Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sergey fomichov» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 декабря 2019 г. 15:17

Гражданин Мартин поделил всех писателей на садовников и архитекторов. Что не лишено смысла, хотя логика его и зияет прорехами. На мой взгляд те, кого он относит к садовникам — суть графоманы (включая и самого Мартина), поскольку у них нет строгого сюжетного замысла, а есть только любовно взращенные персонажи, с которыми может произойти все что угодно. Следует отметить, что я не имею ничего против графоманства, и Мартин очерчивает крайние случаи, хотя наверняка в процессе творчества смешивает оба подхода.


Впрочем, сейчас я о другом. И тех, и других объединяет чёткий вектор. Они пишут книгу от начала к концу. Последовательно. По этой причине меня (и некоторых других мне знакомых авторов) ни в одну из категорий отнести невозможно. Я, например, пишу фрагментами. Начиная с самых ярких пришедших в голову эпизодов, диалогов, описаний, продолжая менее яркими и постепенно переходя к служебным подводкам, связкам, завязкам, развязкам. Причём первым "положенным на бумагу" пятном может стать кульминация или развязка, или финальный твист, или красивая фраза персонажа.

Помимо прочего это позволяет сократить долю нужной работы, увеличив часть работы на драйве, вдохновении.


Поэтому было бы правильно ввести в научный оборот новый тип писателя — Проявитель. Ибо он подобен фотокарточке в кювете с проявителем являет миру сперва отдельные пятна и лишь потом увязывает их в единое целое. При этом общий замысел может существовать, а может отсутствовать и проявиться позже.


Что интересно, АТ и другие ресурсы, заточенные под проду, вынуждают отказываться от такого метода письма в пользу последовательного изложения. Этот формат далеко не нов, так писали "подвальные" романы (и даже ходил анекдот про Дюма, который ввёл в сюжет немого слугу, когда ему платили построчно, и сразу убил, когда платить стали за знаки). Прода дисциплинирует (если вы ответственный человек), а дисциплина убивает творческое начало. И всё же, даже в таких потогонных условиях я стараюсь писать по старинке — кусками и пятнами, просто оставляя их до поры за кадром.

И вот еще что заметил. Иногда получаются неудачные главы. В них мало действия, конфликта, поворотов, всё ограничивается поясняющими диалогами и нарративом. Если бы я писал не в режиме проды, а под ключ, то возможно многое бы из этого сократил или вывел подспудно, мелкими порциями. Но в режиме проды мне необходимо проговорить какие-то моменты, чтобы двигаться дальше.


Статья написана 24 ноября 2019 г. 07:18

Долгое время я не выкладывал книги на ресурсы, работающие в режиме проды, так как этот режим не вполне мне подходил. Я давно уже выложил для пробы повесть на Целлюлозе и на этом всё.

Но этим летом решил все же восполнить пробел, тем более, что подобные ресурсы обещают большее число продаж нежели те, что работают в режиме издательств и продают только готовые тексты.

Поскольку выкладка и регистрация требуют времени, а некоторые ресурсы находятся в состоянии вражды, то я остановился лишь на трех из них — Author.Today (сокращенно АТ), Целлюлоза и Libstation. О них коротко и расскажу.

Жанры

На всех трёх ресурсах доминируют преимущественно мужские жанры. Лидируют — ЛитРПГ, разного рода попаданчество (в прошлое, будущее, в космос или магические миры), жанры основанные на аниме, выживальщина и постапокалипсис. Но среди лидеров иногда можно встретить городское фентези, космооперу, фантастический боевик.

С известным именем можно успешно продавать и малопопулярные жанры, вроде классического фентези. Но даже качественный текст вряд ли будет пользоваться большим спросом. Недавний эксперимент гражданина Лукьяненко с выкладкой нового фентезийного романа на АТ под неизвестным псевдонимом, показывает, что читателей он собирал не слишком много (до тех пор, пока не произошла утечка об авторстве).

Поскольку у меня имеется только один цикл с попаданцами (на самом деле там скорее путешественник во времени, но неважно), именно на нём я попробовал работать в режиме проды (причем вынужденно, так как не ожидал успеха), и это мой пока единственный опыт. Поэтому данные и выводы не опираются на широкую статистику. Что следует учитывать.

Кстати говоря, жанровые рубрикаторы на всех трех ресурсах убогие. Слово их начинали делать и не доделали. Но всегда можно поправить дело тегами и ими конкретизировать жанр или тематику книги.

Удобство интерфейса, работы вообще

Тут минус Целлюлозе. Очень неудобно работать и сложно разобраться, что и как. Дизайн тоже так себе. АТ и Либстейшн очень приятные для работы ресурсы.

На АТ и Целлюлозе существуют форумы, где можно задать вопросы или посмотреть на предыдущие вопросы-ответы.

Регистрация

Свободная. Но для получения коммерческого статуса нужно писать запрос. На АТ и Целлюлозе нужно оформлять договор, при чем на АТ до начала продаж (и все можно оформить передачей данных и сканов по сети), а на Целлюлозе при выводе первой суммы (и только обменом экземплярами подписанного бумажного договора по почте).

Выкладка и назначение цены

Первая глава должна быть бесплатна на всех ресурсах.

На Целлюлозе идет продажа поглавно (не менее 10 руб за главу), но при покупке определенного автором числа глав, остальное покупатель читает бесплатно. Соответственно минимальная цена за книгу — 10 руб. То есть одна платная глава. Можно менять число платных глав, делать полностью бесплатный режим и возвращать платный.

На Либстейшн автор указывает отдельную цену за книгу и отдельную за каждую главу. Минимальная цена за книгу — 49 руб. Цену (за главу или книгу) позже повышать нельзя.

На АТ автор указывает цену за книгу (режим подписки). То есть при оплате, читатель получает доступ ко всем главам которые уже выложены или будут выложены позже. Зато автор может указать любое количество бесплатных глав. Режим продаж включается позже, с первой платной главой. Но можно выложить, например десять глав, а потом оставив бесплатными только пять.

Минимальная цена за книгу — 49 руб.

На АТ и Целлюлозе доступен режим отложенной (автоматической) публикации. Автор выкладывает главу и указывает дату и время, когда она должна быть опубликована.

Попадание в ленту обновлений

Лента обновлений — главный инструмент продвижения книги для авторов, которые не имеют многих тысяч подписчиков. Поэтому попадание туда важно.

На АТ требуется 15 тыс. знаков чтобы попасть в ленту обновлений. Это может быть новая глава или несколько новых глав или редактура старых глав. В любой комбинации. То есть, можно добавив в десяток глав по кусочку набрать 15 тыс знаков и попасть в ленту даже с уже законченной книгой.

На Целлюлозе глава должна иметь минимум 10 тыс. знаков, а в ленту обновлений книга попадает только при выкладке новой главы.

На Либстейшн глава может быть маленькой — от тысячи знаков и попадет в ленту. Но редактура не учитывается.

Таким образом стратегия выкладки разная на всех ресурсах и при публикации одной и той же книги, чтобы не резать текст разными кусками, имеет смысл ориентироваться на более успешный ресурс — АТ. Это касается и написания книги в режиме проды. Лучше заранее ориентироваться на главы кратные 15 тыс. знаков.

Статистика и рейтинги

Статистика лучше всего организована на АТ. Автор может посмотреть время чтения, число прочтений и уникальных читателей, добавление в библиотеки, лайки, в том числе в динамике за неделю, месяц, год и любой выбранный вручную период.

На Целлюлозе и Либстейшн статистика попроще.

Следует учитывать, что статистика на ресурсах ведется по-разному. Например на Либстейшн читателем считается только тот, кто с начального фрагмента перешел в читалку, на Целлюлозе тот кто читал больше минуты, а на АТ всякий кто зашел на страницу книги. Поэтому, сравнивать посещаемость ресурсов трудно.

Но можно для наглядности сравнить совокупное время чтения на Целлюлозе и АТ одной и той же книги — "Сибирский фронтир":

  1. Целлюлоза — 27 часов.

  2. АТ — 2080 часов.

Разрыв колоссальный. Но следует учитывать, что на Целлюлозе доступен лишь один бесплатный фрагмент, а на АТ — 10. По продажам же соотношение примерно 1:15

В целом же, все прочие ресурсы (не только Либстейш и Целлюлоза, но и Литрес, Ридеро, Букмейт) дают прибавку в 25-30 процентов по отношению к продажам на АТ. Впрочем эти цифры могут еще измениться из-за разной структуры продаж.

Алгоритмы рейтингов не публикуются но ясно что на них влияют — продажи, время чтения, число читателей, лайки, добавления в избранное (в библиотеку).

На АТ важно иметь большой фрагмент с бесплатным доступом (не меньше четверти глав, а лучше половину книги). Даже если книга не попадает на первую страницу генерального рейтинга, она может засветиться в тематических (жанровых) лентах. Это дает прирост покупателей.

На Целлюлозе и Либстейшн рейтинг один — общий. Попасть туда можно только при больших продажах. Но на Целлюлозе можно попасть в ленты на первой странице, всякий раз когда книгу кто-то добавляет в избранное и в ряде других случаев.


Инструменты продвижения

Платные

На Целлюлозе и Либстейшн можно заплатить немного денег и повисеть некоторое время на первой странице ресурса. Стоимость небольшая, но и эффект от этого незначительный. Как попасть в "рекомендованное" на АТ я не знаю, как и не знаю, стоит ли это что-то или нет?

Скидки

На АТ гибкая программа скидок, которыми управляет автор. Можно устанавливать процент, время действия 1,2, или 3 суток. Для каждой книги можно задействовать систему раз в две недели (причем автор может выставить автоматическую регулярную активацию). Эффект от скидок невелик, но продажи время от времени бывают. Это удобно для старых и законченных книг, которые иначе просто нигде не светятся. Книга попадает в особые ленты, которые показывают несколько наименований время от времени на разных страницах ресурса.

На Целлюлозе скидки можно устраивать в любое время и выбирать процент.

Соцсети

На АТ существует такой инструмент, как сообщество в ВК. Там около 50 тысяч подписчиков (хотя просмотров отдельного поста с анонсом книги бывает только несколько тысяч). К тому же публикаций проходит по несколько в день и на анонсы выстроилась очередь. Но пост (картинка, цитата, аннотация и ссылка) можно подготовить заранее и подать на рассмотрение. Это неудобно только тем, что невозможно подгадать точный день, например, начало продаж. В любом случае рекомендуется публиковать такую рекламу ближе к концу книги или даже после завершения и с началом второй или третьей. Иначе можно потерять часть читателей.

У Целлюлозы и Либстейшн нет серьезных площадок в соцсетях.

Обсуждения

Комментарии к книге дают дополнительных читателей. Это хороший инструмент продвижения, если у книги есть фанаты, которые находят косяки или напротив советуют автору, как развивать сюжет. Это многих авторов жутко раздражает, но ведь можно вести себя корректно с читателем и, с одной стороны, не давать садиться на шею, а с другой, вести содержательный разговор о каких-то моментах книги, что привлечет новых читателей.

Авторский блог

Есть на АТ и Либстейшн. Работают по схожим правилам — публикации с саморекламой так и маркируются. На Либстейшн для открытия блога нужно сделать запрос.

Эффективность блога для продвижения сомнительна. На АТ разную текучку — объявления о ходе работы над романом и прочее лучше размещать в аннотации, комментариях к тексту или в обсуждениях под ним же.

Промокоды

Дают бесплатный доступ к платной книге.

На АТ можно взять пять штук на каждую книгу. С остальными ресурсами я не работал.

Смысла в них особого нет. Некоторые авторы устраивают конкурсы с призом в виде промокода или ещё как-нибудь их разыгрывают среди читателей. Можно давать друзьям, родственникам, или тем, кто готов написать рецензию.

Комиссия

Целлюлоза забирает у автора — 50 процентов (а при выводе ещё и налог), чтобы выйти на комиссию в 30 надо много-много продаж или завлечь кучу реферальных читателей, или опубликовать 4 романа с бесплатным доступом. Есть режим эксклюзива, но его предлагает сам ресурс.

На АТ комиссия — 30 процентов (В режиме эксклюзива меньше, но как его получить я не знаю, не пробовал).

Либстейшн берет комиссию 25 процентов. Можно выбрать режим эксклюзива, тогда комиссия уменьшится. Но тем, кто не имеет своих читателей это не имеет смысла, так как продажи невелики.

На Целлюлозе и АТ (помимо продаж) существует возможность получить подарок от читателей. На них комиссия ниже. На Целлюлозе кроме того существует режим копилки, когда автора стимулируют писать продолжения резервируя сумму, которую он получит если напишет продолжение к определенной дате. Но я в этом режиме не работал.

Вывод средств

На АТ вывод средств очень быстрый и удобный. Но только на банковский счет. (Я выводил на счет в сбербанке — дело нескольких дней и без комиссии). Целлюлоза так же работает по договору и через банковскую систему. Либстейшн позволяет выводить на электронные кошельки и прочие ресурсы.

Налоги

Ресурсы делятся на те, что являются налоговыми агентами и удерживают с автора подоходный налог, как Целлюлоза, и те, которые таковыми не являются — АТ и Либстейшн. В последнем случае автору требуется работать с налоговыми органами самостоятельно. Это может быть выгодно, поскольку ставка налога для самозанятых вдвое ниже подоходного.

Реферальная система

Существует у Целлюлозы и Либстейшн. Дает бонусы за привлечение новых читателей. Причем у Либстейшн можно делать реферальную ссылку на любую страницу ресурса, а у Целлюлозы только на главные. Весь мой опыт говорит, что на этом много не заработаешь.

Стратегия

Сомнения, что лучше, сосредоточится на одной площадке и раскручивать её, или разложить яйца в разные корзины, следует оставить. Хотя у обеих стратегий есть плюсы и минусы, вторая все же выигрывает. Дело в том, что вы не знаете, какая книга и на какой площадке у вас может выстрелить. Может выстрелить даже старая книга, или книга необычного для площадки жанра. Я, например, вовсе не рассчитывал, что на АТ выстрелит мой роман "Сибирский фронтир", он слишком либерален и для типичного любителя попаданческого жанра. Тем не менее роман стал продаваться лучше ожидаемого и я даже изменил планы. Отложил новый фэнтезийный цикл и сел за Быстрее империй — продолжение"фронтира", потом что в этом деле паузы могут навредить.

Так что советую всем — лучше бить по площадям, хуже не будет. А чтобы не размывать читателей, которые пасутся на нескольких площадках, можно поставить более привлекательную цену на той, которую вы считаете основной. Её и следует раскручивать давать на неё ссылки, заказываю рекламу и т.п. Таким образом если на других площадках будут покупки, то только тех людей, которые к основному ресурсу не обращаются.

Выкладка соответственно должна ориентироваться на наиболее перспективный ресурс. В настоящее время это АТ. Стратегия тут такая. Новому участнику я бы рекомендовал сперва выложить все старые тексты (кусочками, по главам), осмотреться, проникнуться атмосферой, заиметь френдов, подписчиков. Потом уже можно выкладывать новую вещь.

Про время выкладки говорят разное. Слишком частая (например, ежедневная) выкладка сократит общее число заходов, читателей. Некоторые просто будут ждать, чтобы прочитать несколько кусков сразу. Редкая выкладка опустит книгу в рейтингах.

Если выкладывать днем, книгу увидят больше читателей, если ночью — она дольше провисит на первой странице ленты обновлений. Я выкладывал ночью по двум причинам. Во-первых я работаю по ночам, а во-вторых, в моем цикле речь шла о Дальнем Востоке и я хотел зацепить локального читателя.

Одну книгу я выкладывал по главе через день, другую — дважды в неделю.

Но многие говорят, что оптимально выкладывать главами по 15+ тыс. зн. 3 раза в неделю (можно крупную главу выкладывать кусками по 15+ тыс. знаков, эффект будет примерно тот же). То есть читатель должен получать около 1,5 а.л. свежего чтива каждую неделю.

Плату следует вводить после выкладки не менее четверти, а лучше половины глав. Цену же лучше ставить скромную — не более 120 за книжку в 12-15 а.л. Если книжка толще, то лучше разделить её на две, чем запрашивать двойную цену за один кирпич.

Циклы, разумеется увеличивают продажи. Пока второй том мелькает в обновлениях, на первый том заходы (и продажи) сохраняются на достойном уровне.

Вообще ресурсы в режиме проды эффективны именно для циклов.

Что может увеличить трафик.

  1. Посты в соцсетях (неважно что никто из друзей не купит, важно чтобы зашли посмотреть).

  2. Выкладка первых глав на свободных ресурсах типа "Самиздата" со ссылкой на АТ. Причем на СИ можно выкладывать с теми же обновлениями но на день-два позже.

  3. Комментарии. Даже несколько вопросов по книге увеличивают трафик. И отзывы друзей не помешают. Но, возможно, пространный флуд отпугнет. Лучше комментарии по делу, с вопросами или указаниями на огрехи, а не восхищенные отзывы фанатов.

  4. Бесплатный анонс в АТ группе ВК. Туда надо подготовить красивый пост с картинкой, цитатами и аннотацией. Он простоит в очереди несколько недель, а потом будет опубликован.

Пик продаж, если без рекламы, придётся на период в несколько дней после назначения цены. Если продажи высоки, то можно вложится в платную рекламу. Для достижения мультипликативного эффекта, это нужно делать в одно время с другими акциями (назначение цены, реклама, анонсы в соцсетях, выкладка бесплатных кусков со ссылкой на различных ресурсах). Правда в таком случае трудно будет вычленить эффективность собственно рекламы. Но зато книга попадет в рейтинги (хотя бы в жанровые), что тоже прибавит читателей.

Реклама на сторонних ресурсах (ВК, Яндекс) с нулевых уровней (в период, когда мала читательская активность) не даст нужного эффекта. Либо требуется довольно длительное раскручивание, чтобы пошла отдача, а это стоит недешево (допустим 30 тыс. руб. в месяц) и можно просто не вернуть деньги.

Я бы рекомендовал ориентироваться на сумму в 5 тыс. рублей (это минимальная эффективная сумма при заказе рекламы). Если вы после назначения платного режима в течении нескольких дней, максимум за неделю, соберете такую. сумму — смело можете вложиться в рекламу. Если нет, то лучше рассчитывать на лонгселлинг.

Он, кстати, вполне возможен. Одна из моих книг (Конвой) понемногу продается на разных ресурсах уже 12 лет. Несмотря на то, что была издана и висит свободно на различных ресурсах. Общий доход с её продаж приближается к половине от бумажного гонорара 2005 года (а тогда гонорары были не столь мелкими, как теперь). Так что если написать много-много книг можно получать небольшую регулярную прибавку длительное время.


Статья написана 12 сентября 2019 г. 09:34

Хорошо, что мне напомнили в комментариях на АТ.

Нужно сказать пару слов о прототипе одного из героев книги.

Когда-то много лет назад мы состояли в дружеской переписке с покойным Алексеем Волковым (автором циклов "Командор" и многих других). Наши первые книги вышли одновременно и в одном издательстве. И, между прочим, мы вместе начинали писать свои книжки про альтернативную Америку. Геннадий Корчагин, помнится, даже предложил, чтобы мы писали вместе, хотя из этой затеи ничего не могло получится.

У меня, как всегда, дело с текстом затянулось и я закончил первый роман довольно поздно. А продолжение вот начал писать только теперь. И Алексей опередил меня с названием "Русский фронтир", так что мне пришлось придумывать другое.

Но суть не в этом. Наша дружба была тем интереснее, что политические взгляды у нас были, мягко сказать, противоположенные. Он придерживался монархических имперских идей, я же всегда был сторонником Бакунина и Махно. Соответственно мы много спорили, но, что интересно, без злобы.

И вот, когда мне понадобился второй главный персонаж с имперскими взглядами, чтобы оттенить авантюризм основного персонажа (от лица которого идет повествование), придать идеям "геополитическое оформление" я взял в качестве прототипа Алексея Волкова (у книжного персонажа фамилия Тропинин). Можно сказать, что в итоге получилось такое посвящение нашей странной дружбе.

Такая история.


Статья написана 1 сентября 2019 г. 21:41

Закончил выкладывать книгу "Сибирский фронтир". Начал писать продолжение под рабочим названием "Быстрее империй"

Действие нового романа происходит в основном на северо-западном побережье Америки.

Смесь вестерна, хронооперы, робинзонады.


Статья написана 7 августа 2019 г. 10:50

Продажами книг в цифровом формате я занимаюсь давно, с переменным успехом. Не всегда можно спрогнозировать, какая книга выстрелит. На Амазоне до того как закрыли кириллический сегмент от независимых авторов, хорошо продавалась книга Конвой, а сейчас роман попаданческого жанра "Сибирский фронтир" показывает потенциал на ряде ресурсов. Обычно я обобщаю опыт и пишу статью в СИ после очередного этапа, но сейчас возникло некоторое недоумение, о котором хочется сказать отдельно.

Странные бизнес-стратегии некоторых цифровых издательств ставят меня в тупик.

Главная претензия — они пытаются заработать на авторе, а не на читателе.

Это (с моей точки зрения) в корне неверно, потому что деньги приносит читатель (покупатель), а автор как раз сам пытается заработать. Конечно, существует довольно большой слой обеспеченных графоманов, которым важно получить статус писателя и они готовы за это платить, существует некоторый пул авторов, пишущих "не для всех", которые понимают коммерческую бесперспективность текста, но желают хотя бы зафиксировать текст. Они могут заказать книгу, корректуру, редактуру, обложки и иллюстрации, иногда продвижение или печать по требованию. Но такие игрушки им быстро надоедают и большого дохода площадке, наверное, принести не могут.

Что удивительно, привлечение читателя такие издательства тоже возлагают главным образом на автора. Что опять же в корне неверно. Если автор способен привести с собой тысячи читателей, он выберет сервис с минимальными комиссионными (типа Плати.маркет), или даже создаст свой магазин, благо полно ресурсов предлагающих эту услугу.

Читателей должен привлекать продавец (издательство) и на это у него есть инструменты.

1. Реферальные системы. Это используется некоторыми сервисами, но через задницу. Например Целлюлоза предлагает реферальную систему авторам со ссылкой на главную страницу или список их книг (даже на конкретную книгу нельзя сделать ссылку). Причем автор ничего не получает, кроме временного увеличения комиссионных, да и то в том случае, если притащит определенное число покупателей. Довольно малопривлекательно. Тем более нет реферальной системы для читателей, а именно они способны расширять круг — их попросту больше. Большинство сервисов и вовсе не используют этот инструмент. Положительный пример Либстейшн, где прикрутить реферальную ссылку можно кажется к любой странице и любому пользователю (но это не точно).

2. Соцсети или форумы со специализированным контентом (книгами, иллюстрациями).

Ридеро опять же пытается стянуть с автора деньги за размещение анонса в соцсетях. Вместе того, чтобы сделать из них инструмент привлечения читателей. Хороший книжный форум имеет гораздо больше потенциал, чем издательская лента с платными анонсами.

В этом смысле — хороший пример АТ, у которого существует сообщество в ВК (недавно превысило 50 тысяч подписчиков). И хотя там не так просто разместить анонс , всё же лента имеет определенную эффективность — до 10 тыс. просмотров каждого анонса в течении недели (на книгу переходят от нескольких сотен до полутора тысяч — зависит от популярности жанра). Правда алгоритм размещения мне не ясен. (я прождал два месяца и не дождался). В других соцсетях работа практически не ведется.

3. Реклама. Ей занимаются все крупные ресурсы. Эффективность мне неведома. Я регулярно вижу рекламу книг которые уже читал или просматривал (в том числе свои собственные). наверняка так обстоит и с другими читателями.

Опять же ресурс АТ проводил кампанию по индивидуальному продвижению (за деньги). Отзывы разные. В целом можно сказать, что те кто и так продавался стали продаваться больше, а те кто не имел спроса лишь зря потратил деньги.

4. Справочные ресурсы. Типа Фантлаба. На странице произведения ставят ссылку на Литрес (если текст там продается в цифровом виде), но я не в курсе, является ли это результатом какого-либо соглашения между проектами.

Кроме того цифровые издательства редко используют мультиавторные форматы. Такие как антология (тематический сборник с произведениями разных авторов) или некие аналоги бумажных серий (в принципе жанровый рубрикатор достаточно узко выделяет направления, но тем не менее серия могла бы играть свою роль в привлечении читателя).





  Подписка

Количество подписчиков: 24

⇑ Наверх