Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «андрос» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 11 июля 2023 г. 16:48


Заканчивая питерский цикл

А всё же Питер несколько ревнив.
Соперничество с гидом не по нраву.
И не раскроет истины секрет
И тайн своих дворцов, колонн, Невы -
Покуда ты, смире́н и терпелив,
Не сможешь сам познать грехи и славу
Его — в общеньи тихом тет-а-тет
Без лишних мнений и чужой молвы.

Послушай тихий города рассказ.
А шум проспекта вряд ли помешает,
И смех, и чья-то сбивчивая речь.
И скука за столом на нет сойдёт
От пары неуместных чьих-то фраз.
Давно известно, что собаки лают,
Стремясь к себе внимание привлечь, -
А караван по-прежнему идёт.

И я внимал печальному баску.
И мокрые простуженные крыши,
И купола, что отражали свет
Средь взрывов бомб, в пожарах и в дыму,
Что повидали на своём веку,
Молча́, запоминая, зря и слыша -
Впервые, может быть, за много лет
Шепча сурово, вторили ему.

Роилась мысль в сознаньи и вовне...
Что город без людей — они повсюду.
Они живут, неспешно суетясь.
Ловя за хвост тепло июльских дней.

И нет свидетельств о былой войне,
Как не хранят с щербинками посуду.

А город думал, на людей косясь -
Как выжить им, оставшись без корней...

11.07.2023.
© Андрей Туманов


Статья написана 9 июля 2023 г. 15:56


"Камеристка к ней приставлена, — пояснял Коровьев, в то же время пожимая руки какому-то арабу, — и тридцать лет кладет ей на ночь на столик носовой платок с каёмочкой..."

М.В. Булгаков


*   * *

Она спустилась в погреба,
Наверно за какой-то снедью.
И задержалась там, ведь он
Позвал зачем-то в первый раз.
Расчёт, нелепость иль судьба
Хитросплетённой тонкой сетью,
Поймает нас. Но моветон -
Из сети вырваться подчас.

Ведь сеть заманчива, мила,
Сотка́нная из всех желаний,
Как бы вкруг пальца обвести
Весь противоположный пол,
Поправив тем свои дела,
Себя избавив от страданий.
И образ жизни впредь вести:
Не слыша вслед: "Гол как сокол".

"Добавить следует перстней,
Чтоб закрепить чужое мненье,
И серег, и, пожалуй, брошь.
Плод будет кстати для него", -
Так очевидно было ей.
И под венец стремилась с рвеньем.
Не этот, так другой. Ну что ж,
Что по расчёту. Что с того?

Но не поверил он, что плод
Случайной близости в потемках
В холодных тесных погребах,
Точь-в-точь как лоно девки той,
Его... Заткнув кричащий рот
Платком, и втиснувши в котомку -
Тот куль, оставшись на бобах,
Она прикрылась темнотой.

Был как в тумане лес ночной,
И мысли гневные терзали:
"Я так хотела перемен,
Не стал брать замуж, вот подлец!
Вонзила б нож ему стальной...
Но как с ним справиться? Едва ли.
Но отниму я жизнь взамен
И всё равно придёт конец
Ему, чей крик не слышишь ты,
чья плоть от ненавистной плоти!".

Вот так Медея сыновей
Назло Язону умертвив,
Летела. Разевали рты
Драконы.
Вы теперь поймёте,
Что нету ничего страшней
Чем для убийц — такой мотив.

Мотив обиды... Невдомёк,
Однако, смысл для изуверов.
Что лепет на суде её
О том, что нечем ей кормить -
Ведь не паперть тот кулёк
Снесла...
И судьи высшей мерой
Решили твёрдо за неё,
Что недостойна больше жить.

Но поутру как после сна
Очнулась вдруг сама собою.
Над ложем красный балдахин.
Мечта ли это? Или рок?

И камеристка принесла
С каймой небесно-голубою,
Что подарил ей господин,
Немного скомканный платок...

И через тридцать с лишним лет,
Где новый день,
Так схожий с прежним,
Зимою, летом ли, весной
Грехи и страсти ворошит -
Средь у́мерших химер и тщет
Забыть старается прилежно.
И в гости к ведьме с сатаной
На бал с надеждою спешит.

09.07.2023.
© Андрей Туманов


Статья написана 30 июня 2023 г. 22:50


                  *    *    *
...А всё же лето лечит нас от ран,
Дождливое и солнечное лето,
Затянутое в облачный кафтан,
Но лучше — в тоге золотого света.

От ран душевных, застарелых, злых,
Телесных, надоедливых до мата,
И от советов привередливых,
От ярлыков, приклеенных когда-то.

Оно откроет заново сей мир,
Стирая пыль хандры и самоедства.
И словно мудрый батя-командир
Отбыть позволит в отпуск снова в детство,

Где по траве бредёшь ты босиком,
Минуя век коварства и наживы,
И к речке наперегонки бегом
С друзьями со двора, что снова живы.

30.06.2023.
© Андрей Туманов


Статья написана 22 июня 2023 г. 15:08


*     *    *

Июнь сорок первого. Лето.
По школам звучит выпускной.
Традиции, встреча рассвета,
Последнего перед войной.

Последняя радость, надежды,
В приёмнике бодрый эфир.
А завтра не будет как прежде.
А завтра закончится мир.

Стервятники с аэродромов
Обрушили смерть на людей
Невинных, совсем незнакомых,
На спящих в кроватях детей.

Зачем каждый год бестолково
Под утро слезятся глаза -
июньское, двадцать второго,
В четыре же, сука, часа...

22.06.2023.

На изображении кадры их к/ф "Брестская крепость".2010г.

© Андрей Туманов


Статья написана 21 июня 2023 г. 13:29


108 лет назад в дачном посёлке Кунцеве К.Малевичем была написана картина "Чёрный квадрат", названная авангардистами и пр. «иконой» мирового авангарда.

*     *    *

Зачем холсту живые краски,
Когда достаточно одной.
Сюжет облизан и обтаскан,
И солнце всё тому виной.

Светило победить квадратом¹
Супрематисту² — как глоток
Абсента ли, денатурата,
Чтоб вызволить словес поток.

Родил сон разума картину.
Она отрадна словно мёд
Для тех, кто солнцу гильотину
Пророчит, памятуя гнёт
Светила над извечной тьмою.

А тьма загадочна мила -
В ней можно быть самим собою
И стряпать тёмные дела.

Упрятать в холст, сбить камнем, пулей,
Скрыть тканью крыши шапито
Под клёкот змеев и горгулий
И превратив его в ничто.

Светило — ве́ка пережиток,
Того, что назван золотым.
О том поведал древний свиток,
Что век был глупым и простым.

Презренны прошлого устои
Для футуристов³ всех мастей
И не даёт итог покоя
На гранях брошенных костей.

"Маэстро" объяснит — не жалко,
Что всем нужна младая кровь,
Что место Пушкину⁴ на свалке,
"Любята⁵" вытеснят любовь...

Но, впрочем, догадаться можно,
Зачем мудрит Шалтай-Болтай⁶ —

Намалевать квадрат не сложно.
А ты попробуй-ка продай!

21.06.2023.

¹ Впервые изображение "чёрного квадрата" у Малевича возникло в эскизах к постановке футуристической оперы М.В. Матюшина «Победа над Солнцем».

² Последователи супремати́зма (от лат. supremus «наивысший»), направления в авангардистском искусстве, основанного К.Малевичем.
³ Последователи футури́зма (лат. futurum «будущее») течения авангардного искусства 1910-х-1920-х годов, прежде всего в поэзии и живописи. Футуристы «с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни».
⁴ В вышеописанной опере присутствует также тайный мотив победы над «солнцем русской поэзии», то есть Пушкиным, которого в то время футуристы активно, но безуспешно кидали с «парохода современности».
⁵ Термин, используемый В.Маяковским в поэме "Облако в штанах".
⁶ Здесь имеется ввиду русское словосочетание «шалтай-болтай», заимствованное из тюркских языков и обозначающее привирающего человека.

© Андрей Туманов





  Подписка

Количество подписчиков: 18

⇑ Наверх