Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Кел-кор» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 31 августа 2022 г. 13:00

В этот последний день лета будем наслаждаться поэзией — в основном Роберта Ирвина Говарда, но и другие авторы тоже заглянут! А то переводов уже немало накопилось, надо бы их и презентовать читателям этой авторской колонки.

Вот и начнём...







Тэги: поэзия
Статья написана 19 июля 2022 г. 23:11

Данное объёмное эссе говардоведа-исследователя Моргана Холмса было размещено на сайте REHupa, который сейчас недоступен и может быть найден лишь в архивах Интернета. Всем, кто захочет обратиться к оригиналу, придётся воспользоваться шайтан-машиной Web Archive и просматривать заархивированные страницы сайта. На этой странице, например, можно найти первую часть эссе. Таким же образом, вставляя нужные ссылки в поисковую строку, можно найти искомое, пользуясь веб-архивом. Список всех шестнадцати частей эссе расположен здесь.

Л. Спрэг де Камп

(27 ноября 1907 — 6 ноября 2000)




Морган Холмс

Споры о де Кампе


— 1 -


В одной из дискуссионных групп в течение недели или около того разгорался старый многолетний спор о Л. Спрэге де Кампе. С обеих сторон есть приверженцы спора о роли Л. Спрэга де Кампа в говардовской тематике. Я решил продолжить серию статей о Л. Спрэге де Кампе. Сразу скажу, что я — «парень Гленна Лорда». На мой взгляд, Гленн — честный, откровенный, стойкий человек.

В любом случае, я собираю рецензии на Роберта И. Говарда, особенно в журналах научной фантастики. У меня есть все рецензии на Роберта И. Говарда с 1951 по 1968 годы. Эти рецензии очень многое говорят о человеке, написавшем их, а иногда и очень глупы. Самое первое, что написал Л. Спрэг де Камп о Роберте И. Говарде, — это рецензия на 'Conan the Conqueror' («Конан-завоеватель») издательства 'Gnome Press' для апрельского номера журнала 'Astounding Science Fiction' за 1951 год. Имейте в виду, что тогда карьера в 'Astounding' де Кампа была практически завершена. Рецензия де Кампа на книгу 'Gnome Press' — это типичная смесь порицания и наставления. Он говорит: «Говард был почти очень хорошим писателем, который мог бы преодолеть некоторые ограничивающие причуды, если бы не покончил с собой в раннем возрасте... Его главным недостатком была склонность небрежно собирать свой воображаемый мир воедино, так что недостаточное мастерство становится очевидным».




Статья написана 11 июня 2022 г. 20:26

Вот и снова памятный день... Восемьдесят шестая годовщина со дня смерти Роберта И. Говарда. Это, конечно, повод представить читателям колонки какой-нибудь материал.

В этот раз я решил презентовать не чужие мысли, а свои собственные. Так что прошу любить и жаловать — моё небольшое эссе-размышление...

Винсент Д'Онофрио в роли Роберта И. Говарда

(кадр из худ. фильма «Весь огромный мир»)

Роберт И. Говард и Миры Жизни

Вселенную Роберта Ирвина Говарда я открыл для себя на стыке веков и тысячелетий — где-то в 2000–2001 годах. Даже, вероятно, ещё чуть раньше, в 1999 году, если иметь в виду тексты его так называемых «продолжателей» отечественного разлива... или посола... да без разницы, собственно. Случилось так, как случилось, но суть, полагаю, я уловил на инстинктивном уровне сразу же, тем более что тянулся к ней уже давно — через посредство разных «Удивительных странствий Геракла», «Зен — королев воинов» и «Приключений Синдбада», которые в те времена цвели пышным цветом на телевидении и которые я смотрел взахлёб.

Вот что существенно: мне нравились эти Миры Жизни.

И вселенная Говарда стала лучшей наградой для меня. Это квинтэссенция всего того, что можно было найти в других Мирах Жизни. Потому что сам Говард, к каким бы суицидальным настроениям порой ни приводили его лабиринты умозаключений, всегда тем не менее на стороне Жизни. Он чувствует её, он полон ею, он охотно делится ею на страницах своих книг! Понятное дело, что все герои техасца — это сама дерзкая Жизнь. Они готовы взять Смерть за горло и давить её голыми руками, без оружия. Но даже в рассказах жанра ужасов, где, казалось бы, должны быть сплошной мрак и безнадёжность, у Говарда всё несколько не так, как у его предшественников или современников. Его «танец смерти» не окончательный и бесповоротный — он зачастую прерывается вторжением стального клинка или пули, самоотверженностью смелого человека.

В общем, вселенная Роберта И. Говарда заполнена Жизнью. Но нельзя забывать и о противоположной силе — Смерти. Она тоже, несомненно, присутствует. И если внимательно рассмотреть, на чём зиждется в мирах, созданных фантазией Мастера, одно и другое, то станет ясно, что первое рождается из варварства, а второе порождено цивилизацией. Ничего нового — это философия Роберта И. Говарда, к которой он шёл с детских лет.

Варварское начало питает Жизнь, бурлящую, пенящуюся, всё сметающую на своём пути. Персонажи Мастера идут своими дорогами, невзирая на зло и тьму, и вокруг них всегда что-то происходит. Даже если тот или иной герой оказывается в пустыне, или в горах, или ещё где-нибудь в отдалённом месте мира совершенно один, то это не вызывает ощущения, так сказать, «пустынности». И сам персонаж деятелен, и Жизнь концентрируется вокруг него, так что мы видим это. Каждым словом, каждой строчкой автор ясно даёт нам в этом убедиться.

А вот цивилизация даёт противоположный эффект: ведёт к упадку, разрухе и полной катастрофе. Попросту говоря, к Смерти. Она высасывает все соки из окружающего мира. Во вселенной Говарда она не распространена повсеместно, встречаются только её островки, но там, где они есть, уже царит Смерть или, по меньшей мере, всё с меньшей энергией пылает огонь Жизни. Герои Мастера именно туда направляют свои стопы, и чаще всего варварство — побеждает.

Когда мы говорим о вселенной Говарда, в первую очередь вспоминается всем известный киммериец, во вторую очередь — ещё три популярных персонажа: атлант, пикт и англичанин, а уже дальше — варвары других мастей. Но можно речь вести даже не только о варварах. Возьмите, по большому счёту, любого из героев Мастера, и он тоже впишется в «варварство», даже если будет ходить в цивильном костюме и жить в начале XX века, когда даже об эпохе американского фронтира, казалось бы, уже все позабыли. Варвар — это вовсе не полуголый дикарь, обёрнутый в набедренную повязку (подбитую мехом, ага), так же, как и цивилизация во вселенной Говарда не есть города и храмы с башнями. Эти понятия в его текстах гораздо шире и глубже, чем можно было бы решить на первый взгляд.

Творчество Говарда прямо-таки пропитано энергией Жизни. Наверное, поэтому в период упадка сил читать его особенно приятно. Поднимает настроение, укрепляет дух и даёт понять, что Жизнь — это прекрасно.

Вот за это я его и люблю!


Дополнение первое

В отличие от Роберта Ирвина Говарда, у его соратника Кларка Эштона Смита в творчестве процветают (или лучше сказать, «увядают») Миры Смерти. Сплошной декаданс и данс макабр... И если в его текстах обнаруживается Жизнь, то она как раз кучкуется такими вот островками среди безбрежного океана Смерти.

Со Смитом, помнится, я познакомился где-то в 2004 году, примерно в то же время, что и в третьим «мушкетёром». Вот его ещё упомяну тоже: Говард Филлипс Лавкрафт, по-моему, стоит на нейтральных позициях между Говардом и Смитом, потому что в его творчестве мне видится некий баланс между Миром Жизни (обычной явью людей) и Миром Смерти (запредельными пространствами Великих Древних).


Дополнение второе

Всякие-разные продолжатели-последователи Говарда разной степени тяжести, конечно, не смогли сохранить его идеи в том виде, как представлял их Мастер. Поэтому оригинальные произведения техасского писателя всегда ярче, живее, полнее, чем любые их адаптации, а также другие работы, созданные по мотивам творчества Говарда. Всё дело в том, что пламя Жизни в текстах Мастера всё так же неугасимо — сколько бы лет ни прошло с тех времён, когда они были написаны...


Статья написана 15 мая 2022 г. 17:52

Когда-то на сайте On An Underwood № 5 исследователь Дэвид Писк начал выкладывать конспект дискуссии о варварстве и цивилизации, разгоревшейся в переписке между Робертом И. Говардом и Г. Ф. Лавкрафтом. Пожалуй, это та часть их общего эпистолярного наследия, которая больше всего на слуху и которая недостаточно проанализирована и изучена. Впрочем, объёмы материалов таковы, что кажется неудивительным, почему мало кто из исследователей пытался провести серьёзный анализ темы.

Дэвид Писк создал восемь частей исследования, дойдя в своём конспекте до сотого письма в переписке Говарда и Лавкрафта. Это неполный анализ, потому что всего писем (считая вместе с утерянными) сто двадцать девять. Как упомянул в комментарии к последней части исследования Дэвида Писка исследователь Тодд Б. Вик, «ГФЛ (Лавкрафт) и РИГ (Говард) продолжили свою переписку и, по сути, зашли в тупик в своих дебатах. Но дискуссия продолжалась ещё несколько месяцев».

Я сохранил оригинальное разделение конспекта на части, однако удалил вводные части. Так как автор писал каждый новый отрывок как отдельное произведение, то вводил читателя в контекст — здесь же, полагаю, нет смысла этого делать.

Дэвид Писк упоминает Лавкрафта и Говарда так, как это делают исследователи, фанаты и даже простые читатели во всём англоязычном мире: HPL и REH. Я, следуя оригиналу (а также чтобы облегчить самому себе работу), ввёл русскоязычные эквиваленты: ГФЛ и РИГ.




Статья написана 24 марта 2022 г. 18:23

Внимание!

Это восьмая публикация из цикла статей о манге «Тёмные материалы Кёко Карасумы» / 『烏丸響子の事件簿』.

Предыдущие части вы можете прочитать, пройдя по ссылкам:

1. «Последняя из Карасум»;

2. «Тёмные материалы Кёко Карасумы: досье»;

3. «ХроноКарасума»;

4. «Тёмные материалы Кёко Карасумы: история»;

5. «КёкоПериодика»;

6. «Тёмные материалы Кёко Карасумы: вояж»;

7. «Корреспонденция для Кёко».




Пять лет назад случилось то, чего не ожидал и даже в самых удивительных своих предсказаниях не смог спрогнозировать никто. 24 марта 2017 года я открыл для себя первый том манги, посвящённой Кёко Карасуме. Ну и всё... Точка.

Хотя нет, не точка, конечно, — а многоточие... Потому что на самом деле первый том меня не особенно увлёк (я тогда только начинал, так сказать, входить в мир манги, «Тёмные материалы...» были для меня одной из первых многотомных серий — я их вообще взял «в нагрузку» к другой, так как рисунок «зацепил»). А читал я томики по одному в день, и следующий, второй, уже дал понять, что по первому эту серию уж точно судить не следует. В общем, когда 31 марта 2017 года я перевернул последнюю страницу восьмой книги, мне хотелось рыдать, оттого что на русском нет продолжения истории. Пришлось решать эту проблему и узнавать, что же в итоге случилось с Кёкой Карасумой, на другом языке. Вот с тех пор «Тёмные материалы...» — моя любимая графическая история.

Завсегдатаям уже всё давно известно, но если вы на нашем «канале» впервые, то вот краткий экскурс по предыдущим статьям, посвящённым обсуждаемой манге: начало всего — крупный обзор; продолжение всего с досье на главных действующих лиц; затем — хронология событий; четвёртый материал повествует об истории создания «Тёмных материалов...»; пятый — о публикации глав в журналах; шестой — об издании «Кёко Карасумы» в разных странах; ну, а седьмая статья посвящена письмам читателей, направленным в манга-журналы, где публиковались «Тёмные материалы...»

Что же теперь будет в фокусе внимания? В заголовке упоминаются некие «хвосты»... Это просто всё, что я успел собрать, надумать, осмыслить за последнее время по поводу «Кёко Карасумы» — скопом. Постараюсь выложить информацию структурированно, чтобы не получился «винегрет».




Сразу предупрежу всех, кто ещё ничего не знает о манге, не знаком с сюжетом и главными действующими лицами: всё, что написано ниже, полно спойлеров (причём никак специально не обозначенных), так что будьте внимательны и осторожны!

Иллюстрация Андрея Ильиных.







  Подписка

Количество подписчиков: 155

⇑ Наверх