Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Ray Garraty» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 141  142  143  144 [145]

Статья написана 25 марта 2010 г. 08:32

Ознакомился с номинационным списком Интерпресскона. Нф-романы на русском я уже давно не читал, но думал, что хотя бы в средней и малой форме я читал все достойное, что печаталось в жанре в течение года. Сильно ошибался.

У британских товарищей есть такой способ развлечься: к дедлайну премии прочитать весь шорт-лист по малой форме (ну то есть всему, что не роман) и выбрать топ-3 по каждой из категорий. (У нас их две, у западных премий — три. Ну это всем известно.)

И я, наверное, так поступлю. Позабавлюсь, если найду время. За романами же мне все равно не угнаться.


Статья написана 18 марта 2010 г. 20:58

Edison`s Frankenstein: Postscripts 20\21

(Edited by Peter Crowther & Nick Gevers)

Postscripts больше не журнал: теперь он стал антологией, которая будет выходить два раза в год, хотя суть останется та же – публиковать фантастическую прозу высокого качества.

Сдвоенный выпуск журнала, который вышел под занавес 2009 года, представляет 26 рассказов от авторов как уже состоявшихся, так и относительных новичков.  Рецензировать подобные сборники, разбирая каждый рассказ, занятие долгое, утомительное, да и в целом ненужное: важно указать на наиболее сильные рассказы, а проза от известных авторов так или иначе привлечет своего читателя, даже если рецензент не нашел в них чего-то запоминающегося и разительного.

Открывающий журнал рассказ Криса Роберсона «Edison`s Frankernstein» можно назвать, пожалуй, сильнейшим в сборнике, не зря у подзаголовка журнала одноименное название. Альтернативная история у Роберсона строится на, казалось бы, небольшом отличии от нашей реальности: взамен электричества люди используют «прометейскую энергию», которую в начале XIX века привез из экспедиции Джеймс Кларк Росс в виде куска механизма неизвестной цивилизации. Так, электричество отошло на второй план, а люди повсеместно используют прометеум. Роберсон вводит в историю убийство, но тайна и расследование уходит на второй план, к тому же все и так очевидно (хотя автор кое-что и припрятал к самому концу). Автор не ограничился всего лишь описанием Америки, промышленность которой основана на прометеуме, хотя то, как он прорисовывает черты Чикаго, его огромные выставки, которые одновременно и районы, и пристанище для разного рода мигрантов со всех сторон света, восхищает, а порой даже заставляет забыть о сюжете, который в принципе и развивается неторопливо.

Меланхоличный и тоскующий по родине алжирец Шабан, служащий переводчиком и телохранителем для своего босса, который в юношестве забрал Шабана в Штаты, и есть то главное, что удалось Роберсону. Он вспоминает, как он жил там, за океаном, и в его воспоминаниях как будто проскакивает память о том, как выглядел мир, в котором властвует электричество, а прометеум вовсе никогда не нашли.

В названии Эдисон и Франкенштейн упомянуты не зря: они как два ружья на стене еще выстрелят в конце рассказа.

Еще одни выставки появляются в изящном рассказе Алекса Ирвина «The Dream Curator». Его выставки представляют собой коллекции чужих снов, а курирует выставки неуверенный в себе человек, тоскующий по девушке из сна. Ирвин плетет словесные кружева в рассказе не хуже, чем Куратор составляет свои экспозиции.

«Vampire Electric» Тони Баллантайна эксплуатирует две довольно уже приевшиеся темы: вампиры и рок-музыка. Рок-группа, симпатичная девушка-вампир (V – так они здесь называются), порабощение людей – Баллантайн смешивает коктейль с кровью, который все же не очень хочется пить, слишком уж навязла эта тема в зубах, как ни пытайся автор освежить проблему вампиров.

В своем «Denny» Кит Рид пытается показать ситуацию с убийствами детей своих родителей со всех сторон: отца, матери и сына, собственно Денни. Рид мастерски обрисовывает непростую ситуацию, когда никто никого не понимает, но все думают, что понимают друг друга. Единственное, что не совсем понятно с этим рассказом, — это его фантастичность. От мэйнстрима историю отличают лишь некоторые намеки на не совсем объяснимую эпидемию подростковой агрессии, в остальном – отличная психологическая проза.

«Unreasonable Doubt» Саймона Странцаса  — поначалу захватывающая история о возвращении в родной город когда-то известного кандидата в мэры этого городка. Ему некуда пойти, и он ищет крыши над головой у своего старого приятеля доктора Райли. Однако середина рассказа не прописана, персонажи ведут себя неестественно, а концовка и вовсе все перечеркивает: уж слишком гост-стори сделана по ГОСТу.

“Snowman's Chance in Hell” от новичка Роберта Йешоника – забавная история о том, как люди начали лепить снеговиков. Застревающее в памяти, но совсем не обязательное чтение.

Разнообразить прием решил другой автор, Лави Тидхар в своем «The Love-Craft». Он написал короткий сценарий о похищении инопланетянами людей. Жестокая, но малоинтересная история.

Еще одним значительным рассказом в журнале стал “Tests” Роберта Рида.  Камерная история, которая состоит почти что из одних разговоров, играет на грани между банальностью о контактах с НЛО и грустной историей о том, как одиноко может быть любому и как важно верить в возможность встречи чуждых друг другу разумов. Рид не очень умело описывает людей, но берет свое в создании атмосферы. Потрясающе легкий, трюкаческий рассказ в этом номере журнала выдал Пол Парк. В “The Persistence of Memory, Or, This Space For Sale” Парк сделал героем рассказа писателя, которому он дал свое имя, к тому же приукрасив его рядом автобиографических деталей. Все начинается с аукциона, куда герой рассказа, писатель-фантаст, выставляет пару лотов, выиграв которые, можно стать персонажем его еще не написанного рассказа. Безупречный юмор, обаятельный герой, неожиданная концовка делает этот рассказ несомненно одним из лучших в номере. А если дело идет о литературных играх, то, не стоит забывать, можно ждать чего угодно.

Очень короткий хоррор-рассказ Дэвида Уилбэнкса “Time Changes” приятный, нестрашный и смешной, но он мог быть в номере, а мог и не быть: отряд бы не заметил потери бойца.

История про путешествие в Эдем длиной в 10 лет, рассказанная Лизой Таттл в своем рассказе “Ragged Claws”, перекликается с давним рассказом Стивена Кинга “Долгий джойнт». Правда, у Кинга путешествие длилось мгновенно, но если человек не засыпал в момент джойнта, то тогда оно длилось десятки лет, и путешествующий успевал даже поседеть (к тому же оставалось неизвестным, что же он видел за время джойнта). Рассказ ведется от лица человека, который был испытателем этих полетов. Во время полета человек живет в некой коробке и получает неограниченные возможности внутри своего сознания. В баре он знакомится с молодежью: двумя молодыми людьми и девушкой, — и рассказывает им про все то, что он пережил за время путешествия. Сильный рассказ о желаниях и природе человека.

“Number One Fan”  Эрика Шаллера – еще один рассказ, имеющий сходство с творчеством Кинга, как если бы по мотивам отца писал сын, Джо Хилл. Писатель-фантаст попадает на богом забытый конвент, где нет ни души, а его единственным слушателем оказывается как раз фэн номер один. Держащий в напряжении рассказ, который особенно может понравиться тем, кто ездит на всевозможные конвенты.

Завершением этого номера стала еще одна альтернативная история, основанная, как и рассказ Криса Роберсона, на смене видов энергии, — “The Phoebean Egg” Стивена Бакстера. Совсем еще юноша Седрик Стаут поступает учиться в некое подобие кадетского училища, Имперскую Академию Британии образца XIX века. Британия, благодаря технологии анти-лед, получила неоспоримое преимущество перед всем миром и практически стала правящей державой всего земного шара. Седрик, его друг по Академии Меррелл и девушка Верити Флетчер неожиданно вникают в суть заговора, связанного с фебским яйцом и началом новой войны. Англия хоть и показана здесь как всемирный гегемон, все же не вызывает излишних сравнений с гитлеровской Германией. Юные герои умны, пылки и находчивы. Бакстер, помимо неплохо проработанных деталей, связанных с анти-льдом, коснулся еще и гендерной темы: Верити Флетчер в Академии находится на положении прислуги, тогда как только юноши могут учиться и являются опорой и надеждой нации. Однако Верити не простушка, а в знаниях и умении бороться и достигать желаемого показывает себя так, что даже превосходит мальчиков.

Однозначно сильная коллекция короткой прозы, в которой каждый найдет что-то по вкусу, а несколько рассказов из нее так и просятся на страницы антологий «лучшее за год».


Статья написана 18 марта 2010 г. 20:54

Clarkesworld Magazine #40

Непрозаическая часть журнала не позволяет многого сказать: статья о видеоиграх совсем не для меня (ни во что не играл уже лет с 16), а интервью с Люциусом Шепардом похоже на 40 других интервью с Люциусом Шепардом. Везде он неизменно рассказывает, как он начал писать, как посещал Кларион, как жил то там, то сям, как ему в голову пришла идея той или иной книги. Правда, Шепард обладает какой-то необъяснимой притягательностью, отчего интервью уже частями когда-то и где-то виденное читаешь снова.

Прозаическая часть представляет больший интерес. Каждый месяц Кларксуорлд предлагает два рассказа авторов высокого ранга, которые не просто относятся к этому рангу благодаря каким-то заслугам, но и неизменно подтверждая его новыми вещами. К тому же высокий ранг не означает, что все авторы, публикующиеся в журнале, закаленные ветераны, выпивавшие с Хайнлайном и игравшие в бейсбол с Толкином. Кларксуорлд печатает и начинающих авторов.

40-й выпуск, открывающий для журнала 2010-й год, представляет рассказы Меган Аркенберг «All The King`s Monsters» и Питера Уоттса “The Thing». Уоттса новичком никак не назовешь, да и Аркенберг печаталась в ряде вебзинов.

Джонатан Стрэхен очень хвалил этот рассказ Питера Уоттса и жалел, что не удалось получить на него вовремя права, чтобы включить в свой сборник Eclipse Three. «The Thing» хорош, но не настолько, чтобы им восхищаться. Повествование ведется как раз от лица той самой твари, что фигурировала в фильме 1982-го года Джона Карпентера «Нечто». Хорошо написанная история, в которой главное действующее лицо по сути сама тьма, держит в напряжении на протяжении всего рассказа, заставляя широко открытыми глазами следить за гибелью людей, направленных в экспедицию. Но проблема этого рассказа Уоттса такая же, как и у десятков подобных ему, где писатель пытается показать мышление совершено чужого людям разума, будь то инопланетяне или такие вот чужие, как в фильме Карпентера, чье происхождение в принципе тоже инопланетно: как ни пытайся это сделать, чужой все равно мыслит как человек. Поскольку сам писатель человек, то и все его герои тоже люди, даже если они скрываются за шкурой существа, носящего иноземный, нечеловеческий разум. И Уоттсу, к сожалению, добиться этого не удалось. Автор поставил слишком высокую цель, но не смог ее достичь, что не умаляет всех достоинств рассказа.

Рассказ Аркенберг совсем из другой плоскости, хотя и он, что видно уже из заглавия, затрагивает проблему монстров. Лиричная история про девушку, попавшую в заточение и потерявшую жениха, одновременно переиначивание сказки про Шолтая-Болтая и щемящее повествование о том, что у каждого есть свой монстр, от которого никуда не деться. У Аркенберг хороший слог, есть умение вести сюжет по законам фольклора, но ей не хватает напряженности и оригинальности.

Две истории про монстров, каждой из которой чего-то не хватает.


Статья написана 18 марта 2010 г. 20:52

В общем, начали.

Здесь будут появляться время от времени некоторые мои рецензии на еще пока не переведенную на русский язык фантастику и даже иногда графические романы.

Мой англоязычный блог расположен здесь:

http://longwalkwithbooks.blogspot.com/

Rss-подписка на него здесь:

http://feeds.feedburner.com/EndlessFallsUp

Мой русскоязычный блог здесь:

raygarraty.livejournal.com

Думаю, все будет неплохо.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 141  142  143  144 [145]




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 75

⇑ Наверх