Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «gleb_chichikov» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 43  44  45  46 [47]

Статья написана 27 апреля 2010 г. 19:33

Надеюсь, посетителям Фантлаба небезынтересно будет узнать, что такое общественная организация "Созвездие Аю-Даг" http://audag.org/ и какие мероприятия она проводит. Будучи директором Открытого Крымского фестиваля фантастики "Созвездие Аю-Даг" и исполнительным директором романного семинара под руководством Г.Л. Олди и А. Валентинова, что проводится в Партените, я не нашёл более удобного способа сделать это, чем опубликовать здесь полностью стенограмму моей презентации этих мероприятий на "Портале-2010". С одной стороны, как и положено в таких случаях, я не сказал всего, чего хотел и как хотел, с другой стороны — всё-таки живая речь...

Глеб Гусаков: Дорогие друзья! Я понимаю, что все вы пришли на творческую встречу с Олди и Валентиновым, но придется пока послушать меня. Презентация фестиваля фантастики «Созвездие Аю-Даг» и романного семинара под руководством Генри Лайона Олди и Андрея Валентинова. Кто не знает, фестиваль фантастики проводится уже четвертый раз в Партените, в Крыму, у подножия Медведь-Горы, в октябре месяце, в данном случае с четырнадцатого по cемнадцатое число, в четверг начинается, в воскресенье заканчивается. Собственно говоря, каждый конвент мы проводим под каким-либо девизом. Один раз мы проводили под девизом «Фантастика и Крым», то есть, возили народ на всякие экскурсии, помимо семинаров и мастер-классов, которые обычно проводятся на конвенте. В прошлом году – «Фантастика и Музыка», мы приглашали разного рода группы. «Зимовье Зверей» у нас было… нет, вру, «Зимовье Зверей» до этого было. Башаков был, «СП Бабай» из Питера, барды российские… Такое себе сочетание фантастики и бард-рока. В этот раз у нас концепция – «Фантастика и Театр». Но сначала я  расскажу  о наших официальных, то есть — творческих мероприятиях, потом – о развлекательных.

Значит, что у нас будет официально? Официально у нас всегда проводится пара мастер-классов для молодых начинающих авторов. Традиционно у нас ведёт мастер-класс в области фэнтези Дима Казаков, которого здесь, увы, нет, но — скоро объявим об этом на нашем сайте audag.org  — на этот раз тема будет, вероятно, вольная (обычно мы задаём более жёсткие темы), название — «Страна Фантазия», можно будет писать рассказы на любые сверхъестественные темы. А вот второй мастер-класс будет поинтереснее, чем прошлогодний. Андрей Балабуха,  довольно известный человек, он ведет в Питере литературную студию, собирается приехать и провести мастер-класс по традиционной фантастике. Позднее будет объявлено, какого рода рассказы надо ему присылать. Также хочет он и провести  дискуссию на горячо любимую Андреем Валентиновичем тему про попаданцев-засыланцев. Немножечко их погонять… Кроме того, мы всегда проводим конкурс под конвент, в этом году – НФ-очерк, то есть, фантастический рассказ, замаскированный под публицистику. То ли это интервью, то ли интернет-переписка, то ли донос одного ученого в НКВД на другого ученого. Всё что угодно может быть, главное – публицистическая форма рассказа. Довольно интересный эксперимент, рассказы поступают, все это проводится в виде конкурса: рассказы судятся параллельно самими участниками и членами жюри, среди которых будет много известных писателей-фантастов: Павел Амнуэль будет, Антон Первушин будет, будет ведущая литературной секции «Науки и жизни» Людмила Синицына, и все это будет разбираться на семинаре и будет опубликовано в сборнике. Если первый сборник издавало «Вече», то второй, не в последнюю очередь благодаря усилиям Генри Лайона Олди, их помощи, ну и нашим тоже, выйдет в ЭКСМО в мае месяце. Это – довольно солидная штука, и попасть в такой сборник, я думаю… Да, первый сборник можно купить на стенде «Реальности фантастики», он называется «Настоящая фантастика-2009». ЭКСМОшный будет, соответственно – тоже «Настоящая Фантастика», но две тысячи десять.

Кроме официальной, будет большая театральная часть. Здесь присутствует наш режиссер, у нас будет два спектакля. Один из них, «Искусство быть вместе», вы сможете посмотреть сегодня, а может быть, вместо него получится какая-нибудь премьера,  что-то совершенно новое. Второй – "Пусть будет так" — это сказки. Кроме того, мы пригласим питерскую группу «СП-Бабай», Голубчик и Новицкий. Голубчик – это на минуточку лучшая рок-скрипка России, а Новицкий – очень обаятельный человек, они делают музыкальные моноспектакли, очень рекомендую послушать… Арита, я что-то не то сказал?

Арита: Да нет, ты сказал, что Голубчик – рок-скрипка, а Новицкий просто обаятельный…

(смех в зале)

Глеб: Новицкий на гитаре играет… Но он таки очень обаятельный! Невероятно обаятельный, от него энергетика прёт чудовищная, так что я тут совершенно прав. Ну и, естественно, «квартирники» в номерах санатория никто не отменял…  Кроме того, приедет Сережа Битюцкий  – это легендарный ростовский КЛФ «Притяжение», он бард, он поэт. У него есть цикл «Евангелие от Зверя». Последняя часть, «Орфей», поставлена и довольно известна, а он, наверное, сыграет нам три первых части, они короткие.

Кроме того, у нас запланированы доклады. Елена Первушина расскажет о сексуальных обычаях инопланетян в киноискусстве… (смех в зале)  Приедет Даниэль Клугер из Израиля, расскажет о советском и не только фантастическом детективе, Олег Ладыженский расскажет про сценичность произведения – как «оживить» персонажа. Очень интересно рассказать об этом не на языке литературоведения, а на языке театра. Олег это делать умеет. Такая программа. Банкет, дискотека, фейерверк. Надеюсь, что Дима Громов снова сделает олдёвую дискотеку! (Дмитрий Громов согласно кивает) Это было прекрасно, когда Дима в бандане, с сигарой  и в тёмных очках, и народ спрашивает: «Кто это? Кто таков, извините, этот за пультом? Нам Громова обещали!» (смех в зале) Пришлось Диме представляться: «Да, ребята, да, это я, Дмитрий Громов. Кто не верит – можете подойти, очки снять…»

Фестиваль проходит на берегу моря, море в октябре теплое, можно купаться, загорать, что народ и делает… Ах, да! Поэтический вечер будет, там великолепный парк с ночной подсветкой, есть там такая Белая Беседка, где мы проводим поэтический вечер, приезжает к нам Поэтическое Сообщество Инфоромантиков (к которому я тоже нынче принадлежу, да), читают стихи, потом все желающие тоже, на гитарах играют. При этом всё будет определённым образом срежиссированно. Вот театр-студия «Deep» и будет заниматься режиссурой, чтобы было всё было красиво, весело и приятно. Премии и всё такое прочее, само собой,  тоже будут… Ой. Забыл. Объявляю! У нас традиционно проводятся фотовыставки . В этом году будет  фотовыставка «Коты и их писатели», уважаемые писатели, присылайте котов ваших… э… вместе с вами!  Всё будет красиво и замечательно развешано. Борис Стругацкий с последней версией Каляма уже есть. Так что – самый главный кот со своим писателем — присутствует.

Вопрос из зала: Номер версии указан? Ну там СВ дробь восемнадцать ноль один…

Глеб Гусаков: Последняя версия Каляма? Ну, вы же знаете, все коты и даже кошки у него – Калямы. Премии? Про премии не буду рассказывать, всё есть на сайте.

Семинар, который в мае, уже у нас на носу – более серьезное, рабочее мероприятие. Это разбор романов молодых авторов, которые осуществляют наши уважаемые мастера: Генри Лайон Олди – одна группа, вторая группа – Андрей Валентинович Валентинов. Присылаются загодя  романы или большие повести. Кстати, в этом году мы ввели ограничение – от восьми до восемнадцати, но написали такую фразочку, что если роман покажется нам особо гениальным, то можем сделать и исключение… Зря написали. Приходит роман полковника СБУ, не просто полковника, а начальника СЭС СБУ, который был в Афганистане, на Чернобыле… Я открываю роман – 32 авторских…

Вопрос из зала: Графомань?

Глеб Гусаков: Графомань полная, кроме эпизодов, где описывается Афганистан. Всё-таки человек был и видел, читать можно. Все остальное – псевдофилософия, инопланетяне, банальщина лютая. Тем не менее, было прислано 55 текстов разного калибра, из них большинство – вомперятина, эльфиятина и славянская фэнтези. Нам удалось выбрать 14 более-менее достойных.

Светлана Позднякова: Зато приходит повесть на шесть листов…

Глеб Гусаков: Зато приходит повесть на шесть листов… в последний день подачи рукописей, аккурат тридцать первого декабря. Называется повесть «Марсианин», и я понимаю, что эту повесть надо брать, хотя автор не успел ее вычистить, падежов не склоняется, запятые пропущены, но повесть достойная.

Это – второй наш семинар. По результатам первого семинара у нас двух человек опубликовало ЭКСМО, рассказик вышел в «Полдне», я думаю, в этом году публикаций будет больше, потому что я теперь тоже издатель и, думаю, буду издавать. В Партенит еще не поздно записаться вольнослушателем, приезжают ведь не только участники. Вольнослушатель получает тексты для ознакомления. Он может, конечно, не читать, но лучше читать, а то слушать разбор незнакомых текстов не слишком интересно. Платится небольшой взнос. Информация есть на нашем сайте. В принципе, я закончил. Если есть вопросы, готов ответить. Вопросов нет?.. Передаю слово уважаемым Генри Лайону Олди и Андрею Валентинову.


Статья написана 27 апреля 2010 г. 12:51

Не знаю, насколько хорошо аудитория фантлаба в целом представляет себе, что такое конвент фантастики. Кто-то, очевидно, посещает, кто-то слышал, но не посещает, кто-то не посещает и не слышал. Надеюсь, статья окажется интересна всем — но каждому по-своему.

Впервые на  "Портал" я приехал на первый (сори за тавтологию) "Портал" — в 2004 году. И это, невзирая на некоторые неизбежные организационные накладки, был полноценный конвент. Затем воспоследовало "оранжевое безумие", в коем непосредственное участие принял и оргкомитет, и отголоски коего слышны даже теперь (см., например рецензию  М. Назаренко http://fantlab.ru/blogarticle7920 на нашу "Операцию "Вирус""  http://skomm.ru/virus/  и я проявился там лишь в прошлом году — только на один день, на пару с Предсидатилем (в ЖЖ predsidatil) делать презентацию нашего очередного "Созвездия Аю-Даг" http://audag.org/

И был неприятно поражён произошедшим переменам.

Расселение отсутствует. Селитесь в гостиницах Киева (а их много), питайтесь в кафе-ресторанах Киева (а их тоже много), причём в любое удобное для вас время, никак не согласованное с графиком мероприятий. Но были Быков, был Лео Каганов, Олди, Валентинов, Дяченки (обое)... кое-кто был и кое-что было. Хотя можно уже было сказать, что конвент представляет собой расширенное заседание Киевского КЛФ.

В этом году ситуация усугубилась.

Мы с Предсидатилем приехали прямо из Москвы — на день раньше. Помимо личных вещей я на себе волок 60 (прописью — шестьдесят) книг "Снежного Кома М" http://community.livejournal.com/snezhnycom  и, хотя Оргкомитету сиё было известно, встретить никто не додумался. Ничего, нанял носильщика (после десяти дней в Москве — райские цены), заказал такси, добрались, поселились.

А надо сказать, что иногородних селили на турбазе "Пролисок" — за городской чертой, в то время, как все мероприятия конвента проводились в центре города, на базе книжной ярмарки "Мэдвин". Всех... кроме Г.Л. Олди и А. Валентинова, которых разместили где-то на частной квартире, так что ночное общение с мэтрами, чем так ценны конвенты, отменилось само собой. Надо ли говорить, что никакого транспорта для иногородних предоставлено не было, хотя хватило бы одного микроавтобуса?

День первый. Открытие конвента как-то незаметно растворилось в открытии книжной ярмарки "Мэдвин". Из "наших" дали слово Сергею Дяченко, и он успел сказать какие-то правильные слова. Положил "Операцию "Вирус"", "Время Бармаглота" http://skomm.ru/barmaglot/ и сборник "Настояшая Фантастика-2009" http://audag.org/wp-content/uploads/2009/08/cover_t... на стенд РФ.

На мою презентацию Снежкома народу явилось мало — человек двадцать. Поэтому я намерен восполнить этот пробел и выложить здесь стенограмму моего выступления — в одной из следующих статей. Думаю, общественности Фантлаба это будет интересно.

Затем был доклад Petro Gulak о рецензии на фантастическое произведение, и Михаил вроде бы начал говорить интересные вещи, но тут Предсидатиль возопила: "Есть хочу" (к вопросу о режиме питания на конвенте) — и пришлось подчиниться воле женщины. :-)

Так и проходил конвент — в рваном режиме. Ведь ещё нужно было погулять по "Мэдвину". Киевские издатели и типографы при волшебных словах "ма-асковское издательство" хватались за визитки и давали мобильные. А что. Не печатать ли часть снежкомовского тиража прямо на Украине? Мысль, и я её думаю.

Но гвоздём конвента было несомненно выступление главреда "Нового Мира" Андрея Витальевича Василевского.

К слову сказать, по человеку было видно, что он совершенно не понимает, "а шо я здесь делаю?.." А мне, сооответственно — что он делает в жюри "фантастической" премии.  Дважды я подкатывался к нему с нашей серией "Нереальная Проза" http://skomm.ru/avtoram/, мол, тексты, достойные если не публикации в НМ, то хотя бы критики,  и дважды видел оловянный блеск непонимания в очах. В конце-концов, плюнул и после фуршета с дискотекой (который отчего-то носил выспренное название "Булгаковский бал") подарил ему "Время Бармаглота". А вдруг... Хотя, не верю.

Так вот, что сказал Андрей Василевский.

Не существует никакого реализма. Это миф. Не бывает отображения жизни, такой-как-она-есть. Всё — фантастика. Но, сказал, он, тут я прибегну для наглядности к сценической аллегории. Если писатель-фантаст — это честный фокусник, престидижитатор, трюкач, который выходит на сцену и говорит: почтеннейшая публика, сейчас я вам буду показывать фокусы! И не скрывает этого. То настоящий Писатель — такой, как Куприн, Чехов, Бунин, Пастернак — это уже МАГ. Своей магией он заставляет читателя поверить, что описываемое им — это и есть жизнь. А посему, сказал А.В., меня очень огорчает, что современные талантливые Писатели используют у себя в текстах фантастический элемент. Ибо это — от недостатка магии. Сиречь, таланта. Это костыли, фокусы, трюки, которых следует избегать...

Так что, понятно вам, господа Акунины, Быковы, Славниковы, Крусановы, а также — многочисленные поборники Высокой Литературы в фантастике? Или становитесь честными фокусниками — и переходите в жанр, или нечего засорять свои тексты фантастическим элементом. Это говорю вам не я, Г. Гусаков, а главред "Нового Мира" А.В. Василевский.

С премиями мне тоже всё было понятно. Ясно было, что получит "Малая Глуша". Но не потому, почему писал Ройфе. Я уверен, что голосование было честным, анонимным и без всяких предварительных договорённостей. Просто...

Просто есть такая штука — психология. Не в смысле науки, а  в смысле свойства человека. И есть такая штука, как местечковость. Ну и ладно. Говорят, хороший текст. Рад за своего дебютанта по издательству "Сталкер" (Донецк), не путать с проектом "Сталкер". В смысле, что Мария Галина (не путать с Максимом Голицыным) дебютировала как писатель у нас со Светой Бондаренко. А за своими дебютантами я всегда пристально слежу и радуюсь их успехам.

Вторым гвоздём конвента был спектакль театра-студии "DEEP" из Луганска "Искусство быть вместе" по рассказам писателей-фантастов. Это действительно гвоздь, уже без иронии. Одной из причин моего появления на конвенте и были переговоры с Сашей "Оркристом", режиссёром. Но об этом тоже в последующих статьях.

Фуршет-дискотека "Булгаковский бал" оказался полезен лишь в одном — удалось нормально пообщаться, наконец, с Генри Лайоном Олди.

Итого: конвент умирает. Что не может радовать. Не так много их у нас на Украине. По этому поводу я имел два серьёзных разговора с представителями Оргкомитета. Главное — надо полностью менять формат и "отвязываться" от привязки (снова сори за тавталогию) к книжной ярмарке.

Ибо воистину.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 43  44  45  46 [47]




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 76