинства, который только можно было собрать — они тут. Куча стереотипов — опять-таки поблизости.

Героиня — русская, предки которой пережили холокост, с матрешкой, умершей сумасшедшей матерью и золотым южноафриканским крюгеррэндом в качестве кулона, причем программистка, похожая на А. Пугачёву, а еще дымит как паровоз и дружит с наркотиками.

Раз — смерть, воскрешение.

Два — смерть, воскрешение.

Три — она начинает догадываться, что есть проблемы...

Авторы достаточно назойливо показывают, что персонажи тонут в суете. Вообще все. Куча каких-то дел, десятки необязательных, да и никому не нужных, встреч, разговоров, поступков, одолжений.

Когда героиня понимает, что свою жизнь надо как-то поменять — ей намекают свыше — она просто не знает, за что взяться.

Церковь (хотя в здании — еврейская религиозная школа), бабушка, обещанный разговор с дочкой любовника, сбежавший кот?

Куды бечь? Даже по лестнице не получается спуститься без перелома шеи...

Причем у героини пуленепробиваемая наглость, плюс прокачанная самоуверенность 80-го уровня, плюс куча претензий на то, что она лучше других понимает жизнь, плюс характернейшая манера общения, которая временами мало отличается от потока оскорблений.

Действуя методом научного тыка, она вырабатывает усредненную линию поведения, которая позволяет как-то протянуть сутки, потом обязательно будет смерть.

И тут авторы показывают второго человека, который сидит в том же дне сурка.

- Ты чего не орёшь, сейчас лифт разобьется и мы умрем?

- Я постоянно умираю.

Парень — фанат ЗОЖ, квартира которого взята из ближайшей "Икеи" — испытывает проблемы. Девушка, с которой он встречался девять лет, бросает его. Как раз в тот день.

Дальше начинается длительный перебор вариантов.

- девушка изменяла? Вроде есть кандидат. Но нет, это просто психоаналитик с которым девушка хотела посоветоваться перед разрывом.

- там проблемы со стороны парня? Тоже нет.

- может программистка и парень должны быть вместе? Вроде каждый раз умирают одновременно? Но интим не помогает. И даже больше — вокруг начинают исчезать вещи и люди. Героиня воскресает на привычной вечеринке, а она почти что одна в квартире.

- может...

В итоге: парень приходит к девушке на несколько часов раньше, делает предложение, все норм. Программистка преодолевает свой собственный кризис — все норм. Можно идти танцевать с актерами из индийских фильмов.

И?

В "Дне сурка" было единство личностной задачи для персонажа и онтологической задачи для зрителя.

Да, это петля — говорили зрителю. А потом персонаж пытался из неё выбраться, и все у него было почти в первый раз. При том, что десятки его дней никак не показывают — а лишь намекают на них — герой изменяется и приобретает всё новые умения. Показывают кризисные точки его трансформации и важные для устройства петли моменты — причем они совпадают.

Но тут мегаполис — нет времени! Даже на самосовершенствование. Персонажи мечутся как крысы в лабиринте — решить задачу по выходу. /локации там очень подходящие — комнаты, коридоры, подвалы, несколько улиц/ И все. Вопрос "почему" — не ставится. Надо просто выучить урок — и побежать на следующий.

Чтобы растянуть сюжет, приходиться увеличивать разнообразие чудес — доходя до натурального ужастика — но причины для такого вмешательства чисто конъюнктурные.

Это слишком напоминает средневековые рассуждения о каждодневном вмешательстве бога — на фоне более поздних рассуждений, что бог создал мир один раз так хорошо, что больше вмешательств не требуется.

В "Дне сурка" — одно чудо, и его хватает на всю драму, а тут несколько разных чудес — и все равно раскаяние героев фальшиво. Они изменились ровно настолько, чтобы дотянуть до следующего дня. А завтра все снова... Суета не преодолена.

Вместо того, чтобы выстраивать сложную онтологическую конструкцию, некий сложный мир — тут мельчат с полудетективными интригами и самой плоской моралью.

Нет и какого-то другого пласта — вроде сравнения времен в "Зеркале для героя".

При не самом дурном актерском составе — и очень достойной первой роли — можно только взгрустнуть. Фальшак.

Хотя иногда выручает юмор.

Смотреть рекомендую лишь в случае свободного времени.


Статья написана 7 февраля 12:27
Размещена:

Каждый год в темной-темной башне, собирается видимо-невидимо авторов.

Еды там нет. Воды нет. И должен остаться только один бессмертный гений лауреат.

Потом явится миру новое лицо. Откроет рот. И произнесет слова:

- Я — русский Стивен Кинг.

/это я читаю роман "Вьюрки" — гладко, дачно, вторично. И просто скучно :(


Статья написана 2 февраля 16:16
Размещена:

Как можно перенести отдельные современные проблемы — характерные для первого мира — в прошлое.

И там их рассмотреть со всех точек зрения...

.

Допущение:

летом 41-го нет нападения на Союз, а есть движение немецких армий в Африку и на Ближний восток.

Это приводит к фактическому краху Британской империи.

Малозначимые — в контексте произведения — подробности:

- собственно, острова, удерживаются массированной помощью США, фактически превращаясь в зависимое государство;

- часть территорий (часть Австралии, Новая Зеландия) — удерживается теми же войсками США, с опорой на флот (британский флот начинает перенос части баз в США). Но т.к. начинается война с Японией — с "откусыванием" Индонезии — то Индийский океан становится практически недоступен для англо-американских сил. Устанавливается стабильное морское сообщение между Японией и Германией;

- Индия провозглашает независимость и её нейтралитет признают все стороны;

- значимая часть британского населения с территории Ближнего востока, Аравии, Северной Африки, восточного побережья Африки, Сингапура и т.д. — бежит в Индию;

- через несколько лет устанавливается равновесие, когда новая генерация великих держав по разным причинам не может/не хочет продолжать экспансию и делит мир (Япония додавливает Китай, и начинает осваивать "зону сопроцветания", но на большее нет сил, Германия трудоустраивает миллионы своих граждан там, где раньше были британцы, осваивает колонии; США без прямого нападения на них — так и ограничиваются разными формами заём-аренды и военного присутствия, укрепляют своё господство в Южной Америке и Канаде; Союз радуется, что обошлось без войны, забирает себе Монголию, Синьцзян, в самом пиковом случае Иран, пытается сталинскими методами догнать и перегнать Германию).

.

Зачем все это?

Конструируется похожая/непохожая на современную Европу ситуация:

- в Индии скачкообразно увеличивается количество британцев;

- они больше не имеют политического преимущества перед остальным населением;

- они все равно остаются малым процентом от общего числа индусов;

- места привилегированного проживания сохраняются, но снабжение становится похуже, а жилплощадью приходиться делиться;

- официальные власти Индии прекрасно понимают, что требуется быстрое развитие;

- потому образовательное и отчасти культурное наследие, которое сохраняют британцы, востребовано.

.

Мы получаем "Аббатство Даунтон" навыворот:

- на основании относительно упорядоченной группы людей, которая жила здесь (условный Мадрас) долгие годы, в которой были свои старожилы и свой процент приезжавших на один-два сезона — возникает крупное сообщество, местами хаотичное;

- большие проблемы со статусом бывших военных: новую присягу давать не могут/не хотят, но требуются для обучения солдат и т.п. (в реальной истории 20-30-е годы шел процесс "коренизации" т.н. Британской Индийской армии — туда стали набирать индусов на офицерские должности, и максимальной численности она достигла во Вторую мировую — 2,5 млн. человек). Это частный вариант принципиальной неопределенности отношений между европейцем и новым государством, в котором он живет;

- большие проблемы с частью местного населения (белых не любят), но сильно сглажен языковой барьер — английский распространен;

- значимая часть семей терпит полный крах жизненных планов, теряет капитал, бизнес в других колониях и т.п.;

- новое сообщество пытается сохраниться (чаепитие, молитвы, книги), однако, простым глазом видно влияние индийской культуры;

- на этом фоне разворачивается история нескольких семей, которые пытаются устроиться на новом месте, а когда наступает подобие мира, им надо решать — возвращаться в разбомбленный Лондон, или ехать в США, где не все ладно с экономикой, или оставаться здесь...

.

И что же мы увидим?

Постепенную утрату европоцентричности в культуре "британской колонии", при усиленной трансляции норм цивилизации. Инженеры востребованы, офицеры востребованы, специалисты по Европе и Штатам востребованы, но просто "учителя французского английского" больше не нужны — есть индийские.

При этом у европейцев будет не резиновая культура эпохи постмодерна, которая в любую сторону растягивается, но сравнительно жесткий модерн. Это позволит персонажам сформулировать и ясно выразить ответы на те вопросы, что сейчас стоят перед отдельными жителями Марселя, Рима, Барселоны... Ну и Лондона, понятно :)


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 83  84  85




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 91

⇑ Наверх