Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Evil Writer» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 [13] 14  15  16  17  18  19

Статья написана 4 июля 2016 г. 14:37
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Иэн Макьюэн "Цементный сад"

Мое первое знакомство с Макьюэном состоялось по сборнику «Меж сбитых простыней». Лучше сказать – неудачное знакомство. Помявшись немного на месте, подумывая продолжить знакомство со второго раза, я снова пошел на попятную со вторым сборником «Первая любовь, последнее помазание». Наверное, стоило во второй раз начать с романа, но что-то меня остановило. Вторая попытка получилась намного лучше первой. В книге все также присутствовало все то, что не понравилось мне в первой, но в тоже время нашлись и весьма-весьма интересные истории. Плюс, ранее пропущенный особенный макьюэновский психологизм.

К роману «Цементный сад», я все же подходил с предубеждением, наученный горьким опытом первых двух сборников. И не зря. Но, несмотря, на все эти изуверские попытки, выстроить такой странный, безумный, с шокирующим концом роман – книга приглянулась. Тем более, будучи прочитанной за три часа. Сильнейшая часть романа – психологические экзерсисы, слабейшая – она же сама. Почему? Думается, раскрыть ответ на этот вопрос, стоит, рассказав немного о самом сюжете.

Итак, перед нами счастливейшее семейство: отец, мать и четверо детей: старшая Джули, потом главный герой Джек, Сью и самый младший Том. Завязка романа заключается в покупке пятнадцати мешкой цемента главой семейства. Дальше его скоропостижная смерть и медленная кончина матери детей. Все это происходит на медленном огне. Дети в романе – настоящие фрики и безумцы. Каждый из них с кучей тараканов в голове и нездоровой психикой. В довесок, весь роман пропитан атмосферой полуэротики, пронизывающий роман от начала и до конца, где завеса откровенно снимается, превращаясь из полуэротики едва ли не в порнографию. Финал в романе болезненный, противный, и даже, очень жуткий. Одного у него не отнимешь: атмосферы и психологии, содержание имеет шанс вызвать у читателя, позывы рвоты и отвращения. Весь роман довольно напряженный с откровенными поворотами и шокирующим сюжетом, зацепит любителей триллеров. Темы, поднятые Макьюэном, откровенно шокируют, и отнестись к ним адекватно – невозможно! Рассуждать о морально-этических проблемах романа, его жуткой безнравственности можно долго. Приблизиться к решению проблемы, только на словах легко, а вот физически – задача непростая.

О чем «Цементный сад», каждый увидит сам. Навскидку, я бы перечислил так: безнравственность детей, половое созревание, отношения с родителями, сексуальное влечение (как много ему места уделяет Макьюэн!), безответственность. Нужное подчеркнуть или вычеркнуть, что-то дополнить людям читавшим роман. Многие поступки героев, мелкие проблемки переходного возраста. Попытки взрослой жизни Джули поражают своей базалаберностью, Джек равнодушием, Сью просто ничего не понимает, а Том со своими странными играми и вовсе кажется позднее аутистом.

Оценивать в полной мере книгу, очень сложно. С одной стороны очень увлекательно, вязкая атмосфера и глубокий психологизм, с другой болезненные темы, шокирующая концовка, омерзительные вещи, которые бы нормальный человек обошел стороной. В чем-то «Цементный сад», младший, но больший по объему брат рассказа «По-домашнему». Общие темы и мотивы присутствуют, хотя и не в полной мере. Можно прочесть рассказ, прежде чем взяться за роман, уж он точно определит, стоит ли читать роман в подобном ключе.

Советовать роман крайне сложно. В нем есть шарм, обаяние и его не хочется бросить на середине (хотя не удивлюсь, если многие чистоплюи так и сделали). Великолепный макьюэновский слог и глубоко задетые проблемы замкнутых семей, вряд ли отпустят любителя остроты и жутковатых сюжетов.

Вердикт: остросоциальный роман о крайне эгоистичных детях, куда больше увлеченных своим половым созреванием, нежели насущными проблемами. Пугающе глубоко, пугающе откровенно – для любителей глотнуть предельно жесткого реализма.


Статья написана 22 июня 2016 г. 14:56
Размещена также в рубрике «КИНОрецензии»

Стэнли Кубрик, "Сияние", 1980 г.

Психологические ужасы Стивена Кинга редко находят удачную адаптацию на экране. Большинство фильмов по творчеству короля ужасов невообразимая скука. Не умеют современные киноделы творить страшные ленты с психологической подоплекой. Но один из самых известных романов «Сияние», все же обрел качественную экранизацию. В мастерстве знаменитого Стэнли Кубрика, попрекнуть не удастся. Именно у него вышла одна из самых сильных лент по Кингу (не считая работ Дарабонта).

Кубрик в режиссёрском кресле и Николсон на площадке – дали ошеломительный результат. Медленное действие с вялым развитием сюжета, вводят зрителя в заблуждение, а потом захватывает не хуже птичьего полета. История бывшего алкоголика со множеством демонов внутри, приехавшего с семьей в отель в горах, занесенный в зимнюю пору снегами, в самом начале действия напоминает драму. Ужасы разворачиваются позже и на всю длину коридоров отеля «Оверлук». Кусты, живущие своей собственной жизнью, две девочки, увиденные Дэнни – только преддверие мрачного кошмара позднее развернувшегося в узких проходах отеля. Страшно будет неоднократно, а вот мурашки по коже побегут много-много раз.

Перед просмотром стоит приготовиться: «Сияние» эстетическое удовольствие. Картинка, манера режиссера, игра актеров – все направлено создать свою чарующую атмосферу: сочную, точную, со всеми вытекающими: её чувствуешь и дрожишь. И зритель по ней плывет, как на лодке: сначала по легкому течению, а потом вскачь, подобно байдарке по сильному течению. К финалу кино разгоняется. Ранее развешенные ружья по всем правилам хорошего кинематографа стреляют, попадая в цель. Именно ближе к концу мистическая драма раскрывает свое истинное лицо. Дювалл и Николсон отличная пара. Первая – боязливая жена, пытающаяся взять себя в руки; второй – истеричный психопат, скрывающий за маской алкоголика. Николсон – вот кто вытащил весь фильм. Кто бы еще мог настолько верно изобразить маньяка-психопата? Мимика, жесты, голос (если смотреть в оригинале), пугают невероятно. Николсон сыграл убедительно, живо, ярко. Образ актера лезет в глаза, обещая доверчивому зрителю после явиться во сне.

Фильм жуткий, но невероятный. Детали подогнаны одна к другой, работают на всю картину и редкий случай на экране увидеть ровно снятый ужастик. Красочный, безумный, яркий и запоминающийся. Кубрик явно делал экранизацию с любовью, тем паче, не первая работа режиссера по адаптации книги на большой экран. Можно вспомнить «Заводной апельсин» и «2001 год: космическая одиссея».

Сейчас, когда кинематограф изживает в себе все прошлые рефлексии и чувства ответственности за свое творение, подобные фильмы большая редкость. «Сияние» пример того, что есть настоящий ужастик. Ни дешевый фильмец с кучей крови и обилием насилия, ни попытка повторить чужие лавры, а именно хоррор в своем первозданном, можно сказать: чистом виде. Пугающая атмосфера, тревожное состояние, натянутые нервы готовые лопнуть от выброса адреналина – именно таким должен быть фильм ужасов. И в «Сияние» все это есть.

К просмотру ленту, нужно рекомендовать всем. Конечно, понятно, что многие на сегодняшний день её видели. Кто-то очень любит, другой нетерпим, но вряд ли великолепная игра Николсона и любовно воссозданная атмосфера Кубрика кого-то оставили равнодушным.

Вердикт: великолепное кино на все времена. Ужастик в своем первозданном значение, призванный напугать, а не стращать мерзостями современного кинематографа. Кубрику и Николсону низкий поклон.


Статья написана 17 июня 2016 г. 01:50

Буквально сейчас идет 11-ая ФЛР в которой я активно принимал участие. Я выбыл, но внеконкурсный рассказ внесли в базу и закрепили за мной (ура-ура! первое художественное произведение на фантлабе моё!). Ладно, шутки в сторону. По мне рассказы удались. Назвать их ужасными не могу, впрочем как и прекрасными. Как автор, вообще стараюсь быть нейтрален к своему творчеству, так как считаю, что ни один автор, не способен адекватно оценивать свои творения. Критики было много, в этот раз слишком неоднозначной. Но и сотворил я, не совсем фантастику, больше постмодернизм с множеством присущих для него финтифлюшек. Это не приключение и не легковесная история, скорее попытка интеллектуальности на фоне бредовости сюжета. Насколько удачная, могу предложить только оценить другим. Выкладывать тексты — не буду, кто захочет оценить, пишите в личку, пришлю файлики.

Почитать отзывы с основного конкурса, можно тут: "История о мудрецах и звездах"

Отзывы с внекса на страничке произведения: "Дорожка классиков"

Критика, вопли, негодования, закидывание автора тухлыми помидорами — куда же без этого? Главное больше и смелее!


Тэги: своё
Статья написана 16 июня 2016 г. 15:06
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Питер Уоттс "По ту сторону рифта"

НФ умерла! – еще до выпуска «Ложной слепоты» кричала толпа и СМИ. И все они ошиблись. НФ жива и здравствует. А сколько скептицизма, сколько сомнений было высказано в сторону жанра, не в лучшие его годы. Фанаты твердейшей научной фантастики давно заскучали на своих местах. Редкие истории стариков-корифеев  жанра были данью золотому веку, а не ярким прорывом. Изменил положение один ученый из Канады – Питер Уоттс.

Представить современную НФ за последний десяток лет без Уоттса – невозможно. «Ложная слепота», его великое наследие с максимальной степенью зубодробительной научностью, не единственное произведение, сделавшее его имя. Поклонники автора тут же вспомнят трилогию «Рифтеры», не так давно вышедшее продолжение «Огнепада» роман «Эхопраксия». Мы в свою очередь поговорим о сборнике «По ту сторону рифта».

Сборник получился ровным и интересным. За малым исключением. В нем нашлось место всему тому, чем славен автор. Прежде всего, своими научными проработками и идеями. Их много и они яркие, умные, запоминающиеся. Каждое из 13 произведений, имеет свое индивидуальное яркое «я», помноженное на интеллектуальность Уоттса и его простенькую, но вязь письма. Правда, до сих пор возникает самая популярная проблема текста – непонимание. Зачастую приходится обращаться к справочнику или интернету, в попытке понять текст. Обилие терминов, описываемых идей, вводит неискушенного читателя в ступор. Зато вынырнув из этого потока, чувствуешь как научно обогощаешься, приобретаешь новые знания, вложенные в тебя автором, а заодно пополняешь словарный запас. Кому-то такое не нравится и стоит сразу проходить мимо, любители hard SF останутся в диком восторге.

Столкновение с бездной в рассказах Уоттса неизбежно. Тем более по старой традиции автор любит делать своих героев фриками. Достаточно вспомнить один из ранних рассказов «Ниша» позднее переработанный для романа «Морские звезды». Продолжая тему воды в творчестве автора стоит упомянуть рассказ «Дом». Не самое лучшее произведение в сборнике: немного скучноватое и вторящее той же «Нише».

Довольно слабая точка опоры сборника рассказ «Хиллкрест против Великовского». Судебное заседание не вызывает никаких чувств и мыслей. Пожалуй, единственный и "неповторимый" рассказ слабый из всей россыпи своих собратьев.

История «Подёнка» написанная в соавторстве с Дэррил Мерфи знакома большинству читателей из ежегодных антологий. Потому изначально дикого интереса не представляет. Хотя перед нами отличный киберпанковский триллер для размышления. Из знакомых вещей хочется отметить рассказ «Ничтожество» созданный Уоттсом как фанфик к карпентеровскому «Нечто». Но уж больно хорош рассказ для фанфика(!), претендуя на свое личное место под солнцем. А история от лица киношного монстра довольно интересный авторский ход. Знаком нам рассказ "Остров" по своей сути лайт-версия «Ложной слепоты». Один из лучших рассказов вообще. Отлично поданы психологические экзерсисы персонажей, великолепно реализована техническая часть. О навеянном сходстве с ЛС говорит первый контакт с пришельцами. «Посол» — еще одно произведение из антологий. Снова внеземной разум, только все намного динамичней и живей. В этом случае нет сильных психологических выпадов, но есть хорошо выписанная экшен-сцена и отличная атмосфера держащая напряжение. Интересно? Конечно. Стоит отметить «Повторение пройденного» социальный рассказ о наказание дедом внука. В завершении знакомого стоит добить превосходным «Слово к язычникам». Писатели неоднократно поворачивали историю вспять множество раз до Уоттса, но именно ему удалось сделать атмосферное, умное и эмоциональное произведение. История впечатляет неоднозначностью, трактовкой и финалом.

Следующий подраздел можно огласить: «этого мы еще не видели». И действительно – ни один из ниже переведенных рассказов не бывал в антологиях или любительских переводах."В глазах Господа" неплохой, но малопонятный рассказ, не имеющий внятной концепции и мысли. Возможно, автор перемудрил или все же самое сладкое спрятано между строками? «Гром небесный» яркая уоттсовская идея. Впечатляет и пробирает очень хорошо. Только на выходе осознаешь, что перед тобой функциональная картинка, нежели сильное произведение. «Плоть, ставшая словом» – не первая история с евангельской аллюзией. В нем есть почти все, что нужно сильному произведению, кроме эмоции. Шедевром никак, поэтому, не назовешь. Последний завершающий штрих «Второе пришествие Жасмин Фицджеральд». В нем есть что-то от «Острова»: острый психологизм вкупе с необычной яркой идеей делает рассказ отличным для любителей напряженной НФ.

НФ не умерла и сборник Питера Уоттса тому явное доказательство. Под его обложкой найдется место всем любителям фантастики окунуться в мир научных откровений. Любителям hard SF читать в обязательном порядке и наслаждаться! Другим же стоит подумать. Истории из сборника скорее не для души, а ума. Отдохнуть за ними вряд ли удастся. Любителям приключений в космосе стоит хорошо подумать лезть ли в сборник с головой? Больше для интеллектуалов и любителей твердой фантастики, чем людям, что любят отдохнуть за книжкой после работы.

Итог: редкая, отличная, хардкорная НФ со всеми обязательными пунктиками для жанра. Тем паче Уоттс один из тех, кто со всеми научными правилами объясняет любую фантастическую деталь, будь то мелочь или массовая теория.

Рекомендую.


Статья написана 8 июня 2016 г. 17:32
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Майкл Каннигем "Дикий лебедь и другие сказки"

Что есть сказка? И чем она отличается от лжи? Те версии, что родители читают перед сном грядущим своим любимым чадам, сильно отличаются от тех монстров, что породила современная культура. Ну вот, скажем, представьте себе прочитали вы ребенку «Красную Шапочку», а после зарывшись в своей комнате в теплое одеяло, читаете кровавую версию, где Шапочка и Бабушка забивают топором Серого волка. Ну, и что? Ныне такие сказки весьма-весьма популярны в глазах взрослой публики. Достаточно вспомнить маму таких сказочек – Анджелу Картер или нашего современника Нила Геймана. Обладатель Пулитцеровской премии за художественную книгу 1999 г. Майкл Каннингем затейник еще тот, его сказки сродни постмодернизму смешанные с суровой реальностью.

Сборник «Дикий лебедь и другие сказки» – это пересказы с комментариями, продолжения знакомых с детства сюжетов, современная обработка сказочного мотива. Проза Каннингема тут ближе к творчеству Картер, нежели Гейману. В сказках автора нет ничего волшебного, больше приземленного и обыденного с обыгрыванием вполне человеческих ситуаций и пороков. Но разве это плохо? Все волшебство словно тает в серости нашей жизни, растворяется, создавая свои особенные причудливые смеси. И это сложно с чем-либо сравнить. Нет в сказках Каннингема типичных свойств, которые бы позволили адекватно оценивать его творчество. Тут и напрашивается вывод: сборник постмодернистских сказочек. А почему бы и нет? Присутствует разрушение знакомого мироустройства, сквозит неприкрытая авторская ирония над сказочными догмами. Задумываться над принадлежностью к жанру (сказка у Каннингема весьма условна, только ввиду фант. элементов) не стоит, рассказы сами кричат о контркультурной зависимости.

Но перейдем ближе к делу.

К сожалению не все рассказы удались. Есть раскрытые, приятные истории, а есть слабо обработанные и не совсем интересные. Поэтому сборник вышел не совсем ровным и гладким, как того можно было ожидать, а несколько шероховатым и местами поверхностным. И какой же контраст вызывают такие неровности как блеклый «Раз:очарование» и отличный «Стойкий, оловянный». Первая треть сборника сильно грешит слабыми историями, когда ближе к концу поспешно решает исправиться увлекательными вещицами. Среди лучших, но не шедевров, стоило бы отметить уже упомянутый «Стойкий, оловянный», «Чудовища» и «Маленький человечек». Абсолютно непонятный рассказ «Отравленные». Но скорее всего, сборник будет логично читать по порядку, так как сладенькое в нем все же оставлено напоследок.

Такие книжки очень тяжело советовать. Неприятные, мрачноватые исполнения сказок, наполненные с лихвой отторжением и недоумением не у всех вызовут радость и восторг. Лютовать можно яро, насколько ужасно автор обошелся с оригиналом, как сильно испортил впечатление, а вот влюбиться в истории, пожалуй, будет намного  сложнее, проникнуться их атмосферой и содержанием. Первое, что впечатляет – качество исполнения. Написано хорошо, можно сказать, вкусно и образно и в то же время отстраненно. Это скорее плюс чем минус, за историей наблюдаешь как из зала, нежели вживаешься внутрь. Надо заметить, что театральность создает свой особый эффект.

Перед читателем новые трактовки сказки на новый лад. Грубые, неотесанные, насмешливые истории из детства, превращенные в полусказку для взрослых. Детям, конечно, такое опасно читать, но вот взрослым очень даже может придется по вкусу. Тем более Каннингем, оставил богатое поле для воображения, залив его острым соусом жизненного опыта. Впрочем, предупреждение оставлю внизу: чернуха чернушная. Читать строго по глоткам, употреблять в надлежащем виде. В книге полно алкоголя, пошлостей, насилия и других мерзостей жизни, что, безусловно, превращают сказку в реальность. Маргинальность от них плещется морем.

Итог: книженция для любителей Анджелы Картер или просто разрушенных архетипов жанра. Подобно среднему по качеству алкоголю со странным привкусом – не всем придется по душе. Благо у Каннингема шикарный язык, превращающий волшебство с реальность в гремучую смесь. Сказки, однако, на любителя.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 [13] 14  15  16  17  18  19




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 35

⇑ Наверх