Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «atgrin» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 октября 2014 г. 11:24

http://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." target="_blank">Водонапорная башня. Виктор Пелевинhttp://ic.pics.livejournal.com/e_bath/120..." title="Водонапорная башня. Виктор Пелевин" />

Обычно с годами автор набирается техники и создаёт всё более филигранные произведения, но в случае с Виктором Олеговичем все обстоит с точностью до наоборот. Ранние его вещи отличаются гораздо большим стилистическим мастерством, чем поздние. Понятно, что со стороны Пелевина это намеренное снижение «градуса литературности» для большей доходчивости, и выбранная им «простота» — кажущаяся, скрывающая глубину иного рода, не художественного, но метафизического. С годами автор не утратил того, что называется талантом, но вывел его в иные измерения, далеко за пределы классического понимания литературы. При этом нельзя назвать его списавшимся – это будет неправдой, ведь не так давно он подтвердил свою художественную состоятельность – и в качестве великолепного стилиста, и в виде «полноценного» писателя – осуществив блистательное возвращение в литературное пространство романом «Т», а чуть позднее и сборником «Ананасная вода для прекрасной дамы». Из этих книг на читателя, истосковавшегося по одновременно светлому (но не оптимистически глупому), скептическому (но не уничижающее циничному), трезвому (но не равнодушному) и проникновенному (но не оголтело бездумному) взгляду на действительность, дохнуло этой невообразимой смесью, которая для многих и является «тем самым Пелевиным, со слоном».

Пелевинская проза течёт рекой. Афоризмы и парадоксы объединяются в разухабистую труппу Riverdance, отплясывающую ошеломляющий канкан на бумажной сцене, слова разоблачают прохудившуюся реальность и разоблачаются сами, обнажая свои сакральные значения, задирают вверх двусмысленности, вертят каламбурами, и пляшут, пляшут, пляшут. Нет, не танцуют, размеренные меланхолические танцы – это удел героев Мураками, пелевинские персонажи отплясывают по полной, пьяными вдрызг, укуренными в дум, закинутыми и скрученными в колесо, укушавшимися мухоморов, и упившимися настоев из вавилонских трав, но сохраняя при этом абсолютно трезвое сознание. Так беснуется вселенский ветер, пытаясь задуть костры бойцов Вальгаллы, так выплясывает пламя в топке паровоза, так солнечная волна несётся сквозь космическое пространство, звеня свою вечную песню на всех уровнях бытия.

ПС. Прямого отношения (кроме как, наверное, только в моей голове) картинка с трамваем к творчеству Пелевина отношения не имеет, но мне очень нравится, что она связывает этот мой пост с рецензией на "http://e-bath.livejournal.com/444189.html">Счастливый дни" Балабанова, котором рельсово-проводной вагон тоже появлялся...




Статья написана 29 сентября 2014 г. 18:42

Призрак в нелепом пальто

Ты — Человек без имени, нагой человек без поклажи

Илья Кормильцев

“Счастливые дни” – первый полнометражный фильм самого интересного, неоднозначного и, к сожалению, уже покойного российского режиссёра. Дебют, в котором спрятан (или из которого вышел) весь последующий Балабанов. Почти все его "фирменные" приёмы, прибамбасы и прибабахи здесь уже имеются, кроме, пожалуй, нарочитой жестокости, отточенного до скальпельной остроты цинизма и вербализированной политической эпатажности. Это придёт позже, пока же достаточно и того главного, что по-настоящему отличает балабановский гений от других режиссёров – отстранённый холодный и трезвый взгляд, без брезгливости, но и без сопереживания, без злобы, но и без сентиментальности. Взгляд режиссёра-патологоанатома, производящего вскрытие скончавшихся ещё до начала фильма персонажей. Только персонажи эти ещё не догадываются, что умерли: двигаются, разговаривают, дышат, убегают, догоняют, падают, едят, совокупляются, стонут, смеются. Но ведь и вскрытие осуществляется не физическое, а экзистенциальное. Вивисекция бытия.

ПС: Друзья, если не трудно, http://e-bath.livejournal.com/418064.html">проголосуйте за свой любимый фильм Алексея Балабанова.




Статья написана 28 августа 2014 г. 15:19

Продолжаю знакомиться с ранним творчеством Роджера Желязны. Прочитал очередной его рассказ 1963 года – «Пиявка из нержавеющей стали». По структуре своей эта вещь полушутливая (почти «капустник») – имеется достаточно много отсылок и аллюзий на известные произведения коллег по цеху, что, впрочем, не лишает рассказа собственных художественных достоинств, глубины, парадоксальности и лёгкости. Опять же – необычный взгляд на затасканную уже донельзя (даже в 1963-м году) тему вампиров. Самое удивительное, что и сегодня, спустя полвека, когда уже кажется, что больше про кровососущих монстров ничего интересного вообще сказать нельзя, этот рассказ читается всё так же свежо и необычно. Далее без спойлеров не обойтись, потому сначала прочитайте рассказ, чтобы не портить себе удовольствия. Он короткий, буквально страницы три-четыре, и стоит того, чтобы его прочли.

The Stainless Steel Leech




Статья написана 21 августа 2014 г. 17:24

Посмотрел британский фильм "Машина". На удивление хорошее кино, несмотря на то, что всё обещало второразрядный фильм категории "Б": и небольшой бюджет, и жанр (фантастика без денег обычно превращается в предсказуемый боевичок, снятый в ангаре; ангар был, но было и ещё кое-что), и тематика (искусственный разум, робот-женщина), но получился неглупый и душевный фильм, с претензией на арт, неплохо срежиссированный, не без недочётов, конечно, но в целом удачный и с интересными находками. Одна из них — эпизод на видео, что расположено ниже. Если вы его ещё не посмотрели — посмотрите, пусть даже это будет единственным эпизодом из фильма, который вы увидите. Дальше в заметке речь пойдёт о сюжете и прочие спойлеры, потому, читать ли вам остальное — решайте сами.

ПС.: обращаю внимание ещё раз — фильм дешёвый, потому не требуйте от него невозможного (спецэффектов, шикарных декораций или проработанных костюмов). Эта картина обладает лишь двумя преимуществами: красивой актрисой и неповторимой атмосферой — настолько печальной и безысходной, что даже немного удивительно, хотя и приятно, когда в итоге всё заканчивается благополучно. Самая настоящая фантастика!




Статья написана 8 июля 2014 г. 08:30

Ходил на «Грань будущего». Очень понравилось. Если исключить притянутое за уши начало, до первой смерти главного героя, и самое последнее воскрешение, слишком отдающее сахарной ватой (кроме заключительного эпизода) – все остальное смотреть приятно, и даже есть ощущение чего-то глубокого, трагического, настоящего. Подозреваю, что одной из причин положительного восприятия картины заключается в Эмили Блант. Даже не думал, что эта актриса может так хорошо вписаться в систему «что мне по сердцу». Мой внутренний идеальный мир стал на одного персонажа богаче – это Рита Вратаски, и на одну актрису. Тот женский образ, что создан в фильме – для меня. Теперь любая другая картина с Блант будет нести на себе отпечаток «Грани будущего», во всяком случае, ближайшие несколько лет, точно. Так было с «Трудностями перевода» и Скарлетт Йохансен, так было с «Малхолланд Драйв» и Наоми Уоттс. Да, именно с этими картинами я ставлю в один ряд «Грань будущего». Они разные, но в чём-то они для меня очень схожи.







  Подписка

Количество подписчиков: 51

⇑ Наверх