FantLab ru

Все отзывы посетителя borch

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Руслан Бирюшев «Поднимается буря»

borch, вчера в 16:03

По итогам прочтения первых двух книг цикла, вынужден сказать лишь одно: неубедительный какой-то паропанк получился... Совершенно непонятно почему — и это при массовом-то использовании всеми странами некоего хим.топлива (о противостояниях стран в добыче нефти и проблемах нефтепроводов как-то скромно в романе умалчивается) которое способно двигать гигантские дирижабли (а морской флот вроде как и вообще не упоминается) — в мире отсутствует технология изготовления тривиального пороха и вся ручная «стрелялка» работает как пневматика, а артиллерия — вообще на не пойми на каких принципах... При этом в этот мир паропанка попаданцы попадают (извините за тавтологию) можно сказать один за другим, у российской спецслужбы полный склад разных ино-мирских артефактов, но про порох — все попаданцы почему-то «скромно умалчивают»...

А что ещё хуже — так это совершенная нелогичность истории политического развития этого мира:

- на дворе вроде как ХХI век (минуло 100 лет после Великой войны, причём в Российской империи не случилось революции)

- Германия была в Великой войне разгромлена (вплоть до того, что от Берлина камня не камне не осталось), но непонятно за счёт чего возродилась и явно (по сюжету) значимее Франции. Второй мировой войны не произошло, Гитлер упоминается лишь как венский художник-акварелист Шикльгрубер.

- Австро-Венгерской империи вроде как не наблюдается, но есть некий мощнейший Арабский Халифат — раскинувшийся от западных границ Китая и до Румынии и Болгарии включительно (т.е. русско-турецких войн вроде как и не было), но почему-то оставивший независимыми земли Хивы, Бухары, Ташкента и т.д., которые по сюжету романа в ХХI веке активно «подгребает под себя» Россия.

- Англия владеет Индией, но Суэцкий канал (построенный — по роману — совместно Англией и Францией) принадлежит Халифату, который отражает атаки на него неких «негритянских племён»... Спрашивается: а чья власть в Египте и, вообще, в Африке?

Так что ещё раз повторю: неубедительный какой-то паропанк получился... Ну и по завершённости сюжета: два первых романа — это два расследования, проводимых следователем «по ино-мирцам» тайной полиции Анастасией Агафьевой «со товарищи», так что цикл может быть многосерийным, типа «Следствие вели ЗнаТоКи».

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Иван Апраксин «Родитель номер два»

borch, 13 декабря 02:54

Немногим менее чем через тысячу лет человечество разделилось на две неровные части: в последних двух-трёх мегаполисах и немногочисленных городках технологического мира, отгородившихся от остальной планеты бетонными стенами, победили «европейские ценности». Люди, которых осталось в городах менее одного миллиона на всей планете, — живут миражами Виртуального Царства и «свободно любви всех со всеми», а немногие сохранившиеся в городах приверженцы традиционной семьи – считаются «фундаменталистами» и врагами «свободного всестороннего развития личности». Жители леса, близкие к природе и верные неким Новым Богам, с энтузиазмом покидают Землю и в 40 лет уходят через портал в Мир Богов.

Автор достаточно правдоподобно сконструировал историю и социальное устройство придуманного им мира — эдакой утопии-антиутопии. И логика действий героев тоже вполне правдоподобна... Но, как всегда, в бочке мёда есть ложка дёгтя:

- по сюжету гл.герой идёт по заснеженному лесу на лыжах... и вдруг — чу(!) — закуковала кукушка... Но вообще-то, в тёплые края кукушки улетают довольно рано, хотя в тёплые зимы в средней полосе России (а действие романа происходит в районе современного Санк-Петербурга) они остаются до середины сентября.. А тут — зимний лес — ха-ха(((

- горожанин, стрелявший из лука только в виртуале, всего-то через пол-год жизни в лесу, — бьёт из, сделанного им самим, лука «белку в глаз» и очччень гордится, что не попортил шкурку. Ещё раз ха-ха((( Да и вообще-то при охоте на белку (и прочего пушного мелкого зверька) испокон веков вовсе и не пытались попасть «белке в глаз», а охотились стрелами с утяжелёнными тупыми наконечниками — именно чтобы не попортить шкурку, а просто (да простят меня «зелёные») переломать зверьку кости.

Но, собственно говоря, я уже заранее ждал (как только началось бытописание жизни героя в лесу) от романа нечто подобного, т.к. и цикл этого автора «Подменный князь» — имеет достаточно достаточно много исторически-бытовых огрехов в авторском описании. Но что гораздо хуже — так это некоторое сюжетное провисание финала романа и совершеннейшая непонятка: с тем, что вот-вот начнётся нашествие Пришельцев — героям понятно, но вот как они будут этому противостоять — автор оставил «на потом»(((

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Михаил Савеличев «Чёрный ферзь»

borch, 12 декабря 00:36

Давно собирался взяться за этот роман... но, в итоге и с большим трудом, — смог прочитать только первые 4 главы... Если бы, дочитав, стал бы заполнять классификацию, — то определил бы роман как «Психоделика (Нечто странное и безумное)». Вполне допускаю, что это изощрённая (а может быть даже и гениальная) постмодернисткая игра, но, что называется — «не моё». Тест, особенно первая его глава, мне вызвал аллюзию к стихотворению Зинаиды Гиппиус:

«Всё кругом

Страшное, грубое, липкое, грязное, / Жестко-тупое, всегда безобразное,

Медленно рвущее, мелко-нечестное, / Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно довольное, тайно-блудливое, / Плоско-смешное и тошно-трусливое,

Вязко, болотно и тинно застойное, / Жизни и смерти равно недостойное,

Рабское, хамское, гнойное, черное, / Изредка серое, в сером упорное,

Вечно лежачее, дьявольски косное, / Глупое, сохлое, сонное, злостное,

Трупно-холодное, жалко-ничтожное, / Непереносное, ложное, ложное!..»

P.S.: Оценку на непрочитанное ставить, по правилам сайта, — права не имею, но (исключительно себе для памяти и да простит меня автор) в отзыве помечу как «6 или ниже» — слишком уж «не моё»...

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Вячеслав Коротин «Мифы литературного фехтования: Мушкетёр против спортсмена»

borch, 7 декабря 17:11

В отличии от многих «литературных теоретиков», представляющих как нужно держать в руках шпагу лишь по фильмам о мушкетёрах или гардемаринах, автор владеет вопросом не понаслышке и может профессионально судить как здорово изменилась техника современного фехтования за последние 30 с лишним лет. Именно на основе этого — подсознательно как-то верится логическим выводам автора о соотнесении спортивного и реального боя на шпагах. Особенно мне понравился посыл: «Для начала с негодованием отметаем мушкетёров киношных. Любой из них становится трупом после того как взмахнёт шпагой во второй раз (в первый раз шпажист просто обалдеет от такой наглости и не уколет). КОНЕЦ КЛИНКА ВСЕГДА ДОЛЖЕН СМОТРЕТЬ НА ПРОТИВНИКА. Тот, кто нарушит это правило умрёт на следующей же секунде».

И что главное: очерк написан хорошим литературным языком, без нудно-профессионального менторского рассусоливания для накрутки авторского листа и читается «на одном дыхании».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Александр Бушков «Рельсы под луной»

borch, 18 ноября 14:24

На первый взгляд может показаться, что это действительно некие «потаённые рассказы о войне», которые раньше невозможно было включать и не в мемуары фронтовиков, и не в какие-то серьёзные монографии. Но вот теперь — время-то, вроде как, изменилось — и автор опубликовал (вроде бы как собираемые им долгими годами) действительно подлинные рассказы солдат и офицеров, прошедших дорогами (порой действительно с изрядной долей невозможных вроде бы случаев) Великой войны...

Почти во всех этих рассказах от первого лица фигурируют фразы рассказчиков типа: «вот хотите верьте — хотите нет, а такое вот приключилось, хотя больше никакой чертовщины и мистики мне, сугубому материалисту, в жизни встречать не доводилось...» Но вот только дьявол, как известно, таится в мелочах... и автор чуток прокололся в создании атмосферы реальности действа всего сборника в целом: если рассказы о случаях, происходящих на фронте с Германией, действительно кажутся реальными, то часть рассказов о случаях при разгроме Японии — «Зазноба», «Воровать — нехорошо», «Харя» — написаны (вроде как?) от лица одного и того же офицера-танкиста. Вот такая, увы, неувязочка получилась, разбивающая вдребезги целостность картины реальности описываемых событий.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Дмитрий Владимирович Бондарь «Трагедия»

borch, 17 ноября 16:22

Рассказ — как апофеоз государственной бюрократии... Вот и допрыгались его герои, а ведь тысячу раз им было говорено: аккуратнее работайте с дыроколом! Думали у государства мошна бездонная — а оно совсем нет! Не смогли нормально сшить документы — получайте: лимиты выбраны, финансирование на весь год исчерпано и «наверху» приняли решение «Роспромторгстатнадзор» — закрыть, а через восемь минут его вывеска была уже унесена в подвальную подсобку, чтобы потом, через пару месяцев, оказаться на помойке...

Эх... оно бы так бы и по жизни бы... вот только всё равно ведь «из обоймы» не будут «ценными руководящими кадрами» разбрасываться-то...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Дмитрий Владимирович Бондарь «Решение»

borch, 17 ноября 15:54

Футурологический рассказ-прогноз, написанный ещё в 2013 году, о популистских решениях, когда не хочется признавать, что единственный выход для стареющей экономики — увеличить пенсионный возраст. Но можно ведь решить вопрос и по другому... ну а то что через два года средний возраст граждан страны вдруг так совсем неожиданно может снизится с тридцати восьми лет до двадцати шести — так ведь то виноваты легочный спазм, мышечный, инфаркт, общее истощение — смерть пенсионера с такими симптомами ни у кого не вызовет больших сомнений, копать не начнут. Вот уже и решена задач — совсем не осталось пенсионеров... по крайней мере, тех, кто пользовался социальными магазинами...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Дмитрий Владимирович Бондарь «Мясокомбинат 3»

borch, 17 ноября 15:29

Первый рассказ цикла — несомненно фантастический — о том как Мясокомбинат на третьей планете от желтой звезды, которую спустя миллионы лет назовут Солнцем, закрылся, так и не выйдя на плановые показатели.

Второй рассказ — это вроде-как-ужастик о плановой экономике... Народу-то на планете нашей обретается — семь миллиардов! И каждый норовит сожрать вырезку, челышко, оковалок или огузок какой — каждому в год подавай по восемьдесят килограммов мяса! И как же быть когда мясца-то маловато выходит из одних свиней да коров, а у мясокомбината — план?! Хошь за деньги, хошь бесплатно, а пятьдесят тонн мясца за смену — положь! Но, в итоге, не всё так ужасно-то получается — и рассказ-то не столько о плановой экономике, сколько о нюансах работы с кадрами и «грязных конкурентных технологиях» на рынке труда. Так что охарактеризовать его надо не столько фантастическим, сколько чернушно-юмористическим.

Третий рассказ — продолжает тематику второго... с некоторой вроде как долей мистики. Но, если вдуматься, — это смотрится не столько как мистика, сколько как сильно злая сатира.

Ну и напоследок надо сказать, что с первым рассказом цикла два последующих рассказа связаны лишь авторским названием.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Владислав Жеребьёв «Негоциант»

borch, 7 ноября 13:05

События, описанные в первой книге цикла, смотрятся как-то не слишком логично — сразу начинаешь чувствовать, что молодому менеджеру (торгующему электро-лампочками мелким оптом) его «главный босс» и могущественный олигарх (который о том, что одна из его фирм торгует лампочками — вряд ли и знает) может вдруг(!?) предложить возглавить торговое представительство на иной планете (о «вратах» на которую знает далеко не всё население Земли). Лично мне, это сразу показалось какой-то «подставой» этому самому менеджеру... К этому же мнению пришёл в дальнейшем (уже попав в неслабые передряги) и главный герой... Но вот каков был смысл этой «подставы» — в рамках первой книги, увы, так и остаётся непонятным.

Вторая книга цикла опубликована только лишь в сети... и при этом — в отвратительно отредактированном виде: куча опечаток; нет разделения на главы; даже создаётся даже впечатление, что какие-то фрагменты текста перепутаны местами. Не знаю уж где первоначально в сети эта книга появилась, но она «расползалась» и дальше по сети в таком неудобочитаемом виде. Дочитал я её с трудом... Заканчивается эта вторая книга — на самом пике сюжетной интриги, которая, видимо(?), будет раскрыта уже только в третьей книге цикла... Да вот беда... третья книга цикла (анонсированная под названием «Игра на выбывание») — автором до сих пор (хотя первая книга опубликована «в бумаге» ещё в 2012 году) не закончена и даже фрагментарно не опубликована. Не знаю уж в каком ряду она стоит «в планах автора», но на его сайте я упоминаний о ней не нашел.

Так что начинать читать этот цикл — я бы (пока не появится третья книга) не рекомендовал.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Владислав Жеребьёв «Позывной "КОТ"»

borch, 7 ноября 13:04

Не возьмусь ставить оценку этому роману по одной простой причине: это пока не полноценное произведение, а некая (хоть и достаточно объёмная по тексту) его завязка.

В целом: текст — читается легко, слог автора «литературной корявостью» не страдает; сюжет — вполне себе непротиворечивый, если что-то и можно назвать «рояль в кустах», то этот рояль достаточно грамотно «покрашен» под цвет окружающих его кустов; герои — вполне себе узнаваемые и запоминающиеся, а некоторых даже можно назвать и вполне себе колоритными.

Но одно плохо: терпеть не могу ситуацию, когда читаешь книгу (которая у нас на сайте охарактеризована как «Внецикловый роман»), а на её последней странице вдруг — (бац!)... неожиданно для героев (и уж тем более читателя!) начинается массированное инопланетное вторжение на Землю... И группа персонажей книги (включая главного героя), выбравшаяся отдохнуть «на шашлыки и баньку» — стоят, разинув в недоумении рот. Примерно такое же недоумение «так что же дальше-то будет?» — и я испытал на последних абзацах внезапно оборванного сюжета...

Так что этот роман (именно роман, а не изданную книгу) я для себя вынужден числить в состоянии «не дочитал» и как-либо его оценить смогу лишь после появления второй (как минимум) книги.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Владимир Поселягин «Дитё. Перезагрузка»

borch, 7 ноября 13:01

Практически все циклы романов Владимира Поселягина можно считать частями мозаики единого мега-цикла. Все они повествуют о приключениях героев автора во множестве вариативных миров единого Древа Мега-Вселенной, связанных возможностью перехода из одного мира в другой и даже из одной Ветви Миров на другу — через стихийные или искусственные порталы. Какие-то из этих миров (включая альт-исторические миры Земной ветви) живут по чисто техно и физическим законам развития, какие-то из них живут уже даже и в эпоху межзвёздной цивилизации. А какие-то развиваются в формате «Героев Меча и Магии». При этом попаданцы-путешественники между мирами в состоянии внедрять во все миры ино-мировые знания и артефакты как техно, так и магического свойства.

Более того, иногда автор вводит в свой новый цикл — как эпизодический персонаж — главного героя из ранее написанных романов. Например, в конце романа «Дитё. Страж» его главный герой Артур Александров с изумлением наблюдает как переходит через портал в другой мир гл. герой цикла «Четвёртое измерение» Михаил Солнцев и его дети. При этом герои этих двух циклов явно и небезосновательно подозревают, что они не единственные «попаданцы» в 1941-1945 годы. Кроме этого, оба гл. героя через порталы смогли попасть в разное время на гигантскую космическую станцию некой сгинувшей цивилизации Древних, подружиться там с её искусственным интеллектом (продолжающим со скуки эксперименты своих сгинувших хозяев по поиску «одарённых») пройти там гипно-обучение по многим специальностям, разжиться «трофеями» и получить информацию о том «как устроен мир» Древа Мега-Вселенной.

Ну и напоследок — наверное следует сказать, что практически все циклы автора написаны практически по одному и тому же «сценарию»: наш человек «упал, очнулся...» (так и хочется продолжить эту классическую фразу: гипс) ... в другом мире -> обучился магии (или просто приобрёл супер-способности) -> отправился геройствовать и всех побеждать, укладывая врагов штабелями и затрофеивая всё что только можно (часто вплоть до межгалактических супер-дредноутов)... Далее с вариантами: или гл. герою в этой точке пространства/времени быстро всё приедается и он переходит в другую точку, или просто следует эпилог цикла с хэппи-эндом через много-много лет после основного действия.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Владимир Дыховичный, Морис Слободской «Морская песенка»

borch, 5 ноября 17:40

Песня о тоске моряка по дому, с неповторимой «изюминкой» в песенном исполнении Марка Бернеса. Но, надо сказать, что текст достаточно сильно романтизирован — в первые послевоенные годы моряки уже давно не имели возможности так вольно сходить с корабля на берег, чтобы сказать о себе: «Бананы ел, пил кофе на Мартинике, курил в Стамбуле злые табаки, в Каире я жевал, братишки, финики...» и особенно: «В чужих краях бродил я много дней...»

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Владимир Дыховичный «Морской козёл»

borch, 5 ноября 17:40

К сожалению давно уже забытая шуточная песня советских катерников-торпедоносцев Балтийского флота у которых одним из любимых развлечений «на борту» было «В матросском нашем кубрике / Среди весёлой публики / Садимся на досуге мы за стол, / И кости вынимаются,/ И с громом забивается / Морской и знаменитый наш козёл!»

Но с гораздо большим «удовольствием» моряки готовы забить и «фашистского подводника-козла»; и «транспорт прямо в Хельсинки», который «нарвался на подводников — козёл»; и тех козлов, которые «с морской пехотою встречались с неохотою». О всех них моряки говорят лишь одно: «Забьём козла со злостью мы, / Сыграем дружно в кости мы — / Костей своих фашист не соберёт!»

Остаётся лишь добавить, что исполнялась песня джаз-оркестром Центральным ансамблем ВМФ СССР п/у Я. Скоморовского в 1943 году, когда Ленинград находился ещё в кольце блокады... И, хотя это будет не слишком по теме песни: в Балтийском флоте в те времена хорошо знали и помнили что неприступность Ленинграда с моря обеспечена минными полями, установленными в большой степени ещё во времена Первой мировой войны по разработкам командира минной дивизии Балтийского флота Александра Васильевича Колчака — того самого, расстрелянного 7 февраля 1920 года Иркутской ЧК.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Владимир Дыховичный, Морис Слободской «Бабушки-старушки»

borch, 5 ноября 17:40

Идиллическая картина (взглядом из первых послевоенных лет) старости девушек-фронтовиков, которые могли бы сказать своим внукам, играющим во дворе в войну: «Ну что ты? Поцарапался? До свадьбы доживёт! Меня три раза ранило за сорок третий год». Рефрен песни «Под деревцем на лавочке в зеленом во саду / Сидят старушки-бабушки в двухтысячном году» — для 1946-1948 годов это была, что называется, фантастика ближнего прицела: «На головах у бабушек густая седина, / А на груди за взятие Берлина ордена./ И славно учат правнуки истории урок / И юные полковники берут под козырёк»...

К сожалению к 2000 году постулат «История нас учит только тому, что она никого ничему не учит» — лишь подтвердился...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Владимир Дыховичный, Морис Слободской «На космодроме»

borch, 5 ноября 17:39

Так называемая, фантастика ближнего прицела: «Экспресс Москва-Луна-Москва / Стартует с пятой установки / Рейс 310. Остановки: / ...Луна-товарная, Лунищи, Подлунки, Лунки и т.д...».

Эх... как даже и Дальний Космос в 1958 году — казался таким близким... И невольно вспоминается строки, погибшего в1943 году, Михаила Кульчицкого «Уже опять к границам сизым составы тайные идут, / и коммунизм опять так близок — как в девятнадцатом году.»

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Александр Башибузук «Вход не с той стороны»

borch, 5 ноября 17:21

На своей странице сайта Журнал «Самиздат» автор так написал об этом романе: «Мое первое произведение и как бы самое любимое. Пытался фанфить на Круза, чего и немного сейчас стыжусь, хотя писать стал под непосредственным влиянием его книг. Книга целиком, издавать пока не думаю...» Надо сказать, что действие романа действительно происходит на планете придуманной/сконструированной Андреем и Марией Круз, на которую около двадцати лет назад (по хронологии крузовского мира) группа ученых открыла проход-портал. Планета по всем параметрам похожа на Землю в эпоху динозавров и учёные-энтузиасты создают свой Орден по заселению нового мира и созданию новой человеческой цивилизации...

Главный герой — наш 35-ти летний современник, пошедший службу в Афганистане, — стал остро и в полной ощущать себя «офисным планктоном» без каких-либо перспектив ощутить полноту переваливший за свою «вершину» жизни. И вот, попав со своей случайной спутницей через межпространственный портал на Новую Землю, где развивается новая человеческая цивилизация, он в полной мере ощущает (в буквальном смысле слова «на своей шкуре) что эта «новая цивилизация» отягощена всеми пороками цивилизации старой. А прекраснодушные учёные-романтики за 20 лет выродились в прожжённых циников-управленцев.

Читается роман достаточно занимательно... вот только сложилось впечатление, что автор вдруг решил срочно переключить своё внимание на другую работу и, не мудрствуя лукаво, в конце романа просто-напросто

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
организовал скоропостижную гибель всех пяти героев своего повествования

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Владимир Поселягин «Четвёртое измерение»

borch, 17 октября 12:48

Практически все циклы романов Владимира Поселягина можно считать частями мозаики единого мега-цикла. Все они повествуют о приключениях героев автора во множестве вариативных миров единого Древа Мега-Вселенной, связанных возможностью перехода из одного мира в другой и даже из одной Ветви Миров на другу — через стихийные или искусственные порталы. Какие-то из этих миров (включая альт-исторические миры Земной ветви) живут по чисто техно и физическим законам развития, какие-то из них живут уже даже и в эпоху межзвёздной цивилизации. А какие-то развиваются в формате «Героев Меча и Магии». При этом попаданцы-путешественники между мирами в состоянии внедрять во все миры ино-мировые знания и артефакты как техно, так и магического свойства.

Более того, иногда автор вводит в свой новый цикл — как эпизодический персонаж — главного героя из ранее написанных романов. Например, в конце романа «Дитё. Страж» его главный герой Артур Александров с изумлением наблюдает как переходит через портал в другой мир гл. герой цикла «Четвёртое измерение» Михаил Солнцев и его дети. При этом герои этих двух циклов явно и небезосновательно подозревают, что они не единственные «попаданцы» в 1941-1945 годы. Кроме этого, оба гл. героя через порталы смогли в разное время попасть на гигантскую космическую станцию некой сгинувшей цивилизации Древних, подружиться там с её искусственным интеллектом (продолжающим со скуки эксперименты своих сгинувших хозяев по поиску «одарённых») пройти там гипно-обучение по многим специальностям, разжиться «трофеями» и получить информацию о том «как устроен мир» Древа Мега-Вселенной.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Иван Апраксин «Царский пират»

borch, 18 сентября 22:05

Две книги романа (именно романа, а не цикла и даже не дилогии) охватывают по времени примерно пол-года внутренней хронологии приключений двух гл.героев — молодых мужчин эпохи Ивана Грозного. Исторически всё описано вполне в рамках реализма, хоть и есть небольшая «фантастическая сумасшедшинка» в умении одного из героев немного пошаманить и (с помощью осколка Алатырь-камня, доставшегося по наследству) увидеть довольно смутные и отрывочные картины своего будущего. Ну а «мощь языческих богов», которые не принимают силы Алатырь-камня — вполне можно объяснить простыми стечениями обстоятельств «по невезухе» самих героев.

Но вот что реально плохо в этих двух книгах — так это отсутствие (уже более как 5 лет) продолжения приключений героев книги. Считается, что имя автора — Дмитрий Николаевич Петров, а Иван Апраксин — псевдоним, используемый для жанров фантастических книг. Но есть мнение, что и Дмитрий Петров — это не человек, а коллективный псевдоним под которым скрывается, как говорится, «один из отделов одного из издательств» и сюжеты сочиняет, скорее всего, сам издатель. Однако читателям произведений, по большому счёту всё равно, кто пишет все эти книжки, главное — чтобы товар был качественный и сюжет не повисал в воздухе... но вот провисание сюжета — как раз в данном случае, увы, и присутствует.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Алексей Соловьев «Спецназ князя Святослава»

borch, 18 сентября 21:16

Пока не удалось найти информацию, безусловно подтверждающую, что автор детективных боевиков издательства ЭКСМО, выпускавшихся в начале 2000-х годов и автор исторических романов, выпущенных тем же издательством в 2010-х годах — это одно и то же лицо, а не полные тёзки по ФИО.

Боевики этого (или всё же не этого?) автора я не читал, а вот роман «Спецназ князя Святослава» — мне вполне понравился. Достаточно трудно отнести этот роман как к фантастике (замечу, что тут нет никаких спецназовцев-попаданцев), так и к классическому историческому роману: скорее это некое авторское видение (не путать с подходом к истории Фоменко-Носовского) не канонического (т.е. не по Повести временных лет) истории древней Руси. Издательская аннотация в книге — что называется «ни о чём». Гораздо интереснее ознакомится с предисловием к роману «От автора», размещённым на этой странице как аннотация. И действительно, автор предлагает нам некий альт-вариант (именно альт-вариант, а не альт-историю) деяний князя Святослава — в вся летописная историческая фактография романом в целом не оспаривается, но вот подоплёка действий князя — автор рассматривает и анализирует очень даже занимательно, стараясь отвечать по мере сил на главный вопрос: ПОЧЕМУ?

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Григорий Кроних «Горячий камень»

borch, 13 сентября 17:24

Полное название: «Горячий камень. Одноименный рассказ» — речь о рассказе Аркадия Гайдара, в котором рассказывается о чудесном камне, который обладал волшебным свойством — кто его разобьет, тот станет молодым и начнёт свою жизнь сначала; однако никто не пожелал разбить его, не посчитал, что его жизнь прожита зря и должна бы была быть какой-то иной. Герой рассказа Крониха камень разбивает даже дважды и проживает три жизни: красного конника / инженера-строителя / персонального пенсионера; затем — врача, проведшего 15 лет в ГУЛАГе за неосторожно брошенные в 1941 году слова; и, наконец, молоденького белогвардейского поручика.

Автор даёт лишь краткие биографические справки по каждой альтернативной жизни героя рассказа, а делать вывод прав ли был он или нет, разбивая свой «Горячий камень», — Кроних оставляет для размышления читателям.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Новелла Матвеева «Кто вам сказал?»

borch, 11 сентября 16:32

Прекрасное поэтическое обоснование отношения к России многих политиканов западного мира: мол, — «Как это можно (и как это мы продремали?), / Чтоб русские... Русскую землю собой / занимали?!»

Что можно на это сказать?.. Да, господа, — прозевали! Начиная с активно раздвигавшего границы страны Ивана Грозного, которого на тогдашнем (вот уж — никак даже и близко не гуманном) Западе называли Иван Жестокий... видимо, за введённую гос.монополию на продажу за границу многих товаров, что сильно ударило по самому сокровенному месту — кошельку — тогдашних западных воротил бизнеса. Да ещё и за организацию приграничных кордон-карантинов, чтобы чума и холера с запада к нам не так вольно ходили, — ну какое-такое право имеют «восточные дикари» так нагло отгораживаться от «западного просвещения»?

И теперь — поздно пить боржоми, господа, — поезд уже ушёл!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Владимир Поселягин «По прозвищу Адмирал»

borch, 11 сентября 15:14

Прочитав все три книги этого цикла, могу с уверенностью сказать, что это скорее не цикл (что предполагает вроде бы некую промежуточную сюжетную завершённость каждой из книг цикла), а единый роман с непрерывной хронологической сюжетной линией. При этом все три книги укладываются по своей внутренней хронологии в период: январь 1941 — сентябрь 1942. Головокружительные приключения попаданца из нашего времени (взрослый мужик, с опытом чеченской войны, хозяин яхт-клуба) в тело 12-ти летнего паренька (сына лесника из Псковской области) могли бы ещё бесконечно долго продолжаться, но автор окончил третью книгу главой «Эпилог, более 60-ти лет спустя». Т.е. приквелы, сиквелы, вбоквелы — конечно, возможны, но вряд ли будут сюжетно обоснованы; г.г. и так уже практически дружен (ага, в 13-14 лет) со Сталиным и Берией, хотя до самого эпилога благополучно скрывает от них, что он попаданец из будущего, отнекиваясь, как говорится, на голубом глазу...

Ну а в целом все три книги читаются довольно живо и самая крутая фантастичность сюжета — это как г.г. лично штабелями укладывает трупы фашистов направо/налево, «строит» армейских (а заодно и флотских) командиров от лейтенантов до генералов и «трофеит» по-хомячески всё подряд по принципу: «очень мало / просто мало / мало, но больше не унести». Ну и чтобы затрофеить можно было бы побольше — прихватывает (опять же в трофей) любой транспорт от мотоцикла и до самоходной морской баржи. Ну и попутно завоёвывает мега-популярность всей страны исполнением в прямом радио-эфире «позаимствованными» (от Бернеса до Высоцкого) песнями и советами по правке Устава РККА — при этом лично тов. Сталин сидит у радиоприёмника и держит телефонную связь с выпускающим радио-редактором. Так что, естественно, у читателя возникает закономерный интерес — что же дальше-то г.г. прихватизирует... Так что экшена в сюжете — через край водопадом, но вот слишком уж получается «приключюха» мало-правдоподобной.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Неизвестный отечественный поэт «"Нью-Йорк окутан голубым туманом..."»

borch, 5 сентября 12:41

Одна из «нищенских» песен 30-х — 60-х годов XX века о несчастном мальчике, который холодной ночью, под снегом и дождём вынужден просить милостыню на улицах Нью-Йорка. Скорее всего, песня «перелицована» из какого-то более раннего стихотворения конца XIX — начала XX века — чтобы «вагонных исполнителей» нельзя было обвинить в том, что они «порочат действительность социалистического строя».

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Новелла Матвеева «Черёмуховый вечер»

borch, 5 сентября 12:41

По аналогии сразу вспомнилась песня советских времён, где гл. герой сожалел, что «еще не вся черемуха в твое окошко брошена...» Причём самое «забавное», что в реальной жизни эта самая, уже брошенная в окно, здоровенная (судя по логике текста) охапка черёмухи — бывала преимущественно варварски надрана в палисаднике того самого дома (ну или ближайших соседей), где жила эта самая «облагодетельствованная» девушка.

Однако Матвеева прекрасно понимает, что гораздо больший ущерб наносит не некий единичный случай, а то, что декларируемая любовь людей к естественной природе «убивается» массовостью вроде бы и мизерных (по отдельности) поступков массы этих же самых людей: «А вот обронили два слова / О жалости к дикой природе... / Но всё-таки, так или этак, / Сломали по нескольку веток...»

Но, как мне кажется, в целом-то речь в стихотворении вовсе и не о частном случае с черёмухой (да хоть даже и, заодно, с сиренью)... а скорее о том, что подавляющее большинство людей предпочитают ради себя-любимого подходить к любому этическому запрету по принципу: «оно, конечно, нельзя, но если чуть-чуть — то можно...»

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Новелла Матвеева «Промокашка»

borch, 5 сентября 12:40

Сегодняшние младшекласники — наверное и не поймут о чём в этом детском стихотворении речь. Да и вообще дети эпохи «шариковых ручек» (я уже и не говорю о уже выросших детях «эпохи гаджетов») наверное достаточно смутно представляют себе что это за зверь такой «промакашка»... Вот и получается, что это стихотворение — это уже своеобразный памятник «исчезнувшей вещи», а если смотреть шире — даже и памятник эпохи середины ХХ века. Ведь с какой ностальгией звучат строки и о детстве (моём тоже): «Я в первом классе кляксы ставила / И кляксы были — первый класс!», и в целом о ушедшей эпохе: «А промокашка — всё надеется / Хоть что-нибудь да промокнуть!»

Вот так ныне быстро течет время... даже и не течёт, а просто почти бесследно исчезает... И только лишь иногда какая-то строка воскрешает его в памяти... Вот уж действительно (хотя это и было сказано совсем по другому поводу): «В старину эпохи делились на века, / А теперь — века на эпохи!».»

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Новелла Матвеева «Не подходи!»

borch, 5 сентября 12:40

Всего лишь четверостишие о несоизмеримости противоположностей: «Не подходи к жаровне с лейкой, / К медведю — с тёплой телогрейкой, / А к Леонардовой «Мадонне» — / С логарифмической линейкой.»

Но сколь это четверостишие кратко — столь же оно и талантливо. И вряд ли о несоизмеримости можно сказать более ёмко, но кратко!

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Новелла Матвеева «Кузнечики и жуки»

borch, 5 сентября 12:40

Вот сижу и думаю: писала ли это стихотворение Новелла Матвеева только лишь как для малышей (и действительно ли уже в современную нам эпоху?) и, что называется, некая аналогия «случайно проскользнуло» на подсознательном уровне... Или это стихотворение многие годы пролежало «в столе» — ведь очччень здорово можно было во времена СССР огрести неприятностей за невинный (с сегодняшней точки зрения) финал стихотворения: «...Ладно, сказочники, грезьте! / Мы пойдём другим путём, / И, глядишь, на новом месте / Прутик СВОЙ себе найдём! — / Есть многие на белом свете прутики / Есть многие пути и перепутики...»

Думаю, что «рождённые в СССР» мои аллюзии поймут без труда!..

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Новелла Матвеева «Сонет в защиту Марианны»

borch, 5 сентября 12:40

Стихотворение было написано, что называется, «на злобу дня»... Премьера мексиканского телесериала «Богатые тоже плачут» состоялась на (тогда ещё советском) Центральном телевидении 18 ноября 1991 года и в течение четырёх дней шёл пробный показ 8-ми первых серий — по будням, утром и вечером. После этого показ прервали, так как руководство теле-канала посчитало, что сериал не имеет зрительского успеха. Однако от телезрителей последовали массовые письма-просьбы «вернуть» сериал на экраны и показ возобновили 21 декабря. Закончился показ этого «сериального марафона» почти через год — 26 ноября 1992. «Богатые тоже плачут» стал вторым латиноамериканским сериалом, показанным в СССР — после «Рабыня Изаура» (Бразилия), который состоял из 248 серий по 23 минуты каждая.

Миллионы телезрителей следили за судьбой теле-героини, а тысячи критиков обвиняли руководство телевидения в «намеренном отуплении населения страны»... Новелла Матвеева в январе 1995 года завершила свой сонет «В защиту Марианны» строфой: «Ах! Марианна примитивна!» — бунтуют снобы. Им противно, что здесь без грязи обошлось. А запусти в них неучтиво сплошной похабщиной, — небось, в ней не увидят примитива!..»

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Новелла Матвеева «Элегия»

borch, 5 сентября 12:39

Стихотворение представляет собой некий «авторский взгляд» Новеллы Матвеевой на творчество и жизнь Сергея Есениеа. Предшествует стихотворению эпиграф — есенинская строфа: «...Я и сам сегодня / Чтой-то стал нестойкий: / Не дойду до дому / С дружеской попойки...». Но Матвеева пытается развенчать этот «миф», созданный Сергеем Есениным о себе: «...Или вдаль не с той горы гляжу я? / Или вижу скрытое от всех? / Не сманить тому ничьей подруги, / Не пробиться да на твердый шлях, / Кто, один, / Среди полночной вьюги, / Обнимает дерево в полях...»

Можно, конечно, сказать, что это мол-де «женская логика»... Но, как мне кажется, в стихотворении больше острой боли, чем попытки найти или создать какую-то «логику»...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Новелла Матвеева «Страна Дельфиния»

borch, 5 сентября 12:39

Александр Городницкий писал: «Помнится, в 1974 году, впервые попав в Австралию, в Мельбурн, на борту научно-исследовательского судна «Дмитрий Менделеев», и сойдя на берег, я обратил внимание на небольшой остров, темневший на горизонте напротив порта, и спросил у своего спутника как он называется. «Остров Кенгуру» — ответил он. Я вздрогнул от неожиданности, поскольку всерьёз полагал, что имя это, как и «Страна Дельфиния» — сказочная выдумка из любимой мною песни Новеллы Матвеевой. Так удивился бы человек, которому вдруг показали реальный Лисс или Зурбаган...»

Однако, (уж простите за мою въедливость) приходится уточнить, что у Новеллы Матвеевой в стихотворении «Страна Дельфиния» фигурирует всё же не остров Кенгуру, а город Кенгуру.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Новелла Матвеева «Народ»

borch, 5 сентября 12:39

Прекрасная иллюстрация на тему «особого отношения» многих «западников» к России. Вся суть этого стихотворения уже в его первой строфе: ...У новеньких историков, однако, / Бирон «хороший» и Гапон «хороший», / Харон — «хороший»... / Только русич — «бяка».

Собственно говоря, уже этой первой строфы было бы достаточно чтобы быть самостоятельным, сюжетно-завершённым стихотворением. Но завершающая стихотворение строка — сегодня актуальна как никогда: Ни свергнуть, ни лишить нас жизни вечной, / Ни заменить, ни выдумать – нельзя нас

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Новелла Матвеева «Жасмин»

borch, 5 сентября 12:39

В сборник вошли как стихи, известные поклонникам бардовской поэзии ещё в 60-70 годы, так и стихотворения, написанные буквально перед выходом сборника в свет — весной-летом 2001 года. Многие достаточно старые стихотворения были, при составлении этого сборника в 2000 году, Новеллой Матвеевой доработаны и отредактированы. Кроме этого, в сборнике достаточно много перво-публикаций стихотворений написанных в прошлые годы и или публиковавшихся лишь в периодике, или вообще не публиковавшихся никогда.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Новелла Матвеева «Не горюй!»

borch, 5 сентября 12:38

Всего лишь одна коротенькая строфа, но в ней целое мировоззрение: «Дружище! Не горюй, что я — без премий: / В густой толпе, где всяк — лауреат, / Неплохо: отличиться между всеми / Отчётливым ОТСУТСТВИЕМ наград!». И сразу вспомнилась история как однажды при Ахматовой стали обсуждать, кому справедливо, кому не справедливо дали Сталинскую премию. «Оставьте, – сказала Ахматова, – их премия, кому хотят, тому дают».

Но вот в стихотворении, написанном через 30 лет, Матвеева с не меньшим сарказмом пишет уже о тех, кто осуждает «принявших премию» — Они и сами добрых дел не делают, / И деспотам их делать не дают.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Новелла Матвеева «Адам и Ева»

borch, 5 сентября 12:38

Совсем коротенькое стихотворение — буквально шесть строк... но в нём квинтэссенция того блистательно-великолепного сарказма, которым в полной мере обладала Новелла Матвеева...

И ведь, действительно: с точки зрения того, что (обычно со снисходительной усмешкой) называют «женской логики»: Адам — стал недавно «ущербным инвалидом» и рассудительной женщине нужно трижды подумать прежде чем связывать жизнь свою с человеком, у которого не хватает ребра! Какая уж тут может быть «снисходительная усмешка» — ведь Еве надо «строить свою судьбу», а альтернативы-то ведь, кроме Адама, никакой и нет)))

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Новелла Матвеева «Художники»

borch, 5 сентября 12:38

Это очень философское стихотворение... в котором «Неизвестные художники Европы / Пишут красками на хмурых мостовых...» Для чего? Ведь эти картины «...и те, что хороши, и те, что плохи, / Пропадают после первого дождя...» — это ведь сродни какому-то мазохизму над своим же творчеством... А может быть художники так работают ради «быстрых» (хоть и небольших) денег — ведь хоть кто-то же иногда и за это асфальтовое творчество «...платит живописцу за картину / Либо просто подаянье подаёт...»

И тут Новелла Матвеева делает парадоксальное предположение, что так художник работает чтобы его картину — в которую он вложил свою душу — «...ничьи её ручищи не схватили, / Хоть ножищи по её лицу прошли. / Много раз за ту картину заплатили, / Но купить её ни разу не смогли!» Хотя, конечно надо сказать, что это стихотворение было написано ещё в эпоху до-цифровой цветной фотографии, фотошоп-редактирования с поворотом картинки под указанный угол и больше-форматных цветных принтеров... Так что в наши дни — приглянувшуюся «картину на асфальте» богатенькие туристы уже вполне могут повесить себе-любимому на стенку.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Сергей Зверев «Акула в камуфляже»

borch, 10 августа 13:56

Позабавил меня текст издательской аннотации: «Этому автору по силам любой жанр: жесткий боевик и военные приключения, захватывающий детектив и криминальная драма. Совокупный тираж книг С. Зверева составляет более 6 миллионов экземпляров. Его имя – неизменный знак качества каждой новой книги».

В общем-то практически «секретом Полишинеля» является то, что такого человека-автора в природе не существует. Сергей Зверев — это коллективный псевдоним изд-ва ЭКСМО, созданный для публикации издательством приключенческой и детективной литературы... Так что совокупный тираж книг С. Зверева в 6 миллионов экземпляров и 32 книги, выпущенные только за последние неполные три года, — это заслуга не писателя, а издательства.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Иван Кошкин «Илья Муромец»

borch, 1 августа 12:21

Теоретически этот роман можно было бы отнести к альтернативной истории — ведь не было нашествия на Киев 80.000 войска половцев! А ещё его можно отнести к русскому фэнтези — супер-разумный конь Ильи Муромца, читающий античных авторов в подлиннике и пересказывающий эти тексты русским богатырям, — смотрится, что называется, эпически...

Но всё это не более чем натяжки совы на глобус — поэтому, наверное, вернее всего действительно использовать издательский подзаголовок «Богатырская сказка». Действительно — сказка, действительно — богатырская. Даже прям верить хочется...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Вера Ковальчук «Северянин»

borch, 1 августа 12:21

Как известно, викинги образовали своё княжество, которое впоследствии стало герцогством Нормандия, в 911 году. И это та самая «печка» от которой можно «плясать» — в смысле понять насколько нормандского викинга-попаданца (да, на сей раз роман не о нашем современнике-попаданце, а о попаданце из начала X века н.э.) забросило далеко в прошлое на Британские острова. По его мнению (что вроде бы должно соответствовать мнению автора) его «перенесло» аж на 1500 лет назад (т.е. примерно в 600 год до н.э.) в эпоху, когда никто (даже могущественные — опять же по тексту романа — кельтские чародеи-друиды) о Риме даже и не слышал.

Тут, правда, надо заметить, что Ромул основал город, которому дал своё имя и стал его царём, на 150 лет раньше 600 года до н.э. — датой основания Рима считается 21 апреля 753 до н.э. когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена (как граница города) первая борозда. И история этих 150 лет была настолько бурной и насыщенной, что даже в обыденной истории (не говоря уже о чародеях-друидах) сильно вряд ли могли иноземные купцы, чем только не торгующие (включая шёлк) на Британских островах, ничего не слышать о Риме.

Ну да оставим эту не состыковку на совести автора... Гораздо больше не понравилось мне другое: роман заканчивается тем, что гл. герой наконец-то смог вырваться из «зоны действия» друидского чародейства и вместе со своим спутником оборотнем-единорогом бежит на попутном судне с Британских островов, направляясь для обучения чародейству в Магриб (северная Африка — если кто не в курсе). Так что называть этот роман «внецикловым» — вряд ли целесообразно, скорее это, увы, некая «заброшенная незавершёнка».

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Олег Верещагин, Алексей Ефимов «Хрустальное яблоко»

borch, 1 августа 12:20

Глобально-планетарный (а скорее даже не только меж-галактический, а и ино-измеренный) роман-эпопея. С многочисленными интерлюдиями на 200 лет назад от происходяцих в романе событий. Действие происходит в созданным Олегом Верещагиним мире «Горны Империи»... но через многие десятки лет после того, как Земля не только смогла восстановиться после глобальной ядерной катастрофы, но и уже вышла в Межзвёздный космос. И, встретившись с ино-звёздными цивилизациями (которые оказались далеко не дружественными в своих стремлениях к межзвёздной экспансии), земляне вплотную столкнулись с миром Аннита Охэйо, созданным Алексеем Ефимовым

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Леонид Сидоров «Демон поневоле»

borch, 1 августа 12:20

Что можно сказать в целом: насчёт того, что главный герой стал попаданцем «в магическом мире» — издательская аннотация несколько преувеличивает... Единственное чудовище-мутант (изображённое на обложке издания 2016 года) — это ещё далеко до «магического мира». Правда герой приобрёл небольшие экстрасенсорные способности, но прилипание стальных предметов к телу — тоже далеко от того, что мы привыкли называть магией. Так что мне книга показалась не столько фантастикой (если не считать факт самого попаданчества в эпоху где-то через пару сотен лет после походов Александра Македонского), сколько неким историко-этнографическим «путешествием» в обыденную древнюю Индию.

P.S. И, вроде бы, автор логически завершил роман, вернув в его конце главного героя в нашу современность, но вот вижу что в сети есть и вторая книга цикла... но искать её, скачивать, читать — как-то особого желания не возникает...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Новелла Матвеева «На острове Пасхи»

borch, 12 июля 15:18

У Новеллы Матвеевой встречаются стихи с искрой фантастической «сумасшедшенки» — как, например, и это стихотворение... А как ещё прикажете воспринимать вот такой авторский взгляд: «А по-моему, идолы острова Пасхи — / Это шахматы двух исполинов. / И один исполин подарил их другому, / Проигравшись и землю покинув. / А другой исполин, / Заскучав, перепрыгнул / В полпрыжка на другую планету / И топорных друзей своих каменноликих, / Как вчерашнюю — бросил — газету.»

А может быть — это и не просто отдельно-фантастический образ, а обыденно-фантастический образ авторской мысли в целом?.. Ведь стихотворение завершается так: «Поручусь: Иппокрена, и Пан, и Сирена / Достоверны, как сода и соя. / Чудеса не обходят меня, — / Ибо верю / (Не всему и не всем, но) / Во всё я [...] в Историю до Мезозоя / И в Поэзии чудо босое.»

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Новелла Матвеева «Гляди веселей!»

borch, 12 июля 14:45

Ещё одно стихотворение, читая которое я никак не могу избавиться от мысли, что оно было написано и вовсе не для детей, и совсем не в последние годы жизни Новеллы Матвеевой... Или это моя паранойя нашептывает, что это «стихотворный привет» ещё из эпохи аж до «перестройки и гласности»:

«Выпрашивая пайку, / И, снизу на хозяйку / Подняв мордоворот, —

Не думайте о грустном, / А думайте о вкусном, — / Сказал трёхцветный кот —

Подумайте о вкусном; / О пирожке капустном, / О косточке мясной...

Мне супчику налейте, / И о плохом — не смейте / Беседовать со мной!»

Ну вот стойкое у меня ощущение (или всё таки паранойя?) что этот текст пролежал «в столе» ещё с тех времен, когда всё в информационном поле происходило как в старом анекдоте-байке про рождение соц.реализма, когда короля (горбатого, с огромным бельмом на глазу и с ногами сильно-разной длинны) изобразили на парадном портрете в профиль, верхом и в развивающемся плаще — вот так и родился «метод» соц.реализма, который и не отрицал (ни в коем случае!) «неудобных» фактов, но и «скромно» обходил их стороной...

Да и про «пайку» — как-то тоже «в эту строку»... Или это всё же уже времена «нынешнего царствования»? — кот-то ведь почему-то именно трёхцветный...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Новелла Матвеева «Старая кукла»

borch, 12 июля 14:45

На первый взгляд: удивительно, что стихотворение, впервые опубликованное ещё в 1967 году, было повторно издано лишь почти через 50 лет — в 2014 году... Думается мне, что «чиновники от литературы» эпохи СССР сразу почувствовали, что хоть речь-то в стихотворении идёт всего лишь о ставшей ненужной кукле, но сразу появляются некие аллюзии о ставших никому не нужных людях...

Ведь 1967 год — это время окончательной заморозки «оттепели» и при этом со всех экранов телевизоров (а именно в 1967 году было завершено строительство Останкинской телебашни) вещалось, что с «волюнтаризмом» в стране окончательно покончено и полу-вековой юбилей Советской власть — это предпоследняя ступенька на пути человечества к коммунизму... А тут вдруг всенародно уже любимая поэтесса «скатывается» в недопустимо-упаднический «декаданс»...

И завершающие стихотворение строфа «Я службу свою отслужила. / Мне нет избавленья от пыли./ Хозяйка меня позабыла: / Ей новую куклу купили!» — это ведь может читаться впрямую как о проживающем тогда на казённой даче «пенсионере союзного значения», совсем ещё недавно именуемом не иначе как «Дорогой Никита Сергеевич!»... Ну как такое можно было допустить, когда у страны уже появился новый «Дорогой...«!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Новелла Матвеева «Девочка на шаре»

borch, 12 июля 14:45

Естественно, что Новеллу Матвееву никак нельзя отнести к авторам-фантастам... Но (даже если и забыть, что поэзия сама по себе — вещь достаточно фантастическая) в стихах Матвеевой порой встречаются строфы полные «космического романтизма». Как, например, вот это самое — всего-то в две строфы — и, да простит меня Фантлаб-регламент на спойлеры в отзывах))), я не удержусь привести его полностью:

Луна спустилась прямо в снег. / Луна купается в снегу! / И если я возьму разбег. / То к ней вплотную подбегу!

Я на подножку к ней вскочу, — / Она поднимется потом, / И я на звёзды улечу / На этом шаре золотом.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Алексей Витковский «Русский витязь»

borch, 6 июля 13:24

Не сомневаюсь, что автор на очень высоком уровне владеет пониманием боя средневековым холодным оружием — действительно, книгу это делает очень занимательно и интересно читаемой. Кроме этого, гл. героем выбран лётчик-истребитель времён Великой Отечественной войны. И не только лишь для того чтобы (чисто хронологически) сделать привязку, что отец гл. героя — казак и учил сына в детстве ездить верхом держать в руках шашку... Сознание гл. героя неоднократно «выбрасывается» в его военное время и «подселяется» в тела лётчиков, оказавшихся в критических ситуациях. И это не только не сбивает с сюжетной канвы романа, но и добавляет повествованию драйва.

Не возьмусь утверждать, что автор хорошо или плохо разбирается в авиации времён Великой Отечественной войны, но вот с историческими реалиями этого периода — у него получается... как-то не очень... Так, например, гл. герой погибает (после чего и оказывается в Х веке) в воздушном бою в мае 1942 года. Но при этом ему снится/вспоминается о том, как ему «шили дело» в СМЕРШе. Да вот только СМЕРШ — был создан секретным Постановлением Совнаркома СССР лишь 19 апреля 1943 года. Не состыкуется как-то...

Особенно это смотрится «забавно» на фоне того, что автор сам с нескрываемым сарказмом цитирует (устами гл. героя) юмористическую «Историческую перепутанницу» А. и В. Федоренко (т.е. по сути — себя и своего старшего брата) — типа: «А как-то раз, в осаде Псковской, / Когда разбили там армян, / Убит был Сашка Македонский, / Их предводитель и каган...» или «Вояка славный Ганнибал, / Что доходил до Гималаев, / Войну забросив, вдруг украл / Жену спартанца Менелая...» Опять же: ничего неправильного в знании гл. героем из 1942 года каких-то ещё не написанных стихов (если это не авторство Высоцкого, Окуджавы и т.п.) в целом-то и нет. Но вот только традиции подобного псево-историко-юмористического стихосложения до второй половины 1940-х годов, когда этим начали «грешить» Алексей Охрименко и его друзья — вроде(?) ещё не существовало.

Обнаружился и некий (на мой взгляд) ляп в реалиях Х века: насколько я себе представляю — «дядьками» к наследникам молодые (в нашем случае примерно 25-ти летний гл. герой) бояре выбирали не просто лихих и преданных им рубак, а дружинников лет уже эдак около сорока. А тут — гл. герой «назначает» своему еще не родившемуся сыну в «дядьки» 20-ти летнего и ещё даже не женатого парня. Это примерно как в наше время боевого парня-спецназовца перевести в прапорщики-кладовщики, поставив крест на его боевых умениях.

Ну и в завершении надо сказать, что первые две книги цикла охватывают примерно два года времени действия гл. героя в прошлом. Практически с начала первой книги гл. герой считает, что изменить историю можно лишь «войдя в доверие» в князю Святославу Игоревичу (тому самому, который говаривал: «Иду на Вы», разгромил хазарский каганат и был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах) и предотвратить междоусобную войну его сыновей — Ярополка, Олега и Владимира. В конце второй книги гл. герой наконец-то встречается (не сочтите за спойлер — это становится понятным ещё в первой книге цикла) с 18-ти летним Святославом, когда до его гибели (в реальной истории) ещё примерно 12 лет... но вот на этом-то вторая книги и заканчивается. И что дальше — остаётся уже «за кадром» цикла.

Очень жаль, что за 15 лет после выхода романа автор (который, судя по его странице ВКонтакте, жив и здоров) не нашёл возможности продолжить историю своего (достаточно симпатичного) героя. Поэтому, поставив за каждый роман по отдельности по 8 баллов, в целом циклу не могу поставить более чем только 7.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Олег Кожевников «Командарм»

borch, 16 июня 14:10

Достаточно логичное завершение достаточно затянутого (и с многочисленными напоминаниями читателю содержания предыдущих книг) 4-х томного романа-эпопеи. Конечно, есть несомненная доля фантастичности в том, что гл.герой, которого мы видим в первой книге лейтенантом — командиром взвода/роты в «зимней» войне с Финляндией — становится уже к концу июля 1941 года генерал-полковником и командует уже целой армией, сформированной им практически в одиночку из частей (в реальности — практически полностью уничтоженного фашистами) Белостокского котла. На фоне этого, даже как-то отступает на второй план фантастичность происхождения гл.героя из принципиально-иной исторической реальности ХХ века.

Но что является несомненным достоинством этого романа-эпопеи: так это то, что автор «проводит» гл. героя от лихого лейтенанта (из первой книги), орудующего штыком и гранатой — до зрелого стратега-генерала (в четвёртой книге), отчётливо понимающего что побеждать немецкий орднунг реально (особенно на этапе войны, когда немцы были ещё «не пуганы») только лишь нестандартными тактическими операциями. И именно «приключения разума» и вполне тактически-реальный (в теории) разгром арт.бригадой тяжёлых орудий из засады целой танковой дивизии фашистов, а не «приключения тела» и (хотя тоже тактически-реальный теоретически при гигантском везении) разгром сразу нескольких финских арт.батарей одним отделением красноармейцев на одном-единственном трофейном бронетранспортере — как это было в первой книге этого романа-эпопеи — становится лейб-мотивом четвёртой, завершающей книги.

И ещё раз подчеркну, что цикл/эпопея сюжетно вполне завершён, продолжение вроде как не предполагается. Ну а если автор вдруг решит продолжить приключения гл.героя, то (чуть-чуть перефразируя классиков) — это будет уже совсем другая история.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Лазарь Карелин «Последний переулок»

borch, 12 июня 20:14

Этот роман принято характеризовать как «остросюжетную прозу», но для меня лично — это волшебный текст, читая который, я буквально окунаюсь в воспоминания моей молодости — так тесно связанной с теми местами Москвы, о которых с такой любовью пишет Лазарь Карелин...

Самый первый абзац: «Он жил в Последнем переулке, есть такой в Москве, в Москве всё есть. И был этот переулок не где-то на краю города, а в самом центре, в серединной Москве, стекал от Сретенки к Трубной улице, к Трубной и Самотечной площадям, к Центральному рынку. Рядышком стекал с Большими Сухаревским, Головиным, Сергиевским переулками. Вон как, всё большими, хотя и кривенькими и горбатенькими. Рядом стекала и улица Хмелева, бывший Пушкарёв переулок, Колокольников и Печатников переулки. Стародавняя Москва, с лихой некогда славой, с общим прозвищем, начиная от Трубной, — Грачёвка, или Драчёвка, так прозванная по церкви Николы на Драчах, — с общей целью послужить Сухаревской толкучке, страстям и вожделениям этого московского торжища, где все продавалось и покупалось. Да то давно было. А сейчас был зной, июль, и тихий горбился переулок с наспех отремонтированными к Олимпиаде домами и домишками...»

Вряд ли кто-то выросший в этой самой «серединной Москве», ещё помнящий арбатские переулки Булата Окуджавы или волейбол во дворах Сретенки Юрия Визбора, — может остаться равнодушным к этому роману.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Дмитрий Светлов «Норманн»

borch, 4 июня 11:55

Обычно считается, что цикл романов — это несколько книг с достаточно внятным завершением сюжета в каждой из книг. А эти четыре книги — правильнее было бы называть романом-эпопеей, т.к. они имеют явно единый сквозной сюжет. Читать их иначе как с первой книги и далее всё последовательно (и желательно: подряд и не отвлекаясь на какие-то другие произведения) — никакого смысла не имеет.

Но вот что неприятно — так это то, что и последняя четвёртая книга (2013 года издания и о продолжении, увы, автор молчит) сюжет никак не завершает — в ней Норманн одерживает очередную победу над войском кочевников... и дальнейший сюжет остаётся в подвешенном состоянии. Поэтому, поставив книгам по 8 баллов за достаточно интересно изложенную (хоть и весьма спорную — и говорить о ней в отзыве будет явным спойлером) трактовку русской истории, — весь цикл в целом я оценил (пусть это и несколько парадоксально) лишь на 6 баллов.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Михаил Ланцов «Прапорщик драконьей кавалерии»

borch, 3 июня 13:12

Честно говоря, думал что в цикле «Погранец» автор ограничится лишь первой книгой... Сюжет в ней было можно считать вполне себе завершённым и как неплохой мастер буффонады — автор себя уже в первой книге проявил. Но, тем не менее, и вторую книгу я прочитал с не меньшим увлечением чем первую: вывод главного героя с уровня «тёрки со старыми богами на планете Земля» на уровень «навести порядок и примирить всех в Галактике» — автору вполне удался. Более того: буду ждать, когда смогу прочесть и третью книгу — главный герой явно собирается «замахнуться» и на параллельный мир, откуда (вроде бы?) проистекают все козни для его друзей-богов и для всего существования «мыслящих» в нашей Галактике.

Единственный совет: тем, кто предпочитает серьёзную литературу, — лучше и не браться читать этот цикл. То, как автор «прокачивает» своего главного героя и как этот главный герой «строит» всех богов (или, если угодно, энергетических сущностей высшего порядка) — это тааакая буффонада, что только держись)))

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Константин Туманов «Запасный выход»

borch, 2 июня 14:22

Как пишет автор в эпилоге романа: «Мы все родились в Великой Державе [...] Никто, даже враги, не мог оспорить величия этой страны». А великой страну делала — «Идея, объединяющая миллионы людей в единое целое [...] Именно таким Идеям и таким Державам по плечу абсолютно всё». А потом «все мы пожили в мире, где нет никакой идеи, кроме переноса продуктов от супермаркета до сортира». И главный герой романа считает, что судьба дала ему с соратниками уникальный шанс — построить Державу, способную на любое великое дело. Например, чтобы «пинком вышвырнуть человечество к звёздам». Первый шаг он с соратниками уже сделал: ещё в 1760-х годах проложил через горы и пустыни автодорогу — от ещё практически безлюдного побережья Юго-Восточной Африки к алмазам и золоту Кимберли.

Вот такова квинтэссенция эпилога романа... и получается, что эта книга — лишь самая первая «глава» большой-большой истории о Новом пути Человечества. Вот только, увы, по активности автора на его странице сайта Журнал «Самиздат» — не чувствуется, что читатели увидят продолжение этой эпической истории в ближайшее будущее... Боюсь, что нас ждёт или очередной долго-долго-строй или вообще «незавершёнка»(((

Оценка: 7
⇑ Наверх