Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 марта 2011 г. 23:07
"Королём рифмы" называли замечательного русского поэта Дмитрия Дмитриевича Минаева (1835-1889). Минаев обладал невероятным талантом импровизатора, абсолютным поэтическим слухом, он, к примеру, держал пари, что пройдёт по Невскому, разговаривая о чём угодно, но исключительно стихами. В историю русской литературы он вошёл как остроумный злой сатирик и непревзойдённый каламбурист. Я познакомился с творчеством Минаева ещё в детстве и, помню, просто "зафанател" тогда от его виртуозных каламбуров, пародий и сатирических стихов, многие выучил наизусть.А ещё мне очень нравится, что у Минаева совпадает имя и отчество, как у многих великих поэтов — Александр Александрович Блок, Владимир Владимирович Маяковский, Андрей Андреевич Вознесенский, Борис Борисович Гребенщиков, Алексей Алексеевич...
Кстати, Валентин Пикуль посвятил Минаеву "историческую миниатюру" — "Король русской рифмы".
* * *
В Финляндии
Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.

* * *
Вор про другого не скажет в сторону:
"Вор он!.."
Глаза, известно, не выколет ворону
Ворон.

***
На пикнике, под тенью ели
Мы пили более, чем ели,
И, зная толк в вине и в эле,
Домой вернулись еле-еле.

***

Ценят золото по весу,
А по шалостям — повесу.

* * *
Для немца ведь чины
Вкуснее ветчины.

* * *
Паpик на лысину надев,
Не уповаю я на дев.
И ничего не жду от дам,
Хоть жизнь подчас за них отдам.

(* напомнило хармсовское "Задам по задам за дам"))
***
Не ходи, как все разини,
Без подарка ты к Розине,
Но, ей делая визиты,
Каждый день букет вези ты.
миниатюрный (формата 70х90 1/64) сборник лучших произведений поэта, выпущенный к его 150-летию в Приволжском книжном издательстве (Саратов) в 1986 г. скромным (по советским меркам) тиражом — 5 тыс. экз. Благодаря этой книге я познакомился с творчеством Д. Минаева и она до сих пор входит в число любимых изданий в моей библиотеке. Вступительная статья, примечания, трёхцветные (чёрно-бело-синие) иллюстрации и виньетки В. Митченко, целофанированный переплёт. В книгу вошли три поэмы  ( "Губернская фотография", "Евгений Онегин...", "Две эпохи"), стихотворения. экспромты, эпиграммы, надписи. Большая часть произведений, упомянутых мной в статье, присутствует в сборнике
миниатюрный (формата 70х90 1/64) сборник лучших произведений поэта, выпущенный к его 150-летию в Приволжском книжном издательстве (Саратов) в 1986 г. скромным (по советским меркам) тиражом — 5 тыс. экз. Благодаря этой книге я познакомился с творчеством Д. Минаева и она до сих пор входит в число любимых изданий в моей библиотеке. Вступительная статья, примечания, трёхцветные (чёрно-бело-синие) иллюстрации и виньетки В. Митченко, целофанированный переплёт. В книгу вошли три поэмы ( "Губернская фотография", "Евгений Онегин...", "Две эпохи"), стихотворения. экспромты, эпиграммы, надписи. Большая часть произведений, упомянутых мной в статье, присутствует в сборнике

***
а вот это любимое. Тоже знаю наизусть. Написано в 1862 году перед визитом японского посольства в Россию. И по-прежнему актуально.

Сказка о восточных послах


Шлет нам гостинцы Восток
Вместе с посольством особым.
"Ну-ка, веди, мужичок,
Их по родимым трущобам".
Ходят. Всё степи да лес,
Всё как дремотой одето...
"Это ли русский прогресс?"
— "Это, родимые, это!.."


В села заходят. Вросли
В землю, согнувшись, избенки;
Чахлое стадо пасли
Дети в одной рубашонке;
Крытый соломой навес...
Голос рыдающий где-то...
"Это ли русский прогресс?"
— "Это, родимые, это!.."


Город пред ними. В умах
Мысль, как и в селах, дремала,
Шепчут о чем-то впотьмах
Два-три усталых журнала.
Ласки продажных метресс...
Грозные цифры бюджета...
"Это ли русский прогресс?"
— "Это, родимые, это!.."


Труд от зари до зари,
Бедность — что дальше, то хуже.
Голод, лохмотья — внутри,
Блеск и довольство — снаружи...
Шалости старых повес,
Тающих в креслах балета...
"Это ли русский прогресс?"
— "Это, родимые, это!.."


"Где ж мы, скажи нам, вожак?
Эти зеленые зимы,
Голые степи и мрак...
Полно, туда ли зашли мы?
Ты нам скажи наотрез,
Ждем мы прямого ответа:
Это ли русский прогресс?"
— "Это, родимые это!.."

***
Великий Пётр уж давно
В Европу прорубил окно,
Чтоб Русь вперёд стремилась ходко.
Но затрудненье лишь одно -
В окне железная решётка.

***
Моему коту
Мурлыка мой! С соседней крыши
Вернись ко мне... Клянусь я в том:
Ты потому людей всех выше,
Что с даром слова не знаком.
Твоё мурлыканье бесценно.
А человек, раскрывши рот,
Иль глупость скажет непременно,
Иль отвратительно соврёт.

***
Гибки все убежденья наши,
В них идей и понятий разлад:
Целомудрен бывает разврат,
И порок добродетели краше.
***

Сатирический отзыв на "Идиота" Достоевского:
У тебя, бедняк, в кармане
Грош в почете — и в большом,
А в затейливом романе
Миллионы нипочем.
Холод терпим мы, славяне,
В доме месяц не один.
А в причудливом романе
Топят деньгами камин.
От Невы и до Кубани
Идиотов жалок век,
"Идиот" же в том романе
Самый умный человек.

***
В кабинете цензора
Здесь над статьями совершают
Вдвойне убийственный обряд:
Как православных — их крестят
И как евреев — обрезают.
***
на картину Кочетова "Сапожник"
Сюжет по дарованью и по силам
Умея для картины выбирать,
Художник хорошо владеет... шилом -
Тьфу! — кистью — я хотел сказать.

***
Пародии на "Евгения Онегина" не писал, наверное, только ленивый сатирик. У Минаева тоже есть "роман в стихах" "Евгений Онегин нашего времени". Это пародия высмеивает некоторых толкователей творчества Пушкина, а также содержит в себе разнообразные аллюзии и цитаты из других произведений русских писателей, в частности тургеневских "Отцов и детей". Начинается поэма так:
«Мой дядя, как Кирсанов Павел
Когда не в шутку занемог,
То натирать себя заставил
Духами с головы до ног.
В последний раз, на смертном ложе,
Хотел придать он нежность коже
И — приказал нам долго жить...
Я мог наследство получить:
Оставил дом он в три этажа;
Но у него нашлись враги,
И дом был продан за долги,
А так как «собственность есть кража»
(Как где-то высказал Прудон),
Я рад, что дома был лишен»...
***
Житейская иерархия

Строго различаем мы с давнишних пор:
Маленький воришка или крупный вор.

Маленький воришка — пища для сатир,
Крупный вор — наверно, где-нибудь кассир;

Маленького вора гонят со двора,
Крупного сажают и в директора;

Маленький воришка сцапал и пропал,
Крупный тоже сцапал — нажил капитал;

Маленький воришка угодил в острог,
Крупному же вору — впору всё и впрок;

Маленьким воришкам — мачеха зима,
Крупных не пугает и сама тюрьма,

И они спокойно ждут законных кар…
Там, где шмель прорвется, берегись комар!..
***
Минаева часто упрекали в том, что свой огромный поэтический талант он "растратил на мелочи" — эпиграммы, сатиру, каламбуры. Поэт и здесь нашёл, что ответить:
Ты истину мне горькую сказал.
И все-таки прими за это благодарность:
На мелочи талант я разменял,
А ты по-прежнему все крупная бездарность…


Статья написана 5 марта 2011 г. 19:02


На берегу большого Нила
Для бабочек, стрекоз и мух
Поэму Хармса Даниила
Читал я вслух.


В реке водились крокодилы
Сомы и пструх* —
Всё, что природа сотворила
Трухой из трух


И сам Ван Гог (что очень мило)
Хоть был безух,
Но улыбался через силу -
Могучий дух!


Душа свободно воспарила,
Одно из двух:
Оставить всё таким, как было
Иль в речку — бух!


* "пструх" — форель (чешск.)

Статья написана 2 марта 2011 г. 19:36


Электричка "Каланчёвка-Чехов"
И в дорогу есть немного "браги".
Был бы австрияком или чехом -
Ездил бы до Вены или Праги.



У меня не столь богатый выбор
Очутиться там, где будет круто:
Петербург, Самара или Выборг -
Вот канва исхоженных маршрутов.


От тоски царапаю рублём
На замёрзших стёклах электрички
Мир, где все мы славно заживём,
Мир, где жизнь идёт не по привычке.


Статья написана 28 февраля 2011 г. 21:35

Небо перья взъерошило,

Только — к чёрту примету!

Скоморошина пошлая

Так и липнет к куплету.

Так и хочется выдать

В эту высь безразличную

Мою горькую мысль,

Злую и неприличную,

Ту, что тысячу лет

Иссушает мне душу.

Небо, дай мне ответ,

Ну, хотя бы послушай.

Я кричал в небо лунное,

Но оно не ответило,

Только в глаз снегом плюнуло.

Может, всё же заметило?


Статья написана 27 февраля 2011 г. 18:30

"Голем"
"Голем"
"Война миров.Следующее столетие"
"Война миров.Следующее столетие"
"О-би, О-ба — Конец цивилизации"
"О-би, О-ба — Конец цивилизации"
"Га, Га — Слава героям"
"Га, Га — Слава героям"

Голем (Golem) (Польша, 1980, реж. Петр Шулькин, 92 мин.)

сценарий — Тадеуш Соболевский, Петр Шулькин по мотивам произведения Густава Майринка.

В ролях: Марек Вальчевский, Иоанна Жулковска, Кристина Янда, Мариуш Дмоховский

Война миров. Следующее столетие (Wojna swiatów — nastepne stulecie) (Польша, 1981, реж. Петр Шулькин, 96 мин.)

сценарий — Петр Шулькин

В главных ролях: Роман Вильгельми, Кристина Янда, Мариуш Дмоховский, Ежи Штур, Марек Вальчевский, Иоанна Жулковска

О-би, О-ба — Конец цивилизации (O-bi, O-ba — Koniec cywilizacji) (Польша, 1985, реж. Пётр Шулькин, 88 мин.)

сценарий — Петр Шулькин

В главных ролях: Ежи Штур, Кристина Янда, Калина Едрусик, Мариуш Дмоховский, Марек Вальчевский, Ян Новицкий, Леон Немчик, Кшиштоф Майхжак

Га, Га — Слава героям (Ga, Ga — Chwala bohaterom) (Польша, 1986, реж. Петр Шулькин, 80 мин.)

сценарий — Петр Шулькин

В главных ролях: Даниэль Ольбрыхский, Катажина Фигура, Ежи Штур, Леон Немчик, Ян Новицкий

Арт-хаусные фантастические фильмы, которые снял в 80-е польский режиссёр Пётр Шулькин, часто объединяют в тетралогию. Тетралогию весьма условную, надо сказать. Сюжетно фильмы совершенно не связаны между собой: "Голем" (как не сложно догадаться) — вольная экранизация мистического романа Майринка; "Конец цивилизации" — "катакомбный постъядер"; "Слава героям" — жестокая буффонада, где действие происходит в далёком будущем на другой планете; "Война миров" — классическая антиутопия. Но картины связаны общими темами — темой манипуляции массовым сознанием и бунта личности против "тоталитарной машины"; и мрачноватой атмосферой с элементами "чёрного юмора". Кроме того все картины близки по актёрскому составу: Ежи Штур (самый, наверное, любимый польский актёр в России), Кристина Янда, Мариуш Дмоховский, Марек Вальчевский.

Голем:Марек Вальчевский
Голем:Марек Вальчевский

"Голем" — дебют Петра Шулькина в полнометражном кино, экранизация знаменитого романа Майринка, но экранизация вольная и со своеобразной трактовкой. Главный герой начинает подозревать, что он — не полноценный человек, а созданный искусственно, "голем", продукт жестокого эксперимента. И вся его прошлая жизнь — выдумка. Фильм очень атмосферный, безысходно мрачный.

Война миров: Роман Вильгельми
Война миров: Роман Вильгельми

"Война миров. Следующее столетие" — считается лучшим из фильмов Шулькина, а по мнению многих критиков — и "лучшим польским фантастическим фильмом всех времён". За этот фильм Шулькин получил приз на "Евроконе". Земляне установила контакт с инопланетной цивилизацией — на Землю прибыла экспедиция марсиан. Инопланетные гости говорят о дружбе и любви, повсюду организуются общества "дружбы с марсианами" и почему-то всех призывают сдавать кровь. Мне это фильм понравился немного меньше других — классическая антиутопия с акцентом на роль СМИ в одурманивании мозгов, столько я их уже видел. Приелось, наверное. Но фильм умный, до сих пор актуальный. Поляки наверняка тут ещё усматривали и политический подтекст. Отмечу актёрскую игру исполнителя главной роли известного актёра Романа Вильгельми ("Четыре танкиста и собака", "Заклятие долины змей").

Конец цивилизации
Конец цивилизации

"О-би, О-ба — Конец цивилизации": После ядерной войны жалкие остатки человеческой цивилизации живут под огромным куполом, который и так уже на ладан дышит, а там — снаружи — ядерная зима и радиация. Вся надежда людей на исполнение легенды о Ковчеге, что должен прилететь и забрать с собой обитателей купола. В главной роли Ежи Штур.

Слава героям
Слава героям

"Га, Га — Слава героям": Далёкое будущее. Человечество по-прежнему заинтересовано в космических исследованиях, но желающих добровольно стать космонавтами нет. В космос теперь отправляют только насильно — преступников из тюрем. Таким образом главный герой (его играет знаменитый актёр Даниэль Ольбрыхский) прибывает на планету Австралия-458. На планете существует гротескная развитая цивилизация с культом Героев. Фильм интересен ещё и тем, что одну из главных ролей (проститутки Уанс) играет секс-бомба польского кино 80-х-90-х Катажина Фигура ("Кингсайз", "Киллер").

Экшена, конечно, от этих картин ждать не стоит. Действие неторопливо, тягуче, а порой и нудновато. Спецэффектов тоже нет. Но фильмы понравились: своим серьёзным философским содержанием, злой социальной сатирой, атмосферой, опять же. Интересно посмотреть на знакомых актёров (советскому зрителю польские актёры всё же хорошо знакомы) в довольно необычных ролях.





  Подписка

Количество подписчиков: 295

⇑ Наверх