Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Evil Writer» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 ... 17  18  19

Статья написана 3 января 14:29

Итак, приступим.




Лучшие книги:

Джозеф Хеллер "Поправка-22"

Джон Барт "Химера"

Владимир Набоков "Лолита"

Саша Соколов "Школа для дураков"

Лучшая фантастика:

Уильям Гибсон "Нейромант"

Лучшая отечественная книга:

Владимир Сорокин "День опричника"

Лучшая прочитанная в 2017 году новинка:

Эдриан Джоунз Пирсон "Страна коров"

Лучшая антология или авторский сборник:

Маргарет Этвуд "Каменная подстилка"

Лучшая поэзия:

Чеслав Милош — сборник "Второе пространство" (серия "Азбука-классика")

Линор Горалик — россыпь стихов

Лучшая повесть:

Альбер Камю "Посторонний"

Лучший рассказ:

Уильям Гибсон "Отель "Новая роза"

Лучшее эссе

Томас Пинчон "Хорошо ли быть луддитом?"

Альбер Камю "Миф о Сизифе"

Лучшая публицистика/мемуар:

Боб Дилан "Хроники. Первый том"

Разочарование года:

Отесса Мошфег "Эйлин"

Боб Дилан "Тарантул"

В этот раз на орехи досталось многим. Комментировать не буду, ибо номинации говорят сами за себя.

И с Новым годом!


Тэги: итоги
Статья написана 18 декабря 2017 г. 19:02
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Размышление о языке в покоряющей книге "Школя для дураков"

И годы проходят, милые годы – вспоминают многие прекрасное школьное время. Для кого-то оно и может прекрасное, но писатель Саша Соколов: увековечивает школьное время неожиданным образом для русской литературы: рассказывает историю мальчика с психическими отклонениями из школы для дураков; идея для книги вышла вполне обычной, но Соколов на это не остановился, а создал абсолютно оригинальный и самобытный стиль повествования вкупе с подачей материала. Так и родилась знаменитая соколовская проэзия.

К 1973 году идея потока сознания была не нова. Как позже в беседе с Владимиром Чередниченко – доктором филологических наук – писатель отмечает: Джойса он читал в оригинале со словарём; и от влияния великого ирландца даже не смел открещиваться. Неудивительно, что для Соколова этот приём стал едва ли не сюжетообразующим. К тому времени идея успела расслоиться на все пласты и плотно войти в литературу, но обрести истинную, чистую, упорядоченную форму хаоса, ей только предстояло. Насмешка или ирония, но русский превращает европейский приём в идеальную слаженную машину. Возведя поток сознания в абсолют, Соколов нагло смешивает его с поэзией. И у него это получается! Удивительно как быстро он осваивается в новом течении и подстраивается под правила игры.

Анализируя манеру письма Соколова, невольно приходишь к мысли, что перед тобой нечто больше просто прозы или поэзии. Проэзия? Скорее деконструкция времени и пространства в тексте, с множественным наслоением семиотических значений. Но отсюда вытекает проблема текста: воспринимать текст едино – невозможно; семиотические значения, теряют смысл лишенные опоры других; наступает коллапс текста. Как его воспринимать? – спросит читатель. Текст Саши Соколова и не предназначен для разумного – читай: адекватного – восприятия.

Его истинность суждений и мысли не прерогатива создания универсальной точки зрения, которая может образовать единственный и верный смысл по принципу классического романа. Нет в книге точки опоры для горячих споров о порочных страстях, обличения лицемерия и ханжества. Соколов всё-таки постмодернист и его не волнует феерическая развязка сложной сюжетной структуры. Будь нарратив не ладен, но именно у Соколова он скатывается едва ли не в психолингвистическое радио, так часто грешащее перечислениями и бессвязной речью складывающейся в словесный поток.

Язык у автора – явление уникальное. Не зря его прозывают проэзией – скрещением поэзии и прозы, с особой тщательностью взболтанной барменской рукой. Единственное «но», текст – поток воды, несущийся внутри трубы, гудящий, затягивающий, местами наивный, густо сдобренный метафорами и высокоплотными аллюзиями. И не каждого он затянет, уж больно специфичен слог автора. От него может закружиться голова, возникнуть рвота, подступить ощущение расслоения реальность. Читатель проваливается сквозь текст и  как бы вступает в симбиоз с героем – аутентичным мальчиком с психическим отклонением. Если симбиоз никак невозможен, и отторгается, вряд ли текст обрадует читателя. Скорее наоборот, — превратится в настоящую муку, подобно адскому наказанию по Данте Алигъери.

Максимально громко говоря: Соколов махинатор от литературы. Многие писатели годами пытаются играть по правилам текста, усваивать его, понять, использовать в своих целях. В руках Соколова текст – глина; ему удаётся невозможное: подчинить текст себе.  И он лепит, выстраивает фраза за фразой, слова к слову, знак к знаку. Великолепно!

«Школа для дураков» – мощный, с трудом усваиваемый материал для чтения. Нарочито сложный и с грандиозностью продуманный текст, изображающий внутренний мир психически нестабильного ребёнка. За чтением романа возникает ассоциация с Вирджинией Вулф по продуманности деталей, глубоко и очень остро выписанным характерам, раскрытых в схожей с соколовской манере языка. Есть у них с Вулф похожая психоактивная манера письма, точно изображающая психологию персонажа и двойственность реальности через поток сознания.

Действительно важное событие для отечественной литературы тех лет. Только опять недооценённое эпохой Советов, и ставшее достоянием благодаря издательству Ардис и инициативе гениального американского издателя — Карла Проффера.

Саша Соколов написал очень мало книг, но запросто заслужил внимание только за роман «Школа для дураков». За неповторимый язык, яркое изображение главного героя, предельно размытый, но в тоже время особенный слой нарратива. Книга-событие и особенно для тех лет. Так сейчас никто, к сожалению не пишет. Уж тем более на русском пространстве. Взаимосвязь культурного гения и страны — стёрлась.

Грандиозный постмодернистский пласт советской литературы, растирающий сознание своего доверчивого читателя в фоновый шум стиля Саши Соколова. И такая особенная школа письма у Саши Соколова — великого русского писателя широкой души и высокохудожественного экспериментатора литературы. Единственный вопрос по прочтению: как? как Соколов подчинил язык себе? Видимо через сознание своего литературного героя.


Статья написана 17 декабря 2017 г. 18:07

Я тут сидел и задумался, что Пинчон на фантлабе не слишком раскрученный автор — фантастика у него тоже есть, но не настолько типичная к которой все прывыкли — и хотелось бы немного внести ещё способов его раскрутить. Поэтому сейчас будет небольшая подборка интернет-материалов из сети и плюс фотографии моих томиков, которые в грядущем году будет больше.




Дмитрий Быков о чтении Томаса Пинчона и "Bleeding Edge"

Путеводитель по Пинчону от Сергея Кузнецова

FURFUR: чтение "Радуги гравитации"

"Хорошо ли быть луддитом?" переведённое недавно эссе Пинчона командой Pollen Press

О непереведённом романе "Мейсон и Диксон" снова от Pollen

Интервью с первыми переводчиками Пинчона

Плюсом у Pollen выходило два номера журнала полностью посвящённые феномену автора.

Это, конечно, не всё, что есть в сети. Кое-что приберегу для поста "Пинчономания #2". В следующий раз будет больше текста, плюс всяческие вкусные плюшки по пинчоноведению и материалов о нём.


Статья написана 9 ноября 2017 г. 20:06
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Грэм Свифт "Земля воды"

Истории в рассказах. Для кого-то любимый приём, для кого-то головная боль.

Писатель Грэм Свифт – личность неординарная. Экспериментатор, литературный кулинар и магнит для разношёрстных премий, автор нежно-сочного «Материнского воскресенья» и псевдонуарного любовного детектива «Свет дня». Где-то ломок, где-то страстен, а то и вовсе лиричен до бытовой откровенности. Тип писателя склонного не разукрашивать человеческую жизнь, а скорее заставлять выцветать её до более-менее серой и пресной обыденности человеческого существования.

Если долго подходить к роману «Земля воды», в глаза бросится выцветшая мозаика. И не только она: отутюженная патриотическая история, отпаренная как британский флаг перед приёмом глав как минимум тридцати государств.

От «Земли воды» очень быстро становится скучно. Съесть разом и насладиться: не получиться. Тут и стиль: хороший, но вгоняющий в сон; дроблённый сюжет не способствующий увлечь на должном уровне; с парадоксальной упрямой манерой исписанные пятьсот страниц. Свифт как злобный гений, с какой-нибудь страницы комикса, решивший погрузить человечество то ли в экзистенциональное бытие, то ли в вечный сон – и вот-вот, ему удастся.

Читать «Землю воды», крайне затруднительно. Она как будто предназначена для историков. Сделана для узкого круга людей, для истинных патриотов Британии и должна сверкать где-то рядом с королевской короной. История в рассказах на поверке дня, пронизана невнятным бухтением главного героя о его родных местах и о людях их населяющих. Причём написана книга с ужасной исторической дотошностью и важностью с рваным минимумом какой-либо динамике. Её и вовсе нет: ни в словах, ни в поступках. Всё вроде, как и движется, но странным образом стоит на месте. Застывает в янтаре. Обтекается рекой времени, но при этом замирает. Видимо Свифту удалось отлично запечатлеть портрет Англии XX века, рассказать её историю и затормозить время, опрокинув песчаные часы.

Разбегаясь с обрыва: книга стирается в памяти очень легко. Остаются только схематичные линии, да какие-то отдельные эпизоды. Зафиксировать всё целиком, нелегко. Да и пресловутое с западных ресурсов постмодернистское английское полотно, абсолютно разочаровывает в своём нелепом барахтанье в кусках сшитых историй. А жалко! Можно было сделать отличную конфетку.

Вердикт: широкий размах, едва ли не эпическая семейная сага, но полностью испортившая впечатление своей историческим назиданием и застывшим на месте портретом Англии. Чисто английский коллаж – не удался.


Статья написана 28 октября 2017 г. 23:15

Небольшое объявление. Если кто-то хочет файлик сборника "Поэты Максатихи" с моими стихами и суровой редактурой нордического характера, то может написать мне в личку. С лёгкостью предоставлю файл в формате epub и doc.

Пишите, не стесняйтесь. Предоставлю всем желающим.


Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 ... 17  18  19




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 35

⇑ Наверх