fantlab ru

Все отзывы посетителя Dixiecrat

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  53  ] +

Александр Мазин «Варяг»

Dixiecrat, 30 ноября 2012 г. 22:47

Мое и без того скептическое отношение к романам про «попаданцев» после прочтения сего опуса Мазина лишь окончательно укрепилось.

Поскольку, как и тот же Злотников, историю Мазин знает разве что по школьным учебникам истории, чтение «Варяга» превращается в упражнение по «вылавливанию» из текста бреда и ляпов, порожденных элементарным незнанием.Которое, автор нисколько не стесняется продемонстрировать и в специально для этого написанном послесловии. Как пример:

«То есть ряд весьма серьезных ученых на основании известных ( известных! ) данных уверенно считает варягов скандинавами. Другие, тоже авторитетные, полагают их германцами, третьи… Третьи утверждают, что никаких варягов вообще не было.»

Видимо Мазину невдомек, что скандинавы как бы тоже германцы, поскольку говорят на германских языках. Равно как и то, что скандинавами варягов считают абсолютно все известные и уважаемые медиевисты.

«Я, писатель, могу вполне обоснованно предположить, что тем же путем на ту же территорию могла попасть не только монетка, но и, скажем, арабское оружие, которое качеством металла так же отличалось от оружия, которое ковали франки или скандинавы, как клинок настоящего швейцарского ножа от куска кровельной жести.»

Мазин не в курсе, что статусным оружием в Скандинавии и на Руси 9-10 веков были т.н. «каролинги», то бишь мечи изготавливавшиеся во франкской империи (в рейнских мастерских, если быть точным). И что их качества хватало, чтобы быть ходовым товаром в том числе на арабском востоке. Поэтому, как писал еще в 9 веке арабоязычный перс Ибн Хордадбех: “Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю”.

Никаких же «арабских мечей» на территории Руси вроде бы никто не находил.

Также Мазин не знает, что огурцов и капусты на Руси в 10 веке еще скорее всего не было, и совершенно точно не было например Витебска. А Новгород появился лишь в 20-30-е гг. X века. Скандинавы у Мазина — оголтелые отморозки, в лучших традициях «Повестей»... Валентина Иванова. Свастик на лбу не хватает, да. С пониманием ментальности людей того времени у Мазина ничуть не лучше.

Не сочтите занудством, но представляется, что в подобных романах знания о регионе абсолютно необходимы.

В остальном — стандартная история про «попаданца». Который а) Находит себе человека, который захочет стать ему побратимом в первый же день; б) Сбежав из плена и плутая в лезу ВНЕЗАПНО находит дуб, в дупле которого (так у автора) живет старик, который ВНЕЗАПНО оказывается ветераном-варягом (я так и не понял, кто это по мнению Мазина); в) После нескольких месяцев тренировок, прокачивает свои «скилы» настолько, что «выносит» опытных воинов. Все как обычно.

Мы же понимаем, что в реальности история закончилась бы приблизительно так: «Молодой маркетолог Вася попадает в Киевскую Русь времен Святослава. Пойманный дружинниками князя, он пытается предупредить русского Ахиллеса об опасности похода в Болгарию и коварстве печенегов. К сожалению, дружинники не понимают ни слова из того, что он говорит, даже несмотря на то, что Вася пытается вставлять в свою речь слово «понеже» и заканчивать глаголы на «-ша» и «-де». Воины наскоро продают Васю булгарскому купцу, который везет его с караваном в Бухару. В Бухаре из маркетолога делают евнуха, и оставшиеся сорок лет своей жизни он проводит в относительной тишине.»

или

«Тридцатилетний экспедитор Семен, бывший военнослужащий ВДВ, попадает в 1381 год. Семен ничего не знает про историю, тем более, что первый встреченный им человек оказывается немножко разбойником. Увидев на пальце Семена печатку из желтого металла и предположив, что человек в незнакомой одежде — отставший от каравана фряжский купец, разбойник свистом созывает товарищей. Пока Семен бросает одного из негодяев через бедро, другой разбивает голову экспедитора кистенем. Ночью парализованный ударом Семен чувствует на своем лице зловонное дыхание — это пришли волки».

Оценка: 1
– [  12  ] +

Кормак Маккарти «Дорога»

Dixiecrat, 19 ноября 2012 г. 10:35

Хорошая прочистка мозгов для многочисленных любителей героического постапокалипсиса.Не будет Новых Калифорнийских Республик, дрезин в московском метро (которое затопит через год), геройских зачисток бандитских логовищ в одиночку.

Будет ад на земле. Будут каннибалы и будет каждый сам за себя. В этом аду, сын и отец прячась от «плохих людей», умирая с голоду бредут к морю. Не потому, что там лучше, а просто потому, что у человеческой жизни должен быть смысл.

Это книга по сути диалог. Диалог отца и сына, поскольку за всю книгу с ними в разговор вступят семь человек (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убитый каннибал, одна из жертв каннибалов, запертая в подвале, старик Илай, подруга убитого ракетницей Отца мужчины, воришка и спасшие Сына муж с женой в конце
). Диалог простой и незамысловатый, какой может быть у любящего отца и его сына, бредущих в выжженном войной мире без смысла. Диалог, который когда-нибудь закончится, но для того, чтобы этот конец оттянуть, Отец готов идти на любые жертвы.

Маккарти — живой классик американской литературы, не устающий говорить нам со страниц своих книг о бренности и «шаткости» нашего бытия,и эта книга — одна из вершин его творчества.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Дэн Симмонс «Чёрные Холмы»

Dixiecrat, 29 октября 2012 г. 19:01

Прочитав предпоследний роман Д.Симмонса вы узнаете почти все (если не знали) про гибель Кастера при Литтл-Бигхорн, бойню при Вундед-Ни, строительство Бруклинского моста и монумента на горе Рашмор и Всемирную выставку в Чикаго. А также про то, почему сиу дружат с шайенами но не любят кроу. В центре повествования — судьба индейца сиу (точнее лакота) Паха Сапы (Черные холмы), чей жизненный путь начался в эпоху индейских войн, а закончился в эпоху автомобилей и голливудского кинематографа. по ходу книги Паха Сапа терпит вселившейся в него болтливый дух Кастера, и пытается взорвать монумент на горе Рашмор — священных для сиу Шести пращурах. Понравилась объективная позиция автора, поначалу кажущуюся проиндейской. Однако, потом на двух страницах Симмонс расписывает и истребление «благородными» дикарями десятков видов животных, и жестокие межплеменные войны, и убийства белых колонистов. Не понравилась концовка — с загонами по «ревайлдингу» и приторной «хэппи-эндностью». Тем не менее, за прекрасный показ образа человека, представителя умирающего народа в меняющейся стране 9/10.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Генри Лайон Олди «Песни Петера Сьлядека»

Dixiecrat, 30 июля 2012 г. 17:09

Собственно с «Песен...» началось мое знакомство с творчеством Громова и Ладыженского. Знакомство вышло удачным.

Прежде всего, понравился формат произведения. Сборник слабо связанных между собой притч/сказок позволяет авторам писать разнообразно, мешая жанры, «сеттинги», сюжетные ходы, не боясь при этом скатиться к хаосу плохо сшитых общим сюжетом кусков.

А разнообразия здесь хватает. Смыслового — философский, в хорошем смысле морализаторский подтекст рассказов очень силен. Сюжетного — рассказы очень разнообразные и самоповторов незаметно. Что понравилось больше всего — пестрота географии и изумительная атмосферность. Здесь и чинная, размеренная, помешанная на деньгах кальвинистская Голландия своего «золотого века», со своим сказочным Гульденбургом. И лихой, казачий Харьков, с гульбой и горилкой. И седые Балканы, хранящие тайны разбойников-гайдуков.

О «ложке дегтя». Это — главный герой. Петер Сьлядек слушает истории, но сам нам свои тайны так и не раскроет. «Чукча не писатель», в общем. И говоря языком «цивильной» журналистики — «на протяжении всего произведения не виден нравственный рост героя, не раскрыта система его мотивации».

Что впрочем впечатления о романе почти не портит.

Оценка: 9
– [  47  ] +

Глен Кук «Чёрный Отряд»

Dixiecrat, 28 июня 2012 г. 21:54

Полное разочарование. Начал читать, ориентируясь на рекомендации Фантлаба, хвалебные рецензии и звание классики «темного фэнтези». В итоге дочитал, с огромным трудом. Имхо — типичный образчик развлекательно-фэнтезийной макулатуры.

Если коротко:

1) Персонажи. Их нет. Не знаю, где другие читатели увидели яркие характеры. Все поминают Костоправа. А что мы узнали о нем благодаря первой книге цикла? Его внешность, прошлое, черты характера — все это у Кука осталось за кадром. Про десяток других, «именных» персонажей и говорить нечего — болванчики без внешности. Остальные тысячи членов Черной гвардии не удостоились даже имени.

2) Мир. С миром все также. Названия пустых городов, и только. Нам неизвестно ни социальное устройство, ни народы, этот мир населяющие, ни религиозные культы, которые исповедуют жители севера. Ничего нет в мире, кроме Леди и поверженных и повстанцев.

3) Сюжет. Толпа мужиков ходит туда-сюда, сражается, играет в «тонк». То бишь, по пустому миру бродит толпа персонажей без внешности, совершая поступки, описываемые автором одним-двумя предложениями в десяток слов.

4) Язык. Он ужасен. Может виноват переводчик, но по-моему, у произведения с хорошим, литературным языком такого паршивого перевода быть просто не может.

Про отсутствие логики повествования, идиотское поведение героев (типа демаскирующих заклинаний, применяемых во время разведки на виду у противника) и т.д., пожалуй умолчу. Как и про армию в 250 тысяч человек, непонятно чем кормящуюся в разоренной гражданской войной стране.

В общем, знакомство с циклом для меня совершенно точно закончится на «Черном отряде». Есть правда сомнения, что после этого руки дойдут до приключений Гаррета.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Анджей Сапковский «Случай в Мисчиф-Крик»

Dixiecrat, 19 сентября 2011 г. 15:12

Любопытный рассказ, противоречивый как и все творчество пана Анджея. С одной стороны главный и безусловный плюс это время и место действия. Для меня, как любителя истории колониальной Америки «сеттинг» стал основной причиной подвигнувшей на прочтение рассказа. К чести Сапковского, выбирая ту или иную историческую эпоху в качестве места действия он к проработке деталей с точки зрения исторической достоверности подходит тщательно. Приятны и отсылки к войне короля Филиппа, о которой в России известно пожалуй только специалистам. Для любителей эпохи Сапковский приготовил несколько «пасхалок» — например образ Измаила Сассамона, по всей видимости сына Джона Сассамона, убийство которого стало первым звеном в цепочке трагических событий, приведших к грандиозному по колониальным меркам военному столкновению.

Не подводит автора и художественный стиль. Сапковскому удалось за несколько десятков страниц показать череду ярких, противоречивых, а главное настоящих, живых характеров. Да и атмосфера не подводит, благо пейзажи Новой Англии располагают к мистике.

Что касается минусов — это все тот же непонятно откуда выкопанный Сапковским феминистский культ «Великой богини» (Гимбутас он перечитал, что ли?). Странно, что автор столь добросовестно относящийся к исторической достоверности эксплуатирует идею выдуманную сторонниками культа Викки во второй половине XX века. Ну да ладно — это же фантастика.

Расстраивает и концовка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С одной стороны, весь ход повествования нас подводит к тому, что ничем хорошим это не закончится. С другой стороны то, что в итоге отряд гибнет и ведьмы остаются безнаказанными как-то расстраивает. Хотелось бы хэппи-энда с триумфальной победой колонистов над индейцами и слугами Вельзевула.

Тем не менее — рассказ цельный, атмосферный и с оттенком фирменного, авторского стиля.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Джо Аберкромби «Кровь и железо»

Dixiecrat, 30 августа 2011 г. 15:08

Весьма неоднозначное впечатление осталось после чтения. С одной стороны, роман читается легко. В тексте нет «провисающих» кусков, откровенно затянутых и скучных глав.

В то же время, не увидел я никакой революционности, ничего «прорывного». Ничего, что позволило бы мне поставить Аберкромби в один ряд с двумя другими небезызвестными англичанами, с которыми его то и дело ставят рядом на «пьедестал» в качестве молодого дарования.

Попробую разобрать роман (то бишь мое восприятие романа) по составляющим:

1) Мир. Автор сам в интервью подчеркивает, что для него — тщательно прописанный мир не главное. Пусть так. Описаний окружающей героев действительности ровно столько, сколько нужно. Оригинально ли это описание? Ничуть. Все тот же классический фэнтэзийный феодализм, то же противостояние условно хорошей и условно плохой империи, где-то маячат варвары (в этот раз северные). Северные варвары у Аберкромби шаблонны кстати донельзя. Бородатые, живущие родовым строем и обычаями кровной мести, сражающиеся огромными секирами (чем же еще?) и пугающиеся при виде крупных городов. Тацит сотоварищи был бы доволен. Две тысячи лет прошло, а противопоставление цивилизованного Рима и диких (правда только в глазах римлян) германцев/ кельтов/даков etc осталось и все также служит источником вдохновения. Даже социальная структура северян (карлы, бонды) списана с социального строя скандинавских народов «эпохи викингов». В общем — ничего особенного. Иногда эта схематичность кажется чрезмерной. Кто такие «шанка», как они выглядят, автор в первом романе толком не объяснил.

2) Сюжет. Судить о цикле по первому роману пока не буду, но пока и он (сюжет романа как самостоятельного произведения) не впечатляет. По сути, первый роман лишь заявка, начало «квеста». Но уже понятно, что перед нами противостояние хороших (а по другому главные герои не воспринимаются) и плохого злого волшебника с трудно выговариваемым именем, наплодившего зловещих «едоков». Где здесь ревизионизм и обыгрывание штампов и клише «высокого фэнтези» я пока не понял. Да и завязка истории, в которой верховный маг внезапно стал искать именного Логана выглядит как-то натянуто — будто автор не знал как пологичнее «закрутить» сюжетную линию.

3) Персонажи. То, на что напирает сам автор, и что в первую очередь, судя по отзывам, привлекло читателей.

Да, Аберкромби честно попытался сделать персонажей людьми непростыми, противоречивыми. Однако, не сказать что ему это удалось на отлично.

Логан — типичный варвар. Этакий Конан лишенный тотальной непобедимости и получивший взамен чувство раскаяния. Персонаж сам по себе интересный, но вот раскрыть его Аберкромби имхо не получилось. Байяз. Обычный фентэзийный маг. Если у нас теперь отсутствие у магов бороды и лысина стали признаком dark fantasy и ревизионизма то да, это — оригинальный персонаж. Мне однако так не показалось. Джезаль и Глокта поинтереснее, но до того разнообразия чувств которые вызывают Джейме Ланнистер или Петир Бэйлиш им не дорасти. Проблема имхо в том, что форма, то бишь сами по себе персонажи, может и неплохи. Но сделать их настоящими у Аберкромби как-то не вышло. В отличие от Мартина. Слишком скупо, слишком лапидарно Аберкромби описывает их самих, их чувства и переживания.

4) Диалоги. Здесь точно грешу на перевод. Ибо иначе не могу понять восторгов рецензентов от обилия черного юмора и иронии, скрывшихся где-то на страницах романа. Может плохо искал?

5. Логика происходящего. С этим, как уже писалось, местами довольно плохо. К вышеназванному отнесу и бредовое описание турнира. Да, из-за двух поединков в день, продолжительностью сколько-то минут, разумеется есть смысл тратить уйму денег на организацию. Как мне помнится, в реальной истории, и гладиаторские бои (вернее комплекс представлений из одиночных, массовых боев гладиаторов и травли зверей) и рыцарские турниры (включавшие как известно и одиночные и массовые бои поединщиков и развлечения для простонародья ) были гораздо более массовыми и продолжительными.

Итак, по моему впечатлению, «Кровь и железо» — крепкое фэнтези, не перегруженное особым философским подтекстом, не претендующее на роль откровения и прорыва в жанре. Однако, второй роман безусловно прочту (тем более по отзывам он поинтереснее). мнение о цикле в целом пока составлять рано.

Оценка: 7
– [  22  ] +

Эндрю Макдоналд «Дневник Тернера»

Dixiecrat, 29 июля 2011 г. 10:49

Как известно, за псевдонимом Эндрю Макдоналд скрывается никто иной, как Уильям Пирс, основатель «Национального альянса», личность для американских белых патриотов знаковая. Не случайно, что и сам роман в американской (и не только) правой среде приобрел статус культового.

Дело разумеется не в особых художественных достоинствах. Это в первую очередь мрачный футурологический манифест, стилизованный под дневник одно из белых «сурвивальщиков». Это дань памяти Р.Мэтьюсу, Т.Маквею, М.Химейру и прочим повстанцам.

Это, как писалось в рецензии на эту книгу в «Village Voice», «голос той Америки, которую редко удостаивают вниманием писатели: голос хриплый, беспощадно здравомыслящий, решительный, упивающийся жертвами, на которые правые патриоты идут ради свой страны и своей расы».

Голос белой Америки, Америки, в которой доля этих самых «non-hispanic whites» сократилась за 50 лет с 90% до 66%. В которой, к 2050 году их будет уже меньшинство населения. Голос Америки которая продолжает сопротивляться, порождая «народные милиции», «движения чаепития», «white survival», «national-socialist movement» и многих других.

Именно за то, что книга озвучивает голос этой, настоящей Америки, Америки нетолерантной, фундаменталистской, свято уверенной в своей правоте, эта книга заслуживает высшей оценки. Заслуживает и за то, что показывает пусть и фантасмагорическую, но увы, неизбежную картину будущего нашего мира — раздираемого цивилизационными, расовыми, этническими и религиозными противоречиями, мира, в котором нам, хотим мы этого или не хотим, предстоит жить.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Мария Семёнова «Мы — славяне!»

Dixiecrat, 29 июля 2011 г. 09:10

Читабельный науч-поп, в котором почти дословно цитируется тот небольшой список монографий, приведенных в списке библиографии.

С другой стороны, радует что этим занялся известный писатель, в результате чего суммарный тираж всех изданий и переизданий в разы больше чем у специализированной литературы.

Оценка: 7
– [  21  ] +

Валентин Иванов «Повести древних лет: Хроники IX века в четырёх книгах одиннадцати частях»

Dixiecrat, 27 июля 2011 г. 11:03

Лет в 13 это был один из моих любимых романов. Перечитан был раза 3.

И даже сейчас, когда за плечами истфак и тонна литературы по истории раннесредневековой Руси, когда очевидна полная несостоятельность романа с точки зрения истории, не устаешь удивляться безусловному мастерству Иванова как писателя, той богатейшей художественной палитре, с помощью которой он делал «тяжеловесную» событийную канву своих романов действительно интересной.

Творчество Валентина Иванова напоминает какой-нибудь хороший исторический эпик вроде «Храброго сердца». Знаешь, что все было не так, но автор так убедителен, что хочется поверить.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Роджер Желязны «Долина проклятий»

Dixiecrat, 27 июля 2011 г. 10:49

Довольно посредственный роман, явно не лучший в творчестве Желязны. Невнятный, «бегло» прописанный мир, шаблонный персонаж из серии «крутой байкер с темным прошлым ради спасения собственной шкуры берущийся за задание, по ходу которого он постигает смысл жизни».

road story из серии прочитал и забыл.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Умберто Эко «Пять эссе на темы этики»

Dixiecrat, 1 июля 2011 г. 11:34

Уважаю Эко как писателя, но резко негативно отношусь к его общественно-политическим взглядам. Последнее эссе ничего кроме раздражения у европейца вызвать не может. Не спешите хоронить нашу цивилизацию, господин Эко. И Вашу, кстати, тоже. Ну а если хороните, неплохо бы подумать о том, что в итальянском халифате Вам особо вольнодумствовать не дадут.

Оценка: 5
⇑ Наверх