Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «witkowsky» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 21  22  23  24 [25] 26

Статья написана 1 апреля 2011 г. 22:59

Времени нет, так что просто сообщаю.

Мы вывесили на основной эквадорский сайт русской литературы всю основную художественную прозу С. М. Рафальского (биография там же).

К фантастике явно относится повесть "Николин бор". Есть и фантастика поэтическая (поэма "Последний вечер", — гибель Атлантиды и пр.), но пока нет набора. Постепенно вывесим остальное.

В любом случае рекомендую для чтения.

Наследников у С. М. Рафальского нет даже косвенных. Следовательно, его произведения ушли в public domain.

Если сочтете, что "Николин бор" — фантастика, пересилю себя и сделаю библиографию.

На мой взгляд, это просто хороший писатель. Биография приведена довольно полная, в Википедии о нем хорошая статья.

Дальше сами судите.


Статья написана 23 марта 2011 г. 18:44

       В бессонницу приходит ко мне бессмертный Уильям Топаз Макгонаголл, о коем см. в Википедии. С ним — его правнучок, Гарри Поттер. Оба шотландцы. Раньше общение с ними меня усыпляло с гарантией. Теперь просто — приходят и молчат. И все мы в общем-то не существуем, хотя куда нам с Гарри до бессмертности Топаза. Тот — куда более бессмертен, ибо совершенно гениален. А я — нет. Хотя... "жизнь оказалась длинной" (с).

       Всю жизнь работаю редактором и переводчиком, привык к обеим профессиям, всегда они меня кормили, а не кормили – так я кинолог с категорией, ученик Жаннеты Чесноковой, декоративные породы на рингах еще недавно судил и диктовал описания, составлял русские версии стандартов на неизвестные у нас породы – за это тоже деньги платят. Не помогало – мог и за прилавком постоять, эксперт-филокартист я тоже не из отсталых. Словом, чем-то всегда зарабатывал на жизнь с 19-ти лет, даже при том, что в первые двадцать лет параллельно с работой еще и на допросах по диссидентской линии насиделся – но... хватит с меня, политикой не занимаюсь. Я и теперь главный редактор «Водолея», деньги это приносит символические, зато книги все-таки выходят те, которые мы с директором хотим издать, а не те, которые нам издать велят. Работаем и на заказ, но это чтоб с налогами расплатиться.

Всю жизнь пишу собственную прозу, то ли фэнтези, то ли «мистику» (теперь меня к ней отписывают, а я не знаю, что это такое) – никогда не верил, что увижу романы изданными, но этот вопрос теперь как-то сам решился. Однако привыкнув в советские времена, что за публикации за границей никогда не платят, не переживаю и теперь, если платят очень мало. Лишь бы печатали – и лишь бы самому за это не платить. Но ни в одном романе никогда и никто мне ничего не не отредактировал. Иной раз даже вредило, огрехов не замечал.. Ну, пропустишь ляп – в другой раз исправишь.

За границей я стал печататься (как литературовед и как историк) в 1973 году. Ничего до 1986 года своей фамилией не подписывал. Выдумал прием: ничего не подписывал одной фамилией дважды. Закончишь писать, придумаешь бесцветную фамилию, передашь «своим каналом» – ловите меня. Я – никто, я – Протей, сам забывший, в кого только что превращался (отчего так люблю рассказы Желязны о «Спящем»). Не поймали. Потом я это все понемногу стал извлекать и переписывать на другом уровне, из чего постепенно складывается книга «Против энтропии»: не то, что висит у Мошкова, там просто склад статей и предисловий, а нормальная книга о литературе – статьи и мемуары. Благо навспоминать могу очень много, да и занят этим теперь всерьез, возраст велит.

Но я не о том. Ни на минуту в жизни не относил я себя к «мейнстриму» – я фантаст, работник жанра параллельной истории, кем хотел в детстве стать, тем и стал. Однако ни в детстве, ни теперь у меня не было мысли, что писание романов по принципу «пишу, потому что хочу прочесть такую книгу, а ее нет» – может приносить доходы. Спасибо, если вообще читать будут. Случаи, когда исполнялось чудо (Терри Пратчетт) и писатель-мироформист приобретал мировое значение, нестерпимо одиноки. Куда чаще ситуация с Барбарой Картленд, или прости Господи, со Стивеном Кингом: для денег пишется, деньгами же круто и оплачивается. Причем если бы не честная и очень умная книга Кинга о писательском ремесле («Ваши близкие должны привыкнуть к тому, что вы читаете за едой!») – мне бы он и не вспомнился, для меня он та бодливая корова, которой дали рога. Не Бог весть какой писатель Сергей Беляев со своим «Истребитель два зет» (1939) – все-таки честно и чуть ли не до конца жизни работал врачом (помнится, терапевтом). Лавкрафт, кстати, хоть и печатался и жил литературным трудом – а ни одной своей книги в руки так и не взял.

… Какое может быть качество у литературы, если мой друг *** пишет роман в месяц? А если деньги на подрастающих детей нужны – то два романа? Это называется «проект». Начинается халтура... И все равно его печатают редко и мало.

   А если "проект" раскручен, то он же и бесконтролен. Тогда автор берет для своего героя фамилию «Фандорин», в романе про его правнука упоминает, что тот вернулся историческому прототипу этой фамилии – «фон Дорн». И – как Божья роса. Никто ему и не скажет, что Фандориных в России некогда было немеряно, да только все, как один, происходили от голландской фамилии van Doren (во Франции отпрыск этой семьи основал и ныне процветающую фирму по изготовлению мундштуков для кларнетов). Ничего, «пипла схавает». А ведь и хавает, и кроме самого автора все думают, что автор – писатель. Автор, к его чести, знает, что он – НЕ писатель, что он – ПРОЕКТ. И не очень этого стесняется. Забавно, что в списке «вероятных кандидатов от России на Нобелевскую премию» его все-таки нет.

«Мэтр Адан», «Вергилий с рубанком», настоящий, первоклассный поэт во Франции времен Фронды сочинял свои песни, которые и теперь живы (даже в России – «Когда я пьян – а пьян всегда я…»). Платили ему за мебель, а не за песни. Хотя песни, конечно, умножали число его покупателей.

Кто бы вспомнил чудесный стишок покойного дяди Вали Берестова – «Парадокс Чуковского»:

                                 «Писать вы стали мелко,

                                 Поспешно, ловко, вяло.

                                 Поделка

                                 За поделкой,

                                 Безделка

                                 За безделкой.

                                 К чему крутиться белкой?

                                 Вам, видно, платят мало?

                                 Не вижу в этом смысла, —

                                 Вздохнул Чуковский. — Хватит,

                                 Пишите бескорыстно —

                                 За это больше платят!»

За нетленку действительно больше платят. Правда, надо приготовиться жить долго.

Или переходить на метод белки в колесе и писать два романа в месяц.

        И пусть будет счастлив тот, кто от этого сумеет удержаться.


Статья написана 20 марта 2011 г. 21:24

Если вы вообще есть — может, объединитесь? В отличие от пролетариев.

Им лучше разойтись, по совету Набокова.

Имею в виду тех мироформистов, которые придумались как СЛОВО — помнится, выдумка С. Славгородского — при переводе романа Р. Желязны "Остров мертвых" (кстати, сильнее всех "Амберов" с прилагательными, но это мое личное мнение).

Свой собственный мир довольно редко кто из фантастов в силах выдумать. В США это почти обязательное условие, а у нас... замнем. Кстати, такой мир получился у Лукьяненко с его "Дозорами": на этой шахматной доске уже и другие писатели не прочь поиграть, притом среди них есть явные удачи и явные неудачи. Даже провалы. Но с кем не бывает. В этом смысле "Мир Полдня", "Мир Фрэнка Сандау", "Мир Дозоров" и т.д. — это все есть. Состоялось.

Начинаем перебирать тех, у кого в родимой российской фантастике сие вышло. У Стругацких — безусловно. Нечто подобное — у Лукина (Баклужино, Лыцк и пр.). О Лукьяненко речь выше шла. У Латыниной. У Логинова ("Свет в окошке") явно получилось... но храни Господи того, кто рискнет к этой книге свой римейк приписать. Ну, еще и на второй руке пальцы загнуть придется. Десяток будет.

И это все, что у нас есть. Правда, по правилу Желязны мироформистов много и быть не может. Но хороши мы окажемся, вырывая из Сети (а то и с прилавка), скажем, антологию "Время учеников-47". (Разве что безумствующая Майя Каганская все-таки умудрится доказать, что "людены" — анаграмма слова "Juden" и ни об чем больше кроме как об этом у Стругацких нет ни слова). Таки очень плохая это будет ситуация, "внуки наших внуков", не ровен час, уже и не поймут ничего в этом сорок седьмом томе.

Между тем о продолжении к "Граду обреченному" у меня беседа с А. Н. была. И похоже, что это был не воздушный замок: такая книга как-то и в чем-то замышлялась (кстати, на последней странице романа есть на это намек).

Я не капитан Ильин, основатель известной секты Иеговистов (не той, что нынче — а см. у протоирея Буткевича и в книге Молоствовой), чтобы всех разделить "токмо на ошуйных и десных". Но какая-то демаркация определенно есть. Хотим, но хотим — она изначально есть.

"Маги" Л. Кудрявцева — может, и не великая литература, но благодаря "миру ночей" совершенно точно дают автору сертификат мироформиста. А писательница ***, которая как стилистка на порядок лучше Леонида — увы, пишет одни римейки. Причем такой толщины, что не всякий и до конца осилишь.

"Дай Вселенную. Свою". — хочется попросить у каждого очередного нашего фантаста. А что получишь?

...Ну, да, конечно... Заводная канарейка, Тóпоров какой-нибудь, мои же аргументы против меня, неровен час, использует. Одно утешает, что его мнение давно и никого не интересует.

Все-таки, братья по клавиатуре, есть у вас СВОЙ МИР, или опять будут "Новые похождения Воланда" (вроде бы и такую книгу Андрей Борисович Малыгин по седьмому кругу, из продукта вторичного ужо печет отлично?...)

Не надоело?..


Статья написана 10 марта 2011 г. 19:44

Точно что не по моей.

Почему никто не собрался издать книгу фантастической прозы русских писателей-эмигрантов хотя бы за 1920-1990 — ума не приложу.

На поверхности-то лежит идея. И ведь сильная проза набралась бы — от Осоргина, Газданова и Набокова, от Несмелова, Хейдока и Юльского — до Нарциссова, Сабуровой... неохота даже список делать, просто сесть и готовый состав написать — час работы. Я бы материалы сам добавил. Так нет же, не нужно никому. Помнится, только "Кольцо Цезаря" Несмелова у меня в ЖЖ кто-то заметил. А толку? Всё так и замкнулось на "советской", досоветской и пост-советской фантастике. А что была еще и та, которую писали сотни людей вне границ СССР, и порою очень крепко писали — всеми забыта.

Там, понятно, "сайнс фишкн" почти нет, есть фэнтези и антиутопия, есть "пераллелка". Ну, издал я в томе Сабуровой повесть "Если". Книгу даже не раскупили. Понятное дело, никакая Федеральная программа на это денег не даст. И едва ли даст фонд "Русское зарубежье".

Но тексты-то есть. Взялся бы кто набрать (увы, тут сканирование не помогает — орфография в эмигрантских изданиях кошмарная), я часть текстов просто вычитанными дал бы. Был бы на двадцать лет моложе — все сам бы сделал и никого не спрашивал. Но наталкиваюсь на все то же самое — "мы ленивы..." и т.д.

Тóпоров, утопая в своем запущенном Альцгеймере, уже обозвал меня "автором опупей в духе Руматы Натановича", но этот вопль маразма мы уже слыхали. Так я теперь еще и глава тоталитарной секты. Была бы у меня секта — давно бы все было собрано и издано. И жаль даже, что весь лепет его — убогая брехня.

Вроде бы и полно фанатов, да работать некому.


Статья написана 7 марта 2011 г. 23:04

Набрел на библиографию Мориса Ренара. Как-никак чуть не лучший французский фантаст (по крайней мере — в первую треть ХХ века), и книги его выходили у нас в 1912-1927 годах. Что-то было и потом, но второстепенное зело. Совсем никакое. Что-то вышло и в 1993 году, но я этого не видел и не знаю никого — кто видел. В пяти издательствах пытался его заново пробить. Французский (новый) корпус его прозы — 1300 страниц.

А ведь его "Доктор Лерн" (1912 или раньше) — роман, где человек меняется сознанием с автомобилем — так опережает время... А ведь и у Стругацких его аппарат "Ришара Сегюра" (Сирюгэ, если глянуть в оригинал) помянут в "Понедельник начинается в субботу". А рассказы — что про съеденную (вместо дельфина) Сирену, что про Актеона, который жил, пока не стал оленем Св. Губерта — это и фантастика, и большая, очень большая литература.

Опять никому дела нет, а я не железный. Если переиздать книг никто не может, то хоть в сеть бы вывели, Ренар умер в 1939 году, значит — все его книги public domain! И книги в библиотеках есть.

Что переводы аховые, так только эти ли.

С горя выкачал с "рутрекера" — Mad Love (1935) по его роману Les Mains d'Orlac (1921). Прочих не нашел, а ведь были экранизации. Сам роман прочитал когда-то по-немецки (французского моего на прозу не хватает).

...Сколько всего несделанного остается. Девяти кошачьих жизней не хватит.

Upd. А фильм-то с Питером Лорре оказался очень неплохой! Дебют Лорре в США — и не зря его хвалил Чарли Чаплин.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 21  22  23  24 [25] 26




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 184