Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 июня 2008 г. 21:58

Всем, кто не спустился вниз, посвящается.

Великий Альпинист стоял в базовом лагере у ледника Кхумбу и смотрел вверх, на до боли знакомый силуэт горы. Вот контрфорс, вот скальный гребень на 7600, вот скальные полки, ложбина, выход наверх, Южная вершина, а там уже рукой подать. Великий Альпинист мыслями был там, на склоне, изучая каждый камень, каждую трещину своего пути. Великий Альпинист шел на Эверест, шел в седьмой и последний раз.

Великий Альпинист болел горами всю жизнь. Сперва лазанье по скалам в родных Альпах, затем альпинистский клуб, первые восхождения, первые вершины. В Гималаи первый раз он пошел 15 лет назад. Тогда они вчетвером совершили беспримерное по сложности и наглости восхождение на Аннапурну по южной стене. Так начинался его путь к славе.

Контрфорс на высоте 5900. Великий Альпинист работает на скале совершенно машинально, забивая крючья один за другим. В двадцати метрах ниже за ним поднимается его напарник. Мысли Великого Альпиниста далеко.

Великому Альпинисту всю жизнь везло. Он не знал сомнений и страха, и раз за разом ухитрялся совершать невозможное. Страшная Нангапарбат, Смерть альпинистов, приняла его на удивление легко. На грозную Дхаулагири он взошел по труднейшей Диамирской стене. Пятиглавая Канченджанга покорилась ему. На Чо-Ойю он взошел в альпийском стиле, один, без кислорода, всего за неделю. Всякие Гашебрумы он просто не считал серьезной добычей. Ни разу он не поворачивал назад и ни разу на одну гору он не шел дважды.

Отвесный участок скалы на 6100. Высота – метров 15. С удивительной скоростью Великий Альпинист проходит его и навешивает веревки. Напарник стоит ниже, разинув рот, и потрясенно смотрит на происходящее.

Собственно, Великим Альпинистом он стал после Дхаулагири. Некий борзописец тиснул в своем журнале статью о нем на три разворота. В этой статье его сорок четыре раза назвали Великим альпинистом и только шесть раз по имени. После этого стоило только упомянуть слова Великий Альпинист, все сразу понимали, о ком идет речь, и даже его недруги-завистники в разговорах между собой стали называть его просто В.А.

Скальное ребро на высоте 6500. С его вершины открывается невероятный, потрясающий вид на окружающие горы. Далеко внизу виднеется городок Намче-Базар, последний город перед Эверестом. Великий Альпинист не смотрит вниз, на крохотных, копошащихся словно муравьи, людишек, он смотрит вверх.

В обычной жизни Великий Альпинист числился консультантом в фирме, которую он основал со своими товарищами в первую очередь, на премиальные, полученные от спонсоров за успешные восхождения. Кроме того, в свободное от восхождений время он почитывал лекции студентам в местном университете. Какими глазами смотрели на него восторженные студентки! Ни одна из них не доставила ему того счастья, которое он испытывал, взойдя на гору. Но для В.А. люди всегда значили мало. Он так и жил – от восхождения к восхождению.

Лагерь номер 3. Высота 6800. Напарник возится с термосом и без умолку болтает. Откуда только силы берутся. Напарнику чрезвычайно лестно, что в связке с ним сам Великий Альпинист. Он совсем молод, моложе, чем был Великий Альпинист, когда взошел на Аннапурну. В. А. сидит с кружкой чая и молчит, думая о своем.

Шесть лет назад Великий Альпинист пошел на Эверест в первый раз. На его счету уже было двенадцать восьмитысячников. Тринадцатый, Лхоцзе, он взял в качестве разминки перед Эверестом, потратив на все про все 10 дней. Великий Альпинист приберегал Эверест на сладкое, чтобы максимально эффектно завершить свою серию восхождений и не сомневался в успехе. Это публика ахает: «Эверест, Эверест!», а на самом деле Эверест далеко не самый трудный восьмитысячник. Может быть это и так, но, почему-то именно в тот раз все пошло наперекосяк.

Открытый участок на высоте 7200 под нависающей скалой, чреватой камнепадами. Великий Альпинист преодолевает его на максимальной скорости, демонстрируя высочайшую технику. Напарник не поспевает за ним, останавливается, крутит головой, пытаясь осмотреться. В. А. яростными жестами гонит молодого дурака вперед.

Великий Альпинист не знал, когда он упустил свою удачу. Может быть тогда, когда перед восхождением в базовый лагерь к нему добрались вездесущие журналисты, а он в своем интервью назвал Эверест безобидной горкой, которую он возьмет за неделю. А может быть тогда, когда его тогдашний напарник ухитрился подвернуть ногу, и Великий Альпинист, обозвал его сопляком и пошел наверх один, а напарник, пытаясь спуститься вниз, сорвался. Или может быть все же чуть позже, когда Великий Альпинист, чтобы сэкономить день, пошел с новым напарником и еще одной двойкой по опасному участку и таки попал под камнепад. Тогда он отделался сотрясением мозга и переломанными ребрами. Пришел в себя Великий Альпинист в базовом лагере, куда его вытащили с риском для жизни, и узнал, что из них четверых в живых остался только он один.

Высота 7800. Великий Альпинист с напарником ставят пятый лагерь. Напарник еле волочит ноги и делает все невпопад. В. А. устанавливает палатку практически самостоятельно и сам готовит ужин. Он уже ставил лагерь на этом самом месте пять лет назад.

На следующий год Великий Альпинист пошел на Эверест во второй раз. Перед началом экспедиции он во всеуслышание поклялся, что теперь-то он точно взойдет на гору по тому же точно маршруту и отомстит за погибших товарищей. Когда до вершины оставался километр, выяснилось, что в этом году муссон пришел на десять дней раньше, чем обычно. Великий Альпинист предпринял отчаянную попытку опередить муссон и сделал с напарником безумный рывок из лагеря 7800 на вершину. На 8300 муссон все-таки накрыл их. Напарник бесследно сгинул в снежной круговерти, а Великий Альпинист выбрался в лагерь через три дня, когда никто его уже не ждал живым. Пресса восхваляла его чудесное спасение, а коллеги начали относиться настороженно.

Высота 7450. Великий Альпинист с напарником спустились в лагерь номер четыре за припасами и готовятся к решающему рывку на вершину. В это время другая двойка идет наверх, чтобы поставить последний, шестой лагерь на высоте 8200. Великий Альпинист тщательнейшим образом пакует рюкзаки. Он не может позволить себе упустить ни единой мелочи.

В третий раз экспедиция сорвалась, практически, не начавшись. В этот раз Великий Альпинист сделал попытку взойти на Эверест с китайской стороны. Едва его помощники поставили базовый лагерь, в китайском Тибете началась очередная заваруха. Ночью отчетливо были слышны звуки перестрелки из ближайшего городка, а на следующий день в лагерь явились строгие китайские пограничники и самым настойчивым образом посоветовали немедленно прекратить восхождение и выбраться за пределы Китая в кратчайшие сроки.

Четвертая попытка еще через год закончилась полным конфузом. На вторую неделю подъема Великий Альпинист ухитрился подхватить желудочную инфекцию и провалялся две недели в базовом лагере с жутким поносом и сильнейшими желудочными болями. Обиднее всего было то, что три двойки преспокойно взошли на Эверест без особых проблем.

Высота 8100. Немного не доходя до шестого лагеря, Великий Альпинист с напарником обнаруживают следы схода сильной лавины. Связь со второй двойкой, которая вышла к ним навстречу из шестого лагеря, прервалась четыре час назад. Напарник Великого Альпиниста в шоке. Он мечется, не зная, что ему делать. С этими парнями он дружил с детства. Великий Альпинист уже списал со счетов этих двоих. Его больше беспокоит, устоял ли шестой лагерь.

К пятой попытке Великий Альпинист готовился очень тщательно. Закупил самое лучшее снаряжение, особое внимание уделив качеству провизии, набрал себе команду из очень опытных людей, имевших на своем счету много успешных восхождений. Маршрут специально был выбран самый легкий и надежный, тот, по которому на вершину ежегодно восходят десятки людей. Поначалу все шло очень удачно, а на 7400 их накрыла лавина. Накрыла там, где ее отродясь не бывало. Накрыла так крепко, что шансов выжить у всей шестерки не было. Великому Альпинисту повезло. Его не сплющило в лепешку, как остальных, и он ухитрился выкопаться на третьи сутки, когда его уже в очередной раз похоронили. Плата за это оказалось просто мизерной – пальцы на ногах и два на левой руке.

Высота 8200. Шестой лагерь цел. Великий Альпинист складывает припасы в палатку. Напарник тупо стоит рядом и смотрит в одну точку. Великий альпинист дает ему сильного пинка и заставляет взяться за работу.

Великий Альпинист два месяца провалялся в больнице и, скрипя зубами, смотрел репортаж о слепом японском миллионере, который с помощью опытных проводников осуществил свою заветную мечту – поднялся на величайшую вершину мира.

Когда же Великий Альпинист, наконец, выписался и начал готовиться к очередной экспедиции, он, неожиданно для себя обнаружил, что у него проблемы. Его старые надежные спонсоры отказались его финансировать, а новых найти не удавалось. Хуже того, никак не получалось собрать новую команду. Те, кто несколько лет назад мечтали, чтобы Великий Альпинист обратил на них свое внимание и взял к себе, теперь шарахались от него как черт от ладана и наотрез отказывались иметь с ним дело. Великий Альпинист махнул на них рукой и предпринял отчаянную попытку взойти на гору один в альпийском стиле с минимумом снаряжения. Авантюра закончилось банальной, но оттого не менее опасной тяжелейшей простудой. Великий Альпинист провалялся двое суток в полубреду с высочайшей температурой в палатке на высоте 7600, пока его не спустили поляки, возвращавшиеся после успешного покорения вершины. С тех пор он ненавидел поляков.

Высота 8450. Последний сложный участок перед выходом на предвершинное плато. Напарник Великого Альпиниста идет впереди, вбивая крючья. Великий Альпинист не понял: один из участков скалы оказался ненадежен или напарник вбил крюк неглубоко, но внезапно крюк со звоном выскочил из скалы. Напарник сорвался и с криком полетел вниз. Только огромный опыт и удача позволили Великому Альпинисту закрепиться на скальной полке и не полететь вслед за неудачливым напарником вниз.

Великий Альпинист продал все: продал шикарный «Феррари», который ему вручили за Дхаулагири, продал шустрым компаньонам свою долю в фирме, которая оказалась не так уж велика, продал свой дом в тихом альпийском городке и вложил в экспедицию все до последнего цента. Он знал, что эта экспедиция будет для него в любом случае последней. Великому Альпинисту удалось уговорить пойти с ним пятерых молодых парней из местного альпклуба. Для этих ребят он был кумиром с самого детства. Парни выросли с мечтой повторить его подвиги и готовы были шагнуть хоть в пропасть по одному его знаку. Опыта у них не хватало, но энтузиазма было в избытке. Что ж, лучше уж такая подмога, чем совсем никакой.

Высота 8450. Великий Альпинист лежит на скальной полке над пропастью, вцепившись в веревку. В двадцати метрах ниже него на веревке висит напарник. Похоже, при падении он ударился головой о скалу и сейчас без сознания. На слова Великого Альпиниста он не откликается, но довольно громко стонет. Великий Альпинист пытается вытащить его, но понимает, что не сможет, думает несколько секунд, а потом отпускает веревку.

За две недели до экспедиции у Великого Альпиниста умирает старенькая мама. На похоронах все сочувствуют ему, а он на удивление спокоен и отрешен. Теперь его уже не держит ничто.

Высота 8700. Великий Альпинист стоит на Южной вершине. Он еще никогда не доходил сюда. До цели остался последний рывок.

Городок Намче-Базар. Маленькая, но шумная центральная площадь. Великий Альпинист и его помощники пытаются нанять шерпов-носильщиков, но желающих не находится. Старшина шерпов говорит: «Вы идете за смертью. Боги гор не велят помогать вам». Помощники Великого Альпиниста смущены. Великий Альпинист отвечает: «А хоть бы и так», и покрывает старого шерпа отборной бранью. Через полчаса он находит более сговорчивых шерпов, переплатив втрое. Денег почти не остается.

Высота 8800 – 8848. Вот он настал, тот момент, когда все склоны уходят вниз, когда перед вершиной уже нет никаких помех. Великий Альпинист поднимается на почти ровную площадку. В центре ее воткнуты какие-то флаги пришедших раньше, но они не смущают Альпиниста. Заходящее солнце последними лучами озаряет его. Он дошел, он смог, он сделал это!!! Он кричит от счастья, глядя на солнце.

Закат в горах наступает быстро. Всего несколько минут назад все было залито светом, а теперь Великого Альпиниста окутывает тьма. Всего несколько минут он чувствовал себя птицей, готовой взлететь со скалы, а теперь Альпинист понимает, что он – просто вошь, взобравшаяся на макушку Бога. Великий Альпинист делает несколько шагов к краю площадки и наконец-то смотрит вниз, смотрит на огромный, скрытый в сумраке мир. Мир, выше которого он стал, пусть на одно мгновение. Великий Альпинист долго, мучительно долго стоит на вершине мира, а потом делает шаг, за ним другой. Теперь все его дороги ведут только вниз.

Великий Альпинист не пропал бесследно на Эвересте, как многие другие. Через несколько дней его тело в ярко-красном комбинезоне на недоступной скальной полке в полутора километрах ниже вершины удалось разглядеть участникам немецкой экспедиции. В прессе довольно долго шли жаркие споры, сумел ли он достичь вершины или погиб, не доходя до нее. Споры утихли после того, как верный биограф Великого Альпиниста высчитал и доказал, что его тело могло попасть на эту скальную полку, только упав непосредственно с вершины. Все согласились с этой версией. В конце концов, всем так было спокойнее. Памятник Великому Альпинисту стоит в маленьком альпийском городке. В. А. до сих пор – кумир и пример для подражания юных альпинистов. Его высушенную ветрами мумию в красном комбинезоне и сейчас можно увидеть, если подниматься на Эверест с юга или юго-востока.


В непальском городке Намче-Базар, ближайшем к подножию Эвереста, на центральной площади стоит буддийская ступа. Каждый день с утра до вечера перед ней сидит косматый старик в рваной одежде с дочерна загоревшим лицом. Его невозможно было бы отличить от индуса, если бы перед ним не лежала не обычная чаша для подаяний, а альпинистская каска. Альпинисты из каждой экспедиции, идущей на Эверест с южной стороны, считают своим долгом прийти к старику и положить немного долларов в эту каску. Говорят, что это счастливая примета, и что ни один альпинист, давший денег дедушке, не погиб на горе. Некоторые даже пытаются с ним заговорить, но старик всегда молчит и смотрит неподвижным взглядом сквозь людей, на вершину величайшей горы мира.


Шумный вокзал в Европе. Два десятка носильщиков грузят гору снаряжения в багажный вагон. Всей этой процедурой руководит импозантный седой мужчина в дорогом плаще. Вокруг него суетятся репортеры, щелкают вспышками фотографы. Великий Альпинист отправляется в свою очередную экспедицию. На этот раз на Аннапурну. Великий Альпинист на минуту отрывается от дела и с усмешкой смотрит на суету вокруг себя. Он идет на гору не ради денег, не ради славы, не ради того, чтобы еще раз преодолеть себя. Он просто соскучился по этой горе. Великий Альпинист наконец-то счастлив.


Статья написана 18 июня 2008 г. 21:52

Решил потихоньку перебросить сюда из своего ЖЖ все, что считаю достойным определенного внимания.


Статья написана 14 июня 2008 г. 18:23

В новостях сайта висит объявление. Издательство "Популярная литература" издает тиражом 100 000 экземпляров роман Кирилла Бенедиктова "Завещание ночи. Хрустальный череп". На мой взгляд, это событие является очень показательным для состояния дел в нашем издательском бизнесе.

Кирилл Бенедиктов — весьма уважаемый мной автор. Его книги стали издаваться относительно недавно, в начале 2000-х годов, и он сразу обратил на себя мое внимание своей специфической манерой письма, жестким стилем и нестандартными сюжетами. С тех пор я прочел большинство его произведений и не могу не отметить их высокий уровень и сюжетное разнообразие. Мне очень понравились жесткие "Война за "Асгард" и "Путь шута", запомнились нестандартные фэнтезийные повести "Орихалк", "Граница льда", "Штормовое предупреждение", с удовольствием я прочел приключенческо-детективную повесть "Эль Корасон". А "Красный город" в свое время меня просто потряс. Сейчас я с большим удовольствием прочитал сборник "Точка Лагранжа". Вообще, из 17 прочитанных произведений автора ни одному я не поставил оценку ниже 7, а я — довольно привередливый читатель.

Все это очень хорошо, но у Бенедиктова есть одна особенность — он весьма специфический, я бы сказал "неказуальный" автор. Такие обычно находят определенный круг своих верных читателей, но массовой популярностью не пользуются. И вдруг первый, малоизвестный роман автора издается сумасшедшим тиражом. В чем же дело? Мы не разглядели гениальное произведение и наконец-то сможем с ним ознакомиться? Вряд ли. Видимо, все просто, как дважды два.

Недавно на российских киноэкранах с большим успехом прошел новый фильм об Индиане Джонсе, где он занимается поиском хрустального черепа. Ушлые издатели быстренько перекопали интернет, нашли малоизвестную книгу, где поиски этого самого черепа находятся в центре внимания и быстренько шлепнули ее огромным тиражом, пока не забылся фильм. А что — "пипл в очередной раз схавает", хотя сюжет книги и фильма не имееет ничего общего между собой. Уверен, тираж будет успешно распродан. Уверен, 90% купивших эту книгу больше не купят ни одного романа Бенедиктова. Уверен, что больше ни один роман Бенедиктова не будет издан таким тиражом (Надеюсь, он не станет писать Хрустальный череп-2,3,4 и т.д.).

Так может, в ситуации в нашем книжном бизнесе виноваты не коварные книгоиздатели, которые четко знают тысячу и один способ, как обмануть "лоха", и поочередно их используют, а ошибка в генотипе у массового читателя? Вот взять бы и добавить в эту книгу "Красный город"! Надо же что-то делать с этими людьми.


Статья написана 4 июня 2008 г. 22:29

В начале 90-х годов, когда я только начинал серьезно читать фантастику, я наткнулся на предисловие к одной из книг Хайнлайна, в которой утверждалось, что именно Хайнлайн — величайший из американских фантастов, первый обладатель звания гранд-мастер, обладатель четырех "Хьюго", в общем — несомненный номер один. Эта информация меня изрядно удивила. Моим любимым автором среди американских фантастов был Саймак. На второе место я ставил Брэдбери, а Хайнлайна я хоть и прочел с интересом, но за душу он меня не слишком зацепил. С тех пор прошло немало времени. Мои литературные вкусы хоть и изменились, но не так уж сильно. Саймак и Брэдбери до сих пор остаются моими любимцами. Хайнлайна же я перечитал почти всего и, хотя и люблю его меньше, готов согласится с его первенством.

В чем же дело? На мой взгляд, для того, чтобы стать "первым номером", лидером в негласной иерархии , автор должен соответствовать нескольким критериям:

1. Писать стабильно. У любого писателя есть более и менее удачные произведения. Какие-то книги пользуются большим интересом у читателя, какие-то меньшим. Но настоящий мастер даже в худших своих произведениях не опускается ниже определенного, достаточно высокого уровня. Стоит написать одну-две явных халтуры — и "царь горы" немедленно будет сброшен со своего пьедестала, тем более, что читательское внимание и требования к нему соответствующие. И именно Хайнлайн был, пожалуй, самым стабильным из блестящей плеяды американских писателей 40 — 70-х. Пожалуй, лишь в последних своих романах, в глубокой старости он стал писать слабее.

2. Писать сильно. Писатель, не может быть назван лучшим за одно, пусть блестящее произведение. Только тот, кто создаст по крайней мере несколько шедевров, может претендовать на звание лучшего автора. Тот же Хайнлайн получил свои награды за "Двойника", "Звездный десант", "Чужака" и "Луну-суровую хозяйку". Я бы согласился с "Двойником" и "Чужаком" и добавил бы к ним "Дверь в лето" и "Кукловодов". А ведь есть еще и "Гражданин Галактики" и "Пасынки Вселенной" и "Свободное владение Фарнхэма" и блестящие рассказы. Так что творчество Хайнлайна — не одна вершина, а целая горная цепь.

3. Писать систематически. Публика быстро забывает своих недавних кумиров. Стоит автору взять достаточно долгую паузу, и его популярность стремительно падает, а помнят его лишь самые преданные поклонники. При этом не ограничиваться рассказами. Ведь самые блестящие рассказы не принесут автору звание лучшего. Поэтому, например, блестящий рассказчик Брэдбери не пользовался в Америке такой уж большой популярностью. За первые 25 лет своей писательской карьеры Хайнлайн написал 25 романов и в следующие 20 добавил еще семь.

4. Писать разнообразно. Как ни странно, это условие представляется мне едва ли не самым сложным. У очень многих авторов есть привычка — написав удачное произведение, строчить к нему сиквелы до тех пор, пока у читателей не выработается стойкий рвотный рефлекс. Тогда автор меняет мир, имена героев и эпоху и начинает новую многотомную опупею. Заработать себе на кусок хлеба таким образом можно, стать великим — никогда. Настоящий мастер пишет произведения, разнообразные как по сюжету, так и по стилю и даже по заложенным в них идеях. Тот же нежно любимый мною Саймак достаточно однообразен. Большинство его произведений сюжетно похожи друг на друга. Начав читать новый роман, вы можете не смотреть на обложку и без всякого лингвоанализатора определить — перед вами Саймак. А вот творчество Хайнлайна очень разнообразно. Трудно поверить, что один и тот же человек написал хипповского "Чужака в чужой стране" и жесткий "Звездный десант", лиричную "Дверь в лето" и мрачнейшее "Свободное владение Фарнхэма". Вот это и есть настоящее мастерство.

Попробуем посмотреть, как эти принципы применимы к отечественной фантастике. В 60-80-х годах лидерство братьев Стругацких было неоспоримо. Именно они лучше всех соответствовали вышеупомянутым принципам, порадовав нас множеством шедевров, написанных в совершенно разной манере.

А вот после смерти Аркадия Натановича "трон" лучшего отечественного фантаста опустел. За право быть первым напротяжении нескольких лет боролись Лазарчук, Головачев, Громов, Лукин, Михайлов. А победил в этом соперничестве Сергей Лукьяненко. Именно ему лучше всего удалось сочетать в своем творчестве принципы СССР (писать сильно, стабильно, систематически и разнообразно).

Лукьяненко — один из самых плодовитых авторов, написавший за 15 лет свыше двадцати романов и множество рассказов. Очень долгое время он удерживал стабильно высокий уровень творчества и локальные неудачи (например, "Лорд с планеты Земля") не были столь провальными и не портили общий имидж автора. Лукьяненко писал весьма разнообразно. "Рыцари сорока островов", "Осенние визиты", "Лабиринт отражений", "Линия грез", "Холодные берега" — все это весьма разноплановые произведения. Сергей не брался за длинные сериалы, ограничиваясь дилогиями, максимум трилогиями.

Но вот в последнее время позиции Лукьяненко заметно пошатнулись. Началось все с цикла "Дозоры", который автор не смог вовремя прекратить. В результате последний роман оказался явно слабее. Затем последовал цикл "Функционал", который тоже не произвел впечатления на многих читателей. Еще одна-две неудачи — и Лукьяненко может ждать судьба Головачева. Книги автора продолжают успешно продаваться, но настоящие ценители фантастики в основном невысокого мнения об авторе.

Интересно сможет ли Сергей удержать за собой лидерство в русскоязычной фантастике? А если нет, то кто придет ему на смену?


Статья написана 2 июня 2008 г. 20:29

Довольно долго на сайте шла активная дискуссия об особенностях торговли книгами. Собравшись с силами, я решил вставить свои пять копеек в этот спор. Подвигло меня к написанию этого поста следующее обстоятельство. В течение этого года я прочел весьма изрядное количество фантастических произведений. Лучшим прочитанным мною за последнее время романом безусловно является "Город мечтающих книг" Моэрса. Не буду подробно расхваливать эту книгу. Сейчас речь о другом. Дело в том, что эта книга досталась мне лишь благодаря крайне удачному стечению обстоятельств. Прочитав на Фантлабе первые хвалебные отзывы о романе, я отправился на его поиски и не преуспел. Данный факт меня изрядно удивил.

Я живу в Харькове. В этом крупном городе книготорговая сеть развита весьма неплохо. В Харькове существует книжный рынок, где более десятка разных торговцев специализируются в основном на фантастике. Кроме того, в Харькове свыше десятка книжных магазинов разных фирм, где тоже регулярно обновляется ассортимент. Харьков — достаточно крупная перевалочная база, откуда книги распространяются дальше по нескольким областям Восточной Украины.

Однако, довольно длительные поиски привели меня к неутешительному выводу: в Харькове Моэрса нет и не будет. Мне повезло. Через некоторое время я отправился в командировку в Киев, успел попасть на Петровку. Выяснилось, что в Киев как раз завезли несколько пачек Моэрса и я стал счастливым обладателем искомой книги, возможно, единственным среди харьковчан. У меня нет ни малейших сомнений, что если бы Моэрс все же попал бы в Харьков, то пара-тройка десятков книг разошлась бы наверняка, а если бы эта книга получила бы ту рекламу, которой заслуживает, то только харьковчане могли бы купить и сто и двести экземпляров.

Попытавшись понять, в чем причина отсутствия Моэрса в Харькове, я обратил внимание на тираж книги. Он составляет 3000 экземпляров. Будет ли в ближайшее время издан дополнительный тираж? Не думаю.

Так что Моэрс прошел мимо харьковских любителей фантастики, как и мимо жителей других нестоличных городов.

В прошлом году, попав на день в Москву, я случайно наткнулся на роман Чигиринской "Сердце меча", который в Харьков тоже не попал. (Тираж — 4000).

Последний случай — "Другая сторона" Колодана. Снова долгие поиски книги, рекомендованной фантлабовцами. Снова отсутствие ее на рынке. Но, к моему счастью, один харьковский магазин все же закупил эту книгу и сейчас я читаю ее с большим удовольствием. При этом Колодан вышел в двух довольно популярных сериях, одна из которых — "Звездный лабиринт". Общий тираж — 7000.

Так в чем же дело? Почему хорошие новинки издаются мизерными тиражами и регулярно не доходят до своего читателя?

А ведь при этом последние романы Головачева стабильно выходят тиражом 55000, и ими завалены лотки на рынке и полки магазинов.

Дело в том, что, на мой взгляд, книжная торговля — это в первую очередь бизнес, и подчиняется она законам бизнеса. Издателям невыгодно рисковать и издавать нового автора заметным тиражом. Тратить деньги на рекламу нового автора тоже неинтересно. Это имеет смысл только если перед нами — начало нового длинного сериала, и читатель, купивший первую книгу, затем будет покупать еще десяток. Если же автор не слишком плодовит, его раскрутка никому не нужна.

Книготорговец тоже предпочитает действовать наверняка. Закупать нового автора в заметном количестве рискованно. Если книга вышла в не слишком раскрученной серии — рискованно вдвойне. А уж если это так называемый "неформат", то риск возрастает еще в несколько раз. Что ответит продавец книг, на вопрос: "О чем пишет Моэрс? На кого он похож?" Особенно тяжко ему придется, если он, как большинство продавцов, не читает свои же книги. А вот Головачев — другое дело! Все просто и понятно — нажимай да дуй.

А потом мы жалуемся на падение качества книг, на вал низкопробной литературы, захлестнувшей рынок.

На мой взгляд, наш сайт — одно из средств противостоять этому неприятному явлению. Вот когда не только читатель, собираясь за книгами станет смотреть, что там советует Фантлаб, но и торговец книгами, собираясь делать заказ, глянет: "Фантлаб рекомендует Моэрса? Мне еще две-три пачки этой книги!". А издатель обнаружив в рекомендациях Осояну, быстренько запустит доптираж. Вот тогда польза от нашего сайта будет очевидна. Надеюсь, это время не за горами.

А что вы думаете по этому поводу?





  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх