автор |
сообщение |
Другая литература > Любимая поэзия > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 12 апреля 21:56 |
Белла Ахмадулина
МОТОРОЛЛЕР
Завиден мне полет твоих колес, о мотороллер розового цвета! Слежу за ним, не унимая слез, что льют без повода в начале лета.
И девочке, припавшей к седоку с ликующей и гибельной улыбкой, кажусь я приникающей к листку, согбенной и медлительной улиткой.
Прощай! Твой путь лежит поверх меня и меркнет там, в зеленых отдаленьях. Две радуги, два неба, два огня, бесстыдница, горят в твоих коленях.
И тело твое светится сквозъ плащ, как стебель тонкий сквозь стекло и воду. Вдруг из меня какой-то странный плач выпархивает, пискнув, на свободу.
Так слабенький твой голосок поет, и песенки мотив так прост и вечен. Но, видишь ли, веселый твой полет недвижностью моей уравновешен.
Затем твои качели высоки и не опасно головокруженье, что по другую сторону доски я делаю обратное движенье.
Пока ко мне нисходит тишина, твой шум летит в лужайках отдаленных. Пока моя походка тяжела, подъемлешь ты два крылышка зеленых.
Так проносись!- покуда я стою. Так лепечи!- покуда я немею. Всю легкость поднебесную твою я искупаю тяжестью своею.
1960 г.
*** НОЧНОЕ
Ночные измышленья, кто вы, что вы? Мне жалко вашей робкой наготы. Жаль, что нельзя, нет сил надвинуть шторы на дождь в окне, на мокрые цветы.
Все отгоняю крылья херувима от маленького ада ночника. Черемуха — слепая балерина — последний акт печально начала.
В чем наша связь, писания ночные? Вы — белой ночи собственная речь. Она пройдет — и вот уже ничьи вы. О ней на память надо ль вас беречь?
И белый день туманен, белонощен. Вниз поглядеть с обрыва — все равно что выхватить кинжал из мягких ножен: так вод холодных остро серебро.
Дневная жизнь — уловка, ухищренье приблизить ночь. Опаска все сильней: а вдруг вчера в над-ладожском ущелье дотла испепелился соловей?
Нет, Феникс мой целехонек и свищет: слог, слог — тире, слог, слог — тире, тире, Пунктира ощупь темной цели ищет, и слаще слова стопор слов в строке.
Округла полночь. Все свежо, все внове. Я из чужбины общей ухожу и возвращаюсь в отчее, в ночное. В ночное — что? В ночное — что хочу.
14–15 июня 1985 г. | |
автор |
сообщение |
Другая литература > Любимая поэзия > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 10 апреля 22:39 |
Именнинца — Белла Ахатовна Ахмадулина
Вот к будке с газированной водой, всех автоматов баловень надменный, таинственный ребенок современный подходит, как к игрушке заводной.
Затем, самонадеянный фантаст, монету влажную он опускает в щелку, и, нежным брызгам подставляя щеку, стаканом ловит розовый фонтан.
О, мне б его уверенность на миг и фамильярность с тайною простою! Но нет, я этой милости не стою, пускай прольется мимо рук моих.
А мальчуган, причастный чудесам, несет в ладони семь стеклянных граней, и отблеск их летит на красный гравий и больно ударяет по глазам.
Робея, я сама вхожу в игру и поддаюсь с блаженным чувством риска соблазну металлического диска, и замираю, и стакан беру.
Воспрянув из серебряных оков, родится омут сладкий и соленый, неведомым дыханьем населенный и свежей толчеею пузырьков.
Все радуги, возникшие из них, пронзают небо в сладости короткой, и вот уже, разнеженный щекоткой, семь вкусов спектра пробует язык.
И автомата темная душа взирает с добротою старомодной, словно крестьянка, что рукой холодной даст путнику напиться из ковша.
***
АПРЕЛЬ
Вот девочки — им хочется любви. Вот мальчики — им хочется в походы. В апреле изменения погоды объединяют всех людей с людьми.
О новый месяц, новый государь, так ищешь ты к себе расположенья, так ты бываешь щедр на одолженья, к амнистиям склоняя календарь.
Да, выручишь ты реки из оков, приблизишь ты любое отдаленье, безумному даруешь просветленье и исцелишь недуги стариков.
Лишь мне твоей пощады не дано. Нет алчности просить тебя об этом. Ты спрашиваешь — медлю я с ответом и свет гашу, и в комнате темно. | |
автор |
сообщение |
Произведения, авторы, жанры > Что бы такое почитать? > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 22 марта 01:36 |
Консул, можно и по-английски. Книжка любопытная, где-то попадалась, благодарю за рекомендацию | |
автор |
сообщение |
Произведения, авторы, жанры > Что бы такое почитать? > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 21 марта 23:40 |
Славич, Seidhe, Manowar76, спасибо!
Форда, к слову, читал, да, очень круто сделанная вещь. | |
автор |
сообщение |
Другая литература > Кто что читает (не фантастику!) > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 21 марта 22:35 |
цитата mischmischЕсть еще письма.
Которые сейчас в корпус включают в лучшем случае на правах dubia | |
автор |
сообщение |
Произведения, авторы, жанры > Что бы такое почитать? > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 21 марта 22:19 |
Друзья, какие за последние пару лет вышли хорошие зарубежные однотомные фэнтези-романы? Ну или серии, где романы читаются по отдельности? Желательно не янг-эдалт, хороший ориентир — Кей, из последнего в таком духе более-менее понравился "Вор с чёрным языком" (хотя там не однотомник), не понравились "Хозяева джиннов" и Ханрахан. | |
автор |
сообщение |
Другая литература > Любимая поэзия > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 20 марта 23:35 |
ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН
Не более, чем сон
Мне удивительный вчера приснился сон: Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока. Лошадка тихо шла. Шуршало колесо. И слёзы капали. И вился русый локон.
И больше ничего мой сон не содержал… Но, потрясённый им, взволнованный глубоко, Весь день я думаю, встревоженно дрожа, О странной девушке, не позабывшей Блока…
1927 г. | |
автор |
сообщение |
Другая литература > Любимая поэзия > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 9 марта 13:52 |
Олег Чухонцев (у которого вчера был день рождения)
В ПАВОДОК
Свежим утром, покуда светает в деревянном и низком краю, медный колокол медленно мает безъязыкую службу свою.
Облупилась яичная кладка, сгнил настил до последней доски, Посреди мирового порядка нет тоскливее здешней тоски.
Здесь, у темной стены, у погоста – оглянусь на грачиный разбой, на деревья, поднявшие гнезда в голых сучьях над мутной водой;
на разлив, где, по-волчьему мучась, сходит рыба с озимых полей, и на эту ничтожную участь, нареченную жизнью моей;
оглянусь на пустырь мирозданья, подымусь над своей же тщетой, и – внезапно – займется дыханье, и – язык обожжет немотой.
1964 г. | |
автор |
сообщение |
Произведения, авторы, жанры > Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура" > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 16 февраля 00:22 |
Сегодня Иэну Мензису Бэнксу исполнилось бы 70 лет. | |
автор |
сообщение |
Произведения, авторы, жанры > Кто что читает? (мнение о прочитанных книгах обосновывается) > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 15 февраля 21:40 |
цитата SoporЯ присоединюсь к рекомендациям по Ханрахану.
А я нет, хотя меня никто не спрашивал)) Читал той зимой, кажется, и в какой-то момент поймал себя на мысли, что вообще не понимаю, зачем нужно столько текста и перемещений героев. Но текст приключенческий, не поспоришь, конечно | |
автор |
сообщение |
Другая литература > Кто что читает (не фантастику!) > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 13 февраля 19:12 |
цитата PetrOFF штош… в отложенные
Сам сразу же заказал "Настройщика" и скачал непереведённые. | |
автор |
сообщение |
Другая литература > Кто что читает (не фантастику!) > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 13 февраля 16:37 |
Прочитал "Зимнего солдата" Даниэля Мейсона. Совершенно невероятная по нашим убогим временам писательская квалификация. Плотное, насыщенное описание мира, почти чеховский психологизм, за которым видна не только наблюдательность автора, но и острый ум; нетривиальная романная коллизия, — всё на месте. На фоне безыскусного (чаще, конечно, просто бездарного) автофикшена написано так мастерски, что невольно задаёшься вопросом: зачем так сегодня стараться? Весь этот реализм в итоге начинает казаться скорее маркером нарочитой литературности, условностью — а не достоверным изображением жизни | |
автор |
сообщение |
Другая литература > Любимая поэзия > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 11 января 12:34 |
цитата ClassicИ все ряды, и весь базар Все сто рядов, все сто гитар
Интересно, держал ли Самойлов в уме строчку из "Дождя" Пастернака:
цитата Теперь бежим сощипывать, Как стон со ста гитар | |
автор |
сообщение |
Произведения, авторы, жанры > Кто что читает? (мнение о прочитанных книгах обосновывается) > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 27 декабря 2023 г. 06:12 |
Отдельно замечу, что читается "Транзиция" как довольно ироничный комментарий к циклу о Культуре. Тоже некая сила, считающая себя вправе вмешиваться в ход истории на многих мирах, только, в отличие от компьютерного анархо-коммунизма Культуры, совсем не вызывающая симпатии. В чём между ними разница соизволят объяснить только в предпоследней главе, насколько убедительно — каждый, видимо, решает для себя. | |
автор |
сообщение |
Произведения, авторы, жанры > Кто что читает? (мнение о прочитанных книгах обосновывается) > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 27 декабря 2023 г. 06:05 |
Прочитал в поезде "Транзицию" Бэнкса. Таких книг приличный романист себе позволить, конечно, не может.
Нельзя
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) выдавать главному герою суперспособности за 50 страниц до финала и отправлять его на свидание с любовью всей жизни на венецианский карнавал, а сторонника несимпатичных тебе политэкономических взглядов — обрекать на нелепую, откровенно сатирическую смерть.
Но
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) вещь изящная — с проведённой на трёх уровнях темой солипсизма, поголовно ненадёжными рассказчиками и смешной сатирой эпоху Cool Britannia.
Отзывов таких приличный лаборант себе тоже позволять не должен, знаю. Простите! | |
автор |
сообщение |
Другая литература > Любимая поэзия > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 19 декабря 2023 г. 14:19 |
Classic, какая красота, спасибо. | |
автор |
сообщение |
Другая литература > Любимая поэзия > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 19 декабря 2023 г. 00:38 |
И последнее от неё же
Шелестя сухими злаками, Поднимая синий дым, Осень с рыжими собаками Рыщет по садам пустым.
Вслед летят, свистя и гикая, Листья с мохом и корой. Осень, хищная и дикая, Воздух нюхает сырой.
В утро злое и ненастное Инеем дохнёт земля, И лисицу — лето красное — Осень выгонит в поля.
И с борзыми одичалыми Приступая к дележу, Обагрит ручьями алыми Обнажённую межу.
1916 | |
автор |
сообщение |
Другая литература > Любимая поэзия > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 19 декабря 2023 г. 00:37 |
Вообще я с некоторым ужасом понял, что мне нравятся многие тексты Инбер. "Рубашку" или "Сыну, которого нет" цитировать не стану: и велики, и довольно известны. Но вот кое-что из раннего, что редко встречается.
СКАЗКИ
Закройте крепко-крепко ваши глазки. К нам не придет никто. Я помню, Вы всегда любили сказки. Лежите тихо, только не засните. Я расскажу Вам, сколько захотите, - Пятнадцать, двадцать, сто...
Я расскажу Вам об одной лужайке С цветами в длинный ряд. Там рос тюльпан и все мечтал о чайке, В которую влюбился из каприза Лишь по рассказам утреннего бриза, Проникнувшую в сад.
Я расскажу, как черный конь шахматный Разбился о паркет, как, положив беднягу в гробик ватный, Его похоронили ночью мыши В буфетном ящике, в уютной нише И замели свой след.
Я расскажу Вам про лесную эльфу, Похожую на Вас. Она была сестрой одной наяды. Она носила странные наряды. Росу и лунный газ. Та эльфа в листьях засыпает, Совсем как Вы теперь.
Как тихо... Нас никто не знает. Не скрипнет дверь У эльфы. Спите... Спи спокойно, И в этой тишине Пусть все мои слова и сказки Придут к тебе во сне...
Март 1911
***
ОСЕНЬ
В тяжёлой осенней груше Засахарен тонкий яд, И чем кожура её суше, Тем слаще её аромат
В камине сучья берёзы Пылают светлым огнём. Тепличные зябкие розы Объяты печальным огнём.
Тихим теплом согрета, Я жду, чтобы день погас. Я слышу как сердце лета. Замирает в предсмертный час.
Разрезав позднюю грушу, Гляжу, как стекает сок. Осень объемлет сушу, И звёзды, и в море песок.
***
Тяжелознойные лучи легли На пышные фруктовые сады, Преобразуя горький сок земли В сладчайшие плоды.
От солнца ал, серебрян от луны, Тяжёлый персик просится в уста, И груши упоительно бледны Под зонтиком листа.
Внимая пенью пчёл, глаза закрыв, Под старым деревом лежи и жди: С порывом ветра хлынут спелых слив Лиловые дожди.
Чем глубже лето — тем пышнее сад; Клонится до земли живой венец. И царь плодов — кудрявый виноград - Явился наконец.
1920
***
Хорошо в Константинополе влюблённым Днём блуждать по лестницам и скатам, И по водам, сладким и соленым, Совершать прогулки в час заката.
Здесь не подойдёт никто знакомый И не спросит, руку пожимая, Отчего я в лодке, а не дома, Отчего я та, а не иная.
Меж камней, среди могил и праха Так нетрудно все забыть на свете, Так легко любовь принять без страха, Как большие маленькие дети.
Вот и ночь! Темна и многозвёздна, Но любовь часов не наблюдает, И никто не скажет нам, что поздно, Оттого что нас никто не знает.
1919
***
У первой мухи головокруженье От длительного сна: Она лежала зиму без движенья,- Теперь весна.
Я говорю:- Сударыня, о небо, Как вы бледны! Не дать ли вам варенья, или хлеба, Или воды?
— Благодарю, мне ничего не надо,- Она в ответ.- Я не больна, я просто очень рада, Что вижу свет.
Как тяжко жить зимой на свете сиром, Как тяжко видеть сны, Что мухи белые владеют миром, А мы побеждены.
Но вы смеетесь надо мной? Не надо.- А я в ответ! — Я не смеюсь, я просто очень рада, Что вижу свет.
1919 | |
автор |
сообщение |
Другая литература > Любимая поэзия > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 18 декабря 2023 г. 23:50 |
Как-то сама составилась подборка стихов о реинкарнации. Тема, мне кажется, восходит к Брюсову, но я не назову конкретных текстов. Если кто-то вспомнит, прошу — дополняйте!
Николай Гумилёв
ПРАПАМЯТЬ
И вот вся жизнь! Круженье, пенье, Моря, пустыни, города, Мелькающее отраженье Потерянного навсегда.
Бушует пламя, трубят трубы, И кони рыжие летят, Потом волнующие губы О счастье, кажется, твердят.
И вот опять восторг и горе, Опять, как прежде, как всегда, Седою гривой машет море, Встают пустыни, города.
Когда же, наконец, восставши От сна, я буду снова я, — Простой индиец, задремавший В священный вечер у ручья?
1917
***
Вера Инбер
КРУГЛЫЙ ПОРТРЕТ
Моя душа, давно, была маркизой. Она любила тонкие духи, Улыбки, маскарады, менуэты. Ей поверяли томные секреты И посвящали звучные стихи.
Она носила бледные атласы, А в локонах — большие жемчуга. Она любила тайну, точно сказку, И часто надевала плащ и маску, И в алой туфельке была её нога.
Она жила в жеманном пышном веке, Когда был нежно-тонок сам порок. С неё писали круглые портреты, В неё влюблялись принцы и поэты, Король и паж, философ и игрок...
Вот почему теперь, через столетья, Родившись средь иных уже людей. Я думаю порой, что я чужая, И суждена мне жизнь совсем другая, И все мечты я посвящаю ей.
Вот почему люблю я грех и счастье, Плыву в любви, как в лунной полосе. Я грёзами одета, точно ризой. Моя душа, давно, была маркизой. Вот почему я не живу, как все.
1910
***
Илья Сельвинский
ЖЁЛТЫЙ
Нет, я не вспомню – где, когда, В каких эпохах и пустынях У глаз моих, от ночи синих, Певала лёгкая вода. Сосать болтливую струю По вечерам сходили лоси, И собирал я на откосе Кровь распалённую мою. И не забыть мне этот хряск Крестца, рассеченного лапой, Его зарезанного храпа И тела конвульсивный пляск. Не помню – где. Но и теперь, Когда забьётся жилка туго На шее брата или друга, Во мне ворочается зверь. И вянет бойкий разговор, И пальцы прыгают в колено, И я с усилием на стены Перевожу свой жёлтый взор.
1916-1917 | |
автор |
сообщение |
Другая литература > Кто что читает (не фантастику!) > к сообщению |
борхус120
философ |
Отправлено 1 декабря 2023 г. 22:54 |
цитата k2007у меня сейчас отец на пенсии живет в подмосковной деревне в доме, который его отец поставил до войны, когда выделился от своего отца, а его отец жил там примерно с 60-х годов XIX века.
Круто! Вообще не могу себе такого представить и ни одного человека не знаю, всех мотало — и мотает. | |