Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 ... 36  37  38

Статья написана 29 декабря 2016 г. 20:45
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Аннотация:

Когда-то Божества правили Континентом, а значит, и всем миром, Сайпур же был всего лишь угнетенной колонией, лишенной божественной благодати. Но в отсутствие чудес сайпурцы пошли по технологическому пути развития и в результате не только свергли континентальную власть, но и убили почти всех Божеств, погрузив материк в хаос. Все, сотворенное Божествами, исчезло, города лежат в руинах, местным жителям запрещают изучать собственную историю и отправлять религиозные ритуалы. Когда в Мирграде, столице Континента, при таинственных обстоятельствах погибает сайпурский историк, который исследовал местные легенды, в город приезжает Шара Тивани. Официально она лишь обычный культурный посол, а на самом деле один из самых опытных шпионов Сайпура. Ее задача — найти убийцу, но вскоре она понимает, что ставки в этом деле высоки как никогда, что в Мирграде все не то, чем кажется. Здесь водятся настоящие чудовища, царят заговоры, верить нельзя даже своим, а сведения о смерти Божеств, кажется, сильно преувеличены.




Книга Роберта Беннетта "Город лестниц" начинается с малозначительного судебного заседания, а заканчивается решением, которое кардинально изменит судьбы Континента и Сайпура. Потому что нельзя строить будущее, не зная правды о прошлом. Потому что рано или поздно истина неизменно выходит наружу, обрушивая нагромождение искусственных и ложных представлений.

Несколько десятилетий назад Континентом владели шесть Божеств, возникшие в незапамятные времена. Олвос — принесшая свет, Колкан — судья, Вуртья — воительница, Аханас — сеятельница, Жугов — шутник и весельчак, Таалаврас — строитель. Древние и Небеснейшие, они безраздельно на протяжении многих веков правили своими народами. Заложили и возвели величественную столицу, Мирград, которая поражала гостей позолотой куполов, хрусталем фонарей и окон, белизной прекрасных зданий. Наконец, Божества благословили Великую Экспансию, в ходе которой близлежащие страны были безжалостно порабощены. А потом настал день, когда Божества были низвергнуты восставшими сайпурцами и загадочным вождем — каджем, когда реальность изменилась, вычеркивая магию из мира.

Убийство известного сайпурского историка и реформатора Ефрема Панъюя, который занимался исследованиями в архивах Мирграда, оказывается спусковым крючком для целой цепочки открытий и перемен. Прибывшая для расследования Шара Тивани — отнюдь не та, за кого себя выдает. Документы культурного посла — лишь маска для опытного агента Министерства иностранных дел, а также родственницы самого каджа. Уже много лет Шара выполняет тайные задания, выявляя и уничтожая следы чудесного. Ибо несмотря на Светские Установления и победу Сайпура, полностью магия не исчезла. Уже много лет Шара работает на Континенте, не имея возможности вернуться на родину. Бесконечные измены, убийства и ложь превратили ее из отчаянной патриотки в тоскующего циника и вольнодумца. Как нарочно расследование обнаруживает, что официальная версия истории слишком далека от истины. И вдобавок ее собственное прошлое властно напоминает о себе.

В англоязычных обзорах творчество Беннетта характеризуют, как атмосферное и таинственное, насыщенное элементами хоррора и сверхъестественного. Антураж Мирграда действительно получился весьма атмосферным. Ощущение тления и упадка бывшей столицы могущественного Континента. Пестрая смесь традиций разных народов, странные и сказочные истории о Божествах и их правлении. История увлекает исподволь, Беннетт умело заманивает читателя намеками и тайнами, чтобы затем провести по запутанным улочкам Мирграда. По детективным улочкам, ведь смерть Ефрема была выгодна множеству фракций и персон, а в Мирграде туго сплелся клубок политических, экономических, религиозных интриг. По социальным улочкам, ведь автор часто обращается к вопросу справедливости общественного устройства, разбирая и горделивых победителей — сайпурцев, и униженных, озлобленных проигравших — континентцев. По техномагическим улочкам, ведь не все чудеса покинули Мирград, а потому образовался необычный сплав традиций и суеверий. По мифологически-притчевым, ведь это история про отношения Божеств и людей, об ответственности и справедливости, о расплате и дальновидности. Порой история поворачивается жестокой и жуткой стороной, порой — романтической и лиричной. Каждому из героев — агенту Шаре Тивани, ее охраннику и секретарю Сигруду, бизнесмену Воханнесу Вотрову, губернатор полиса Мулагеш — предстоит оказаться на перекрестке. Оказаться и сделать решающий выбор. Выбор судьбы для себя — и всего мира.

Итог: атмосферное городское фэнтези, в котором сочетаются детективные, мифологические и социальные мотивы.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 24 декабря 2016 г. 13:37

Наверное, вы полагаете, что зимние праздники – это обязательно Рождество или Новый год? Но мало ли миров во Вселенной, где есть даты, которые отмечают с огоньком, не смотря на самые лютые морозы?

Вот мы и подумали: а какие они, эти праздники в иных реальностях, на других планетах?.. И рассказать об этом предстоит именно вам, дорогие наши участники. Но поскольку краем глаза мы все же подсмотрели, что там, у этих иных, происходит, то категорически требуем объяснить нам странные обычаи данных праздников! Ну, те, что вам попадутся по жеребьевке, разумеется.

Правила конкурса

Для открытого обозрения будет выставлен список праздничных традиций. Участникам предстоит органично вписать их в конкурсный рассказ и логично объяснить в рамках повествования. Кроме того в рассказе обязательно должен фигурировать (и иметь сюжетно-значимую роль) холод.

Конкурс анонимный. Читатели, критики и болельщики не будут знать, кому какая традиция досталась. Авторы станут отписываться в темах своих произведений с конкурсных аккаунтов, пароли от которых они получат сразу, как пришлют рассказ. То есть имя автора останется неизвестным до окончания конкурса.

Жеребьевка

Участники конкурса выбирают один из 100 номеров в списке (пока это будет безличный номер, а не конкретная традиция), отправляют личное сообщение (ЛС) о выбранном номере одному из организаторов (Plamya и Munen) . Заявка считается принятой после того, как автор получит ответ от организатора. При желании можно скачать архив – пароль от него будет объявлен сразу по окончании жеребьевки. А можно подождать, пока организаторы выложат списки уже по номерам.

Конкурсные произведения

1. Объем от 5 000 до 40 000 тысяч знаков с пробелами (по счетчику Word).

2. Участникам предстоит написать конкурсный рассказ так, чтобы в сюжете присутствовал некий реальный или вымышленный праздник, который отмечается с соблюдением полученной в результате жеребьевки традиции, происхождение которой должно получить логичное объяснение в тексте. Кроме того в рассказе непременно должен фигурировать (обязательно в сюжетно-значимой роли) холод – он не обязательно должен иметь отношение к времени года или погоде.

Сроки проведения конкурса:

22.12.2016 – 26.12.2016 (до 24:00 МСК)– жеребьевка

27.12.2016 – 15.01.2017 (до 24:00 МСК) – написание конкурсных рассказов

16.01.2017 – 29.01.2017 (до 24:00 МСК) – первый тур голосования

30.01.2017 — 08.02.2017 (до 24:00 МСК) — второй тур голосования

Подробности в темах конкурса.




Статья написана 14 декабря 2016 г. 19:30

Традиционная интернет-премия "Книга Года", проводящаяся на ФантЛабе, давно стала для меня важной частью литературной жизни, поскольку позволяет узнать мнение широкого круга читателей, любящих фантастику и фэнтези.

Учитывая количество вышедших за год произведений, надо признать, что задача выбрать лучших — довольно сложна, особенно, если хочется отметить разные жанры. Поэтому, чтобы упростить — или затруднить, хи-хикс — эту задачу для лаборантов, я решил поделиться своей точкой зрения на возможные топы по самым популярным номинациям.

Итак!

Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора:

Если говорить про НФ, то хорошие шансы у романа Джеймса Камбиаса «Тёмное море» (рецензия) — добротная планетарная НФ с элементами приключений и ксенологии.

Однако у него есть сильный соперник из области хард-НФ, а именно Питер Уоттс, аж с двумя книгами — романом "Эхопраксия" (рецензия) — острый и жесткий роман гранитно-твердой НФ с множеством гипотетических примесей — и сборником  «По ту сторону рифта».

На пятки им наступает Грег Иган с романом "Город перестановок" (рецензия воспоследует). Впрочем, на мой вкус, Уоттс будет посильнее, тем паче что книга Игана банально немножечко устарела — с 1994 года, ага.

Не стоит окончательно списывать со счетов и Йена Макдональда с его «Бразильей» (рецензия) — качественная НФ, в которую вплетены детектив и альтернативная история.

В плане фантастических, но не столь научных вещей, можно отметить Паоло Бачигалупи с "Водяным ножом" (рецензия), где создана жесткая смесь апокалипсиса, экшена и детектива.

Если обратить взор к фэнтези, то явным фаворитом будет Роберт Вегнер с двумя книгами-сборниками из цикла «Сказания Меекханского пограничья» (рецензия и рецензия). Это отличное фэнтези, объединяющее элементы эпика, героики и дарка, которое затем дополняется авантюрой.

Заслуживает внимания неординарный роман Кэтрин М. Валенте «В ночном саду» (рецензия), который я бы охарактеризовал, как фэнтезийно-сказочное красочное и затейливое мифопоэтическое полотно, сотканное из множества историй.

Можно вспомнить и про занятный дебют Блейка Чарлтона - «Чарослов» (рецензия), который представляет собой удачное сочетание магической лингвистики и классического взросления.

А ведь был еще «Расколотый мир» Феликса Гилмана (рецензия), хороший образчик «new weird», в котором стерты границы между фэнтези, научной фантастикой и триллерами.

Лучший роман / авторский сборник отечественного автора:

Уже традиционно одно из первых мест следует бронировать для Олди, в данном случае — романа «Пленник железной горы»сильное фольклорно-якутское фэнтези, в котором сведены философские, психологические и приключенческие мотивы.

Также я непременно проголосую за новый роман Надежды Поповой «И аз воздам» из цикла "Конгрегация"очередная часть фэнтезийно-квазиисторического мира, в которой Гессе сталкивается лицом к лицу с доселе неводомой угрозой.

Порадовал меня роман Павла Корнева «Падший», также цикловой, бодрая авантюрно-детективная история.

Уверенно дебютировал Андрей Кокоулин с романом «Северный удел» (рецензия) — трагическая детективная история, пропитанная кровавой магией.

Нельзя не упомянуть редкий научно-фантастический дебют Роберта Ибатуллина «Роза и Червь» (рецензия) — добротная твердая НФ космического масштаба.

Ну и заодно проверим, будут ли сильны позиции Алексея Пехова на примере «Созерцателя»нуарно-фэнтезийной книги, ознаменовавшей начало нового цикла.




Надеюсь, данный обзор поможет вам сориентироваться, сэкономить — или наоборот потратить с толком — ваше время. Приятных книжных открытий!


Статья написана 24 ноября 2016 г. 10:53

Аннотация:

Жан ле Фламбёр бежал из тюрьмы, но всё ещё не на свободе. Чтобы отплатить долг, ему придётся взломать разум живого бога. Но когда ставки раскрыты, Жан должен решить, насколько далеко он готов зайти в этом деле.




Постсингулярное будущее научно-фантастической трилогии "Квантовый вор" Ханну Райаниеми выстроено по законам квантовой механики, криптографии и информатики, а также физики наноразмерных структур, однако автор заходит так далеко, что наука становится неотличима от магии. И образы создаются из мрака и сияния, плена и свободы, страхов и мечтаний. Соборность неутомимо стремится к Великой Всеобщей Цели, чтобы усмирить реальность и создать новую вселенную, где воскреснут все умершие. Тем не менее, Основатели параллельно плетут интриги, а кланы зоку ведут неясную игру.

Теперь вор Жан ле Фламбер отправляется на Землю, претерпевшую немалые изменения после Коллапса, чтобы исполнить приказание богини и отыскать ключ к разуму Основателя Чена. В земных пустынях бушуют яростные вихри дикого кода, зорко рыщут в поисках добычи дикие джины, похитители тел, и где-то там же таится загадочный Сад историй. Восточный антураж "Тысячи и одной ночи" прекрасно подходит к разворачивающимся во "Фрактальном принце" запутанным интригам, затерянным сокровищам и многочисленным историям. Историям о девушке, которая сумела полюбить монстров, и старце, который так любил жену, что отвернулся от дочери. Историям о мести и хитрости, о верности и предательстве, о борьбе против слуг Соборности и охоте муталибунов за гоголами, о полетах рух-птиц и нападениях зверей-химер.

Как обычно Райаниеми пишет крайне сложно, по-прежнему выдавая сведения малыми порциями, чтобы читатели самостоятельно собирали головоломный паззл, разбираясь в хитросплетениях далекого будущего. Ключевой момент, обыгрывающийся во "Фрактальном принце" еще больше, чем в "Квантовом воре", это дуализм разума и материи, который Соборность сводит лишь к информации, используя загрузку-оцифровку сознания с одной стороны и фабрикаторы на основе нанотехнологий — с другой. Однако, чтобы похитить разум Основателя, приходится изрядно постараться — проникнуть в малое Царство зоку, вступить в соревнование с гоголами других Основателей, обмануть джиннов и добраться до потерянного аль-Джанна Пушки. В свою очередь обитатели Сирра сплетают плоть с виртуальностью, создавая глубочайшую связь между человеком и его джинном-компаньоном. И у них тоже есть свой таинственный защитник и покровитель.

И вновь повествование сплетается из двух сюжетных линий. В первой вор Жан ле Фламбер, оортианская воительница Миели, корабль "Перхонен" и их хозяйка Пелегрини разыгрывают сложнейшую комбинацию, чтобы выжить в грядущей войне Основателей. Вторая же сюжетная линия, как и в "Квантовом воре", посвящена жителям, но на этот раз не Ублиетта, а Сирра, города на Осколках, последнего человеческого города на Земле. Сирра, где есть необычная женщина Таваддуд, которая носит в сознании часть разума Аксолотля, самого страшного джинна и Отца похитителей тел.

Итог: отличное сплетение постсингулярной-НФ и увлекательной авантюры.

Моя оценка: 9/10




Впервые сжатая версия рецензии была опубликована в журнале «Если 2016'3».

Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Райаниеми "Квантовый вор".


Статья написана 14 ноября 2016 г. 15:41
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Аннотация:

На планете Ильматар, покрытой километровым слоем льда, команда ученых изучает живущую глубоко под водой загадочную слепую расу. Земные исследователи заключили хрупкое перемирие с Шоленами, первыми существами которых люди встретили в космосе: они могут свободно продолжать свою миссию до тех пор, пока не тревожат обитателей Ильматара.

Но когда Анри Керлек, известный репортер и беспечный авантюрист, оказывается захвачен любознательными ильматарцами, напряженность между Землей и Шолен нарастает, приводя к дипломатической катастрофе, которая угрожает обернуться эскалацией войны.

На фоне глубоководной партизанской войны новая эра освоения космоса начинается для человечества со столкновения чужеродных культур. Обе стороны ищут помощи у новопросвещенных ильматарцев. Но что эта борьба предвещает для аборигенов и будущего людей — сокрыто мраком неизвестности в «Темном Море» Джеймса Камбиаса.




Спутник Ильматар, вращающийся вокруг массивного газового гиганта Укко, не представлял бы ни малейшего интереса для исследователей, если бы не разумная цивилизация, обитающая на дне двухкилометрового океана, залегающего под толстенным слоем льда. Человечество уверенно и всесторонне приступило бы к изучению биосферы и сотрудничеству с ильматарианами, если бы не могущественная цивилизация шоленов, которые потребовали, чтобы земляне никоим образом не контактировали с местным населением. Статус кво сохранялся бы довольно долго, если бы не самонадеянная выходка доктора Анри Керлека, подвизающегося на ниве массового научпопа, создавшая предпосылки для полноценного Контакта. Выходка, оказывающаяся камешком, который вскоре сорвет лавину.

Довольно любопытно, что в дебютном романе "Темное море" Джеймс Камбиас, закончивший университет по специальности "история науки" и занимающийся созданием настольных игр, обратился к научной фантастике, тонкостям ксенологии и проблемам контакта. Первой главой книги стал рассказ "Океан слепцов", опубликованный еще в 2004-ом году. Если проводить аналогии, то роман Камбиаса — это Питер Уоттс без гранитного хард-НФ и препарации социопатической психики или же Дэвид Брин без пространной публицистической философии. В результате получается переплетение приключенческой сюжетной линии с ксенологическими этюдами, которое сдобрено социальными ремарками и черным юмором.

Три различные цивилизации — три главных героя. Землянин Роб, сотрудник станции "Хитоде", специалист по подводным камерам и управлению беспилотниками. Абориген-ильматарианин, Широкохвост, землевладелец и любитель научных изысканий. А также представительница шоленов, Тижос, участница миссии, цель которой определить последствия инцидента на культуру ильматарианцев. Обстоятельства сведут их вместе, заставят найти общий язык и выбрать сторону в стремительно разгорающемся конфликте... Его причина банальна и печальна — политика. Несмотря на подавляющее научно-техническое превосходство цивилизация шоленов придерживается политики изоляционизма. В прошлом их вид неоднократно оказывался на грани вымирания из-за войн, поэтому теперь они настороженно смотрят на молодые цивилизации, способные на экспансию. Инцидент оказывается лишь поводом, чтобы усилить давление на людей. Однако любое действие вызывает противодействие. В таком случае эскалация неизбежна.

Особо стоит отметить подробно продуманную и описанную цивилизацию ильматариан. Камбиас учитывает и географические особенности — поселения вокруг геотермальных донных источников, где трубопроводы перераспределяют тепло. И биологические — ильматариане общаются и ориентируются по данным эхолокации, поэтому краски подводного мира для них не существуют, зато они кодируют слова количеством постукиваний и обладают прелюбопытной лингво-арифметической системой. И социальные — каждая общественная группа придерживается выгодной именно для нее стратегии. Землевладельцы стараются контролировать арендаторов и подмастерий, ремесленники охотно поддерживают законы о равном распределении части рыбного улова, а бродячие разбойники внимательно выбирают уязвимые жертвы — малочисленные караваны и поселения. Древние развалины надежно хранят свои тайны — ведь с гибелью обитателей умирают и словарные системы, а без них эхогравюры превращаются в бессмысленный рельеф.

Затрагивая множество вопросов, Камбиас исподволь неоднократно возвращается к теме контакта и взаимопонимания, как внутри вида, так и между цивилизациями. Довольно забавно были отражены неожиданные последствия кардинальных различий в мировоззрении. Шолены уверены, что люди рациональны и строго соблюдают иерархии. Для ильматариан-землевладельцев священно понятие "дом". А людям чуждо Согласие шоленов — сочувственное единомыслие-компромисс, опирающееся на физиологию. Можно ли найти общий язык при столь глубоких различиях? И на чем он может быть основан — товариществе, науке или противостоянии?

Итог: добротная планетарная НФ с элементами приключений и ксенологии.

Моя оценка: 8/10


Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 ... 36  37  38




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 164

⇑ Наверх