Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «тессилуч» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 52  53  54  55 [56]

Статья написана 14 ноября 2011 г. 14:23

Человек современного вида вышел в Европу порядка 100000лет назад. Отдельные сообщества видимо попали и на Южный Урал. Последнии находки отечественных археологов свидетельствуют: первые следы человека на Ю.Урале обнаружены в районе горного озера Тургояк. Им порядка 60000лет. На озере, которое после загрязнения Байкала стало самым чистым водоемом планеты, находится остров с мегалитическими постройками которым порядка 5000лет. Видимо этот остров был святилещем ещё в давние времена.

Также на Ю.Урале расположены Капова и Игнатьевская пещеры в которых обнаружены рисунки 15-10тысячелетнего возраста. Недавно около горного озера Зюраткуль обнаружен Геоглиф, возраст которого устанавливается. Он сравним с геоглифами пустыни Наска.

Полагаю, что на юге Урала существовал своеобразный анклав человечества отрезанный от Европы ледником и разлившимся Каспием, а от Азии поясом пустынь. Поэтому цивилизация развивалась здесь обособленно и своеобразно, а близость ледника и суровые условия жизни способствовали развитию мышления людей. В конце концов эта группа образовала так называемую "Страну городов"- Аркаим и др. При открытии путей в Европу и Азию это сообщество  покинуло Ю.Урал и ушло в Европу, Иран и Индию. Так была образована  индо-европейская языковая группа (арии). В Индии  ариям было что завоевывать, и они образовали свои государства, а в дикой Европе просто растворились в живших там племенах оставив религию огнепоклонников и корни своего языка.


Статья написана 5 сентября 2011 г. 11:17

В середине 30-х годов ХХвека началось наступление соцреализма. Указанием сверху создавалась новая детская литература. За переводы платили мало, а за рубежом встречалось множество отличных литературных сказок. А.Толстому первому пришла мысль об их переделке на "социалистический" лад. Так появилась сказка "Приключения Буратино"(1936г). Несколько писателей взяло этот метод на вооружение: Л Лагин "Старик Хоттабыч"(1938г) и А.Волков  "Волшебник Изумрудного города"(1939г). Другие написали собственные истории: Я.Ларри "Приключения Карика и Вали"(1937г),  Некрасов "Приключения капитана Врунгеля"(1937г) и Покровский "Охотники на мамонтов"(1937г)

и "Поселок на озере"(1940г). https://fantlab.ru/edition88086

А Беляев переделал "Голову профессора Доуэля" и "Человека, потерявшего лицо" и написал "Звезду КЭЦ"(1935г) и "Ариэля"(1941г).

Новые романы написали Адамов "Тайна двух океанов"(1939г), Долгушин "Генератор Чудес" (1940г) и Казанцев "Пылающий остров"(1940г).

Рисунок К Арцеулова

Н Шпанов фантазировал даже на войне-"Война невидимок"(1942-44гг)

https://fantlab.ru/edition141969

Но что самое интересное- эти произведения живут уже больше полувека и продолжают переиздаваться из года в год. Крепкой оказалась закваска "эры репрессий"!!!


Статья написана 30 августа 2011 г. 07:18

Наконец в журнале "Полдень ХХ1век" началась публикация "КАФЫ" Прашкевича! Аэлита ожила в очередной раз. А ведь в следующем году исполняется 90 лет со дня создания этой первой ласточки новой отечественной фантастики. Это одно из произведений, которые издаются при любых правителях. Она оживала не раз. Сначала в песнях и стихах Анчарова и Вахнюка, затем в рассказах "Третий рассказ Аэлиты" и "Звезды последний луч...",а также в статьях Ревича "Мы вброшены в невероятность"и Балабухи. Уже в 21 веке в В Головачев написал роман "Магацитлы".  И вот очередное возвращение к читателю.

https://fantlab.ru/edition66300

Спасибо БНС и Геннадию!:beer:


Статья написана 24 августа 2011 г. 10:48

   В древнем мире моря, реки и озера человеческое воображение населяло различными мифическими существами. У древних греков в морях обитали: Пасейдон, Тритон, сирены и т.д. В славянских мифах в реках и озерах обитали Водяной и Русалки. В Новгороде сочинили былину о Садко, побывавшему у морского царя. В "Итальянских сказках" Кальвино мне попалась притча "Кола-рыба"-тоже ихтиандр.

Писатели также разрабатывали эти мифы. Про русалок писали Пушкин, Гоголь,  Андерсен и др. Люди тоже пытались покорять подводный мир. Так существует легенда, что Александр Македонский опускался на дно моря и наблюдал подводный мир.

Леонардо да Винчи изобрел несколько аппаратов для погружения в воду. Возможно они были изготовлены. В 19 веке появился мягкий скафандр, со снабжением воздухом с поверхности. Затем жесткий. Наконец перед второй мировой войной изобрели индивидуальный кислородный аппарат, а во время войны Ж-И Кусто изобрел акваланг. Но фантасты продолжали мечтать о свободном плавании людей под водой. В своих произведениях они превращали своих героев в земноводных существ. Так например француз Жак де Ла Ир написал роман "Иктанэр и Моизета"(рус.пер.1911г), а Ж.Рони выдумал целую цивилизацию людей-амфибий (Нимфея).

   В РСФСР разработку этой темы начал А Беляев. Как прояслось он взял фабулу де Ла Ира и творчески её переработал. Роман получился на десятилетия. В наше время дважды экранизирован, а в перестройку было написано продолжение (Климай "Ихтиандр"). Потом в период индустриализации

Беляеву подрезали крылья и пришлось написать повесть "Подводные земледельцы" о колхозниках выращивающих водоросли. До и после войны, если и писали на подводную тему то только чисто с производственной точки зрения. После ХХсьезда фантасты раскрепостились и начали писать более свободно, но новых решений мало кто нашел. На эту тему писали Жемайтис "Маски Робба", Колпаков "Последний лемур", Михайлов "Пещера многоногов" и др. В основном в рассказах рассматривались технические решения подводного дыхания. Неплохие повести написали Г Голубев

"Гость из моря" и Емцев-Парнов "Операция"Кашалот". На исходе перестройки Крылов "Русалка" и

Сагабалян "До первого ветра" написали рассказики с  любовно-эротическим уклоном-разрешено так пишем.

https://fantlab.ru/work264661

Но никто не смог приблизится  к произведению А Беляева. Сняли фильм "Садко". В фильме "Марья-искусница" Шварц также отправил своих героев в подводное царство

  За рубежом отличный роман написал Абе Кобо- "Четвертый ледниковый период". Японцы живут у океана и самим бытом должны врастать в него, поэтому получилось отличное произведение.

  А так основной темой фантастики 60-80-х было взаимоотношения с дельфинами, а в наше время много фэнтези, где иногда проскальзывают обитатели морей и океанов, но человеку-амфибии уже нет места.


Статья написана 12 апреля 2011 г. 09:11

В 1920-м году в городе Прага, на обломках Австро-Венгерской империи, в Фантастическую литературу с легкой руки брата Чапека вошло слово "Робот". В нашем отечестве с роботами в литературе было не очень. Во время НЭПа, когда фантасты кинулись развлекать народ, роботы были непонятны для среднего ума, поэтому произведения о них можно сосчитать по пальцам. Так в 1926году А.Абрамов написал рассказ "Гибель шахмат"в котором вывел непобедимый шахматный автомат. Несмотря на то, что изобретатель сжёг чертежи автомата, его принцип кратко обьяснен. Это соединение обычных арифмометров с жесткой программой, основанной на изысканиях ещё жрецов Древнего Египта.

В этом же году А.Грин представляет читателям своего Ксаверия, который мог предсказывать будущее. Принцип его работы обьяснен очень кратко: "Принцип стенографии,радий, логическая ситема разработанная с помощью чувствительных цифр". Зато это очень разговорчивый человек-автомат.

А.Беляев также не обошел тему роботов, хотя они довольно примитивные. Так в романе "Властелин мира" (1929г.) участвуют автоматические аэропланы, действующие по жесткой программе. В рассказе "Сезам, откройся!" (1928г.) работают электрические слуги, подчиняющиеся голосовым командам. На поверку они оказались металлическими костюмами в которых прятались люди. Кроме этого был ещё один рассказ о шахматном автомате — Мазуркевич "Последняя партия". И всё!!!

Только  Зуев-Ордынец и Туров вывели в своих произведениях обезьян для замены людей на производстве и в армии.

С началом первых пятилеток фантастам было указано описывать, как хорошо и весело советские люди будут жить при социализме. Роботов в этих произведениях не было т.к. надо было чем-то занимать людей. Единственный робот встречается в фильме "Вратарь". Правда он там не столько сам работал, сколько давал указания.

Кроме этого, были переделаны на современный лад сказки зарубежных писателей "Пиноккио" и "Волшебник из страны Оз", в которых действуют известные всем искусственные существа Буратино и Железный дровосек.

Только в повести Б.Анибала "Моряки вселенной" описываются марсианские промышленные роботы. Художник Л.Эппле неплохо их изобразил.

Потом началась ВОВ и фантастам стало не до писанины. После войны правила фантастика "ближнего прицела", а из-за гонений на кибернетику фантасты побаивались писать об ЭВМ и роботах.

С приходом "оттепели" резко в 1956-57гг. вышло несколько произведений о роботах. Так журнал "Знание-сила" №7 1956года был полностью посвящен кибернетике и ЭВМ. В нем опубликовали произведения Л.Жигарева "Кто там?" об ЭВМ и Г.Гуревича "Приключения машины" о подводном роботе. В следующем году в "Технике-молодежи" был опубликован фоторепортаж "Необыкновенная история наших дней..." о приключениях робота ТУМа, а "ЮТ" публикует рассказ без автора "Джонс первый", явный пересказ какого-то писателя-фантаста США. В конце года журнал "Пионер" публикует повесть А.Полещука "Звездный человек" о роботе-пришельце.

После этого по страницам советской фантастики зашагали и покатились роботы самого разного размера и назначения.

Многие известные писатели-фантасты того времени начинали свое творчество именно с рассказов о роботах и ЭВМ.

Так, только в середине ХХ-го века роботы вошли в обойму советской фантастики.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 52  53  54  55 [56]




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 87

⇑ Наверх