Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 38  39  40

Статья написана 14 августа 13:37
Размещена также в рубрике «Конкурсы»

Карточка финала ФЛР-15 в базе ФЛ.

"Love is"

Нарочито сгущенные свинцовые мерзости неблагополучного бытия, от которых отсечено все, что отвлекало бы читателя от задумки автора.

Хорошо выстроенная композиция с четким делением на осколки-эпизоды. Аккуратно закольцованная притча.

Фантастическое допущение минимально на фоне психологической прозы, три прямых влияния на жизнь и несколько расплывчатых предсказаний.

"Коля Чернов" — так Воронов или Чернов?

"Затолкала ствол в ярко накрашенный рот. Зажмурилась. Скулила. Потом вытащила, навела на зеркало." — "скулила" резко выбивается из ряда остальных глаголов. Процесс среди действий. В напряженной сцене-кульминации это сразу же режет глаз.

Проблема рассказа в том, что автор ощутимо давит слезу, выбирая жалостливые варианты сюжета. С другой стороны, будь это реализм, обращения в полицию девочка могла бы и не пережить, к примеру. Тема раскрыта отчетливо, поэтому в топ, но только на последнее место.

Оценка: 7

"А может, завтра?"

Еще одна слезодавилка, бездарно притворяющаяся НФ. Пожалуй, худший рассказ в финале. Реакторы, которые "сдерживают" энергетические "выплески"? Вездеход, у которого батарея моментально разряжается — и уже молчу про многократное дублирование ключевых систем. Связь при бурях всегда может быть нестабильной, даже на Земле — дублировать связь между основными постами проводом или оптоволокном, конечно, нельзя. И главный вопрос — если это далекое будущее — почему они просто не опустили жилые модули под землю? Ах да, тогда пропадет "траХедия", высосанная из пальца.

Эмоции героев поданы в лоб и наигранно. Вообще весь рассказ производит впечатление стандартного упражнения по готовому шаблону — драма, любовь, мораль. Как промежуточное задание для начинающего писателя на курсах — сделано на удовлетворительно с минусом. Самостоятельной художественной ценности не имеет.

"Слева лежало большой белый ком" — несогласованность глагола.

Спасти рассказ могла бы либо реальная проработка матчасти, либо акцент на космофэнтези — с духами-хранителями, Древними, то есть воссозданием некоей мифологии к загадочным кристаллам.

Оценка: 4




Уже третий год я участвую в судействе на традиционном конкурсе "ФантЛабораторная Работа" и теперь могу, наверное, сравнивать, как меняется уровень работ.

Пожалуй, самым сильным на мой вкус был прошлый зимний, 14-ый заход с "играми". Текущий же, такое ощущение, что немного сбавил темп. Больше средних работ, чем на 13-ом, "космическом", когда оценки у меня разлетались — либо 4/5, либо 7/8. Здесь же почти все попали в среднюю зону 6-7. Но реально зацепить меня смогли только две работы, "Песни о море" и "Марево теней". Вот за них — особое спасибо авторам, было весьма приятно погрузиться в ваши истории.

Такое ощущение, что окончательно сформировался круг участников, в том числе издающихся авторов, которые стабильно выдают весьма качественный результат, а остальные будто каждый раз пробуют заново себя или изредка выдают хороший уровень. Кокоулин, Максютов, Венгловский, Гелприн — кого-то я узнаю просто по тексту, а с кем-то пост-фактум хлопаю себя по лбу, что — точно же! — именно он мог и должен был так написать. Технически, по стилю — к их текстам реже всего возникают вопросы или претензии.

Спасибо Оргкомитету и участникам конкурса за разнообразное чтение, ведь даже из неровной работы можно почерпнуть интересный образ, удачную формулировку или красивую идею. Иначе зачем вообще читать рассказы?)




Статья написана 9 августа 17:52
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Аннотация:

Когда космические колонии Земли потеряли связь с родной планетой, им пришлось выживать без всякой поддержки. Процесс терраформирования оказался слишком труден и длителен, и люди изменились сами с помощью киборгизации и генетических модификаций. Когда же потомки первых колонистов, наконец, установили хрупкое равновесие с окружающими их враждебными мирами, оказалось, что Земля не погибла. И теперь возродившаяся из руин цивилизация хочет вернуть колонии себе, попутно истребив всех «мутантов». Так начинается первая межзвездная война, грязная, опасная и чудовищно дорогая.

В разгар войны люди сталкиваются с иным и чуждым разумом, бесстрастным и всесильным, чьи мотивы непознаваемы, а возможности бесконечны. Только первым на контакт с ним случайно выходит роботер, человек, специально выведенный для управления сложнейшими техническими системами, а его психология и образ мыслей порой сильно отличаются от привычных. Вскоре люди поймут, что о подлинных тайнах космоса они не знают ничего, и за некоторые секреты придется заплатить очень высокую цену.




Завязка романа "Роботер" Александера Лэмба во многом напоминает расклад сил у Пола Макоули в "Тихой войне". После того, как климат и экономика Земли пришли в упадок, связи между материнской планетой и колониями оказались разорваны. Со временем колонисты сосредоточили усилия на развитии науки и техники, проводя терраформирование и практикуя генные модификации. На Земле же после гражданских войн образовалось единое Королевство, фактически управляемое Церковью Истинности, которую возглавляет Пророк Петр Санчес. Когда-то он сумел остановить множество войн, раздиравших планету, объединить секты и религии под своей рукой, а затем объявил крестовый поход против Колоний, обвинив капиталистов и демократов во всех бедах, что постигли Землю. Используя передовые научные достижения, чтобы компенсировать подавляющее численное превосходство противника, жители Галатеи смогли временно достичь шаткого равновесия на фронте, однако внезапно у землян появляется мощное оружие. И теперь лишь отчаянный рейд корабля "Ариэль", софт-диверсанта и разведчика, может спасти галатеан от сокрушительного поражения и бегства на эвакуационных ковчегах.

Если пропустить через креативную "мясорубку" творчество Брина, Рейнольдса и Макоули, а затем отобрать самые яркие фрагменты, то получится антураж "Роботера". Первые главы поражают читателя пестрым фейерверком технических терминов и понятий. Само-осознающие программные комплексы (СОП), гексагональный строй, гравитационные щиты и маяки-прерыватели, антивещество в магнитных ловушках и полеты с использованием варпа, а венцом всей этой квазинауки и машинерии являются роботеры, люди с модифицированным для лучшей совместимости с программными комплексами мозгом. Одновременно закладывается и социальная подложка для НФ-схемы. На Земле тоталитарная секта, называемая Церковью Истинности, в которую на условиях подчинения и коррекции догматов вошли все остальные религиозные течения. Галатеанцы, которым земляне повесили кличку "генетические фашисты", разделены по стоимости и сложности генетических модификаций. Чем дороже личные изменения, тем высокомернее ведет себя человек. На столь многообещающей платформе автор запускает моделирование космической войны, но справиться с задачей в полной мере, увы, ему не удалось.

Начнем с того, что научно-фантастическая составляющая теряет "твердость" еще в начале разведывательного рейда "Ариэля". Лэмб быстро скатывается лишь в подражание научности, пуская пыль в глаза выдуманными обозначениями, а затем и вовсе доходит до классических штампов космооперы — к примеру, любые двигатели непременно ухают, визжат или ревут, проталкивая корабль сквозь вакуум; или от взрыва космической станции идет ходуном мостик на удаленном от нее звездолете. Но это лишь полбеды. Автор постоянно мечется между взрослой серьезной драмой и подростковым приключенческим чтивом, то углубляясь в психологические нюансы, то упрощая и уплощая мотивации, характеры персонажей.

Ключевой и главный герой романа — роботер Уилл. Чрезвычайно талантливый, инициативный и смелый, успевший за пять лет войны с землянами трижды сменить корабль из-за излишнего упрямства. Созданный, чтобы напрямую взаимодействовать с многочисленными программными комплексами, но не страдающий от аутизма, как большинство роботеров. На "Ариэле" ему предстоит обрести друзей и сохранить дружбу, когда инопланетная Реликвия, найденная сперва торговцами-Первопроходцами, а затем и землянами, выберет именно Уилла для того, чтобы определить судьбу всего человечества. Либо уничтожение за деструктивность нашего вида, укрепление рабства и невежества, либо развитие ради совершенствования, мирного поиска себя и своего места в мире.

В целом, "Роботер" представляет собой неровную и разнородную историю, в которой приключенческая космоопера успевает и зайти в пределы социальной фантастики, и подарить читателям шикарный атмосферный экскурс в мертвую звездную систему, чьи обитатели были некогда признаны деструктивным видом и приговорены к смерти, и полноценное погружение в виртуальное пространство. Однако здравый смысл и интрига ближе к завершению отступают на задний план, а вперед выходит его величество "мегаоружие" и воля автора.

Итог: космические приключения диверсионного корабля в играх сверхцивилизации.

Моя оценка: 7/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Пола Макоули «Тихая война».


Статья написана 30 июля 13:06
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Аннотация:

Добро пожаловать в мир, где звучит эхо мушкетных выстрелов и лязг стали, но настоящая битва разворачивается против зловредной, хотя и почти незаметной магии…

Капитан Маркус д’Ивор, командир одного из колониальных гарнизонов империи Вордариан давно смирился, что ему суждено провести всю свою службу в отдалённом, сонном гарнизоне. Но нагрянувшее восстание кардинально меняет всю его жизнь. Именно на его плечи ложится ответственность за деморализованных солдат, чудом уцелевших в небольшом форте на краю пустыни.

Бежавшая от прошлого Уинтер Игергласс прячется под видом мужчины, рядового колониальных войск Вордариана. Она верит, что никто не раскроет её тайну. Но когда в её руках оказываются судьбы солдат, ей придётся завоевать их умы и сердца и повести их в битву против невообразимых созданий.

Полковник Янус бет Вхалних, военный гений, посланный королём навести порядок, не знает вкуса поражений. За его спиной Маркус и Уинтер чувствуют себя совершенно спокойно. Но что случится с ними, когда они поймут, что амбиции полковника простираются далеко за пределами полей сражений, и касаются областей магии, которые могут изменить жизнь любого, кто окажется на его пути к желанной цели.




В фэнтези существует множество способов конструирования мира. Кто-то из авторов опирается на свою фантазию, создавая максимально необычное окружение. Кто-то активно использует мифологические мотивы или экзотический фольклор. А кто-то обращается к избранным местам в истории, перенося в фэнтезийный антураж драматические события из прошлого. Конечно, до самого знаменитого примера — основанных на войне Алой и Белой розы "Песен льда и пламени" Джорджа Мартина — Джанго Векслеру все же далеко, однако "Тысяча имен", первый роман в цикле "Теневые войны", вполне заслуживает читательского внимания.

Затерянное в жарких песках государство Хандар отделено от королевства Ворданай морем, однако это не препятствует его королевскому величеству Фарусу Восьмому вмешиваться во внутренние дела союзника и держать на его территории Первый колониальный полк. В мирное время ворданайские офицеры тренировали хандарских военных, а солдаты участвовали в местных парадах, прожигали деньги в тавернах и борделях. Однако когда Эш-Катарионе, столице Хандара, вспыхнуло религиозно-освободительное восстание, Искупление, направленное против иноземцев, старого священства и правящей династии Эксоптераев, Первый колониальный спешно отступил в прибрежный Форт Доблести вместе с принцем и его придворными, чтобы дождаться приказов и помощи из метрополии. Офицеры и солдаты были почти уверены, что им велят грузиться на корабли и возвращаться, поскольку мятежников в пять-шесть раз больше, чем ворданайцев. Но у прибывшего вместе с пополнением полковника графа Януса Вальниха свое мнение на этот счет, ведь не зря же он специально добивался этого назначения.

Как нетрудно догадаться, историческим прообразом для "Тысячи имен" стал Египетский поход Наполеона, во время которого известный полководец неоднократно наголову громил противника, неся при этом крайне малые потери. Также полковник Вальних унаследовал от своего прототипа пронзительный взгляд и главное — уникальное сочетание интуиции, эрудиции и логического мышления, что позволяет ему владеть ситуацией, безошибочно предугадывая поведение противника. Тяжелые переходы по раскаленной безводной пустыне, древние храмы и памятники довершают сходство.

За исключением прологов, знакомящих читателя с происходящим в стане восставших перед началом каждой части, роман посвящен ворданайской армии, за которой мы попеременно следим глазами двух главных героев, капитана первого батальона Маркуса Д’Ивуара и новоиспеченного сержанта седьмой роты Винтера Игернгласса. Исполнявший до прибытия Януса Вальниха обязанности командира полка, капитан Маркус являет собой образцового служаку, самоотверженного, ответственного и исполнительного, однако не привыкшего к рискованным стратегическим играм. А потому на протяжении романа он исправно ассистирует полковнику в роли прямолинейного доктора Ватсона, задавая вопросы и поражаясь гениальности командира. В свою очередь сержант Винтер пытается одновременно справиться с внезапным повышением в звании и сохранить в тайне принадлежность к женскому полу, поскольку на самом деле Винтер — сбежавшая из приюта для неблагонадежных детей девушка. Получилось почти классическое становление-взросление юной героини с задатками лидера — принятие ответственности, дружба с подчиненными, борьба с недругами из числа однополчан, поиск нестандартных решений в кризисный момент. И да, по ночам девушку посещают тревожные видения с призраком ее первой возлюбленной.

По большей части история представляет собой военно-полевые хроники Колониального полка, составленные подробно, но без сухой скрупулезности, присущей справочникам и уставам. Автор описывает эпоху, когда личное огнестрельное оружие уже стало играть ключевую роль в сражениях, но штыковые атаки еще сохранили свою действенность. В отличие от "Порохового мага" Брайана Макклеллана, в котором сделан основной акцент на похождениях магов, а простые солдаты описаны схематично, Векслер куда больше внимания уделяет строевым упражнениям, процедуре зарядки мушкетов, тактическим приемам. Изнанка войны тоже отражена в полной мере — с оторванными конечностями, замученными пленниками и хирургами-"мясниками". Батальные сцены удались однозначно, поданные атмосферно и масштабно. И лишь ближе к финалу магическая подоплека резко выйдет на передний план, почти что в духе "Индианы Джонса", обещая в следующих томах продолжение тайного противостояния могущественных орденов и культов.

Итог: добротное военно-приключенческое фэнтези.

Моя оценка: 8/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Брайана Макклеллана «Кровавый завет».


Статья написана 20 июля 19:55
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Аннотация:

Надежда, разум, человечность: Морок отберет у вас все.

Под небом в трещинах, откуда доносится непрестанный вой, под солнцами иных миров раскинулся Морок, огромная и страшная пустыня, где нет ночи, где легко умереть, где можно встретиться с самым страшным кошмаром, заблудиться в иной реальности или вернуться не совсем человеком, и это если повезет. Только Морок создали не монстры. Его создали люди в последней войне с Глубинными королями, таинственными, могущественными и жестокими созданиями, у которых очень хорошая память.

Рихальт Галхэрроу дышит пылью Морока уже двадцать лет, его отряд выслеживает монстров пустоши и тех, кто вернулся оттуда пустоши другим. Когда он получает задание сопроводить богатую аристократку в пограничную крепость, Галхэрроу поневоле впутывается в сеть заговоров, которые не только грозят разрушить мир на границе с Мороком, но и ставят под удар единственное оружие людей против Глубинных королей. Галхэрроу еще не знает, насколько высоки ставки, что обман и гниль проникли на самые верхи местной власти, а главное, не знает, может ли доверять тем, кому служит. Ведь Морок гораздо ближе, чем кажется...




Уже два столетия длится ожесточенная война между Безымянными, могущественными колдунами, и Глубинными королями, чудовищными и близкими к божественной мощи существами, которых кто-то в древности заточил на дне океана. Дотла сожжены города, целые равнины превратились в мертвые пустоши, искаженные смертельно опасной магией. Лишь загадочная Машина Нолла, уничтожившая одного из королей, позволила достичь шаткого затишья в Пограничье. Сами Безымянные больше не вмешиваются лично, охраной пограничных станций и ядра Машины заняты военные, а поиском и ловлей лазутчиков — наемные отряды головорезов под названием "Черные крылья". Капитан Галхэрроу является предводителем одной из таких команд, охотящихся за приспешниками королей. И после пятилетнего перерыва он получает очередной тайный приказ Безымянного Воронья Лапа. "Она должна выжить!" И у него нет права на поражение.

Дебютный роман Эда Макдональда "Черные крылья" продолжает ряд удачных открытий в жанре темного фэнтези за последние годы. Мрачные пустоши, жестокие и мало похожие на людей могущественные колдуны-Безымянные, отряд разношерстных наемников — роднят историю с "Черным отрядом" Глена Кука, а эмоциональное повествование с долей цинизма и авантюрные элементы — с "Легендой о Круге" Дугласа Хьюлика. Однако роман выглядит достаточно оригинально, чтобы не выискивать близнецов или прообразы, а получать удовольствие от самой книги.

Тусклое небо грязно-золотого и буре-кровавого, зеленого и фиолетового цвета бесстрастно следит за пятнышками путников, ползущих по черно-красным камням и песчаным дюнам. Это Морок, искалеченная жуткой магией таинственного Сердца Пустоты земля, посреди которой когда-то стояли два города, Адрогорск и Клир. Здания плавились, горы пылали, реки обратились в камень, а немногих уцелевших горожан изуродовала магия. Армии Глубинных королей отступили, но не признали поражение, и война продолжалась до появления Машины. Теперь же гарнизоны на станциях ждут признаков появления врага в Мороке, чтобы по сигналу сжечь его легионы. Однако большая часть событий разворачивается не в отравленной, полной опасностей и магических аномалий пустыне, а в самом Пограничье — на станциях и в Валенграде, городе-крепости, центральном узле обороны. Служба Галхэрроу приводит его и в особняки аристократов, и на мануфактуры, где из лунного света маги-"таланты" плетут необходимый для зарядки батарей фос. Но чаще капитану приходится шнырять в Помойке — среди сырых и убогих зданий, или в подвалах — в поисках приспешников и тварей. Ведь Глубинные короли пополняют свою армию драджей из людей — превращая их в различных существ, например, для сражений или шпионажа. "Малыши", "невесты" и прочие прелести магии...

Впрочем, о мире, придуманном Макдональдом с его безудержной фантазией, говорить можно очень долго, если не бесконечно, столько там любопытных деталек и мимоходом брошенных намеков на будущие истории. Поэтому перейдем к следующему пункту — сюжету. История отряда "Черных крыльев" начинается, как мрачный дорожный фэнтези-квест со скупым "отыщи-догони-убей", затем превращается в авантюрные приключения с элементами детектива, чтобы в конце переродиться в темное военное фэнтези с элементами классического квеста. Подобный микс с одной стороны не позволяет автору честно отыграть какой-либо из жанров до конца — разве что авантюры разворачиваются в полной мере. Детективом в чистом виде книга тоже не является, поскольку круг подозреваемых крайне узок, улик прискорбно мало, и вопрос стоит даже не "кто?", но "почему?" С другой стороны, и заскучать читатель не успеет при всем желании, ведь капитан Галхэрроу постоянно бежит наперегонки со смертью, спасая то друзей, то человечество, а то и вовсе собственную шкуру.

Хотя на первый взгляд наш главный герой далек от безупречного рыцаря без страха и упрека, и ему более привычны грубые и грязные методы, тем не менее, в душе он упорно хранит светлые образы из юности. Поэтому отнюдь не случайная встреча с первой любовью — леди Танза, которая стала талантливым магом, "спиннером" — заставит его выбраться из старательно взращенной скорлупы черствости и цинизма, чтобы бросить все силы на защиту возлюбленной. Ведь когда начнут всплывать нелицеприятные факты о Машине, противоречащие официальной версии, очень многие захотят заткнуть рот или окончательно избавиться от излишне любопытной леди вместе с ее телохранителем. Однако кто сказал, что это будет легко?

Итог: увлекательное авантюрно-приключенческое темное фэнтези.

Моя оценка: 9/10


Статья написана 19 июня 14:47
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Аннотация:

На Землю начали прибывать Хронолиты – монументы из будущего. Все они возвеличивали Куана – некоего будущего правителя. Появление Хронолитов пагубно отразилось на обстановке в мире: мировая экономика рухнула, социальное положение общества стало очень тяжелым, угроза войны становилась все более реальной. Среди молодежи начало образовываться движение куанистов – людей, верящих, что приход Куана изменит мир к лучшему. Но были и те, кто посвятил свою жизнь борьбе с Хронолитами.




Первый Хронолит возник летом 2021 года в Таиланде, вдали от крупных городов, в джунглях провинции Чумпхон. Гигантский монумент выглядел, как гладко отполированный четырехгранный столб с конической вершиной, сделанный из синего и похожего на непрозрачное стекло материала. Всевозможные его исследования — бурение и травление, спектральный и температурный анализ — быстро зашли в тупик. А выбитые на монументе знаки, смесь ломаного мандаринского и упрощенного английского, гласили о завоевании неким Куаном южных земель Таиланда и Малайзии 21 декабря 2041 года, спустя двадцать лет после появления хронолита. Публике вскоре наскучил слишком загадочный и лаконичный обелиск, а ученые тщетно выдвигали гипотезы и гадали, действительно ли монумент прибыл из будущего — или же это чей-то очень хитрый розыгрыш. Однако в 2022 году шутки закончились. Второй Хронолит своим прибытием разрушил Бангкок, погубив множество людей.

В романе "Хронолиты" Роберт Уилсон использовал ту же самую подачу истории, что и спустя несколько лет в принесшей ему известность трилогии "Спин", в которой читатель наблюдал за событиями космического масштаба в зеркале жизни обычного человека. Гигантское — из малого. Общественное — через личное. Научное — в повседневном. Получился своеобразный сплав мейнстримной психологической прозы и гуманитарной НФ в планетарном масштабе. Ключевые сцены, научные дискуссии и социальные перемены нанизываются на нитку неспешных мемуаров Скотта Уордена, программиста, чья жизнь оказалась тесно связана с Хронолитами — прибытие первого в Чумпхон, работа в команде исследователей и участие в рискованном эксперименте, который должен был бы положить конец их прибытиям.

Несмотря на наукоподобные рассуждения героев, фактически Уилсон аккуратно жонглирует отдельными терминами из гипотетических теорий, не погружаясь вглубь математических разделов или физических процессов. Немного выдержек из теории струн и теоремы Минковского, философские рассуждения и метафоры — вот материал, на котором воздвигнуты "Хронолиты". А посвящен роман, если отстраниться от психологической линии Скотта и его жизненных перипетий, наглядной иллюстрации феномена "самосбывающегося пророчества" в формате целой планеты. Причина и следствие закручиваются классическим уроборосом, превращая время в зыбкую череду попыток то ли избежать неизбежного, то ли поиска наилучшего выхода среди худших, ведь при любом раскладе провозглашенных Хронолитами побед Куана уже не отменить.

И здесь Уилсон исподволь предлагает читателю критический взгляд на современное общество. Общество, которое наслаждается благами цивилизации, пребывает в комфорте и пресыщении. Однако стоит появиться некоему символу — например, Куану — как монолит спокойствия стремительно покрывается трещинами сомнений, розни, страха и рассыпается на враждующие осколки. Общество терпит поражение даже не перед идеологией или лозунгом — но всего лишь символом, прообразом неизбежных грядущих перемен. Тем печальнее звучат вроде бы счастливые нотки в финале, когда герой любуется на старт космического зонда. Ведь, чтобы совершить новый рывок в развитии, человеческой цивилизации потребовалась опасная угроза, годы упадка, войн и хаоса. Дорогая цена за шаг вверх по лестнице познания, не так ли? Хотелось бы верить, что существует и другой, менее трагичный путь.

Итог: социально-психологический роман с элементами хронооперы.

Моя оценка: 8/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Роберта Уилсона «Спин».

  2. Рецензия на роман Роберта Уилсона «Ось»


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 38  39  40




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 184

⇑ Наверх