Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Evil Writer» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 ... 18  19  20

Статья написана 19 апреля 2018 г. 01:53
Размещена:

В грядущем апрельском номере "Найди лесоруба" будет два моих рассказа. Один чистой воды дань постмодернизму и очередная больная шутка моего разума, а второй с элементами НФ лиричная притча. И обещанные в заглавии анонсы:

цитата Дорожка классиков

Они снова и неизменно тут. Быть марионеткой или быть человеком? Кто этот персонаж и чем он знаменит? И персонажи ломятся наружу, вдохнуть мир реальный и пожать руку создателю. Писатели тоже люди и им интересен свой выдуманный мир. Пока не сделаешь ход на классиках – желаемого не жди. Или определись наконец: создатель или функция.

цитата Песчинки под ногами

Над головой небо, напоминающее Аргуса, а вокруг пустыня. Возможно, каждый день в этом месте – блеф или игра сознания, но есть выход: не замечать всего этого. Каждый день повторять рутинную работу, переполняющую покорный сосуд. И когда в небе засветится огонь, и человечество будет нуждаться в этом особенном контакте, нужно будет выполнить устав.

И, кстати, "Дорожка классиков" есть в базе фантлаба как участник ФЛР. И потому предупреждение: я лично не нашёл рассказ в открытом доступе, но если кто-то ненароком наткнётся, то версия там старая и не отредактированная. При выходе журнала, примечание будет дополнено.

Напоминаю, что группа Вконтакте вот и купить номер можно через неё. Кстати, если кто обратит внимание на анонсы, то там интервью с переводчицей фантастики и не только Е. Доброхотовой-Майковой и ещё куча мала материалов.

Плюс бонус в виде симпатичной картинки из сети (авторство не знаю; если кто подскажет, то поставлю).


Статья написана 10 апреля 2018 г. 21:08
Размещена:

Чайна Мьевиль "Октябрь"

Великая октябрьская революция. В чьи руки можно поручить книгу о таком важном событие? Что не приходит в голову, но тот факт, когда британский автор нестандартной фантастики берётся за написание нон-фикшн истории на русском материале, вызывает каплю недоверия. И зря вызывает на самом деле. Мьевиль как опытный китобой знает куда бить и чем давить, чтобы заарканить гиганта морей (в нашем случае лично читателя) под сень интереса.

«Октябрь» – та самая книга, которая оставляет и восторг, и лёгкий озноб. Если с восторгом всё просто: не каждый день писатель уровня Мьевиля так нещадно роется в русской истории и пытается увлекательно и доступно рассказать о том времени, то озноб вызывает направленность книги. В принципе, нам – русскому народу – книга особо ничего кардинально нового не несёт. История, последствия, предпосылки многим знакомы по школьной программе. Мьевиль копает дальше: расширяет тоннель истории при помощи языка, придавая ему беллетристскую манеру изложения, тщательно использует даты и факты, создаёт отличное напряжение внутри текста, дабы история почувствовалась изнутри.

Ни морализаторства, ни скучных однобоких видений революции, автор не навязывает. Зато его личное отношение к историческим персонам чувствуется явно; тон задаёт всё. Нарисовать подробные, лишённые всякой предвзятости портреты Мьевилю это не мешает. Не мешают и его политические предпочтения, так явно присутствующие в книги. Именно эти предпочтения, по всей видимости, и подтолкнули Мьевиля создать данный труд.

«Октябрь» – качественный нон-фикшн, прежде всего весьма примечательное событие для России. Но направленность просвещения западного ума, проходит красной линией. Не остаётся сомнения, что книга с толком и чувством написанная, любовно вычитанная, предоставленная на вычитку учёным и историкам на предмет ошибок (Мьевиль уже объявил о 2-ом издание книги, где исправит некоторые неточности и ошибки в тексте) легко найдёт своего читателя.

Так о чём «Октябрь»? Если вдуматься, а не питать внешний слой, то можно разглядеть самолюбование своими взглядами. Это книга, написанная Мьевилем для Мьевиля, ради его интереса, политического взгляда и мышления. Пожалуй, это и есть самая привлекательная черта в книге – сделанное с любовью произведение. Удивительно, что человек так далёкий от нашей истории, да и вообще от реалий того времени, с таким бережным отношением вступает на хрупкую почву революции.

Касаемо издания. В фантастической серии, книга смотрится нелепо в связи с выбором и странной до предела обложкой, когда подходящая нон-фикшн серия, куда более органично вплетает канву «Октября» в свои рамки.

Вердикт: довольно подробный беллетризованный нон-фикшн автора о событиях столетней давности, проглатываемый и вполне интересный.


Статья написана 4 марта 2018 г. 16:36
Размещена:

Настали сложные времена. Как сказать сложные, они всегда такие были, но стали ещё сложнее и изощрённее. Для кого, впрочем, как. Если оглянуться назад с высоты прожитых лет, понимаешь, что экзистенциалисты, а за ними постструктуралисты и постмодернисты не так уж далеко и ушли от истины — жизнь штука не имеющая ни смысла, ни логики. Но от того она возможно и лучше.

Пока люди задавались философскими вопросами и работали, работали, работали, я страдал ахинеей. Писательской ахинеей.

Завсегдатаи ФЛР скорее всего вспомнят один неудобочитаемый рассказ под названием "История о мудрецах и звезде". Рассказ для меня и для публики был весьма экспериментальным, хотя и не без фантдопущений. Неоклассический хаос вторгается на страницы моего произведения и начинается. Мистические пути мудрецов, тайное общество, негасимая звезда, цари, Гитлер, Фау-2, байки под сакэ, кицунэ, русский китаец, шпион и действительно мудрец. Плюс это всё нанизано на пружину времени и пространства. А ещё лучше, читайте анонс из официальной группы ВК журнала:

цитата

Очень сложно аккумулировать в литературе обратный процесс энтропии. Но как сделать это без самой энтропии? Возвращаясь к Пинчону, Барту и куда более масштабно к Борхесу – пытаешься разветвить суть существования времён и пространств. В попытке ужать такие величины и сталкиваешься с энтропией в чистом виде. Именно она и подтолкнула разрушить связь величин и безумно подшутить над Вселенной, не имеющей начала и конца. Об этом и есть рассказ.

Илья Снежински написал для февральского номера «Историю о мудрецах и звезде» – в лучших традициях, сжатый роман, как мы его любим. Вдвойне отрадно заполучить эту историю, поскольку она продолжает китайскую тему, тянущуюся ещё с октябрьского номера с эссе «Западная линия горизонта». А Китай, как известно, на нашей стороне.

Журнал с моим рассказом можно купить здесь.

Разворот с моим материалом внизу фотографии.

Уже с нетерпением жду свjq экземпляр
Уже с нетерпением жду свjq экземпляр


Статья написана 27 февраля 2018 г. 17:37
Размещена:

Джонатан Сафран Фоер "Вот я"

«Вот я» – говорит Моисей Богу в Исходе, когда тот позвал его. И «Вот я» – долгожданный роман от автора «Жутко громко и запредельно близко».

Перекличка с Библией неспроста скрыта в название романа: перед читателем история еврейской семьи столкнувшейся в моральном падении в клубок изощрённых взаимоотношений. Но интересна ли созданная Фоером потасовка и стоила ли игра свеч? Давайте выясним.

Первая аналогия, которая идёт на ум: «Мужчина и женщина в эпоху динозавров» пера Маргарет Этвуд; и созвучие романов очень явное. Измена и психология разрушения брака – оба автора ставят себе во главе угла. Но. Если Этвуд до депрессивности дотошный психолог, выворачивающая банальность в настоящую терпкую литературу, то Фоер устраивает настоящее сценарное шоу, расставляя фигуры и события в крайне неловкие драматические перипетия.

Драматизм Фоера на высоте, но слишком напоминает сериальное шоу: скупые, но правдоподобные в своей простоте декорации, сухое остаточное действие и яркие, врезающиеся в голову сочные диалоги. Все детали быстро и ловко выцеплены как бы наезжающей камерой, ружья развешаны. Остаётся только удобно пристроиться на любимом месте и приступить к чтению.

Обычная еврейская семья в эпицентре американской жизни – явление закономерное. Куда менее в ней закономерно то, что вот-вот по-этвудовски она готова вздуться и взорваться. С первого взгляда у Джейкоба и Джулии едва ли не самые замечательные отношения на всём белом свете. Но это не так. Их отношения давно стали обузой для обоих – жить не любя по инерции, притворяться, что самый близкий человек тебе никто и ничто, как обычный сосед по комнате. Так их отношения становятся злее и эгоистичнее, измена только жалкий постфактум накопившихся в чёрной дыре эмоций. Самое страшное то, что ни один из них не пытается ничего изменить или исправить.

Но семья — это одно, а трагические события на Ближнем Востоке, влияющие на тонкие изгибы – другое. Может они и есть отражения этой семьи? – ловишь себя на мысли при чтении книги. Возможно, безупречная семья всегда имеет гнилое дно, но Фоер бьёт по этому дну всеми доступными средствами и заставляет его проникать глубже в персонажей.

Когда роман достигает кульминации, понимаешь, что читаешь очень неудобную книгу, историю, что звучать, недолжна и вовсе. Или должна? Очень правдоподобно и жутко до театральности смотрится «Вот я», будто всматриваешься в сцену, где стоит небольшой розовый дом с милым фасадом, а за ним скрывается ложь, ненависть, боль, искалеченный ненужным браком разум.

Можем ли мы истончённые до обесцвечивания люди, изменять что-то в своей жизни? Или хотя бы не вступать в ложные связи, уважать себя и других, уважать… Вот чего не хватило Джейкобу, Джулии и ещё нескольким персонажам отличной драмы.

В отличие от Этвуд, что переосмысляет и реорганизует ценности, то Фоер в свою очередь тонко констатирует смерть института семьи, подробно расписывая разложения.

Вердикт: суховатый анализ семейной жизни с отличными диалогами и точечной драматической составляющей в живой фактической картинке семьи, без всякого оригинального переосмысления.


Статья написана 17 февраля 2018 г. 13:51
Размещена:

Впервые опубликовано в онлайн-журнале "DARKER" (20 февраля 2016); ссылка на ккарточку рецензию в базе фантлаба: Жизнь живого существа

Ганс Гейнц Эверс "Альрауне. История одного живого существа"

Никто никогда не задавался вопросом — почему человека тянет создать свою искусственную копию? Что такого привлекательного может быть в недочеловеке, искусственном воплощении самого совершенного создания на земле? Любой клон, синтетический образец, созданный по образу и подобию, будет лишь напоминать нам о своем собственном несовершенстве. Ученые не задумываются об этом как о тупиковом варианте человеческой расы. А вопрос искусственного человека стоит перед нами с античных времен — вспомните миф о Галатее. Поговорить об опасности вторичной формы человеческого бытия не преминул и мастеровитый немец Ганс Гейнц Эверс, создатель романа «Альрауне».

Магистральная тема романа: отображение жизни искусственного человека в обществе времен самого писателя. Книга начинается с событий, развернувшихся за приличный срок до рождения самой Альрауне. Откровенно говоря, роман очень долго раскачивается, и пока автор подходит к рождению героини, не замечаешь, как пролетает треть книги. И не стоит сетовать на писателя за такое долгое вступление, великолепный язык повествования — насыщенный, образный, льющийся подобно ручью, завораживает своей красотой. Редкое произведение может похвастаться таким смачным стилем, изобилующим множественными метафорами и аллегориями. Языком Эверса можно восхищаться до бесконечности, перечитывая моменты и пробуя на вкус сочные фразы.

Куда любопытнее авторского стиля — идея романа. С момента знакомства с Альрауне у читателя пойдет гамма смешанных чувств и, скорее всего, преобладать будет отвращение. Героиня не вызывает ни капли симпатии — властная, гордая, привыкшая требовать и получать желаемое, да еще планомерно использующая людей вокруг себя ради собственной выгоды. Читатель имеет право рассчитывать, что автор сломает антипатию к Альрауне, но нет, вместо этого он противопоставляет ей современное ему общество со всеми его многочисленными грешками. Фактически весь остаток романа мы наблюдаем личностные конфликты между героями. Наблюдать за такими мизансценами — это истинное удовольствие, они емкие, живые и до ужаса правдоподобные, пробирают прямо до костей! Чего только стоит сцена, где Блан решает покончить жизнь самоубийством по наущению Альрауне. Этот момент можно перечитывать не единожды, и каждый раз будет становиться не по себе. Не менее живо и жестко Альрауне обходится и с кавалерами, которые буквально умирают из-за неё.

Все деяния жестокости проходят через роман красной нитью. Хотя, к финальным главам романа куда больше проникаешься образом Альрауне как беспощадного существа, которое олицетворяет насущную жизнь обывателей начала XX века. Второстепенные герои романа поданы очень хорошо, симпатизируешь неоднократно Манассе и Гонтрам, а особенно — Франку Брауну, неутомимому исследователю, чье любопытство отчасти и породило Альрауне.

Этот роман куда больше вызывает отвращения и мерзости, пока бредёшь по его бесчисленным ступенькам к концу. Ядовитая желчь общества наглядно противостоит холодной жестокости Альрауне. И мы видим столкновение человека настоящего и искусственного. Чью сторону выбрать, решать только вам, но решить, кто прав — сложно. Видение картины Эверсом заключается в том, что ни правых, ни виноватых в конфликте нет. Не права Альрауне своим отношением к людям, как и homosapiens со своим фирменным эгоцентризмом и неисчислимыми пороками. Судить здесь можно почти всех, даже Франка Брауна за его любопытство к эксперименту. И куда ни глянь, везде на протяжении романа мелькает злая сатира.

Эверс написал идеальную историю как поучение всем будущим экспериментаторам и ученым, желающим получить искусственного человека. Мы не можем заранее знать последствия вживания в нашу среду искусственного человека. И предложенная изнанка науки, полная мистического холода, пугает не на шутку. Современные идеи о клонировании могут тоже привести к побочному эффекту, подобному Альрауне и её магнетизму, с помощью которого она усеивает свой путь смертями. Главная героиня — в некоторой степени, вполне себе человек, только холодный и опустошенный, лишенный эмоций и человечности. И это поколение искусственных людей?

Грандиозный замысел Эверса напоминает в итоге камерную театральную постановку с длинным вступлением. Читать его книгу — сплошное эстетическое удовольствие для любителей языковых причуд, содержание тоже радует своими поворотами и колкими ситуациями. Книгу можно настоятельно советовать любителям качественной литературы и тем, кто хочет прочесть что-то по теме искусственных людей. Увлекательная история, рассказанная настоящим мастером слова, способна увлечь вас долгим камерным представлением, длящимся до последних строк.


Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 ... 18  19  20




  Подписка

Количество подписчиков: 37

⇑ Наверх