Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Evil Writer» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 [14] 15  16  17  18  19

Статья написана 23 мая 2016 г. 22:47
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Томас Пинчон "V."

Человеческая раса давно привыкла к логичному тексту. Не нужно обывателю ни хаотического течения времени, ни скрытые цитаты из классики и тем более никаких сверхзагадок. Зачем ломать разум, когда есть множество книжек для приятного отдыха? Если вы со мной согласны, то на этом наши пути расходятся. Томас Рагглз Пинчон, личность более чем загадочная и невероятная, как и его литературная деятельность, но давайте перейдем, наконец, к конкретике.

Роман «V.» сложно назвать авторским дебютом. Это нечто сродни взрыву в голове неподготовленного читателя. Неиссякаемый поток идей, смыслов, наслоения реальности и комических эпизодов. Хуже роман от этого не становится, только многослойнее и к несчастью невнимательного читателя, запутаннее. Но своего любителя размять мозги, история, нужно надеяться, обязательно найдет.

Описать сюжет романа коротко и лаконично, задача затруднительная. В принципе перед нами обычный квест, рассказанный преимущественно от двух типов с говорящими фамилиями: Профан и Шаблон (см. перевод М. Немцова). Квест же заключается в поиске загадочной женщины, чей инициал выведен на обложке книги. Далее на страницах романа все смешивается в калейдоскопе картинок, приключений, забавностей и медленно умирающей логики повествования. События резво прыгают с конца XIX века, до 60-х годов нашего XX века. Причем все эта блошиная ярмарка с прыжками, не имеет четких границ. Где начинаются те или иные события, и в каком году, вам придется вооружиться гуглом или справочником, иначе вы, в конец затеряетесь в авторских коллизиях и отсылках. И вообще, текст, максимально недружелюбен к своему читателю, считая его заранее человеком мыслящим и вполне себе разумным. Все подсказки, элементы к пониманию, находятся внутри, но найти их, ох, как непросто. Куда проще затеряться, потерять нить повествования (а со мной лично такое случалось неоднократно), и как непонимающий на местном языке турист, вертеть головой в поисках нужного ориентира.

И все-таки «V.» не только лабиринт причудливого замысла. Это еще довольная презабавная ирония на американскую реальность первой половины XX века. Атмосфера, пропитанная паранойей холодной войны, ощущение надвигающегося хаоса западного государства (Пинчона можно назвать предсказателем), жизнь больше символизирующая бит-поколение или хиппи, со всеми их тусовками, порочными связями и прочими прелестями лозунгов о свободе, комичность Америки, заключающаяся например, в отстреле аллигаторов в городской канализации.  Таких политических и нравственных аспектов у Пинчона навалом, хоть лопатой загребай, но от дальности зарубежных реалий более пятидесятилетней давности, российский читатель очевидно незнаком.  Событий много от многочисленных описаний бытовухи, до настоящих элементов шпионского романа или триллера крепкого завязанного на политической составляющей.

Неудивительно, если современный читатель, будет придумывать оправдания своему невежеству, обвиняя в нем самого автора. Впрочем, кого обвинить в лабиринтах грандиозного безумия, если не того кто его собственно и создал? Все же данный роман, вещица более чем экстравагантная, особенно для своего времени, яро определившая направление постмодернизма. Нужные примочки от пастиша (по большей своей сути, песни), до уже вышеупомянутого временного хаотического разброса, богато присутствуют в романе.

Читать роман или нет, выбор, за вами. Я бы не смог ему советовать каждому встречному поперечному, любители приключенческой, легковесной фантастики, роман вряд ли понравится, уж слишком мудрёный для обычного чтеца. Зато любители загадок, литературных экзерсисов будут в полном восторге. Для них книга настоящая находка, полная неожиданностей и изысков.

Итог: перед нами роман-головоломка, книга-загадка. Её можно читать по-разному, воспринимать на свой лад, но каждое внимательное прочтение, только добавит деталей, вскроет ранее невидимые отсылки и более причудливо раскрасит финальный вариант писательского полотна. Для тех, кто хочет серьезной и головоломной литературы от мастера американской прозы.


Статья написана 1 мая 2016 г. 15:41
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Джон Фаулз "Башня из черного дерева"

Опускаясь с небес на землю, можно заметить красоту нашего мира, граничащую с повседневностью. Об этом мы сегодня и поговорим, где искусство сталкивается с реальностью и что из этого выходит. Но попрошу не спешить, прежде всего мы поговорим о красоте, немножко женской, немножко литературной и может быть даже о самой разумной в нашем мире.

Джон Фаулз привык вести речь неспешно, со смаком. Не стоит спешить перевернуть страницу, история отблагодарит лишь терпеливого читателя добившего сей труд до конца. Перед нами встреча двух художников, один молодой и замкнутый в своем творческом недуге – отсутствие индивидуальности, второй более старый и опытный – человек подлинного искусства, лишенный каких-либо правил и традиционного мышления. В компанию к художникам, автор добавил девушек: Мышь и Уродку, вносящих в повесть долю символичного эротизма и дополняющих психологические аспекты повести. Отмечу факт того, что все герои получились живыми и уникальными. Следить за психологическим накалом страстей – удовольствие, которым не стоит пренебрегать любителям острых и жарких межличностных конфликтов в литературе. Каждый персонаж истории находится на своем месте, выполняет самые сложные функции и обязательства, при этом выглядит очень живо  и интересно. Перед нами — картина, а за ней: красота текста; красота полотен; красота измышлений о искусстве. Остается только наслаждаться и следить за текстом.

Истинная красота произведения в ином: подаче и замысле. Сначала поговорим о первом. Об элегантно сшитых полотнах внутри разума создающих редкие картины в игре читательского воображения. Сама повесть как картина, живая и красиво написанная. Эпизоды обыкновенного жития в загородном доме Генри выписаны настолько великолепно, что их чувствуешь кожей. И вроде нет в них ничего особенного: то чай пьют, разговаривая об абстракционизме, то ужинают за теми же разговорами о живописи, но немного позже понимаешь – сила, истинной красоты литературы — перед тобой. Честно, после такой литературы, очень быстро разочаровываешься в magnum opus современных писателей. Фаулз ставит невероятно высокие планки по замыслу и добивает свои полотна изяществом языка.

Но о чем предмет разговора? О художниках? О любви старого ворчуна к студенткам? Это всего лишь фон для настоящего конфликта. Истинная суть лежит в диалогах  между Дэвидом, Генри и Мышью. Отличие человека без правил от обременённого типовым мышлением и умозаключением. Башня из черного дерева – это антитеза знаменитой башни из слоновой кости. Если Генри лишен какой-либо узкости мышления, то Дэвид, наоборот, в ней замкнут, пребывает в той самой черной башне, лишенный собственного творческого «я». Вот она – отправная точка для размышлений читателя. Жуткая правда творчества, обратная сторона медали, со своим насмешливым взглядом шута. По мнению Фаулза, искусство, нечто выше всяких условностей с правилами — оно исходит от сердца.

Повесть стоит рекомендовать, прежде всего, творческим людям, увлеченным не только живописью, но и иными способами реализации себя в любой деятельности искусства. Достаточно поменять разговоры о живописи, на музыку или литературу, как заметите, что ничего не изменится. Фон и сюжет, возможно, не всем интересный, но тщательно и хорошо взболтанный с идеями Фаулза, дает великую пищу для размышления. И нет смысла искать в истории о художниках некую увлекательность с головокружительными поворотами сюжета. Она рассчитана на вдумчивого читателя, с интересом готового внять словам и идеям произведения. Любителям второстепенной и развлекательной литературы, повесть очень вероятно покажется скучной и банальной.

Советовать и увещевать прочитать – сложно. Лучше попробуйте, не пойдет, всегда можно отложить, но писателям рекомендую читать обязательно. Вещица невероятная и смысловая, легко не дающаяся для всякого.

Итог: невероятно красивое полотно с горячими психологическими перепалками и магистральной темой о людях искусства. Можно влюбиться, а можно и забыть, но лучше прочесть, выкинув мою рецензию из головы, дабы самому во всем разобраться.


Статья написана 20 апреля 2016 г. 13:17

Итак, рабочие настроения в силе. Планов было много и к сожалению часть из них либо роздана, либо провалена, но скажу о хорошем, часть все-таки была довольно живо реализована. У меня состоялся переезд на периферию, где я возможно и пробуду энное количество времени, а еще возможно поделюсь со всеми красивыми фотографиями местной природы и немного расскажу о местах моего пребывания.

Перейдем к делу, а точнее к опубликованному в журнале "DARKER":

  1. Январь, опубликована рецензия Мария Галина "Берег в сумерках"

  2. Февраль, опубликована рецензия Ганс Гейнц Эверс "Жизнь живого существа"  и статья об искусственных людях

  3. Март, опубликована статья, обзор творчества Леонида Андреева.

  4. Апрель, прямо сегодня, опубликована рецензия Юлия Зонис, Екатерина Чернявская "Хозяин зеркал"
Задание на май уже есть, но пусть останется под покровом тайны.

В авторской колонке опубликовано с начала года 11 рецензий, одно мнение на недочитанную книгу. Из рецензий 6 штук на книги не имеющие фантастической направленности.

Из собственного: написан один реалистический рассказ, несколько не отредактированных микрорассказов, пара эссе в стол, плюс множество стихов разной степени паршивости. В планах: паровозы, привидения и Чебурашка. И конечно, вторая попытка фантлабораторки будет предпринята. А так пока откланиваюсь, возможно так и пойдем четырехмесячными итогами.


Статья написана 9 апреля 2016 г. 23:45
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Чарльз Диккенс "Тайна Эдвина Друда"

Г. У. Лонгфелло о романе: "Без сомнения, одна из лучших его книг, если не самая лучшая".

Сколько ты читатель неразгаданных тайн знаешь? А нравятся ли тебе вообще неразгаданные тайны? Если нет – проходи мимо, на ответ «да» – заходи и садись. Долго ли мы будем глаголеть о книге вопрос еще тот, но наливай чайку, не стесняйся, бери бублик и приготовься, ибо каждая деталька у нас будет на счету. Мы отправляемся в новое путешествие в неоконченную книгу одного из самых легендарных английских романистов.

И действительно, «Тайна Эдвина Друда» неразрешимая загадка почти как уже ста пятидесяти лет. Её автор Чарльз Диккенс так и не окончил роман ввиду смерти, оставив последователям неразрешимую загадку. Сколько умов билось над решением тайны, но очевидной концовки в романе нет. Не мало написано продолжений другими авторами, наглым образом пытавшимися окончить роман, но ничего путного не выходило. Итак, перед нами последнее незаконченное произведение маэстро Диккенса, дирижера человеческих судеб, мастера психологических портретов и превосходного чисто английского романа, славящегося безукоризненным стилем и богатством языка.

Завязка романа на первый взгляд ничем не примечательна: в недалекий от Лондона городишко Клойстергэм пребывает молодой Эдвин Друд. В этих местах  проживает дядя Эдвина, несколькими годами старше племянника, Джон Джаспер и суженая героя Роза Буттон. С первого взгляда ничего необычного (верно читатель?), но обычная драма/мелодрама/трагедия английского общества плавно перетекает в детектив. Эдвин Друд исчезает при загадочных обстоятельствах, а в городе спустя полгода появляется странный незнакомец Дик Дэчери. Тем временем множество мелких деталей разбросанных по тексту взвинчивают интригу до предела постоянно заставляя строить догадки.  Главная загадка романа: что случилось с Эдвином Друдом? Жив он или мертв, виновен ли Невил Ландлес или Джон Джаспер, а может, некто другой сгубил молодого Эдвина? Да и сгубил ли, тоже вопрос, хотя многие склоняются к версии, что Друд мертв, но решать, конечно, тебе читатель, тщательно проанализировав роман. А возможно один из ключей скрыт в слове «mystery» означающим и «тайну» и «мистерию». Правдоподобно ли, что перед нами мистерия с элементом детектива? Такой теории среди всевозможных последователей романа, не нашлось.

Читать, проскочив галопом по Европе, занятие святотатственное. В тексте множество зацепок, деталей и эпизодов, проливающих свет на таинственное исчезновение мистера Друда. Запаситесь терпением и получите свою дозу удовольствия. К несчастью концовки мы никогда не узнаем, есть намеки, идеи и прочая требуха выдумок, но найти среди них стоящие замечания можно. Замечу на фоне всего вышеперечисленного о романе, в помощь тебе читатель будет  статья Дж. Каминг Уолтерс «Ключи о романе Диккенса «Тайна Эдвина Друда». Ответов она не дает, но пищу для размышления, объяснения о тех моментах, чью суть ты целиком не понял, вполне тебе может дать.

Подойдем к тому, стоит ли читать это произведение именно тебе мой читатель. Если вы никогда не пробовали читать Диккенса, то стоит повременить со знакомством. Это не самый легкий роман автора, не самый и уютный для случайно забредшего в его дебри путника. Попробуйте что-нибудь законченное, убедитесь что, начав «Тайну Эдвина Друда», вы не станете негодовать от незаконченности романа и только потом, взвесив все «за» и «против» приступайте.

Для меня лично «Тайна Эдвина Друда» третье произведение среди крупной формы писателя Чарльза Диккенса. Первым я давным-давно читал «Приключения Оливера Твиста», с которым ввиду давности и забытья ничего не смогу сказать в сравнение, а вот «Большие надежды» мной были прочитаны накануне «Тайны…». Замечу тот факт, что «Большие надежды», неплохой, но местами изрядно для меня слащавый и приторный роман, понравился, но такого дикого впечатления как тайна мистера Друда, никак не оставил. В плане литературного языка и изощренности стилистики в этом романе к Диккенсу никаких нареканий нет, он все так же поразительно  затягивает читателя в столь не примечательные романы, своей интригующей по-английски красивой речью. Это, конечно, все мои ужимки, да изрядная болтовня, а правда в том, что Диккенс действительно очень-очень сильный романист. Читайте и наслаждайтесь, а истина сокрыта в глубине самых сокровенных тайн и желаний романа, что оставил нам незавершенным сам писатель.

Итог: великая, но не законченная книга, требующая неоднократного прочтения и осмысления, для собственной версии тайны Эдвина Друда. Как в современном мире говорится: must read.


Статья написана 31 марта 2016 г. 17:42
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Дж. М. Кутзее "В ожидании варваров"

И пришли варвары – так можно охарактеризовать труд Джона М. Кутзее. Конечно, название книги запросто сбивает доверчивого читателя с толку. Но сразу вспомним, что прием ожидания в литературе не нов, современный интеллектуальный читатель живенько вспомнит пьесу нобелевского лауреата Сэмюэля Беккета  «В ожидании Годо». Что общего между драматургией Беккета и прозой Кутзее? Тема ожидания, насмешка над временем, сатира над личностью, но заложенные смыслы абсолютно разные.  Отойдем от Беккета, сегодняшний наш фаворит произведение «В ожидании варваров» автора Джона М. Кутзее.

Пустыня, пограничный городок и варвары, еще Империя, не имеющая аналогов в реальном мире, то ли зачатки Римской империи, то ли Византийской, но слишком все относительно. И в этом краю тянет свой век местный судья, человек немолодой, но неотвратимо тянущийся к жизни и мирному покою в своем земном обличье, пока военные не пригоняют в городок варваров для допроса. Допрос, конечно, заканчивается, и герой встречается с предметом своего преклонения – девушкой-варваркой. Такова завязка небольшого романа южноафриканского автора.

Воспринимать основной сюжет, без всех внутренних слоев – невозможно. Суть романа не кроется в сюжете, она прячется во втором, в третьем и даже в четвертом дне. Отсылки, аллюзии, аллегории – вот что накручивает текст вокруг себя. Искать их можно до бесконечности, пытаться понять значение туманных диалогов, вырванных как из кинофильма сцен, собирать головоломку, созданную Кутзее и возможно, никогда не найти однозначного решения в романе. Единственная прямая мысль, которую озвучивает автор: варвары – это цивилизация, жестоко бичующая кочевые народы; они уже здесь, и у них цель – придумать врага. Все просто и красиво: человек и есть варвар. А насколько автор прав, достаточно осмотреться вокруг, увидеть, что может скрываться за маской человечности. От этого сам роман все больше принимает очертания философской художественной литературы.

Перед нами не просто роман, ни очередная побрякушка, а витиеватый лабиринт замысла, со строгим значением обретающий смысл вне течения постмодернизма к которому так рьяно хочется причислить произведение. Искать жанр романа, могут лишь прожжённые интеллектуалы, называть его притчей, метафорой, романом-идеей. Я бы сказал проще, Кутзее создал сложный союз замысла и идейности, до краев наполнив скрытыми отсылками не в угоду неискушенному читателю.

Роман действительно понравится далеко не всем. Неторопливое действие, философские мысли, непонятные сцены, несущие в себе не по одному дну. К любителям легкого чтива, привыкшим зевая в толкучке метро читать очередной детективчик, книга отнесется беспощадно. Потери нити повествования не самая страшная проблема, куда жестче разрушение образов целостности особенного мирка Кутзее. Роман не прощает проходимцев читающих по диагонали. Но найти все отсылки дело сложное. Одно из очевидных и ярких событий, описанных в книге, отсылает к Библии, а еще один явно к современной этике.

Без всяких отступлений – роман сложный, прекрасно сложенный по кирпичикам со своим внутренними перипетиями замыслов. Один найдет повод подумать, поразмышлять над природой человека, другой откровенно будет зевать на сценах омовения, диалогах судьи и девушки. Советовать всем кто в теме, любит сложности, поиски внутренней системы бытия можно легко, другим вряд ли. Остается надеяться, что вам книга понравится и вы найдете в ней что-то особенное.

Итог: очень необычный роман – притча, философский трактат, изучение природы человека, трагедия души и разума. Все зависит лишь от вашей способности интерпретировать сюжет, остальное теряет значение, когда вы увлеченно  ищете в произведении своё.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 [14] 15  16  17  18  19




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 35

⇑ Наверх