автор |
сообщение |
Другие окололитературные темы > Фантастика с "альтернативной" моралью > к сообщению |
aaa111952
магистр |
Отправлено 13 марта 2014 г. 16:22 |
В фантастике, как и в любой другой литературе, традиционно относимой к развлекательному направлению, очень много шаблонов и стереотипов. Это касается и общего мировоззрения/морали, которое авторы транслируют устами главных героев или в виде отступлений от сюжета. В большинстве фантастических книг этим вопросам не уделяется особого внимания, основной упор делается на развитии сюжета. Там же, где есть определенное раскрытие мировоззрения (в т.ч. фантастика с социальным уклоном), все как правило достаточно банально: нечто традиционно-патриархально-архаическое или (в последнее время) либерально-гуманистически-демократическое или что-то столь же тривиальное. Знает ли кто-нибудь авторов, системно и последовательно продвигающих нестандартное (по меркам прошлого или нынешнего общества) мировоззрение/мораль в фантастическом антураже? Причем продвигающих именно в позитивном ключе (антиутопии вроде "1984", а также книги, написанные от лица явных маньяков вроде Ганнибала Лектера не предлагать :) Примеры: 1) "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли (элементы антиутопии присутствуют, но в целом довольно интересная и устойчивая общественная система). 2) Книги Юрия Нестеренко ("Приговор", "Крылья" и др.) 3) Рассказы Максима Шапиро ("Миррский цикл" и др.) (к сожалению, на фантлабе он пока не представлен, вот ссылка на его страничку в Самиздате http://samlib.ru/s/shapiro_m_a/ | |
автор |
сообщение |
Другие окололитературные темы > Современный русский хоррор > к сообщению |
aaa111952
магистр |
Отправлено 9 июля 2013 г. 17:21 |
цитата Heckel Это есть Правда, не я один это делаю, но за себя могу сказать, что мне такой взгляд больше нравится, чем коммерческие рамки или общепринятые представления о жанре в России(один Ктулху знает, что под этим подразумевается).
Конечно, трудно классифицировать "хоррор" как жанр однозначно. С моей точки зрения "хоррор" это синоним "литература ужаса" — т.е. главная цель автора должна быть привести читателя в состояние ужаса (в большей или меньшей степени). Книга может вызывать вполне конструктивный/рациональный страх — например антиутопии могут вызвать страх перед определенной моделью будущего, имеющей предпосылки в настоящем, а описание гнусного человеческого поведения может вызвать страх увидеть нечто подобное от близких или от себя самого. Но не всякий страх является ужасом. Ужас — это столкновение с чем-то иррациональным (маньяк), сверхъестественным (ожившие мертвецы) или даже трансцендентным (Ктулху ), либо с какой-то неодолимой природной силой (крысы-мутанты). Этому невозможно или почти невозможно противостоять обычными человеческими методами, поэтому можно только замереть (дрожжать, оцепенеть) и надеяться что он/она/оно не обратит на тебя внимание. Т.е. если основная цель книги — предупредить, предостеречь, изобличить, то это не хоррор. Главная цель хоррора должна быть — привести читателя в состояние ужаса. Конечно, в силу низкого качества значительной части коммерческой литературы, эта цель зачастую не достигается — основным чувством читателя может быть скука, раздражение или желание посмеяться над придурками-персонажами. Тогда принадлежность к хоррору получается чисто формальной, по наличию стандартных атрибутов (кровь, мясо, зомби и вампиры). С другой стороны, среди более серьезной литературы часто встречается смешение жанров — хоррор может переплетаться с мистикой, научной фантастикой, магическим реализмом, социальной драмой и даже с мелодрамой. Тогда вопрос классификации произведения может быть достаточно субъективен. Что же касается "особенностей национального хоррора" , то здесь я думаю важен не столько стиль, сколько архетипы (коллективное бессознательное) той или иной нации, фобии, закрепившиеся на генетическом уровне. Типа "что русскому в кайф, то немцу смерть" и наоборот Однако, во-первых, есть множество глобальных архетипов (всякие зловещие мертвецы и т.п.), сформировавшихся еще в доисторические времена, и они у всех примерно одинаковы. Поэтому для нас будет страшен и украинский Вий и татарский убыр и японские призраки из "Звонка" и "Проклятия". Во-вторых, в результате долгого правления коммунистов развитие русского самобытного хоррора было, увы, надолго заторможено. А сейчас в силу глобализации, отсутствия железного занавеса и цензуры и доступности любого контента в Интернет, создание у нас какого-то достаточно специфично-национального направления вряд ли возможно. Хотелось бы только побольше качественной читабельной литературы (в том числе и коммерческой) Впрочем все вышесказанное — сугубо мое ИМХО
цитата Heckel Ваши возражения мне понравились, приму к сведению.
Спасибо вам за содержательную дискуссию, ваши мнения интересны, а докапываться до сути — это всегда увлекательно | |
автор |
сообщение |
Другие окололитературные темы > Современный русский хоррор > к сообщению |
aaa111952
магистр |
Отправлено 8 июля 2013 г. 16:33 |
цитата Heckel Так вот, как мне кажется, отличительной особенностью "русского" хоррора является то, что автор рассказывая увлекательную историю и пугая, т.е. затягивая читателя в эмоционально поле страха, уводит мысль в область трансцендентного, конечного и предельного, и там, читательские разум и послемыслие, лишённые поддержки имманентного и рационального опыта, накрывает волна сверхъестественного ужаса, о котором писали и Лавкрафт, и Блэквуд, и Мейчен, и Грабинский, и многие другие.
А много ли примеров русского хоррора, написанного именно в таком ключе, вы можете привести? По-моему это все проистекает как раз из западной классической литературы (Эдгар По, Артур Мэйчен и др.). Лавкрафт — это вообще квинтэссенция трансцендентного ужаса. Потом это направление неплохо прослеживается и у Стивена Кинга и у Клайва Баркера и наверное у многих других.
цитата Heckel Второе соображение заключается в том, что внешний факт физического насилия и физических проявлений зла не является главным и доминирующим для "русского" хоррора. Главным являются духовное насилие и убийство, трансформации разума и психики персонажей, источники, носители этого зла и механизмы воздействия. ...таков "Живущий" Анны Старобинец
Ну так можно всякую утопию/антиутопию к хоррору причислить. Тогда "О дивный новый мир" Хаксли — это тоже хоррор, а про "1984" — даже страшно подумать И опять же непонятно почему это отличительная черта именно русской литературы. Конечно "Мы" Замятина — достойная вещь, но англичане писали об этом не меньше и не хуже (а можно еще и "Остров доктора Моро" вспомнить ). А у той же Старобинец "Убежище 3/9" явно ближе к хоррору (хотя я бы тоже этот роман к хоррору не отнес). Я думаю, что естль литература чисто коммерческая ("чтиво в мягких обложках"), и там независимо от национальности автора и читателей будет много экшена, крови и насилия (и возможно ничего больше). А есть литература более серьезная, где опять же независимо от национальных атрибутов, может быть хороший уровень саспенса, описание механизма психологических извращений, размывание границ реальности и трансцендентные кошмары и все что угодно.
цитата Heckel "Бездна" Андреева — это настоящий русский хоррор, а "Семья вурдалаков" Толстого — калька с западной литературы ужасов развлекательного толка.
Как то уж очень широко вы трактуете понятие "хоррор". "Бездна" — талантливо нарисованный психологический этюд, раскрытие нелицеприятной грани человеческой натуры, но разве это литература ужасов? Так можно посчитать хоррором любую хорошо описанную историю грехопадения (трусость, подлость, предательство и др.). А вот "Семья вурдалака" — это вполне классический "ужастик" в стиле экшен, хотя конечно и без глубокого психологизма. Прочел его еще в школе с большим удовольствием | |
автор |
сообщение |
Другие окололитературные темы > Современный русский хоррор > к сообщению |
aaa111952
магистр |
Отправлено 1 июля 2013 г. 01:37 |
цитата Heckel А мне больше нравился "Туман". "Жёлтый")) Колдунья-великанша и трансформер Тилли-Вилли
Согласен, тоже пафосная книга
цитата Кел-кор не говоря уже о повести «Что-то в дожде»
Прочел, действительно, очень атмосферная вещь. Интересная вариация Гаммельнского крысолова. Соглашусь, что лучше "Бабая", хотя и совсем уж недетская... | |
автор |
сообщение |
Другие окололитературные темы > Современный русский хоррор > к сообщению |
aaa111952
магистр |
Отправлено 7 июня 2013 г. 10:55 |
цитата Heckel Да не за что.:) С моей стороны, конечно, недопонимание вышло (Веркина я не читал) и привычно трактовал "детские ужасы", как книги в жанре ужасов о детях, но не для детей, разумеется. Отсюда — Шолохов:)
Да, я подразумевал именно книги для детей. Веркин как раз пишет в таком стиле, а другие подобные авторы мне не попадались. Хотя помнится в детском саду одной из моих любимых книг была "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" — советский детский ужастик про армию злобных големов. "Франкенштейн" почти что
цитата Alex Fear Ну, не знаю насчёт того, детский ли это роман. Скорее всего, детям читать его будет тяжело. А насчёт "читабельности"... Если уж этот роман вы называете читабельным, то мне становится страшно за отечественного производителя.
Прочитал "Бабая" — по-моему вполне читабельный роман :) Не совсем чтобы для детей, но вменяемому тинэйджеру может понравиться :) | |
автор |
сообщение |
Другие окололитературные темы > Современный русский хоррор > к сообщению |
aaa111952
магистр |
Отправлено 19 мая 2013 г. 23:58 |
цитата Heckel Попадался. Борис Левандовский, "Бабай", "Что-то в дожде". "Убыра" хвалят, Наиля Измайлова (сам не читал ещё, но отзывы приличные). "Взгляд висельника" Шолохова.
"Взгляд висельника" читал, мне как-то не очень, под брэндом Варго выходили книги и получше. Да и недетское это чтиво, хотя и про подростков. Про "Убыра" тоже что-то слышал, типа он по мотивам татарских народных сказок Надо будет ознакомиться. А за напоминание о Левандовском спасибо. Я читал его "Шумен" — весьма достойно, почитаю другие вещи. | |
автор |
сообщение |
Другие окололитературные темы > Современный русский хоррор > к сообщению |
aaa111952
магистр |
Отправлено 13 мая 2013 г. 01:31 |
Я читал не так уж много российского хоррора. Пожалуй лучшее что могу вспомнить — Анна Старобинец "Переходный возраст" (хотя в литературном отношении ее "Убежище 3/9" сильнее, но это не хоррор, а мрачный сюрреализм). Еще очень понравился Иван Сербин "Собачий рай". Также можно отметить некоторые книги Варго (несмотря на все огрехи и плагиаты!) — "Дикий пляж", "Дом в овраге" и др.
Кстати, хочу спросить: попадался ли кому-нибудь читабельный "детский хоррор"? Достойный пример — Эдуард Веркин ("Пятно кровавой луны", "Чудовище с улицы Розы", "Вендиго, демон леса"). | |