fantlab ru

Все отзывы посетителя Dana Dana

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Владимир Михайлов «Скучный разговор на заре»

Dana Dana, 23 апреля 2011 г. 02:35

Этот рассказ с таким подчеркнуто невыразительным названием — вершина творчества Михайлова. Возможно, конечно, что это заслуга редактора, но в рассказе нет ничего лишнего — каждое слово на своем месте. Рассказ трагичный, но.. тем не менее, рассказ о жизни, а не о смерти — именно о жизни думают участники такого скучного разговора на заре, о жизни тех, кто прийдет за ними следом. И это не только несомненное мужество, но и безграничная любовь к людям, потому что, по словам одного из героев рассказа, «человек.. его разум — самое прекрасное..».

Оценка: 9
– [  9  ] +

Павел Корнев «Проклятый металл»

Dana Dana, 18 апреля 2011 г. 14:51

Завязка впечатлила:

- А за мои услуги, прынц, через 7 лет отдашь ты мне сына, — сказал Колдун.

- Да пох, забирай! Я за 7 лет еще штук пять настругаю.. — отмахнулся Прынц.

«Очевидно, аффтору наскучило живописать с подробностями злоключения забулдыги в Приграничье и он решил припасть к неистощимому и животворному источнику народного фольклора,- подумала я.- Далее, видимо, последует со всеми остановками: «Колобок», «Кащей», «Емеля» и т.п.»

Однако, по поводу пропойцы я поторопилась — у афтора к ним любофф страстная и безответная.. Вобщем, честно долистала по диагонали я сие «творчество». Суть следующая: мэтр попытался выдать на горА начало очередной бесконечной эпопеи, по структуре напоминающей ПЛИО Дж. Мартина — на каждого героя по отдельной главе. Героев там пока 6 штук (по оглавлению), они даже различаются именами и социальным положением — граф, рыцарь, карманник, экзорцист и т.п. Но в остальном они похожи как две капли воды: говорят на одинаковой полублатной фене начала 21 века, обладают идентичными манерами и сходным мировоззрением. В итоге получился все тот же Лед из Приграничья, только размноженный под копирку и под разными именами; особенно отличился главный герой — Экзорцист, — это Лед один в один, с той же неистощимой тягой к пьянству, с его лексиконом, также не пойми откуда появляющийся в книге (о прошлом ГГ в разных местах написано по паре слов, не больше), также лихо крошащий народ направо и налево с еще более непонятной целью (даже пресловутого Кинжала не наблюдается на горизонте)..

Одним словом, афтор твердо решил придерживаться своего амплуа, которое заключается в живописании подонков — то ли ничего другого писать не умеет, то ли полагает, что это наиболее востребованная читателями категория ГГ, то ли ублюдки наиболее близки ему по духу.. Возможно, в дальнейшем автор научится различать героев не только по имени, но и по характеру, покамест же он научился только оглавление составлять с разными именами, но суть остается прежней — в каждой главе описан все ТОТ ЖЕ САМЫЙ ПОДОНОК, плавно перекочевавший из Приграничья.

Кому одного Льда было мало и хотелось бы его умножения в различных ипостасях — рекомендую! Главное, не запутайтесь в именах, потому как более персонажи ничем между собой не отличаются.

З.Ы. Ну а так, между прочим, аффтор совершенно зря изуродовал весьма неплохой для его уровня рассказ (повесть?) «Экзорцист» из сборника «Межсезонье», возжелав развить свою удачу. Лучше бы он этого не делал — рассказ был не шедевр, но все-таки небанален. Продолжение аффтор написал прямо с того самого места, где рассказ закончился, и чтобы особо не заморачиваться, просто аннулировал предыдущий итог, который и составлял весь смысл рассказа — спустил в унитаз откровенно. Если в рассказе Себастиан Март совершает нетривиальный поступок, добровольно лишив себя силы и власти, то в романе получается, что он не только героизма не проявил, но напротив, даже умножил свои способности, прихватив еще одного беса в свое личное пользование. Результатом имеем ГГ, произвольно напускающего своих собственных бесов на всех, на кого глаз ляжет, ради.. ЧЕГО?

А просто так.. по ходу действия. Типа бабла срубить да в бардаке поваляться.

Итог: новый Себастиан Март — АБСОЛЮТНЫЙ подонок, способный только на одно — спасать свою шкуру. По крайней мере, до конца первой книги окромя спасания своей собственной никчемной шкуры, он ничем иным более не занимается.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Джефф Лонг «Преисподняя. Адская бездна»

Dana Dana, 17 апреля 2011 г. 21:58

Соглашусь, что нестыковки и несуразности происходящего почти незаметны, но несуразность эпилога не заметить сложно: героиня остается «сторожить Зло, чтобы оно не покинуло своего узилища», которое и без того понятия не имеет, как это самое узилище покинуть.

Конечно, можно порассуждать на тему человеческой нелогичности, отнести это за счет «погружения в темноту», в конце концов к банальному оправданию желания выжить, но.. поскольку книга на особую философичность не претендует, а скорее уж на жесткий хоррор, то впечатление создается, что автору просто напросто лень было придумывать более логичное объяснение, а надо было просто закончить книгу — поджимали сроки.

По сравнению с первой частью, «Преисподней», продолжение проигрывает, как и большинство подобных продолжений — в первой части была загадка, таинственность, был целый новый мир со своими особенностями и оригинальностью, во второй части, за неимением новой оригинальной идеи, автору пришлось выдерживать стиль и динамичность исключительно за счет «наворачивания» жестокостей и шокирующих подробностей.

Вобщем, на мой взгляд, попытка автора раскрыть тему «бездны под бездной» не удалась, получилось что-то вроде «нас пугают, а нам не страшно», ну разве что временами подташнивает от чересчур натуралистичных описаний жестокостей.

Сказать, что роман «безусловно понравится всем читателям, которые получили «удовольствие» от прочтения первой книги цикла», не могу, поскольку, на мой взгляд, продолжение получилось гораздо слабее первой книги, что в принципе бывает довольно характерно для продолжений, и «Адская бездна» тут не явилась исключением.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Клиффорд Саймак «Почти как люди»

Dana Dana, 6 марта 2011 г. 03:35

Один из самых жестких романов Саймака, да, можно сказать, даже единственный в своем роде, где вещи называются своими именами. В свете всего творчества Саймака, подобная жесткость — довольно нетипичное явление.

Почти как люди.. Пришельцы? Ну, можно сказать и так, коли этим «пришельцам» чужды такие человеческие качества, как сострадание и то, что называют человечностью. Мир знает пример подобных «пришельцев» — нацизм, но это зло было зримым, наглядно демонстрирующим свою бесчеловечную природу. Саймак пишет о другом типе зла — о том, на которое не сразу обратишь внимание, потому что оно и не зло вовсе, а, напротив, подается в виде добродетели — предприимчивость, законопослушание и тому подобные признаки «цивилизованного» общества.

Днем они встречают вас в различных офисах — улыбчивые, вежливые и добросовестные, а ночью превращаются в кукол, лежащих в коробках, ибо их человекоподобность — лишь видимая оболочка. Куклы, марионетки.. а где же кукловоды? Где те, кто штампует этих человекоподобных кукол и дергает их потом за веревочки? Почти как люди..

«Счастливый» финал романа, разумеется, ирония автора и — дань американской традиции, не стоит принимать его всерьез.

Всерьез стоит воспринимать идею, заложенную в названии романа и то, как раскрывает ее автор. Если отбросить фантастический антураж, роман — весьма жесткий памфлет на западное общество, актуальный и в настоящее время.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Чарльз де Линт «Городские легенды»

Dana Dana, 1 марта 2011 г. 23:23

Очень неровный сборник рассказов, объединенных одной темой — в мире есть волшебство, просто не всем дано его увидеть. Те, кто не верят, что параллельный мир существует, тесно соприкасаясь с реальным, никогда не увидят ни фей, ни страшных чудовищ.

Судя по антуражу рассказов де Линта, встретиться с магией способны только жители катакомб и помоек, панки и хиппи, не совсем нормальные люди, по большей части живущие на улице, на улице города Ньюфорда. И вот это мне не очень понравилось, подобный мир далек от меня — значит, по логике автора, и мир чудес далеко?

...............................................

Сборник прекрасных рассказов, пронизанных атмосферой настоящего волшебства. Причем волшебства не навязчивого, яркого, а, казалось бы, малозаметного скрытого. Это волшебство способен увидеть далеко не каждый. Большинство людей могут просто пройти мимо, погруженные в свои повседенвные дела, бытовые неурядицы. Но те, кто способны задержаться, оставиться, выпасть из сумасшедшего ритма жизни, просто помолчать несколько минут, обязательно проникнутся духом легой печали, ненавязчивой магии, которой пронизаны все рассказы Де Линта.

___________________________________________________________________________________________________-__

Итак, два диаметрально противоположных отзыва: в первом автор посчитал себя оскорбленным, что способность приобщения к чуду присуща исключительно «ненормальным», во втором полагает, что она присуща избранным. Где истина? Далек ли от нас мир чудес или близок?

По мнению Де Линта, этот мир находится рядом с нами, мешает же нам его увидеть именно наше стремление к нормальности. В мировой фантастической литературе немало произведений о чудесах, которые происходят с абсолютно нормальными людьми, самое известное из них и одно из первых «Звездные короли» Э.Гамильтона. Рядовой клерк нежданно-негаданно вдруг становится повелителем Межзвездной Империи. Мечта любого клерка!

Де Линт пишет о другом: чудо не может произойти с первым попавшимся клерком, приобщиться к чуду дано не всякому. Каждый ребенок рождается открытым чудесам — он верит в сказки, в добрых фей и злых волшебников. А потом его начинают воспитывать и усердно «вышибать» из него веру в чудо, делая из него «достойного члена общества».

Еще пятьсот лет назад все поголовно верили в чудо, ибо вера в бога и чудеса неотделимы. А потом бог умер и вместе с ним исчезли и чудеса. Встречи с НЛО, поиски «снежного человека», лохнесского чудовища — современные попытки уверовать в чудо. Правда, чудеса тоже изменились, стали более рациональными и научно обоснованными.

Так кто же способен в современном технократическом мире сохранить веру в волшебство? Люди, не озабоченные своей нормальностью! С одной стороны, это те, кого вопрос нормальности вообще не интересует, — «жители катакомб и помоек», как выразился автор первого отзыва, с другой, те, кто культивирует в себе свою особенность, свое отличие от нормы — богема.

Кого-то они раздражают, как автора первого отзыва, который искренне не понимает, за что этим «шизикам» такое счастье, не желая признаться себе, что их «ненормальность» — всего лишь навязываемый им штамп, попытка оправдаться в своей жизни, лишенной чуда, перед самим собой.

Вера в чудеса — осознанный выбор и каждый делает для себя его сам. Каждый сам решает, что для него важнее: соответствовать «норме» или сохранить в себе детскую веру в чудеса. Если вы выбрали второе, рано или поздно для вас откроется удивительный мир — мир волшебства, который всегда рядом с нами.

А пока.. пока вы можете встретиться с этим волшебным миром в произведениях Чарльза де Линта из цикла «Легенды Ньюфорда». Перед вами городское фэнтези — мир чудес, который ждет нас за ближайшим углом, надо только чуть-чуть притормозить в нашей спешке — и он откроется перед нами. «Городские легенды» — дебютный сборник автора, который попытался отыскать свою, особую мелодию в величайшем многообразии современного фэнтези. И ему это удалось!

Завораживающий и пугающий мир-который-всегда-за-углом ждет вас на страницах «Городских легенд».

Рекомендуется к прочтению тем, кто не утратил веры, что бетон и стекло — еще не вся реальность этого мира.:wink:

Оценка: 5
– [  5  ] +

Нил Гейман «Задверье»

Dana Dana, 1 марта 2011 г. 23:18

Сюжет книги весьма прост: некий среднестатический клерк обнаруживает, что рядом с его скучной повседневной жизнью бок о бок существует другая — тайная, необычная жизнь Подлондона. Втянут в эту «параллельную» жизнь наш герой был классически — оказав помощь раненой девушке.

Конечно, в книге присутствуют штампы. Пардон, а в каких книгах их нет? Может, у Льва Толстого? Ну, если вы их там не обнаружили, очевидно вы слепы на оба глаза (или глухи на оба уха) .:wink:

Девушка, разумеется, оказывается, никак не меньше принцессы Подземного мира, срочно нуждающейся в помощи. Которую наш герой ей и оказывает, отважно пустившись в путь по жутковатому Подлондону, в лучших традициях всех героев.

Разумеется, герой добьется успеха, разумеется, добьется и девушки (а как же без этого?). Суть книги не в новинках сюжета. Сюжет книги а-ля «Зведные короли» Э.Гамильтона — каждый из нас мечтает о приключении, которое перевернуло бы ему всю жизнь. Каждый из тех, кто тяготится скучными серыми буднями, в которых ярчайшими событиями являются прибавка к жалованию еще одной десятки (сотни, тысячи) или недовольная мина начальника отдела, каждый втайне мечтает быть нужным, незаменимым и отважным, рыцарем без страха и упрека (вариант — прекрасной дамой).

Книга об исполнении такой мечты. В меру наивная, как и все наши мечты подобного рода, в чем-то гротескная (парочка убийц — мистер Круп и мистер Вандермар — выписана с изрядной долей гротеска), в чем-то банальная (пресловутая финальная битва с главным злыднем). Но в целом нескучная — есть интрига, есть типажи, есть неплохой сюжет, герои не марионеточны.

И у нее есть один несомненный плюс — книга завершена! Конечно, к ней вполне можно дописать продолжение в виде приключений героя в его новом качестве, но сюжет этого абсолютно не требует. Это — законченное произведение.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Иван Тропов «Реквием Крамера»

Dana Dana, 1 марта 2011 г. 23:08

Дом нависал из темноты, как корабль. Флигели двухэтажные, задняя часть еще выше. Все это с пятиметровыми потолками, по дореволюционным стандартам (когда-то это была усадьба). Да еще приподняты над землей, под всем домом полуподвал.

Стены в пятнах и трещинах, штукатурка местами отвалилась. Старый дом, почти заброшенный… Только вот все стекла на местах.

И не просто целые, а хорошие стеклопакеты стоят, вполне современные. Еще бы разглядеть, что там внутри, за этими стеклопакетами…

В доме ни огонька. Снаружи света тоже кот наплакал. Месяц только взошел, едва выбрался из-за деревьев. Голые верхушки дубов отражаются в стеклах, как в черных зеркалах. Ни черта не разглядеть. И еще эта тишина…

Здесь нет ни гула машин, ни далекого перестука электричек, ни лая собак. Ничего. До ближайшей деревни четыре версты.

Хотя и в ней никого нет. Совсем пустая, будто люди из нее бежали. Брошенная. Как и еще три деревни вокруг этого места.

На восемь верст вокруг ни души.

Все признаки гнезда…

____________________________________________________________________________________________________

Так начинается леденящая душу история про доброго мальчика Влада, охотника на злобных ведьм. Действие происходит в российской глубинке — то ли Саратовской, то ли Смоленской губернии, как-то вылетело из памяти. Помню, что граничит она с московской областью, куда впоследствии перемещается действие.

Итак, перед нами провинциальный городок, в котором живет-поживает команда бравых охотников на ведьм. В команде этой парочка местных жителей, один калека, именуемый Стариком, лишившийся ног в одной из неудачных охот, а ныне — мозговой трест, глава и наставник отважных бойцов, а также наш герой — подросток по имени Влад, он же Крамер, в девятилетнем возрасте спасенный из лап злобных ведьм, чтобы влиться в ряды славного воинства.

Повествование ведется от первого лица, мы смотрим на мир глазами Крамера, подростка, осиротевшего в девять лет и воспитанного славным воинством за правое дело. Воспитание получилось удачным и парнишка своей главной и единственной целью в жизни почитает избавление мира от мерзких тварей в женском обличии, роет копытами землю и рвется в бой.

И когда он уже примеривает на себя венец спасителя мира, вдруг выясняется, что у его наставников и в мыслях нет спасать мир, но исключительно забота о собственной спокойной и благополучной жизни, которая, по их мнению, заключается в очищении ближайшей округи от пакостных ведьм, пьющих кровь христианских младенцев, но далее границ собственной губернии их заботы о благополучии мира не простираются.

Ай-яй-яй.. какое разочарование для юного героя! Очевидно, наставники посчитали, что герой стал достаточно взрослым, чтобы усвоить эту горькую истину, ибо раньше они ему об этом и словом не заикались, видимо, резонно полагая слишком юным для таких откровений.

Не справившись с откровением (может, наставники и вправду с ним поторопились? Подождали бы до первых седин, глядишь, дело бы и выгорело), Крамер решает на свой страх и риск продолжать спасение мира, наплевав на все призывы к благоразумию мудрых наставников. И понеслось! Бравую команду злющие бабищи пошинковали мелким крошевом, оставив ГГ без мозгового треста и превратив его окончательно в беспощадного Карателя и беззаветного спасителя мира, горящего единственным желанием — убивать чертовых сук!

Автор явно учил русский язык не в качестве иностранного — на словах не спотыкается, с логикой, хоть и не в близкой, но все-таки в дружбе. Нелогичные моменты искусно замаскированы трогательной импульсивностью и непосредственностью рвущегося в бой подростка.

Сакраментальные слова «чертова сука» упорно кочуют со страницы на страницу, то ли призванные иллюстрировать подростковое мышление, то ли являясь руководством к действию для этих самых подростков уже в качестве читателей. Очевидно, герой, именующий баб, пардон, ведьм, «чертовыми суками» и крошаший их в капусту сначала выборочно, а затем и вовсе пачками, призван воплотить собою идеал для подрастающего поколения юных.. ээ.. путинцев.

«Замочи чертовых сук в их логове, чтобы мир мог спать спокойно!» — моральный кодекс юного Крамера и его почитателей. Может, у аффтора была слишком строгая мама, которая порола его в детстве? То ли много порола, то ли слишком мало, но то, что женские образы уже не впервые в произведениях Ивана Тропова материализуются в абсолютно кошмарных бабищ — непреложный факт. В романе «Крысолов» автором выведен совершенно фантасмагоричный женский персонаж, дрессирующий быколюдей электрокнутом, в «Реквиеме Крамера» — мерзостные ведьмы, пьющие кровь христианских младенцев. Теряешься в догадках: чем же таким особо ужасным отличился перед аффтором слабый пол, что трансформировался в его сознании в подобных монстров?

А в остальном, прекрасная маркиза,.. аффтор отжигает по полной: количество трупов растет в геометрической прогрессии, герой крутеет на глазах, мир корчится в очистительных родовых муках — бей всех, господь сам разберет на правых и виноватых!

Рекомендую любителям жесткого боевика — складно, динамично, кровожадно.

Удачного прочтения! :super:

Оценка: 4
– [  22  ] +

Станислав Лем «Альбатрос»

Dana Dana, 1 марта 2011 г. 03:52

Ключевые фразы рассказа:

"— Пассажиры спрашивают, когда можно будет танцевать, — ответил Минделл. Пиркс даже не расслышал этих слов. Он смотрел в репродуктор.

— Скоро, — спокойно сказал командир. — Включите мне оптическую связь. Мы подходим. Через несколько минут должны их увидеть. Коллега Минделл, дайте второе предупреждение — мы будем тормозить на форсаже.»

Рассказ про два уровня бытия, оба из которых мы наблюдаем глазами стороннего наблюдателя — глазами Пиркса.

Пока пассажиры сверхроскошного космического лайнера наслаждаются комфортом межпланетного путешествия, рядом с ними, всего лишь палубой выше, идет отчаянная борьба за жизни людей. За спасение жизней тех, кто проложил путь этому роскошному межпланетному лайнеру, на котором теперь можно так легко и спокойно путешествовать, не задумываясь о цене, которой оплачено такое путешествие.

Мы в этом рассказе сторонние наблюдатели, которые, как Пиркс, присутствующий при этой трагедии, могут только бессильно наблюдать, но не имеют возможности вмешаться. Командир лайнера, спешащего на помощь, при сообщении об угрозе взрыва на терпящем бедствие корабле, отдает приказ изменить курс — он не может рисковать жизнями пассажиров лайнера. Жизни пассажиров против жизней людей с терпящего бедствие исследовательского корабля, комфортабельное путешествие, оплаченное чужими жизнями. А пассажиры.. пассажиры скоро смогут опять танцевать!

Оценка: 9
– [  12  ] +

Иван Ефремов «Час Быка»

Dana Dana, 24 января 2011 г. 02:57

Да нет, роман как раз ориентирован на мужчин, на Мужчин с большой буквы. Для Ефремова Женщина — это Богиня, что, очевидно, не всякому, носящему штаны, доступно для понимания.

Слово «демократия» там не наблюдается по одной простой причине: поскольку до сих пор этой самой «демократии» никто в глаза не видывал со времен Древней Греции, даром, что вопят о ней на всех углах, а на поверку у нас тот самый Час Быка, который и описывается в романе.

Показательно, что те, кому не понравился роман, отсылают к Стругацким «Трудно быть богом». Хорошо хоть не отсылают к Жюль Верну — уровень «проблематики» Руматы Эсторского и капитана Немо примерно одинаков.

Ефремов писал «Час Быка» о будущем, но для нас его будущее — это уже почти настоящее, а кто помоложе, тот это самое «будущее», описанное в романе, испытает на своей шкуре в полной мере. Потому читайте внимательнее — наше очень скорое будущее смотрит на нас с этих страниц.

Оценка: 10
⇑ Наверх