Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Frodo Baggins» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 ноября 2011 г. 14:44

Учитывая, что Африка ныне в мировой фантастике входит в моду (достаточно посмотреть на победителей премий этого года), я решил ознакомиться, чем же таким экзотичным могут угостить читателя авторы Черного континента. Роман Лорен Бьюкес "Зоосити" получил в этом году престижную премию Артура Кларка и был переведен на русский, а значит, все звезды сложились и удивительный мир неблагополучных кварталов Йоханнесбурга открыл свои гостеприимные обьятия.

Большую часть времени роман "Зоосити" успешно маскируется под нехитрый детектив с простой прямолинейной фабулой и некоторым мистическим оттенком, в котором явственно проглядываются деймоны Филипа Пулмана. Оживотненные преступники, которые вынуждены повсюду как клеймо таскать за собой своих зверей, а в случае смерти питомца человек также в кратчайшие сроки умирает, забираемый некими демонами. Эдакий Пулман наизнанку. Почему наизнанку? Потому что здесь звери — зримый символ изгоя, то, что и рад бы выбросить, да нельзя.

И вот неспешно катится три сотни страниц нехитрый детектив с поисками пропавшей девочки — немного экспортной экзотики, простенький язык, линейная интрига. И вот когда уже все устаканилось и окончательно вошло в колею, Бьюкес неожиданно открывает второе дно.

Простенький детективчик оказывается сложносочиненной мистической историей, совы не те, кем кажутся, народные верования выходят на первый план, и даже простенький язык автора одновременно с закручивающейся интригой, стремительно обрастающей побочными линиями, становится образнее, насыщеннее. Финальный аккорд удался на слову, точку автора поставила с впечатляющей силой.

Собственно, о своем мире автор рассказывает довольно мало, предлагая читателю самому закрасить белые пятна. Немногочисленные вставные тексты, отрывки из книг, поясняющие некоторые моменты относительно зоолюдей, Прилива и прочих мистических элементов, толком ничего не обьясняют. Мистика остается мистикой. Просто так получилось, что у преступников завелись питомцы, образовалась некая связь между людьми и животными, и в случае нарушения этой связи человека уносит таинственный Прилив. Просто так получилось, что обладающие животными преступники получают некий дар — умение находить потерянные вещи, умение обаять других людей и так далее. При этом большая часть романа выдержана во вполне реалистичном ключе, в котором "деймоны" — фантастический довесок к сюжету, а дар главной героини находить утерянные вещи хоть и оказывается необходимым элементом, позволяющим двигать сюжет вперед, при легком косметическом ремонте можно было бы вовсе обойтись без него. Однако концовка все расставляет по своим местам, мистика оказывается едва ли не самым ключевым элементом, и за эту обманку автору спасибо.

В итоге имеем крепкий текст, который, правда, полновесно раскрывает свой потенциал только во второй половине второй половины романа. Читать было довольно занятно, хотя я бы ему авторитетных премий, наверное, не давал.





  Подписка

Количество подписчиков: 17

⇑ Наверх