Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «пан Туман» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 18  19  20

Статья написана 12 января 01:07

У меня сегодня маленький юбилей. Статья, которую вы сейчас читаете, носит красивый и круглый номер — с одной единичкой и двумя нулями после. Поэтому принимаю поздравления. Ещё юбилей отличный повод, чтобы подвести некоторые итоги, читательские и так, в целом.

Начну с "в целом". Медленно, но хотелось бы верить, что верно я возвращаюсь к активному наполнению колонки, которая года полтора дрейфовала по волнам лени и праздности. Данное возвращение будет ещё вернее (и быстрее), если я начну получать фидбэк от читателей Хотя бы минимальный. Прочитали статью, прожали "Спасибо" внизу. Ничего не потратили, зато обеспечили автору мотивацию работать дальше. Можете попробовать прямо сейчас. Можно ещё комменты писать, но это я и сам не всегда делаю, поэтому и от вас не требую. Хотя если считаете, что я где-то недожал тему или хотите годную книгу посоветовать, непременно пишите.

А теперь то, за чем вы, собственно, кликнули по этому заголовку. Топ-3 лучших книжек из прочитанного мною в 2018 году (да, топ-10 было бы солидней, но это же надо штук стог книг прочесть, а у меня на это мотивации не хватает...)

 А тремя разными картинками они не входят. Парадокс!
А тремя разными картинками они не входят. Парадокс!


"Дерево лжи" Фрэнсис Хардинг

Готический детектив, местами переходящий во всамделишный триллер, хоть и адресована книга прежде всего подросткам. По совместительству история о том, как трудно быть девочкой в викторианском обществе: "В моей руке не петь струне, не зазвенеть мечу..." Впрочем, если вы мальчик, но левша — приятного тоже мало, младший брат главной героини вынужден заниматься в пиджаке с пришитым к борту левым рукавом. Но он хотя бы может выбирать, кем ему быть, когда подрастет. От Фейт общество ждёт лишь того, что она выйдет замуж и будет содержать дом, в то время как она сама мечтает быть женщиной-учёным. Как и полагается в готике, зловещие тайны, призраки и прогулки под жутким ливнем наличествуют. Фрэнсис Хардинг за "Дерево лжи" получила премию Costa, а эту британскую награду за детскую книгу кроме неё получал только один писатель, Филипп Пулман. Очень круто, крепко и цепляюще.

"Рай земной" Сухбата Афлатуни

Я немного лукавлю, включая Афлатуни в топ года, потому как "Рай земной" ещё не дочитал. Но поскольку это большая литература (пусть о маленьких людях), то он здесь не за сюжетные хитросплетения, а за то огромное эстетическое удовольствие, что я получил, читая его. При этом, чем именно так хорош Афлатуни, я говорить не возьмусь. У него нет пышности метафор, этого орнаментального ковроткачества, которое принято считать красивым, насыщенным слогом, нет стилизации и каких-то особенных игр со словами. Нет, слова те же, как у других, в предложения собраны так же. Наверное, причиной тому какая-то особенная восточная магия, когда простой и функциональный текст перед читателем расцветает. Когда дочитаю, попробую изложить впечатления более подробно, тем более ""Рай земной" ни критиков, ни читателей внимания ещё не сыскал.

"Кости зверя" Уильяма Риттера

Самое лёгкое, самое яркое и самое приятное чтение за год, лучшая книга, что я прочёл в 2018 году, никто и близко не подобрался. И опять подростковая литература. Эксцентричный и проницательный — как и полагается при его занятии — паранормальный детектив Джекаби и его обаятельная помощница мисс Рук расследуют дело о том, как милые котятки превратились в далеко не милых селедок, потом едут изучать драконьи кости, что выкопал местный фермер на своей лужайке, потом... Потом всё идёт кувырком, хотя кажется для этих людей кувырком — это в порядке вещей. Невероятно милое и уютное чтение, в первую очередь благодаря главной героине. Во вторую — авторской фантазии. Книжка залита магией и чудесами под завязку, и Риттер подливает ещё и ещё, вдруг читателю не хватит? Прочёл за два вечера, с величайшим трудом отрываясь на всякие домашние дела, потом убежал искать первый том. А ещё именно "Кости зверя" помогли определить, почему некогда любимое мною фэнтези теперь вызывает неумолимую скуку, развеивая читательский энтузиазм уже к пятидесятой странице.


Такие вот дела. А вы что читали в прошлом году?


Статья написана 7 января 19:16

 Слогану верить, разумеется, не стоит
Слогану верить, разумеется, не стоит

Первую свою статью в новом, страшно сказать — две тысячи девятнадцатом, году мне придется начать с извинений. Простите-извините, обещанной рецензии на хорошую книжку не будет. Потому как книжку эту решительно невозможно на мой взгляд рассматривать как отдельную, только в составе трилогии, первым томом которой она и является. Трилогию я не прочитал, надеюсь, что пока не прочитал, поэтому про хорошую книжку могу сказать только одно — что она хороша, чего для рецензии определенно маловато. Кому хочется большего, отсылаю к рецензии уважаемого imra на "Квентина", за авторством Андрея Валентинова — это о ней шла речь.

Взамен вашему вниманию предлагается сумма впечатлений от "Электрического штата", написанного Саймоном (скорее всё же Симоном, потому что он швед) Столенхагом и им же проиллюстрированного. Журнал "Мир Фантастики" не далее как вчера назвал "Штат.." лучшей иллюстрированной книгой 2018 года, а я не далее как позавчера как раз закончил чтение. Такое вот совпадение.

"Электрический штат" — это история-путешествие, такое роуд муви. Девочка-подросток Мишель едет через полстраны к неясной до самого финала цели, в компании с ружьем и гротескным желтоголовым роботом по имени Скип. На дворе год 1997, вся страна или по крайней мере — большая её часть благополучно ухнула в виртуальную бездну, разверзшуюся от нейрозаклинателей. Это не какие-то жуткие кибер-маги, как можно подумать по названию, а прокаченные VR-шлемы. Глядя на иллюстрации я поначалу принял их за странного вида могильные плиты, потом понял, что ошибся, а потом — что нет.

Что за электронные грезы наводят нейрозаклинатели, и отчего люди массово сбежали в них пускать слюни (и не только), Столенхаг не объясняет. Мишель столь глобальные вопросы не интересуют, у неё другие устремления, изредка возникающий второй рассказчик, безымянный и неясный, тоже не вдается в детали. Просто в один не очень прекрасный день все долбанулись на отличненько, и теперь люди медленно деградируют, а по окрестностям шагают роботы и дроны, всех форм, размеров и расцветок. Большинство иллюстраций "Штата..." — груда железа в обмотках проводов на фоне идиллического пейзажа. Это у Столенхага круто получается, не отнять. К сожалению, выложенный у нас на сайте ознакомительный фрагмент таких впечатляющих картинок не содержит, советую погуглить самостоятельно. Если вам, как и мне, в первую очередь приходят на ум арты Якуба Розальски, который тоже любит запихнуть механических гигантов куда-нибудь, Столенхаг круче — роботы больше и разнообразней, картинка почти фотографической четкости, пейзажи, что природы, что городские тоже выигрывают у лесов-полей Розальски, довольно скучных без ОБЧР. Как артбук — очень здорово смотрится.

Как графический, но всё же роман — впечатление гораздо хуже. История Мишель сама по себе неплохая, в меру драматичная, текст звучит созвучно героине — суховатый, чуть отстраненный. В самый раз для подростка, не самого простого, вроде Мишель. Всё портит тот второй безымянный, его фрагменты постоянно норовят увести читателя от простого и понятного (в финале) путешествия Мишель в какой-то дурной пафос на пустом месте то про сетевой суперинтеллект, то про человеческого ребенка от этого интеллекта. Ничего из того, о чем он вещает, на сюжет не влияет абсолютно, даже никоим образом не проявляется. А вот обмануть, запутать читателя может, заставив ждать совершенно несбыточного. Получается как ходьба в ботинках, но на левом шнурок завязан, а на правом — по земле волочится. Ненароком можно наступить, растянуться и расквасить себе впечатление. Но даже если бы Саймон Столенхаг второй шнурочек аккуратно завязал, вышло бы не то — гонка-преследование вместо созерцательного путешествия. Здесь как раз тот редкий случай, когда лучше в одном ботинке чем в двух. Постапокалипсис у нас или как?


Статья написана 17 декабря 2018 г. 14:00

 "Как, про меня не написали?"
"Как, про меня не написали?"


Когда ничего не ждешь, ничем не будешь разочарован, истина сия верна настолько, насколько и банальна. Когда у Мэтта Раффа выходили “Злые обезьяны”, я совершенно ничего не ожидал от этой книги, просто повелся на действительно злых обезьян на обложке и девушку в тюремной робе с лицом бывалой “скоростийщицы”. А получил отменный психоделический боевик, где кроссворды предупреждают об опасности, а пистолет можно переключить на стрельбу сердечными приступами, щедро приправленный иронией. Поэтому, когда следом вышла “Страна Лавкрафта”, Рафф был признан способным сотворить что-то интересное из такой сомнительной темы как “диверсити в гостях у Ктулху”. Он и сотворил, но не в ту сторону. Имейте это в виду, чтобы поначалу не разочароваться как я. Впрочем, обо всем по порядку.

Наша история начинается, когда Аттикус Тёрнер возвращается домой, вызванный странным письмом от отца. Монтроуз Тёрнер что-то раскопал о происхождении своей жены, матери Аттикуса, которое она тщательно скрывала и от мужа, и от сына и теперь предлагает тому “вернуть то, что твоё по праву рождения”. Вот только сам Монтроуз пропал, и следы его ведут в Арпхэме, штат Массачусетс. У Лавкрафта, правда, был Аркхэм, но пока похоже, да? Дальше тоже будет похоже, но не долго. Аттикусу предстоит познакомиться с арпхэмской ложей Ордена Изначального рассвета и конкретно с Калебом Брейтуайтом — честолюбивым молодым чернокнижником, или как он сам себя именует, “натурфилософом”, узнать тайну своего происхождения и поучаствовать в зловещем ритуале. Ритуал, конечно же, пойдет не по плану — не без участия Аттикуса и Калеба, у которого на Аттикуса далеко идущие планы. На этом Лавкрафт благополучно закончится и начнется история про зловещий дом, в который переехали сестры Летиша и Руби Дэндридж.

Как вы уже догадались, “Страна Лавкрафта” — роман в рассказах. Каждый из них, числом восемь, строится примерно одинаково — Калебу нужно обстряпать какие-то свои натурфилософские делишки, чтобы возвысится в иерархии Ордена и он использует для этого Аттикуса или кого-то из его многочисленных родственников и друзей, шантажируя и угрожая. До поры всё идёт гладко, но в конце концов коварного честолюбца ждёт сокрушительное фиаско, и это никакой не спойлер — сами подумайте, ну какие в наше время могут быть шансы у белого, будь он сто раз чернокнижник против целого компании настоящих черных? В каждом рассказе Аттикусу сотоварищи приходится столкнуться с проявлениями сверхъестественного, будь то призрак-полтергейст, колдовская марионетка или врата, ведущие на другую планету. Не силен в американской журнальной фантастике, но выглядит очень похоже на оммаж каким-нибудь Weird Tales. Кстати, Weird Tales был закрыт в 1954 году, в том же году происходит действие романа.

Впрочем, как бы то ни было, фантастика для Мэтта Раффа лишь способ, на самом же деле “Страна Лавкрафта” о расизме. Да-да. Не о потусторонних ужасах Ктулху и Йог-Сотота, а об будничном кошмаре, который уделывает всех Великих Древних. Я не буду ничего особо расписывать и так понятно, что ничем не обоснованная ксенофобия — это плохо и не надо так. Вот только в “Стране Лавкрафта” данная тема крайне мало влияет на сюжет. К примеру, тот призрак из второго рассказа, стал бы он меньше бушевать, если бы в его дом вселилось белое семейство, а не две сестры-негритянки? Да нет, конечно. И в других случаях также, замени цветных героев, ничего особо и не изменится, за ними только перестанут гоняться линчеватели с топорами из массовки. Что досадно, сделать лучше автор мог, достаточно прочесть “Падение дома Нэрроу” или “Джекила из Хайд-парка”. В этих двух рассказах Мэтт Рафф ловко связывает две главных составляющих “Страны Лавкрафта”весьма неожиданным образом. Особенно в “Джекиле...”, где уже знакомая нам Руби Дэндридж — стереотипная черная женщина вроде Мамочки Два Тапочка, только моложе — неожиданно просыпается под Рождество в луже крови и... белой! Ну а “Падение дома Нэрроу” показывает то, чего мы изначально ждали от книги, сталкивая оккультизм и бытовой расизм.

Что-то я с отвычки растекся белочкой по древу, давайте будем закругляться. Не стоит подходить к “Стране Лавкрафта” как к очередному пастишу визионеру из Провиденса или если вы терпеть не можете чёрных героев и белых злодеев (единственный минус автору, на мой взгляд, что из этой простенькой дихотомии он даже не пытается выбраться). Её можно читать как высказывание о проблемах американского общества 50-ых, не утративших актуальности по сию пору. А можно и как обычную мистику, у Мэтта Раффа легкий, приятный слог, колоритные — простите за невольный каламбур! — и детально прописанные персонажи, мои любимые эмоциональные качельки, когда автор моментально переходит от своей фирменной иронии к драме. Ну и когда вы ещё что-то в жанре “диверсити в гостях у Ктулху” почитаете, пусть Ктулху тут и на минималках. Ни Ла Валля, ни Джейкобса, ни Говарда с его "Картером и Лавкрафтом" нам в переводе всё равно не видать. Такие дела.




Ранним воскресным утром в конце января Монтроуз стоял у сыновнего «кадиллака», курил, чтобы согреться, и смотрел, как из сумерек выплывает инопланетный пришелец.

Пришелец был вишнево-красный, ростом с ребенка, и на нем красовалась надпись: «Пейте „Кока-колу“ в бутылках!» Под знакомым слоганом было намалевано от руки: «Только для белых посетителей!»

Монтроуз знал, что для белых жителей южного Иллинойса чужак скорее он, а не Джим Кроу. Жаль, не с кем это обсудить. Особенно расстраивала невозможность сказать пару ласковых владельцу магазина-автозаправки Джону Перчу, на чьей территории и стоял автомат с «колой». Свет в домике не горел, а на колонке висела табличка: «Воскресенье – выходной».

По дороге шли два чернокожих мальчика в ярких зимних курточках – желтой и оранжевой. Им было лет по десять. Монтроуз и мальчик в желтом поприветствовали друг друга кивками, потом отец Аттикуса вновь стал настороженно наблюдать за автоматом, как будто это солдат-южанин в засаде.

Мальчишки, ничего не подозревая об опасности, подошли к автомату и начали собирать по карманам мелочь.

Монтроуз выкинул сигарету.

– Эй! Вы что удумали?! – крикнул он. – Не смейте совать туда деньги!


Статья написана 1 декабря 2018 г. 23:52

Машина времени дала сбой и отбросила нас на два года назад, в декабрь 2016 года. Шутка. На самом деле я нашёл почти дописанный черновик этой статьи в Гугл-документах и решил что пара лет для хорошей музыки — не срок. Кому про музыку не интересно и кто ждёт возвращение пана как рецензента — есть ещё такие? — сообщаю, в работе ажно четыре рецензии, три из которых на актуальные новинки сего года, а четвертая — на старинку. Старинка настолько же отлична, насколько и обойдена читательским вниманием даже здесь, на Фантлабе, а новинки неплохая, хорошая и тоже отличная.











Статья написана 15 июля 2018 г. 17:43

Добро пожаловать в Зеркальный лабиринт! Здесь будут собраны и размещены отзывы на рассказы из Синей группы. Держитесь правой стороны и не упускайте нить путеводного смысла.

Настоятельно рекомендую подписаться на комментарии.


Тексты скачать бесплатно и без регистрации

Общее количество отзывов: 230 (+19)

Обновлено: 26.07 в 10:07


Лабиринты:

Всем, кто слышит 15 отзывов (+1)

В чужих глазах иное отражение 15 отзывов (+1)

Вечность в глазах напротив 15 отзывов (+1)

Во всю стену 16 отзыва (+1)

Восхитительное самоубийство Коды из Квартала Маний! 12 отзыва

Дымящееся зеркало 10 отзыва

Жизнь в отражении звёзд 4 отзыва

Запах ваших грехов 12 отзыва

Как русская домохозяйка помогла NASA 11 отзыва

Наблюдение и наказание 14 отзыва (+1)

Поезд в степь 14 отзыва (+1)

Пожиратели

Синдром прыгуна 11 отзыва (+2)

Статистик 10 отзыва (+1)

Странная история микробиолога Васнецова 12 отзывов (+1)

Уходя, гасите свет 11 отзыва (+1)

Харчевня мертвецов 10 отзывов (+1)

Цветочная ведьма 11 отзыва (+3)

Чай из красных лепестков 10 отзыва (+1)

Шиза 10 отзыва (+2)

Общие впечатления о группе 7 отзыв (+1)





Тэги: ФЛР-15

Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 18  19  20




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 51

⇑ Наверх