Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «tencheg» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 октября 2015 г. 23:17

Написание рецензии на "Марсианина" подобно ходьбе по минному полю. Как говорится, хочется отыскать в песке Pathfinder для связи с единомышленниками, но велика вероятность вместо него откопать тему для холивара.

Во-первых, говорить об экранизациях всегда чуть сложнее, чем о "самостоятельных" лентах, ибо те, кто знаком с источником, будут неизбежно сравнивать кино с книгой (а если книга популярна и любима, читатели выступят в роли весьма придирчивых критиков).

Во-вторых, как показал прошлогодний опыт "Интерстеллара", появление кинофантастики, претендующей на научность, неизбежно порождает ураган полярных мнений по шкале от "это же потрясающе красиво и вдохновляюще!" до "это же невообразимо ненаучно и пафосно!"

Также в "красную зону опасности" данный фильм попадает по причине Мэтта Дэймона (умеет ли Мэтт Деймон играть кого-то кроме себя самого?), Ридли Скотта (сумеет ли тот сварганить хорошее кино после ужасных "Исхода" и "Прометея"?) и пристрастия американских сценаристов к избытку пафоса, особенно если речь идет о таких благодатных темах, как спасение человеческой жизни, национальная гордость и большие космические корабли (ну, или не очень большие).

Однако фильм получился настолько хорош, что молчать о нем невозможно даже под угрозой перестрелки полярными мнениями в комментариях.

Сначала о картинке. Марс здесь вышел невообразимо красивым. На него не скучно смотреть ни в первый, ни в пятый, ни в десятый раз. Роскошная декорация для одного актера, одновременно завораживающая и подчеркивающая его одиночество. Наверно, многие видели смешные картинки и комиксы в сети, посвященные аппарату Opportunity — на них изображен одинокий марсоходик, который ползет по красной пустыне и думает "Может, если я буду работать еще лучше, они когда-нибудь заберут меня отсюда?.." Марк Уотни в фильме, особенно при съемках с воздуха, здорово напоминает этот самый марсоходик. Надежда и безысходность в одном флаконе. Отличная атмосфера необитаемого острова. Поэтому, когда герой находит закопанный Pathfinder и везет его к себе на станцию, не забыв малютку Sojourner'а (самый маленький из аппаратов, "живущих" в данный момент на Марсе), это все равно что найти Пятницу Робинзону Крузо. А в книге этот момент прописан не настолько символично.

В целом, если сравнивать с романом, сюжет подвергся незначительным изменениям. Убрали часть дневниковых записей о научных расчетах, убрали рефлексию команды на корабле, полностью вырезали злоключения Уотни в его путешествии к месту финального взлета. Причем очень понятно, для чего это было сделано. Сюжеты "на Марсе" и "на Земле" стали сбалансированными (в то время как в книге, естественно, значительно преобладала марсианская часть), команда корабля стала связующим звеном между этими двумя "полюсами", при этом монтаж сцен продуман очень хорошо — нарастание напряжения, промежуточные кульминации и фабула прямо как по учебнику сценарного мастерства. И, несмотря на сокращения, полностью сохранено настроение и идеи книги: вера в науку всех спасет; не надо рефлексировать, а надо делать; жизнь одного человека стоит больше, чем год разработки ракетоносителя, и все это под соусом отличных шуток от Марка Уотни. Жаль, что не все они поместились в рамки фильма, однако есть даже несколько свежих (например, "пасхалка" с Шоном Бином и советом у Элронда).

Отдельное спасибо за финал. На данный момент у книги Энди Вейера есть две концовки, однако ни одна из них не дотягивает до эпилога, снятого Ридли Скоттом. Плюс к тому, кульминация (сама сцена спасения Уотни) получилась гораздо более напряженной, чем в романе — если там он потерял сознание и не принимал участие в собственной судьбе, то здесь нашлось место для героизма — но при этом не возвышенно-натужного, а довольно ироничного. В конце концов, летать на воздухе из собственной перчатки, как Iron Man — как раз то, что логично вписывается в образ веселого робинзона-ботаника. А то, что Уотни забирает на корабль именно командир Льюис, которой нужно искупить чувство вины за брошенного члена команды, гораздо логичнее, чем в книге.

Удался ли Дэймону образ персонажа? Кажется, попадание стопроцентное. Достаточно услышать интонацию, с которой он делает запись в видеодневнике "Скобы вышли", и понимаешь — да, это он. И какая разница, насколько актер отходит от образа себя, если получившийся персонаж в итоге выглядит именно так, как должен?

А теперь немного тезисов из рубрики "наука и жизнь" или "странно, почему фильм порождает такое количество доморощенных диванных физиков?". Картошка не может вырасти в темноте! — говорили они. Это нереальная станция на Марсе, потому что где же там охлаждающие элементы? — говорили они. Скафандр у Мэтта Деймона слишком тонок! — говорили они. Почему в фильме нет русских ракетоносителей?! — бились в истерике они. Интересно, когда все эти люди смотрят "Звездные войны", они вместо того, чтобы наслаждаться сюжетом, льют слезы по поводу ненатуральных джедайских мечей и какой-то там Силы? Или считают, что "Тигр! Тигр!" Бестера должен был закончиться в первой же главе, так как Гулли Фойл — с точки зрения современной науки — не смог бы запустить двигатель корабля и выбраться из космической ловушки? Или предают остракизму "Песнь льда и пламени" Мартина за то, что там нет ни одного русского? Вот ведь ужас-то, а.

Так вот. "Марсианин" — ну, если кто-то не заметил — это не научно-популярная книга. Не учебник по выживанию на Марсе для скаутов из НАСА. Не пособие по космической ботанике для Роскосмоса. Это пусть научная, но фантастика. Это художественный вымысел. Что книга, что фильм. Отличный, просто бесподобный художественный вымысел. Потому что занудный бубнеж о достоверности выращивания картофеля и поиски следов Роскосмоса в американском фильме вдохновения не вызывают. Зато при виде ошарашенного Мэтта Дэймона, орущего "Я взорвал себя", появляется стойкое желание бросить все и заняться ботаникой. И химией. Чтобы не взрывать себя. А также срочно записаться в космическую программу. Потому что именно так — без морализаторства, скуки и искусственно-натужных нот — должно работать настоящее искусство.

Резюме — смотреть обязательно. Это лучший научно-фантастический фильм ближнего прицела, который снят за последние несколько лет.


Статья написана 18 сентября 2015 г. 12:05

Крутые новости!

Нашим проектом "Не/много магии" заинтересовалась библиотека Майбук http://mybook.ru/

Её команда неравнодушна к будущей книге и очень хочет поддержать нас, поэтому добавит к уже существующему набору плюшек для всех будущих читателей бонус от себя в виде подарочного месяца подписки :)

То есть каждый читатель дополнительно получит промокоды на бесплатный доступ в течение месяца ко всем книгам "Майбук" (более 67000 книг). Ура!

Так что если вы еще не поддержали наш сбор http://www.sbor-nik.ru/kick.jsp?id=sbor57... , появился лишний повод это сделать :)


Статья написана 10 сентября 2015 г. 16:02

Да, это та самая книга, от обложки которой я пришел в восторг и одновременно испугался :)

И к которой рисуют офигенные внутренние иллюстрации.

Запущен краудфандинговый проект вот здесь: http://www.sbor-nik.ru/kick.jsp?id=sbor57...

Поддержать книгу можно по ссылке.

А ниже — описание того, что именно и зачем мы делаем. Вэлкам :)

Всем привет! Меня зовут Саша и больше всего на свете я люблю рассказывать сказки. Иногда из этих сказок получаются сны, иногда — песни, иногда — романы и повести, а в данном случае — рассказы. «Не/много магии» — это сборник о том, что граница между действительностью и волшебством гораздо тоньше, чем кажется.

Мне очень хочется поделиться с читателями этим ощущением странности и нереальности мира, когда каштаны цветут в сентябре, встречные прохожие беседуют с кем-то, используя в качестве телефонной трубки настоящего живого вомбата, когда с тобой разговаривает сотня воронов, когда в многомиллионном городе ты нос к носу сталкиваешься с нужным человеком, самолеты летают напрямик через радугу, а попутчики в поезде, кажется, знают о тебе больше, чем ты сам.

Знаете, Питер Пэн говорил, что если в фей не верить, они умирают. Так и рассказы — если их прочитало слишком мало людей, их персонажи стираются, забываются и чувствуют, что их придумали зря. Мне хотелось бы вас познакомить друг с другом. Что вам было интересно. А им — не зря.

ЧТО БУДЕТ В КНИГЕ?

Тридцать рассказов в пяти разделах: «Вчера», «Сегодня», «Завтра», «Нигде» и «Сказки на ночь». «Вчера» — это мистика в прошлом, «Сегодня» — это магический реализм и хоррор в настоящем, «Завтра» — это социальная НФ и фантазии о будущем, «Нигде» — это фэнтези совсем не про наш мир, а «Сказки на ночь» — микрорассказы, которые до полноформатных не дотягивают, но тоже очень хотят быть рассказанными. Художественные тексты готовы уже на девяносто процентов.

Сейчас я работаю над дополнительными материалами. Это плей-листы в настроение к героям, ответы на любимый некоторыми критиками и читателями вопрос: «Что хотел сказать автор этим рассказом?», истории персонажей, которые выходят за рамки текста, связь отдельных сюжетов между собой и прочие интересные штуки.

Также, как вы видите, у нас уже готова обложка — художник Борис Рогозин https://boris_rogozin.artstation.com/

Еще двое художников, Катерина Покидышева www.katerinapo.com и Мария Ермакова https://freelance.ru/Elma сейчас рисуют внутренние иллюстрации. Я обожаю этих художников, они прекрасны, как рассвет. И рисуют действительно волшебные штуки.

По сути, сейчас мы делаем книгу вчетвером. А если точнее, не книгу, а артефакт, который радует не только содержанием, но и формой.

Почему мы не хотим обратиться в издательство и печататься по обычной схеме?

Потому что очень хочется издать книгу именно так, как надо. С дополнительными материалами, на хорошей бумаге, с иллюстрациями и рисунком на обложке от тех художников, с которыми мы друг другу доверяем и которым нравятся рассказы, а не от тех, для кого это "работа-на-отвали". Хочется контролировать процесс верстки и печати, а не пустить всё на самотек. Чтобы получился артефакт, который приятно взять в руки, а не просто-книга-на-газетной-бумаге.

Это скорее процесс сотворчества = мы с художниками + читатели, а не стандартный цикл рождения книги, где кроме текста от автора не очень многое зависит.

Хочется сотворить настоящую магию :)

Почему бы и нет, в конце концов.

НА ЧТО ПОЙДУТ СОБРАННЫЕ ДЕНЬГИ?

Большая часть суммы уйдет на расходы: корректура, печать книги и доставка, комиссия платформы и налоги.

В случае, если мы наберем заявленные 50 000 рублей, этого нам хватит, чтобы выйти примерно в ноль, провести презентации книги, а также собраться и выпить чаю с печеньем за здоровье прекрасных читателей.

Если наберем 70 000 рублей, мы сделаем твердую обложку.

Если достигнем 100 000 рублей, этого хватит на полноценный тираж (а не принт-он-деманд, как в случае с меньшими суммами). В благодарность за это писатели-фантасты, которые нас поддерживают — Виктор Колюжняк https://fantlab.ru/autor9818 , Сергей Малицкий https://fantlab.ru/autor1959 и Юрий Некрасов https://fantlab.ru/autor10133 — готовы отправить всем, поддержавшим «Не/много магии», свои романы в электронном виде. То есть каждый читатель из группы поддержки получит не одну, а четыре книги!

Но вообще, конечно, мы мечтаем собрать 150 000 рублей — сверхцель! Потому что это позволит выпустить книгу в таком формате, которого в отечественном фантастическом книгоиздании еще не было. В каждую бумажную книгу будут не просто вписаны, а вложены дополнительные материалы — письма, открытки, записки, фотографии, ключи к тайнам, которые создадут дополнительный слой смысла. Примерным образцом для нас выступает «S» Джей Джей Абрамса (ее краткий видеообзор можно посмотреть по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=SLZNAQbB4PM ).

К электронной же книге в таком случае будут прилагаться медиа-файлы (видео, аудиотреки — специально написанные к отдельным рассказам, коллажи и так далее).

ДЛЯ КОГО МЫ СТАРАЕМСЯ?

Для тех, кому нравится странное, страшное и удивительное.

Для романтиков и любителей артефактов.

Для тех, кому хотелось бы услышать собственную сказку, предназначенную только для него.

Для тех, кто готов хлопнуть в ладоши, чтобы в Нетландии не умирали феи (да-да, мы снова о том самом сюжете из «Питера Пэна»).

Короче, мы стараемся для вас :)

А МОЖНО СНАЧАЛА ПОПРОБОВАТЬ НЕМНОГО ЭТОЙ САМОЙ МАГИИ?

Конечно, можно! В ознакомительном файле на сайте пять рассказов.

«Вечная мерзлота» — мою любимый и одновременно самый страшный рассказ.

Читательский отзыв о нем:

«В тай-цзи есть такое понятие «кань-цуи», что, если я ничего не путаю, означает «металл, обернутый в вату». Ну, приблизительно. Я весьма далёк от того, чтобы судить прозу по гендерному принципу, но всё же очень ценю в ужасах, когда внешне мягкое, округлое, плавное и податливое — пробивает, словно пуля. Внешнее встречается довольно часто (я сейчас вывожу за скобки всякие соображения вроде увлекательности, «живых» персонажей и прочие правила написания рассказов/повестей/романов), а вот внутреннее — куда реже. В данном случае, у автора всё получилось. На все сто» (Heckel, fantlab.ru)

«Огни святого Эльма» — здесь живет моя любимая героиня Эля.

Кстати, если вам удобнее слушать, а не читать, можно скачать аудиофайл с «Огнями» (озвучка Влада Коппа, проект «Модель для Сборки») https://app.box.com/s/fscotj9u0mxefnxex3e...

«Черный дворецкий» — рассказ про любовь. Потому что, мне кажется, любовь — это главная движущая сила и причина всего происходящего с нами. Ну, или ее отсутствие.

«Шестерёнки» — здесь лучше всего отражен дух сборника в целом.

«Ньаавэл таннья» — если вы любите моржей, северное сияние и будущее, вам именно сюда.

СРОКИ

Почти сразу же после того, как сбор будет завершен, мы выложим текст «Не/много магии» на этот сайт.

Через месяц после завершения сбора мы закончим с иллюстрациями и дополнительными материалами, а также допишем несколько сказок специально для читателей и благодарности — и обновим файл (а также напечатаем и разошлем бумажную книгу).

КАК ЕЩЕ МОЖНО ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ?

Расскажите об этой кампании своим друзьям в блогах и соцсетях!

Если вы журналист, мы с удовольствием дадим вашему изданию интервью, приготовим пресс-кит или пришлем интересные цитаты из текста.

Если вы хотите организовать презентацию книги или закупить партию бумажных сборников для распространения, пишите, мы с радостью обсудим детали.

НАС ТАКЖЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ:

— Шимун Врочек, Максим Тихомиров и Олег Титов (соавторы некоторых рассказов в сборнике — спасибо им огромное!),

— Виктор Колюжняк, Сергей Малицкий и Юрий Некрасов — готовы подарить свои книги тем, кто нас поддержит, по достижении планки сбора в 100000 рублей,

— проект «Бытовое волшебство», который делает просто-жизнь волшебной — никаких красивых слов, сплошная практика https://vk.com/casualmagic (участвуют в некоторых типах вознаграждений),

— студия постановочной фотографии «Эпоха» — их фотографы снимают то, чего мы недополучили в реальности https://vk.com/epoque (участвуют в некоторых типах вознаграждений).

Если в процессе сбора мы придумаем/сделаем еще что-то замечательное, незамедлительно вам об этом сообщим.

Мы верим, что это будет "славная охота" :) Не переключайтесь!


Статья написана 7 сентября 2015 г. 16:29

В Fb уже похвасталась, а тут нет, как художник нарисовал к моей книжке обложку, а я испугалсо.

Казалось бы, ну обложки к собственной книге забоялся автор, эка невидаль.

Однако же контрольная группа просмотрщиков обложки тоже осталась в неком недоумении (и боялась потом засыпать без света), поэтому пришлось попросить перерисовать.

Добрый художник Борис даже не дал мне с ноги за такие метания и капризы, а перерисовал, и теперь обложка не страшная вовсе.

А такая, что я бы книжку, если бы она была не моя, тут же купил бы.

Это я к чему.

Вот уже скоро-скоро покажу вам картинку и начну краудфандинг на издание сабжа.

Там будет много вкусного.

Не переключайтесь :)

з.ы. Еще у меня есть такие крутяцкие скетчи-наброски для внутренних иллюстраций. По-моему, они прекрасны.


Статья написана 2 сентября 2015 г. 17:41

Дорогие все, кто по какому-нибудь недосмотру еще не купил зажигательного "Создателя балагана" от Алексея Верта — призываю вас это сделать.

1. Во-первых, это книго для поднятия настроения.

2. Во-вторых, в преддверии близкой зимы после закончившегося лета сказания о жаркой Греции будут греть ваше сердце лучше теплого пледа :)

3. В-третьих, там есть крот Александр, который мимими и вообще прекрасный зверек. *нельзя просто так взять и не купить роман. в котором есть крот Александр

4. И, в-четвертых, истинно антикризисная цена в 55 рублей! Дешевле, чем билет на электричку в Кратово!

Налетай, не скупись :)

http://www.litres.ru/aleksey-vert/sozdate...

з.ы. Репост и реклама всячески приветствуются.





  Подписка

Количество подписчиков: 80

⇑ Наверх