Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 декабря 2013 г. 17:31

цитата
СЕРГЕЙ ШИКАРЕВ: «ОТКРЫВАЕТСЯ НОВОЕ ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

Целиком читайте на сайте онлайн-журнала "Питерbook":

http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_f...

— В последние годы в отечественной фантастике идут загадочные процессы. Тиражи и гонорары падают, внимание «квалифицированных читателей» все чаще привлекают малые и сверхмалые издательства, писатели начинают выяснять отношения не только с критикой, но и с читателями. С чем это связано, как вы считаете?

— Хочется сразу сорвать покровы загадочности с текущих процессов. Происходит кризис перепроизводства на сокращающемся рынке. Издатели, привыкшие гнать «план по валу», а точнее поставленные перед необходимостью заполнять своей продукцией книжные полки, чтобы не пустить туда книги конкурентов, неизбежно понижали пресловутую «планку» требований к рукописям. Гении — товар штучный, а издательства выпускают продукцию массовую.

Отсюда увеличение количества наименований выпускаемых фантастических книг, а значит, и падение среднего тиража. Боливар не вынесет двоих, а покупательская способность читателя ограничена.

Как следствие этих процессов замечательный роман «Дом дервиша» фантаста первой когорты Йена Макдональда выходит тиражом в 2000 экземпляров. Роман весьма объемистый, что увеличивает расходы на перевод и печать и предположительно ставит издание на грань рентабельности.

Разумеется, в этой плачевной ситуации виноваты и затяжной экономический кризис, и инфраструктурные проблемы (сложности распространения), и книжные «пираты», лишающие не столько издателей прибыли, сколько отрасль оборотного капитала.

Однако мне представляется, что главная — в долгосрочной перспективе — причина неурядиц фантастики в другом. А именно в том, что цех фантастов плотно и с удовольствием обосновался на территории массовой литературы. Собственно, фантастика рассматривается как массмаркет во всем мире и российский книжный рынок не исключение. Вот только по мере того, как книги фантастического жанра выбивались в бестселлеры, а гонорары увеличивались, подспудно и постепенно менялись ценностные ориентиры, определяющие содержание фантастики. Вместо произведений, работающих с моделями настоящего и будущего, со смыслами и прочими категориями интеллектуальной прозы, внутрицеховой нормой стали произведения, читателя развлекающие. Примечательно, что на пике своего успеха фантасты умудрились с издевкой поинтересоваться у коллег из мейнстрима: «Это кто еще в гетто живет? Да вы посмотрите на наши тиражи!».

Незамысловатая формула успеха «тиражи-бабки-тиражи» вскружила авторам головы и воспитала привычку развлекать массового (тиражи!) читателя. Произошла фактически самоизоляция жанра в сегменте развлекательной литературы. И тут у бывшего читателя появились другие — причем мобильные — возможности поразвлечься, и массмаркет стал стремительно уменьшаться в размерах. Мат в два хода.

Впрочем, повторюсь, это глобальная тенденция и многие зарубежные авторы, тот же Макдональд, осваивают нишу young adult литературы и пишут книги «для школьников среднего и старшего возраста». Были такие формулировки, если кто помнит.

— Ладно, с этим более-менее понятно. Боливар двоих не вынес. Как говорят настоящие индейцы, «если лошадь сдохла — слезь». Ну а перспективы каковы?

— Что дальше? Попробую сделать прогноз погоды для фантастического жанра. Значительное количество книг (если не по наименованиям, то по тиражам) будут выходить в рамках развлекательных пакетов, то есть как новеллизации фильмов и игр, книги «по мотивам» и вольные продолжения. Был «S.T.A.L.K.E.R.»-кормилец — будут танки.

Примечательно, что попытки авторов создать успешный проект на основе собственного творчества не увенчались успехом — за исключением «Метро» Глуховского. Малозаметны и далеки от первоначальных радужных планов проекты Панова и Перумова. Умер в младенчестве проект Василия Орехова, интересный оригинальным биотехнологическим сеттингом. Непонятна пока судьба «Пограничья» Лукьяненко, но первые читательские отзывы не дают оснований для оптимизма.

Получается, что сгенерировать успешный книжный проект корпорация фантастов оказалась не в состоянии. Не считать же таковыми сиквелы и спин-офы «Обитаемого острова» и «Пикника на обочине».

Следует еще вспомнить «Этногенез» — но это успешный продюсерский проект, в котором писатели-фантасты выступили заведомо на вторых ролях.

Вообще уже упоминавшийся мною символический капитал подрастеряла не только фантастика, но фантасты. Как ни печально, но автор, обслуживающий интересы продюсера и развлекающий читателя, должен бы предвидеть, что в таких взаимоотношениях пожелание «сделайте мне красиво» неизбежно становится требованием. А за этим требованием последуют и другие. Возможно, не очень лицеприятные. Так что удивляться частым спорам читателей и писателей не стоит. Да, к сожалению, уже и не приходится.

У происходящих процессов есть и светлые стороны. Появляются издательства — а главное, издатели! — готовые работать с существующим спросом на неформатную, интеллектуальную фантастику. Назову в первую очередь луганское «Шико» Юрия Иванова и «Снежный Ком М» Эрика Брегиса и Глеба Гусакова. К шумным и вездесущим заявлениям последнего о необходимости, государственной необходимости возрождения НФ я отношусь с прохладцей, а вот несколько интересных книг его издательство выпустило. Активно работает с зарубежной фантастикой «Книжный Клуб Фантастика» Дениса Лобанова, в чьих издательских планах культовая антология киберпанка «Зеркальные очки». Интересные книги малым тиражом и большими подвижническими усилиями выпускает липецкий «Крот» Сергея Соболева.

Пожалуй, один из трендов заключается в том, что издательством фантастики стали заниматься энтузиасты. Людей, которые фантастику знают и любят, хватает и в больших издательствах, но вот редакционная политика у энтузиастов и у менеджеров разная. Отсюда и различие в результатах. Уверен, практику работы малых издательств со временем переймут и «старшие товарищи», более инерционные просто в силу размеров.

Окончательный прогноз в том, что фантастика как сегмент еще съежится в размерах, и значительную часть ее будут составлять «продюсерские» и «проектные» книги. Одновременно увеличится и удельный вес неформатных, оригинальных и интересных текстов.

С точки зрения читателя это хорошо.

Появление малых издательств, работающих с узкой и профильной аудиторией, говорит об еще одном важном процессе. А именно о продолжающемся дроблении любителей фантастики на отдельные ниши сообразно персональным интересам.

До сих пор некоторую степень связанности читательской аудитории удерживали тематические журналы: «Если» и «Полдень». Их исчезновение стало и свидетельством, и результатом того, что идет переформатирование сложившихся вокруг и внутри жанра структур. Прежние игроки исчезают, появляются другие журналы, конвенты, издательства, персоналии. Они собираются в новую конфигурацию, и эта сборка открывает новое окно возможностей заинтересованным лицам. Время, по-моему, замечательное.


Статья написана 19 декабря 2013 г. 14:35

В начале февраля у нас стартует "Малеевка-Интерпресскон", а там и до "Интерпресскона", 25-го, юбилейного, рукой подать. Пора задуматься над программой. В смысле, программой "Интерпресскона". Надо начинать придумывать темы, искать людей, которые способны сделать интересные, оригинальные и живые доклады. Между тем, анализ ситуации внутри фэндома подводит к неутешительным выводам.

Сегодня русскоязычный фэндом, более-менее регулярно посещающий разного рода конвенты -- это, на глазок, от 1 до 2 тысяч человек. Не так уж мало. Но людей, владеющих какой-то интересной информацией, своим взглядом на вещи и тэпэ и способных об этом внятно рассказать среди деятелей фэндома -- в лучшем случае два-три десятка. С навыками аналитического мышления, способных собрать и осмыслить информацию, сопоставить факты, сделать выводы и опять-таки в увлекательной форме поделиться результатами -- и того меньше, в пределах полутора десятков. Причем все эти люди хорошо известны, их знают, ценят, стараются заманить на каждый конвент -- в результате они фактически повторяют с минимальными вариациями одно и то же раз за разом. Этакий "гастрольный чёс". И стимула учиться новым трюкам у докладчиков нет никакого: раз приглашают -- значит, хотят услышать.

Получается безумно скучная картина: "конвентный" фэндом заранее представляет, какие тезисы будет отстаивать Логинов, или Чекмаев, или Зоричи... Значит, на их доклады можно уже не ходить, а вместо этого посидеть в баре с пивасиком. Или с семками на корточках, если дело летом или на Украине. Хорошо, когда докладчик все время получает новую информацию, корректирует свои взгляды, вносит что-то свежее -- как Первушин или Олди. Но чаще он отрабатывает "обязательную программу" и на том успокаивается. В результате ходить на доклады становится дурным тоном. "Что они могут сказать такого, чего я сто раз не слышал?.."

В общем, надо эту традицию ломать с треском -- иначе коллапс, деградация, ёк, возможно кирдык. Вытаскивать каких-то свежих людей, проверенных докладчиков всеми силами убеждать взяться за новые темы, вводить более динамичные формы работы -- круглые столы, дискуссии и проч. На "Ассамблеях" и на "Зиланте" в этом году вроде получилось. Теперь попробуем на "Интерпрессконе". Хотя там есть свои сложности. Но собирать программу с бору по сосенке, кто во что горазд -- с этим точно пора завязывать. Стратегия себя исчерпала. :-(


Статья написана 18 декабря 2013 г. 16:30

Дорогие друзья!

Продолжается прием текстов на семинар писателей-фантастов «Малеевка-Интерпресскон» третьего сезона. Семинар пройдет со 2 по 7 февраля 2014 года под Санкт-Петербургом на базе отдыха «Орехово». Положение о семинаре смотрите в этой колонке.

Ведущие мастера: Алан Кубатиев, Дмитрий Вересов, Святослав Логинов.

Увы, хотя предварительное объявление было опубликовано достаточно давно, только сейчас мы можем предоставить вам полную и подробную информацию о семинаре (вплоть до сроков проведения — буквально вчера их пришлось чуть сдвинуть). Простите великодушно за такую волокиту; частично оправдывает ее разве лишь оргвзнос, который в результате (столь длительных усилий) удалось существенно уменьшить.

Но и это прошло, так что, повторяю, со 2 по 7 февраля, Санкт-Петербург, «Орехово».

Об оргвзносе, кстати. Базовая стоимость участия (6 дней, включая заезд и разъезд, проживание в двухместном номере с удобствами и питание) составит 8800 рублей, это даже чуточку меньше, нежели прошлогодняя (на сей раз, правда, нет варианта «эконом»).

Зато те, кто уже приезжал на любую из двух предыдущих наших «Малеевок», получат небольшой, но приятный подарок: оргвзнос для «завсегдатаев» — всего 8400 рублей!

Ждем вас, дорогие друзья! Приезжайте!

Подробная информация и самые свежие новости о семинаре на сайте Интерпресскона.

Перепост приветствуется!


Статья написана 16 декабря 2013 г. 13:11

Всего 85... Вполне мог бы дожить.


Отметил ДР любимого писателя статьей на сайте РИА "Новости". Как бы не крайней -- в связи с последними постановлениями Солнцеликого.

Ну, живы будем -- не помрем, как говорил наш юбиляр. Или что-то вроде того:



Статья написана 14 декабря 2013 г. 12:22

цитата
"Однако далеко не все наши современники оказываются авторами шедевров, поэтому помощь редактора многим из них окажется необходимой. К тому же не у всех писателей одинаково развита ответственность перед обществом и своими читателями. Не все пишущие достаточно воспитали в себе чувство долга, трудолюбие, прилежание, умение рационально организовать свой творческий труд. Одни всю работу стремятся выполнять только самостоятельно, другие — не прочь переложить ее на редактора. Одни способны ночами сидеть над рукописью, переделывая ее по сто раз, другие — рады поскорее избавиться от написанного. Поэтому рукописи художественных произведений, поступающие в редакцию, далеко не равноценны. Естественно, и подход к ним должен быть дифференцированным. <...> Бывают слабые произведения, эстетическая ценность которых ничтожна, поэтому их лучше не рекомендовать к печати. Вопрос о редакторской доработке таких "произведений" отпадает сам собой. А если подобные сочинения все же проходят, редактору лучше литературно обработать представленный сырой материал, написав произведение заново, однако такая форма работы не укладывается в рамки литературного редактирования, и проблема авторства в подобных случаях может быть подвергнута сомнению".

Источник: И.Б. Голуб. Литературное редактирование. Учебное пособие.





  Подписка

Количество подписчиков: 359

⇑ Наверх