Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Ray Garraty» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 139  140  141  142 [143] 144  145

Статья написана 24 апреля 2010 г. 21:50

The Nobody

by Jeff Lemire

Vertigo, 2009

В маленький городок с названием Лардж Маус, где все друг друга знают и вся жизнь проходит в баре за кружкой пива, появляется незнакомец, с ног до головы обмотанный бинтами. Подозрительного чудака в круглых очках селят в номере местной гостиницы. Напоминающий мумию незнакомец целыми днями сидит в своем номере, только изредка выходя поужинать. Местные жители гадают, что же случилось с парнем, которого, как выясняется, зовут Джон Гриффен, — несчастный случай или что похуже.

Пока завсегдатаи строят догадки, забинтованный Гриффен знакомится с одинокой девушкой Вики, которая днем ходит в школу, вечером помогает отцу, а вообще мечтает уехать из этого Богом забытого места. Гриффену же наоборот оно нравится: здесь можно неплохо скрыться от прошлого.

Взявшись за историю, навеянную «Человеком-невидимкой» Герберта Уэллса, художник и автор историй Лемайр (The Essex County, The Sweet Tooth) весьма преуспел в этом начинании. Выполненная в три цвета работа (к черному и белому автор добавил синий, так что когда перед въездом в город нам показывается светофор, нельзя понять, какой свет горит) держит в напряжении до самого конца. Лемайр переплетает страхи городских жителей (на новичка навешиваются все смертные грехи) со страхами самого Никто (хотя слова «Я никто» про себя скажет совсем другой человек): история ведется от его лица, но Никто всегда что-то умалчивает, поэтому читатели не будут знать секрета точно так же, как и жители Лардж Мауса.

Без убийства, как и в любой достойной палп-истории, здесь не обойтись, и это придает еще больший шарм роману, где гораздо важнее совсем другое убийство – убийство своего прошлого.

Несмотря на то, что комиксы, при всей их вроде бы немногостраничности, не удается быстро читать, как бы мало слов не было вложено в уста героев, — картинка требует полного погружения, — «The Nodoby» это самый настоящий пейдж-тернер; книга, читающаяся на одном дыхании, но дыхании сбитом, словно при ударе в живот.

Лемайр – настоящий большой художник, а «The Nobody» — высококлассная работа.


Статья написана 24 апреля 2010 г. 15:33

Interzone #227 (March-April) TTA Press

Британский журнал Interzone, который в отличие от своего собрата по издательству Black Static, в основном ориентированному на хоррор и темную фэнтези, специализируется на чистой научной фантастике, хотя не брезгует печатать и фэнтези.

Раздел книжных, ДВД и кинорецензий, на мой взгляд, уступает разделу нон-фикшн того же Black Static. Может быть, это проблема только этого отдельного номера, но выглядит это все довольно скучно. У Питера Теннанта есть какая-то глубина и степенность, в Interzone же, при всей вроде бы разнообразности, захватывающего многоголосия не возникает.

С рассказами все обстоит куда лучше. К неудачам – и то с натяжкой – можно отнести лишь «Chimbwi» Джима Хокинса, еще когда-то печатавшегося в New Worlds. Неплохой сеттинг – африканцы научились солнечный свет переводить в электричество на 98%, но никому не рассказали, в чем секрет; Европа и Америка гибнут; цветных убивают по всему свету – не вылился в бодрый сюжет. Нанятый зимбабвийцами английский профессор должен поучаствовать в строительстве второго подземного туннеля под Африкой. Он упрекает африканцев в жестокости по отношению к ним, европейцам, но у тех неопровержимый ответ: а вы нам помогли в свое время, когда мы голодали? Погружение автора в африканские мотивы не пошло на пользу действию: вместо того, чтобы заставить героя смотреть на умирающую землю, он заставляет его играть с богами.

Смешанные чувства вызывает рассказ Нины Аллен «Flying In The Face of God». Детально прописанная психология персонажей опять же перетянула одеяло на себя, лишив рассказ внятного сюжета и, соответственно, какого-то изменения внутри героев. Две женщины, Анита и Рэйчел, страдают из-за того, что скоро им предстоит разлучиться: Рэйчел предстоит лететь к звездам, поэтому ее тело подвергается необходимой обработке, так что части ее тела трансформируются, Анита же будет снимать документальный фильм об этой истории. Этой женской драме (куда помимо двух подруг еще добавлены мать и бабушка Аниты) глупо было бы пенять на отсутствие действия (это не космическая опера, название рассказа еще только предполагает полет): помимо того, что героини грустят, думают, разговаривают друг с другом и листают старые письма, здесь ничего больше и не предполагается. Вот только конфликта в итоге так и не происходит, так что все переживания никуда не ведут.

Крис Бекетт отметился в номере этакой шуткой: в его “Johnny`s New Job” общество судит сотрудника департамента социального благополучия, который недосмотрел за маленькой девочкой – и она умерла. За это ему придется ответить собственной жизнью и, возможно, своим ребенком. Будущее Британии незавидно, но автор сглаживает ужас ситуации сатирой и чудаковатыми героями, а стиль окупает угадываемую концовку.

Тему контакта затрагивает Меркурио Д. Ривера в своем «Dance of the Kawkawroons», но избегает затертости темы, переводя ее в другую плоскость: жадности и зависимости людей от новых технологий. Двое землян на одной из планет встречаются с представителем другой расы, похожей на какаду, которые так же, как и птицы, несут яйца. Из-за яйца, дающего человеку сверхчеловеческие возможности, земляне какаду убивают, а яйца забирают себе. Суховато написанный, но умный рассказ.

Открывающий номер Джон Инголд и его «The History of Poly-V» из-за названия может поначалу не вызвать интереса, но на самом деле оказывается одной из жемчужин номера. Если в каком-то произведении затрагиваются темы памяти, прошлого и будущего, поиска себя – плюс важную роль играют наркотики, — то на ум непременно приходит Филипп Дик. Так и при чтении «The History of Poly-V» — но если какого-то писателя можно сравнить с Диком, допуская его влияние, то автору это может считаться хорошей похвалой. В рассказе группа студентов экспериментальным путем находит рецепт формулы нового наркотика поли-ви, действие которого сложно понять. Сложно понять это и героям, которые, чтобы узнать, каков же эффект, записывают в дневники все свои действия во время экспериментов с наркотиком. Читателю тоже понадобиться записывать, чтобы понять, что происходит с героями. Автор не сразу раскрывает все секреты, и это в рассказе очень привлекает.

Еще одной жемчужиной номера стал «The Glare and the Glow» Стива Резника Тэма. Автор сразу предлагает необычайное сочетание: рассказ про электрические лампочки от лица человека, который выражается только цитами, даже думает ими. Сочно и умело написанная совсем короткая история про то, что скрывает тьма.

Пожалуй, по части фикшн этот номер Interzone смотрится выигрышнее, чем недавно мною отрецензированный номер Black Static. В сочетании они отлично дополняют друг друга.


Статья написана 24 апреля 2010 г. 00:21

Martin Millar

Ruby and the Stone Age Diet

(Soft Skull, 2010)

Безымянный рассказчик, которого бросила девушка по имени Сис, живет то в одном, то в другом лондонском сквоте со своей подругой Руби. Она же рассказала ему, что кактус, оставленный ему любимой, должен зацвести, и тогда, согласно книге мифов, Сис должна к нему вернуться навсегда. Пока он ждет цветения кактуса, жизнь его суетна и иррациональна. Он устраивается на самые идиотские работы, какие только бывают; его похищают инопланетяне; он встречает на улице говорящих роботов; пишет песни для своей группы, находящейся в вечном поиске барабанщика, и его окружают боги и богини. При всем при этом не понятно, то ли это происходит с ним на самом деле, то ли он просто отличный выдумщик (про ЛСД речь в романе идет только на одной странице).

Миллар, под псевдонимом Мартин Скотт когда-то штамповавший фэнтезийный цикл про Фракса-ловкача, под своим настоящим именем пишет фантасмагорические городские истории, и «Руби» как раз их их числа. Но если скудное письмо романов про Фракса трудно назвать их положительным моментом, то в этой книге нарочито простой язык идеально подходит под рассказчика. Молодой лондонский дурачок, кажется, едва понимает устройство мира, а потому выдумывает Богиню Электрических Гитар, когда у него пишется песня, Бога Разбитых Сердец, когда от него уходит любимая, духа Инку, когда он остается один, музу Клио, когда он идет в музей, причем божества отнюдь не выглядят игрой в язычество, а скорее играми разума. И в без того тонкий роман Миллар вставляет серию рассказов, которые время от времени пишет Руби, пытаясь то ли разогнать листаж, то ли провести параллели между героиней рассказов оборотнем-девушкой Синтией и Руби: обе независимые, но ранимые, обеих бросили их глуповатые мужчины, но они тем не менее продолжают по ним скучать, и обе пишут: Руби – историю про Синтию, а Синтия в свою очередь вампирские любовные стихи.

Между выдумками про роботов и приведений автор всовывает проблемы безработицы, жизни британских сквотеров, мук литературного творчества (Руби переписывает ради заработка рассказы из бульварной прессы и порножурналов) и неопределенности с личной жизнью у молодежи, но из-за соседства со всем прописанным в романе скоморошеством эти темы смотрятся как сборник законов на фоне клоунского колпака и носа, и воспринимать серьезно их никак не удается.

Миллар запутывает читателя названием (диета каменного века носит весьма эпизодический характер), но забывает про развитие сюжета: действие в книге практически отсутствует, крутясь возле любовной тоски главного героя, так что кактус рассказчика растет быстрее, чем что-либо в романе происходит. Единственная интрига, которую автор сохраняет до конца, но, кажется, даже не подозревая об этом, — это даже не вернется ли Сис к повествователю, а перейдет ли дружба его с Руби в нечто большее.

150 страниц книги, которые автор мог вполне уложить в 4 слова, — дураки тоже могут любить.


Статья написана 22 апреля 2010 г. 20:57

Я почти ничего не пишу в форуме Фантлаба по одной простой причине: по-моему, обсуждения как такового, глубокого, с аргументами, развернутыми доказательствами, на форуме никак не получается. То есть получается почти всегда так: забежал, что-то крикнул, убежал. Следующий. Да, есть темы, где такой формат общения — бей-беги — вполне подходящ, обменялись ссылками, к примеру, и пошли дальше. Но там, где требуется анализ, где требуется попытка найти диалог, форум пассует.

Формат колонки, на мой взгляд, более для таких случаев уместен. Есть высказывание, в индивидуальном пространстве автора идет обсуждение, само наличие автора изначального высказывания уже пресекает попытки использовать привычную такитку бей-беги.

И когда Михаил Назаренко начал разговор о Бармаглоте именно с попытки в первую очередь разобрать текст с точки зрения литературы, это мне очень понравилось, это было развернутое высказывание, то, чего здесь мне пока не хватает. Но потом пришли другие.

Хотя комментарии можно и не читать.


Статья написана 22 апреля 2010 г. 20:31

При рецензировании антологий самое важное не впасть в две крайности:

1. не увлечься рассуждением о теме сборника (если антология тематическая), о том, как той или иной рассказ подходит под нее, и в каком порядке должны идти тексты, забыв о, собственно, главном — самих рассказах и об их качестве.

2. не скатиться в простое перчисление рассказов с минимальными оценками, типа нравится-не нравится (если это журнал или нетематическая антология, то не скатиться в пункт два довольно сложно), а еще хуже — опуститься до выставления звездочек.

Ну или не допустить две крайности одновременно.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 139  140  141  142 [143] 144  145




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 75

⇑ Наверх