— Ян, вы чегэкашник с солидным стажем, то есть по определению человек эрудированный, с аналитическим складом ума... Однако самый успешный ваш цикл «Ничья земля» — фантастический боевик. Мало того — боевик постапокалиптический. С чем связан столь, извините, неоригинальный выбор жанра?
— По поводу попадания романа в лениздатовскую серию «Фантастический боевик» вы трогаете меня за больное. Я много раз пытался убедить Александра Сидоровича, что это совершенно другой жанр — роман-предупреждение, социальная фантастика, да и не фантастика это, в общем-то, если разобраться, — но Сидорович был непреклонен. Доктор сказал в морг? Значит, в морг! И «Ничья Земля» вышла именно в этой серии.
С другой стороны, у Александра Викторовича был совершенно неубиваемый аргумент: «Ты хочешь, чтобы роман увидел свет? Назови его фантастикой. Иначе его просто не пропустят».
Но теперь, когда роман давно издан, переиздан и распродан, можно сказать: это не фантастический боевик. Это не постапокалипсис. Это не шпионский роман и не политический триллер. Это все вышеназванное в одном флаконе, жанровый коктейль многоцелевого действия.
Что касается моего ЧГКшно-брейнрингового прошлого, то именно старая закалка позволила мне написать книгу, в которой пять многослойных сюжетных линий, за которыми и уследить-то было трудно, благополучно сплетаются в довольно реалистичный и жесткий финал. Роман написан, как «паззл», и только в тот момент, когда последний элемент ложится на свое место, читатель имеет возможность увидеть полную картину, понять, что все, что он прочел раньше, оказалось вовсе не тем, чем казалось.
Что касаемо жанра... Вот поясните мне, чем плох постап? Почему постап не может быть хорошей литературой? Какое, вообще, отношение жанр имеет к литературной ценности произведения? Мне кажется, что такое вот отношение «через губу» к некоторым направлениям литературы свидетельствует лишь о снобизме критиков, и ни о чем больше!
«— Вас называют писателем-фантастом, Денис. И в каждой вашей книге есть фантастическое допущение. Почему именно фантастика для вас — основной жанр?
Голос у нее несколько лучше внешности, но не намного, хотя она пытается припустить чуть хрипотцы для сексуальности, только получается похоже на хронический ларингит. Но вопрос нормальный, без второго дна. Возможно, она даже читала «Факельное шествие». Или «Плохие новости на понедельник». Неважно, что... Важно, что читала.
— А почему нет? Чем фантастика хуже исторической драмы? Или городского романа? Скажите, Анна Каренина существовала в реальности? А каким был Кристобаль Колон, если он был? Тарас Бульба, князь Серебряный, Захар Беркут, д`Артаньян? Кто они? Исторические фигуры, плод воображения авторов? Или и то, и другое? Весь мир, который мы помним, выдуман писателями! Мы знаем войну 1812 года по роману Льва Толстого, революцию — по Лавреневу, Бабелю, Алексею Толстому. Все — войны, катаклизмы, великие открытия, научные свершения — для нас сохранили писатели. Кто из обычных людей станет читать хронику, когда есть романы? Восстание Спартака — это Джованьолли, ад — это Данте, Южная Америка — это Маркес. Каким останется в истории политик, зависит не от него и даже не от его дел, а от летописца. Что мы будем вспоминать о событии через 20-30-50 лет, зависит от того, что напишут о нем писатели».
Это из моего нового романа, который пишется уже больше года, из «Чужих снов».
И это тоже оттуда, чтобы я ответил вам не сам, а устами своего героя-писателя:
«— Меня считают фантастом, — продолжил Давыдов, улыбаясь, — но я не пишу фантастику. Я пишу о том, что мне интересно, что меня волнует. Мне надо сделать книгу такой, чтобы вы ее запомнили, чтобы порекомендовали прочесть ее вашим друзьям и близким. И если для этого нужно фантастическое допущение, то я с удовольствием его сделаю. И оно станет реальностью для тех, кто роман прочтет, полюбит моих героев и проживет с ними придуманный мною кусок жизни. Это не фантастика, это просто литература. В литературе нет высоких и низких жанров, есть хорошие писатели, которые пишут интересные книги, и плохие писатели, которые пишут книги скучные. Есть люди, не владеющие ремеслом, и люди, ремеслом владеющие. Одних вы будете читать даже если они напишут телефонный справочник, а других не будете, что бы они не написали. Первично читатель выбирает не жанр, а рассказчика. Вот и все. Я ответил на ваш вопрос?»
Поэтому позвольте мне не согласиться с «неоригинальным выбором жанра». Я писал о своей стране, о вашей стране, о политиках, о судьбах, о прошлом, которое называлось СССР, о будущем, которого может и не быть, если мы не поумнеем...
Как по мне — прекрасный выбор и жанра, и темы. И то, что читатели ругали, спорили или хвалили роман с одинаковым пылом, лишь подтверждает мою правоту.
— Может быть, я ошибаюсь, но до последнего времени украинская фантастика, кроме сочинений Федора Березина и «Глобального потепления» Яны Дубинянской, отличалась низкой политизированностью. Если и интересовала писателей история, то общесоветская или вовсе всемирная. На ваш взгляд, стоит ли ждать стремительного роста политического самосознания фантастических масс?
— Мне нравится Березин. Я с удовольствием читаю Дубинянскую. Не помню, кто сказал: «Фантастика — это окружающая нас реальность, доведенная до абсурда». Если политика есть в реальности, но она будет и на страницах книг, к какому бы жанру они ни относились. У меня политика есть в каждом из романов. Она — полноценное действующее лицо, пружина, которая двигает действие, формирует поступки и характеры героев. Достоверность текста достигается наличием в нем деталей окружающей жизни, а, значит, и политики.
Посмотрите на сегодняшний Майдан, на острую, неопрятную, грубую полемику вокруг него в Интернете, посмотрите на лучшие образчики современной литературы... Разве вы не видите, что рост политического самосознания фантастических масс уже состоялся? Фэндом раскололся по политическому признаку с первых дней протеста в Украине. Писатели оказались далеко не толерантны по отношению к политическим взглядам коллег, а вместе с ними в войну вступили и читатели. Есть вещи, которые не оставляют людей равнодушными. Хорошо, когда события объединяют, но нынешние скорее разъединяют, раскалывают сообщество. Это, увы, факт свершившийся. Ну что ж поделать? С этим жить...
Надо помнить, что мир вокруг очень сложен, неоднозначен и разнообразен. В нем нет двух цветов — добра и зла, черного и белого, в нем миллионы оттенков серого и всех остальных красок.
И, садясь за письменный стол, писатель обязан об этом помнить.
Друзья! Кто не знает, уже несколько лет я записываю истории, которые мне рассказывают на конвентах и презентациях, за чашкой кофе или не только кофе друзья писатели и просто интересные творческие люди. На сегодняшний день вышли две книги "Многоточие сборки" и "Ближнее море", и уже написана, и теперь живет на компах редактора и художника третья, рабочее название "Букет незабудок". Почему незабудок? А потому что эти цветы, как узелки на память не дают забыть важное, нужное, тех, кого мы любим и любили, тех с кем никогда по-настоящему не расставались.
Третья книга будет издана в течение весны, а пока два вопроса:
1. У меня есть экземпляры "Многоточия сборки" мягкая обложка, фотографическая вкладка цена 200 р. и "Ближнее море" которую пришлось допечатывать, так как не хватило, тоже в мягкой с фотовкладкой и тоже 200 р. Вышлю всем желающим, привезу на Интерпресскон, или передам при личной встрече в Питере.
В книгах записаны истории рассказанные Г.Л.Олди, Д.Вересовым, Е.Лукиным, С.Арно, А.Балабухой, А.Волковым, О'Санчесом, Д.Володихиным, В.Ларионовым, А.Саламатовым, А.Сидоровичем, А.Смиром, О.Силиным, В.Беньковским, О.Кулаковым.
Упоминаются Ф.Березин, С.Битютский, Р.Бредбери, А.Валентинов, М.Веллер, А.Вознесенский, Э.Геворкян, Г.Гуревич, С. и М. Дяченко, О.Елисеева, А.Ерпылев, А.Житинский, Г.Жуков, А.Кубатиев, С.Лем, Э.Лимонов, С.Логинов, Г.Мартынов, П.Марушкин, Л.Панасенко, В.Пилевин, В.Пищенко, А.Сапковский, С.Снегов, А. и Б. Стругацкие, Д.Трускиновская, Н.Чадович, Б.Штерн, Н.Якимчук, Е.Хаецкая, А.Яр, К.Кедров, Е.Кацюба, А.Коровин и многие другие.
2. А нужна ли эта работа? И особенно, нужны ли книги в бумаге с фотографическими вклейками, или достаточно выложить в Интернете? Возможно кто-то захочет заранее подписаться на третью книгу?
Книжная ярмарка ДК имени Крупской объявляет ежегодный конкурс рецензий на книги, написанные в жанре фантастики «ФАНТКРИТИК-2014»!
В 2014 году «Фанткритик» — единственный в России конкурс рецензий и критических статей на книги в жанре фантастики — проводится уже в десятый раз.
Под катом -- официальный пресс-релиз.
10 лет — это большой срок для любого конкурса, и то, что «Фанткритик» ежегодно привлекает внимание литераторов из России и сопредельных стран (Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии), говорит о его востребованности и необходимости. В самом деле, все эти годы он остается практически единственной возможностью для молодых и маститых критиков, анализирующих фантастические произведения, представить на суд мэтров свои работы. Поставив своей задачей улучшение качества критики и рецензирования в сфере фантастической литературы, «Фанткритик» повышает уровень литературоведческого мышления и задает стилистические стандарты, отмечая те рецензии и статьи, которые сами по себе являются законченными литературными произведениями.
Конкурс проводится попечением Книжной ярмарки ДК имени Крупской — первой в России крупной коммерческой книгораспространительской структуры. Возникнув почти сразу же со свободным книжным рынком, Ярмарка вот уже более двадцати лет остается одним из важнейших книготорговых центров Северо-Западного региона России. Самые свежие новинки и самые редкие букинистические издания, самый широкий выбор и теплое общение с книжниками — за этим идут в ДК им. Крупской библиофилы. Фантастика всегда была отдельной, очень важной темой для Книжной ярмарки. Здесь проводились встречи с российскими писателями-фантастами, сюда приезжали именитые гости — Роберт Шекли, Гарри Гаррисон, Лоис Буджолд, Пол Андерсон. Поэтому организация и поддержание конкурса рецензий на книги, написанные в жанре фантастики, для Книжной ярмарки является одним из приоритетных направлений культуртрегерской деятельности.
Хотя основным событием «Фанткритика» является итоговый разбор рецензий, который проводится известными писателями, критиками, журналистами, материальное наполнение премии также важно для участников. В этом году честь десятилетнего юбилея Книжная ярмарка увеличивает премиальный фонд конкурса на 10 000 рублей. Премии распределятся следующим образом: по 15000 за первое место в каждой номинации («Рецензия» и «Критическая статья»), 9000 за второе место в номинации «Рецензия» и 7000 за третье место в этой же номинации (напомним, что за критическую статью вручается только одна, первая премия).
Кроме того, к юбилею конкурса будет выпущен сборник лучших рецензий и статей, в который войдут все тексты, отмеченные дипломами I, II и III степеней. Сборник будет подготовлен после завершения «Фанткритика-2014».
Приглашаем всех желающих присылать свои рецензии и критические статьи на конкурс «Фанткритик-2014»!
Сроки проведения конкурса «Фанткритик»:
Конкурс стартует 17 февраля 2014 года, итоги подводятся 11 мая 2014 года, в последний день работы «Интерпресскона-2014».
Срок окончания подачи материалов на конкурс 8 апреля 24:00.
Конкурс проводится по двум номинациям
• Рецензия (объем от 3 до 8 тысяч знаков с пробелами)
• Литературно-критическая статья (объем от 8 до 25 тысяч знаков с пробелами)
Условия проведения конкурса:
• к участию в конкурсе допускаются только рецензии и статьи, не публиковавшиеся ранее (на печатных и электронных носителях);
• одним из важный условий конкурса является анонимность, поэтому участники не должны раскрывать тайну авторства вплоть до подведения итогов — в том числе, не допускаются публикации в ЖЖ, Вконтакте и других социальных сетях, а также упоминания авторства в тексте самих конкурсных работ. При нарушении этого условия, конкурсные тексты будут дисквалифицированы;
• рецензии принимаются на книги, вышедшие в течение 2013-2014 гг. (это ограничение не касается литературно-критических статей);
• рецензии и статьи высылаются в виде вложенных файлов формата .*doc .* rtf по адресу: piterbookplus@yandex.ru; в теме письма нужно указать «Конкурс “Фанткритик”»;
• в рецензиях необходимо указать автора и название книги, а также выходные данные: место издания, издательство, год (например: М.: Эксмо, 2013). Рекомендуется давать рецензии название; в сопроводительном письме обязательно указать контактные данные автора (ФИО или псевдоним, город проживания, телефон, реальный e-mail);
• если работа подается под псевдонимом, обязательным условием (при получении рецензией призового места) является раскрытие псевдонима;
• от одного участника на конкурс принимается не более 3 текстов;
• не допускается подача текстов от одного автора под разными псевдонимами;
• оргкомитет не берет на себя обязанности редактирования текстов и корректуры. Пожалуйста, внимательно вычитывайте статьи и рецензии перед отправкой;
• тексты на сайте вывешиваются анонимно, под номерами; жюри получает работы, вошедшие в короткий список, также под номерами (имена участников вплоть до церемонии вручения остаются известны только одному человеку — секретарю Оргкомитета);
• по завершении приема работ Оргкомитет отбирает рецензии и статьи для короткого списка (члены Оргкомитета, помимо секретаря, также получают рецензии только под номерами);
• жюри оценивает рецензии и статьи по 12-балльной системе; для определения победителя баллы суммируются; если какие-то рецензии получают одинаковое количество баллов, решение принимает председатель жюри
• в конкурсе не могут принимать участие члены жюри и их родственники;
• призовой фонд премии составляет 46 000 рублей и распределяется следующим образом:
• в номинации «Рецензии» 1-е место — 15 000 руб., 2-е место — 9 000 руб., 3-е место — 7 000 руб.;
• в номинации «Литературно-критическая статья» присуждается только одно призовое место — 15 000 руб.
• информационный партнер конкурса газета «EX Libris НГ» учреждает дополнительный приз: рецензии по выбору редакции газеты будут опубликованы на ее страницах.
А под этим катом -- информацию о жюри, номинационном комитете и информационных спонсорах:
Состав жюри:
• Председатель — Андрей Балабуха, прозаик, поэт и критик;
• Роман Арбитман — прозаик, критик;
• Дмитрий Вересов — прозаик, переводчик;
• Василий Владимирский — критик, редактор, журналист;
• Мария Галина — поэт, прозаик, критик;
• Алан Кубатиев — прозаик, литературовед, журналист;
• Андрей Щербак-Жуков — прозаик, критик;
Организационный комитет:
• Председатель — Василий Владимирский
• Секретарь — Юлия Зартайская, руководитель информационно-справочной службы ДК им. Крупской, заместитель главного редактора сетевого журнала «Питерbook»;
• Ника Батхен — поэт, прозаик, неоднократный лауреат премии «Фанткритик»;
• Елена Бойцова, журналист, директор арт-проекта "ЖУК"
• Александр Петров — журналист, редактор, председатель оргкомитета Петербургской фантастической Ассамблеи;
Информационную поддержку конкурсу оказывают:
• сетевой журнал «Питерbook» и сайт ДК им. Крупской www.krupaspb.ru
Справки и дополнительную информацию можно получить у секретаря оргкомитета Конкурса Юлии Зартайской по тел. (812) 412-45-18 или по e-mail piterbookplus@yandex.ru