Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Evil Writer» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 ... 17  18  19

Статья написана 5 февраля 22:30
Размещена также в рубриках «Хоррор, мистика и саспенс», «Другая литература»

Теодор Рошак "Киномания"

Вы любите кино? Если "да", то представьте самый удобный просмотр кинофильма для себя. И вот вы готовы, напряжены, ждёте чего-то невероятного, а из глубин целлулоидной ленты проносится скрытый фон, воздействующий на ваше сознание. Неужели вы включили фильм Макса Касла? В предисловии к книге Рошак вставляет эпиграф Хичкока: «Чем сильнее зло, тем сильнее фильм» и в нашем случае, это лучшая характеристика творчества Макса Касла.

Завязка такова: молодой синеман Джонни знакомится с девушкой Клер содержащей в старом подвале  кинотеатр «Классик». Вместе они узнают о режиссёре Максе Касле и начинают охоту на его творения, а так же попытки зайти за кулисы его фильмов. Кино – сильнодействующий наркотик для главных героев книги; зло, упомянутое Хичкоком; боль, причиняемая по неведению; и тонны плёнки несгоревшей ради читателя. Кажется, что невозможно объяснить феномен, почему книга так сильно захватывает. В ней всё сплелось за полувековой срез кино, так ещё щедро насыпано тайными обществами и теориями заговора на фоне мрачного триллера, больше напоминающего склейку из фильмов того же Хичкока, Антониони и Клузо. Без неплохих нервов здесь делать нечего.

Уникально или нет, но Рошак создал непросто триллер, а вплёл в него фактический материал. Если из головы выкинуть фильмографию Касла – коя имеет место от  чистой фантазии, до сугубо реальных фильмов, в которых Касл не указан якобы в титрах – книга содержит огромный энциклопедический срез киноэпохи и торжества времён видеокамеры. Даже Орсон Уэллс и Джон Хьюстон неожиданно всплывают в безумном до умопомрачения триллере, а уж, сколько упомянуто знаменитых личностей вскользь!

Завораживает и сам текст. И вроде он ни цветастый, ни пышный, ни едкий, зато скрупулёзный, весьма точный, детальный, отчего на ум идёт плёнка. Рошак он часто игнорирует склейки между мизансценами в романе, заставляет текст нарывать точечными и коротко описанными до нужных подробностей сценами и этим достигает полукинематографического эффекта. Если авторы вроде Маккаммона создают текстом в твоей голове плотную движущую картинку, то Рошак просто создаёт эффект плёнки. Книга поставлена как жуткий долгий плёночный триллер. Хотя суть всего раскрывается в концовке, но так или иначе, хотелось бы сравнить произведение с эффектом кино.

Но, суть. Может показаться, что книга проста, но впечатление обманчиво. За простым триллером об опасностях кино, можно усмотреть дополнительные достоинства. Например: воздействия масс-медиа через ТВ; субъективность восприятия искусства; резонность теории искусства; объективность истории; полемика существования моральных полюсов в искусстве. «Киномания» в этом плане удивительный роман. Сколько смежных тем он в себя не принимает, то ещё больше выбрасывает. И однозначных ответов на вопросы ни в коем случае ждать не стоит. Рошак тасует факты, окропляет их вымыслом и только тогда выкидывает перед читателем. Все его невероятные полумистические ужимки, не больше чем ирония над всяким вымученным мистицизмом и оккультной тематикой тайных обществ.

Книга-плёнка, книга-торжество, история безумного киномана. Перед читателем: энциклопедичная история-лабиринт, наполненная тайными обществами и теориями заговора. Синематографический детектив для души и тела, увлечённо иронизирующий над идеей контроля человека путём телеэкранов группкой людей из тайного общества. Киноманам и любителям хороших мрачных триллеров должно понравиться с лихвой.

Пугающая история о немецком кинорежиссёре и трудностях кино. До мурашек. И спасибо ей за исключительное просветление об эпохе черно-белого кино.

Вердикт: великолепно продуманный до мелочей кинотриллер в романе-плёнке, для вдумчивого чтения холодными вечерами.


Статья написана 31 января 15:41

Анджела Картер

Анджела Картер — тёмная лошадка для русского читателя. Для меня она знакома прежде всего по ключевому сборнику рассказов: "Кровавая комната и другие истории". Великолепный стиль, сгустившаяся мрачная атмосфера, изломанные сказки — вот рецепт Картер. Ресурсов о творчестве Картер на русском очень-очень мало и потому постараюсь восполнить этот пробел.

Группа в вк: https://vk.com/angelacarter

И постараюсь включать почаще в колонку о ней статьи и рецензии.


Статья написана 5 января 17:50
Размещена также в рубриках «Детективная литература», «Другая литература»

Леонид Юзефович "Казароза"

Мерный стук каблучков по сцене. Это Казароза поднимается на сцену, прежде чем рухнет замертво и представление окончится. И начнётся паника. Исторический детектив, он такой.

При словосочетании исторический детектив, что только не придёт в голову. От Акунина и вплоть до Бушкова. Перед глазами замелькают искорёженные остовы русской истории: изломанные события, грубо переиначенные факты, додуманные сцены. Нет, не так. Юзефович своеобразный затейник, но детектив ли в центре его повествования? История – главное пиршество для Юзефовича. К ней он относится очень бережно, как к первой иррациональной любви. Возможно, история и есть первая иррациональная любовь Леонида Абрамовича.

Итак, история.

Однажды бывший солдат Красной армии – Свечников – приглашает выступить певицу Зинаиду Казарозу в клубе Эсперанто. Представление, правда, кончается очень быстро – Казарозу убивают. Спустят пятьдесят пять лет происходит встреча старых знакомых — Свечникова и сотрудника местной газеты Вагина, ещё одного участника расследования убийства Казарозы.

Медленному погружению в роман способствует сосущая пустота: что там дальше? Нетерпение уж так легко провоцируемое Юзефовичем захлестывает с головой. Интрига, детали, временные пласты, так чётко переданные взглядом автора и тихое отстранённое жужжание в голове, проникающее глубже и глубже, что Россия – оплот качественной современной исторической прозы. И здесь – если сверяться с Юзефовичем в фактах и деталях – он вполне чувствует себя прекрасно, настоящий историк, заправляющий своей стихией на литературном пространстве.

«Казароза» – сладчайший нектар русской письменности начала двадцать первого века; бережное до дрожи отношение к слову и факту. И хотя не каждому человеку  описываемые Юзефовичем реалии будут понятны, но детальность повествования ещё один важный конёк произведения. За каждой из указанных мелочей выстраивается блистательная картина времени, ощущается пойманный дух. Читать эту книгу – опускаться на уровень эпохи с замечательной детективной интригой.

Беспощадная потребность в интеллектуальном историческом романе в современной России – наросла хорошо. Одним Акуниным насытиться сложно, а Юзефович со своим цветастым стилем и исторической точностью может привести в экстаз.

Не слишком сложный, но весьма закрученный, увлекательный, точный и пронзительно душевный роман о любви к истории, сути эсперанто и волнениях в умах и сердцах людей. Ещё одна невероятно живая и без нарочитой патриотичности созданная литература.

«Казароза» – это роман-возможность; повествование об убийстве, заштрихованное особенностями 20-ых годов прошлого века.

Вердикт: лёгкое увлекательное историческое полотно, сдобренное детективной интригой.


Статья написана 5 января 14:49
Размещена также в рубрике «КИНОрецензии»

  "Яркость"

Выкрутите яркость на максимум.

Да, на максимум, пожалуйста.

Не получается? Эх.

Бывает, нужно снять кино. Представьте, что вы засветились, засверкали, заискрились и тут пришёл Дэвид Эйр. Он окинул вас взглядом и сказал: «А что. Неплохое продолжение для «Отряда самоубийц». Не прошло и получаса, а новый сценарий (в который достаточно подставить нужное) уже лежит на столе боссов из Netflix. И они такие говорят: «Вот тебе Уилл Смит. Вот деньги. Вот тебе какая-то хрень, чтоб ты её вот в этот эпизод фильма прикрутил». И Эйр уходит. Он всё-таки режиссёр. Снимал Смита, Лето, Робби и ещё целую плеяду актёров в фильме «Отряд самоубийц».

Выкрутить «Яркость» на яркость – не получилось.

Несмотря на неплохой визуальный ряд и множество приятных мелочей, фильм напоминает всё тот же «Отряд самоубийц». Правда, невнятный сценарий заменён на полувнятный, а сказка – спасём мир, приобрела камерное действие.

Режиссура и операторская работа шалят. То нам предлагают первоклассную сцену с аварией машины в режиме slow-motion, то подсовывают какие-то невнятные кадры. Неприятно то, что экшен-сцены выполнены так же: редко за какую чёткую перестрелку или драку можно зацепиться. Большинство из них смотрится с изрядной долей скепсиса. Да и наблюдать за цветными пятнами непонятного экшена как-то странно. За весь просмотр единичные сцены, когда хочется смотреть с наслаждением. Ощущение, что оператор никак не мог словить весь смак, а режиссёр не знал, как придать этому действию красивый вид.

Но мало было проблем с картинкой и увлекательностью, актёры тоже подкачали. Играть ярко, будто никто из них и не умеет. Смит будто попал на съёмки случайно и не понимает, что от него требуют, а его коллега пытается казаться меланхоличным симпатягой. Эльфийка и не пытается играть, просто носится где-то рядом и откровенно паразитирует в кадре. Остальные персонажи либо картон, либо бумага – третьего было никак не дано.

Конечно, концепт не ужасен. Идея раскручена очень слабо, потенциал был, впрочем, как и у «Отряда самоубийц». Но Эйр вооружившись пушкой и огнемётом, сжарил своё творение до тусклого огонька, вместо яркого пламени.

Ругать фильм можно бесконечно. Примитивнейший сценарий, средненькая постановка, полностью с атрофированными актёрскими навыками состав, слабо реализованная в фильме концепция идеи волшебного мира рядом с человеческим. Можно и защитить фильм. Были неплохие сцены, местами он весьма стильный, неплохо проработанный визуал.

Итог получается невзрачным. Дэвид Эйр слишком увлёкся содержанием, чтобы вспомнить о блеске внутри картины и создать полноценный качественный продукт. Уж слишком близкий повтор к «Отряду самоубийц» и долгое топтание на месте.  

Вердикт: слабое кино и повтор для Эйра. Да и от сервиса Netflix ожидаешь обычно большего.

Мужики, а «Яркость» будет?

Нет, не будет. Её затемнили.


Статья написана 5 января 13:22
Размещена также в рубриках «Хоррор, мистика и саспенс», «Рецензии»

Маргарет Этвуд "Каменная подстилка"

Если обратиться к истории канадской литературы, то удивляешься спокойствию и размеренности их прозы. Маргарет Этвуд чисто канадская писательница. Нет в её творчестве эмоционального накала южной готики, нет и русской сатиры-критики, нет и типичного магического реализма, невесомого от своих корней Латинской Америки. Этвуд нерасторопна, нединамична, не лиха и не увлекательна в прямом смысле этого слова. Уж больно бытовая проза у Букеровской лауреатки.

Что же, за чуть более годовое чтение любого автора, тем более хоть и не слабого, но для своего же внутреннего мира не безупречного, набивается оскомина. Если вам приглянулась Этвуд и вы считаете её неплохой писательницей для времяпровождения и не боле, то рискуете в какой-то момент устать. А устать от Этвуд можно легко, слишком она напоминает то платье, которая носит постоянно жена по дому или вечные домашние штаны мужа.

С первого раза новый сборник Этвуд на русском языке воспринимается хорошо. Пролистывая книгу уже после прочтения, диссонанса не возникает. «Пожирательница грехов» в своё время оказалась весьма и весьма неровным сборником. К счастью, «Каменная подстилка» та самая удачная сборка текстов. Прежде всего: истории скомплектованы удачно – порядок не подкачал. Качество текстов не упало, только стиль и язык, покоряющие в других произведениях, усохли и вместо цветов остались крепкие, но не такие красочные как сам цветок, стебли. Слишком прост в этом сборнике язык писательницы.

Но в чём главное очарование «Каменной подстилки»?

Представьте, что вы подошли к реке Времени. Вы всматриваетесь в неё и видите своё настоящее, прошлое и будущее. Наблюдаете за временем, что является магическим предметом. Вот и истории сборника пронизаны бесконечным ритмом великого времени. Главные герои часто оказываются в своём и без того жестоком настоящем крайне пожилыми людьми. Их время на исходе и они вспоминают прошлое. Всё с тщательностью продуманное лейтмотивом время пронизывает их, делает счастливыми или убивает. Время есть главная тема сборника. А река Времени – жанр: магический реализм и мистика.

Тройка первых произведений  легко увязывается в маленький цикл — трилогию. Странный канадский магический реализм, тема мести, прощения, бурной молодости и как дурацкая забава становится массовым явлением. Время здесь присутствует и оно проходит главной линией трилогии. Финал, как и положено временами у Этвуд, вызывает катарсис. Прощение – есть благодетель, а возраст этому способствует. Немножко лёгкого флера.

Следующий рассказ написанный по заказу Майкла Шейбона «Lusus Naturae», один из лучших в книге. Он хоть и кажется угловатым пересказом известной морали, но он скорее притча-перевертыш, мрачноватая сказка о неприятие, злобе и уничтоженной жизни. Жутко? А история небольшая, дерзайте.

Две истории идущие следом, не самые выдающиеся и вполне закономерные для писательницы. Первая – очередная попытка описания бытового: жена выгнала мужа из дома, но не знала, кто он такой в действительности. Драма быстро перерастает в накал и в финале становится грандиозным пшиком. Живость Этвуд, словно теряется и время расползается. Вторая история – малопонятный кусок вырванный из другого материала. Героини постоянно вспоминают прошлое, но оно мутное и тусклое для читателя. Без знания первоисточника ни к чему не обязывающая вещь. Думается, для тех, кто прочитал не переведённый на русский роман, история  раскроется намного лучше.

«Мёртвая рука тебя любит» – ещё одна приличная история из сборника. Отличный с вложенным сюжетом постмодернистский бытовой рассказ, где роман ужасов служит мостиком между сердцами двух людей. Время снова берёт своё, ломает преграды. Этвуд снова касается тем прощения, молодости, ошибок и творческого начала проистекающего из самой жизни.

Одноименный рассказ, ещё одна средненькая для сборника вещь. Время хоть здесь и есть, но оно стоит на месте. Ощущение, что кто-то сломал часы и кинул за борт. Тема мести подана не слишком оригинально. Да и то, что сотворила главная героиня, не придаёт рассказу эпатажа. Убийством никого не удивишь, тем более абсолютно не оригинальным.

Завершающее произведение и скучное, и интересное. С одной стороны перед нами хорошая задумка, с другой – читать историю нудно. Пожалуй, единственная вещь в сборнике, которая ломает канон времени и пружинисто идёт к финалу. Странное преломление смыслов и идеи, которые на деле могут оказаться пустышкой.

Вердикт: приличный сборник с половиной шикарных магреалистических и мистических историй и в накидку к читателю с парой блеклых побрякушек. Вполне себе приятная книжка для знакомства с писательницей.


Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 ... 17  18  19




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 35

⇑ Наверх