Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 мая 2017 г. 21:04

Содержание:

Повести и рассказы

Дмитрий Володихин. Иное сказание (рассказ),

Дмитрий Володихин. Умелец технэм (рассказ),

Алекс Громов, Ольга Шатохина. Путь на Восток повесть, 2017 г.

Рейтинг: — (повесть),

Анна Ветлугина. Сокровище Тамар (повесть),

Наталья Холмогорова. Место, которое забирает у тебя (рассказ),

Эссе

Наталья Иртенина. Тайны проданной Аляски (эссе),

Дмитрий Володихин. Тайна имения (эссе),

Рецензии

Виктория Балашова. Война прошлого в мире будущего (рецензия на повесть Я. Верова и И. Минакова "Как он был от нас далек"),

Станислав Бескаравайный. Место азартного храбреца в "Большой игре" (рецензия на роман К. Еськова "Америка"),

http://www.fantlab.ru/edition200523


Статья написана 24 мая 2017 г. 17:45

Во-первых, про роботов в фильме уже хорошо рассказали — и можно почитать рецензию http://jacob-burns.livejournal.com/119437....

Расскажу про людей.

Многие жалуются, что в фильме действуют умственно неполноценные персонажи. Не согласен.

Перед нами команда, собранная по объявлению в соцсети, причем среди официантов и парикмахеров, две недели дрессированная в тренажерах (без лишней нагрузки), и отправленная "в пространство".

Люди только начали притираться друг к другу. Имеют самое общее представление о штатном расписании, почти нулевую фундаментальную подготовку. В результате понятия "долг", "миссия", "задача" — либо не распакованы, не обросли подробностями и требованиями, либо вообще прошли мимо сознания.

Потому люди в команде стараются совершать поступки, которые увеличат их роль/авторитет/влияние в этой малой социальной группе. Или пытаются перестроить эту группу под себя. Не "как надо по инструкции", а "как будет круче и понтовее..."

Это, конечно, не самым лучшим образом говорит об их уровне умственного развития (умники не отрывались бы от компьютеров, пытались понять, что их вообще ждёт, и какие кнопки точно не надо нажимать) но и дегенератами я их назвать не могу. Это обычные горожане, которые совершают типичные ошибки дилетантов, не будучи даже психологически подготовленными к большому делу. Они не профессионалы, они ими становятся... те, кто выживает...

Во-вторых, про общий технический уровень.

Если у вас на Земле победила компьютерная революция (и клепают таких вот роботов), то живой человеческий экипаж не так уж и необходим. Засуньте в корабль трех "уолтеров", пусть играют друг другу на флейтах, лишь бы людей довезли. Но ни Уолтер, ни корабельный компьютер не обладают той волей к исполнению задания, которая должна хоть у кого-то быть на корабле. Если это серьезная экспедиция.

Значит — не серьезная.

Значит — перед нами вариация лазарчуковской "экспедиции на Марс в рамках реалити-шоу" ("Параграф 78"), конечно, тут не реалити-шок в чистом виде, но вещь заведомо не важная, второплановая, сделанная в рамках гранта какому-то собесу-жэку... — Хотите подражать предкам и стать колонистами? Как американские первопоселенцы? — Хотим!!! — Нет препятствий патриотам! Ваша подпись вот здесь, пожалуйста...

То есть цивилизация либо разрушается (на что намекает Эйфелева башня среди песков в четвертом фильме), либо занята принципиально другими вещами, чем колонизация, либо эта колонизация уже не важна. ИИ заселяют фотосферы звезд, на планеты им плевать. Пусть людишки развлекаются...


Статья написана 15 мая 2017 г. 08:44

Торт, спасённый заварным кремом.

сопроводительный текст

Был в кинотеатре. Зрелище стоит своих денег. Пафос и действие, действие и пафос.

Чтобы придать величия Лондиниуму — туда стащили все постройки Римской империи. Цирки, бани, колоннады, акведуки... Это вызывает устойчивое ощущение посткатастрофы: была война, и бани уже не строят... В локации добавили обрывов и водопадов.

Количество металла на воинах и покрой платьев на знатных дамах — позднее Средневековье (кто попытается судить фильм путем сравнения с реальной историей Англии, будет слишком наивен :) ).

Чары и перемена локаций — в очередной раз напоминают об экранизации "Амбера": быстро, масштабно, эффектно. Собственно графика местами заставляет смотреть только на неё.

Фирменные режиссерские конспекты ситуаций, игра флешбэками — удались.

Но когда доходит дело до Артура...

"Все дети как дети живут без забот, а Боб на диете — не ест и не пьет. В копилку кладет..."

Спринт от сутенёра до короля Англии — он пробежал безо всяких изменений в характере. Как был "сын анархии", так и остался. Причем лучше не задавать образу лишних вопросов ("Как у человека в его положении нет целого выводка бастардов?", "Сохранит ли он свою бережливость на новом месте?"). Идея показать Артура, который решает проблемы чисто бандитскими приёмами — заявлена, но не реализована (Робин из Локсли посмотрит на такого человека... пренебрежительно).

Антагонист — изображен на порядок реалистичнее. Перед нами то молодой интриган, то властолюбец, то полный отчаяния человек, который вынужден делать ещё один шаг на пути в пропасть.

Персонажи второго плана — показаны либо крупными мазками, либо акварельными портретами, где краски разведены слезами и мылом.

Где кончается заимствование из Шекспира, и начинается заимствование из комиксов — каждый сам сможет решить по образу трёх ведьм в бассейне.

Штампы из фэнтезийных сюжетов — тоже дают о себе знать в полный рост. Хотя линия мистического противостояния упрощена до фактически поединка "добро-зло". От сложных и неоднозначных раскладов толкования легенды — не остается и следа. Человека "назначили", сам бы он не потянул, очень сильно помогли. Так и хочется сказать "на новом месте не жилец — траванут этого рубаку бледной поганкой..."

В сухом остатке: ваши глаза истосковались по зрелищу? Они насытятся. Вам нужна актерская игра? Джуд Лоу покажет. Но логикой в сюжете почти не пахнет. Интрига рваная, сражения прямолинейные — цельного орнамента, как в "Картах, деньгах, двух стволах" — не вышло. А легенда затерялась под пластами постмодернистских изысков. Так что еще вы сможете насладиться головоломкой — откуда взят этот конкретный элемент :)


Статья написана 5 мая 2017 г. 07:02

Вот чего решительно недоставало "Бразильи" Йена Макдональда — так это постепенного перехода от самой идеи параллельных миров, от единичного прецедента — к "географии" и эпическим проблемам мультиверсума.

Здесь — проблема решена "на отлично".

Первая треть книги — это медленное вползание на территорию квантовых эффектов, такое же медленное пробуждение героя от алкогольного дурмана и смертной тоски.

Исходник — вполне классический эксперимент с прохождением элементарных частиц сквозь две параллельные щели.

Есть наблюдение над единичным фотоном — один результат.

Нет наблюдения, поток фотонов — другой результат.

Возникает "принцип дополнительности", бодания Эйнштейна с Бором по поводу влияния наблюдателя — и много чего еще.

Но автор не забирается в самые дебри квантовой механики.

Малыми добавками субъективного идеализма от открывает путь к новым поворотам сюжета.

А если земноводные будут наблюдать за корпускулярно-волновым дуализмом — что-то изменится? Ничего. Вот у человека меняется результат на пластинке — от волны к частице — а у земноводного, у собаки, у кошки, у бонобо — не меняется. И, да, меняется не у всех людей... Эти описания экспериментов напоминают "Танатанавтов" Вербера, попахивает "Институтом чудаком" и много чем ещё.

И выход на проблему параллельных миров — получается тоже весьма изящно. Пусть читали убедятся сами :)

Увы, хорошо подведя ситуацию к теории всемирного заговора, поддерживая нужный уровень градуса — дальше автор ведёт сюжет куда хуже.

Исчезает то восхищение ловкостью рук, с какой смотришь за подводкой, начинает исчезать доверие и сопереживание главному герою.

Вот тут ящеры-демоны. Вот у героя прорезаются боевые скиллы. А вот есть друзья-враги, что погибнут на пути к цели. А вот изменническое лицо, которое нам показали на предыдущих этапах — совсем в другом качестве.

Стандарт. Схема. Отчасти штамп.

Такое впечатление, что читаешь ладно сбитый, сколоченный детектив, где есть стандартные маски "инспектора", "сыщика" и "убийцы". Вроде пальцем не укажешь заранее на убийцу, но уж больно идёт всё по накатанной колее.

Спасение мира прилагается.

По трансформации героя — это скорее повесть. Алкоголь и отцовский пистолет. Отчаяние и одиночество. Но когда туман отступает, не видно полета мысли настоящего ученого (который так хорошо удалось показать Нилу Стивенсону в "Барочной трилогии"). Слишком узколобый получается герой. А еще квантовой механикой занимается...

По научным рассуждениям — очень хороший рассказ, на полтора авторских.

По сюжету — мини-сериал, от четырех до шести эпизодов. Несколько батальных сцен, без больших взрывов, один пожар, одна перестрелка на заброшенном заводе. Подозреваю, что в голове автора изначально был рассказ, который он "раскачал" до размеров книги элементарными заимствованиями.

Язык легкий. Автор не стесняется давать иллюстрации. Терминов — немного.

Итого: если вы начинающий читатель — смело берите книгу, это пример добротной ремесленной работы в НФ-направлении. Если опытный — будьте готовы к разочарованию от второй половины текста. Скука не наступает, но оригинальность рассеивается.

За рассказ я бы поставил "9". Много воды — потому "7".

П.С. Да, у меня приступ доброты. Денег за книгу я бы не дал.


Статья написана 29 марта 2017 г. 09:12

Берем фильм "Китайский квартал", посыпаем мелко нарубленным вестерном и натягиваем на него латексный киберпанковский костюм.

Получаем тот самый "углерод". Видоизмененный....

Основная — острейшая — проблема текста, это противоречивый, совершенно идиотский мир.

Земля 27-го столетия, где искины давно стали нормой. Где человеческая психика записывается на машинные носители. И перезаписывается на новые мозги. Люди живут по пять сотен лет и меняют тела, как штаны.

А действуют там вполне нуарные персонажи.

Заказчик. Человек, которому несколько сотен лет, который за свою жизнь не терял власти и денег, не смотря на несколько страшных экономических кризисов. У которого суточная запись психики всегда хранится на жестком диске, и потому бесполезно сносить ему голову. Десятки детей, и каждого он может обеспечит клонированным телом...

Что должно быть у такого человека?

Двор.

Теснейшая команда приближенных лиц, самого разного возраста, которые пришлись ему по душе и нашли свои роли в ансамбле.

Причем речь не идет только о деловых связях. Такой человек прикрыт отовсюду. Ему нет нужды бегать по дешевым проституткам, чтобы "выпустить пар" брутальными и грязными способами, к которым он не желает принуждать свою жену. Это делает его уязвимым. Ему бы давно подобрали в штат виллы специально обученную прачку (мг, "Проклятые короли" М. Дрюона) или собачку, или кого-там еще.

Вместо этого автор выписывает портрет состоятельного человека, который ещё себе двор не создал, а только подобрал штат прислуги и нескольких доверенных лиц. Кинопродюсера Джека Вольца из "Крестного отца" — того, которому подкинули в кровать отрубленную лошадиную голову.

Будь там реальный двор — мы бы увидели не шашни главного героя с женой заказчика (стандартный визит в отель к частному детективу) — а длительные разборки с родственниками второй-третьей-четвертой линии. За героем ходила бы внучка заказчика, мать которой вышла замуж за перспективного адвоката из команды своего отца, но тот напортачил полтораста лет назад, давно списан в утиль — а вот внучка осталась и теперь старается подняться в семейном рейтинге. Уолдер Фрей и его выводок — вот и узнавайте там, кто пытался грохнуть дедулю. Любимого дедулю, черт бы его побрал...

Поэтому тридцатилетняя полицейская, которая вдруг получает возможности отказывать в расследовании дела такому могущественному человеку — это нонсен. У него куча знакомых в полиции — которым стольник уже стукнул.

Автор пытается защититься, и настаивает, что с Земли улетели миллионы и миллионы энергичных людей. К другим планетам. Оскудела Земля талантами.

Мг.

И тут второй вопрос — отчего такие проблемы, если есть возможность копировать сознание?

"Вот вы улетите к звездам, все такие креативные, и не заплатите за наше лучшее в галактике высшее образование".

Копии талантов оставались бы на Земле. Может быть, немного подредактированные.

И уж полным бредом выглядят виртуальные пытки, которым подвергали сознание героя, чтобы выдавить из него информацию.

Имея такой уровень медицины — нет нужды в давлению на сознание. Можно спокойно подключаться к памяти, и брать из черепного архива любую инфу (причем похожие технологии описываются в тексте).

Наконец, автор пытается показать мир (Землю!), где практически остановилось развитие культуры. Вы представляете себе Видока (французского сыщика 19-го века), которого вытащили, скажем, в 1970-е, в Сан-Франциско, и попросили распутать преступление?

— Парле ву франсе, гнида?

— А ты чё за мазафака такая?

Подонки общества, конечно, душою будут заодно, почти близнецы, то есть братва. Но представление о местных понятиях иметь надо, причем в мельчайших деталях. И описанная автором подготовка "специальных посланников" тут не поможет. Махай руками, не махай, стреляй, не стреляй — пока в эпохе слишком много белых пятен, расследование невозможно.

Почти все элементы будущего работают на то, чтобы обслуживать картинку из прошлого. Единственное, что автор пытается создать: это новые детективно-моральные ситуации с "обменами" тел.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Герой сидит в теле полицейского, личность которого недавно положили на хранение — слишком был жестким. И напарница этого полицейского, любовница и во многом ученица — принимает деятельное участие в сюжете. Соответственно, автор пытается разыгрывать тему противопоставления тела и духа, когда гражданка видит привычные черты лица, но разум там от совсем другого человека.
Только вот фокус в том, что подобные сюжеты уже отыгрывались — с близнецами, двойниками и даже богами, которые принимали человеческий облик.

Поэтому с точки зрения фантастики-футурологии — книга посредственная.

А вот детективно-батальная линия — выписана куда как лучше.

Персонаж придёт из тюрьмы и уйдет в закат. Он практически не знает промаха, чертовски удачлив, очень умен. Памятлив и злопамятен.

Он много раз настаивает на том, что жалость ему выжгли во время спецподготовки — но за плачущие глаза диковинной собачки вынесет мозги кому угодно.

Его обманывают и подставляют, он платит тем же.

Его убивают — но он убивает быстрее.

Вокруг очень мало хороших людей, и жалость в книге вполне нуарная, горькая — приправлена отвращением, цинизмом и разочарованием.

Автор хорошо взвинчивает напряжение, выкладывает новые карты на стол. Подсказки заботливо рассыпаны, но не складываются в голове раньше времени. Кульминация и развязка — сработаны по всем правилам триллера.

Сведения об экранизации романа выглядят вполне обоснованными: текст кинематографичен, множество сцен написаны будто специально под грядущую постановку.

Итого: если вам требуется фантастический боевик — вот он. Стрельба с интригой.





  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх