Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «пан Туман» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 марта 2022 г. 17:40

Традиционный итоговый пост за прошлый год с итогами припозднился чуть дольше традиционного. Надеюсь, у вас, друзья, всё хорошо и есть время на чтение интересных книг. Возможно, парочку таких вы найдёте ниже.

Очень понравилось (18 книг)

Просто понравилось (19 книг)

Не понравилось (10 книг — держу на уровне прошлого года)




Тэги: итоги 2021
Статья написана 14 февраля 2021 г. 17:05

Закрываю гештальт. С лонг-листами вы можете ознакомиться по ссылкам: 2019 и 2020. Если хотите что-то обсудить или посоветовать чтение на 2021 — добро пожаловать в комментарии. Спасибо за внимание, увидимся.

2019

3. М. Ниеми — "Популярная музыка из Виттулы"

https://fantlab.ru/work1362853

История взросления автора и по совместительству — главного героя, в глухой дыре на границе Швеции и Финляндии. Широкий спектр провинциальных развлечений вроде районного соревнования по поглощению браги, угаров в бане и буллинга более крепкими одноклассниками прилагается, но правит балом"рокенролл музик" — на дворе 60-ые.

2. Терри Ларс — "Сказки мёртвого Чикаго"

https://fantlab.ru/work1108684

Три повести о паранормальном детективе Лорейне Суини, которая расследует в Городе Ветров всякую чертовщину, сбежавшую из Подменышей, одного из многочисленных сеттингов Мира Тьмы (более известного по сеттингам Вампиры. Маскарад и Оборотни.Апокалипсис). По атмосфере нечто среднее между сериями про Гарри Дрездена и Аниту Блейк, но поскольку у Ларс — склоняюсь всё же к версии, что автор — женщина — только одна книжка, чувство меры не изменяет.

1. А. Кивиряхк — "Ноябрь, или Гуменщик"

https://fantlab.ru/work412860

Во глубине не то чтобы прямо совсем диких — на дворе то ли 18, то ли даже 19 век — но всё же диковатых прибалтийских лесов стоит деревня. В деревне живут люди и служащие им домовики, в лесу — бесы и сам Старый Нечистый. Из такого соседства проистекает несколько смешных и трагичных историй, ибо никто ни от кого не шарахается, а наоборот. Ну и что, что дьявол может душу забрать? Зато у него можно домовика справить, чтобы в доме и во дворе работал, а душа... есть у местных в рукаве пара фокусов. Увлекательнейшее чтение, как будто мне снова 10, а по радио "Сказочная тайга" играет — и страшно жутко и запредельно интересно.

2020

2. Сергей Кузнецов — "Учитель Дымов"

https://fantlab.ru/work955882

Спрессованная в один том семейная сага о трех мужчинах семьи Дымовых и одной женщине, которая любила первого как мужа, второму была как мать, а третьему заменила бабушку. На фоне тем временем проходит история страны от первых послевоенных лет до "белоленточной революции" 2012 года, от которой Дымовы пытаются дистанцироваться так, чтобы не быть "за" режим, но и в оппозиции к нему не состоять. Спойлер: всех троих это приводит преподавать.

2. Яцек Комуда — "Имя Зверя. Ересиарх"

https://fantlab.ru/work913617

Лучшее, что читал из фантастики в том году. Тёмное фэнтези редкого вида — детектив с упором на атмосферу навозного средневековья и жутких, кровавых его тайн. "Дьявол в камне", "Имя Зверя", "Господь из дуба" — совершенно шикарные вещи, "Ересиарх" и "Море и монастырь" — лишь самую малость послабей, остальное можно (и нужно) не читать.

2. Ксения Букша — "Чуров и Чурбанов"

https://fantlab.ru/work1236144

На первый взгляд роман (скорее — сборник рассказов, связанных общими персонажами) оставляет впечатление такого трешового Франкенштейна, куски которого неаккуратно прихвачены крупными стежками суровой нити, а кое-где и вовсе прикручены на проволоку, и только Чуров и Чурбанов, синхронизированные кардиоритмом, своим присутствием оживляют монстра и не дают ему распасться на куски.

1. Олег Радзинский — "Случайные жизни"

https://fantlab.ru/work1075011

Не скучные мемуары, но "жизни". Ребенок в семье творческих работников (бабушка и папа — писатели, мама и отчим — работники телевидения), советский мажор, диссидент, ссыльный, — и каждую свою жизнь Олег Радзинский живет как книгу пишет, легко и иронично. Никаких рефлексий и ужасов режима, зато множество простых, но удивительно точных наблюдений за взаимоотношениями государства с человеком, — актуальных не только для СССР на излёте соцмечты, но и для современной России.


Статья написана 31 января 2021 г. 16:01

С некоторым запозданием, но всё же поздравляю всех читающих эти строки с Рождеством, Новым годом, ещё одним Рождеством, зимними вакациями Старым новым годом, Крещением, Днём студента и Татьяниным днём и прочими праздниками, выпавшими на эти деньки. В том году я в очередной раз подзапустил колонку, не дописав даже топ книжек 2019, а к зиме и вовсе минимизировал своё присутствие на сайте, но читать не бросил, и вот вам итоги моих чтений в 2020 году (а топы за 2019 и 2020 будет на днях, надеюсь):

Очень понравилось (22 книги)

Просто понравилось (27 книг)

Не понравилось (10 книг — успех, в прошлом было 12!)




Тэги: итоги 2020
Статья написана 25 ноября 2020 г. 13:07


(вместо эпиграфа)


Привет. Зовут меня Иван, по прозвищу Тейлкиллер. Убийца сказок, по-вашему. Вы в своих землях о таких не слышали, а мы есть и нас много. Что? Может ли сказка умереть? Говорят, «сказ о их деяниях живет в веках». Или злодеяниях. Или глупостях. Ну а всё, что живо, может умереть. А раз может умереть, то и убить можно. Как? Выдумку обычно убивают правдой, а сказку реализмом. Да, я много умных слов знаю, я же тейлкиллер.

Я не стал бы браться за этот текст, поскольку всякий энтузиазм к роману Андрея Рубанова «Финист — ясный сокол» растворился уже по ходу чтения полгода назад, но найденное в телефонных заметках коротенькое введение — пожалуй даже не введение, а зачин — показалось забавным и остроумным, и я подумал, жаль будет, если оно пропадёт. Дело не в том, что книга плохая, она не плохая — она просто скучная и непонятно для какой аудитории написана. Причин на то две.

Первая и главная — язык. Весь немаленький роман — на минутку, без малого 600 страниц — написан монотонным и неторопливым, если не сказать медлительным и посконным слогом, призванным, видимо, стилизовать прозу современного писателя Рубанова под те самые «изустные побывальщины». В начале это работает — отчасти потому что в начале это воспринимается ещё свежо, читатель не устал от подобного, отчасти — потому что первый герой — глумила, т.е. скоморох Иван — соответствует выбранной манере. Но когда дальше два других Ивана — оружейник Ремень и изгнанный из летучего города птицечеловек Соловей — начинают излагать свои истории в том же духе, испытываешь некоторые сомнения. Три человека, пусть зовут их одинаково, но из разных — я дико извиняюсь за такой анахронизм — классов при разных обстоятельствах и разных слушателях изъясняются с минимальными различиями — неторопливо, обстоятельно... нудновато пережевывая одну и ту же мысль по нескольку раз (оружейник, правда, сотоварищей несколько опережает — он самый нудный, потому что с одними и теми же мыслями ещё и ходить по одному месту умудряется, чего в фэнтези делать категорически нельзя).

Вторая — девка Марья, главная героиня. То есть, она в сказке-первоисточнике главная героиня, а здесь бродит на периферии большую часть времени, изредка возникая в поле зрения, когда сюжет нужно продвинуть, а наблюдает читатель за мужиками и от лица мужиков. Идея, в принципе, оригинальная — показать великую женскую любовь, несокрушимое ничем чувство, глазами тех, кто по касательной с ним столкнулся (но зацепить всё равно хватило). Только как это обычно бывает с оригинальными идеями... это не работает. Марья вынесена за рамки текста, любовь её вынесена туда же, , поскольку любовь тут — краеугольный камень всей истории, истории-то и не получается! Нет любви, нет веры в Марью\Марье, нет даже возможности поверить, почему же всё-таки Финист лез сквозь двадцать один нож в окно, а Марья стоптала железные сапоги в поисках. Встретились такие, ага, «на рейве под прикольной ешкой» — суть передаю, но там очень близко — и решили никогда не расставаться? Ну... сомнительно, даже если дух времени в расчёт не брать, а с ним и вовсе — невозможно. Куда больше это напоминает похождение ушлой провинциалки, решившей во чтобы то ни стало обеспечить себе московскую прописку \грин-карту и соответственное улучшение жилищных условий, для того охмурившей с целью дальнейшего охомутания наивного, земной жизни не нюхавшего птицечеловека в третьем поколении. Финал в духе малахова с крушением студии — прилагается, да и манера героев адресовать свою часть-монолог широкой общественности тоже подходит.

Вот и выходит, что для чистокровного фэнтези роман Рубанова скучен, для большой литературы — слишком оторвано-аллегоричен, а как постмодернистское переосмысление знакомого сюжета ничего собственно не переосмысляет, разве что Соловья-разбойника и того, самым краешком и без особой фантазии. Условного же малахова можно получить с меньшими затратами сил из тех же номинантов Нацбеста — и, чего греха таить, он будет куда забористей. Такие дела.




Дождевые черви живут вместе с людьми.

Если выкопать яму – они будут ползать по нашим ногам.

У них нет ни глаз, ни ушей, они ничего про нас не знают, в мире червей человека не существует.

Иногда люди являются в мир червей, чтобы раздавить одного, а другого разорвать на две части и посмотреть, что будет.

Так же и в ином мире – вокруг нас живут те, для кого мы так же понятны и забавны, как для нас понятны и забавны дождевые червяки.

Для мира деревьев люди – всё равно что боги.

Дерево никак не способно защититься от человека: когда он хочет, он срубает берёзу. Когда хочет – выращивает яблоню.

Но при этом, признавая власть человека, дерево живёт своим отдельным древесным бытованием: пьёт воду, растёт, укореняется, цветёт, даёт плоды – очень сложно, насыщенно живёт дерево, и если человек (его бог) ни разу не придёт и не явит свою власть – дерево так и проживёт свои столетия, ничего не зная о людях.

Точно так же и живут на свете существа, для которых мы – деревья, неподвижные и немые, зеленеющие по весне, плодоносящие осенью и голые зимой.

Один из нас может быть дубом, выросшим в дремучей чаще и никогда не слышавшим человеческого голоса.

Другой может быть вишнёвым деревом, которое заботливо высадили на солнечном склоне холма и поливали каждый день тёплой водой.

Мы не понимаем сущности тех, кто высаживает нас и взращивает, рубит и сжигает. Так же, как дерево не понимает сущности человека.


Статья написана 4 ноября 2020 г. 18:38

Рошани Чокши внезапно сделали библио, да и вторая книжка вроде как вышла, и я вспомнил, что так и не дописал обзор на первую. Вот и повод довести начатое до ума, заодно хоть немного реанимировать почившую в летаргии колонку.


Любите ли вы янг эдалт? Я вот люблю. Причина для подобного неожиданного чувства довольна проста. "Взрослое" — условно-взрослое! — фэнтези в последнее время тяготеет к реализму — опять же, условному! — а то и вовсе стремится к тёмном горизонтам жанра. Магия идёт на понижение, яркость героев тоже скучивается до минимума, чтобы глаза не резала. "Там где торжествует серость, к власти приходят чёрные", достаточно взглянуть на список ожидаемых в 2020 году фэнтези (черновик написан 4 февраля — прим. от 4 ноября), чтобы убедится в этом. В янг эдалте такого вымывания красок нет, там по-прежнему всё пёстро, ярко и понятно-полярно, как раз по мне. Да, порой страдает внутреннее наполнение, но как в том анекдоте про елочную игрушку: "Она была такая яркая, что ей прощали внутреннею пустоту".

"Золотые волки" Рошани Чокши — как раз такой случай. Если кратко, это "Одиннадцать друзей Оушна" только в жанре молодежной фэнтези. Главный герой, Северин, в обычной жизни владелец роскошного отеля в Париже, но в полнолуние он превращается в охотника за сокровищами, перед которым не устоит сокровищница ни одного благородного Дома. Делает это Северин не ради банальной наживы, он хочет вернуть то, что по праву рождение принадлежит ему — собственный Дом, патриархом которого должен был стать Северин, но так и не стал. Как и полагается, в этом ему помогает команда друзей в составе индианки Лайлы, испано-филиппинца Энрике, польской еврейки Зофьи и Тристана (этот парень — единственный белый в компании, поэтому самый младший и не имеет своих глав в книге; вот так мимоходом нам опять показывают, что белые должны заткнуться и слушать). И есть ещё Гипнос, заклятый друг и соперник, в отличие от Северина, признанный законным наследником своего Дома. Возможно, потому что Гипнос чёрный и бисексуал.

Удивительно, но при всей вышеописанной толерантной феерии, книгу Рошани Чокши не хочется влепить печать fucking SJW-shit и по страничке скормить шредеру как, допустим, "Пятое время года". Потому что у Чокши в отличие от Джемисин угнетением сюжет не ограничивается. Очередная авантюра Северина идёт не по плану, в результате чего выясняется — за артефактами охотится не только он один, новый охотник куда амбициозней... и кровожадней. Естественно, перед лицом угрозы старые соперники вынуждены заключить хоть шаткий, но всё же союз и дальше действовать заодно.

Если вы взялись за этот роман, чтобы получить какой-то новый читательский опыт, открыть для себя что-то свежее — ничего не выйдет. "Золотые волки" — самое что ни на есть типичное жанровое чтение, всё, чем дышит современная янг эдалт литература, здесь в наличие: и пылкие чувства, и диалоги-пикировки и "вернуть своё по праву" и становление\взросление героя наперекор долбящим по башке воспитателям, — всё есть. Есть даже неуемное пожирание сладенького в совершенно неимоверных количествах! И пусть всё это уже было у других, даже с семью отцами Северин — не первый, вспомним "Сталинград" Бондарчука. Но Рошани Чокши ловко заворачивает свою историю в авантюрное приключение, отвлекает археологическими загадками, манит хитроумными планами краж, параллельно раскрывая придуманный ей мир, который напоминает наш на исходе девятнадцатого столетия — только здесь изначально существовала магия, собственно, благодаря которой и зародилась цивилизация. Вернее, пять цивилизаций — по числу Вавилонских Фрагментов, осколков разрушенной Богом Вавилонской Башни. (Меня безмерно радует, что раздавая чудодейственные артефакты, писательница обделила ими Европу, поскольку это значит, что европейская цивилизация построила себя сама, безо всяких божественных костылей. России тоже ничего не досталось; делайте выводы.) Разнообразной магии в романе навалом, она заменяет большинство необходимых для краж гаджетов, хотя технологии тоже имеют место быть; описания и того, и другого изобличают недюжинную фантазию писательницы, которой за это прощаешь и героев-функций, и обязательную ныне повесточку.

И вот с одной стороны — ничего нового, а с другой — обязательную программу Чокши на 6.0 откатала — было чуть меньше, но драматическая концовка и развернувшаяся в неожиданном направлении линия Лайлы подбустили впечатление. Я даже, наверное, вторую часть прочитаю, тем более что там Золотые Волки едут в Россию. Надеюсь, там они объяснят переводчику, что gilded — это не golded с опечаткой, а немного другое.




– Так в какой последовательности надо было нажимать рычаги? – спросила Лайла.

Зофья кашлянула.

– Ноль, один, один, два…

– Это была последовательность Фибоначчи, – прервал ее Энрике.

Если бы Зофья начала перечислять все числа в последовательности, они бы провели под землей всю ночь.

– Хвала Фибоначчи, – сказала Лайла, сложив ладони.

– Конечно, Фибоначчи был гением, но благодарить стоит не только его. Ты знала, что…

Зофья бросила на него неодобрительный взгляд, но Энрике все равно продолжил:

– …последовательность Фибоначчи появилась еще в шестом веке, в трактате древнеиндийского математика Пингалы? Разве это не удивительно?

Лайла состроила гримасу.

– Так кого нам благодарить?

– Естественно, меня.





  Подписка

Количество подписчиков: 65

⇑ Наверх