Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 января 2013 г. 13:49

цитата
КИРИЛЛ БЕНЕДИКТОВ: «НИЧЕГО ЛИЧНОГО, ДЕТКА, ПРОСТО БИЗНЕС»

Целиком читайте на сайте онлайн-журнала "Питерbook":

http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_f...


— Вы успели активно поучаствовать в проекте «Этногенез», самом грамотном, на мой взгляд, в маркетинговом плане фантастическом проекте, осуществленном на территории России. Но вопрос не об этом. Скажите, что за проклятие лежит на наших фантастах, почему их книги даром не нужны читателю вне серии или проекта? То есть нереалистические книги Быкова, Пелевина, Галиной, Рубанова или Старобинец нужны, а «фантастических фантастов» — как-то не очень?

— Ну, это в значительной степени вина самих фантастов, а также издателей, хотя последние, конечно, не злым умыслом руководствовались, а просто соображениями коммерческой выгоды. Ничего личного, детка, просто бизнес.

Смотрите — Пелевин в свое время начинал как фантаст. Получил кучу фантастических премий, в том числе «Бронзовую улитку», «Интерпресскон», «Странник». Ездил на конвенты. А потом понял, что находиться дальше в этой тусовке — значит очень сильно ограничивать себе пространство для маневра. «Фантаст» — это в нашей литературе как клеймо, как желтая звезда Давида на рукаве. И ведь не сегодня это началось, а еще в былинные советские времена, когда в Союзе Писателей за людей считали только авторов романов про комбайнеров и металлургов, а всякие «жанровые» авторы проходили по разряду писателей второго сорта. Помните, Кир Булычев писал — «когда говорят “писатель-фантаст”, подразумевают нечто вроде “Он танцор, но, конечно, не из Большого театра, а чечеточник”».

Вот и Пелевин это очень вовремя уловил.

Как вспоминала его редактор из журнала «Знамя» Виктория Шохина: «В “Знамени” была первая толстожурнальная публикация Пелевина. Но до этого его печатали в журналах: “Наука и религия”, “Знание — сила”, “Химия и жизнь”. В издательстве “Текст” готовился к выходу сборник рассказов “Синий фонарь”. Но все это проходило по ведомству фантастики, а ему надо было попасть в “большую литературу”».

И, отдадим ему должное, он приложил к этому большие усилия и попал. А Алексея Иванова, например, из фантастики фактически «выперли» — жестоко раскритиковав его ранние вещи на семинаре для молодых авторов в Дубултах. Вся эта история хорошо известна, и не имеет смысла, наверное, называть имена людей, благодаря которым Иванов попал в немногочисленную когорту ведущих русских писателей современности (вместо того, чтобы остаться в нашем уютном гетто).

Но «нереалистичная литература» и «фантастика» с каждым годом расходятся все дальше. Потому что «не-реализм» — это все больше «как», а «фантастика» — все больше «про что». Про вампиров, про «попаданцев», про Зону, про «танчики»... Ну, и про «фигурки», если уж мы вспомнили о проекте «Этногенез».

Это размежевание диктуется прежде всего экономикой. Некогда единая армия читателей и почитателей фантастики разделилась на почти не пересекающиеся целевые аудитории. Иногда эти целевые аудитории могут потреблять два или три относительно близких продукта: например, многие из поклонников проекта «Сталкер» наверняка будет покупать новеллизации компьютерной игры «Танки он-лайн». Отчасти потому, что эта аудитория вообще расположена (и уже приучена) покупать новеллизации игрушек, отчасти потому, что в обоих случаях большую роль играет военная техника. А читатели «Этногенеза», как показала практика, заинтересовались проектом «Анабиоз», который, правда, не оправдал их надежд и просуществовал недолго.

Понятно, что в этих условиях количество читателей, заинтересованных не в проектах как таковых, а в оригинальных книгах, будет неуклонно уменьшаться. И ведь не просто читателей, а читателей «профильных», любителей фантастики. Если же говорить о читателях «большой литературы», то они, скорее всего, и в руки не возьмут книгу, стоящую на полке под рубрикой «научная фантастика» или «фэнтези». Для того, чтобы такое чудо произошло, требуется мощная маркетинговая атака на потребителя — такая, как выход популярного телесериала-экранизации. Как старый и преданный поклонник цикла «Песнь льда и пламени», я лично не в восторге от сериала НВО «Игра престолов», но надо признать, что круг читателей Дж.Мартина этот сериал расширил значительно — и в первую очередь за счет нецелевой аудитории фэнтези. Целевая и так хорошо знала, что книги качественные. Но! Чтобы телевизионщики заинтересовались непроектной книгой, она должна уже выйти на определенный уровень популярности. Получается замкнутый круг. Да и телевидение само по себе не является «афродизиаком», гарантированно привлекающим внимание зрителей к литературной первооснове.

Как видите, факторов, определяющих невостребованность непроектных, оригинальных книг писателей-фантастов, достаточно много. Достаточно, чтобы сделать невеселый вывод: тому, кто хочет действительно сказать свое слово в литературе — а главное, быть услышанным — следует всячески избегать фантастического гетто.


Статья написана 28 января 2013 г. 13:41

На официальном сайте литературного семинара "Малеевка-Интерпресскон: новая волна" размещена подробная информация о проезде к месту проведения семинара. Дублирую для интересующихся под катом главное.

Еще раз подчеркиваю: от Санкт-Петербурга (метро "Старая деревня") до пансионата "Березка" идет только одна прямая маршрутка, №305. Остальные способы проезда на общественном транспорте предусматривают пересадку.

Подробнее, с картинками и номерами маршруток, идущих до Зеленогорска, можно посмотреть тут.




Статья написана 26 января 2013 г. 11:25

цитата
МАКСИМ ХОРСУН: «МОИ КНИГИ ЭКЛЕКТИЧНЫ»

Целиком читайте на сайте онлайн-журнала "Питерbook":

http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_f...


— Вместе с Игорем Минаковым и Антоном Первушиным вы написали два романа для межавторской серии по «Обитаемому острову» Стругацких — «Отдел "Массаракш"» и «Пираты Тагоры». Что это для вас: попытка литературной рефлексии, осмысления вопросов, поставленных классиками, заочная полемика с АБС, просто возвращение в любимый с детства мир? И, кстати, откуда вообще взялась уверенность, что вашему триумвирату хватит силенок, чтобы потягаться с самими Стругацкими?

— Отвечая на этот вопрос, я, возможно, выскажу какие-то крамольные вещи. Я не читал Стругацких в детстве. Да, когда я был совсем маленьким, отец вместо сказок на ночь пересказывал мне сюжеты своих любимых фантастических книг, в том числе — написанных Стругацкими. В подростковом возрасте я прочитал «Отель "У погибшего альпиниста"», повесть мне понравилась, но это был всего лишь эпизод, который никакого влияния на меня не оказал. Книги Стругацких — это мой осознанный выбор. Выбор пусть молодого, но уже состоявшегося человека.

Далее, повесть «Обитаемый остров» мне никогда не нравилась. Вот «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» — да, а «Обитаемый остров» — нет. Поймите правильно: «Обитаемый остров» не вызывал отторжения или иных негативных эмоций, в повести масса интересных моментов, но, как произведение, она меня не цепляла.

Участие в одноименном литературном проекте — это было предложение, от которого я не мог отказаться. К тому моменту, когда речь зашла об «Отделе "Массаракш"», я написал четыре романа, и мне хотелось попробовать эксперимента ради иной метод работы. Например — в соавторстве. И здесь я имел возможность вволю поэкспериментировать, потому что писать нужно было в тесном сотрудничестве с Антоном Первушиным и Игорем Минаковым. У Антона имелась прекрасная сюжетообразующая идея, с ней было интересно иметь дело.

Работая над «Отделом "Массаракш"» и «Пиратами Тагоры» — это дилогия — мы даже не пытались бросить вызов Стругацким или каким-то образом вступить с ними в полемику. Мы писали свои книги и в своем стиле. Мы высказывали и развивали свои идеи. Но все это — оставаясь в реалиях Саракша. Наверное, потому что мы изначально не задавались целью тягаться со Стругацкими, у нас все получилось.

Кроме того, я не вижу ничего зазорного в том, чтобы сочинять вольные продолжения к произведениям Стругацких. АБС — классики, их книги — это шедевры мирового уровня. Стругацкие создали не просто ряд миров, они создали Вселенную. И в этой Вселенной достаточно просторно. Эту Вселенную хочется изучать и открывать. А иногда — просто в ней жить.

Сейчас я с теплом вспоминаю те зимние дни, когда мы писали «Отдел "Массаракш"». Был азарт, энтузиазм, вдохновение. Текст не отпускал. «Отдел...» мы написали за 45 дней. Я — в Симферополе, Игорь — в Москве, Антон — в Питере. Видите, никаких не стояло между нами границ. Мы перебрасывались черновыми фрагментами текста, тут же высказывали друг другу замечания, делали правки, обсуждали в «скайпе» развитие сюжета, персонажей, особенности мира.

С «Пиратами Тагоры» вышло не все гладко. Но я начал писать второй роман с той сцены, которой закончил первую книгу, очень хотелось дорассказать историю. Я еще не читал этот роман на бумаге. Пока я его не впитаю, как читатель, мне трудно сказать о нем много.


Статья написана 26 января 2013 г. 11:03

На официальном сайте литературного семинара "Малеевка-Интерпресскон. Новая волна" (2-7 февраля 2013 года) вывешена программа мероприятий по дням и анонсы семинарских занятий.

ПРОГРАММА:




АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ




Мастер-класс «Учимся писать синопсисы»

Ведущая — Нина Цюрупа.




«Силовые конфликты в фантастике, или Как писать „боевку“»

Ведущий — Антон Фарб.




«Поэзия прозе не помеха». Поэтический вечер

Ведет поэтический вечер Нина Цюрупа, которую целых пять лет учили ругать стихи.




Статья написана 14 января 2013 г. 16:18

Итак, на официальном сайте литературного семинара "Малеевка-Интерпресскон: новая волна-2013" вывешен список участников семинара сезона 2013 года.

Отбор прошли произведения следующих авторов:

Кира Акимова

Жанна Алексашина

Татьяна Берцева

Вадим Волобуев

Олег Готко

Ольга Денисова

Лев Жаков

Ксения Жукова

Оксана Корпусова

Ярослав Костюк

Константин Куприянов

Злата Линник

Роман Максимов

Надежда Максимова

Марика Ми

Анна Михалевская

Алина Перегудова

Наталья Ревкова

Татьяна Русуберг

Анна Самойлова

Максим Тихомиров

Дмитрий Тихонов

Олег Тишин

Светлана Тулина

Антон Фарб

Наталья Федина

Вероника Фридман

Нина Цюрупа

Сания Шавалиева

Александр Шестаков

Поздравляю всех прошедших отбор! В ближайшее время каждый получит официальное письмо с дополнительной информацией и ссылкой на тексты для чтения. Барахлит система рассылки, так что до кого-то письмо могло еще не добраться -- не переживайте, в ближайшее время исправим.





  Подписка

Количество подписчиков: 359

⇑ Наверх