Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «тессилуч» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 48  49  50  51 [52] 53  54  55  56

Статья написана 18 августа 2014 г. 21:11

Начался расцвет книг и журналов приключенческой и фантастической направленности.

В 1926году фантастику начали писать и писатели-реалисты: Всеволод Иванов, Виктор Шкловский, Лев Успенский, Мих. Зуев-Ордынец и Ник. Шпанов. Появился также другой Беляев-Сергей с романом "Радиомозг". А.Беляев выпустил в издательстве ЗиФ свой первый сборник фантастики.

В Обручев опубликовал свой второй знаменитый роман "Земля Санникова".

На экранах страны появился фильм "Мисс Менд" по роману М Шагинян.

В следующем году номенклатура и количество изданий фантастики еще увеличилась. В Итин переработал своё призведение"Страна Гонгури" и выпустил сборник "Высокий путь". А Толстой напечатал в журнале "Красная новь" заключительную часть "ГиГа" -"Гарин-диктатор"

В журнале "Огонек" был организован роман-буриме "Большие пожары" в котором приняли участие 25 писателей во главе с А Грином.

Сойкин переиздал роман В Тана (Богораз) "Жертвы дракона", написанный до революции.

Многие произведения выходили под псевдонимами, похожими на зарубежных авторов.

1928год стал экстремумом довоенной советской фантастики.

Свои лучшие произведения напечатал А Беляев; "Человек-амфибия" и "Властелин мира".

Юрий Олеша написал "Трех толстяков", а Александр Грин "Бегущую по волнам"

В Орловский (Грушвицкий) выпустил рассказ "Человек укравший газ" подавший идею А Беляеву (Продавец воздуха)

На экранах фильм "Проданный аппетит" (Филантроп) по Лафаргу

В следующем году в советской фантастике уменьшилось количество произведений, но появлялись новые имена: Владимир Маяковский с комедиями "Клоп" и "Баня" Также дебютировал Валерий Язвицкий со своими рассказами "Аппарат Джона Инглиса" и др.  А Беляев выдал на гора сразу несколько романов.

Но это был конец развлекательной фантастики. 1930год это начало индустриализации: приключения и путешествия было приказано прекратить и печатались уже остатки прошлогоднего. Ник. Шпанов ещё успел опубликовать "Землю недоступности".

Остальные уже публиковали Утопии и Производственные романы. Даже А Беляев написал "Подводных земледельцев".

Не говоря уже о "Городе энтузиастов" М Козырева и И Кремлева, а также "Планете КИМ" А Палея.

Так и закончилась фантастика НЭПа и начался "Ближний прицел"


Статья написана 14 августа 2014 г. 09:33

Хотя многие с этим несогласны, но Советская фантастика зародилась в 1922году вместе с созданием СССР. Некоторые произведения, хотя публиковались уже в Советской стране, были написаны раньше и являлись просто  предтечами советской научной фантастики. Это произведения Э.Циолковского "Вне Земли"(1916г), В.Обручева "Плутония" (1915г) и В.Итина "Страна Гонгури" (1917г).

Особняком стоит А Грин. Он не столько фантаст, сколько романтик. Хотя лучшие фантастические произведения созданы после 1917 года, основа творчества была заложена до революции. А в 1923 году расправились его "Алые паруса" и вспыхнул "Блистающий мир", который развился из рассказа "Состязание в Лиссе" (1910г)

Также предтечей мог стать Михаил Первухин, если бы он не эмигрировал. Уже за границей он создал жанр русской Альтернативной истории: "Вторая жизнь Наполеона" и "Пугачев-победитель"

В первые годы Советской власти(1918г) переиздали утопии Александра Богданова "Красная звезда" и "Инженер Мэнни" ставшие фундаментом советской фантастической утопии.

И вот наступил год образования СССР. Со стороны фантастической литературы были впервые опубликованы: "Страна Гонгури" Вивиана Итина и "Закат Марса", вернувшегося из эмиграции Алексея Толстова. Это было начало новой фантастики страны советов.

В 1923году появились фантастические произведения Виктора Гончарова, Ильи Эренбурга, Льва Никулина и Вениамина Каверина. Вышла утопия Якова Окунева "Грядущий мир". Возродился А Грин со своими феериями.

С 1924года начался расцвет авантюрной фантастики и "Красного Пинкертона". Был НЭП и страна мечтала о приключениях и развлечениях. В фантастику пришли Валентин Катаев "Остров Эрендорф", М Шагинян (Джим Доллар)"Месс-Менд", Михаил Булгаков,Н Муханов и Валерий Язвицкий.

Опубликовали: В Обручев свой роман "Плутония" и А Толстой пьесу "Бунт машин" по мотивам К Чапека.

Александр Грин напечатал в журнале "Новая Россия" №3 своего знаменитого "Крысолова"

Валерий Брюсов выпустил сборник фантастических стихов "Мир Электрона".

Вышли на экраны  фильм "Аэлита" Я Протазанова и мультфильм "Межпланетная революция"

1925 год ознаменован приходом в соетскую фантастику её лидера Александра Беляева. Он дебютировал с рассказом "Голова профессора Доуэля" и повестью "Последний человек из Атлантиды". Также с марсианскими повестями в фантастике появился Грааль Арельский, а М Булгаков напечатал "Роковые яйца". Борис Лавренев выступил со своим романом "Крушение республики Итль", В.Гончаров с "Долиной смерти", а Владимир Орловский с "Машиной ужаса".

И наконец Алексей Толстой начал печатать в журнале "Красная новь" первый вариант романа "Гиперболоид инженера Гарина"

На экранах страны фантастические приключения: "Коммунит (Русский газ)" А. Попова и "Луч Смерти" В.Пудовкина

Таковы были дебютные годы Советской научной фантастики.


Статья написана 30 июля 2014 г. 16:23

Виталий Иванович Бугров ушел из жизни весной 1994-го. Его дети: Заочный КЛФ и журнал "Аэлита" в Уральском Следопыте осиротели, но продолжали жить и трудится. Выходили произведения его друзей: Крапивина,  Прашкевича,  Другаля,  Немченко, Щепетнева. Продолжали появляться иллюстрации  Пасеки и Стерлиговой. Публиковались отзывы по новинкам фантастики и фантастические кроссворды. Шли публикации рекомендованных Бугровым  зарубежных писателей(Тушель и Лавкрафт), но журнал под давлением рынка начал меняться. Ведь в фэнпрессе начались нападки на авторов советского периода. В придирках к Владиславу Крапивина особенно отличился переспективный критик Р Арбитман, впоследствии переместивший своё сознание в доктора КАЦА. Новая поросль решила отиграться на возрастных писателях. Крапивину пришлось ему ответить.(УС №8 1994г).

Это отразилось в 1995году. С первого номера пошел разговор о кризисе конвента "Аэлита" и реклама американского журнала "Сверхновая". В Заочный КЛФ забрались Ролевики, Толкинисты и Уфологи. В журнале наряду с космонавтикой появилось ведовство и гадания. Настоящая научная фантастика ещё сопротивлялась публикуя новые произведения Крапивина, Прашкевича и Чуманова, также кроссворды и статьи о новинках книг отечественных фантастов. Одну из статей написал Сергей Соболев. "Аэлиту" провести не удалось. Особенно ярко кризис УС-а выразился в конце года, когда под одной обложкой оказалось аж пять номеров журнала с 8 по 12. И что интересно статьи Заочного КЛФ были посвящены только Толкину, Хоббитским играм и Уфологии.:-))) Были правда и статьи о космонавтике.

В 1996году журнал продолжал бороться за отечественную фантастику. В приложении "Аэлита" печатались только российские авторы (Крапивин, Слепынин, Немченко) и постепенно вытеснялось фэнтези. Конвент "Аэлита" опять не состоялся, но приз "Старт" пытались вручить на праздновании Эльфийского нового года на который съехались гости из окрестных городов. За отсутствием средств приз не изготовили. В рубрике "Заочный КЛФ" Сергея Казанцева статьи приобрели материалистическое содержание. Хотя в остальных статьях попадалось Ведовство и Уфология. Появились статьи доморощенных историков о российской працивилизации. Журнал явно свернул на тему родной страны. Но тираж падал и вышло 6 журналов в год.  В некоторых было объединено до 4 номеров. Тогда в редакцию журнала пришел Игорь Халымбаджа ставший реинкарнацией Виталия Бугрова. В 1997году ему удалось возродить премию "Аэлита" в которой появился приз имени Бугрова.


Статья написана 12 июня 2014 г. 06:20

Детские впечатления о кино и литературе начались со сказок, шпионов и разведчиков. Наверно время было такое. Ну а сказки все в детстве читают. Сначала фильмы про шпионов и разведчиков влияют на детскую психику. Всем двором ходили на "Подвиг разведчика", "Тень у пирса", "Голубую стрелу", "Дело №306", "Тайну двух океанов", "Операцию "Кобра", "Тарантул" и др. Потом читали книги этого направления: В Иванов "По следу" и "Возвращение Ибадуллы",

https://fantlab.ru/edition50793

Медведев "Это было под Ровно", Шпанов "Война невидимок", Овалов "Медная пуговица", Гроссман "Капитан идет по следу",

https://fantlab.ru/edition210888

Дольд-Михайлик "И один в поле воин"и делились между собой впечатлениями. Через них я пришел к фантастике со шпионами "Тайна двух океанов" и "Изгнание владыки"Адамова, "Тайна Острова Бэк-Кап" и "20000 лье под водой" Ж Верна.

Читая пионерскую литературу встретил несколько подобных произведений:

Пионерская правда: Негго "Голубой лангуст", Ломм "Ночной Орел"

Пионер: "Смерть шпиона Гадюкина", Вежинов "Следы остаются"

ЮТ: Колпаков "Цена миллисекунды"

Позже читая молодежные журналы тоже неоднократно встречал произведения о разведчиках:

Уральский следопыт: "Погоня в тумане", "Дневник из сейфа", "И один в поле воин"

Юность: Папоров "Эль Гуахиро -шахматист"

Молодая гвардия: Семенов "17 мгновений весны"

Искатель; Смирнов "Последний рейс" Цирулис и Имерманис "24-25 не возвращается", Яковлев и Наумов "Тонкая нить" , Платов "Секретный фарватер" и другие

Книги о борьбе с бандитами на Западной Украине и Белоруссии: Смирнов "Тревожный месяц Вересень"(1973) и "Ночной мотоциклист" и Богомолов "Момент истины"(1974)

Фильмы: "Ошибка резидента" и т.д., "Рокировка в длинную сторону", "Один из нас", "50х50", "Вдали от родины", "Жизнь и смерть Фердинанда Люсса", "Бомба для председателя"

Телефильмы:"Майор "Вихрь", "Вызываем огонь на себя","17 мгновений весны", "ТАСС уполномочен заявить"

В настоящее время много произведений о шпионах пишет Акунин:

"Турецкий гамбит", "Смерть на брудершафт", "Шпионский роман"

Также издательства "Вече","Миллиорк", "Престиж Бук" и "Тардис" старательно переиздают старую литературу о разведчиках и шпионах. Приобрел несколько подобных книг:

Насибов "Атолл "Морская звезда", Федоровский "Штурмфогель" без свастики",

https://fantlab.ru/edition138777

Автократов "Серая скала", Дербенев "Недоступная тайна", Ланин "Остров алмазов" и "Синий тарантул", Томан "Мимикрин доктора Ильичева", Долгушин "Тайна невидимки", Ломм "Ночной орел", Нефедьев "Мираневая пластинка", Шагурин "Линия адмирала Клайнса" В 70-80-е годы об такой литературе можно было только мечтать. Всё оседало у коллекционеров.

Таким образом приключенческая литература не стареет, а удачно написанная, читается и в настоящее время. Несколько книг купил  для коллекции, но основном прочитал.


Статья написана 5 мая 2014 г. 16:08

После Отечественной войны А. Казанцевым понемногу овладевала идея посещения нашей планеты инопланетянами. Началось всё с рассказа "Взрыв"(1946г) посвященного Тунгусскому метеориту. Затем в рассказе "Гость из космоса"(1951г) писатель пытался подвести научную основу обитаемости Марса. С накоплением научных данных о планетах Солнечной системы Казанцев понял, что вероятность разумной жизни на Марсе равна нулю и ухватился за идею "палеоконтакта" выдвинутую М.Агрестом в статье "Космонавты древности"(1961г), на которую Казанцев писал отзыв. Так была написана повесть "Внуки Марса"(1962г) и псевдо-документальные рассказы "Звездные пришельцы"(1963г) и "Визитные карточки с других планет" (1967г). Также писались отстраненные рассказы о встрече с инопланетянином в бытовых условиях "Марсианин" (1958г) и "Марсианская партия"(1969г)

Кроме этого он публиковал публицистические и научно-популярные произведения с использованием идеи "палеоконтакта":"Ступени грядущего"(1962г),"Каменный пращур ракеты"(1968г), "Из космоса в прошлое"(1972г) и другие.

И венцом идеи  явился его самый известный роман "Фаэты" (1973г).


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 48  49  50  51 [52] 53  54  55  56




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 87

⇑ Наверх