Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 11 марта 2011 г. 08:55

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Веревочник

Продолжаю знакомство с книгами «Волшебный амулет» и не перестаю удивляться. Для кого, интересно, написано большинство этих произведений? Для взрослого читателя большинство этих историй слишком поверхностны и наивны, для ребенка — слишком жестоки. «Веревочник» Дикинсона — типичный пример литературы, довольно далеко ушедшей от хорошей сказки, но не добравшейся до серьезного фэнтези. Эта история рассказывает нам о уединенной долине в горах. Благодаря могущественному заклинанию долина надежно защищена от внешнего мира. Ни жестокие кочевники, ни войска безжалостного Императора не способны добраться туда и в долине на протяжении многих поколений царит идиллический мир. Но постепенно заклинание слабеет. Представители двух семей, которые являются своеобразными хранителями заклинания, отправляются в Империю, чтобы отыскать мага, способного возобновить действие заклинания.

Роман написан крайне неровно. То автор описывает какой-то эпизод очень подробно, то начинает перескакивать с одного на другое, не останавливаясь на деталях происходящего. Некоторые эпизоды произведения вызывают интерес, другие же напоминают откровенную агитку. Порой автор начинает поднимать довольно сложные темы. Например, порядки в Империи кажутся совершенно бесчеловечными, но когда после смерти императора в ней воцаряется хаос, жизнь простых людей становится гораздо хуже. Вот только никаких выводов из этого автор не делает. Его героев вообще интересует только спокойствие родной долины, а как будут выживать те, кто им помогал, уже «проблемы индейцев».

Есть в произведении удачные находки, например, город смерти или волшебная ложка, но довести их до ума автору не удается. Странно выглядит система магии, которой пользуются Наблюдатели. Похоже, автор не дал себе труда задуматься, как такое вообще может работать. В результате возникает ощущение недосказанности, недоработанности произведения.

Образы героев тоже выглядят довольно поверхностными. Если отношения главной героини Тильи со своей сестрой или с помолодевшей бабушкой вызывают интерес, то ее товарищ Таль совершенно схематичен, равно как и маг Рамдатта-Веревочник, мотивы действий которого остаются необоснованными. Главный злодей и вовсе выпрыгивает как чертик из табакерки ближе к концу книги и тут же гибнет, оставляя чувство недоумения.

Сомнительным выглядит главный вывод автора: моя хата с краю. Неважно, что происходит в большом мире, лишь бы удалось самим отсидеться в своем уютном мирке, за прочными заборами. Какое несходство с тем же «Властелином колец«!

Эпилог же и вовсе шокирует. Хорошенькая концовка для детской сказочки!

Вывод. Удачные находки и задумки автора напрочь похоронены невнятной общей идеей романа и неудачной композицией произведения, распадающегося на отдельные эпизоды.


Статья написана 4 марта 2011 г. 16:34

«Есть такая профессия – Родину любить!»

11-е место занимает «Профессиональный патриот».

Пожалуй, из всех рассказов финала этот – самый слабый. Во-первых, лично мне не нравится, когда фантастику пытаются мешать с политикой, тем более делать это так прямолинейно и очевидно. Во-вторых, выражение «профессиональный патриот» уже достаточно затаскано и неоригинально. В-третьих, сам по себе рассказ довольно бестолков. При чем здесь, например, Куба? Да и художественными достоинствами эта история отнюдь не блещет. Иван и Павел — подчеркнуто типовые образы, необходимые автору для высказывания своих идей. На живых людей они совершенно не похожи. Динамики рассказа нет, концовка достаточно невнятна. Итоговая оценка — 4 балла.

P.S. Сильно подозреваю, что автор этого рассказа еще молод. Уж очень наивные взгляды он высказывает.

«Здравствуй, Диптаун!»

10-е место у рассказа «Губители сфер».

Достаточно заезженную тему о вытеснении реальности виртуальными мирами автор пытается подать с новой точки зрения. Однако результат не показался мне столь удачным. Ключевая тема рассказа — борьба разрушителей виртуальности с ее охранителями – показана поверхностно. Образы героев расплывчаты, а их мотивация довольно сомнительна. В результате кульминационные эпизоды оказались совершенно невнятными. К тому же значительная часть рассказа, изображающая проверку героем разных виртуальных реальностей, во многом излишня. Подрихтовать бы этот рассказ, убрать несколько лишних эпизодов, а ключевые сцены усилить – и было бы достаточно неплохо. А пока только 5 баллов.

«Роковая тайна плюшевых медвежат»

9-е место у рассказа «Йота».

У этой истории есть очевидные достоинства. Во-первых, задумка этой истории достаточно оригинальна и своеобразна. Во-вторых, сюжет развивается достаточно динамично, и автору пару раз удалось меня удивить. В рассказе есть интригующая загадка, и разрешается она совершенно неожиданным образом. В-третьих, несколько удачных колоритных деталей придают реалистичность героям и определенную изюминку этой истории. Однако сама история показалась мне несколько суховатой и неоправданно, да и бессмысленно жестокой. Попытки же шутить в концовке выглядят совершенно неуместными. В итоге вроде бы довольно неплохой рассказ оставил неприятное послевкусие. Оценка — 6 баллов.

«Сбой в конвейере»

8-е место у рассказа «Машина счастья».

Один из самых камерных рассказов нашей неполной дюжины. В центре внимания — маленький человек со своими маленькими заботами и проблемами, этакий Акакий Акакиевич из будущего. Главный герой и его коллеги описаны удачно и достоверно, я бы сказал скрупулезно. А вот мир будущего, в котором происходит действие, показан несколько схематично. Во многом не могу не согласиться с идеями автора рассказа. Но главный недостаток этой истории – она слишком предсказуема, а ее финал – очевиден. Поэтому только 7 баллов.

«Йес, мы сделали эту планету!»

7-е место у рассказа «Творческая профессия».

Достаточно интересный рассказ. В качестве его удачных сторон отмечу, во-первых, неплохую задумку. Процесс формирования новых планет показан с неожиданной стороны. Во-вторых, автор удачно раскрыл несколькими штрихами образы своих героев. В-третьих, возникшей перед героями проблеме удалось найти удачное решение. Но при этом рассказ не зацепил. Попытки героев любым способом сохранить свою работу оставили меня равнодушным к их проблемам. Да и контраст между огромными возможностями героев и их бедственным положением кажется слишком разительным и несколько неправдоподобным. Оценка – 7 баллов

«Жизнь сурка»

6-е место у рассказа «Парис»

Задумка этого рассказа удачна и оригинальна. Автор умело воссоздает и эпизод из жизни главного героя и успешно показывает нам достаточно своеобразный мир будущего. Под видом достаточно банальной любовной истории умело спрятан мини-триллер. Однако, заключительная часть рассказа получилась не столь удачной. Не очень хорошо, когда персонажи пускаются в длинные разъяснения, чтобы ввести читателей в курс дела. Да и в тексте есть определенные шероховатости. Оценка – 7 баллов.

«Скачи, враже, як пан скаже»

5-е место у рассказа «Упырь из Дукоры»

Рецепт этого рассказа по меньшей мере оригинален: Возьмите в равных частях Гоголя и Короткевича, добавьте немного Сапковского и тщательно перемешайте. Получилось очень неплохо. Еще бы добавить щепотку перца в эту историю и было бы совсем хорошо. Понравился необычный для нашей фантастики выбор времени и места действия. Белоруссия середины 19 века получилась вполне правдоподобной, а образ ясновельможного пана – очень убедительным. Ряд мелких деталей очень удачно придают колорит этой истории. К тому же в затертой до дыр теме "про вампиров" автор сумел найти неожиданный ход. Сколько не читал я подобных историй, про коней-вампиров не слыхал. Все было бы хорошо в этой истории, но подвела ее концовка. Она получилось хоть и закономерной, но слишком уж тусклой. Оценка – 8.

«750 градусов по Цельсию».

4 место у рассказа «Свеча горела».

Учителя и ученики – поистине вечная тема. Сколько всего уже написано по этому поводу, но авторы все же находят в ней нечто новое. Эта история про старого учителя, которому некому передать свои знания, живо напоминает знаменитый роман Брэдбери. Заодно выясняется, что мир, лишенный книг, и жесток более, чем того следовало бы ожидать, да и развивается медленнее, чем мог бы. Интересными и спорными получились отношения учителя и ученика, заставляющие вспомнить другого классика – Азимова. Достаточно удачной и эффектной получилась концовка этой истории. Добавить бы глубины образу главного героя — и было бы совсем хорошо. Оценка – 8 баллов.

«Цветы от Парамона»

3 место у рассказа «Парамошка».

Создается впечатление, что этот рассказ писал достаточно неопытный автор. Бросаются в глаза ряд шероховатостей в тексте. То колдодуб (словечко-то какое!) неожиданно меняет пол, то сюжет скачет в разные стороны, перескакивая с одного на другое. История любви молодого ученика колдуна получилась простенькой и довольно незатейливой. Но в рассказе есть достоинства, которые перевешивают все его недостатки. Во-первых, это прекрасное описание магии живых существ. Не какого-нибудь затейливого колдовства, а очень своеобразных чар, которыми и могут пользоваться неразумные существа. И, конечно, многие слабые стороны рассказа полностью искупает очень сильная концовка, которая сразу придает глубину этой истории. Оценка – 8.

«Врачу, исцелися сам»

2 место у рассказа «Любовник»

Очень симпатичный рассказ, удачно соединяющий реалистичное и фантастическое. Очень узнаваемо описаны будни клиники и прием пациентов. Несложное, но изящное фантастическое допущение проработано тщательно. Хороши образы персонажей, даже самые мимолетные. Пожалуй, только главный герой, от лица которого ведется повествование, описан слишком скупо. Радует хороший стиль, пожалуй, самый лучший среди всех представленных в финале историй. Приятное впечатление производит легкая ирония, придающая определенный шарм этой истории. Концовка изящна и эффектна. Пожалуй, немного глубины этой истории не помешало бы, но общее впечатление очень хорошее. Автора можно назвать достойным учеником О. Генри, а это – серьезный комплимент в моих устах. Оценка – 9.

«Зеленые огоньки удачи»

И все же первое место отдам написанному в совершенно противоположном стиле рассказу "Прекрасный день дипломированного специалиста". Автор поставил перед собой очень сложную задачу – показать события глазами героя с определенными психическими отклонениями. И, на мой, взгляд, блестяще с этой задачей справился. Отлично изображены монотонность действий и специфика образа мыслей главного героя. В результате проникновение в суть происходящего происходит постепенно и удачно подогревает интригу. Некоторые моменты в этой истории кажутся слегка натянутыми, но в целом она производит впечатление. Правда, учитывая столь четко описываемые автором картины, впечатление довольно жуткое. Концовка рассказа получилась несколько неопределенной, впрочем, сделать ее более эффектной было бы непросто. Эта история — одна из тех, которые запоминаются надолго. Оценка — 9 баллов.

Итого. Финал конкурса, на мой взгляд, получился очень интересным. Большинство рассказов написано на весьма достойном уровне. Да, в ряде произведений заметны шероховатости, что не удивительно для не слишком опытных авторов. Тем не менее, есть в этих историях и интересные замыслы, и удачные находки, и неожиданные сюжетные ходы. Интересно было проследить и разнообразие представленных историй и то, как они довольно неожиданно перекликаются между собой. Например, четыре рассказа повествуют о том, как из нашего мира уходят знания, искренние чувства, умение самостоятельно мыслить. Пожалуй, такое совпадение не случайно. Выбрать лучшие из произведений было непросто, ведь каждое из них обладает своими достоинствами. Не удивлюсь, если мнения других членов жюри будут заметно отличаться от моего. Немного бы доработать несколько рассказов и можно смело их публиковать.

Желаю всем авторам дальнейших творческих успехов, а конкурсу «Фантлабораторная работа» – дальнейшего развития!

P.S. Сильно подозреваю, что среди участников финала обнаружится как минимум парочка известных имен.


Статья написана 3 марта 2011 г. 22:52

Наконец-то все 10 рассказов-финалистов прочтены. Общее впечатление неплохое. Два-три рассказа, на мой взгляд, слабоваты, а остальные написаны на весьма приличном уровне. Определить лучшие из этих столь различных историй было непросто. А пока я корплю над отзывами, вот моя десятка:

1. «Зеленые огоньки»

2. «Врачу, исцелися сам»

3. «Цветы от Парамона»

4. «750 градусов по Цельсию»

5. «Скачи, враже, як пан скаже»

6. «Жизнь сурка»

7. «Йес, мы сделали эту планету!»

8. «Сбой в конвейере»

9. "Роковая тайна плюшевых медвежат"

10. «Здравствуй, Диптаун!»

11. «Есть такая профессия – Родину любить!»

Правда, рассказы в ней фигурируют не под своими названиями. Но для того, кто внимательно прочел всю десятку, думаю, будет несложно разобраться, кто есть кто.

P.S. Добавил и одиннадцатый


Статья написана 27 февраля 2011 г. 13:07

Количество моих отзывов на Фантлабе добралось до 2000. Никогда не думал, что ухитрюсь добраться до этаких чисел. А сейчас написание отзывов на все прочитанное уже стало привычкой. Пора разменивать третью тысячу.

Уважаемые читатели моей колонки, скажите, какие понравившиеся вам книги вы прочли по моей рекомендации, а в каких случаях расхваленные мной книги вас разочаровали?


Статья написана 27 февраля 2011 г. 12:27

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Эйфельхайм

Для начала анекдот:

Археологическая экспедиция проводит раскопки поселения Киевской Руси, раскапывая культурный слой одиннадцатого века. В результате месяца раскопок найден единственный предмет — кусок медной проволоки. Профессор пишет научную статью о том, что на Руси одиннадцатого века уже существовал проволочный телеграф. На следующий год экспедиция проводит раскопки поселения Киевской Руси, раскапывая культурный слой двенадцатого века. За месяц работы не найдено вообще ничего. Профессор пишет научную статью о том, что на Руси двенадцатого века на смену проволочному телеграфу пришел беспроволочный.

Действтительно, порой толстые тома учебников истории базируются на весьма скудных, разрозненных фактах, а исторические предположения не всегда удается проверить. Любая мелочь может стать зацепкой для историка, а уж куда заведет его фантазия и логика предсказать сложно.

Майкл Флинн — один из ведущих современных фантастов. Более того, он — один из немногих авторов, которые считают, что научная фантастика может базироваться не только на математике или физике, но и на гуманитарных науках, в том числе истории и социологии. Зацепившись за занятный исторический факт — заказ сельским священником из средневековой Германии большого мотка медной проволоки, Флинн создал масштабное произведение, в котором причудливым образом пытается соединить исторические и физические исследования, что у него и получается не без успеха.

В основу романа положено достаточно нестандартное предположение о том, что некие загадочные инопланетяне посетили Землю в средневековье. Их аппарат для перемещения в пространстве потерпел крушение и оказался в в середине 14 века в Шварцвальде, возле деревушки Оберхохвальд, позднее получившей название Эйфельхайм.

В романе две основных сюжетных линии. Одна из них описывает жизнь обитателей средневековой Германии и их попытки найти общий язык с инопланетянами — крэнками. Вторая рассказывает о супружеской паре двух ученых, занимающихся историей и физикой и их попытках объединить результаты своих исследований.

Начну с хорошего. Средневековая линия хороша. Нет, она просто прекрасна! Флинн с поразительным тщанием и мастерством реконструирует жизнь в средневековой Германии. Блестяще описаны тонкости взаимоотношений между жителями Оберхохвальда, мастерски выписаны их характеры. К середине романа чувствуешь себя так, будто прожил в селении не один год и прекрасно занешь, к кому можно сходить в гости, с кем легко поссориться, кто честен, а кто слегка жульничает. При этом автору прекрасно удается показать и трудности жизни в то время, и нехитрые развлечения и даже образ мыслей жителей средневековья, столь отличавшийся у представителей разных сословий, и столь далекий от нашего сегодняшнего образа мыслей.

Прекрасен образ священника Дитриха, подлинного философа и гуманиста, человека сильных чувств и сильной веры. Не менее удачен образ монаха Иоахима. А уж герр Манфред и вовсе выглядит образцовым господином и при этом вполне живым человеком. Порой поведение части жителей деревни кажется даже слишком уж положительным, впрочем, в другом случае роман выглядел бы совсем по-другому. Ведь прояви жители Оберхохвальда чуть больше ксенофобии, столь естественной в подобных условиях, и перед нами была бы история короткой и трагической схватки жителей двух миров. Нечто подобное в залихватской манере описал в свое время Пол Андерсон в «Крестовом походе в небеса». Флинн же сумел создать гораздо более сложное произведение о взаимодействии с нечеловеческим разумом.

Инопланетяне-крэнки, описанные автором с не меньше тщательностью и обладающие не меньшей индивидуальностью, чем жители деревни, не похожи на людей не только внешне. Даже их образ жизни и образ мыслей далек от человеческого. Вместе с тем, даже у столь странных существ удается найти вполне человеческие качества и, самое главное — душу, которая дает им возможность гневаться и радоваться, страдать и наслаждаться, отдавать всего себя товарищам или цепляться любой ценой за власть. Образ крэнка Ганса получился убедительным и, я бы сказал, человечным, несмотря на всю его нечеловеческую сущность. В своем романе Флинн поднимает очень непростые вопросы веры, разума, познания, власти, справедливости. Автор убедительно показывает, что во многом превзойдя своих далеких предков, мы и многое утеряли из их достояния.

При этом, несмотря на всю глубину произведения, оно не производит впечатления перегруженного информацией и читается достаточно легко для читателя обладающего опеределенными знаниями по истории и философии. Во-первых, произведение очень динамично. В самой деревушке и в окружающем ее мире постоянно что-то происходит и эти события постоянно держат читателя в напряжении. Во-вторых, роман, точнее его средневековая часть просто очень хорошо написаны. Хороший язык, удачное соединение средневековых и современных выражений, сноски в необходимых местах — все это дает возможность легко усвоить весьма непростой текст. В-третьих, многие моменты приковывают внимание читателя. Сложные отношения между Дитрихом и его приемной дочерью Терезией, определенное противостояние Дитриха и Иоахима, большая трагедия герра Манфреда и маленькая, но от этого не менее трагичная история мельника — все это цепляет. Просто невозможно не сопереживать героям, тем более зная о нависающей над ними беде. Особенно мощно написаны финальные сцены средневековой части романа и отчаянная борьба с чумой, обрушившейся на деревню

И если бы автор ограничился только средневековой частью произведения, роман безусловно заслуживал бы высшего балла. Увы, сорвременная линия намного слабее. Попытка показать работу историка, распутывающего сложную загадку прошлого заслуживает внимания, но исполнение получилось не самым убедительным, особенно описание ключевого вывода Тома. Соединение исторических и физических проблем — интересная находка автора, хотя в ряде случаев историко-физические параллели кажутся мне несколько натянутыми. Однако, главная беда современной части в том, что на фоне средневековой линии образы наших современников оказываются невзрачными, их характеры — слабыми, а проблемы во взаимоотношениях — мелочными. Кульминация средневековой линии и всего романа оказывается смазана и дальнейшие объяснения исторической загадки уже не производят того впечатления на читателей. В итоге современной линии я не могу поставить выше семерки.

Тем не менее, общая оценка романа высока. Перед нами — умная научная фантастика, дающая достаточно пищи и для ума и для души, заставляющая думать и чувствовать, спорить с автором и восхищаться его героями. Вместе с тем, «Эйфельхайм» — еще и увлекательное произведение. Рекомендую его всем, кто не боится читать сложные, нестандартные тексты.





  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх