Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Evil Writer» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 ... 13  14  15

Статья написана 30 мая 18:45
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Эдриан Джоунз Пирсон "Страна коров"

Убить шутку легко – достаточно объяснить её.

Так вот роман Эдриана Джоунза Пирсона – автора без фотографии и биографии – одна сплошная без всякого стыда рассказанная шутка. И ради всея литературы, не стоит вестись на громкое заявление обложки, что автор подобен Пинчону. Всё что объединяет этих двоих: скрытность и стилистическая математика слов и образов. Далее всё расходится. И «Страну коров» явно писал не Томас Пинчон. Слишком для него толсто, с нетипичным юмором и абсолютно разной манерой построения нарратива.

Пирсон – человек-загадка; умён, находчив, умеет шутить, рассказывать приглаженные вкусные байки, но лучше от этого не становится. Если писатели-гиганты похожи на деревья с вросшимися корнями в текст-землю, то Пирсон скорее дорожный знак. Более прямой, воткнутый в благодатный бетон, с разрисованным хулигански кирпичом. «Страна коров», тот самый случай, когда интересно, в меру увлекательно, разбросано много шуток, а в итоге за постмодернистскими приёмами и хихиканьем – ничего не просматривается. Текст – оголённый и пустой всматривается в душу читателя.

Но в защиту Пирсона стоит сказать пару слов. Это, конечно, не языковая система Пинчона, но где-то близко. Пирсон читается с интересом, и его стилистика – вполне возможно сама по себе отсылка-реверанс, которую (если оно так) сложно разгадать.

Пирсон – развлекательный автор. В нём нет морали, нет торжества мысли, нет измученных всем миром дилемм. Всё подчинено сюжету и замкнуто на текстовых особенностях. Отсюда выливается и юмор Пирсона – ни ирония (присущая постмодернистам), ни сатира, ни какой-нибудь гротеск – вполне чётко и с привязкой к сюжету. Частенько ловишь себя на мысли, что улыбаешься над изощрённостью автора, но до коликов он вряд ли заставит смеяться.

По своему существу, «Страна коров» подойдёт всем как прививка от скуки. Плюс: вполне себе новый образчик современной постмодернистской литературы; очень даже лайтовый, попсовый и необязательно со всех ног кидаться в омут гугла, чтобы разобраться в чем, в конце концов, дело. В этом отношение, Пирсон проще своих хардовых коллег вроде Пинчона, Барта и Деллило.

И да: шутку Пирсону убить не удалось. Она вышла большой, увлекательной и ничего не объясняющей, – сравнивать книгу с монументальным трудом Уоллеса, полное безумие – но себя пре чтение полностью же оправдала.

Вердикт: вполне себе хороший постмодернистский развлекательный роман о американской учёбе на периферии.


Статья написана 25 мая 23:09

Наступает летний период и скорее всего, будет затяжной перерыв в рецензиях. Первая и самая, что ни есть очевидная причина – толстые романы на подходе. На полках давно ожидают прочтения классические и культовые романы прошлого. Прежде всего, я готовлюсь к мегазаходу на «Дон Кихота» и «Улисс». Пожалуй, в обозримом будущем – самые монументальные труды для прочтения. С наскока точно не одолеть, а потому, времени чую, займёт очень много. Ко всему прочему, на полках покоится «Госпожа Бовари», «Бесы» Ф.М., «Анна Каренина», «Лолита» и тонкий, но вполне ожидаемо сложный – «Школа для дураков».

Рецензировать эти книги, я категорически отказываюсь. Буду осваивать новый для себя жанр, как эссе – для рассказов о классике, думаю, будет в самый раз.

Все крупные развёрнутые рецензии у меня истончатся к концу июня, и их будет 4 штуки. Позже, после возвращения на круги своя, рецензии будут только на свежие новинки. Всё остальное перейдёт в раздел «эссе и комментарии».

Колонка заполняться будет. Мелкими штрихами, комментариями, какими-нибудь наблюдениями, но и только.

Вторая чудовищная новость: колонка перейдёт в новый режим. Материалы станут появляться более чаще и регулярно. Материал станет намного разнообразнее, а форма свободного комментирования, позволит охватывать больший спектр. Сюда пойдёт много сложнорецензируемой публицистики, нон-фикшн, статьи и эссе.

Темы расширятся тоже. Книжная рубрика так и останется главной, но к ней прибавятся музыкальные темы, кино и сериалы, и много всякой поп- и хард-всячины.

Ещё одна главная новость: фантастика снова вернётся в мою колонку. Не в больших количествах, но с лёгкой руки и по мере её ознакомления, будут появляться свежие материалы.

Полное обновление планируется не раньше 20 июня, до этого, вещаем в обычном режиме, возможно с попытками нововведения.

И вопрос ко всем желающим. Нужно ли подводить в июне полугодовые итоги и немного рассказать из лучшего прочитанного, просмотренного, прослушанного (нужное подчеркнуть) и прокомментировать?


В дополнение: красивейшее издание "Радуги тяготения" Томаса Пинчона на английском языке.


Статья написана 25 мая 22:20

В прошлом году мне удосужилось разразиться рецензией на новинку – "Краткая история семи убийств" Марлона Джеймса Я ошибся. Никому не стоило слушать, а просто взять книгу в руки и ознакомиться самим.

Сознаюсь, я погорячился. Стоило мне остыть, полистать книгу, зачитать отрывками уже пройденный материал и я поменял мнение. Книга хороша. И довольно хороша. Возможно, всё-таки местами и затянута, и вовсе не о покушении на хип-хоп певца Боба Марли, но она сумела пробить мой лёд под другим углом.

Отойдя от первого прочтения и мыслей, я сел за переосмысление. О чём «Краткая история семи убийств»? Всё очень просто: о Ямайке времён Боба Марли. Немного покопавшись в истории Кингстона, можно найти много параллелей с книгой. Джеймс отлично сумел воссоздать дух и атмосферу Ямайки 70-ых. Эту дикость, беспечность, безумие, бандитизм. И тут, наверное, язык Джеймса вполне оправдан: резкий, с кучей сленговых словечек, где-то пошлый, брутальный, переполненный корявой речью преступников, но потому и такой правдоподобный. От этого складывается ощущение, что книгу писал человек, сам на своей шкуре испытавший все прелести того времени; свой в доску человек в преступном мире.

В плюсы можно занести и детализированность романа. От этого более выпуклый, подробный и весьма натуралистичный. Хотя сорокинской мерзостью здесь и не несёт, но неаппетитные моменты всё же есть. У Джеймса больше плюсов. Но раскрывать все фишки романа – смысла нет. Только одно предупреждение – это всё-таки книжка о гангстерах, целой эпохи, жизни, перемен.

Трактовать Джеймса не стоит. Вряд ли за языковым миксом диалекта, сленга, терминов и дикой ругани есть какое-то иное предназначение, кроме как изобразить портрет страны и эпохи. Плюс довольно большой уровень насилия. Не побоюсь этого слова, – ультранасилия.

Думаю всем интересующимся, стоит прочесть роман. Это, конечно, не новомодная Янагихара или там вытащенный из глубин Магнус Миллз, но всё же человек сумевший увековечить образ Ямайки. Возможно, не тот сахарно-приторный, положительный и оптимистичный, зато колючий, злой, невозможно брезгливый и с кровавым развлечением для тех, кто соскучился по фильмам Тарантино, брутальной жестокости, хорошему литературному криминальному сюжету и хочет просто отдохнуть с книгой лёжа летом в гамаке.

Рекомендовать?

Только для любителей хардкора.


Статья написана 21 мая 14:47
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Джеймс Баллард "Выставка жестокости"

Наверное, каждый раз в жизни задавался вопросом: что есть человек? Пытался рыться в чудном механизме своих и чужих желаний, препарировать человеческий мозг и искать закономерности. Люди вроде Джеймса Балларда – прославленного классика второй половины XX века – всегда пытаются развинтить homo sapiens на составные части. Классик английской литературы увлекался разбором человека на детали именно в психологическом плане. Поэтому основными темами писателя стали: человеческая жестокость, мир фантазии, психопатологии и психосексуальности. Крепко разбавленные максимально натуралистическими описаниями насилия и секса. Но что стало отправной точкой Балларда-фантаста к Балларду-реалисту? Давайте сейчас и разберёмся.

Говорить о таком культовом сборнике как «Выставка жестокости», довольно тяжело. Каждое слово так и норовит обернуться против тебя. Но! Тем не менее, сказать хочется. Всё-таки русскому читателю сборник успел дойти только в самиздатовском варианте и не успел стать достоянием большинства. А именно он стал предтечей «Автокатастрофы» и многих последующих романов.

Пятнадцать рассказов и одно предисловие (написанное Уильямом Берроузом) ни много, ни мало это в среднем довольно своеобразное описание ключевых событий и идей XX века. Конечно, Баллард по большей степени охватывает историю Запада. На его страницах нашлось очень много культовых личностей Америки вроде Джона Кеннеди и Мэрилин Монро. И не только их. Через выдуманных персонажей автор протягивает свою версию прошлого века. Грамотно переплетает факты и вымысел. Тасует глубинное сознание и ловко подменяет его на реальность. Ухватить мысль за хвост зачастую даже сложно. И язык, и стилистика автора в некоторых местах настолько вычурны и подобраны под описания, что ненароком сталкиваешься с дилеммой: человек ли сам Баллард или машина, рассказывающая о человеке с чётко выбранными словами и музыкально собранными предложениями? Это тот случай, когда энциклопедическая чёткость граничит с нелинейностью художественного языка. Баллард умеет приковать взгляд к своей бесовщине. А иначе происходящее как-то сложно назвать.

За главными плюсами, скрываются и главные минусы. Например: тяжеловесность и вычурность языка перегруженного терминами. И мало того, содержание зачастую даёт совсем неаппетитные и невкусные для усвоения подробности. Но это не конец того ужаса с коим суждено столкнуться читателю! Вычурная форма всех рассказов, где каждый абзац несёт функцию главы, эпизода (!) и при этом даже озаглавлен(!), так мало того, что текст не всю страницу, а лишь на две трети, остальное отгорожено чертой и тщательно снабжено комментарием. Довольно затруднительное чтение для того кто не привык к подобной экспериментальной форме в литературе.

По своему наполнению и форме «Выставка жестокости» смотрится резким плевком в историю США за период XX века. И хоть это не видно невооружённым взглядом, но авторская ирония, проскальзывающая то туда, то сюда, явно намекает на несостоятельность теорий заговоров и прочих-прочих надуманных выводов к тем или иным событиям.

От чтения сборника вряд ли все будут в восторге. Это эстетическая игра истории, слова и надменного замысла писателя. Слишком много в Балларде эпатажа и конструирования словами странного и абсурдного мира. Эти истории ни для всех, и не каждая следующая для того, кому понадобилась предыдущая. Это дань, мысль о непостоянстве, вольности, безумстве истории и интерпретации фактов истории. Если решились, то приготовьтесь. Пристегните ремни. Эта книга – не развлечение.

Вердикт: сложная, запутанная структура, написанная на довольно интересном, если не уникальном во всём своём роде языке, но явно граничащая с фолом и абсурдом. А за всем этим улыбающейся Баллард.


Статья написана 2 мая 21:11
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Маргарет Этвуд "Ведьмино отродье"

Шекспир и Этвуд? Серьёзно ли настроен этот издатель?

Безумец? Наглец? Или гений? Без малого – слишком много вопросов.

Любой культурный феномен однажды становится достоянием массовой культуры. Его ласкают, нежно превозносят, говорят, пишут, обсуждают на ТВ. Шекспир – величайший драматург Англии. Его наследие – а оно максимально эстетизированно – закралось во все виды человеческой деятельности. В наше время почти вся драматургия покоится на плечах именитого англичанина. Конечно, не его одного, но именно Шекспир заложил положения большинства современных трагедий.

Драматургия произведений Маргарет Этвуд – очень утончённая и женская политика ума. Когда мне пришла книга с пометкой «Шекспир XXI века» под её авторством, я долго вертел сие творение в руках. Как-то нелепо звучало это. «Буря» в эпоху интернета и мобильных телефонов? Первое что ждёшь – пере изложение всем знакомой классики на новый лад. А получаешь на деле, чёрт знает что, а сбоку всеми пресловутый и ядовитого цвета бантик.

Прежде всего: роман не по мотивам «Бури». Очевидные параллели есть, но это всего лишь – извиняюсь за тавтологию – параллели. Основной сюжет расскажет об изысканной мести одного талантливого театрального режиссёра скинутого стараниями врагов со своего места. Теперь он сменил имя и преподаёт курс литературы в тюрьме, в которой и решает поставить свою новую грандиозную версию шекспировской «Бури». Что же, основную фабулу сюжета я раскрыл, но все её мелочи закономерно наталкивают на мысль: что за сказку о ворчливом Монте-Кристо от искусства сочинила Этвуд? Поверить в происходящее на страницах книги – сложно. История, выведенная канадской писательницей, больше попахивает коммерцией и скорым на руку проектом ради денег, нежели очередным классическим этвудовским романом. В ней нет ни фирменного для писательницы психологизма, ни убедительных характеров, ни жизни закрученной по спирали. Всё то, за что можно было любить Этвуд – испарилось. Даже язык несколько поблёк, хотя и остался на высоте. В этот раз не удалось написать, столь же цветисто и узорчато, а скорее просто хорошо.

Ругать Этвуд совершенно не хочется. Роман читается, без всякого удовольствия, с маленькой толикой интриги (как Феликс провернёт свою месть), но в итоге отдаёт изрядной сказочностью, а временами и вовсе надуманностью для реалистического романа. Возможно, это хитрый этвудовский ход конём – сказочка на базе театра.

Роман хорошо прочтётся теми, кто мало знаком с творчеством автора и никогда не держал в руках с ведущими произведениями вроде «Слепого убийцы». Для остальных, он больше покажется поделкой на пару вечеров.

Итог: ничем не примечательная история тщательно сдобренная драматическими финтифлюшками оригинальной «Бури» и читающаяся в пару вечеров.


Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8  9 ... 13  14  15




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 32

⇑ Наверх