| |
| Статья написана 5 января 2017 г. 14:11 |
https://pp.vk.me/c633426/v633426582/2d4cd..." style="float: left;" width="300" />Эту заметку я готовил давно, первые наброски появились ещё летом прошлого года. Но для того, чтобы материал получился более объективным и полноценным, я дождался итоговых отчетов от крупнейших игроков на отечественном и западном книжных рынках. И вот что я имею вам сказать. Литература, ее создатели и потребители изменились. И в 2017 году перемены эти уже не то чтобы стали очевидными. Уместнее, на мой взгляд, будет сравнить это с метаморфозой гусеницы, покинувшей свою куколку и превратившейся в бабочку. В результате монополизации отечественного книжного рынка (речь о том, что более половины художественной литературы, треть нон-фикшена, четверть учебной литературы и почти половина легальных электронных книг принадлежат в России одному холдингу), общественности навязывается одна единственная информационная позиция, которая не соответствует действительности. Но при этом есть и вторая реальность, альтернативная книжная (литературная) Россия, существующая параллельно. И многие не могут понять: литература в России жива или уже нет? Пиратство побеждает или побеждено? Электронные книги продолжают набирать популярность или уже достигли предела? Как и почему такое происходит и где же истина? Давайте разберемся.
Монополизация официального книжного рынка привела к тому, что в массы транслируется одна точка зрения, подающаяся как единственно верная. То есть одна корпорация сообщает о состоянии дел внутри себя, но СМИ подают это как состояние дел на все книжном рынке России. Подобную ошибку в подведении итогов уже совершали наши западные коллеги. С 2011 года на американском и европейском книжных рынках отмечали спад продаж бумажных книг на фоне роста продаж электронных. Последние пару лет западные книжные рынки с радостью рапортовали о возвращении былой популярности у бумажных изданий и "застоя" на рынке электронки. И многие российские аналитики встретили это известие с восторгом, но при этом не учли пару больших "Но", а именно: — в 2015 году на книжном рынке отсутствовали новые бестселлеры, — мода на книжки-раскраски для взрослых, — поднятие цен издательствами "Большой пятерки" на электронные книги (если раньше эл. копия книги стоила дешевле бумажной, то теперь на Амазоне она обойдется вам в ту же цену). И самое главное, на что большие традиционные издатели (как на Западе, так и в России) не обращают внимания (а следовательно, не учитывают эти данные и не транслируют эту информацию через СМИ): — Стабильный и уверенный рост продаж книг, выпущенных самими авторами (инди-авторы на Западе, самиздатовцы в России), лит агентами, маленькими издателями. Если говорить о западном рынке, то там в итоговых отчетах о состоянии книжного рынка не учитывается Amazon и несколько его импринтов. В России же электронные продажи учитываются лишь по статистике Литреса и его импринтов. К слову, из-за отчетов аналитической группы http://authorearnings.com/">AuthorEarnings о продажах Amazon и независимых авторов, на Западе кое-кто потерял свои посты. — Продажи электронных книг после повышения на них цен действительно падают, но только у традиционных издателей: из общего тиража на них приходится только 25%; — Если учесть продажи не только обычных издателей, то окажется, что больше 4/10 книг, продаваемых на рынке (американском) — электронные; — В некоторых категориях доля электронных книг еще выше: 68% художественных книг и 89% любовных романов; — Примерно каждая десятая электронная книга издана под импринтом Amazonа. На нашем книжном рынке перемены происходят гораздо медленнее, но почти повторяют опыт Западных рынков. Основным отличием у нас является тот факт, что спрос диктуется и навязывается не монополистом книжного рынка, а пользователями интернета. Почему так происходит? — электронное пиратство (на них до сих пор приходится 90% от общего количества скаченных в сети книг); — заторможенность и неповоротливость монополистов; — большая (в сравнении с западными рынками) активность по освоению рынка электронных книг инди-авторами и литературными порталами — скудный ассортимент на официальных сайтах по продаже электронных текстов. Да, в конце 2016 года отечественная книжная индустрия "условно" вышла в плюс (впервые с начала затяжного книжного кризиса, который многие отсчитывают с 2008 года) и заявила о росте выручки на 8% (в сравнении с 2015 годом). Но по факту, никакого "роста книжного рынка" не произошло. Доходы издательство-монополист получило лишь благодаря поднятии отпускных цен. Ассортимент и тиражи как сокращались, так и сокращаются. Единственные две категории, чьи продажи в России растут как официально, так и неофициально, это аудио и электронные книги. Официально они составляют 4% от общего числа продаж, неофициально — 8%. Подобный системный крис и игнорирование реального положения вещей в книжной индустрии привело к тому, что в России литература (как культура и как бизнес) все дальше и быстрее уходит из рук монополистов и официальных лиц. С 2017 года я могу смело говорить о том, что в России появился альтернативный книжный мир. Хорошо это или плохо? Поговорим на эту тему в следующий раз.
|
| | |
| Статья написана 31 декабря 2016 г. 12:05 |
Думаю, на этот раз обойдемся без длинных постов с итогами и десятками фотографий. Просто поздравляю вас всех с Новым 2017 годом! Всем любви и добра. Берегите себя! Ваш Н.А. http://cs323716.vk.me/v323716952/6bb7/Vaa..." width="600" />
|
| | |
| Статья написана 18 декабря 2016 г. 13:02 |
Давно мы с вами не обсуждали ситуацию на отечественном книжном рынке. Меж тем, новостей накопилось довольно много. Итак, начнем издалека. Мониторинг состояния книжного рынка столицы показал следующие моменты: https://pp.vk.me/c618222/v618222582/154d8..." width="600" /> — В Москве по-прежнему предпочитают покупать книги в книжных магазинах (через них реализуется от 30% до 63% книжной продукции, а основными игроками здесь выступает сетевые ритейлоры); — На данный момент в столице работает 217 профильных магазинов специализирующихся на торговле книгами; — Большинство предпочитает приобретать книги в «книжном магазине с большим выбором книг», в то время как книги в киосках приобретают лишь 7,6% , а на 6,5% покупают книг в FMCG-гипермаркетах; — Заметно снизился процент покупки книг москвичами в интернет-магазинах: 22% в 2016 году и 26% в 2015; — В годовом исчислении объём столичного рынка электронных книг, распространяемых через онлайн-площадки с лицензионными книгами, составит 730 млн. рублей (рост на 11% по сравнению с результатами прошлого года);
— Основной моделью монетизации остается «плата за скачивание» (78% рынка), заметно растёт и доля подписной модели – порядка 20% рынка. Рекламная модель, как признают эксперты, монетизируется слабо (2% рынка);— Отмечается значительный рост легального рынка аудиокниг, в первую очередь, через магазины приложений (данный сегмент книжного рынка вырос на 70%); — Суммарно доля рынка цифровой (электронной текстовой и аудио) книги составляет 870 млн. руб. (или 3,2% книжного рынка Москвы). В то же время, легально электронные книги в России потребляет каждый двадцатый читатель. Эти показатели говорят о многом. И вполне закономерно, что на фоне столь положительных динамик роста, правительство РФ и крупнейшие игроки книжного рынка всерьез принялись за спасение книготорговой отросли: 1. http://kommersant.ru/doc/3168716">Правительство готовит меры по поддержке книжных магазинов — для них могут ввести налоговые льготы, включая нулевой НДС и возможность в больших объемах списывать неликвидную продукцию. "Обсуждаемые меры могут обеспечить двукратный рост рынка к 2030 году, — уверен Олег Новиков, — По данным Роспечати, по итогам 2015 года объем книжных продаж составил 73,6 млрд руб. (включая бюджетные закупки), из них книжные магазины заработали 30 млрд руб., киосковые сети – 1,1 млрд." 2. http://pro-books.ru/news/2244/18714">Сейчас неликвид находится на балансе компании и облагается налогом в 10%. Списания неликвида позволят сократить налоговые отчисления книжной отрасли на 30%. "Надежда Михайлова, руководитель сети книжных магазинов «Московский дом книги», президент Ассоциации книгораспространителей: «Если сейчас не принять соответствующих мер, то исчезнут последние книжные магазины в стране. Доступность в регионах к книге и литературе осуществляется именно через книжные магазины, а в последние полтора десятилетия так случилось, что их отнесли к чисто коммерческой деятельности. Чисто коммерческая деятельность и книга — понятия не вполне совместимые." Лично я, читая подобные "программные заявления", понимаю, что данные меры действительно могут принести свои плоды лишь к 2030 году. Но хорошо, что государство, издатели и владельцы книготорговых сетей наконец-то объединяют свои усилия для спасения книжного рынка. P.S. Но я также понимаю, что к литературе и писателям это все не имеет никакого отношения :)
|
| | |
| Статья написана 17 декабря 2016 г. 13:37 |
По сложившейся традиции, раз в два года, 13 декабря мы ходим в баню я летаю в Уфу. В прошлый раз я посетил Нефорум блогеров, а на этот раз меня пригласили на мероприятие Sbertalks, где в рамках блока "Lifestyle" я прочел лекцию «Книга: от идеи до воплощения. Как придумать, написать и издать книгу». Поездка выдалась замечательной и если кому интересно, как это было, добро пожаловать под кат :) https://pp.vk.me/c626727/v626727582/407c2..." width="600" />
Летать в Уфу для меня сродни путешествию во времени. Нет, не в том смысле, что живут там как во времена лихих девяностых (что довольно типично для провинциальных городов), в этом вопросе Башкирия весьма продвинутая и современная республика (хоть и с несколько среднеазиатским колоритом), а в том что смена часовых поясов превращает полет в подобие нуль-транспортировки. Спасибо 'y и Татьяне Магера за то что они помогли сгладить все неурядицы связанные с этим обстоятельством. https://pp.vk.me/c626727/v626727582/40878..." width="250" />https://pp.vk.me/c626727/v626727582/40898..." width="188" />https://pp.vk.me/c626727/v626727582/408ef..." width="188" /> Проспав в гостиницы буквально пару часов, я отправился в театр Башкирский Государственный Театр оперы и балета, на генеральный прогон. Кстати, вопрос знатокам. Что означает картинка, обнаруженная мною в курилке театр: "Мышиная нора, два любвиобильных грызуна и цифра 75"? Вот и я не знаю :) После прогона, по совету все того же Раиса, я отправился в "http://hooligansbarbershop.ru/">Hooligans Barbershop". https://pp.vk.me/c626727/v626727582/40870..." width="239" />https://pp.vk.me/c626727/v626727582/408a2..." width="188" />https://pp.vk.me/c626727/v626727582/408ac..." width="188" /> Постригли меня на отлично, спасибо барберу Олегу. После чего я рванул обратно в театр (кстати, впервые в жизни сталкиваюсь с глухонемым водителем "Убера"! В результате поисков которого в минус 28 градусов по Цельсию, я в итоге и простудился). https://pp.vk.me/c626727/v626727582/408bd..." width="334" />https://pp.vk.me/c626727/v626727582/407e8..." width="246" /> Как я уже и говорил, выступление прошло на отлично :) В отведенные мне двадцать минут я уложился, но вот ответить на все вопросы — уже нет, так их было много. Поэтому уже после выступления почти час я провел общаясь с гостями мероприятия, дал несколько интервью и автографов. Что было весьма и весьма приятно :) https://pp.vk.me/c626727/v626727582/407a4..." width="600" /> https://pp.vk.me/c626727/v626727582/40822..." width="300" />https://pp.vk.me/c626727/v626727582/40819..." width="300" /> https://pp.vk.me/c626727/v626727582/4082b..." width="600" /> https://pp.vk.me/c626727/v626727582/40846..." width="600" /> Очень рад был повидаться со старыми друзьями (приветы: Диме Эйгенсону, Ренату Ботанику, Олегу Бармину (бывшему с нами дистанционно :)) Паше и всем-всем-всем башкирским френдам) приобрести новые знакомства с интересными людьми. Было здорово, надо повторить при случае :) Ещё больше фотографий https://vk.com/album2772582_238885457">в альбоме по ссылке >>>
|
| | |
| Статья написана 13 декабря 2016 г. 10:44 |
Как всегда, короткой строкой о том, чем занимаюсь и какие планы на будущее. 1. Прошедший на днях в Санкт-Петербурге семинар "Профессия писателя в XXI" собрал неожиданно много слушателей. В один момент организаторы всерьез обеспокоились, сможет ли "Центре современной Литературы и книги" вместить всех желающих, но слава богу, обошлось. Встреча прошла в отличной атмосфере, и я надеюсь, что всем гостям на ней было интересно и познавательно :) https://pp.vk.me/c626727/v626727582/3f8a1..." width="600" /> Еще больше фотографий со встречи https://vk.com/album-78077023_240127789">в альбоме >>> 2. Полным ходом идет работа над выходом моего нового романа "Поймать Пересмешника". Согласовали редактуру, на выходных написал аннотацию и высказал свои пожелания художнику. Кстати, рисунок для обложки "ПП" создает потрясающий мастер своего дела — https://fantlab.ru/art6378">Виктория Лебедева, ответственная за обложки отечественных изданий Стивена Кинга и других отличных писателей. Роман появится на прилавках книжных магазинов в феврале 2017 года 3. Через несколько часов я вылетаю в Уфу, где 14 декабря, в рамках интеллектуальной конференции, посвященной теме Business & Lifestyle, выступлю на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. "На пороге большого события Likes поинтересовался у спикеров, что на самом деле они думают о жизни и бизнесе. Особенно это интересно тем, кто не попадет на конференцию — мероприятие проходит в закрытом формате для лидеров общественного мнения. Никита Аверин, писатель-фантаст (г. Санкт-Петербург) https://likes.ru/uploads/wysiwyg/file/182..." width="600" /> Likes: Каждый ли желающий может научиться писать книги и если да, то где и что вы можете посоветовать таким людям? Никита Аверин: Научиться писать может каждый. Для этого достаточно освоить Азбуку, изучить заветы Дитмара Эльяшевича Розенталя и иметь желание. Ну и, конечно, работать, работать и работать. Ибо за созданием всякой книги вы найдете 5 процентов таланта и 95 процентов труда. Впрочем, как и в любой иной творческой профессии. Кому-то эти слова могут показаться банальными, но что поделать, если они являются истиной. Тем, кто решил написать книгу, я всегда советую две вещи... https://likes.ru/ufa/reviews/134-o-chem-g...">Прочесть целиком >>>
|
|
|